понедельник, 24 октября 2016 г.

улица Панфилова

Расположение:

Улица проходит по району Сокол (САО) от улицы Алабяна до Волоколамского шоссе вдоль окружной железной дороги (МЦК) и рядом с ней (у бывшей станции Серебряный Бор и пассажирской платформы Панфиловская).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуар – с одной стороны; на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуаром и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 1, 5 км.

Фактически является проездом (дома и разные учреждения только на одной стороне улицы, а на второй – гаражи, автосервис и железная дорога).

Железная дорога закрыта от проезжей части и жилых домов сплошным забором, но проход к станции через ворота открыт.

История:

– Раньше тут находилось подмосковное село Всехсвятское, которое в 1917 году вошло в состав Москвы.

– Долгое время на месте этой улицы и в окрестностях находилась большая Всехсвятская роща (Сосновый бор).

– В 1920-е годы рядом с этой улицей был создан поселок художников Сокол.

До 1960 года — 2-я улица Левитана (потому что одна улица в честь него уже была и существует до сих пор – она отходит от этой улицы).

Улица названа в 1960 года в честь генерала и героя Великой Отечественной войны, который командовал 28 панфиловцами, защищавшими подходы к Москве и совершившими свой подвиг и на несколько часов остановившими немцев у деревни Дубосеково в Волоколамском районе Подмосковья (где им стоит памятник), Ивана Панфилова (1893-1941); в настоящее время подвиг панфиловцев аргументированно оспаривается и считается художественно-пропагандистским вымыслом. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_544.html.

Нежилые объекты:

Студенческая зона (от середины до конца улицы):

1. Вторая территория МАИ (первая и основная находится на другой стороне Волоколамского шоссе: между Волоколамским и Ленинградским шоссе)

– Военный институт МАИ (№ 20; в институт входят учебный военный центр МАИ и военная кафедра).

Первоначально здание, построенное в 1930 году (архитектор Н.Я. Колли, гражданский инженер И. И. Кондаков), предназначалось для Института Советской Кооперативной торговли при Центросоюзе.

Корпуса этого комплекса представляют собой уникальную планировочную композицию, состоящую из полукруглого корпуса и отходящих от него «лучей». В комплекс входило общежитие и учебные помещения. В композиции фасада использованы архитектурные детали и приемы, типичные для начала 1930х годов.

Стоит отметить, что в эти же годы Н. Колли принимал самое активное участие и в строительстве главного здания Центросоюза на ул. Кирова (Мясницкая ул.). В 1928-1929 годах Колли был командирован в Париж для совместной работы с архитектором Ле Корбюзье над проектом этого дома. Н.Я. Колли в дальнейшем осуществляет архитектурный надзор за строительством этого здания в 1930- 1935 годах.

Позднее, в 1933 году здание на ул. Панфилова было передано под общежитие студентов МАИ. Это старейшее общежитие главного авиационного ВУЗа столицы.

– Факультет радиоэлектроники летательных аппаратов.

– Самолетная площадка.

– Бывший штаб ДОСААФ.

   2. Общежития и ведомственный дом университета пищевых производств – МГУПП:

– Дом № 16.

– Дом № 18, корпуса 1 и 2.

– Дом № 18, корпус 3.

– Дом № 18а (ведомственный жилой дом).

   3. Колледж сферы услуг № 10 (№ 6).

Жилой сектор (дома) (от начала до середины улицы):

Общая характеристика: 7 и 8 этажей (1950-е годы постройки); 2 этажа (1942 год постройки).

– Дом № 2, корпуса 1, 2, 3 и 4.

– Дом № 4, корпуса 1, 2 и 3.

– Дом № 8 (2 этажа, 1942 год постройки).

– Дом № 10.

– Дом № 12.

– Дом № 14.

Железная дорога (вдоль все нечетной стороны улицы):

1. 〈РЖД〉 Железнодорожная пассажирская платформа Панфиловская МЦК.
Платформа названа так потому, что непосредственно находится на улице Панфилова (на нее идет непосредственно один из выходов, а на улицу Народного Ополчения можно выйти, только пройдя по длинному пешеходному мосту с другой стороны этой платформы). Впрочем, сначала эту платформу хотели назвать Ходынка, что было бы конечно уж очень натянуто, потому что бывшее Ходынское поле находится довольно далеко отсюда. А назвать платформу Серебряный Бор, как называется находящаяся рядом бывшая грузовая станция МОЖД, тоже было бы нездорово, потому что, во-первых, станция сохранилась как исторический памятник и как я понимаю отчасти и осуществляет отграниченную работу, хотя официально все грузовые операции на ней с 2014 года не производятся, а, во-вторых, того серебряного бора (Всехсвятской рощи), который тут шумел 100 лет назад, когда открыли станцию Серебряный Бор, уже давно нет, а его остатки давно называются лесопарком Покровское-Стрешнево, да и находятся они на некотором удалении от этой платформы, ближе к платформе Стрешнево. Так что название Панфиловская можно счесть вполне подходящим для этой платформы, хотя лучше было бы назвать ее «Улица Панфилова».
Географически платформа находится между платформами Стрешнево и Зорге, на границе районов Щукино и Сокол, а значит Северного и Северо-Западного округов. Вокруг достаточно много дорог и жилых домов. Рядом с платформой проходит Песчаный мост (путепровод) через эту железную дорогу, который был построен в 1962 году и соединяет улицы Алабяна и Народного Ополчения (назван так потому, что рядом с ним проходят Песчаные улицы и переулки).
Платформа находится в границах бывшей грузовой станции «Серебряный Бор» (в южной горловине) – административно-служебные здания станции находятся в 500 метрах от Панфиловской.
Платформа была открыта 8 ноября 2016 года, последней из всех существующих на МЦК платформ. Хотя изначально ее хотели открыть в день открытия МЦК – 10 сентября, но не успели всё доделать.
На этом остановочном пункте 2 стандартные для МЦК платформы: одна – островная (в сторону платформы Зорге), а другая – боковая (в сторону платформы Стрешнево, она как раз находится на улице Панфилова). Попасть на ту и другую платформы, а также выйти в город с обеих платформ на улицу Панфилова и улицу Народного Ополчения можно только через соединительный вестибюль с пешеходным мостом и турникетами. Непосредственно выйти с платформы на улицу Панфилова нельзя (всё огорожено и охраняется).
Цена проезда от всех других платформ и до любой другой платформы – 55 рублей.
На «Панфиловской» есть лифты, эскалаторы, пандусы для инвалидов, туалет, скамейки для отдыха и ожидания на платформах.
Один выход ведет (через павильон) прямо на улицу Панфилова, а также к улице Алабяна, но к ней придется немного пройти от улицы Панфилова влево, к началу моста через железную дорогу. Сразу же при выходе с лестницы платформенного павильона перед нами будет довольно интересный объект – Восточная будка центрального управления стрелками и сигналами 1908 года постройки (то есть этой будке уже больше 100 лет), которая сегодня не работает, а раньше относилась к грузовой станции Серебряный Бор на этой же улице и управляла движением грузовых составов по этой станции. До открытия платформы Панфиловская к этой будке подойти близко было трудно, потому что по той стороне улицы, где она находится, нет тротуара, а кроме того, значительная ее часть была просто скрыта от глаз за забором – теперь она полностью доступна осмотру. Есть еще Западная будка, похожая на эту, – она находится в другом конце этой улице, но подойти к ней близко сложно, потому что она находится на территории гаражей и путь к ней преграждает шлагбаум. Второй выход с Панфиловской идет по трубе-мосту через железную дорогу и через наземный вестибюль выводит к улице Народного Ополчения и автобусной остановке на ней.
Теперь, что касается пересадки на метро. Везде объявляется, что эта платформа связана наземным переходом со станцией метро «Октябрьское Поле». На самом деле это не вполне так. По сути никакого выраженного перехода с метро на МЦК нет. От Панфиловской до метро – около 700 метров или 2 автобусные остановки, так что намного легче не идти пешком, а проехать до метро на автобусах №№ 39 или 800. Вот если бы был подземный или наземный переход с МЦК к метро, оборудованный траволатором и навесом от дождя и солнца, тогда уместно было бы вести речь о полноценном наземном переходе с метро к платформе «Панфиловская», но пока этого нет.
Правда, в будущем рядом с платформой будет построен транспортно-пересадочный узел, сделают заездные карманы (на остановке «Кинотеатр „Юность“» на улице Народного Ополчения при движении к Песчаному путепроводу и у дома № 2 по улице Панфилова при движении в центр и в область), чтобы сделать удобную пересадку на автобусы и троллейбусы, но метро это нисколько не приблизит.
Торговых точек непосредственно у платформы нет, но на улицах Панфилова и Народного Ополчения есть несколько магазинов на первых этажах жилых домов.
Около платформы можно посмотреть старые строения бывшей грузовой станции Серебряный Бор, а также бывший поселок художников Сокол, куда от улицы Панфилова можно попасть через улицы Врубеля и Левитана.
Конечно, постройка здесь пассажирской платформы в целом – это плюс. Потому что в любом случае появился еще один способ доехать до разных частей большого московского мегаполиса. Но в то же время укажу и на очевидные недостатки постройки платформы в этом месте. Во-первых, стало на улице Панфилова еще шумнее (хотя и без того было весьма шумно), а шумозащитные щиты вдоль дороги помогают слабо, так что даже малошумные «Ласточки» вносят определенный вклад в общий уровень шума (а еще постоянные объявления диспетчера по станции и в целом множество людей, которое тут теперь появилось в связи с постройкой станции). Во-вторых, до метро всё же довольно далеко, так что пересаживаться весьма неудобно. В-третьих, для местных жителей намного быстрее доехать до «Сокола» или «Октябрьского Поля» на автобусах, чем пользоваться МЦК, если только они целенаправленно не едут в те районы, куда может их довезти электричка. В-четвертых, и самое главное (но это относится ко всей МЦК) – фактически прекратилось грузовое движение по кольцу, в частности, практически перестала работать станция Серебряный Бор, что свидетельствует о закрытии многих заводов и слабом развитии промышленности Москвы, что плохо и в смысле занятости населения, и в смысле наполняемости бюджета города.

***

Теперь я напишу об условиях фотосъемки на станциях МЦК. Здесь действуют точно такие же правила, как и в московском метро: любительская фотосъемка разрешена без ограничений и повсеместно (кроме, конечно, служебных помещений и мест, запрещенных для прохода посторонних), а профессиональная фотосъемка требует обязательного получения разрешения от руководства метро, – и дело это довольно дорогое по деньгам и времени и хлопотное. В 2017 году, например, за 1 час профессиональной фотосъемки станций и вестибюлей требовалось заплатить минимум 15 000 рублей, да еще не во всякое время можно снимать, да еще в заявление на получение разрешение требуется указать цели фотосъемки, данные о себе и фотоаппаратуре, количестве участников съемки и много чего еще, да еще придется подождать минимум несколько дней и еще не факт, что разрешение будет дано (хотя обычно дают, потому что деньги уж очень хочется подзаработать). Так что если у вас любой мобильный телефон, планшет, небольшой цифровой фотоаппарат, то фотографировать можно смело. Правила это сделать позволяют. С зеркальными фотоаппаратами сложнее: далеко не все из них профессиональные, но тут проблемы могут возникнуть. В любом случае, если нет штатива, стационарного оборудования, осветительной аппаратуры, то съемку можно твердо считать любительской. Однако, на своем личном опыте я несколько раз сталкивался с попытками запретить мне фотографировать (это было на платформах «Зорге», «Хорошево» и некоторых других). Что впрочем не помешало мне сделать свое дело (запреты были достаточно «мягкими») и получить нужные кадры, но морально было неприятно конечно, так что впечатления от поездки были испорчены. Поэтому я напишу несколько слов, как действовать в подобных ситуациях. Итак, надо стараться быть хладнокровным, спокойным, не поддаваться эмоциям – правда на вашей стороне, а спорить с охранниками себе дороже. Я убежден, что охранник – это тяжелый диагноз, даже самый хороший. В охранники часто идут люди озлобленные, неудовлетворенные жизнью, комплексные, которые больше нигде не смогли себя найти, подчас бывшие уголовники, среди них много мигрантов из разных областей России и других стран, которые готовы ради заработка в Москве «лоб себе расшибить», то есть это самая «тяжелая» публика. Да часто им и просто скучно, нечем заняться – потому фотограф, конечно, ими воспринимается, как отличная «жертва». Поэтому о чем-то с ними спорить, в чем-то их убеждать – пустое занятие. Они запрограммированы на то, чтобы всё запретить, «не пущать», «не позволять» и пр. У нас вообще люди склонны ко всяким запретам для других, подозрительно и враждебно относятся друг к другу, а уж к охранникам это относится в высшей степени. Итак, фотографируйте спокойно, в споры не ввязывайтесь, если спросят, для чего фотографируйте, скажите: «Для себя, на память», – часто это хорошо помогает. Можете распечатать выписку из правил пользования МЦК с пунктом о разрешении фотосъемки для личных целей и показать ее при необходимости. Если даже охранник вызовет полицию, то это не страшно, потому что ваша позиция будет убедительной. Главное – не «кипятитесь», «не качайте права», не вступайте в противостояние и больше улыбайтесь.

2. Бывшая грузовая станция Серебряный Бор – достопримечательность значок (на окружной железной дороге, ныне МЦК; начало 20 века, по находившемуся здесь в то время Серебряному или сосновому бору, от которого до сих пор неподалеку сохранилась достаточно большая «Всехсвятская роща» – в районе Авиационной и Пехотной улиц; на станции – модели паровоза и колесной пары на постаменте; служебные помещения (здание вокзала, багажное отделение, казарма и пр.), многим из которых больше 100 лет — ныне станция закрыта для грузовой работы и законсервирована, т. к. окружная железная дорога стала пассажирской и рядом в 2016 году была построена платформа Панфиловская, но здания станции сохранены, как памятник архитектуры, и люди там работают).
Станция Серебряный Бор расположена на границе районов Сокол и Щукино, между улицей Панфилова и Большим Волоколамским проездом. Название станции было дано по располагавшемуся вокруг нее сосновому массиву – Всехсвятскому Серебряному Бору (другое название – Большая Всехсвятская роща).
19 июля 1908 года на станции Серебряный Бор состоялась церемония открытия Окружной железной дороги (ж/д), на которой присутствовали: министр путей сообщения Н.К.Шауфус, министр финансов и председатель строительного комитета В.Н.Коковцов, московский городской голова Н.И.Гучков, вдова бывшего московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича, при котором началось строительство Московской Окружной железной дороги, Елизавета Федоровна, руководство Николаевской ж/д и др.
Станция Серебряный Бор предназначалась для пассажирского и товарного движения через соединительную ветвь № 28 и разъезд № 29 Покровское-Стрешнево. Ансамбль станции включает в себя пассажирское здание, отхожее место с ламповой, две будки центрального управления стрелками и сигналами. В границах станции находится казарма Службы пути Окружной ж/д.
Одноэтажное пассажирское здание построено по индивидуальному проекту. У здания частично сохранились оригинальные кованые ажурные карнизы, подоконные полочки, наличники, надоконные филенчатые ниши.
Рядом с вокзалом находится "отхожее место с ламповой", предназначенное (кроме первой функции) для заправки керосином осветительных и сигнальных фонарей.
Будки центрального управления стрелками и сигналами расположены на концах станции и представляют собой двухэтажные постройки с широкими арочными окнами на втором этаже, необходимыми для наблюдения за поездной ситуацией и обслуживаемым стрелочным районом. Дежурный по посту в соответствии с командами, подаваемыми по блокировочным устройствам дежурным по станции, переводил стрелки и переключал сигналы, используя для этого систему гибких стальных тросов (тяг).

Путевая казарма служила для проживания ремонтной артели во главе с путевым мастером, имевшим в этом же здании свою служебную квартиру. Казарма Серебряного Бора представляет собой наиболее хорошо сохранившийся образец путевой казармы МОЖД. Подобные казармы располагались вдоль всей железнодорожной линии без привязки к станциям.


На противоположной стороне станции располагался воинский продовольственный пункт, рассчитанный на 1200 человек.

Гаражи (вдоль всей нечетной стороны улицы, перед железной дорогой):

Прочий объект:


– Ветеринарная клиника (№ 6б; бывшая казарма станции Серебряный Бор, начало 20 века).

Жилые дома:

7 и 8 этажей (1950-е годы постройки); 2 этажа (1942 год постройки).

Достопримечательность:

Бывшая грузовая станция Серебряный Бор.



Вид на станцию Серебряный Бор и улицу Панфилова. Отсюда до настоящего и известного всем Серебряного Бора можно доехать на троллейбусе № 86 (километра три). 2014 год
Вход на станцию Серебряный Бор (по другому пешеходам и автомобилистам на эту станцию попасть невозможно). Вход — свободный, в дневное время войти на территорию станции Серебряный Бор можно каждому. 2014 год
Станционные строения Серебряного Бора. Здания пассажирского вокзала (на переднем плане) и помещение для багажа (на дальнем плане) — памятники архитектуры начала 20 века (архитектор Александр Померанцев), между которыми — модель-макеты паровоза и колесной пары. Ныне известный Серебряный Бор находится в 3 км отсюда. Но когда эта станция была построена (начало 20 века) здесь был свой серебряный бор — от которого до сих пор неподалеку сохранилась достаточно большая «Всехсвятская роща» – в районе Авиационной и Пехотной улиц. 2 мая 2014 года станция закрыта для всей грузовой работы. Здесь будут ходить электрички — рядом строятся пассажирские платформы — Ходынская (у улицы Народного Ополчения) и Волоколамская (у Волоколамского шоссе).
Окружная железная дорога у станции Серебряный Бор на улице Панфилова. Станцию построили в 1908 году к открытию окружной железной дороги, где находится эта станция. Видны новые шпалы — шла подготовка к введению пассажирского движения на этой дороге. 2014 год
Макет паровоза на станции Серебряный Бор. Вот такие паровозы еще не так давно (около полувека назад) ходили по окружной железной дороге, на которой находится бывшая товарная станция Серебряный Бор. 2014 год
Новые пути. Вид в сторону станции Ходынская. 2014 год
Пешеходный проход на бывшей станции вдоль путей. 2014 год
Идет укладка новых путей у бывшей станции. 2014 год
Сохранившаяся восточная будка управления стрелками и сигналами станции. 2014 год


Фото:

Вид с улицы Народного Ополчения на улицу Панфилова (начало улицы). 2014 год



Конец улицы (вид в Панфиловского трамвайного моста). 2014 год

Панорама улицы. 2014 год


Одно из общежитий на улице. 2014 год

Проезд:

От метро «Сокол» пешком через Ленинградский проспект или на трамвае № 6 и пешком.


Видео:




Состояние на 3.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий