воскресенье, 16 октября 2016 г.

Колпачный переулок

Расположение:

Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от улицы Покровка до Хохловского переулка. 

Рядом – Бульварное кольцо.

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Хохловского переулка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 400 метров.

История:

Переулок назван в 17 веке, т. к здесь в то время располагалась Колпачная слобода мастеров, изготовлявших головные уборы (колпаки).

Известен под этим названием (по слободе колпачников) с 18 в. 

В 17-18 вв. на слободских землях селилась аристократия. Дом 3 — палаты середины 18 в.; д. 6 — усадьба Долгоруких с палатами 1740—60-х гг. во дворе, включившими палаты Бутурлиных (17 в.); д. 10 — палаты конца 17 в., называемые «палатами Мазепы». 


Во второй половине 19 — начале 20 вв. переулок стал застраиваться особняками: д. 5 — банкира и промышленника А. Кнопа (1900, архитектор К. Трейман), на доме установлены две памятные доски: мраморная — Зое Космодемьянской, которой здесь, в бывшем МГК ВЛКСМ, была вручена путёвка на фронт; бронзовая — с барельефным портретом Г. Кржижановского (в связи с его работой в Комитете по высшему техническому образованию, 1967, скульптор Н. Шмидт, архитектор И. Андрианов); д. 7 — Ф. Кнопа (перестроен в 1870-е гг. из здания 18 в.; архитектор Б. Фрейденберг), д. 9 — издателя музыкальной литературы Б. Юргенсона, д. 11 — врача К. Снегирёва (оба — 1912, архитектор В. Глазов). В д. 4 (18 в.; надстроен в 1906 по проекту К. Гиппиуса) размещалась женская гимназия, где учились Л. и А. Каган (Лиля Брик и Эльза Триоле).

Нежилые объекты:

• Офисы (№ 3, стр. 2).

Главный дом с палатами бывшей городской усадьбы А. Онучина — Д.  Тверитинова — Г. Тембоза (конец 17-19 веков). 

Главный дом с палатами, кон. 17 в., 1730-е гг., 1764 г., 19 в. 

На протяжении 18–нач. 20 вв. здание являлось центром небольшой усадьбы, сформировавшейся на территории Белого города в конце 17 столетия на месте тяглых дворов Покровской торговой сотни. 

В середине 18 в. принадлежал фабрикантам Колосовым.

Небольшие каменные палаты в Колпачном переулке в начале XVIII века возвел подьячий Сытного приказа А. Онучин (Анучин). И уже в 1711 году продал свою усадьбу врачу главной московской аптеки Дмитрию Тверитинову.  В историю Тверитинов вошел с приставкой «еретик». Бывший тверской стрелец, он поступил в первую частную аптеку Грегориуса в Немецкой слободе «искать науки у дохтуров и лекарей». По-видимому, здесь он увлекся протестантизмом. Добавив к протестантским догматам собственные домыслы, он разработал учение, отвергавшее многие церковные обряды и таинства. Свои воззрения он активно распространял и приобрел немало сторонников. Тверитинова предали церковному проклятию и заключили в монастырь, откуда освободили в 1718 году на поруки. Главным ходатаем за него был Петр I, который неплохо знал «еретика». Через пять лет он был полностью прощен.
При Тверитинове дом перестраивался, возможно, по проекту его кума и единомышленника, «московского записного каменщика Каменного приказа» М. Косого. Первый этаж правой части здания эпохи "барокко", пять жилых помещений на погребах – архитектурный объем времен Тверитинова. До наших дней сохранились своды и планировка некоторых помещений.
В 1741 году владельцем усадьбы стал богатый армянский купец Григорий Тембоз (Тембозян). Для него известный московский архитектор Василий Яковлев перестроил палаты в стиле позднего барокко. Появился центральный ризалит (выступ), прорезанный аркадой, с несохранившейся лестницей, поднимавшейся в аванзал, и тесаный барочный декор фасадов.
Архитектурное здание неоднократно перестраивалось и позже. Последней дореволюционной владелицей усадьбы была потомственная почетная гражданка Надежда Маклакова.
В советское время в доме были коммунальные квартиры, позже разместились различные конторы.
В конце 2000-х годов была проведена научная реставрация под руководством архитектора Валентины Федотовой. Палатам вернули внешний облик, соответствующий середине XVIII века. Одновременно были выполнены работы по их приспособлению к современной функции.

• Бывшая ювелирная фабрика О. Курлюкова с конторой и магазином (№ 4, стр. 3, начало 20 века). 

Построена в 1902 г. гражданским инженером Л. Кекушевым.

• Бизнес-центр «На Колпачном» (№ 4, стр. 4; бывший дом с палатами дьяка Тверитинова, 18 век, затем женская гимназия, в советское время – школа № 324). 

Жилой дом с палатами дьяка Тверитинова (1720-е гг., 1800-е гг.) в 1906 г. был надстроен и приспособлен по проекту К. Гиппиуса для женской гимназии Л. Вяземской. В то время здесь находилась женская гимназия, в которой учились Ольга Шульц (будущая артистка Ольга Андровская) и сестры Каган, которые потом стали известными под именами Лиля Брик и Эльза Триоле. 

Затем при советской власти здесь открыли общеобразовательную школу № 25, где учился бард Александр Галич.

• Главный дом, сторожка и службы бывшей городской усадьбы банкира и промышленника А. Кнопа (№ 5, стр. 1–4, 19 – начало 20 веков).


В старинном Колпачном переулке стоит настоящий готический замок с граненой зубчатой башенкой и щипцовыми фигурными завершениями. Прекрасный образец неоготического стиля, тяготеющего к «тюдоровской готике». Особняк для барона А.Л. Кнопа в 1900 г. построил архитектор Карл Васильевич (Густавович) Трейман. В ансамбль усадьбы входят также служебные постройки: сторожка, автономная домовая электростанция, выполненные, как и ограда, в неоготическом стиле.
Основателем купеческой фамилии Кнопов в Москве был уроженец Бремена Иоганн Людвиг Кноп. Впервые приехав из Англии в Россию в 1839 г. как представитель английской фирмы «De Jersey & Co», он остался здесь навсегда. Во многом благодаря именно его стараниям была переоснащена вся текстильная промышленность страны. Он активно начал ввозить в Россию паровые машины для текстильных фабрик и продавать их русским купцам в рассрочку. Немалую часть оборудования он поставлял на условиях получения паев, что позволило ему стать к концу XIX в. совладельцем более ста мануфактур. В связи с этим в ходу была известная поговорка: «Где церковь, там и поп, а где фабрика — там Кноп».
В 1852 г. им был основан «Торговый дом Л. Кноп», филиалы которого имелись во многих городах Российской империи.
В 1877 г. Людвигу Кнопу указом императора Александра II за большие достижения на поприще русской промышленности было пожаловано потомственное баронское достоинство.
Своим местом жительства Кноп недаром избрал Колпачный переулок: неподалеку располагалась лютеранская кирха Петра и Павла, прихожанами которой была вся его семья.
После смерти Людвига Кнопа семейное дело перешло в руки его сыновей — Андреаса (Андрея Львовича) и Теодора (Федора Львовича). Обширную отцовскую усадьбу в Колпачном переулке они поделили на две части. Андреас Кноп и построил в современном владении № 5 «готический замок». Андрей Львович был председателем общины «Питерпаулькирхе» и одним из основных жертвователей при строительстве нового здания лютеранской церкви в 1903–1905 гг.
После революции особняк был национализирован. Первоначально здесь поселилось представительство Украинской ССР, которое сменил Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР. А с конца 1930-х гг. в здании разместился Московский городской комитет ВЛКСМ. В 1941 г. здесь принимали заявления от добровольцев и выдавали путевки на фронт, формировали команды ПВО, сандружины, отряды для разведывательной и диверсионной работы в тылу врага. Именно здесь путевку в особую воинскую часть 9903 получила Зоя Космодемьянская.
В 1990-е гг. в бывшем доме А.Л. Кнопа располагался дом приемов небезызвестной компании «ЮКОС». Особняк был отреставрирован. Сохранилась часть дореволюционных интерьеров.

Дом и прилегающие строения построены в 1900 г. в неоготическом стиле архитектором Карлом Трейманом для барона Андреаса Кнопа – основного поставщика в Россию из Англии машин для текстильного производства.

Особняк выполнен в духе английской готики, как напоминание о стране, с которой было связано процветание рода Кнопов. Объёмно-пространственная композиция выполнена асимметричной. Увенчан дом гранёной зубчатой башенкой с правой стороны здания. Подобный элемент оформления не встречается более ни в одном готическом здании Москвы. Крупный эркер с левой стороны здания с двумя рядами небольших окон, оконных проёмов, расположенных по центру фасада, окна второго этажа правого ризолита и щипцовых фигурных завершений придают дому монументальный и в тоже время современный вид. Некоторую эклектичность готической постройке придаёт сочетание средневековой крепостной архитектуры (башенка справа), с элементами готической застройки городов Средневековья (щипцовые элементы). Внутри комнаты и залы украшали старинные гобелены и коллекция холодного оружия. Оригинальные интерьеры здания сохранились лишь частично.

Родоначальник династии – московский купец 1-й гильдии, Лев (Людвиг Иоганн) Кноп (1821-94 гг.) – родился в Бремене, в 1839 г. перебрался в Россию как представитель английской текстильной фирмы «De Jersey & Co». 

Торговый дом Людвига Кнопа с 1846 г. занимался поставкой английских текстильных машин для российских фабрик. Дело было так широко организовано, что в Англии несколько машиностроительных заводов работало только на русский рынок и со временем Кноп стал монополистом на отечественном хлопковом и текстильном рынках. Причём оборудование поставлялось Кнопом не за наличные и не в кредит, а с условием получения паев, что позволило Кнопу в будущем стать совладельцем 122, а по другим данным, даже 187 мануфактур. 

Впоследствии Кноп занялся продажей хлопчатобумажных тканей и кредитованием частных предпринимателей.

В 1877 году Людвигу Кнопу указом царя Александра II было пожаловано потомственное баронское достоинство, то есть его сыновья продолжившие дело отца, также были баронами.

Московские владения Кнопов располагались в Колпачном переулке недалеко от лютеранского собора ап. Петра и Павла, прихожанами которого фабриканты являлись. В 1900 году сыновья революционера мануфактурного производства поделили отцовскую собственность.

Главный дом усадьбы принадлежал старшему сыну Андреасу, а дом № 7 – выстроенный ещё более известным архитектором Б. Фрейденбергом – младшему Теодору.

Андрей состоял членом совета Московского торгового и Московского учёного банков, а также был членом правления многих товариществ. Также входил в Центральный Комитет праволиберального Союза 17 октября. Фёдор являлся членом правления товарищества Даниловской мануфактуры и некоторых банков. 

После Октябрьской революции особняк перешёл к государственным учреждениям. В 1920-х – начале 1930-х гг. в нём располагалось представительство Украинской ССР, затем – Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, в котором в 1932–36 гг. работал революционер и государственный деятель, друг и соратник В. Ленина, Г. Кржижановский (1872–1959 гг.). 

С 1937 по 1991 г. в этом здании находился Московский городской комитет ВЛКСМ. В октябре 1941 г. здесь выдали путёвку на фронт ученице 10 класса Зое Космодемьянской (1923-41). 18-летняя девушка ушла добровольно на войну в составе диверсионного истребительного отряда (мемориальная доска).

В 1990-е годы в особняк вселился Михаил Ходорковский (арендовав его на 49 лет). В здании разместился банк «Менатеп», а впоследствии «Юкос». Особняк был отреставрирован и использовался как дом приёмов. В 2006 году здесь устроила свой офис фирма по производству конфет «Конфаэль».

В настоящее время в особняке располагается межрегиональная общественная организация «Открытая Россия» (детище Ходорковского).

Стр. 2 – главный дом.

Стр. 3 — службы (конюшни, каретный сарай) (1901; середина 20 века).

Стр. 4 — службы (прачечная, кучерская) (1901).

Стр. 6 – особняк Кнопа. Электростанция (1901 г.).

• Бывший дом и флигель князей Долгоруковых (№ 6, стр. 2 и 3; 16-18 века).

О первых владельцах поговаривают, что среди них был Малюта Скуратов. Архитекторы Д. Сухов и Н. Виноградов утверждают, что в 17 в. палаты были собственностью тестя царя Михаила Федоровича, Стрешнева, который по совместительству заведовал Приказом золотых дел.

После него дом отошел к воеводе К. Нарышкину. Позже владельцами палат было семейство Бутурлиных и генерал-майор, князь К. Кантакузен. 

Князь Долгорукий, выкупив в 1744 г. палаты, позже купил еще два соседних участка и начал грандиозную реконструкцию и увеличение здания. Фасад здания после реконструкции под руководством архитектора Яковлева, был помещен в альбом достопримечательностей Москвы М. Казаковым.

Роскошь господских покоев поражала воображение: штофные обои на стенах, изразцовые голландские печки в комнатах для обогрева, дорогая изысканная мебель, подвалы и хранилища ломились от припасов, о винном погребе ходили легенды. на время судебной тяжбы дом находился од опекой и сдавался в наем. 

Среди жильцов этого дома в свое время был отец Петра Каверина - калужский губернатор, сенатор, действительный статский советник Павел Каверин. Приятель Пушкина, кутила и участник множества дуэлей Петр Каверин был одним из членов «Союза благоденствия». Длительная судебная тяжба, которая продлилась до 1818 г., отдала палаты во владение отставного капитана, князя М. Долгорукого, который приходился предыдущему владельцу племянником.

Однако насладится владением домом долгое время ему не удалось. Известные своим вздорным и склочным характером он был сослан в Вятку за издевательства над своими крепостными, а усадьбу опять передали под опеку суда после смерти последнего владельца из семейства Долгоруких, дом оказался во владении купеческой семьи. Новые владельцы использовали его для хозяйственных и торговых нужд. При ремонте в начале двадцатого века в подземной галерее случайно обнаруженной под палатами нашли несколько древних книг и трость с золотым набалдашником. 

По утверждению старожилов в галерею можно было попасть еще в 1905 г., когда потайная плита в полу еще открывалась. При последующих ремонтах щели в полу были залиты цементом, и проход в галерею был надежно замурован. 

Долгое время после обнаружения подземных помещений археолог И. Стеллецкий, обнаруживший этот вход на нижнем этаже дома, не мог получить разрешение на вскрытие плиты.

Сейчас палаты Долгоруковых отреставрированы и открыты для посетителей.

— Хозяйственные постройки бывшей городской усадьбы В. Сиротина (№ 6, стр. 6 и 7). Теперь тут офисы.

• Главный дом и хоз. постройка бывшей городской усадьбы Д. Четверикова — Ф. Кнопа (№ 7, стр. 2 и 3; 18 – начало 20 веков).

Здание 18 в. в 1869 г. было перестроно архитектором Б. Фрейденбергом. 

Ограда возведена в 1864 г. по проекту архитектора А. Каминского.

Кноп Фёдор (Теодор), барон (1848-1931) – член совета Московского купеческого банка, член совета Московского частного коммерческого банка, член правления Товарищества Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры, член правления Товарищества Измайловской мануфактуры, член правления Товарищества мануфактур Барановых, член правления Товарищества Даниловской мануфактуры, член правления Товарищества мануфактур Н. Коншина, член правления Товарищества Вознесенской мануфактуры С. Лепешкина сыновей, член правления Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилля, член правления Товарищества Садковской мануфактуры И. Дёмина.

Борис Фрейденберг (до 1850 после 1917) – архитектор, работавший в Москве в последней четверти 19 века. Большая часть работ мастера выполнена в стиле эклектики и псевдорусском стиле.

• Пожарная часть (№ 8, стр. 1).

• Лечебно-диагностический центр Генерального штаба Вооруженных сил России (№ 9, стр. 1; бывшая городская усадьба Г. Юргенсона, 19 век, у него часто бывал композитор Петр Чайковский).

Название переулка, в котором расположен этот красивый дом, появилось еще в XVII веке. Здесь находилась слобода мастеровых людей, которые занимались изготовлением головных уборов – колпаков.

Особняк во владении № 9 по Колпачному переулку принадлежал Григорию Петровичу Юргенсону и был построен в 1912 году по проекту архитектора Владимира Глазова.

Здание решено в сочетании ренессансных форм и элементов готики. Фасады дома украшают лепные детали, в их числе наиболее крупные – львиные маски и женские головки в медальонах.

Отец владельца особняка Петр Иванович Юргенсон – известный музыкальный издатель, которого хорошо знали в России и за ее пределами. Вся его жизнь – пример того, как многого можно добиться своим умом, упорным трудом, неиссякаемой энергией.

Петр Иванович родился в городе Ревеле (Таллинн) в 1836 г. в очень бедной многодетной семье рыбака Иогана Кирса и Аэты. Его отец позже принял девичью фамилию своей супруги и стал Юргенсоном. В 14-летнем возрасте Петра отправили в Петербург к старшему брату Иосифу, который в то время работал в музыкальной торговле Бернарда. Это событие определило жизненный путь Петра Юргенсона. Около четырех лет он отслужил приказчиком в музыкальных магазинах, затем получил приглашение занять место управляющего, а в 1861 году открыл собственную музыкальную фирму. Интуиция и трезвый расчет его не подвели. Пропаганда музыкальной культуры России, издание произведений в первую очередь русских композиторов стало делом жизни этого удивительного человека. Уже к концу века фирма Юргенсона, выпустившая в свет 29 000 музыкальных произведений, среди которых почти все сочинения Чайковского, Н. Рубинштейна, Аренского, Ипполитова-Иванова, Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, С. Танеева, а также полные собрания сочинений Шумана, Шопена, Мендельсона, полное собрание сонат Бетховена, сочинения Баха, Генделя, Моцарта, Шуберта, Листа, Вагнера и многих других, стала крупнейшей в России.

Юргенсон был первым издателем большинства произведений Чайковского, с которым его связывала многолетняя дружба. Для композитора во владении Юргенсона был устроена квартира, где он неоднократно останавливался.

После смерти Петра Ивановича в 1903 году его дело перешло к сыновьям – Борису и Григорию. В 1918 году фирму национализировали и преобразовали в Государственное музыкальное издательство (Госмузиздат).

В советское время в особняке Юргенсона в Колпачном переулке располагалось представительство Якутской АССР.


Особняк по Колпачному переулку принадлежал Григорию Юргенсону и был построен в 1912 году по проекту архитектора Владимира Глазова.

До этого, в середине 19 в. на этой территории проживал собиратель русских сказок А. Афанасьев.

Здание решено в сочетании ренессансных форм и элементов готики. Фасады дома украшают лепные детали, в их числе наиболее крупные – львиные маски и женские головки в медальонах.

Отец владельца особняка Пётр Юргенсон – музыкальный издатель, которого хорошо знали в России и за её пределами. Вся его жизнь – пример того, как многого можно добиться своим умом, упорным трудом, неиссякаемой энергией.

Пётр родился в городе Ревеле (Таллин) в 1836 г. в очень бедной многодетной семье рыбака Иогана Кирса и Аэты. Его отец позже принял девичью фамилию своей супруги и стал Юргенсоном. В 14-летнем возрасте Петра отправили в Петербург к старшему брату Иосифу, который в то время работал в музыкальной торговле Бернарда. Это событие определило жизненный путь Петра Юргенсона. Около 4-х лет он отслужил приказчиком в музыкальных магазинах, затем получил приглашение занять место управляющего, а в 1861 году открыл собственную музыкальную фирму. Интуиция и трезвый расчёт его не подвели. Пропаганда музыкальной культуры России, издание произведений в первую очередь русских композиторов стало делом жизни этого удивительного человека. Уже к концу века фирма Юргенсона, выпустившая в свет 29 000 музыкальных произведений, среди которых почти все сочинения Чайковского, Н. Рубинштейна, Аренского, Ипполитова-Иванова, Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, С. Танеева, а также полные собрания сочинений Шумана, Шопена, Мендельсона, полное собрание сонат Бетховена, сочинения Баха, Генделя, Моцарта, Шуберта, Листа, Вагнера и многих других, стала крупнейшей в России.

Юргенсон был первым издателем большинства произведений Чайковского, с которым его связывала многолетняя дружба. Для композитора во владении Юргенсона была устроена квартира, где он неоднократно останавливался.

После смерти Петра в 1903 году его дело перешло к сыновьям – Борису и Григорию. 

В 1918 году фирму национализировали и преобразовали в Государственное музыкальное издательство (Госмузиздат).

В советское время в особняке Юргенсона в Колпачном переулке располагалось представительство Якутской АССР.

• Академия профессионального дизайна и несколько издательств и офисов (№ 9а, бывшая школа № 329, затем — институт международного рабочего движения).

• Офисное здание (№ 10). 2 этажа.

Бывшие палаты Мазепы (№ 10/7, 16-17 века; однако украинский гетман Мазепа в них не жил).

В Колпачном переулке находится один из интереснейших памятников московского гражданского зодчества. В переулок старинные палаты выходят довольно лапидарным фасадом, лишенным каких бы то ни было архитектурных украшений, с небольшими окошками. Но стоит зайти во двор, и взгляду открывается прекрасный барочный декор конца XVII века, выполненный из тесаного кирпича.

В основе Г-образного в плане здания – древняя белокаменная палата XVI века, перекрытая коробовым сводом и включенная в более поздний кирпичный объем, появившийся в середине 1670-х годов. Позже, в конце XVII столетия, был возведен второй этаж, богато декорированный по дворовому фасаду: наличники с «разорванными» фронтонами, сдвоенные полуколонки, поребрик. Нижний этаж был занят в то время поварней, хозяйственными помещениями и помещениями для челяди. Верхний этаж – хозяйский, с большими сенями, парадными и жилыми комнатами. До наших дней сохранились части старинной отопительной системы: отверстия печей, внутристенные дымоходы, «душники» для подачи теплого воздуха.

Кто был строителем здания, неизвестно, неизвестен и его владелец второй половины XVII века. Традиционно памятник называют «палатами Мазепы». Гетман-изменник имел владение в Москве, в районе Хохлов (память об этом старинном урочище сохраняет соседний Хохловский переулок), но конкретно эти палаты ему никогда не принадлежали. Связь их с именем Мазепы исключительно легендарная.

В первой половине XVIII века палаты входили в обширное владение Абрама Федоровича Лопухина, брата царицы Евдокии Федоровны, первой жены царя Петра I. На плане 1769 года они уже показаны как палаты Голицыных. В последующие годы здание перестраивалось, были утрачены красные крыльца, следы примыкания которых отчетливо читаются на дворовых фасадах. В XIX столетии и до 1917 года дом принадлежал Лютеранской церкви свв. Петра и Павла, расположенной по соседству.

На рубеже 1980–1990-х годов здание было реставрировано. К сожалению, реставрационные работы не были завершены.

В советское время здесь располагался ОВИР, а сейчас – различные конторы.


Палаты, ранее жилые, построены в 17 веке (в основе белокаменная палата 16 века).

Долгое время палаты ошибочно считались домом, где проживал украинский гетман Иван Мазепа во время визитов в Москву. 

Некоторое время хозяином палат был брат царицы Евдокии Федоровны Абрам Лопухин, прославившийся нетерпимым отношением к иностранцам.

Корпус палат имеет Г-образный вид, часть которого расположена по Колпачному пер. с крылом, уходящим во двор. Нижний этаж предназначен для хозяйственных помещений. На верхнем этаже располагались парадные комнаты с большими сенями, отдельным входом и лестницей. Со стороны двора второй этаж украшен декором из тёсаного кирпича — сдвоенными колонками, наличниками, карнизами и межэтажными тягами. 

Основная часть здания выходит в Колпачный переулок, а крыло располагается во дворе. Нижний этаж палат Мазепы был построен на основании здания 16 века. Внизу находились жилые помещения для слуг, кладовые и прочие хозяйственные помещения. Верхние этажи были возведены предположительно во второй половине 17 века. По традиции, на верхних этажах размещались парадные покои и жилые комнаты хозяев, здесь же были большие сени, а также отдельный вход с лестницей. Со стороны двора второй этаж богато декорирован сдвоенными колонками, наличниками, карнизами и прочими элементами из тесаного кирпича. До наших дней в здании сохранилась старинная отопительная система: дымоходы внутри стен, душники для подачи теплого воздуха, отверстия для печей.

Представляет уникальный памятник зодчества в стиле московского барокко.

В советский период в палатах Мазепы размещался ОВИР, а сейчас здесь располагаются офисы и представительство евангелическо-лютеранской церкви в Москве.

Весной 2003 г. палаты были отремонтированы. По специальному заказу были сделаны оконные рамы по образцу 17 в.

• Технические подразделения ФСБ (№ 10/7, стр. 1; бывшее женское отделение училища при расположенном рядом евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла; затем – школа).

• Офисное здание (№ 10/7, стр. 5). 

До 1991 г. здесь находилось подразделение архивного отдела КГБ.

• Центр по общественным связям Службы внешней разведки России (№ 11, стр. 1, бывшая больница и жилой дом доктора А. Снегирева; начало 20 века).

Во второй половине XIX в. большое владение между Колпачным и Хохловским переулками принадлежало известному нотоиздателю П.И. Юргенсону. После смерти Петра Ивановича на территории усадьбы, по красной линии Колпачного переулка, были построены два дома. Оба здания были возведены в 1912 году по проекту архитектора В. Д. Глазова. Особняк под № 9 принадлежал Григорию Петровичу Юргенсону, а трехэтажный доходный дом в неоклассическом стиле, украшенный полукруглыми эркерами, полуколоннами коринфского ордера, балконами, маскаронами над окнами первого этажа (дом № 11, стр. 1), – зятю П.И. Юргенсона К.В. Снегиреву, мужу его дочери Александры (первоначально дом был записан на нее). Константин Владимирович Снегирев – известный врач-офтальмолог, доктор медицины, коллежский секретарь, профессор Московского университета. Здесь же в доме находилась и его глазная клиника.

В 1914 г. у Снегирева лечился девятилетний Миша Шолохов. Вот что писал об этом известный литературовед И.Г. Леднев: «у Миши стали болеть глаза, появилось нечто вроде воспаления роговицы, и в конце лета 1914 года... отец отвез его лечиться в Москву, в глазную лечебницу. Здесь мальчик пролежал несколько месяцев, носил темно-зеленые очки». Михаил Александрович хорошо запомнил и «красивого, с подстриженной бородкой, хозяина больницы доктора Снегирева», и саму лечебницу. Недаром именно сюда он впоследствии «отправил» лечить поврежденный в бою глаз своего любимого героя Григория Мелехова из «Тихого Дона»: ««Врач, сопровождавший поезд, вызвав по списку Григория и указывая сестре милосердия на него, сказал:

— Глазная лечебница доктора Снегирева! Колпачный переулок».

Далее Шолохов вспоминает, что «к глазной лечебнице доктора Снегирева примыкал маленький садик. Таких неуютных стриженых садов много по окраинным переулкам Москвы, в них не отдыхает глаз от каменной тяжелой скуки города, и еще резче и больней вспоминается при взгляде на них дикое приволье леса».

После революции и дом и клиника были национализированы, но доктор Снегирев до конца 1920-х годов продолжал заведовать своей бывшей лечебницей и проживал в этом же доме.

Позже здесь были устроены коммунальные квартиры. А в 1948 г. на здание «положил глаз» всесильный министр госбезопасности СССР В.С. Абакумов. Жильцов расселили, а дом реконструировали под резиденцию министра. На эти работы было незаконно истрачено более миллиона рублей казенных денег, что было поставлено в вину Абакумову в числе прочих обвинений после его ареста в 1951 году.


Бывшее здание глазной лечебницы доктора К. Снегирёва. 

Построено в 1912 г. по проекту архитектора В. Глазова.

Стилистика фасада с трудом поддаётся определению. Пространственно-объёмная композиция здания уникальна. Основные элементы оформления - вытянутые колонки, опоясанные несколькими горизонтальными поясками, разбивающими боковые поверхности и окружающие эрекеры полукруглой формы. Верхнюю часть постройки венчает раскрепованный карниз, выполненный в классицистической стилистике. Окна первого этажа, выполнены арочными, а рамы выгнуты в соответствии со стилистикой модерна. Карниз постройки увенчан волнообразным гладким аттиком. Входной проём в левой части особняка выполнен в духе Ренессанса, а стилистика оформления двух окон третьего этажа по центру здания перекликается с так называемым «нарышкинским стилем». Сочетание всех этих, таких стилистически непохожих друг на друга элементов оформления здания, говорит в первую очередь о несколько сомнительном вкусе автора постройки.

Здесь, будучи подростком, лечился Михаил Шолохов и потом в благодарность упомянул об этой клинике в романе «Тихий Дон» («Врач, сопровождавший поезд, вызвав по списку Григория и указывая сестре милосердия на него, сказал: „Глазная лечебница доктора Снегирёва. Колпачный переулок”»). 

Особняк служил местом проживания К. Снегирева, а его клиника располагалась в несохранившемся здании в Хохловском переулке, в доме 1. 

В советское время здание было передано под коммунальное жилье.

В 1948 г. дом был предоставлен для квартиры Министра государственной безопасности СССР и начальника военной контрразведки СМЕРШ В.С. Абакумова. На выселение из этого дома 16-ти семей, ремонт и оборудование квартиры была потрачена значительная сумма из средств МГБ. Перепланировка квартиры проводилась по проекту архитекторов Рыбацкого и инженера Филатова, и часть редких строительных материалов прибывала из неизвестного источника. В 1951 г. министра Абакумова арестовали по подозрению в сокрытии «сионистского заговора» в МГБ СССР и, по прошествии нескольких лет нахождения в тюрьмах и фабрикации различных дел, он был расстрелян в 1954 г. Дом же был передан КГБ и стал явочной квартирой.

После распада Советского Союза здесь стал размещаться Центр по общественным связям Службы внешней разведки РФ, который находится здесь и по сей день.

• Тяговая подстанция Т-6 Арбатско-Покровской линии Московского метро (№ 13). Конец 1930-х — 1940-е годы. Начало сталинского ампира с элементами конструктивизма.

Здесь совсем рядом проходит линия метро Пл. Революции – Курская. 

• Бывшая городская усадьба Венедиктовых – Шнаубертов – Б. Моносзона (№ 14/5, 18 – начало 20 веков). 

На планах XVIII века здесь, на берегу речки Рачки, давно уже забытой в подземном коллекторе, по красной линии Колпачного переулка, хранящего в своём названии память о старинной слободе колпачников – мастеров, изготовлявших головные уборы, показаны каменные строения – довольно скромные слободские палаты, по всей видимости, ещё петровского времени. Сведений об их первоначальном владельце пока не обнаружено. В конце того же XVIII столетия древние палаты вошли в состав городской усадьбы Венедиктовых и были перестроены.

При восстановлении усадьбы после пожара 1812 года новым владельцем доктором К. Шнаубертом возле главного дома был построен служебный корпус.

Во второй половине XIX века часть огромного владения - на углу с Колпачным переулком - перешла к Б. Ш. Моносзону. В начале ХХ столетия его вдова Мирка (Мери) Михелевна заказала известному архитектору Семёну Семёновичу Эйбушитцу, незадолго до этого построившему в соседнем Большом Спасоглинищевском переулке здание Московской хоральной синагоги, проект перестройки усадьбы. В результате усадебный флигель был соединён с главным домом, а здание получило свои эклектические фасады и очаровательный угловой балкон. Наследники М. М. Моносзон владели усадьбой до самой революции.

Этот уютный московский дом, любимый многими художниками и фотографами, – один из самых растиражированных памятников Ивановской горки, он запечатлён на многих живописных полотнах и фотографиях.

Ещё лет десять назад можно было зайти во двор и подняться по лесенке к одной из местных «достопримечательностей» - замечательной «тарзанке», на которой очень любила кататься местная детвора. Сейчас, к сожалению, проход во двор перекрыт воротами.

Бывшее здание «Атомэнергокомплект». 

В настоящее время здесь располагаются офисы различных компаний.

Жилые дома:

5 этажей (№ 6, стр. 4, 1931 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – центр красоты и здоровья «Золотое сечение».

5–6 этажей (№ 6, стр. 5, до 1917 года). Кирпичный. На 1-м этаже – Детский дом № 19 «Центр патронатного воспитания», компания «Вега». 

Капитально отремонтирован в 1976 году.

3 этажа (№ 10/7, стр. 8). Бывший дом Петропавловской общины (дом причта), конец 19 в., архитектор А. Вебер.

Достопримечательности:

Здания 16 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Чистые пруды» на трамваях №№ А, 3 и 39 до остановки «Площадь Покровские ворота» (на Чистопрудном бульваре) и пешком через улицу Покровка. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 12.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий