воскресенье, 16 октября 2016 г.

Колымажный переулок

Расположение:

Переулок проходит по районам Арбат и Хамовники (ЦАО) от улицы Волхонка и Гоголевского бульвара (Бульварная кольцо). 

Рядом – Москва-река и метро «Кропоткинская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Гоголевского бульвара. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 450 метров.

История:

Переулок назван 17-18 веках по Колымажному двору, где хранились царские экипажи — колымаги. Ныне на месте двора находится Музей изобразительных искусств.

В разное время – Конюшенная улица (т. к. здесь располагались «государевы конюшни», перенесенные сюда от Мясницких ворот Белого города после пожара 1547 года), Лукинский переулок (по церкви евангелиста Луки, разобранной в 1816 году) и Антипьевский переулок (по церкви священномученика Антипия).

В 18 в. часть улицы (от Волхонки до пересечения с Большим Знаменским переулком) носила название Колымажного переулка, а далее (до Пречистенского бульвара) — Лукинского переулка (по церкви Евангелиста Луки, на месте д. 7, разобрана в 1816 г.). 

Дом 4 (1826—27) принадлежал (с 1896 г.) семье купцов Бурышкиных (ныне Отдел графики ГМИИ имени А. Пушкина). Дом 6 (первая треть 19 в., пристройка — 1914, архитектор Н. Шуцман), на месте усадьбы Милославских (18 в.), принадлежал статскому советнику П. Глебову, знакомому семьи Пушкиных. 


Со стороны Бульварного кольца переулок зрительно замыкает дом Наркомата обороны (1934—38, архитектор Л. Руднев)

В 1962-1994 годах — улица Маршала Шапошникова (в честь военного теоретика, начальника Генерального штаба в годы Отечественной войны Бориса Шапошникова (1882-1945)), т. к. по соседству с улицей был расположен Генштаб.

В 1994–2003 годах – Колымажная улица.

Нежилые объекты:

• Отдел личных коллекций ГМИИ (№ 2).

• Отдел графики ГМИИ им. А. Пушкина (№ 4, стр. 1; бывшая усадьба В. Глебовой; 19 – начало 20 веков).

• Выселенный трехэтажный дом 1910 года постройки (№ 4, стр. 2).

• Офисное здание (№ 6, стр. 1). 2 этажа. 1870-е годы постройки.

• Центр эстетического воспитания детей и юношества Государственного музея изобразительных искусств им. А. Пушкина «Мусейон» (№ 6, стр. 2; бывший дом С. Пастухова; 19 – начало 20 веков).

Старинная городская усадьба, памятник архитектуры кон. 18—нач. 20 вв. 

С 1917 г. в здании размещались детские учреждения. 

Весь ансамбль с окружавшим его садом частично сохранился, но к 1980-м гг. обветшал и был реконструирован.

• Бывшие дом и флигель А. Бурышкина (№ 7, стр. 1, начало 20 века). 

Бурышкин Павел (1877, Москва — 1953, Париж), предприниматель, коллекционер. Из купеческой семьи. Закончил Катковский лицей (1905), юридический факультет Московского университета и Коммерческий институт (1911). В 1912 г., после смерти отца, возглавил Товарищество мануфактурных товаров А. Бурышкина. Избирался гласным московской Городской думы, был товарищем городского головы, членом Московского биржевого комитета. Собрал крупную коллекцию «россики» (материалы по истории России), значительную часть которой составили материалы по истории торгово-промышленной Москвы. В формировании коллекции Бурышкина помогал И. Грабарь, по совету которого Бурышкин собирал материалы по архитектуре послепетровской Москвы (скульптурные детали, чертежи, проекты, заказывал макеты памятников архитектуры). В 1914 г. подготовил для городской управы доклад о создании Музея старой Москвы. Для размещения музея завещал капитал и собственный особняк в Антипьевском переулке (ныне Колымажная улица); проект Бурышкина не осуществлён. Коллекция, собранная Бурышкиным, легла в основу Музея старой Москвы, открытого в здании Английского клуба на Тверской улице в 1919 г. (в 20-х гг. коллекции переданы в ГИМ). В 1918 г. Бурышкин вошёл в состав организации «Национальный центр», в 1919 г. министр финансов в правительстве А. Колчака. С 1920 г. в эмиграции.

• Лечебно-диагностический центр Генерального штаба Вооруженных Сил России (№ 7, стр. 2). Построено в 1941 году.

• Православный храм священномученика Антипы, епископа Пергамского на Колымажном дворе (№ 8; Центральное викариатство, Центральное благочиние. Приделы: великомученицы Екатерины (в цокольном этаже, 18 в.), свт. Николая Чудотворца (18 в.), Рождества Иоанна Предтечи (в колокольне, 18 в.) и прп. Григория Декаполита. История: построен в 16-17 вв. на Колымажном царском дворе, где были конюшни, а потом стояли царские кареты и колымаги. Несколько раз перестраивался. Закрыт в 1929 г. и использовался для нужд ГМИИ им. Пушкина, при этом интерьер значительно пострадал, были разрушены глава и купола Никольского придела. Снова открыт в 2005 г., хотя община образовалась в 1991 г. Восстанавливается. Арх-ра: состоит из одноглавого бесстолпного белокаменного храма с шлемовидной главой и 2 асимметричными апсидами (двухчастный алтарь), придела свт. Николая Чудотворца (стиль барокко), трапезной-притвора и двухъярусной колокольни с приделом. Декор: стены четверика расчленены пилястрами на три прясла каждая; кокошники своими архивольтами опираются на капители пилястр; над кокошниками прясел возвышается второй ряд из восьми кокошников. Интерьер: внутри главного храма – крестчатый свод, без столпов; внутри Никольского придела сохранились фрагменты первоначальной росписи с растительным орнаментом; на стенах Предтеченского придела – роспись 19 в. Святыни: чтимая икона св. Антипы с частицей его мощей. Духовенство: настоятель – священник Дмитрий Рощин; другие клирики: священники Владимир Григоренко, Павел Бобров, Андрей Щенников и Алексей Горячкин; дьякон Василий Орехов. Богослужение: ежедневно – утром в 8.00 (по большим праздникам – в 9.00, по воскресеньям – в 10.00); вечером – в 17.00; по пятницам после литургии – молебен мученику Вонифатию от пьянства. Внебогослужебная деятельность: работают воскресная школа; детский исторический клуб, молодежный проект «Вспомнить всё»; летом – детский православный палаточный лагерь «Лесной городок»; материальная и медицинская поддержка, помощь в проведении похорон, поиске работы; помощь детской инфекционной больнице; благотворительные ярмарки; при храме – Общество православных стоматологов Москвы. Сайт есть и достаточно интересный).

История храма священномученика Антипия на Колымажном дворе начинается в XVI в. Каменную церковь в Конюшенной слободе поставили около 1530 г. Храм назывался по своему местоположению: «у больших конюшен», «что в Чертолье», «что у Государевых больших конюшен».
Церковь Антипия интересна тем, что в основе ее два алтаря: во имя свмч. Антипы и малый – во имя св. Григория Декаполита. По легенде, малый алтарь строил Григорий Лукьянович Бельский, более известный как Малюта Скуратов, чей двор находился по соседству.
Святой Антипий – прославленный целитель; по преданию, он помогает избавиться от зубной боли. Это единственный в Москве Антипьевский храм, который привлекал множество страдающих зубной болью москвичей. Сюда шли молиться люди разных сословий из разных частей города. Прихожанами Антипьевского храма были и Лопухины, и Апраксины, и Оболенские; в начале ХХ в. его прихожанином был художник В. Серов, живший неподалеку.
В XVIII в. были пристроены приделы св. Николая Чудотворца (в 1722 г.), великомученицы Екатерины (в 1773 г.) и Рождества Иоанна Предтечи (в 1798 г.).
В 1912 г. напротив церкви открылся Музей изящных искусств императора Александра III. С этих пор судьба музея и храма неразрывно связаны друг с другом.
После революции, в 1929 г., церковь закрыли. Здание было отдано Центральным художественным курсам Ассоциации художников революции. Долгое время оно служило общежитием. Позднее его заняли реставрационные мастерские и отдел хранения ГМИИ им. Пушкина.
В советское время здание не ремонтировалось и было в плачевном состоянии. В 1950-х были сломаны купол и глава южного придела св. Николая.
В 1960-х гг. началась реставрация церкви под руководством архитектора Л.А. Давида. По замыслу реставраторов планировалось снести все части, появившиеся в XVII-XIX вв. Этому помешал Музей им. А.С. Пушкина, являвшийся арендатором.
В 1990-х гг. начата еще одна реставрация. В 1991 г. была образована церковная община, но только в 2005 г. храм удалось передать Русской православной церкви.


Храм священномученика Антипы — православный храм, расположенный почти в самом центре Москвы, недалеко от Кремля и Красной площади. С этой церковью связывают множество слухов и загадок.
Одна из них — это дата возведения храма. Известно лишь, что первая церковь из дерева в Колымажном переулке построена в 16 веке. Она предназначалась для конюхов царского двора. Вскоре было решено возвести святыню из камня. Имя архитектора до сих пор остается загадкой. По одной из легенд, храм создали по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина.
Также остается загадкой происхождение названия церкви. По одной из версий, Иван Грозный почитал святого Антипия и носил с собой его серебряный «зуб» (подвеска в виде зуба). Даже царь Алексей Михайлович очень часто посещал храм, как и многие другие верующие, потому что иконы Епископа Пергамского исцеляли от зубной боли.
По своему строению храм необычен, у него вместо одного алтаря два. Один освящен в честь святого Антипия, другой — святого Григория Декаполита. Затем около него построили еще несколько приделов в честь Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы. За счет чего здание сочетает в себе разные архитектурные стили: классицизм и барокко.
В советское время церковь была закрыта, а здание передано Ассоциации художников Революции. Сначала оно использовалось, как жилое помещение, а потом в нем располагался склад. В 1991 году образована община храма, но вернуть строение РПЦ удалось только спустя 14 лет. Сейчас здесь активно ведется реставрация помещений, работает детский исторический клуб и летний православный палаточный лагерь.


Построена в третьей четверти 16 в. (в исторических источниках встречается более ранняя дата — 1530) вблизи государева Конюшенного двора (позже Колымажного, располагался на нынешней территории Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). 

Посвящение придела храма святому Григорию Декаполиту позволяет связывать сооружение здания с именем ближайшего сподвижника Ивана IV Грозного — Малюты Скуратова. Участие в строительстве церкви самого Малюты или его родственников тем более вероятно, что усадьба Скуратовых в 17 в. вплотную примыкала к территории церковного участка с восточной стороны, а церковь, видимо, служила их родовой усыпальницей. 

В настоящее время здание представляет собой несимметричный объём, сложившийся в несколько этапов и состоящий из собственно храма, к которому с юга примыкает Никольский придел, сооружённый в 1739—41 гг., а с севера и запада — придел Иоанна Предтечи; притвор и колокольня пристроены в 1798 г. 

Древнее ядро памятника — бесстолпный двухапсидный одноглавый четверик на подклете — первоначально было окружено с трёх сторон галереей-гульбищем с тремя высокими лестницами-всходами. Типологически он принадлежит к группе посадских храмов Москвы начала 16 в., но выделяется среди них целым рядом нетрадиционных особенностей. Прясла стен завершены крупными килевидными кокошниками, над которыми возвышается второй ряд из восьми подобных полукружий, служащих композиционным переходом к цилиндрическому световому барабану шлемовидной главы, украшенному лёгкой аркатурой. Чрезвычайно редкое в русской архитектуре явление представляют собой две неравновеликие скруглённые апсиды храма — большая северная и меньшая, увенчанная небольшой глухой главкой южная, в которой находился придел Григория Декаполита. 

Вместе с несохранившейся двухстолпной звонницей, возвышавшейся над западной стеной четверика, они усиливали асимметричный облик здания, придавая ему выразительное своеобразие. 

Некоторые строительные и декоративные приёмы в архитектуре церкви — маломерный кирпич, плоскостная трактовка арочных порталов и строгие аттические профили баз и капителей пилястр — сближают её с постройками итальянских мастеров, работавших в Москве в первой половине 16 в. 

Поднятый на подклете южный Никольский придел храма состоит из основного объёма (верхние части его стен и глава разобраны) с гранёной апсидой и трапезной, размещённых на одной оси. 

На фасадах, расчленённых лопатками (соответствуют внутренним капитальным стенам), от первоначального декора в стиле барокко сохранились «лежачие» филёнки и рамочные с «ушами» наличники, обрамляющие несколько окон с лучковыми перемычками. 

Северный придел Иоанна Предтечи с двухэтажным притвором, охватывающим с запада древнее ядро здания, и колокольней выстроены в характерных для конца 18 в. формах зрелого классицизма. Северный фасад придела, выходящий в Малый Знаменский переулок, обработан строгим пилястровым портиком. 

Изящная двухъярусная колокольня служит важным архитектурным акцентом в окружающей здание застройке. 

В оформлении интерьера храма наиболее интересны овальная колоннада в подклете южного придела, относящаяся к 1841 г., времени освящения здесь престола Екатерины, а также стенопись в основном помещении северного придела, выполненная в середине 19 в. 

Градостроительная роль памятника определяется его расположением на углу квартала, при пересечении Колымажной улицы и Малого Знаменского переулка, фиксирующем исторически сложившуюся планировочную структуру одного из древнейших районов Москвы. 

Церковь была закрыта в 1929 г. Реставрирована в 1960-х гг. (архитектор Л.А. Давид). 

В настоящее время занята одним из отделов ГМИИ.

• Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны (№ 8).

Жилой дом:

7 этажей (№ 10, 2007 год постройки). Кирпичный.

До 2002 года на этом месте находился доходный четырехэтажный дом Карла Мазинга, построенный в 1899—1900 гг. по проекту архитектора П. Самарина. 

В доме жили старшая дочь А. Пушкина М. Гартунг, академик М. Келдыш, художник-график Н. Купреянов, у которого бывали В.А. Фаворский, В. Татлин, Л. Бруни, Р. Фальк и др. 

Несмотря на протесты общественности и деятелей культуры, среди которых была директор ГМИИ им. А. Пушкина И. Антонова, здание было снесено в 2005 г. и на его месте построен новый дом по проекту архитекторов М. Посохина, М. Плеханова и А. Левитина.

Достопримечательности:

Отдел личных коллекций ГМИИ (№ 2).

Отдел графики ГМИИ им. А. Пушкина (№ 4, стр. 1).

Православный храм священномученика Антипы, епископа Пергамского на Колымажном дворе (№ 8).

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» пешком через улицу Волхонка. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:



Состояние на 12.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий