суббота, 22 октября 2016 г.

Малый Златоустинский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Басманный (ЦАО) от Большого Златоустинского до Армянского переулка. 

Недалеко – метро «Китай Город».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Большого Златоустинского переулка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 300 метров.

История:

Переулок назван в 18 веке по Златоустовскому (Иоанна Златоуста) монастырю (на месте современных домов №№ 3–5; разрушен в 1933 году).

В 1930-1994 годах – Малый Комсомольский переулок (по находившемуся по соседству Центральному комитету ВЛКСМ).

Название Малый дано, т. к. рядом проходит Большой Златоустинский переулок.

В 2019 г. расширили троттуары и замостили их гранитной плиткой. Создали газоны, установили скамейки, урны, фонари под старину.

Нежилые объекты:

• Офисное здание (№ 2/13). Кафе «Пир О.Г.И. на Маросейке», центр эстетической медицины «Litte» и др. Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание 1910 года постройки.

• Отель «СитиКомфорт» и отдел № 3 Пресненского управления Пенсионного Фонда РФ (№ 3). 

Середина 18 в., 1785–1800 гг., 1860-1870 гг., архитекторы М. Казаков, К. Быковский.

Относится к архитектурному ансамблю «Городская усадьба М. Казакова – Е. Татищевой, сер. 18 в. – 20 в., архитекторы М. Казаков, К. Быковский, Г. Грачев».

– Матвей Казаков (1738–1812) – архитектор, родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре. Его отец – Федор – крепостной крестьянин, когда-то был отдан помещиком в матросы. По воле случая Федор остался служить при Адмиралтейской конторе переписчиком бумаг, что подарило ему и его семье свободу, трудолюбие же его обеспечило сыну прекрасное будущее. В 13-летнем возрасте, в награду за безупречную службу отца, Матвей был зачислен в архитектурную школу архитектора Дмитрия Ухтомского. Ученики его не только изучали теорию, но и получали практические навыки: контролировали процесс строительства, составляя рапорты обо всех замеченных ошибках. В 23 года, получив звание архитектурии прапорщика, поступил в мастерскую главного городового архитектора Москвы П. Никитина. А в 1763 году дотла сгорела Тверь, и восстанавливать ее поручили команде Никитина. Казаков участвовал в разработке генерального плана нового города, составил проект архиерейского дома – Тверского дворца. После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, строительство подъездного Петровского путевого дворца. Дворец еще не был закончен, а Казаков уже получает новый заказ – здание Сената в Кремле. Неудобное местоположение задуманного строения + блестящее решение проблемы и архитектор входит в ряды лучших. Заказов от частных лиц не счесть. В архитектуру городского дома М. Казаков вносит много нового. Он перерабатывает старую усадебную систему планировки дома и теперь тот ставится не в глубине участка, а напротив – по красной линии. Тем самым дома включаются всей своей, нередко прямо-таки дворцовой, архитектурой в общий облик города. Несколько десятков созданных им домов и дворцов, не считая многих крупных общественных зданий, украшали улицы Москвы. Особенно известны: дом Демидова в Гороховском переулке, Гагарина на Петровском бульваре, Меньшикова на Большой Никитской, Барышникова на Мясницкой. Сменив Баженова на посту начальника Кремлевской экспедиции, М. Казаков организовал при ней архитектурную школу. Среди учеников 3 его сына: Василий, Матвей и Павел. Василий обучался архитекторскому делу с 10 лет, но уже в 22 года подал прошение об отставке из-за туберкулеза. Павел в 13 лет подал прошение о зачислении на службу в один день со старшим братом Матвеем, которому на тот момент исполнилось 16. Через год оба брата уже получали жалованье в 100 рублей в год. В 1800 году вместе с отцом работали над составлением плана Москвы. В 1810 году в возрасте 25 лет Павел умер, немногим раньше от туберкулеза умер Василий. Матвей же прожил до 39 лет, был известен в Москве своими работами. В 1800-1804 М. Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 строений самого архитектора и его современников. Начальник Кремлевской экспедиции Валуев писал: «Только знаменитый и искуснейший архитектор, статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством наполнил не только Москву, но и многие края России хорошими архитекторами». В 1812 г. семья увезла М. Казакова из Москвы в Рязань. Здесь он узнал о пожаре. «Весть сия, — писал его сын, — нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь зодчеству, украсив престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным».

Архивные документы и планы владения 18-20 веков позволяют восстановить более чем двухвековую историю усадьбы М. Казакова. Архитектор купил её в 1782 году у армейского капитана П. Белавина. Территория усадьбы была мало застроена. В восточной части располагались каменные палаты середины 18 века, западную занимал обширный сад. Северной стороной усадьба примыкала к ограде Златоустинского монастыря. Вдоль монастырской ограды и Малого Златоустинского переулка размещались деревянные жилые и хозяйственные постройки. 

К середине 1780-х годов Казаков перепланировал усадьбу, поделив ее на две части: в восточной проживал архитектор с семьёй, постройки в западной части предполагалось сдавать в наём. Архитектор перестроил главный дом, в объём которого вошли старые каменные палаты. Протяжённый главный фасад выходил во двор, торцовый фасад – на красную линию Малого Златоустинского переулка. Слева от дома был построен небольшой двухэтажный каменный жилой флигель. В западной части владения появились два каменных двухэтажных здания: один по Большому Златоустинскому переулку, другой у пересечения Большого и Малого Златоустинских переулков. Посередине, у монастырской ограды, находился небольшой сад. Все здания имели скромный архитектурный облик и предельно простое художественно-декоративное оформление.

В своей усадьбе М. Казаков жил со своей семьёй с 1782 г. по 1812 гг. Здесь размещались его мастерская, чертёжная, архитектурная школа, здесь он хотел организовать «училище каменных, плотничьих и столярных мастеров из российского юношества». Сюда к нему приходили ученики, помощники, друзья – известные московские архитекторы Р. Казаков, А. Бакарев, И. Еготов, О. Бове и др. Возможно, здесь бывал и В. Баженов. «Его дом был открыт для любителей художников, а также учёных людей и всякий интересовался его беседой – он радушен был для всех и каждого». В эти годы он создал свои знаменитые проекты и построил по ним здания Сената в Кремле, Московского университета, Дворянского собрания, ансамбль Голицынской больницы и другие.

Казаков Матвей (1738, Москва — 1812, Рязань), архитектор, один из основоположников классицизма в московской архитектуре конца XVIII в. 
В 1751—60 учился в архитектурной школе Д.В. Ухтомского. С 1768 первый помощник В.И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в 1768—73 участвовал в проектировании и закладке Большого Кремлёвского дворца, в 1775 — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле, в формах и декоре которых соединены мотивы средневековой крепостной, готической, древнерусской архитектуры, использованные Казаковым также в наружной отделке живописного ансамбля Петровского дворца; в 1789—93 при перестройке дворца в Царицыне Казаков вновь обратился к готическим мотивам наряду со свободно трактованными ордерными формами. В 1775 утверждён в звании архитектора. В большинстве своих работ — сторонник строгих классицистических форм, чётких и ясных, пластически выразительных объёмов; излюбленное Казаковым сочетание центрального колонного портика и купола над средним залом-ротондой придаёт его монументальным постройкам гармоническую законченность, возвышенность и величие архитектурного образа. Широтой градостроительного мышления и рационализмом планировки отличаются работы Казакова, определившие масштабы и характер застройки Москвы конца XVIII — начала XIX вв.: монументальное здание Сената, связанное возвышающимся над стенами Кремля куполом с пространством Красной площади; ансамбли Московского университета, Голицынской больницы; усадьба Барышниковых. Казаков создал многочисленные дома-усадьбы, в которых фасад с высоким цоколем и колонным портиком строился по красной линии, формируя перспективу улицы (в том числе усадьбы Демидова и Губина). Пространственная и пластическая цельность отделки интерьеров достигалась Казаковым введением большого ордера (Колонный зал Благородного собрания), скульптуры (Сенат, университет), лепного и живописного декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова). Выразительной пластикой форм выделяются церкви-ротонды Казакова — Церковь Филиппа Митрополита, Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке. Одна из последних работ Казакова — Павловская больница. В 1800—04 руководил составлением генерального и «фасадического» планов Москвы и созданием серии альбомов наиболее значительных архитектурных зданий, построенных по его собственным проектам и проектам других зодчих. Автор многих графических работ — архитектурных чертежей, офортов, рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—75), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; оба — в ГНИМА) и др. Казаков организовал архитектурную школу при Экспедиции кремлёвского строения; ученики — И.В. Еготов, А.Н. Бокарев, О.И. Бове, И.Г. Таманский, М.М. Казаков, Р.Р. Казаков и др.

В 1812 году, перед захватом Москвы наполеоновскими войсками, дети увезли уже тяжело больного архитектора в Рязань, где он умер и был похоронен. Наследники разделили усадьбу на три части. Восточная часть с главным домом перешла к младшей дочери Елизавете, в замужестве Татищевой. Северная часть осталась у старшей дочери Екатерины, в замужестве Копп. Участок на углу Большого и Малого Златоустинских переулков продали мещанину П. Бурели. Так из большой усадьбы Казакова образовалось 3 городских владения. Менялись их владельцы, но застройка долго оставалась без изменений. 

Два владения, расположенные по Малому Златоустинскому переулку, до сих пор сохранили двух-трёхэтажную застройку, сложившуюся в конце 18-19 веков. 

В конце 19 века в восточном владении был перестроен бывший главный дом: со стороны двора к торцу был пристроен двухэтажный каменный корпус, частично выходящий в Малый Златоустинский переулок. 

Уличный фасад дома был отделан в стиле ампир. Тогда же был увеличен жилой флигель. 

В итоге владение получило замкнутую периметральную застройку. 

В начале XX века в северном владении по Большому Златоустинскому переулку возвели трёхэтажное, с подвалом, административно-торговое здание, в настоящее время занимаемое типографией. 

Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Дом М. Ф. Казакова
Недалеко от Маросейки, на пересечении Большого и Малого Златоустинских переулков, располагается неприметная усадьба выдающегося московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Здесь он жил и работал последние 30 лет. Именно в эти годы он создал свои самые знаменитые проекты : здание Сената в Кремле, Московский университет, Дворянское собрание, ансамбль Голицынской больницы и другие. Отсюда уехал в эвакуацию в 1812 году.
История владения около Златоустинского монастыря прослеживается с XVIII века. В 1782 году М.Ф. Казаков выкупает усадьбу за 4000 рублей у армейского капитана Петра Белавина. В восточной части - каменные палаты середины XVIII века, в западной - обширный сад. Северной стороной усадьба примыкала к ограде Златоустинского монастыря. К 1785 году Архитектор Казаков перепланировал усадьбу, поделив ее на две части: в восточной проживал сам с семьей, постройки в западной части предполагалось сдавать. Архитектор перестраивает главный дом, в объем которого вошли старые каменные палаты. Слева от дома возводится небольшой флигель. В западной части Матвей Федорович хотел построить длинный каменный корпус, боковыми крыльями выходивший на южную и северную стороны участка, но воспротивились власти монастыря, т.к. в Москве было нельзя устраивать окна, выходящие на соседние владения. Поэтому здесь появились два каменных двухэтажных здания: одно по Большому Златоустинскому переулку, другое у пересечения Большого и Малого Златоустинских переулков. Посередине, у монастырской ограды, находился небольшой сад.
Случайно или нет, но план углового дома усадьбы оказался весьма сходен с планом крыла Московского университета, строительство которого Казаков начал в том же 1782 году. Именно здесь он разместил чертежную для учеников своей архитектурной школы. Спустя 10 лет, Матвей Федорович предложил открыть в Москве школу подготовки руководителей строительных работ и совместить ее с архитектурной: «Назначаемым ученикам весьма способнее будет обучаться и заимствовать на первый случай от сотоварищества архитектурных помощников и учеников, имеющих в теории, а некоторые и в практике довольные знания». Под новое учебное заведение Матвей Федорович был готов отдать угловой корпус: «четыре комнаты с кухнею на нижнем этаже, вверху ж большой зал с прихожею, два кабинета и архив для чертежей и моделей».
В 1801 году Матвей Федорович вышел в отставку, но продолжал обучать учеников до 1806 года, пока тяжелая болезнь окончательно не приковала его к постели. Готовил он «мастеров российских, что смогут заимствовать и прочие губернии и потому не будет нужды в иностранных, которые не сведущи ни в доброте здешних материалов, ни в том, что здешний климат производить может». Усадьбу в Златоустинском посещали архитекторы А.Н. Бакарев, И.В. Еготов, О.И. Бове и другие.
Перед наступлением французов на Москву родные увезли больного Матвея Федоровича в Рязань, где его и застало известие о пожаре. Москва допожарная – фактически авторства Казакова – сгорела. Этого зодчий перенести не смог, 26 октября 1812 года он скончался.
Дети вернулись в разоренную Москву, жить было трудно, чудом уцелевшую усадьбу даже пришлось заложить. Участок на углу переулков продали мещанину Петру Бурелли, а само владение поделили на три части.
Ученики Казакова восстанавливали Москву и учили новых российских мастеров.
После революции с домом великого архитектора Казакова приключилась самая настоящая детективная история. Он пропал. То есть в «Указателе Москвы» от 1793 года дом под номером 275 есть, а в описях и справочниках 19 века – нет. Хотя в 1928 году комиссия «Старая Москва» и идентифицировала дом на углу Златоустинских переулков, как часть усадьбы Казакова, документальных подтверждений тому не было. Поиски пропавшего дома увенчались успехом только в 1953 году, когда исследователи нашли документы.
На исходе XIX столетия в восточном владении был перестроен бывший главный дом. А угловой корпус ныне ожидает реставрации.

– Стр. 3 – бывший жилой флигель – доходный дом городской усадьбы М. Казакова – Е. Татищевой. 1790-е гг., сер. 19 в., 1879 г., 1892 г., архитекторы М. Казаков, Г. Грачев. 

Относится к архитектурному ансамблю «Городская усадьба М. Казакова – Е. Татищевой, сер. 18 в. - 20 в., архитекторы М. Казаков, К. Быковский, Г. Грачев». 

Теперь в здании банк.

• Бывший дом Императорского человеколюбивого общества (№ 4, конец 19 века, в начале 20 века здесь также находилось Московское архитектурное общество).

• Культурно-просветительский центр во имя святителя Иоанна Златоуста (№ 5, стр. 1; бывшие монастырские кельи Златоустовского монастыря – единственное уцелевшее монастырское строение). 

Монастырь основан в 14-15 вв. 

Уничтожен в 1933 г.

• Проектный институт «Нефтеспецстройпроект» и компания «Центратомтехэнерго», а также типография К-ПРИНТ (№ 6). Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Офисное здание (№ 6, стр. 3). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Финансовый университет при Правительстве РФ (№ 7, стр. 1). 

Ранее здесь располагалась школа № 312. 
Бывшее здание Государственного университета Министерства финансов РФ (ГУМФ), в 2012 году присоединённого к Финансовому университету при Правительстве РФ. 

Кирпичное здание 1936 г. постройки. Построено по проекту архитектора М. Барща. 

• Детский сад: дошкольное отделение № 2 школы № 2095 «Покровский квартал» (№ 7, стр. 2). Двухэтажное кирпичное здание 1937 г. постройки.

Бывший детский сад № 2032 комбинированного вида, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

– Напротив дома 7/2 сохранился фундамент церкви Николая Чудотворца в Столпах XVII-XVII1 веков. Она была разрушена в 1938 году.

• Офисное здание (№ 10, стр. 2). Четырехэтажное кирпичное здание. 

Тут раньше стоял двухэтажный дом – флигель купцов Фроловых, построенный в 1848 году в стиле позднего классицизма. 

Также неподалеку (стр. 5) был снесен каретный сарай.

• Палаты соратника и командира личного фрегата Петра I адмирала Ипата Муханова (№ 10, стр. 3, конец 17 века). Сейчас в здании находятся офисы.

• Руины бывшего жилого дома усадьбы М. Казакова (№ 1/11). 

Вся земля по нечетной стороне переулка, от монастыря до поворота на Малый Златоустинский пер., принадлежала великому зодчему Матвею Казакову. В 1782 г. он, сын крепостного, уже 12 лет назад как ставший главным архитектором Москвы, купил этот участок за 4 000 руб. у армейского капитана Белавина и вознамерился выстроить вдоль улицы длинный каменный дом с симметричными крыльями.

Однако, монастырские власти были против: по городским законам нельзя было строить дома «окно в окно». Поэтому палаты Белавина Казаков оставил почти нетронутыми и жил в них сам, а угловое строение сделал похожим на закругленное крыло Московского университета, который начал строить тогда же. Этот корпус Казаков делал тоже для студентов - основанной им же архитектурной школы. Как сказано в его завещании, школе предназначались «четыре комнаты с кухнею на нижнем этаже, вверху ж большой зал с прихожею, два кабинета и архив для чертежей и моделей».

Матвей Казаков обучал будущих архитекторов до 1806 г. 

В 1812 г. семья вывезла его в Рязань, где, не перенеся известия о пожаре Москвы, 26 октября великий зодчий умер. 

Планы отца осуществляли его сыновья Василий, Матвей и Павел, работавшие в 1800 г. вместе с отцом над составлением «Фасадического» плана Москвы. Однако прожили все трое недолго. Самым старшим, всего 39 лет от роду, умер Матвей Казаков, успевший много построить.

Усадьбу после войны 1812 г. было содержать не на что, ее поделили на три части и угловой корпус заложили. Левая часть, там, где теперь дом № 7, отошла дочери Казакова Копп. Потом владельцы менялись, пока в 1910 г. тут не появился ничем не выдающийся дом по проекту Волокитина.

На средней части усадьбы в 1913 г. архитектор Кузнецов не построил тут мощное производственное здание для обувной фирмы И. Баева, дом № 9. А белый казаковский корпус в два этажа – дом № 11 (или дом № 1 по Малому Златоустинскому переулку), надстроенный еще одним, в ужасном состоянии, с выбитыми окнами и провалившейся в 2006 г. крышей, пока стоит. После Казаковых им владел мещанин Бурелли.

Сегодня по поводу здания идут споры и суды. В 1990 г. его передали на баланс ХОЗУ МВД, при условии капитального ремонта, которого так толком и не было. В части дома сделали кое-какой ремонт и образовались квартиры, но 8 марта 2003 г. случился пожар, и все, что не сгорело, было разграблено. Логично было бы сделать в памятнике архитектуры музей Казакова и открыть архитектурную школу его памяти, за создание которой с 2004 г. ратует МАрхИ. В марте 2006 г., когда обрушился кусок крыши, власти вроде бы согласились отдать дом МАрхИ, но документов так и не подписали. А в 2007 г. на месте дома, который, видимо, предполагалось стереть с лица земли, собрались строить жилой дом для заслуженных спортсменов общества «Динамо».

Объект культурного наследия «Дом и школа, архитектор М. Казаков, 18 век».

В январе 2017 года Мосгорнаследием утверждён проект реставрации здания.
Строители укрепят конструкции здания и восстановят его исторический облик 1870-1890-х годов. Оформление фасадов будет соответствовать проектным чертежам 1875 года.

Жилые дома:

3 этажа (№ 8, стр. 1; конец 19 века). На 1-м этаже – издательство «Мир Урании» и Театр «Амфион».

6 этажей (№ 8, стр. 2; начало 20 века). Здесь жил реставратор Савва Ямщиков.

4 этажа (№ 10, конец 19 века).

Достопримечательности:

Культурно-просветительский центр во имя святителя Иоанна Златоуста (№ 5, стр. 1; бывшие монастырские кельи Златоустовского монастыря – единственное уцелевшее монастырское строение).

Театр «Амфион» (№ 8, стр. 1).

Здания 17 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Китай Город» пешком через улицу Маросейка и Большой Златоустинский переулок. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 22.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий