четверг, 27 октября 2016 г.

Чистопрудный бульвар

Расположение:

Бульвар проходит по Басманному району (ЦАО) от площади Мясницкие Ворота до площади Покровские Ворота. 

От Чистопрудного бульвара отходят Большой Харитоньевский переулок и улица Макаренко, на него выходит Архангельский переулок.

Часть Бульварного кольца. 

В начале бульвара находится метро «Чистые пруды».

Описание:

Бульвар представляет собой 2 проезжие части с односторонним движением автотранспорта (по 2-3 полосы в каждом направлении, в том числе, 1 полоса для движения трамваев), разделенные широким сквером. Тротуар – с одной стороны (а с другой – сквер). Озеленение хорошее благодаря скверу в середине бульвара. Длина – около 800 метров.

История:


Местность, занимаемая бульваром, известна с 16 века (и до начала 18 века), когда здесь обосновались скотобойни «Животинный двор», позже «Государев боевой двор». Мясная торговля дала имя прилегающей Мясницкой улице, а ее отходы, сбрасываемые в ближайшее болото — Поганому пруду.

Возник в 1820-х гг. после сноса стены Белого города. После пожара 1812 года остатки стены Белого города были снесены, пруд — очищен, а в торцах образовавшегося бульвара выстроены два гостиничных здания. Гостиница у Покровских ворот дожила до наших дней, а у Мясницких — была снесена в 1930-е годы, а на ее месте теперь вестибюль метро «Чистые пруды» и памятник А. Грибоедову.

Назван по прудам (запруда р. Рачки), в 16—17 вв. носившим имя Поганых (в них сбрасывали отходы с боен). Бульвар назван в 1820-х годах по Чистому пруду, занимающему половину центральной аллеи у Покровских Ворот, который до 1703 года назывался Поганый, т. к. в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен, а затем был очищен и переименован. Раньше было 3 Чистых пруда, а к настоящему времени остался только один, так что название чистые пруды не вполне верное, а — историческое.

В начале 18 в. А. Меншиков, приобретший усадьбу у Мясницких ворот, велел очистить пруды и переименовать их в Чистые пруды. 

Близ Мясницких ворот в это время находились харчевни и лавки, близ Покровских ворот с внешней стороны стены Белого города — Лесные ряды. 

В начале 19 в. ряды убрали; после устройства бульвара пруды стали местом гулянья москвичей, катания на лодках и коньках. 

В течение 19 века застройка бульвара четко разделялась — внутренняя сторона была застроена двухэтажными домами, принадлежавшими разным ведомствам, внешняя — одноэтажными домами победнее.

В конце века бульвар был застроен 3-х — 4-хэтажными доходными домами; в 1945-1952 годах большинство этих домов были надстроены до 6-7 этажей.

По внутренней, чётной стороне бульвара располагались крупные усадьбы (каждая площадью около 1 га), по внешней — мелкие дворовладения, которые во второй половине 19 в. стали переходить в руки купцов и мещан. В 1783 г. бывшее владение Меншикова приобрёл Московский почтамт (№ 2, угловой дом — станция почтовых карет, 1858; левое здание — дом работников почтамта, 1900, надстройка — 1952; № 4 — дом призрения престарелых членов почтово-телеграфного ведомства, 1898). Владение № 6 принадлежало Мусиным-Пушкиным; дворец перестроен в конце 19 в. архитектором П. Соколовым для правления Московско-Воронежской железной дороги, с 1925 — Наркомпрос, с 1946 — Министерство просвещения РСФСР; мемориальные доски с барельефными портретами работавших здесь А. Луначарского (1959) и Н. Крупской (1975). 

Нечётная сторона имеет малоэтажную разновременную застройку: д. 1 (дом купца Гусятникова — угловой) появился ещё до пожара 1812, правая часть — 1886, архитектор Б. Фрейденберг; д. 1а — дом Медико-фармацевтического общества для призрения лиц медицинского звания (1912, архитектор И. Герман); д. 3, левая часть — 1984, стилизация в эклектическом духе, правая — гостиница посольства Казахстана, 1980, архитекторы Ю. Соколов, Ю. Милаев; д. 3а — 1880-е гг., архитектор П. Гаудринг (правая часть — 1884—87, архитектор П. Соколов?); д. 5 — 1837. Дом 8 — усадьба конца 18 в., главный дом перестроен в 1950—53, левый флигель — в 1876, архитектор А. Вебер, правый флигель восстановлен в 1981—82. В 1835—43 в доме размещалась Комиссия для строения Москвы, затем — правление 4-го округа путей сообщения (с 1975 г. издательство «Московский рабочий»). Участком 12 в 1830-х гг. владел С. Пашков (остатки усадьбы — во дворе дома); д. 14 (правое здание) и д. 17 (левая часть) сохранились от первоначальной застройки бульвара. 

Значительная часть существующих зданий построена в конце 19 — начале 20 вв.: д. 10 (1875, надстройка — 1940); д. 14 — доходный дом церкви Троицы на Грязех (1908 — 1909, архитекторы Л. Кравецкий, С. Вашков, П. Микини, надстройка — 1945, архитектор Б. Топаз); д. 16 (начало 20 в.); д. 19 (1890-е гг., архитектор А. Иванов); д. 21 (1890-е гг., архитектор В. Кардо-Сысоев); д. 23 — доходный дом Н. Телешова (1900, архитектор В. Барков; в нижнем этаже — библиотека им. Ф. Достоевского; доска из серого гранита с барельефным портретом кинорежиссёра С. Эйзенштейна установлена в 1958, скульптор А. Костромитин). Тогда же на бульваре появились кинотеатр «Колизей» (д. 19а, 1913—14, архитектор Р. Клейн, с 1974 — театр «Современник»), а на участке 12а — деревянное здание Музея-панорамы «Бородинская битва». 

В современном облике Чистопрудного бульвара заметную роль играют здания, перестраивавшиеся с конца 1920-х гг. или вновь построенные: д. 7 (1960); д. 9 (1938—41, архитектор М. Шерфетдинов); дома 11—15 (19 в., объединены и надстроены в 1930-х гг.); д. 12 (1936, архитектор А. Волхонский; 1931, архитектор К. Аполлонов); д. 12а — дом Кожсиндиката (1928, архитектор А. Голубев, ныне Центр кино и телевидения для детей и юношества). 

В начале Чистопрудного бульвара установлен памятник А. Грибоедову (1959, скульптор А. Мануйлов, архитектор А. Заварзин); половину центральной аллеи у Покровских ворот занимает Чистый пруд. 

За прудом бульвар завершается зданием гостиницы (начало 19 в.) и жилым домом (1901, архитектор П. Дриттенпрейс); проезд, идущий мимо дома от улицы Макаренко до площади Покровские ворота, носит имя Белгородского, хотя нумерация домов продолжается по бульвару. 

Бульвар реконструирован в 1994 г. 

В посадках преобладают липа, каштан, рябина, сирень. 


На бульваре расположены Чистые пруды (фактически, пруд — один). На бульвар выходят: с внутренней стороны Архангельский переулок, с внешней Большой Харитоньевский переулок и улица Макаренко.

Гранитный барьер со светильниками и каменными скамьями оформляет вход на зеленую полосу бульвара. За ним — памятник А. Грибоедову, установленный в 1959 году (скульптор А. Мануйлов).

Это самый большой по площади из бульваров кольца и второй после Тверского по протяженности (822 м). Помимо широкой главной аллеи есть еще тихая боковая, отделенная газоном, который усажен группами деревьев и кустов. Обе аллеи выходят на большую площадку около пруда. В январе 1966 года здесь открылось двухэтажное стеклянное кафе. В 1982 году его перестроили в первый раз. Современный комплекс «Белый лебедь» был сооружен в 2000-е. В 2006-м рядом установлен памятник Абаю Кунанбаеву и сооружен фонтан.

Чистые пруды образовались благодаря запруде, протекавшей вдоль стены Белого города реки Рачки. Вплоть до конца 17 века в Рачку и пруд местные мясники сваливали отбросы от забитого скота, вода распространяла зловоние, отчего первоначально пруды назывались Погаными (существуют и другие версии происхождения этого названия, но самой распространенной считается упомянутая выше).

Любимец Петра I Меншиков, купивший землю, которую сейчас занимает почтамт, очистил пруды и строжайше запретил загрязнять их; с тех пор они именуются Чистыми.


Исстари пруды были излюбленным местом катания на лодках, а зимой — на коньках. Автор путеводителя по Москве 1831 года приглашает читателя посетить бульвар, дабы «полюбоваться здесь катанием на коньках на манер английский или петербургский».

В 1960 году берега пруда были укреплены камнем, а в 1966 году — бетоном.
Пруд, обсаженный липами, обнимают две узкие аллеи, сходящиеся в конце бульвара.

Чистопрудный бульвар неоднократно упоминается в русской литературе, как дореволюционной — у Писемского, Лескова, Боборыкина, — так и советской. О бульваре периода НЭПа можно прочитать в рассказе В. Катаева «Ножи», по которому была написана в свое время оперетта. Бульвару 1920—1930-х годов посвящена книга жившего в этом районе Ю. Нагибина — «Чистые пруды», по которой был снят кинофильм. О бульваре написано немало стихотворений современных поэтов.

У Покровских Ворот бульвар замыкается хорошо сохранившимся зданием бывшей гостиницы, построенной в начале 19 века по проекту, предположительно, В. Стасова.

Застройка обеих сторон бульвара в начале его существования была по преимуществу дворянской. Автор путеводителя 1831 года источает восторги: «По обе стороны возвышаются такие домы, которые бы показались предкам нашим за нечто необыкновенное: необразованный ум их не мог бы никогда представить себе таких соразмерных каменных палат». Архивные данные, однако, не подтверждают наличие здесь ни особо больших, даже по тому времени, ни ценных в архитектурном отношении строений; «соразмерность» же зданий для архитектуры эпохи классицизма была условием обязательным. Во всяком случае, по своей застройке Чистопрудный бульвар не мог сравниться ни с Тверским, ни с Никитским. Во второй половине 19 века барские особняки перешли в руки среднего купечества, чиновничества и мещанства. Тогда же здесь появилось несколько многоэтажных доходных домов. Советский период так же внес свои коррективы в архитектурный облик бульвара: здесь можно увидеть сооружения периода советского авангарда и зарождающегося «большого сталинского стиля».

В 2017 году был реконструирован по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Чистый пруд (до 1703 г. Поганый пруд), в центральной части Москвы, на Чистопрудном бульваре, в пойме р. Рачки. Площадь 1,2 га, средняя глубина 1,2 м. Питание за счёт поверхностных вод, а также из водопровода. Дно пологое, илистое. Берега укреплены железобетонными стенками. Летом на пруду обитают утки и лебеди. С 19 в. зимой используется как каток (один из первых публичных катков в Москве).

В 1703 г., при А. Меншикове, пруд был очищен от отходов мясных лавок и боен, располагавшихся поблизости, после чего и был переименован. Чистые пруды описываются в произведениях А. Писемского, Н. Лескова, П. Боборыкина, А. Куприна; Ю. Нагибин, живший в этом районе, написал книгу «Чистые пруды» (по ней снят одноименный фильм). Наименование Чистых прудов сохраняется в названиях метро («Чистые пруды») и бульвара.

• Офисное здание с музеем почтовой связи и почтамта (№ 2, стр. 6).

• Посольство Казахстана (№№ 3 и 3а с несколькими строениями).

– 3а, стр. 7 – бывший дом Гликерии Федотовой построен в 1880-х гг. по проекту архитектора П. Гаудринга, перестроен 1970-х гг. Актриса Г. Федотова (1846-1925) жила здесь в 1917-25 гг.

• Офисное здание (№ 3, стр. 1). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Главное управление по вопросам миграции МВД России и кинотеатр «Ролан» (№ 12а; бывшее здание Кожсиндиката, затем — Наркомат легкой промышленности, Министерство хлебопродуктов и Министерство заготовок, а с 1989 года — Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества, недавно – Федеральная миграционная служба).

Конструктивистское здание Кожсиндиката построено в 1925-1927 гг. по проекту арх. А. Голубева при участии инженера Е. Израиловича. Ранее – в 1912-1918 гг. – на этом месте находилась знаменитая Бородинская панорама Франца Рубо, открытая к 100-летию Отечественной войны 1812 г. Интересно, что инженер Е. Израилович участвовал и в создании павильона Бородинской панорамы, спроектировав его ажурную купольную конструкцию.

Корпус из легких железобетонных конструкций бесспорно был очень прогрессивным для своего времени сооружением.

Кожсиндикат (Всесоюзный кожевенный синдикат) был организован в 1922 г. с целью объединения государственной кожевенной промышленности и торговли и конкурентной борьбы с частниками на рынке кожсырья и готовой продукции. В условиях НЭПа быстрый рост спроса на кожаную обувь, конскую сбрую и приводные ремни механизмов выводит Кожсиндикат на одно из ведущих мест в советской торговле. Дом Кожсиндиката стал одним из первых деловых зданий советской Москвы. В нижних трех этажах первоначально шестиэтажного здания располагались административные помещения Кожсиндиката, в верхних – комфортабельные квартиры его сотрудников (разница в функциональном назначении помещений подчеркнута разными размерами окон). Верхний, седьмой этаж был надстроен в 1948 г.

Архитектором здания стал А. Голубев, на тот момент еще студент Московского ВХУТЕМАСа (он получит диплом только в 1929 г.). Несмотря на то, что ВХУТЕМАС является всемирно известной школой советского авангарда, реализованные постройки этой школы достаточно редки – к моменту выпуска большинства учеников авангард перестал быть господствующим стилем в архитектуре, и их самостоятельные творческие работы выполнены уже, как правило, в другой стилистике. Проект здания Кожсиндиката разрабатывался при участии специалистов треста Госстрой, специализировавшихся на строительстве железнодорожных сооружений. Поэтому характерной чертой здания становится железобетонный каркас, выведенный на фасады и ставший важным элементом внешнего оформления здания. Симметричная композиция фасада с двумя сильно выступающими ризалитами и общий пропорциональный строй здания напоминают приемы рационального модерна 1910-х гг.

Впоследствии в здании размещались Наркомат легкой промышленности, Министерство хлебопродуктов и Министерство заготовок, а с 1989 г. – Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества имени выдающегося актера и режиссера Ролана Быкова и кинотеатр «Ролан».

Кинотеатр открыт в 1999 году кинокомпанией «Парадиз» и Фондом Ролана Быкова.

• Отдел кадров Управления федеральной почтовой связи Москвы – филиал «Почты России» (№ 4/26, стр. 3). 

Бывший дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства. 

Двухэтажное кирпичное здание, построенное по проекту архитектора А. Попова в 1898 г. (заложено в мае 1895 г.). 

Главный фасад решён с использованием элементов древнерусского зодчества. Первоначально кирпич был неотштукатурен, позднее его стали красить. В здании размещался «Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства» (т.е. приют для престарелых членов этого ведомства).

После революции дом приспособили под учреждения и квартиры. В 1922 г. здесь разместилось «Трудовое объединение химчистки» - артель «Гамма». В одной из квартир в 1929 г. жил Александр Васильевич Свешников, бывший тогда хормейстером Второго МХАТа. Потом в здание переехала ведомственная поликлиника Московского почтамта.

• Универсальное здание (№ 5). Ресторан «Кура», галерея «На Чистых прудах», деловой центр Торгово-промышленной палаты России.

• Офисное здание с банком ВТБ (№ 8). 

Дом выстроен в 1782-94 гг., после сноса стены Белого города. Предполагается, что автором проекта был Казаков. Дом в стиле раннего классицизма был построен с использованием стоявших здесь палат. C 1785 года – это дом наместника Екатерины II в Перми и Тобольске, а позже Ярославского губернатора – Евгения Кашкина. Он слыл бессребреником и его семья, после смерти генерал-поручика попала в нелегкое материальное положение. В 1803 году следующей владелицей стала Аграфена Дурасова, жена М. Дурасова, бывшего в чине генерал-лейтенанта. Происходила она из богатой семьи, владевшей, ко всему прочему, и великолепным дворцом, расположенным на Покровском бульваре. Тяжелое финансовое положение А. Дурасовой привело в 1833 году к продаже усадьбы казне. 

В дальнейшем, во владениях усадьбы располагались уже казенные и государственные заведения. 

С 1870 года здесь разместили главный дом московской типографии, а после 1917 года в этих стенах начали работать сотрудники издательства «Рабочая Москва», а с 1922 года и «Московского рабочего».

«Московский рабочий» – издательство. Основано в 1922 г. как партийно-кооперативное издательство (пайщиком издательства состоял В. Ленин); впоследствии на протяжении десятилетий — издательство МК и МГК КПСС (с 1931 г. входило в ОГИЗ, в 1941—45 гг. книжная редакция газеты «Московский большевик»). До 1991 г. ведущей книжной продукцией была массовая политическая литература, в том числе москвоведческого характера. Тогда же издательство выпускало журналы «Городское хозяйство Москвы», «Архитектура и строительство Москвы». Особо примечательной была работа историко-краеведческой редакции, пик расцвета которой пришёлся на 1970—80-е гг., когда выпускались москвоведческие серии «Биография московского дома» (с 1981 г. выпущена 41 книга), «Биография московского памятника» (12 книг в 1983—90 гг.), «Памятники Подмосковья», «Места заповедные», «КЛИО» («Клуб любителей истории отечества») и др., а также многочисленные путеводители по историко-архитектурным и литературным достопримечательностям Москвы и Подмосковья («Москва. Диалог путеводителей» Ю. Александрова, «Пушкинские места Москвы и Подмосковья» Н. Волович, «Лучи от Кремля» Ю. Федосюка, «Москва строится» М. Астафьевой-Длугач и Ю. Волчка, «Металлическое кружево Москвы» А. Колмовского и др.). Заслужила признание читателей справочная литература, например, справочник «Досуг в Москве» А. Анисимова, А. Лебедева, Т. Павловой, О. Чумаковой (выдержал три издания). В конце 1980-х — 90-х гг. переиздавались произведения, близкие к историко-краеведческой тематике («Старая Москва. Рассказы из былой жизни» М. Пыляева, «Обозрение Москвы» А. Малиновского, «Древняя Москва» М. Тихомирова, «Мёртвые книги в московском тайнике» И. Стеллецкого и др.), в 1991 г. издан сборник «Краеведы Москвы» (вып. 1). Выпускает произведения классиков отечественной литературы (в том числе в серии «Московский Парнас») и современных московских писателей, альманахи («Апрель», «Кольцо "А"»).

После реконструкции здания на Чистопрудном бульваре, 8 и Архангельском переулке, 12 в 1950-53 гг. двухэтажный дом усадьбы надстроили четырьмя этажами и заново облицевали, здание стало шестиэтажным. Здесь разместились «Московская правда», «Московский комсомолец» и «Вечерняя Москва». 

В результате последней перестройки в 2014 году здание «подросло» еще на один мансардный этаж и было переделано под нужды современного офиса. Осенью 2014 года сюда переехал главный офис СК «ВТБ Страхование».

• Бывший флигель усадьбы Ярославского губернатора — Евгения Кашкина — Аграфены Дурасовой (№ 10, стр. 1 и 2):

Статус: частично сохранившаяся (перестроенная, кроме того, вероятно был еще один флигель и разные хоз. постройки).

История: усадьба основана в конце 18 века помещиком, губернатором наместничеством в Перми и Тобольске, затем ярославским губернатором Евгением Кашкиным. С 1803 года владелицей усадьбы стала жена генерал-лейтенанта Михаила Дурасова — Аграфена Дурасова. В 1833 году из-за тяжелого материального положения она была вынуждена продать усадьбу государству. С тех пор главный дом был сильно надстроен (до 6 этажей), так что совсем не напоминает теперь усадебный дом и здесь располагались разные гос. учреждения; здесь с 19 века долгое время располагались разные издательства («Рабочая Москва», «Московский рабочий»).

Описание: хорошо сохранившийся одноэтажный левый флигель бело-голубой цветовой гаммы с красивым лепным декором (выполнен при перестройке дома в 1876 году) и рядом стоящий с ним шестиэтажный (надстроен на 4 этажа в середине 20 века) довольно мрачный дом, мало похожий на бывший усадебный главный дом.

Личности, связанные с усадьбой: помещик Е. Кашкин и помещица А. Дурасова.

Сохранившиеся объекты (строения): главный дом и левый флигель.

Современное состояние и использование: заняты Мосводоканалом, медцентром, разными коммерческими организациями, клубом, рестораном и пр.

Режим доступа: посторонним войти можно, но желательно все же идти в какую-то организацию (при этом, конечно, внутри всё перепланировано), внешне полностью доступны осмотру и фотографированию.

Сайт: нет.

Пункты питания и условия для отдыха: на Чистопрудном бульваре много торговых точек, но довольно дорогих, кроме нескольких точек у метро «Чистые пруды»; отдохнуть хорошо в сквере на Чистых прудах (вдоль Чистопрудного бульвара).

Мои впечатления: я тут был в ноябре 2015 года — дом цел, но впечатляет и привлекает (прежде всего своим декором) только левый флигель бывшей усадьбы, который внешне находится в хорошем состоянии.
Проезд: 1. Без машины: до метро «Чистые Пруды», а оттуда совсем немного пешком по Чистопрудному бульвару до домов №№ 10, стр. 1 и 2; 2. На машине: по Чистопрудному бульвару (часть Бульварного кольца) до домов №№ 10, стр. 1 и 2.

Фото:
Видео:
Аудио:

• Офисное здание (№ 10, стр. 6). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Бывшая усадьба С. Пашкова (№ 12, к. 7):

Статус: частично сохранившаяся (без сада с прудом и 
некоторых построек).

История: усадьба основана в начале 18 века помещиком Сергеем Пашковым. В 18 веке она находилась в квартале между стеной Белого города и Потаповским переулком. В этом доме бывали у Пашкова Александр Пушкин с женой Натальей вскоре после свадьбы и участвовали в устроенном хозяином санном катании, здесь же родилась русская поэтесса Евдокия Ростопчина. К северу от парадного двора главного дома усадьбы находилось каре хозяйственных корпусов, частично сохранившееся доныне (за домом, в аварийном состоянии), к югу — сад с прудом (на его месте теперь современное административное под номером 12а по Чистопрудному бульвару). В октябре 2015 года было решено начать реставрацию здания бывшей усадьбы и приспособить его для современного использования (будут тут разные современные учреждения).

Описание: двухэтажный дом П-образный в плане, желто-белой цветовой гаммы, с пилястрами и сдержанной декоративной обработкой.

Личности, связанные с усадьбой: помещик — Сергей Пашков.

Сохранившиеся объекты (строения): главный дом (двухэтажный) с хозпостройкой.

Современное состояние и использование: занят разными коммерческими организациями.

Режим доступа: посторонним вход внутрь закрыт (вход по кодовому замку), внешне полностью доступен осмотру и фотографированию.

Cувениры: нет.

Сайт: нет.

Пункты питания и условия для отдыха: на Чистопрудном бульваре много торговых точек, но довольно дорогих, кроме нескольких точек у метро «Чистые пруды»; отдохнуть хорошо в сквере на Чистых прудах (вдоль Чистопрудного бульвара).

Мои впечатления: я тут был в ноябре 2015 года — дом цел, но в плохом состоянии, много трещин, особенно удручающее впечатление произвела пристройка к дому, которая наглухо заколочена и вся расписана всякими надписями, на ней даже написано «Опасная зона!».

Проезд: 1. Без машины: до метро «Чистые Пруды», а оттуда пешком по Чистопрудному бульвару до длинного дома № 14, к. 4, где повернуть направо и через дворы выйти к Потоповскому переулку; 2. На машине: по улице Покровка доехать до Потаповского переулка и свернуть в него, а затем доехать до этого дома.

Фото:
Видео:
Аудио:
• Ресторан «Шатёр» (№ 12а).
• Центр восточных единоборств «Кодокан» (№ 14, стр. 1). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.
 • Физкультурно-оздоровительный комплекс «Потаповский» (№ 14, стр. 4).

• Офисный центр с театром «Современник»: филиал «Другая сцена» (№ 17).

Театр «Современник» (№ 19а; с 1974 года, бывший кинотеатр «Колизей», постройка начала 20 века). 

Театр возник в споре с официальным искусством конца 40-х — начала 50-х гг., в том числе с практикой МХАТа тех лет, и выражал общественные настроения периода «оттепели». Театр создан в 1956 г. группой молодых актёров-энтузиастов, в основном выпускников Школы-студии МХАТ, под руководством О. Ефремова как студия молодых актёров, с 1957 г. – театр-студия «Современник», с 1964 г. – современное название. Искусство театра, основанного на современной драматургии, отличалось демократизмом, нравственным пафосом. Главный режиссёр до 1970 г. Ефремов, с 1972 г. Волчек. Первый спектакль — «Вечно живые» В. Розова (1956). В дальнейшем «Современник» обратился к классике; сценический стиль стал более сложным и богатым. Среди спектаклей: «Голый король» Е. Шварца (1960), «Без креста» В. Тендрякова (1963), «Двое на качелях» У. Гибсона (1963), «Назначение» А. Володина (1963), «Обыкновенная история» Розова И. Гончарова (1966), «Балалайкин и Ко» С. Михалкова по М. Салтыкову-Щедрину (1973), «Валентин и Валентина» (1976) и «Эшелон» М. Рощина (1975), «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1975), «Ревизор» Н. Гоголя (1984), «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (1985), «Квартира Коломбины» Л.С. Петрушевской (1986), «Крутой маршрут» по Е.С. Гинзбург (1989), «Пигмалион» Б. Шоу (1994). В «Современнике» ставили спектакли Р. Виктюк, И. Кваша, Г. Товстоногов, В. Фокин, А. Эфрос и др. В составе труппы в разные годы: Л. Ахеджакова, А. Вертинская, Волчек, В. Гафт, О. Даль, Н. Дорошина, Е. Евстигнеев, Л. Иванова, Кваша, М. Козаков, Е. Козелькова, Л. Крылова, Т. Лаврова, А. Леонтьев, А. Мягков, М. Неёлова, В. Никулин, А. Покровская, В. Сергачёв, О. Табаков, Л. Толмачёва, П. Щербаков.

В первые годы театр выступал на разных сценических площадках; первый спектакль был сыгран на сцене филиала МХАТа. С 1961 г. театр работал в здании на площади Маяковского (дом не сохранился), с 1974 г. — в здании бывшего кинотеатра «Колизей», построенном в 1912—14 гг. архитектором Р. Клейном в стиле неоклассицизма и реконструированном в 1974—76 гг.

В 1912 г. Гуськов, купивший это владение в конце 19 в., заказал Р. Клейну проект кинотеатра «Колизей». В соответствии с названием «Колизей» был построен с применением элементов античной архитектуры. 15 августа 1914 г. кинотеатр был открыт «программой картин из лучших произведений русских и иностранных киностудий». Кинотеатр закрылся осенью 1970 г. 

После реконструкции в 1974 г. здесь разместился театр «Современник».

С 1972 г. художественным руководителем театра является народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Галина Волчек. 

«Современник» имеет не только славную историю, но и великое настоящее. Чтобы в этом убедиться, достаточно назвать хотя бы часть имен труппы «Современника» наших дней: Лия Ахеджакова, Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Ольга Дроздова, Марина Неелова, Чулпан Хаматова, Елена Яковлева.

• Офисный центр (№ 25). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Многофункциональный комплекс «Белый лебедь» на Чистом пруду.

Жилые дома (в основном старых или советские — нового строительства тут не ведется):

3 этажа (№ 1а, начало 20 века, бывшее здание Медико-филантропического общества). 

Здесь располагались приют и зал для общественных собраний. 

Реконструировано в 1940 г.

6 этажей (№ 2, начало 20 века). На 1-м этаже – кафе «Шампур», м-н «Сопрт+ мода» и пр.

Надстроен в 1952 г.

9 этажей (№ 7/2, 1960 год постройки). Кирпичный.

5-8 этажей (№ 9, 1941 год постройки). Кирпичный. 

Левое и правое крыло дома до третьего этажа – это дореволюционный доходный дом. Центральная часть и верхние этажи были достроены в 38-41 годах.

6 этажей (№ 10, стр. 1, конец 18 — 19 века, бывшее доходное владение Тупицыных – жилой флигель городской усадьбы Козлова).

6 этажей (№ 11, стр. 1, начало 20 века, бывший доходный дом). Здесь же находится отель «Базис-М».

4 этажа (№ 11, стр. 2, конец 19 века).

5 этажей (№ 11, стр. 4, 19 — начало 20 веков, бывший дом с палатами П. Макулова – М. Шамзарова). 

Тут стояло 2-этажное здание.

Здесь в 1830-40-х годах жил и работал скульптор И. Витали. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_363.html.

В 20 веке тут жил москвовед С. Романюк (1933–2015) – писатель, историк Москвы. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_746.html.

В 1990-х дом реконструировали и надстроили тремя этажами. В процессе реконструкции были выявлены палаты, но все площади уже были распроданы.

6-10 этажей (№ 12, к. 2 – 4, 1930-е годы постройки; бывший дом кооператива «Военный строитель»). На 1-м этаже – общепиты и сервисы.

В 1930-е вырос этот жилой дом для кооператива «Военный строитель», созданного для обеспечения жильем сотрудников Военстроя – специального строительного управления, в обязанности которого входило строительство бомбоубежищ, бункеров и прочих объектов гражданской обороны.

Здание, построенное А. Волхонским в 1936 году, простое по декору и не перегруженное деталями. Основное внимание архитектора сконцентрировалось на входной части, оформленной в виде плоского портала с четырьмя пилястрами, «наложенного» на фасад. Любопытны капители пилястр, не имеющие прямых прототипов в классической архитектуре. В верхнем аттиковом этаже центральной части мотив пилястр повторяется.

4 этажа (№ 12, к. 5, 1930 год постройки).

2 этажа (№ 12, к. 6, до 1917 года постройки). Частично жилой.

4-6 этажей (№ 13, стр. 1 – 3, конец 19 — начало 20 веков). Дом № 13, стр. 1 достроен в середине 20 века. 

7 этажей (№ 14, стр. 3, начало 20 века, бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех – «дом со зверями»).

Кирпичный дом бледно-зеленого цвета, а верхние этажи более светлого оттенка.

Дом в стиле модерн, выделяется декором фасадов, в котором свободно и органично перетолковываются мотивы резного каменного убранства древнего Дмитриевского собора во Владимире. Дом со сказочными зверями. Зооморфный ковер покрывает 3-й и 4-й этажи. Терракотовые барельефы фантастических животных, птиц и растений (драконы, фениксы, сирины, алконосты, гамаюны, пеликаны, цапли и пр.), выполнены художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С. Вашкова – ученика Васнецова.
Образцами фантастических животных, птиц и деревьев послужили барельефы Дмитриевского собора во Владимире, который С. Вашков считал вершиной владимирского зодчества. Однако это не копии знаменитых средневековых барельефов, а их образное прочтение с позиций эстетики начала XX века в нарочито укрупнённом масштабе и гротескной прорисовке.

Выстроен в 1908—09 гг. по проекту Л. Кравецкого, декоративное оформление фасадов и интерьеров выполнено С. Вашковым. Поскольку дом возводился как доходный при храме Св. Троицы на Грязях, то часть квартир предполагалось передать под временное проживание нуждающимся прихожанам, а другую часть использовать для получения прибыли – сдавать внаем.

Первоначально был четырёхэтажным с шатровыми башнями по краям. Нижний этаж трактован как цокольный, подъезды оформлены в виде перспективных порталов, угол здания выделен сильно увеличенными в размерах формами аркатурного фриза, плоскости стен второго-четвёртого этажей покрыты терракотовыми барельефами, выполненными художественной артелью «Мурава»; они трактованы укрупнённо, в характерной для модерна стилизованной, несколько гротескной манере, но были прекрасно согласованы с масштабами здания. 

В 1945 г. дом был надстроен двумя верхними этажами, в результате был уничтожен верхний ряд барельефов (над окнами 4-го этажа), были уничтожены балконы 2-го этажа. Но все же надстройка была проведена достаточно умело, и верхние этажи особо не выделяются на фоне старого объема дома. В интерьере сохранились элементы декоративного убранства — решётки лестниц, двери, рельефы над ними, лепные украшения плафонов в квартирах. 

В сталинскую эпоху дом надстроили на два этажа, и он стал более тяжеловесным, пропорции исказились, фасад стал не таким гармоничным, и теперь фасад выглядит странно. Пояс из лепных фантастических зверей перевешивает и странно сочетается с минималистичной надстройкой. К тому же, при надстройке были уничтожены уникальные детали – интереснейшая ограда, венчающая здание сверху, и часть декора четвёртого этажа, а также ворота, примыкавшие к дому справа. Хоть первые четыре этажа и сохранили свой декор, дом воспринимается уже не таким шедевром, каким он являлся до революции.

В начале 21 века одно из центральных окон второго этажа было превращено владельцами магазина антикварной книги в дверь, ведущая к ней лестница была выполнена в стиле модерн с ажурной решёткой, украшенной зверями и совами. 

В советское время в доме проживали артисты, художники, архитекторы и т. п., а сейчас – разные люди. Сохранились коммуналки. Нет мусоропроводов. Потолки – 4 м + просторные холлы и кухни.

Дворик маленький, но есть детская площадка. Через двор также идет проход к Потаповскому переулку.

На 1-м этаже – выставка-океанариум-зоомагазин «Морской аквариум на Чистых Прудах – морской центр столицы» «Акватис» (десятки аквариумов с акулами и пр.; соленую воду сливают в общие коммуникации, а соль всё разъедает, бывают в доме перебои с водой и большая влажность: на нижних этажах поселился грибок, вспучиваются стены и проседают двери, что в целом ведет к разрушению дома), магазин музыкальных инструментов «Музыкальный центр столицы», выставочная галерея «Арт Прима» и магазин антикварной книги «Русский библиофил». 

4-6 этажей (№ 15, стр. 1 и 2, начало 20 века, бывшие доходные дома).

7 этажей (№ 23, стр. 1, начало 20 века, бывший доходный дом писателя Н. Телешова). «В этом доме с 1920 года по 1934 год жил и работал выдающийся советский кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн».

Построен в 1900 г. по проекту архитектора В. Баркова (по другим данным – его сына С. Баркова). 

Первоначально дом был четырехэтажным, а в 1945-47 гг. надстроены еще три этажа. 

Фасад этого здания не прямой, а вогнутый вслед за поворотом бульвара.

Владельцем его был, живший в одной из квартир в 1909-13 гг., писатель Н. Телешов, организатор знаменитых телешовских «сред». 

В 1907 г. в нижнем этаже дома была открыта частная «Современная библиотека». В 1918 г. она была национализирована, а в 1921 г. переименована в библиотеку им. Ф. Достоевского. 

В 1920-34 гг. в квартире № 2 жил кинорежиссер, один из основоположников советской кинематографии С. Эйзенштейн (мемориальная доска).

Интересно:

Самый большой по площади и второй по протяженности бульвар (после Тверского) на Бульварном кольце.
Чистопрудный бульвар является одним из центров культурной жизни современной Москвы. На бульваре или рядом находится несколько популярных театров. Летом бульвар становится площадкой для уличных музыкантов, а также местом проведения тематических выставок современного фотоискусства.

Достопримечательности:

Сквер проходящий вдоль всего бульвара с Чистым прудом и рестораном «Шатер» на нем; памятниками А. С. Грибоедову (1959), казахскому поэту Абаю Кунанбаеву (2006), многофункциональным комплексом — фитнес-клубом «Белый лебедь», фонтаном «Поющий журавль», рестораном на пруду «Шатер», пешеходными дорожками, скамейками, деревьями, кустарниками и газонами, фонарями и декоративной оградой).

Памятник поэту и драматургу А. Грибоедову. 1959 г., скульптор Аполлон Мануйлов. Памятник появился в год 130-летия со дня гибели Грибоедова в Персии. 30 января 1829 года тысячи взбунтовавшихся персов перебили всех, находившихся в посольстве. Тело Грибоедова было настолько изуродовано, что опознали его только по следу на кисти левой руки, полученному во время дуэли с Якубовичем в 1818 году. Памятник поставлен тут, хотя, дом, где родился Александр, фактически больше реплика, чем подлинник (реставрация в 1970-х, к тому же времени относится пожар, уничтоживший верхний этаж), находится на Новинском бульваре. Экономист Б. Маркус вспоминал: «Где-то в середине тридцатых годов на бульваре напротив „Дома Грибоедова“ установили огромный гранитный валун. Мне, мальчишке, он тогда показался очень большим. Неотесанный, грубый, с широким основанием и сужающийся кверху. На передней стороне этого валуна чуть выше середки отшлифовали неровную по краям полоску, в которую вписали глубоко врезанными буквами подпись-автограф Грибоедова. И ничего больше. На памятник это не похоже, но я уже слышал, что камень потому и поставили на это место, что именно здесь со временем будет сооружен настоящий памятник с фигурой самого Грибоедова». Однако, позже, памятник, поставили не на Новинском бульваре. Памятник на бульваре представляет собой фигуру Грибоедова, установленную на постаменте-колонне, благодаря чему, образ драматурга выглядит весьма величественно и парадно. В нижней части постамента авторы разместили героев не просто самой известной пьесы писателя "Горе от ума", а той, благодаря которой, Грибоедова часто называют «писателем одной книги». Петр Чаадаев писал о пьесе, что «никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха». Пьеса буквально разобрана была на цитаты и до сих пор любой образованный человек с легкостью продолжит фразы «все врут….», «минуй нас пуще всех печалей и…», «что за комиссия, Создатель…» и «счастливые часов…». Кстати, у москвичей был шанс встречаться не «у Грибоедова», а «у Бакунина». В 1919 году почти на том же месте, где ныне стоит памятник Грибоедову, появился другой памятник – в духе кубофутуризма – основоположнику анархизма Михаилу Бакунину. Луначарский вспоминал: «В течение долгого времени люди и лошади, ходившие и ездившие по Мясницкой, пугливо косились на какую-то взбесившуюся фигуру, закрытую из предосторожности досками. Это был Бакунин в трактовке уважаемого художника. Если я не ошибаюсь, памятник сейчас же по открытии его был разрушен анархистами, так как при всей своей передовитости анархисты не хотели потерпеть такого скульптурного „издевательства“ над памятью своего вождя». Примерно через месяц после установки (по другим данным, через год) памятник был снесен.


Памятник Абаю Кунанбаеву– у посольства Казахстана. Абай Кунанбаев (1845—1904) — казахский просветитель, деятель культуры, поэт, музыкант, философ, основоположник казахской письменной литературы. Скульпторы: М. О. Айнеков, С. М. Айнеков, Т. Б. Сулейменов. Год установки: 2006. Памятник выполнен из бронзы, представляет собой фигуру сидящего поэта, которая установлена на гранитном постаменте, украшенном национальными узорами и надписью: «Вечен творец бессмертного слова». В композицию памятника также входят два каменных истукана в стилистике половецких идолов.

Театр «Современник» (№ 19а).

Кинотеатр «Ролан» (№ 12а).

Выставка-океанариум «Морской аквариум на Чистых прудах» и в этом же здании выставка «Коралловый сад» (№ 14, стр. 3);.
Старые здания, в которых в основном ныне находятся разные офисы и небольшие магазины: бывший дом Гликерии Федотовой (№ 3а, стр. 7, кон. 19 в.); бывший дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства (№ 4/26а, стр. 3, кон. 19 в.);

бывший флигель усадьбы Ярославского губернатора — Евгения Кашкина — Аграфены Дурасовой (№ 10, стр. 1 и 2):

Статус: частично сохранившаяся (перестроенная, кроме того, вероятно был еще один флигель и разные хоз. постройки).
История: усадьба основана в конце 18 века помещиком, губернатором наместничеством в Перми и Тобольске, затем ярославским губернатором Евгением Кашкиным. С 1803 года владелицей усадьбы стала жена генерал-лейтенанта Михаила Дурасова — Аграфена Дурасова. В 1833 году из-за тяжелого материального положения она была вынуждена продать усадьбу государству. С тех пор главный дом был сильно надстроен (до 6 этажей), так что совсем не напоминает теперь усадебный дом и здесь располагались разные гос. учреждения; здесь с 19 века долгое время располагались разные издательства («Рабочая Москва», «Московский рабочий»).
Описание: хорошо сохранившийся одноэтажный левый флигель бело-голубой цветовой гаммы с красивым лепным декором (выполнен при перестройке дома в 1876 году) и рядом стоящий с ним шестиэтажный (надстроен на 4 этажа в середине 20 века) довольно мрачный дом, мало похожий на бывший усадебный главный дом.
Личности, связанные с усадьбой: помещик Е. Кашкин и помещица А. Дурасова.
Сохранившиеся объекты (строения): главный дом и левый флигель.
Современное состояние и использование: заняты Мосводоканалом, медцентром, разными коммерческими организациями, клубом, рестораном и пр.
Режим доступа: посторонним войти можно, но желательно все же идти в какую-то организацию (при этом, конечно, внутри всё перепланировано), внешне полностью доступны осмотру и фотографированию.
Сайт: нет.
Пункты питания и условия для отдыха: на Чистопрудном бульваре много торговых точек, но довольно дорогих, кроме нескольких точек у метро «Чистые пруды»; отдохнуть хорошо в сквере на Чистых прудах (вдоль Чистопрудного бульвара).
Мои впечатления: я тут был в ноябре 2015 года — дом цел, но впечатляет и привлекает (прежде всего своим декором) только левый флигель бывшей усадьбы, который внешне находится в хорошем состоянии.
Проезд: 1. Без машины: до метро «Чистые Пруды», а оттуда совсем немного пешком по Чистопрудному бульвару до домов №№ 10, стр. 1 и 2; 2. На машине: по Чистопрудному бульвару (часть Бульварного кольца) до домов №№ 10, стр. 1 и 2.
Фото:
Видео:
Аудио:

бывшая усадьба С. Пашкова (№ 12, к. 7):

Статус: частично сохранившаяся (без сада с прудом и 
некоторых построек).
История: усадьба основана в начале 18 века помещиком Сергеем Пашковым. В 18 веке она находилась в квартале между стеной Белого города и Потаповским переулком. В этом доме бывали у Пашкова Александр Пушкин с женой Натальей вскоре после свадьбы и участвовали в устроенном хозяином санном катании, здесь же родилась русская поэтесса Евдокия Ростопчина. К северу от парадного двора главного дома усадьбы находилось каре хозяйственных корпусов, частично сохранившееся доныне (за домом, в аварийном состоянии), к югу — сад с прудом (на его месте теперь современное административное под номером 12а по Чистопрудному бульвару). В октябре 2015 года было решено начать реставрацию здания бывшей усадьбы и приспособить его для современного использования (будут тут разные современные учреждения).
Описание: двухэтажный дом П-образный в плане, желто-белой цветовой гаммы, с пилястрами и сдержанной декоративной обработкой.
Личности, связанные с усадьбой: помещик — Сергей Пашков.
Сохранившиеся объекты (строения): главный дом (двухэтажный) с хозпостройкой.
Современное состояние и использование: занят разными коммерческими организациями.
Режим доступа: посторонним вход внутрь закрыт (вход по кодовому замку), внешне полностью доступен осмотру и фотографированию.
Cувениры: нет.
Сайт: нет.
Пункты питания и условия для отдыха: на Чистопрудном бульваре много торговых точек, но довольно дорогих, кроме нескольких точек у метро «Чистые пруды»; отдохнуть хорошо в сквере на Чистых прудах (вдоль Чистопрудного бульвара).
Мои впечатления: я тут был в ноябре 2015 года — дом цел, но в плохом состоянии, много трещин, особенно удручающее впечатление произвела пристройка к дому, которая наглухо заколочена и вся расписана всякими надписями, на ней даже написано «Опасная зона!».
Проезд: 1. Без машины: до метро «Чистые Пруды», а оттуда пешком по Чистопрудному бульвару до длинного дома № 14, к. 4, где повернуть направо и через дворы выйти к Потоповскому переулку; 2. На машине: по улице Покровка доехать до Потаповского переулка и свернуть в него, а затем доехать до этого дома.
Фото:
Видео:
Аудио:

Зона отдыха:

Сквер устроен в 1820-х годах после сноса стены Белого города и назван по Чистым прудам (ныне одному Чистому пруду), занимающему примерно половину территории сквера на Чистопрудном бульваре.

Начало сквера на бульваре у метро «Чистые пруды». Перейдя трамвайные пути и проезжую часть бульвара, сразу попадаем в широкий и длинный сквер (длина — около 700 метров). Начинается он с памятника драматургу А. Грибоедову (1959), т. к. он жил одно время неподалеку отсюда, в сохранившемся до наших дней доме № 42 по Мясницкой улице. На круглом постаменте памятника — персонажи комедии “Горя от ума”.
Красивые скамейки в начале бульвара в виде полукруга с фонарем под старину. В теплое время года тут всегда много народа.

Чистый пруд в конце бульвара — в пойме реки Рачки. До 18 века назывался Поганым, т.к. в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем пруд был очищен и переименован, а другие пруды утрачены. Сегодня пруд подпитывается водой из городского водопровода.

Прогулочные плиточные дорожки вдоль сквера по Чистопрудному бульвару. Они образуют два рукава, разделенные широкой полосой газона с деревьями и небольшими искусственными цветочными композициями. Тут даже осенью много народа.

Панорама Чистого пруда. Впереди — элитный фитнес-клуб «Белый лебедь». В советское время — знаменитый ресторан Белый лебедь. Потом некоторое время тут был ресторан «Джаелтаранг» с индийской кухней. А вот слева вдается в воду — ресторан «Шатер» (очень дорогой — блинчик с мясом — 250 руб., 1 порция каши — от 150 руб., порция лосося — 400 руб., порция оливье — 600 руб. и это самое дешевое, что тут есть). Зато романтика!

Памятник казахскому поэту, писателю, общественному деятелю, основоположнику современной казахской письменной литературы Абаю Кунанбаеву (открыт в 2006 году). Никакого отношения к этому месту этот персонаж не имел, но просто на этом бульваре находится посольство Казахстана.

Фонтан «Чистопрудный бульвар» («Поющий журавль») у памятника Абаю и фитнес-клуба «Белый лебедь», недалеко от Чистого пруда. Чаша фонтана напоминает естественный природный водоем.

Органично вписаны в зеркало водной поверхности гранитные валуны. Центр фонтана — «Поющий журавль» на одном из валунов. В холодное время года фонтан отключают — и вот остаются одни камни-валуны да пустая каменная поверхность его дна.

Конец Чистого пруда и всего сквера. Тут отдыхающие обычно проходят по дуге, поворачивая обратно, и уже идут по противоположной аллее-рукаву обратно к метро «Чистые пруды». Кстати, отмечу, что на всем протяжении сквера никаких торговых точек нет, кроме дорогого ресторана «Шатер» на берегу пруда. Так что лучше запастись пищей и питьем заранее (например, у метро).

Так выглядит дорогой, но зато столь эффектный ресторан «Шатер» внутри. Сидишь летом в жару внутри — и смотришь на зеркало симпатичного Чистого пруда, а заодно вкушаешь всякие вкусности.

Место для гуляний тут найдется для всех — сквер очень широкий и имеет много аллей-дорожек, ответвлений, скамеек. Зелени тут тоже много, так что даже в жару всегда прохладно и приятно. И эстетически выполнен сквер неплохо.

Летом тут высаживают живые цветы, а вот в холодное время года приходится заменять их вот такой цветной крошкой — «цветочной имитацией», чтобы хоть немного глаз картина радовала. Справа — информационные стенды: в 2015 года на них разместили рекламу древнего дагестанского города Дербент и химических элементов таблицы Менделеева.

Чистый пруд и прогулочная плиточная дорожка вокруг него. К пруду можно близко спуститься, некоторые кормят уток, но на вид они очень упитанные и сытые (видно хорошо кормят тут), но тут же и голуби налетают (им всегда мало). Для уток в середине пруда есть небольшие плотики для отдыха.

В середине сквера на бульваре. Такие сочетания газонов и разных цветочных композиций (в теплое время года тут высаживают живые цветы) встречаются тут нередко. Сквер — чисто прогулочный, никаких шумных развлечений тут не предусмотрено. Но гулять тут здорово.





Фото:

Вид от проезжей части и тротуара на сквер и пруд бульвара.



Театр «Современник».

Метро «Чистые пруды» в начале бульвара.

Памятник Грибоедову и сквер в начале бульвара (за метро).

Так выглядит проезжая часть с трамвайным путем одной из сторон бульвара.
Проезжая часть с велодорожкой на части бульвара (машины паркуются между проезжей частью и велодоржкой). Справа — сквер. Интересно, что в середине бульвара велодорожка неожиданно прерывается.
Начало бульвара (слева — метро «Чистые пруды»).
Конец бульвара (впереди — улица Покровка).

Проезд:

Метро «Чистые пруды» — сразу за зданием метро начинается бульвар; также от метро «Чистые пруды» пешком и на трамваях №№ А, 3 и 39 (проезжают весь бульвар).


Видео:




Состояние на 25.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий