пятница, 21 октября 2016 г.

Малая Бронная улица

Расположение:

Улица проходит по Пресненскому району (ЦАО) от Тверского бульвара (Бульварное кольцо) до Садовой-Кудринской улицы (Садовое кольцо). 

Недалеко – метро «Маяковская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 950 метров.

История:

Деревянная застройка была уничтожена пожарами 1737 и 1812 гг. 

В 19 в. улица застраивалась каменными домами. 

В 1832 г. в д. 18 жил с родителями И. Тургенев. 

В 1842 г. в д. 15б по инициативе профессора Московского университета П. Эйнбродта была открыта первая в Москве детская больница, во второй половине 19 в. на территории больницы построены дома дешёвых квартир Гирша (бывший д. 15), в которых в 1880—90-х гг. жили студенты. 

В 1906 г. в д. 15б композитор С. Танеев основал Народную консерваторию. 

В д. 5 в июне 1846 г. останавливался у родных Н. Чернышевский. 

В начале 1880-х гг. архитектор А. Гунст открыл в д. 32 классы изящных искусств, где преподавали И. Левитан, Ф. Шехтель и др. 

В 1882 г. возведён доходный дом (д. 2), к которому позднее был пристроен театральный зал; в этом зале собирались члены кружка любителей русской музыки, Московского кружка любителей сценического искусства, ставил свои первые спектакли Е. Вахтангов (ныне здание Драматического театра на Малой Бронной, д. 2/4). 

В д. 4 (сооружён в 1902—03 гг. Обществом для пособия нуждающимся студентам) была студенческая столовая, в декабре 1905 г. здесь помещался штаб студенческой дружины, оборонявшей баррикаду у д. 2. 

В 1912 г. построен д. 32 (архитектор И. Кондратенко). 

В районе Малой Бронной улицы расположены Патриаршие пруды.

Первоначально – Костянтиновская улица (вероятно по одному из местных домовладельцев), затем – Воскресенская улица (по церкви Воскресения Словущего (разрушена в 1935 году).

Улица названа в 18-19 веках по Бронной слободе, находившейся здесь в 16-17 веках, где изготовляли броню (панцири и кольчуги).

6 мая 2017 года была снесена бывшая усадьба Неклюдовой на Малой Бронной улице, 15б. Ее снос пытались остановить около 30 местных жителей, но разумеется безуспешно.
Трехэтажное здание первой половины 19 века (по другим сведениям, конца 18 века) было построено в стиле классицизма. 
Здание уцелело в пожаре 1812 года и было достроено со стороны двора, но продолжало сохранять первоначальную П-образную в плане форму.
Это был бывший главный дом городской усадьбы вдовы генерал-лейтенанта Анны Неклюдовой. 
В 1842 году в этом здании начиналась история Филатовской детской больницы. Первая в Москве и вторая в России детская больница была создана по инициативе профессора Московского университета П. Эйнбродта. Открыть больницу помог московский генерал-губернатор князь Дмитрий Голицын (1771-1844) на деньги благотворителей. Больница была рассчитана на 100 коек. На 1-м этаже были приемная, аптека, кабинет врача, помещения для надзирательницы, фельдшера и сиделок. На 2-м этаже размещалось отделение для мальчиков, на 3 этаже – отделение для девочек, палаты для инфекционных больных и больничная церковь св. мученицы Татьяны. В боковых флигелях были устроены квартиры для обслуживающего персонала. С 1845 года больница была причислена к ведомству учреждений императрицы Марии и названа детской больницей Московского воспитательного дома. До 1876 года эта больница оставалась единственной детской больницей в Москве. Благодаря квалифицированным врачам, больница пользовалась высокой репутацией. Здесь работали многие известные медики Е. Покровский, Ф. Татаринов, Н. Филатов – основоположник русской педиатрии. После пожара в 1883 году больница была закрыта. В 1891 году владельцем бывшей больницы стал дворянин В. Гирш, член Московского совета детских приютов. При нем в бывшем здании больницы находились приют, позднее – Арбатское городское училище. В 1906 году в здании открылась народная консерватория, музыкальная секция московского общенародного университета, созданная С. Танеевым (1856-1915) для распространения музыкальных знаний в широких слоях населения. Здесь работали музыканты С. Танеев, А. Гедике, А. Гольденвейзер, А. Крейн и др., проходили концерты и учеников народной консерватории. Здание было сильно перестроено в конце в 1880-х годов в стиле эклектики с мотивами классического ордера. В 1993 году был произведен капитальный ремонт здания, но старые интерьеры в нем не сохранились, за исключением чугунных лестниц 19 века. В 2016 году собственник дома решил реконструировать и надстроить здание до 30 метров, почти вдвое больше, чем было до этого, но потом очевидно было решено просто снести здание и построить на его месте новое. 


В апреле 2017 года здание было исключено из списка объектов, обладающих признаками культурного наследия.

На этом месте строят семиэтажное здание.

Нежилые объекты:

• Институт проблем естественных монополий (№ 2/7, стр. 1; бывший главный дом с флигелями – доходный дом М. Романова с магазинами, 18-19 века).
Дом под номером 7 по Тверскому бульвару известен как Дом Романова или Романовка, дом меблированных комнат, где жили студенты.
В начале XIX в. угловая усадьба принадлежала Голицыным. Главный дом усадьбы стоял в глубине двора, по бокам от него тянулись два флигеля, выходившие торцами на бульвар. Авторство главного дома приписывают М.Казакову. Однако в пожаре 1812 г. дом сгорел, и был восстановлен уже в стиле ампир.
Голицыны были богатейшей фамилией царской России. В 1826 г. в усадьбе живет князь Василий Дмитриевич Голицын. После смерти князя в 1827 г. усадьба переходит к его сыну Михаилу. М.В. Голицын прославился тем, что за свой счет установил на Тверском бульваре фонари.
В обоих концах бульвара были установлены шкалики, разноцветные фонари на спирту, а также на столбах два металлических круглых щита, от них свет от фонарей отражался по всему бульвару. Еще князь нанимал оркестр музыкантов, которые на бульваре играли разные пьесы.
Во второй половине XIX в. усадьбой владеет княгиня Мария Дмитриевна Ухтомская. И только в конце XIX в. она переходит к Романову.
В 1880-х гг трехэтажные флигели были соединены между собой и надстроены, образовав вытянувшееся вдоль Тверского бульвара четырехэтажное здание, получившее по имени владельца название Романовка. В Романовке размещались дешевые меблированные комнаты, в которых селились студенты консерватории и Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Здесь снимал квартиру композитор В.С.Калинников, у которого в гостях бывали Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.И. Шаляпин.
В Романовке проходят в спокойной, дружеской обстановке первые репетиции опер для мамонтовского театра.
В 1893 г. хозяин присоединяет соседнее владение и устраивает там зал, для репетиций и концертов. Романовская зала до сих пор является сценой театра на Малой Бронной. Именно здесь зарождался Художественный театр Станиславского и Немировича-Данченко. До появления у него собственного здания труппа использовала Романовскую залу для репетиций.
В Романовке у своих друзей по Московскому училищу живописи читает свои первые стихи В. В. Маяковский. Среди слушателей Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Крученых. Здесь "как в латинском квартале. Только теплее. Гораздо теплее", - вспоминал потом поэт.
Дом стал свидетелем двух революций. В 1905 г. рядом с домом выросла баррикада. В 1917 г. из полукруглого эркера дома красноармейцы обстреливали из пулемета юнкеров, держащих площадь.
Сейчас в Романовке открыт ресторан, но если пройти в его подворотню, то еще можно увидеть дом князей Голицыных.
• Московский драматический театр на Малой Бронной (№ 4, стр. 2; бывший флигель с концертным залом «Романовка» — доходный дом с конторами, 18-19 века, после 1917 года – еврейский театр и театр сатиры). 
(Государственный еврейский театр был создан в 1919 г. в Петрограде на базе государственной еврейской театральной студии при ТЕО (Театральном отделе) Наркомпроса. В 1920 г. переведён в Москву (помещался сначала в Большом Чернышёвском переулке, а затем на Малой Бронной улице). До 1925 г. назывался Государственный еврейский Камерный театр (ГОСЕКТ). Организатором театра и до 1929 г. его художественным руководителем и режиссёром всех основных постановок был А. Грановский. Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921 г. («Вечер Шолом-Алейхема»), проявились дарования С. Михоэлса и В. Зускина. Художниками в театре работали И. Рабинович, Р. Фальк, А. Тышлер и др. В первый период в репертуар театра входили в основном пьесы, воспроизводившие жизнь старых еврейских местечек; действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но весёлые, мечтательные бедняки. Большое внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях использовались стилизованные костюмы и декорации. Для постановок характерны гротеск, шарж, ирония. Среди лучших спектаклей этого периода: «Колдунья» по А. Гольдфадену (1922); «200 тысяч» (1923) и «Человек воздуха» (1927) по Шолом-Алейхему; «Три изюминки» (композиция из 3 театральных пародий, текст И.М. Добрушина и Н. Ойслендера, 1924), «Ночь на старом рынке» И. Переца (1925), «Путешествие Вениамина III» по М. Мойхер-Сфориму (1927). Новый этап в жизни театра начался в 1929 г., когда его руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля «Суд идёт» Добрушина (1929) на сцене Еврейского театра ставились пьесы на современные темы. В этот период поставлены «Глухой» Д. Бергельсона (1930), «Бар Кохба» С. Галкина (1938), «Суламифь» по Гольдфадену (1937) и др. Театр начал ставить произведения мировой классической драматургии, по-новому осмысливая и еврейскую классику («Король Лир» У. Шекспира, 1935; «Блуждающие звезды» и «Тевье-молочник» по Шолом-Алейхему, 1941). После начала Великой Отечественной войны театр находился в эвакуации в Ташкенте (до 1943). Значительный спектакль послевоенного периода — «Фрейлехс» З. Шнеера (1945). В период так называемой борьбы с космополитизмом театр лишился двух своих лучших актёров: погиб в результате организованного покушения Михоэлс, был арестован и погиб в заключении Зускин. В 1949 г. театр был закрыт).
Открыт 9 марта 1946 г. на Спартаковской улице, 26 (с 1962 г. – на Малой Бронной ул., 2). 
До 1968 г. – Московский драматический театр, с 1968 г. – современное название. 
В 1946—57 гг. театром руководил С. Майоров. 
Основой репертуара была современная драматургия: «Депутат» («Профессор Полежаев») Л. Рахманова (1947), «Поддубенские частушки» С. Антонова (1953), «Человек с портфелем» А. Файко (1956). 
В 1958—66 гг. главным режиссёром театра был А. Гончаров. Он поставил «Вид с моста» А. Миллера (1959), «Закон зимовки» Б. Горбатова (1960), «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (1966) и др. 
В сезон 1966—67 гг. из театра имени Ленинского комсомола вместе с группой актёров сюда перешёл режиссёр А. Эфрос, превративший театр (в сотрудничестве с главным режиссёром с 1968 г. А. Дунаевым) в один из интереснейших и наиболее посещаемых театров Москвы. Поставленные Эфросом спектакли «Три сестры» А. Чехова (1967), «Сказки Старого Арбата» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1970), «Брат Алёша» В. Розова (по «Братьям Карамазовым» Ф. Достоевского, 1972), «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н. Гоголя (1975), «Отелло» Шекспира (1976), «Месяц в деревне» И. Тургенева (1977), «Дорога» (по «Мёртвым душам» Гоголя, 1980), «Наполеон I» Ф. Брукнера (1983), «Директор театра» И. Дворецкого (1984) стали этапными для театра и событиями в театральной жизни Москвы. Постановки Эфроса по классическим произведениям были пронизаны острым чувством современности, затрагивали общие проблемы бытия. Их отличал психологизм, тончайшая нюансировка в разработке характеров. 
В эти же годы Дунаевым были поставлены: «Лунин, или Смерть Жака» Э. Радзинского (1979), «Не от мира сего» (1972) и «Волки и овцы» (1982) А. Островского. 
В 1984—87 гг. художественным руководителем театра был Е. Лазарев, в 1988—91 гг. — В. Портнов. 
После 1991 г. театром руководила режиссёрская коллегия (Л. Дуров, С. Женовач — главный режиссёр с 1996 г.). 
Среди работ 80-х — начала 90-х гг. спектакли: Лазарева — «Вы чьё, старичьё?» Б. Васильева (1984); Дурова — «Оркестр» Ж. Ануйя (1985) и «Лес» А. Островского (1992); Женовача — «Король Лир» У. Шекспира, «Мельник, колдун, обманщик и сват» А. Аблесимова (1992), «Бесстыжая» (по «Идиоту» Достоевского, 1995). 
В труппу театра в разные годы входили: Л. Броневой, Н. Волков, В. Гафт, А. Грачёв, А. Дмитриева, Дуров, А. Каменкова, Ю. Катин-Ярцев, М.М. Козаков, Л. Круглый, Г. Мартынюк, Г. Сайфулин, В. Смирнитский, О. Яковлева и др.
В основе театрального здания — комплекс построек 19 в., в 1890-х гг. принадлежавших М. Романову (кабак, студенческая столовая, комнаты Общества вспомоществования недостаточным студентам императорского Московского университета и др.) и известных среди московского студенчества под названием «Романовка». 

В 1894 г. одно из зданий было приспособлено под «публичный концертный зал» (архитектор И. Поздеев); с 1921 г. здесь работал Еврейский камерный театр, с 1951 г. — Театр сатиры.

В здании, где до революции был клуб извозчиков, в 1920-м открылся ГОСЕТ (Государственный еврейский театр). В нем ставил спектакли и играл Соломон Михоэлс, а декорации создавали Шагал и Штеренберг. ГОСЕТ, одно из самых ярких явлений мирового театрального искусства XX века, был разогнан на пике борьбы с космополитизмом, после убийства в 1948-м Михоэлса. В 1950-х сюда вселили Театр сатиры, а в 1960-х гг. — Театр на Малой Бронной, где 18 лет работал Анатолий Эфрос.

С 2007 года художественным руководителем театра стал Сергей Голомазов. 

В 2010 году в труппу театра были приняты несколько выпускников его актёрско-режиссёрского курса в Российской академии театрального искусства. 

В репертуаре театра русская и зарубежная классика, спектакли-сказки для детей. 

Театр входит в десятку самых посещаемых театров Москвы.

• Школа № 2123 им. Мигеля Эрнандеса: отделение «Стодесятая» (№ 5–7). 

До 2014 г. – школа № 110 им. Виктора Талалихина, а до этого – школа № 124, построена на месте разрушенной церкви в 1930-х годах.

• Ресторан «Аист» (№ 8/1). 

В советское время пельменная.

Создан Аркадием Новиковым. Один из его самых успешных проектов. 

Уютная атмосфера, прекрасный интерьер и отменная кухня. Построен на месте кафе "Аист". Скульптура осталась от этого кафе. Третий этаж летняя площадка. 

• Дом со студиями-мастерскими художников (№ 10, стр. 3). 

В этом старом 4-этажном доме в своих мастерских живут художники, скульпторы и дизайнеры. Первый этаж занимает скульптор-концептуалист Александр Косолапов, известный своей скульптурой «Мики-Ленин». На втором разместилась STUDIO KS, рисующая половину всех раскадровок для московских рекламных агентств. На последнем, четвертом этаже, иногда появляется еще один представитель русского концептуализма — художник Игорь Макаревич. 

Раньше жили простые люди.

• Детский сад: дошкольное отделение № 1 «Акварелька» школы № 2123 им. Мигеля Эрнандеса (№ 13, стр. 2).

Памятник Шолому-Алейхему.
Шолом-Алейхем (1859—1916) — еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише, в том числе детской, писал также на иврите и русском языке.
Скульптор: Ю. Л. Чернов. Архитектор: Г. И. Копанс
Материалы: бронза, гранит
Год установки: 2001 
В скульптурной композиции писатель запечатлен в свободной творческой позе. На бронзовом пьедестале выгравирован семисвечник, а также расположены рельефные фигуры персонажей сочинений Шолом-Алейхема: мальчик Мотл, Тевье-молочник и герои романа «Блуждающие звезды» — Лейбл и Рейзл.

• Детский сад № 45 (№ 15а). 1977 год постройки. 

Построен на месте двух трехэтажных жилых домов. Квартиры были коммунальные.

• Строительная компания «Мосинжстрой» (№ 15б, стр. 3; в 1842 году здесь по инициативе профессора Московского университета П. Эйнбродта была открыта первая в Москве детская больница; во второй половине 19 века на территории больницы построены дома дешевых квартир Гирша, в которых в 1880-1890-х годах жили студенты; в 1906 году в этом здании композитор С. Танеев основал Народную консерваторию).

• Центральная государственная инспекция пробирного надзора и гемологический сертификационный центр Российской государственной пробирной палаты (№ 18). 

В 2000 г. был реконструирован турками. 

До этого убранство внутри напоминало полу-склад, полу-барак. 

После реконструкции открылись прекрасные интерьеры и сохранено мозаичное панно с изображением ювелиров.

• Офисное здание (№ 19). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное.

Бывший доходный дом конца 19 века.

В 1890-х гг. участком владеет статский советник С.И.Смирновский, у которого в 1910-х гг. его приобретает московский купец 2-ой гильдии Иван Степанович Филиппов. Здесь он открывает магазин колониальных товаров, а также трактир, который просуществует до 1917 г.
После революции дом уплотняют, он становится коммунальным.
С начала 1930-х гг. здесь в квартире 35 жила семья артиста эстрады В.Н. Яхонтова. Талантливый актер начинал в театре Мейерхольда, а в конце 1920-х вместе с женой режиссером Е.Е.Поповой создал жанр «театр одного актера» и выступал с моноспектаклями. Талант чтеца и актера признавали многие современники Яхонтова. Среди них О. Мандельштам, В. Мейерхольд, И. Андронников. В. Маяковский считал Яхонтова лучшим исполнителем своих стихов и поэм. В 1937 г. он был удостоен первой премии на Первом Всесоюзном конкурсе мастеров художественного слова. Телеграмма о присужденной премии пришла на этот адрес.
В 1937 г. здесь ненадолго останавливались О. Мандельштам с женой, приехавшие в Москву из воронежской ссылки. «Ужасно опустошающими» называла их в дневнике Е. Попова.
Е. Поповой Мандельштам посвятил стихотворения «С примесью ворона – голуби…», «Необходимо сердцу биться…» и «На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь…».
Во время Великой Отечественной Войны на деньги, полученные за свои выступления, В.Яхонтов построил на Кировском заводе танк и назвал его «Владимир Маяковский».
В мае 1945 г. вместе с Левитаном он вел парад победы. В июле этого же года Яхонтов покончил с собой.
Сейчас в обновленном здании располагается офис компании "Страна Детей".

• Институт аллергологии и клинической иммунологии (№ 20, стр. 1).

• Торгово-офисное здание (№ 20а). Француская кондитерская «Шантимэль», Кафе Uilliam's, ателье тортов Cream dream, Ювелирный салон «Алмаз» и др. Шестиэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Офисное здание (№ 22, стр. 2). Пятиэтажное кирпичное отштукатуренное старое отреставрированное здание. 

Здесь есть винный бутик и винный бар Grand Cru.

• Офисное здание (№ 23). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное старое отреставрированное здание.

• Торгово-офисное здание (№ 24). Магазин оригинальных подарков «Кот в мешке», бар «Давидофф Малая Бронная» и др.

В этом здании с 1938 года размещалась редакция журнала "Уголь". 

Трехэтажное кирпичное отштукатуренное старое отреставрированное здание.

• Почта и Отель Калифорния (№ 24, стр. 4). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Бар «Клава» (№ 26, стр. 2).

Жилые дома:

5 этажей (№ 4; начало 20 века, бывший доходный дом общества помощи нуждающимся студентам Московского университета). «В этом здании 1922-1948 г.г. работал Народный артист СССР Соломон Михайлович Михоэлс, директор и художественный руководитель Государственного еврейского театра ГОСЕТ». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_197.html.

4 этажа (№ 10, стр. 1 и 2; конец 19 века).

5 этажей (№ 12, стр. 4; начало 20 века, бывший доходный дом Г. Китинева).

5 этажей (№ 13). 1927 год постройки. Кирпичный. 

В торце дома открыли свою кафе братья Березуцкие – «TWINS».

6 этажей (№ 16, 1927 год постройки).

5 этажей (№ 17, 1949 год постройки). «Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, заслуженный строитель РСФСР, Владимир Степанович Ляхов жил в этом доме с 1949 по 1996 год». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_35.html.

6 этажей (№ 19а; 1934 год постройки; бывший дом Наркомата путей сообщения).

6 этажей (№ 20, стр. 2; до 1917 года).

6 этажей (№ 20, начало 20 века). Обувной магазин «Березка».

6 этажей (№ 21/13, стр. 1; 1927 год постройки; бывший дом работников Госстраха). Архитектор — М. Я. Гинзбург. На 1-м этаже – ресторан «X&Co», Кафе «Донна Клара». Памятная доска Брюханову Н. «В этом доме жил советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1902 года Николай Павлович Брюханов». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_127.html.

Пятиэтажный дом Госстраха, спроектированный лидером конструктивистов, архитектором Моисеем Гинзбургом в 1926 году, интересен не только своей внешней элегантной архитектурной пластикой, но и рациональной внутренней структурой. Помимо комфортабельных квартир в нем есть и общежитие на крыше, и терраса для прогулок, и магазин на первом этаже. Такое совмещение жилых единиц разных классов являло собой один из реальных путей решения острейшей жилищной проблемы. Ведь даже многие правительственные чиновники, переехавшие из Петербурга в Москву, жили вплоть до конца 1920-х годов в гостиницах (а в Кремле — до 1950-х!).

На каждом этаже дома Госстраха находится по четыре квартиры, и этим здание не отличается от дореволюционных доходных домов; со стороны двора его постройка вместе с соседним домом образует традиционный двор-колодец.
Из этого типа зданий Гинзбург взял важную составляющую — вариативность, и потому все квартиры были сделаны разными по конфигурации. В каждой есть ванные комнаты, уборные, кухни. Продуманы многие бытовые детали, характерные для дореволюционного времени, но тогда еще не забытые, например, двухстворчатые входные двери, через которые удобно вносить мебель. Каждая передняя устроена так, чтобы в ней поместился шкаф для одежды и если в одной квартире есть панорамное угловое окно, то в остальных это преимущество компенсируется балконами. Общежитие наверху за счет своей компактности позволило разбить обширную террасу на кровле. Гордясь своим произведением, архитектор опубликовал его в журнале «Современная архитектура» во всех деталях.
По существу это было первое жилое здание Москвы, построенное по канонам современной архитектуры, — со свободными плоскостями фасадов, эксплуатируемой кровлей, большими окнами и балконами с легкими металлическими ограждениями, но социально он оставался еще жильем старого, «буржуазного» типа — в 1934 году архитектор, подводя итоги своим жилищным экспериментам, последовавшим за постройкой дома Госстраха отмечал, что для буржуазного образа жизни в индивидуальной квартире все возможное было уже освоено в дореволюционных доходных домах, соответственно Гинзбург лишь адаптировал уже устоявшийся тип к новому стилю.

Своим экспериментальным характером дом Госстраха, так же как и более поздний дом Наркомфина, обязан тому обстоятельству, что нарком финансов Н. Милютин был автором схем социалистического расселения, а М. Гинзбург был в это время главой жилищной секции Стройкома и работал в то время над проблемой жилого дома нового социального типа, сочетающего индивидуальные квартиры с общественными помещениями по типу дома-комунны. 

В четырех этажах дома Госстраха располагались 2–3-комнатные квартиры с кухнями, ванными комнатами и туалетами. Пятый этаж занимали 12 комнат общежития с большой кухней и двумя ваннами на всех. В первом этаже размещался магазин, а в подвале — прачечная и сарайчики для каждой квартиры. Сушить белье можно было в надстройке на крыше, из которой был выход в солярий с цветником, железобетонными скамьями и навесом. 

Позднейшее возведение 6-го этажа утяжелило объем дома и лишило его характерной для 1920-х годов эксплуатируемой кровли. 

Скругленные тянутые ограждения балконов и кровли, надстройка в виде капитанской рубки, придававшие зданию сходство с пароходом, свидетельствуют об увлечении Гинзбурга идеями Ле Корбюзье, более полно реализованными в доме Наркомфина.

В доме, выстроенном Народным комиссариатом финансов, была и квартира самого комиссара — Н. Брюханова, расстрелянного в 1943 г.; тут же квартировал предыдущий нарком — Н. Милютин, умерший своей смертью на год раньше его. 

Здесь была и квартира писателя С. Третьякова, также репрессированного заодно с создателями коммунистического государства.

7 этажей (№ 21/13, стр. 2). Кирпичный, в стиле модерн, с большими окнами и эркерными балконами. На 1-м этаже – Ресторан «Bottega Ventuno».

6 этажей (№ 22, стр. 1, начало 20 века, бывший доходный дом). На 1-м этаже – аптека. 

Аптека в этом доме имеет весьма почтенный возраст – с 1914 г., когда она была создана объединением студенческих кооперативов. 

В дореволюционные времена кооперативы помогали выживать малоимущим социальным слоям – пример: знаменитый ещё с дореволюционных времён "Военторг" на Воздвиженке (сравнительно недавно снесённый и новодельно "восстановленный") был создан как кооператив молодых и часто уже семейных офицеров, чьё жалованье "оставляло желать" (см., например, повесть А. Куприна "Поединок"). Вот и студенты, которые никогда не были "богатенькими Буратинами", тоже "скидывались" на кооперативы, благодаря которым почти весь "хлеб насущный" приобретался участниками/пайщиками таких кооперативов по разумной/доступной цене, т.е. без перекупщицких/паосреднических наценок. Исторически сложилось так, что малоимущие студенты Московского университета селились в "Козихе" (то бишь, в кварталах, на месте которых и рядом с которыми была в средние века заболоченная местность под названием "Козье болото", остатки болот которой - нынешние Патриаршие пруды). Квартиры/комнаты/углы в Козихе для студентов сдавались тамошними обывателями традиционно дёшево. Между прочим, Козиха в 19 веке и в начале ХХ века века имела прозвище "московского Латинского квартала" – пошутилка/аллюзия на парижский Латинский квартал, знаменитый на протяжении веков густой концентрацией студенческих обиталищ в Париже. 

3 этажа (№ 25; 1-я половина 20 века). Магазин "МосХозТорг" и др.

3 этажа (№ 26, стр. 1). Кирпичный, отштукатуренный. На 1-м этаже – цветочный магазин «Студия цветов» и др.

Клубный дом с апартаментами. Проект, предусматривающий реконструкцию здания с учетом современных инженерных технологий, сохраняя при этом исторический фасад. Здание поистине можно считать живым памятником русской архитектуры, благодаря его аутентичному экстерьеру, так хорошо передающему шарм бывшей купеческо-боярской Москвы. Сочетание огненно-алого кирпича и белой окантовки окон величественно выделяет здание на фоне остальных построек. 

Некогда тут проживали уважаемые купцы, дворяне, а позже высокопочтенные представители светского общества 19 века. Его знаковое расположение говорит само за себя, спустя века дом стоит на пьедестале уже новой Бронной Слободы, но как и прежде лицезреет тихую рябь Патриарших прудов, открывающуюся из окон. 

6 этажей (№ 27/14, начало 20 века; бывший доходный дом Е. Соколовой).

4 этажа (№ 28; конец 19 века, бывший доходный дом А. Мозжухина). На 1-м этаже – кафе «Маргарита». 

Здание, выделяющееся белой отделкой на фоне обнаженного красного кирпича. Это было целое направление в архитектуре тех лет, ратовавшее за сохранение естественного цвета и фактуры кирпича. 

3 этажа (№ 30/1, 1927 год постройки). «Писатель и литературовед, народный артист РСФСР Николай Павлович Смирнов-Сокольский жил в этом доме с 1927 по 1962 год». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_101.html.

Трехэтажное здание в стиле "авангард" на углу Малой Бронной и Малого Козихинского переулка можно было бы назвать домом с эркерами.
Расположенный на углу небольшой кирпичный дом имеет пять эркеров, выступающих от основного объема здания. Со стороны М. Бронной на торцевом фасаде между двумя эркерами расположены два легких изящных балкона на втором и третьем этаже. Дом является примером здания в стиле конструктивизм.
Здание построено в 1927 г. на месте дома купчихи Мозжухиной для кооператива «Квартирохозяин». Автором проекта был архитектор Георгий Константинович Олтаржевский. До революции по проектам этого архитектора было построено несколько доходных домов в Москве. Одновременно с домом на Бронной строился семиэтажный дом в Большом Каретном переулке, также выполненный в стиле конструктивизм.
Небольшой кирпичный домик с отштукатуренными вставками на Малой Бронной — одно из немногих воплощенных в жизнь творений архитектора.
Здесь долгие годы жил артист и библиофил Н.П. Смирнов-Сокольский, о чем говорит мемориальная доска на стене дома.

Небольшой трехэтажный дом, построенный в 1927 г. на месте дома купчихи Мозжухиной для кооператива "Квартирохозяин" по проекту Г. Олтаржевского. 

В нем долгие годы прожил артист и библиофил Н. Смирнов-Сокольский. 

Из известных жителей новейшей истории дома — актриса театра и кино Зоя Зелинская.

6 этажей (№ 32, начало 20 века, бывший доходный дом Вешнякова). 

Бывший доходный дом Вешнякова, выходящий своим фасадом на Малую Бронную улицу и к Патриаршим прудам, – редкий пример высокого шестиэтажного жилого здания, выстроенного в неорусском стиле. 

Это одна из лучших работ известного московского зодчего И. Кондратенко (1912, совместно с архитектором С. Дорошенко).

Оформление фасада дома роднят его с постройками северного модерна и архитектурными эстетическими приёмами средневековья. Ритм сложный и пластически богатый, фасад симметричный. Центр выделен арочным порталом входа и подчёркнут тремя необычно декорированными эркерами третьего этажа. Они имитируют арочную входную сень древнерусских построек, покоящуюся на двух толстых круглых столбах. Оригинальный запоминающийся силуэт придают также боковые стороны кровли здания, выполненные подобно сеням с шатровыми завершениями.

В этом доме в гостях у своих друзей, супругов И. и В. Крешковых часто бывал М. Булгаков и его первая жена Т. Лаппа. Как-то Михаил, большой шутник и любитель розыгрышей, предложил друзьям «покрутить столик» и вызвать духов – так родился фельетон «Спиритический сеанс». Сюжет прост: хозяйка квартиры madame Лузина и её супруг Павел Петрович пригласили своих знакомых Ксаверия Лисиневича, Леночку, квартиранта, учительницу 2-ой ступени Софью Ильиничну, Боборицкого с невестой Ниночкой, чтобы вызвать спирита. Духом оказался император Наполеон, который должен был ответить на самый животрепещущий вопрос, волновавший всех собравшихся: «Сколько времени ещё будут у власти большевики?». Сеанс прервался неожиданно и трагично: в квартиру явились представители Чрезвычайной комиссии, случайно услышавшие рассказ о свержении большевиков от домработницы Ксюшки другой домработнице Маше, живущей ниже. И мужчины были арестованы. Когда фельетон «Спиритический сеанс» был напечатан, Иван Крешков, ставший прототипом не самого лицеприятного героя – супруга madame Лузиной – пришёл в ярость. Только убеждения друзей, что это всего лишь шутка, спасли М. Булгакова от побоев И. Крешкова.

8 этажей (№ 34; 1964 год постройки).

6 этажей (№ 36; 1926 год постройки; бывший дом работников льноторга).

8 этажей (№ 38, 1965 год постройки; бывший дом ЦК КПСС).

6 этажей (№ 42/14, начало 20 века, бывший доходный дом). 

В этом доме до марта 2010 года проживала народная артистка России Валентина Толкунова.

12 этажей (№ 44/15, 2002 год постройки). Монолитный. Жилой комплекс «Патриарх». 

На крыше упрощённая башенка, навеянная проектом 1920-х годов башни-памятника Коммунистическому Интернационалу художника В. Татлина. Главный вестибюль оформлял знаменитый французский декоратор и дизайнер Жак Гарсия, прославившийся оформлением парижской резиденции султана Брунея. 

Здесь жила оперная певица Елена Образцова. Её дочь не может забыть детские обиды и категорически против создания дома-музея великой певицы.

Достопримечательности:

Московский драматический театр на Малой Бронной (№ 4, стр. 2).

Здания 18 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Маяковская» пешком через Большую Садовую и Садово-Самотечную улицы; от метро «Пушкинская» на троллейбусах №№ 1, 15, 31 до остановки «Никитские ворота» (на Тверском бульваре) и пешком через Тверской бульвар. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 24.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий