вторник, 25 октября 2016 г.

улица Преображенский Вал

Расположение:

Улица проходит по району Преображенское (ВАО) от Преображенской площади до улицы Измайловский Вал. 

Рядом – метро «Преображенская площадь» (начало улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении) и трамвайные полосы в середине улицы. Тротуары – с 2-х сторон; на некоторых участках – полосы газонов между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 900 метров.

История:


До 1922 года – улица Преображенский Камер-Коллежский Вал.

Первоначально улицу отделял от Измайловского Вала мост через реку Хапиловку, позже убранную в коллектор. Ныне по долине реки проложена Электрозаводская железнодорожная ветка.

Улица названа в 1922 году по бывшему подмосковному селу Преображенское и Камер-Коллежскому валу, который здесь находился.

Нежилые объекты:

М метро «Преображенская площадь» (Сокольническая линия; открыта 31 декабря 1965 года ; названа по одноименной площади, на которую он выводит; станция имеет 2 выхода в город по лестницам — на Преображенскую площадь, улицы Преображенский Вал, Большая Черкизовская и Краснобогатырская; входы-выходы с улицы имеют вид подземных пешеходных переходов с остекленными навесами; мелкая (глубина 8 метров); станция колонная и колонны облицованы зеленым мрамором; путевые стены облицованы алюминиевыми композитными панелями, в внизу — черным мрамором (до 2010 года — керамической плиткой); пол выложен серым и красным гранитом; скамеек для отдыха мало и находятся они в начале и в конце платформы; никакой темы оформления у этой станции нет).

• Офисно-сервисный центр (№ 1, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание.

• Преображенский рынок (№ 17 с многочисленными строениями). Южная половина рынка - на месте изначального месторасположения Преображенского кладбища.

• Преображенское старообрядческое кладбище (№ 17а с несколькими строениями; с 1771 года). старообрядческое кладбище, центр федосеевцев (беспоповский толк старообрядчества). 

Основано во время эпидемии чумы 1771 г. за Камер-Коллежским валом (ныне Преображенский вал, 17а) одним из дворовых людей князей Голицыных, купцом И. Ковылиным, который под предлогом организации чумного карантина устроил здесь федосеевские богадельни. 

Первоначально старообрядцы селились вокруг кладбища, прозванного в 18 в. «моровыми могилками». 

Позже Ковылин получил высочайшее разрешение на организацию здесь строительства (архитекторы Ф. Соколов, В. Баженов, Ф. Горностаев); были построены Успенская (Никольская) церковь (1784), больничный корпус мужского двора (1796), часовня (1805), женская обитель, окружённая каменной оградой с башнями по углам (1806), Крестовоздвиженский собор (1811). 

На Хапиловском пруду устроена купальня-крестильня, где православных перекрещивали в федосеевское согласие (уничтожена в 1852 г.). 

На Преображенском кладбище и вокруг него Ковылиным были построены дома, магазины, фабрики, молельни. 

В начале 19 в. прихожан было до 10 тыс. человек, в приютах находилось 1500 человек. 

Для ограничения деятельности раскольников по указанию императора Николая I Успенская церковь была переосвящена в православную. 

В 1866 г. мужской двор переселён на женский, на его территории открыт Никольский единоверческий монастырь. 

На Преображенском кладбище находилась богатейшая библиотека сочинений о расколе, собранная А. Хлудовым; хранились древние иконы (в том числе 1300 икон, собранных Е. Егоровым), произведения древнерусского искусства. 

В 1920 г. все федосеевские молельни, кроме Крестовоздвиженской, закрыты, призреваемые выселены. 

В начале 1920-х гг. закрыт Никольский монастырь. 

Библиотека Хлудова и часть собрания Егорова переданы в ГБЛ (ныне РГБ), иконы — в Исторический музей и Третьяковскую галерею. 

В 1920-х гг. в кельях монастыря открыта трудовая школа, размещались различные учреждения. 

Успенская церковь в 1922 г. была захвачена обновленцами. 

В 1950—60-х гг. уничтожена церковь Преображения. 

На Преображенском кладбище похоронены Ковылин, инок Онуфрий, бывший Белокриницкий епископ, есть захоронения православных (настоятель Никольского монастыря архимандрит Павел и др.). 

Сооружён мемориал и зажжён первый в Москве Вечный огонь над братской могилой воинов, павших в Великой Отечественной войне и умерших в московских госпиталях. 

Часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище Построена в готическом стиле в 1804 (или 1805) году под руководством архитектора Ф. Соколова.


Преображенское кладбище – дитя московской чумы 1770-1771 годов. Когда в городе умирало по тысяче человек в день, в народе невольно рождалась мысль, что Бог карает москвичей за грехи и отступничество от веры. Москва была окружена войсковыми кордонами, в пытавшихся спастись от чумы бегством стреляли. И тут по городу пронесся слух, что в Преображенском, возле изб старообрядцев на берегу Хапиловского пруда, стоят чаны с чистой водой. И обратившихся за помощью там принимают, моют, переодевают в чистое, кормят. И старообрядцы ухаживают за больными, как за своими детьми. А на деньги, которые пожертвовал купец Илья Ковылин, в Преображенском строится не то лазарет, не то богадельня. Народ бросился в Преображенское. Илья Ковылин исповедует, причащает, перекрещивает новоприбывших в старообрядческую веру федосеевского толка (в тех самых чанах).
В 1771-м в разгар чумы, правительство вынуждено было обратиться к частным лицам с просьбой содействовать устройству чумных карантинов и кладбищ за московскими заставами. Один из таких пунктов открыла ничем не знаменитая, обосновавшаяся здесь еще в начале XVIII века, федосеевская (федосеевцы – одна из разновидностей «беспоповской» ветви старообрядчества, название происходит от имени основателя, дьячка Феодосия Васильева, жившего в XVII – начале XVIII веков) община за Преображенской заставой – на деньги купцов Ильи Ковылина и Ф.Зенкова.
Число новообращенных, жертвовавших старообрядцам все имущество и капиталы, росло. Наконец, чума отступила. Те, кто не выжил, упокоились на Преображенском кладбище, возникшем за городской чертой. А те, кто уцелел, остались жить в старообрядческом поселке на берегу Хапиловского пруда, который федосеевцы называли Иорданом – в нем совершали они крещения. Фактически Илья Ковылин и его сподвижники использовали кризисную ситуацию в Москве 1771 года для легализации федосеевской общины, создав старообрядческий монастырь под видом богадельни. Так началась история старообрядческого Преображенского кладбища, которое очень быстро превратилось из богадельни в духовный центр раскольников – «церковных диссидентов» императорской России. Здесь происходили всероссийские соборы федосеевского согласия, отсюда распространялись письменные обращения «ко всем христианам».
Власти не раз пытались закрыть кладбище, но преображенцы были начеку. Когда в Москве стало известно, что император Павел I готовит указ об уничтожении Преображенского кладбища, Ковылин, скопивший к тому времени не только огромные средства, но и высокие связи, задобрил московских и петербургских чиновников и отвел угрозу. Император Александр I берет Преображенскую обитель под личное покровительство. В 1808 году на имя царя поступает прошение старообрядцев присвоить общине в Преображенском статус Богадельного дома. Появляется «Устав Богаделенного дома на Преображенском кладбище», по которому старообрядцы Преображенского освобождались от опеки Духовной консистории, сами выбирали попечителей и имели полную автономию во внутренней жизни общины. За каменными стенами с башнями стоят уже десятки построек, в которых живет свыше полутора тысяч человек. Официально в течение 37 лет Преображенское кладбище числились личной собственностью Ильи Ковылина, т.к. законодательство Российской империи не признавало старообрядческих общин.
1812 год, с одной стороны, не принес обители разорения, с другой – принес дурную славу. По Москве ходили толки, что старообрядцы встречали французов хлебом-солью, делали им подношения и даже привели Наполеону буквально золотого тельца – быка с вызолоченными рогами. Утверждали даже, что в Преображенское приезжал к старообрядцам сам Наполеон в сопровождении маршала Мюрата, после чего в монастыре разместили французский отряд для охраны и заодно завезли сюда станки для печатания фальшивых русских ассигнаций. Никаких документальных доказательств «измены», тем не менее, не существует.
При Николае I Богаделенному дому запрещают владеть землями, лугами и фабриками, в 1847 году его подчиняют Совету Императорского человеколюбивого общества. «Гражданским попечителем» Богаделенного дома Николай назначил генерал-адъютанта графа Строганова. Однако Преображенское кладбище все богатеет: дети федосеевцев, не признававших брака в официальной церкви, не считаются законными наследниками, и огромные капиталы, жертвуемые прихожанами, являются собственностью всей старообрядческой общины. На ссудах, выделяемых общиной, поднимаются знаменитые московские купеческо-промышленные фамилии: Гучковы, Носовы, Морозовы, Рябушинские, Хлудовы.
В 1866 году власти фактически отбирают у старообрядцев мужскую половину комплекса Преображенского кладбища, с сотнями древних икон и богослужебных предметов: в ней открывается Никольский единоверческий монастырь.
К началу ХХ века Преображенское кладбище представляет собою своеобразный живой историко-культурный заповедник, где поддерживается не только строгий уклад монашеской жизни, но и старинные традиции, давно утраченные в «обмирщенной» России: крюковое пение, знаменный распев, иконописные мастерские, церковные службы по древнему канону и т.п. Именно здесь Василий Суриков нашел типаж для своей боярыни Морозовой, увековечив старообрядческую начетчицу Анастасию Михайловну.
В 1906 году старообрядцы Преображенского официально оформили свое сообщество как «Преображенскую общину христиан древле-поморского кафолического вероисповедания», уравняв таким образом статус старообрядческой общины и единоверческого монастыря.
После Октябрьской революции Преображенский старообрядческий и Никольский единоверческий монастыри недолго просуществовали нетронутыми. Никольский монастырь был закрыт. В 1919 году в богадельни стали вселять посторонних граждан, а старообрядцев выбрасывать на улицу. В 1920 году было осквернено большинство кладбищенских надгробий. Главные храмы продолжали действовать и впоследствии, но монастырские комплексы и их обитатели многое претерпели. Домовые и надвратные храмы и моленные закрыли в 1930-е годы, коллекции древних икон из них частично передали в музеи, частично распродали за границу. Многих насельников обители репрессировали. В 1934 году НКВД арестовал руководителя федосеевской общины, но тот успел тайно благословить преемника, после чего тот девять лет руководил общиной из подполья.
Художественные сокровища Преображенского кладбища в ХХ веке частично утрачены, частично пополнили коллекции крупнейших музеев. В Третьяковской галерее находятся происходящие из Преображенского иконы «Облачный чин» (XV в.), «Феодор Сикеот и св. Георгий» (рубеж XVI-XVII вв.), «Рождество Николы» (1601 г.), «Богоматерь Владимирская» (рубеж XVI-XVII вв.). Хлудовское книжное собрание попало в Российскую государственную библиотеку.
• Здания на территории Преображенской старообрядческой общины – Преображенского старообрядческого монастыря (№ 17б, кк. 1–6). 

Надвратный корпус с моленной (стр. 1): построен в 1804 г., архитектор М. Казаков. 

В 1980—1990 гг. здесь располагалась торговая база Куйбышевского райпищеторга. 

На западной стороне здания между окнами имеется узор из «пентаграмм в огне» (на втором этаже). 

Следов моленной не сохранилось.

– Юго-западный (больничный) корпус с храмом Богоявления и преподобного Зотика (стр. 2): Построен в 1-й четверти 19 века, архитектор М. Казаков.

– Южный (женский) корпус с храмом Всемилостивого Спаса (стр. 3). Бывшая «Палата женская вторая». Возведена в 1805 году, архитектор М. Ф. Казаков.

– Старообрядческая Московская Преображенская община Старопоморского федосеевского согласия (стр. 4). 

Бывшая «Палата женская первая» в составе ансамбля памятников Преображенской старообрядческой общины. 

Построена в 1800-е гг., архитектор М. Казаков. 

В 1990-х был здесь филиал ЦНИИС.

– «Детская палата» ансамбля памятников Преображенской старообрядческой общины (стр. 5). Здание построено в 1800-е гг. Архитектор М. Казаков.

– Восточный (мужской) корпус с храмом Успения Богородицы, Иоанна Богослова и Николая Чудотворца (стр. 6). 

Бывший Успенский корпус (мужские палаты). 

Построен в 1805 году, архитектор М. Казаков, перестроен в первой четверти 19 в. – начале 20 в., архитектор Ф. Соколов. 

Здесь раньше было 30 отделение милиции и паспортный стол, теперь – культурно-паломнический центр им. протопопа Аввакума и Церковная лавка Московского Преображенского старообрядческого монастыря.

– Бывшие монашеские кельи Московской Преображенской общины Старопоморского федосеевского согласия (стр. 7). Одноэтажное деревянное здание конца 19 – начала 20 века.

• Противотуберкулезный диспансер № 8 (№ 19, стр. 2; в здании бывшей больницы при Преображенской старообрядческой общине 1912 года). 

Здание в стиле московского модерна построено в 1912 году для больницы при Преображенской старообрядческой общине по проекту архитектора Л. Кекушева – первого по времени и одного из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве.


Здание противотуберкулезного диспансера № 8 по адресу Преображенский вал, 19 прекрасно приспособлено для медицинских нужд. Просторные коридоры и палаты, высокие потолки, большие окна, кафельный пол, позволяющий соблюдать все санитарно-гигиенические требования, сразу говорят о том, что здание всегда имело медицинское назначение.
Это двухэтажное краснокирпичное здание было построено в 1914 г. по проекту архитектора Л. Кекушева для больницы Преображенской богадельни, принадлежащей старообрядцам-федосеевцам Поморского согласия. Есть версия, что деньги на строительство давали суконщики Носовы — основные жертвователи общины и постоянные заказчики Л. Кекушева.
Больница, как и все здания, спроектированные Кекушевым, была прекрасно вписана в городскую среду. В этом месте улица делала небольшой изгиб, и со стороны Никольского монастыря и Измайлова открывался прекрасный вид на главный фасад больницы, имевший выразительную рельефную структуру.
В первоначальном варианте проекта средняя часть здания была увенчана изящным куполом, а по крыше шла ажурная решетка. От купола и решетки архитектор впоследствии отказался.
В своем проекте Кекушев продумал все детали внешнего и внутреннего убранства больницы. Несмотря на явную технологичность, здание привлекает взгляды пластичностью форм и линий, а темный неоштукатуренный красный кирпич делает его таинственным. Верхняя часть окон разбита на маленькие квадратики, что позволяет создать дополнительную фасадную горизонталь. Кованые ограждения маршей внутренней лестницы эффектно вписаны в композицию внутренних интерьеров здания, продуман рисунок кафельного пола, расстекловка внутренних дверей.


• Бывший складской корпус Старообрядческой Московской Преображенской общины Старопоморского федосеевского согласия (№ 19, стр. 3) 19 века сгорел и заброшен.

• Здания на территории бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря (№ 25, кк. 1–6). 


«Монастырь этот имеет очень уединенный вид – настоящее убежище для любителей созерцательной жизни. Всюду – трава, по местам – деревца, яблочный сад, маленькое братское кладбище – и тишина, тишина!», – писал о Никольском Единоверческом монастыре в 1913 году один гость обители.
Никольский Единоверческий мужской монастырь возник на Преображенском валу по повелению императора Николая I. Он занял территорию мужского двора бывшей старообрядческой обители, «беспоповского Преображенского богадельного дома». Так государь император решил «ограничить своеволия раскольников».
У Преображенской заставы старообрядцы начали селиться во второй половине XVIII века, когда в 1771 году дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин получил разрешение на постройку чумного карантина. Здесь образовалось Преображенское кладбище, а подле него Преображенская богадельня и контора Федосеевской беспоповской общины.
В ансамбль монастыря, сохранившийся до наших дней, входят братский корпус (больничная палата) 1801 года, надвратный 1801 1806 годов, служебный и два храма. Их проектировал архитектор Ф.К. Соколов, которому принадлежит также проект Андреевской богадельни.
В 1854 году по настоянию Митрополита Филарета Успенский храм стал единоверческим. А в 1866 году на месте федосеевской мужской обители был организован Никольский единоверческий мужской монастырь.
Тем не менее, на стенах Успенского храма сохранялись древние образцы, писанные еще до Никона, а Никольский монастырь свято хранил старинные старообрядческие иконы. В свое время Федосеевскую общину обвиняли в хищении древних икон из московских церквей во время чумы 1771 года и наполеоновского пожара. Возможно, среди них были иконы Андрея Рублева.
После перехода монастыря в единоверие многие из активных беспоповских прихожан вольно или с тайным умыслом присоединились к новой вере, среди них были представители богатых купеческих домов: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Бавыкины, Осиповы, Хлудовы. Именно на средства А.И. Хлудова и И.В. Носова была построена отдельно стоящая колокольня по проекту архитектора Горностаева в 1879 году. Хлудовым была пожертвована монастырю библиотека, которая заняла теплый корпус рядом с Крестовоздвиженским собором. Богатая коллекция состояла из памятников истории раскола и образцы древнерусской и старославянской литературы.
В конце XIX века монастырь стал центром борьбы с раскольниками и одновременно центром памяти старообрядческой традиции. Здесь устраивались съезды противораскольничьих миссионеров, в церковно-приходской школе учились дети старообрядцев. Однако святыни Федосеевской общины – иконы древнего письма, старопечатные книги и рукописи – бережно хранились в стенах обители. По одному иконостасу Успенской церкви можно было «составить себе понятие о том, какие бывали в свое время моленные», – говорили в монастыре.
Никольская обитель была украшением Преображенки. Желтые корпуса и пятиглавая Крестовоздвиженская церковь над святыми вратами, возвышающаяся над ними стройная готическая колокольня темно-красного кирпича, кельи в готическом стиле, одноэтажный белый дом настоятеля – всё это радовало глаз проезжающих мимо москвичей.
Монастырь закрыли в 1920 х годах. Хлудовская библиотека и часть икон перекочевали в Исторический музей. Монахов прогнали. Какое-то время Успенская церковь принадлежала обновленцам, которые захватили её в 1930 е годы, а потом половину продали старообрядцам новопоморского согласия. Сейчас этот собор по-прежнему разделен на две половины с двумя разными входами и разными правилами: старообрядческими и патриаршими. Однако древние иконы бережно хранят обе половины.
В 1960 х годах Крестовоздвиженская церковь и бывшая Хлудовская библиотека были жилым домом. В 1990 х годах на церкви опять появились купола.


Преображенский старообрядческий монастырь с соборной церковью Воздвижения Креста Господня, часовней свт. Николая Чудотворца, Поморской моленной, культурно-паломническим центр имени протопопа Аввакума и другими постройками. Никольский единоверческий монастырь на Преображенском кладбище.

Преображенская старообрядческая община и Никольский единоверческий монастырь – община образовалась в 1771 году во время эпидемии чумы: старообрядцам-беспоповцам были отданы земли за Преображенской заставой для организации кладбища. 

Общину возле кладбища основал купец И. Ковылин.

В начале 19 века построены корпуса мужской и женской обителей, разделённых дорогой к кладбищу. 

В 1806 года построена каменная ограда с башенками, врата мужской обители с надвратной пятиглавой Воздвиженской церковью.

По ходатайству Московского митрополита Филарета Дроздова, с императорского соизволения, 16 мая 1866 года мужское отделение беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома было превращено в Никольский единоверческий монастырь. 

До открытия монастыря в этом мужском отделении Преображенского Богаделенного дома уже существовала с 1854 года Единоверческая церковь, под именем Никольский единоверческий храм, что при Преображенском Богадельном Доме, с находящимся при ней приходом, не упраздненным и по открытии монастыря.

16 сентября 1856 года это место удостоил своим посещением бывший Государь Цесаревич Николай Александрович и Великие князья Александр Александрович и Владимир Александрович. Монастырь по прошению всех московских единоверцев, с высочайшего императорского соизволения наименован Никольским в память скончавшегося Государя Цесаревича Николая Александровича, посетившего бывший до монастыря Никольский единоверческий храм. Освящение храмов последовало по Высочайшей воле императора Николая I, вследствие присоединения к единоверию главных беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и др. Эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления. 

Отдельно стоящая колокольня построена в 1876—1879 годах на средства благотворителей — главным образом А. Хлудова и И. Носова.

Над воротами при входе из бывшей молельни устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находится замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 году; в ней множество греческих и славянских харатейных (хартия — летопись) рукописей, богослужебных, догматических, поучительных старопечатных книг, книг новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 году на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля расположена в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. 

До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т. п. Одним словом, здесь сосредоточивалась некогда главная сила Федосеевской секты. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в двухэтажном каменном корпусе, где прежде помещались призреваемые.

В 1917 году большая часть библиотеки собрания рукописей А. Хлудова поступила в Государственный Исторический музей.

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращён в дом коммуны завода Радио. Главный соборный храм превращён в приходской.

В 1930-х годах стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть заняло расширившееся кладбище.

В 1977—1980 годах под руководством И. Русакомского отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен.

В первой половине 1920-х годов Советская власть передала храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней — Успенской части храма. 

Храм был разделён на две части, так что главная часть храма с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой — трапезной части. 

В отделённой трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины 19 века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

– Надвратный храм Воздвижения Креста Господня (стр. 1). 

Ранее являлся надвратным храмом бывшего Никольского единоверческого монастыря.

Тёплый, над западными воротами храм построен в 1801 г. для федосеевской беспоповской Крестовоздвиженской молельни по образцу Поморской киновии, архитектор Ф. Соколов. Освящён святителем Филаретом, митрополитом Московским 19 декабря 1854 г. Центральная часть всего здания двухэтажная, по краям к нему впритык пристроены одноэтажные флигеля. В храме остались те же древние иконы, что были в молельне. В нижнем этаже мужское начальное народное училище для мальчиков, открытое в 1855 г. на средства монастыря. 

К церкви примыкает двухэтажное здание, где с 1883 г. находилась знаменитая библиотека древнерусских рукописей и книг, завещанная монастырю А. Хлудовым. До открытия монастыря помещавшаяся в нижнем этаже церковно-приходская школа содержалась на средства федосеевцев.

После закрытия Никольского единоверческого монастыря, некоторое время храм продолжал быть действующим. Но так как бывшая монастырская, приходская школа, находившаяся в двухэтажном пристроенном к храму здании, после декрета об отделении Церкви от Государства и Школы от Церкви, перешла в ведение государственного образовательного комитета, то остро встал вопрос о закрытии храма. 

Храм был закрыт в середине 1920-х годов и некоторое время использовался как помещения для существовавшей в пристроенном здании школы. Потом храм и пристроенное к нему здание были превращены в общежитие, все пять глав были сломаны. 

А в 1960-е годы внутри закрытого храма помещались жилые квартиры. 

Ограда с башнями уничтожена, за исключением небольшого фрагмента с севера от храма стороны. 

В 1980-е годы внутри находился трест «Росдорстройматериалы». 

В 1990 году наименование организации занимающей здание храма звучит так: «Производственное объединение по добыче и переработке дорожно-строительных материалов „Росдориндустрия“ Минавтодора РСФСР».

С середины 1990-х годов сильно перестроенное здание в котором был храм передано церкви. 

В здании разместилась реставрационно-иконописная мастерская «Александрия», на средства которой был проведён капитальный ремонт, восстановлены все пять куполов и вызолочены кресты на куполах.

– Братские корпуса (кк. 2 и 3). 19 век.

– Служебный корпус (к. 4). Построен в 18-19 вв.

– Дом причта (к. 5).

– Хозяйственная постройка 19 века (№ 25а). Теперь тут автосервис и комиссионка.

• Православный храм святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище (№ 25; Восточное викариатство, Воскресенское благочиние. 2 престола (в трапезной) – святителя Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы. История: построен в 1784 г. как соборная часовня старообрядческой общины федосеевцев на Преображенском кладбище. С 1857 г. – единоверческий храм. С 1866 г. – собор единоверческого Никольского мон-ря. В 1920-х гг. – монастырь был закрыт и часть его строений, а также стены сломаны. Сам храм в 1930-х гг. перешел к старообрядцам, которые передали переднюю часть храма старообрядцам, которые занимают ее и сегодня. Трапезная с приделами принадлежит РПЦ. Арх-ра: состоит из основного объема с одной главой, трапезной и колокольни (над папертью). Интерьер: сохранились иконы 15–17 вв. Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Акафистная» (16 в.), «Всех скорбящих Радость» Успения Божией Матери «Киево-Печерская», Толгская и Казанская, а также Софии, Премудрости Божией (16 или 17 вв.), «Тайная вечеря» (над царскими вратами, 15 в.), святителя Николая Чудотворца и мученика Вонифатия. Духовенство: настоятель – священник Леонид Кузьминов; другие клирики: священники Владимир Клюев, Сергей Кодинцев, Марк Бланкфелдс и Борис Зыкунов. Богослужение: ежедневно утром в 9.00 (по воскресеньям и большим праздникам 2 литургии – в 7.00 и в 10.00), накануне воскресений и больших праздников вечером – в 17.00; по понедельникам – молебен с акафистом мученику Вонифатию; по четвергам вечером – молебен святителю Николаю Чудотворцу. Внебогослужебная деятельность: духовно-нравственный клуб «Тропинкою добра»; паломнические поездки. Сайт есть на платформе «приход» – довольно скромный, но основные сведения есть. От монастыря сохранились храм Крестовоздвижения, надвратный храм, колокольня и келейные корпуса).

• Кафе-бар «Кур» (№ 27).

• Площадка 10-го автобусного парка (№ 31). 

До оптимизации 4-го автобусного парка (декабрь 2013 года) эта территория была одной из отстойных площадок 4-го автобусного парка, здесь отстаивались автобусы 5-й и 6-й, а затем 4-й колонн. Также половину площадки занимал «калашный ряд» из «поставленных под забор» автобусов 4-го парка. 

С декабря 2013 года площадка передана 10-му автобусному парку, но оставалась пустой аж почти целый год — только зимой 2014–2015 года здесь появились автобусы 10-го парка.

• Административное здание ПО «Хапиловка» «Мосводостока» (№ 31а).

• Склады ХК «Электрозавод» (№ 33). 

Жилые дома (мало):

Общая хар-ка: 5 и 6 этажей (1920-е – 1960-е годы постройки); 12 и 16 этажей (1970-е – 1980-е годы постройки).

16 этажей (№ 4). 1979 год постройки. Панельный, стандартный. На 1-м этаже – продуктовый магазин и сервисы.

5 этажей (№ 14). 1962 год постройки. Кирпичный, стандартный. На 1-м этаже – магазины и офисы.

12 этажей (№ 16). 1972 год постройки. Блочный, стандартный. На 1-м этаже – дом книги «На Преображенке».

Архитектурный ансамбль «Жилой посёлок Преображенский» (№ 24, кк. 1–6). Сооружён в 1927–1929 гг. в стиле конструктивизма.

Квартиры коммунальные. В домах деревянные перекрытия. Внешние стены толщиной в 2,5 кирпича. Потолки 3 м. Дома преимущественно пятиэтажные. 
Есть подъезды с шестью этажами, и в таких подъездах имеются лифты. 

В 2007 г. были поставлены новые лифты в 1-м и 3-м корпусах. За несколько лет до этого новые лифты были поставлены в 6-м корпусе. Под корпусами находятся убежища гражданской. Во дворах расположены вентиляционные шахты убежищ. На месте контейнерной площадки был вход в убежища, который теперь засыпан. На месте стоянки машин когда-то находилась яма с углём для отопления домов. Во 2-м корпусе был магазин № 19. Потом несколько лет помещение пустовало. 

В 2007 г. в этом помещении был открыт продовольственный магазин «На Хапиловке».

Мэром Москвы Юрием Лужковым подписано распоряжение правительства Москвы о признании аварийными и последующем сносе корпусов 2, 4 и 5 в течение 2007 г. 

На месте этого квартала должен быть построен гостиничный комплекс на 800 мест. (Постановление № 323-ПП 24 апреля 2007 г.).


16 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 26). 1983 год постройки. Блочный, стандартный. В пристройке – универсам «Пятерочка».

Нумерация домов нестрогая и неупорядоченная, что связано с утратой многих домов со временем. Нумерация же сохранившихся домов не была при этом изменена.

Достопримечательности:

Здания 18 – начала 20 веков.

Преображенский старообрядческий монастырь.

Православный храм святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище (№ 25).

Зона отдыха:

Сквер (около дома № 26 – пешеходные дорожки; газоны и цветники; скамейки; футбольная и хоккейная площадки; искусственное освещение; детская игровая площадка; скульптурные композиции).

Проезд:

От метро «Преображенская площадь» пешком и на трамваях №№ 2, 11, 36 и 46.


Видео:




Состояние на 11.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий