суббота, 22 октября 2016 г.

Малый Знаменский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Хамовники (ЦАО) от улицы Волхонка до улицы Знаменка. 

Недалеко – Москва-река и метро «Кропоткинская» и «Боровицкая».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Знаменка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Много оград. Длина – около 500 метров.

История:

Переулок назван до 1917 года по церкви Знамения Пресвятой Богородицы, стоявшей на углу переулка и улицы Знаменка (снесена в 1931 году).

Весь квартал между Волхонкой, Малым Знаменским переулком и Колымажной улицей занимает здание Музея изобразительных искусств имени А. Пушкина. 

На противоположной стороне находится бывшая усадьба князей Голицыных (д. 1/14; главный дом — начало 18 в., перестроен в 1759—66 гг. архитекторами И. Мергасовым, И. Жеребцовым по проекту С. Чевакинского; флигеля — 1768—70; надстройка верхних этажей главного дома — 1930); в 1774 г. в доме останавливалась императрица Екатерина II; в 1865—86 гг. на втором этаже размещался Голицынский музей; в одной из квартир первого этажа в 1877 г. жил А. Островский, написавший здесь «Бесприданницу», «Таланты и поклонники» и другие пьесы. В 1885 г. поселился в доме князя Голицына Иван Аксаков. В гостях у Островского бывали Л. Толстой, П. Чайковский, И. Тургенев, А. Писемский, Д. Григорович. В 1888—92 гг. здесь было училище И. Хайновского, в 1894—98 гг. — консерватория, с 1903 г. — Московское художественное общество, с 1909 г. — Народный университет имени А. Шанявского, затем — Высшие женские сельскохозяйственные курсы и женская гимназия Л. Громогласовой; в 1920-х гг. — Коммунистическая академия при ЦИК СССР. Ныне в здании — институт философии РАН и другие научные организации; на фасаде установлены памятные доски — мраморная с барельефным портретом историка Б. Грекова и гранитная с портретом экономиста К. Островитянова (1972, скульптор А. Казачок, архитекторы Г. Миронов, Н. Пелевина). 

Дом 3 — бывшая усадьба Лопухиных (палаты 17 в., надстроены в первой половине 18 в., перестраивались в 1774 г. и на рубеже 18-19 вв.). 

Дом 5 (первая половина 18 в.) принадлежал Голицыным, с 1790 г. — князю А. Вяземскому, отцу поэта П. Вяземского, родившегося в этом доме; здесь жил историк Н. Карамзин, женатый на сестре П. Вяземского. В 1896—98 гг. квартиру на нижнем этаже снимал художник В. Серов, в 1920-х гг. жила писательница Л. Рейснер. В 1933—36 гг. и с 1962 г. в усадьбе размещался Музей К. Маркса и Ф. Энгельса, ныне её занимает Московское дворянское общество. 


Дома в конце переулка, за Колымажной улицей, появились в конце 19 — начале 20 вв.: строения под № 7 — доходные дома (1899—1900, архитектор П. Самарин; 1912, архитектор Г. Ярцев) и бывшее реальное училище К. Мазинга (1900, архитектор К. Буров; ныне средняя школа); д. 9 — особняк фабриканта Арафелова (перестроен в 1913 г., архитектор А. Измиров). В бывшем доходном доме (д. 8; 1913, архитектор В. Дубовской, художник И. Нивинский) жили В. Фигнер и историк Москвы С. Богоявленский; в д. 10 (1840) была квартира Л. Собинова (1919—21).

В 1960-1994 годах – улица Маркса и Энгельса, где находился музей К. Маркса и Ф. Энгельса.

Нежилые объекты:

• Православная церковь иконы Божией Матери Державная при Российском Дворянском собрании (№ 3/5, стр. 1, с 2001 года, бывшая городская усадьба Голицыных–Вяземского–Долгоруких, 17-20 века, затем – Российское дворянское собрание; ныне – здание принадлежит ГМИИ им. А.С. Пушкина). 

Бывшая городская усадьба Голицыных–Вяземского–Долгоруких. 

Главный дом постройка конца 17-18 вв., боковые флигели 19-20 вв. 

Здесь 12 июля 1792 г. родился поэт П. Вяземский. 

Около 1790 года князь Андрей Вяземский (1750–1807) приобрёл в районе Малого Знаменского переулка усадьбу с большим двухэтажным каменным домом, хозяйственными постройками и обширным садом.

За два месяца до пожара 1812 года Вяземские продали усадьбу с домом и со всей имевшейся в нём мебелью Ивану Тутолмину (1752–1815). 

После пожара 1812 года уцелели главный дом и три флигеля, два из которых были жилыми.

В 1827 участок перешел И. Покровскому, а в 1834 году появился новый владелец, статский советник А. Абаза.

В 1843 году усадьбу купил отставной артиллерист штабс-капитан Афанасий Столыпин (1788–1864).

В 1875–1876 годах, при новой владелице, княгине Н. Долгоруковой, вокруг усадьбы была сделана новая каменная ограда, сохранившаяся до наших дней. Также был построен лестничный переход, соединивший главный дом с двухэтажным корпусом по Большому Знаменскому переулку.

В конце 19—начале 20 вв. ни одно из строений усадьбы не сдавалось в наем. Главный каменный двухэтажный дом с антресолями и деревянной парадной лестницей, ведшей в сад, использовался домовладельцами.

После 1917 года усадьба Долгоруковых была национализирована и в 1921 году передана в аренду вновь созданному институту К. Маркса и Ф. Энгельса. В результате приспособления помещений главного дома для нужд института была изменена планировка помещений и уничтожена отделка интерьеров. Лишь в первом этаже сохранились первоначальные своды древних палат.

В связи с решением пленума ЦК РКП (б) о создании музея «по марксизму» на территории усадьбы было выстроено несколько дополнительных зданий. Авторами проекта являлись архитектор Сергей Грузенберг (1888–1934) и инженер Мордовин. 

В 1925–1926 годах к главному дому было пристроено сначала правое крыло, а затем левое. 

В оформлении фасадов пристроек были использованы декоративные элементы фасадов главного дома. Таким образом, наряду с новыми направлениями в архитектуре 1920-х годов, зодчие продолжали обращаться к классическому наследию. 

Архитектор С. Грузенберг попытался создать симметричную классицистическую композицию усадьбы, поставив два крыла симметрично центральной оси старого объема.

С 1993 года усадьбу передали Российскому дворянскому собранию, вновь открытому 10 мая 1990 года. В том же году здание было отнесено к числу выявленных объектов культурного наследия, а впоследствии главный дом (с палатами 17 в. в основе) был поставлен под государственную охрану. Согласно новому проекту развития ГМИИ им. А. Пушкина бывшая городская усадьба князей Вяземских-Долгоруковых 17-19 вв. была передана музею.

В 2018 году здесь разместится Галерея искусства старых мастеров ГМИИ им. А. Пушкина.

• Копия дома Энгельса в Манчестере на территории бывшего музея К. Маркса и Ф. Энгельса (№ 3/5, стр. 2). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание 1925 года постройки.

Копия дома Энгельса в Манчестере на территории бывш. музея К. Маркса и Ф. Энгельса. 

Во времена, когда Энгельс проживал в Манчестере (1850-70 гг.), он оказывал материальную помощь Марксу. К этому же времени относится наиболее одухотворенный и плодотворный период его совместного творчества с Карлом Марксом. 

• Бывший международный центр-музей им. Н. Рериха с памятниками Николаю Рериху и Елене Рерих, Святославу Рериху и Юрию Рериху, а также с буддийской Ступой Просветления (№ 3/5, стр. 4; главный дом с палатами бывшей усадьбы Лопухиных, 17-19 века). 

Бывшая Усадьба Лопухиных, 17-19 вв. Главный дом с палатами, 16-18 вв.

Памятник истории и культуры 17-19 веков «Усадьба Лопухиных» располагается в непосредственной близости от Московского Кремля, на территории одного из старейших урочищ Белого города – Чертолья, в окружении усадебных ансамблей князей Голицыных, Долгоруких, Вяземских, в границах современного архитектурного комплекса туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы». Развитию этой территории, охватывающей исторический центр города, бесценный по своему значению для мировой культуры, московское правительство уделяет особое внимание.

В 16 веке между улицей Волхонка (б. Чертольская, позднее Пречистенка) и Гоголевским (б. Пречистенским) бульваром располагались стрелецкие слободы. 

Большой и Малый Знаменский переулки, расчленившие квартал в 17 веке, служили проездами к стоящим в глубине квартала церквям Ржевской Божьей Матери и Николы в Турыгине, построенным в середине 17 века. 

Весь квартал к тому времени был разбит на мелкие владения, принадлежавшие дворовым людям. Наиболее интенсивным изменениям квартал подвергся в конце 17 – 1-й половине 18 вв., когда в этом районе старой Москвы, хорошо защищенном каменной стеной Белого города, стало селиться новое дворянство, выдвинувшееся при Петре I, – Лодыженские, Голицыны, Лопухины и другие. Скупив мелкие владения, они образовали здесь крупные барские городские усадьбы, застроенные каменными жилыми палатами и службами.

На фронтоне герб графов Протасовых. Утвержден в 1802 году.

История этой уникальной усадьбы, расположенной в тихом уголке старой Москвы, документально прослеживается с 1689 года. После женитьбы на Евдокии Лопухиной Пётр I подарил владение неподалёку от Колымажного двора своему тестю - боярину Фёдору Авраамовичу. Тогда же здесь и были возведены большие каменные палаты в два этажа на подклете.
В 1718 году Лопухины попали в царскую немилость, палаты были конфискованы, и в них разместилась полотняная фабрика И. Тамеса. К этому времени относятся и первые переделки здания. Один из очевидцев даже удивлялся - мол, «никак не ожидал, чтобы хозяин фабрики мог устроить здесь такое заведение и привести его в столь цветущее состояние. Оно имеет 150 ткацких станков, за которыми работают почти исключительно одни русские и производят все, чего только можно требовать от полотняной фабрики».
Через десять лет, при Петре II, родовое гнездо возвращается к Лопухиным и они владеют усадьбой до 1763 года, когда хозяином старинных палат становится светлейший князь Г. Потёмкин. Интересно, что во времена Екатерины две усадьбы - голицынская (Волхонка, д.14/1) и Лопухиных, скорее всего, были одним владением. Во всяком случае, когда голицынский дворец преобразовывали в царский, Екатерина отдала указ соединить свою резиденцию с соседней теплым переходом. Во дворце Лопухиных в то время жила мать фаворита императрицы Григория Потемкина, и, по всей видимости, Екатерина хотела запросто общаться со своей (не так уж дальней) родственницей.
В начале XIX века, сменив нескольких владельцев, усадьба переходит к графине В. А. Протасовой. При ней к восточному фасаду главного дома был пристроен портик с колоннами, украшенный гербом Протасовых на фронтоне, сохранившийся до наших дней. Позже усадьбой владели представители известных дворянских фамилий Богословских, Бахметьевых, Оболенских и, наконец, в начале ХХ века хозяйкой стала фрейлина императрицы М. М. Петрово-Соловово. После 1917 года в дом въехал военный отдел ВЧК, который позже сменил Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. Затем здесь были устроены коммунальные квартиры, расселённые только в 1965 году, когда усадьбу передали Минтяжмашу СССР.
К 1970-м годам усадьба пришла в аварийное состояние - трещины на стенах главного дома, явившиеся следствием давней просадки фундамента, обломки ограды середины XVIII века… «Украшением» центрального партера перед главным фасадом являлось недостроенное здание городской трансформаторной подстанции. Вдобавок многочисленные внутренние перепланировки и утраты, уничтоженное оформление интерьеров. К этому времени относится первая фрагментарная реставрация главного дома по проекту, разработанному Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), под руководством архитектора-реставратора Ирины Валентиновны Ильенко. Но эта реставрация затронула лишь отдельные элементы фасадов и интерьеров главного дома. Несущие конструкции укреплены не были.
В 1993 году ответственность за судьбу памятника взял на себя Международный Центр Рерихов, добившись прав заказчика. Тогда и началась полномасштабная научная реставрация усадьбы. Усилиями Людмилы Васильевны Шапошниковой, по поручению Святослава Николаевича Рериха, был создан Центр-Музей им. Н. К. Рериха, который и разместился в стенах старинной усадьбы.
В 1995 году руководителем всех реставрационных и проектных работ стала Ирина Давыдовна Любимова. В результате был разработан оригинальный проект реставрации, учитывающий многогранность архитектуры главного дома усадьбы, сформированной стилями XVII, XVIII и XIX веков. Коллективу реставраторов удалось гармонично сочетать в воссоздании и фасадов, и интерьеров разные эпохи. Дворовый (западный) фасад главного дома восстановлен в целом на период XVII века, с частичным сохранением архитектурных элементов XVIII столетия. В 2006 году на сохранившихся белокаменных фундаментах со всей возможной достоверностью воссоздано двухъярусное Красное крыльцо. Парадный восточный фасад отреставрирован в классических формах с шестиколонным портиком коринфского ордера.


В 2017 году центр Рериха был принудителен выселен из этого здания и оно было конфисковано.

• Одно из строений бывшей городской усадьбы Голицыных–Вяземского–Долгоруких (№ 3/5, стр. 7; 17-19 века), в котором прошли детские годы поэта П. Вяземского (1792–1878). Одноэтажное с высоким цоколем и мансардой кирпичное отштукатуренное здание.

В 1804 году здесь жил Н. Карамзин (1766–1826).

Вместе с другими строениями усадьбы Лопухиных входил в комплекс Пречистенского дворца Екатерины II (1774-76 гг.).

В этом доме прошли детские годы поэта П. Вяземского (1792–1878) – поэта, критика, одного из организаторов журнала «Московский телеграф», в котором сотрудничали лучшие литераторы. В 1804 г. здесь жил Н. Карамзин (1766–1826) – историк-историограф, писатель, поэт, после женитьбы на Е. Колывановой, сестре П. Вяземского.

• Офисное здание (№ 7/10, стр. 3). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание 2000-х годов постройки.

Доходный дом в Малом Знаменском переулке был построен в 1912 году для известного математика и педагога Карла Мазинга, рядом со зданием возглавляемого им Реального училища (соседний д. 7/10 стр. 5).
Семье Карла Мазинга принадлежало в Малом Знаменском переулке большое владение, выходившее на угол Знаменского и Антипьевского (нынешнего Колымажного) переулков. Владельцем этой усадьбы в XVIII веке был сначала гоф-интендант П.И. Машков, потом полковник Я.Д. Ланской; в XIX веке, вскоре после войны 1812 года, владение было куплено для московского отделения Придворной конюшенной конторы. Здесь разместился казенный Шталмейстерский дом с квартирой обер-шталмейстера, начальника дворцового конюшенного ведомства, к которому относился расположенный рядом Колымажный двор. Стоящий в центре владения, главный усадебный дом, в котором и разместилась квартира шталмейстера, был построен еще в середине XVII века и являлся одним из самых старых домов в этом квартале (он и сейчас сохраняется во дворе д. 7/10 стр. 2, однако от подлинного Шталмейстерского дома сохранились лишь белокаменные подвалы и часть стен первого этажа, все остальное построено заново в 2000-х годах). После смерти последнего обер-шталмейстера князя Бориса Антоновича Святополк-Четвертинского усадьба была передана в собственность его семье, которая и владела им последующие 20 с лишним лет. В 1898 году владение купил К.К. Мазинг (на имя своей жены Елизаветы Николаевны Мазинг).
Вскоре после покупки Мазингом владения в Малом Знаменском переулке было начато строительство нового здания для Реального училища (до этого оно располагалось в Староваганьковском переулке), которое было построено к 1901 году. Тогда же был построен и доходный дом на углу Знаменского и Колымажного переулков (не сохранился).
В 1912 году вплотную к зданию училища был выстроен еще один доходный дом, одна из квартир в котором предназначалась для самого Карла Карловича Мазинга и его семьи. Автором проекта выступил архитектор Григорий Федорович Ярцев, которого связывало давнее знакомство с Карлом Мазингом – до того, как начать архитектурную деятельность, Ярцев в 1880-х годах преподавал естественные науки в Реальном училище Мазинга. Ярцев также был известен как художник-пейзажист, был членом Товарищества передвижных выставок.
Он спроектировал для Мазинга шестиэтажный доходный дом. Для его строительства пришлось разобрать часть Шталмейстерского дома, оба дома оказались пристроены вплотную друг к другу. Также доходный дом был соединен со зданием училища; был устроен проход из одного здания в другое.
Оформление и фасада, и интерьеров дома - авторское, оригинальное и выполнено на достаточно высоком архитектурном и художественном уровне. Неоклассический главный фасад дома имеет ассиметричную композицию и оформлен двумя эркерами – один из которых полукруглый, другой – трехгранный. Фасад дома в целом оформлен лаконично, с минимальным использованием декоративных элементов. По контрасту со скромным декором фасада, богато и изысканно оформлены вход в парадную и трехчастное окно над ним. Вход, утопленный в нишу стены, решен в виде портала с широкими пилястрами по бокам, над ним устроен антаблемент, поле которого заполнено лепным цветочным декором. Тройное окно второго этажа обрамляет пышная лепная композиция на тему «рога изобилия» с изображением цветов и плодов. Проездную арку во двор в левой части здания украшает замковый камень в виде львиной маски. Оригинально оформлен также аттик над полукруглым эркером – его венчает лепной маскарон со стилизованным изображением, отсылающим к образам мезоамериканской культуры.
Сохранилось первоначальное оформление парадного вестибюля здания – потолочный лепной декор, пилястры с ионическими капителями и лепные картуши на стенах, выложенный рисунком каменный пол с латунными раскладками, а также оригинальные входные двери с фасцетным остеклением. Парадная лестница, эллипсовидная в плане, и лестничные площадки также декорированы лепниной, сохранились подлинные ограждения и перила, и частично – резные двери, ведущие в квартиры. Декоративное убранство самих квартир сохранилось частично, почти стопроцентной степенью сохранности отличается мемориальная квартира Карла Мазинга (квартира имеет отдельный статус объекта культурного наследия), ее убранство мало изменилось за прошедшие сто лет. Сохранилась даже подлинная мебель начала ХХ века. Потомки Карла Мазинга до сих пор проживают в этой квартире.
В квартире Мазингов часто бывали многие знаменитые современники – оперный певец Л.В. Собинов, писатель и журналист В.А. Гиляровский, издатель И.Д. Сытин, поэт К.Д. Бальмонт и другие. В доме в разное время жили известный пианист и педагог Д.С. Шор; советский актер театра и кино М.Ф. Астангов; физик А.Я. Модестов; ученый, член-корреспондент Академии наук СССР Н.Р. Брилинг.

Если заглянуть в подворотню дома 7 по Малому Знаменскому переулку, можно увидеть небольшой трехэтажный дом. Сейчас он заново покрашен и выглядит нарядным. Кажется, что это одна из дворовых построек бывшей усадьбы.

Однако это не конюшня и даже не флигель. Это дом-дворец, построенный здесь еще в середине XVIII в. Художник и реставратор И.Э. Грабарь приписывал авторство этого дома знаменитому московскому зодчему В.И. Баженову.

Точнее, это его копия. Воссоздание бывшего дома-дворца нельзя назвать научной реставрацией, однако дом стоит на тех же подвалах и сохраняет облик бывшего исторического памятника.

Большой участок на углу М. Знаменского переулка в XVIII в. выходил фасадом на Антипьевский переулок, перед главным домом был просторный сад, а в глубине стоял главный дом, украшенный легкими пилястрами. Участок принадлежал вдове гоф-интенданта П. Машкова. В его основе сохранялись палаты XVII в.

Затем дом принадлежал известному московскому издателю Н.И. Новикову. Философ, журналист, издатель сатирических журналов и серьезных словарей Новиков приехал в Москву из Петербурга по приглашению Хераскова. Здесь он арендовал типографию и продолжил заниматься издательской деятельностью. Деньги, полученные за издание книг, учебников и журналов, были пущены на строительство читальни, школ, аптеки. Однако в 1792 году Новикова заключили в Шлиссельбургскую крепость. Из крепости он вышел через 4,5 года, но деятельность свою не возобновил. Последние годы Новиков прожил в имении.

В начале XIX в. дом был выкуплен казной, в нем разместились чиновники конюшенного дворцового ведомства. Тогда дом-дворец получил название «Шталмейстерский». Буквально слово «шталмейстер» можно перевести как «начальник конюшни», однако так назывались и просто чиновники и лица, состоящие при придворной конюшне.

Во дворце располагалась и квартира заведующего Московским конюшенным двором. В 1835 году им стал Б.А. Святополк-Четвертинский. Ф.Ф. Вигель, один из популярных русских мемуаристов, так описывал этого незаурядного человека:

«Много раз встречал я в петербургских гостиных этого красавца, молодца, опасного для мужей, страшного для неприятелей, обвешанного крестами, добытыми в сражениях с французами. Я знал, что сей известный гусарский полковник, наездник, долго владевший женскими сердцами, наконец сам страстно влюбился в одну княжну Гагарину, женился на ней и сделался мирным жителем Москвы».

Княжна Гагарина, Надежда Федоровна, была сестрой В.Ф. Вяземской, дружившей с А.С. Пушкиным. Поэт бывал в доме на Знаменском, танцевал с дочкой Святополк-Четвертинских красавицей Надеждой Борисовной (1812-1909).

В 1865 году участок был пожалован Александром II княгине Н.Ф. Святополк-Четвертинской в полное владение. В 1870-х помещения сдавались в аренду. В это время здесь жил академик, антрополог, этнограф и географ Д.Н. Анучин.

В середине 1890-х участок принадлежал Е.Е. Мухину.

Сад перед домом-дворцом начал застраиваться в 1899 году, когда Москву захватило строительство доходных домов. Тогда был построен угловой четырехэтажный дом по проекту П.М. Самарина. Дом знаменит тем, что здесь жила дочь А.С. Пушкина – М.А. Гартунг. (К сожалению, дом не сохранился.)

Тогда же участок перешел к К.К. Мазингу, и он начал строить реальное и коммерческое училище.

Окончательно дворец шталмейстера скрылся в глубине двора в 1912 году, когда был построен доходный дом К.К. Мазинга.

Сегодня перед нами еще одна копия исторического памятника, проект которого, возможно, принадлежал Баженову или одному из его учеников. Доказать или опровергнуть это мы уже никогда не сможем.


Новодел середины 2000-х гг., воспроизводящий находившийся здесь ранее «Шталмейстерский дом» 17-18 в. При новом строительстве были сохранены только подвалы и стены на высоту 1 м. 

• Управление капитального строительства Министерства обороны РФ (№ 7/10, стр. 4).

• Школа № 57 (№ 7/10, стр. 5, конец 19 века). 

Изначально – Реальное училище К. Мазинга.

Основана в 1877 г. 

Считается лучшей математической школой Москвы и вообще школой Москвы. 

• Бывший доходный дом братьев Стуловых (№ 8, стр. 1, начало 20 века). 

В 1913-1914 гг. архитектор В.Е. Дубовской с помощью архитектора Н.Архипова строит на участке семьи Стуловых доходный дом в классическом стиле. Этот солидный жилой дом любопытен отделкой вестибюля, выполненной художником И.И. Нивинским. В потолочных нишах и на стенах – росписи, справа и слева от входа – фигуры атлантов, над дверями квартир – небольшие барельефы. Уникальность зданию придавало то, что богатую декоративную отделку имел не только вестибюль здания, но и все квартиры. До сих пор сохраняется первоначальная лепнина потолков, двери, небольшие барельефные вставки, живописные плафоны.

Говорят, что на последнем этаже была квартира, чем-то напоминающая современный пентхаус: в ней парадные помещения имели огромную высоту потолков, а потолок большой комнаты был выполнен в виде готических сводов, отсюда открывались удивительные виды. Декор здания навеян московским ампиром, но детали не скопированы, а выразительно стилизованы. Портал входа украшают фигуры Слав, трубящие в трубы. Центральный ризалит между двумя эркерами заканчивается полукруглой кессонированной нишей в виде античного грота с сидящими в нем фигурами античных богинь. Сии скульптуры взирают на город со своей высоты, а мы можем увидеть их, только если отойдем подальше.

Владельцами и строителями этого дома были братья Петр и Николай Тимофеевичи Стуловы, совладельцы московского купеческого «Торгового дома братьев Стуловых», который торговал «русским платьем». Их мастерская располагалась в хозяйствнных строениях этого владения, а магазин в гостинице «Лоскутная» на Тверской. Братья были знакомы с Сергеем Есениным и его другом Н. Клюевым, которым шили «русские костюмы» на заказ для разных выступлений. После революции хозяева дома уехали в Германию, где и скончались.

В 1919–1920 гг. здесь находилось московское отделение издательства "Всемирная литература", которое возглавлял В.Ф. Ходасевич. В 1920-х гг. в этом доме жили знаменитая участница народовольческого движения В.Н. Фигнер, историк С.К. Богоявленский, литературоведы Н.К. Гудзий и В.М. Фриче. Уже много лет дом отдан Музею Изобразительных искусств им. Пушкина. Сейчас готовится его реконструкция.


Построен в 1913—14 гг., архитектор В. Дубовской, художник И. Нивинский. 

Сейчас тут представительство Итало-Российской торговой палаты и разные офисы. 

Планируется реконструкция под научно-информационный центр ГМИИ им. А. Пушкина.

• Бывш. дом причта церкви Антипия на Колымажном дворе (№ 9). 1-я треть 19 в. 

В ходе реставрации в 2013–2014 годах дом был фактически заново построен.

Жилые дома:

6 этажей (№ 7/10, стр. 2; начало 20 века). 

Бывший доходный дом Карла Мазинга. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_614.html.

2-3 этажа (№ 10; бывшая городская усадьба Ф. Монахова – М. Стуловой 19 в. — нач. 20 в.). 

Здесь в 1919—1921 гг. жил певец Л. Собинов.

Нумерация зданий не полностью строгая.

Достопримечательности:

Международный центр-музей им. Н. Рериха с памятниками Николаю Рериху и Елене Рерих, Святославу Рериху и Юрию Рериху, а также с буддийской Ступой Просветления (№ 3/5, стр. 4).

Православная церковь иконы Божией Матери Державная при Российском Дворянском собрании (№ 3/5, стр. 1).

Здания 19 – начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» и «Борвицкая» пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 22.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий