вторник, 21 апреля 2020 г.

Витали Иван

Витали Иван (1794, Петербург – 1855, там же) – скульптор. Сын итальянца-формовщика. Учился у отца и в петербургской Академии художеств как вольноприходящий. В Москве в 1818–41 возглавлял филиал скульптурной мастерской Трискони, выполнял многочисленные монументально-декоративные работы при отделке крупных общественных сооружений, выстроенных по проектам Д. Жилярди: скульптурные группы «Воспитание» и «Милосердие» (1820–1821) для пилонов ворот Опекунского совета; «Минерва и гении искусств» на аттике Технического института (1830); многофигурная композиция на фасаде Сиротского института (1830–35), все – из белого камня. Обращаясь к композициям аллегорического и героического содержания, Витали придавал скульптурам особую тектоническую силу, пластическую выразительность, что выгодно оттеняло архитектурную строгость построек Жилярди. Совместно с И. Тимофеевым участвовал в оформлении Триумфальных ворот (выполнил рельеф «Освобождение Москвы» и венчающую их колесницу Славы в технике чугунного литья). В 1835–37 для иконостаса университетской Татьянинской церкви выполнил скульптуры «Ангел радости» и «Ангел скорби». Создал ряд простых по композиции, полных выражения сдержанной скорби надгробий (Бекетовых, Трубецких, Туломилиных, все – в Донском монастыре), работал в области скульптурного портрета («П.Г. Степанов», Театральный музей имени Бахрушина). Тонкое понимание специфики оформления городского пространства сказалось при создании фонтанов на Театральной площади и Лубянской площади (оба – 1835), отличающихся пластической выразительностью, гармонической цельностью композиции. Создал декоративную скульптуру для украшения Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Витали жил в собственном доме на Чистых прудах, где собрал коллекцию скульптуры и живописи. Активно содействовал открытию в Москве (1832) так называемого натурного или художественного класса (см. Московское училище живописи, ваяния и зодчества).

Комментариев нет:

Отправить комментарий