понедельник, 10 октября 2016 г.

улица Знаменка

Расположение:

Улица проходит по районам Арбат, Тверской и Хамовники (ЦАО) от Боровицкой площади до Арбатской площади (Бульварное кольцо). 

С левой стороны на Знаменку выходят Большой Знаменский и Малый Знаменский переулки, с правой — Староваганьковский и Крестовоздвиженский переулки. 

Рядом – Москва-река. 

Метро «Боровицкая» (у начала улицы) и «Арбатская» (у конца улицы).

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по четырем полосам в сторону Боровицкой площади. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 700 метров.

История:

В 12 в. по её трассе проходила дорога из Новгорода в Рязань через брод на месте Большого Каменного моста. 

В 13 — начале 14 вв. дорога переориентировалась на московский посад и шла вначале по улице Воздвиженке, а затем по Большой Никитской улице. Знаменка, начинавшаяся от Боровицкого моста через р. Неглинную, стала местом расселения кремлёвской знати, имевшей здесь загородные дворы. 

В конце 14—15 вв. в начале правой стороны улицы, у моста, находился двор князя И. Патрикеева, за ним — двор великой княгини Софьи Витовтовны. 

В 1493 г. при устройстве свободной полосы вокруг Кремля двор Патрикеева был снесён; в середине 16 в. на его месте разбит Аптекарский сад, за которым находилась Стрелецкая слобода с церковью Николы Стрелецкого (в 1682 перенесена на нечётную сторону улицы, д. 1/12, снесена в 1932). Двор Софьи Витовтовны перешёл к Шуйским, в 17 в. им владели Щербатовы, в конце 17 в. — дьяк А. Иванов. Напротив, на углу с Волхонкой, находился двор окольничего Ф. Ртищева, а близ него — дом причта и каменная богадельня церкви Николы Стрелецкого. Известная с 1600 г. и давшая название улице церковь Знамения в середине 17 в. была отстроена в камне (д. 17, снесена в 1931). 

В конце улицы, на повороте к Арбатским воротам, на чётной стороне стояла церковь Святого Саввы Освященного (снесена в конце 18 — начале 19 вв.). 

В 18 в. на месте Стрелецкой слободы появились дворы Н. Зотова и А. Вяземского — воспитателей Петра I, двор А. Иванова перешёл к Меншиковым, а в конце 18 в. — к П. Пашкову (д. 6/26, 1784—88). Участок на углу Знаменки и Крестовоздвиженского переулка принадлежал П. Апраксину, с 1761 — Р. Воронцову (д. 12/2, середина 18 в., перестроен в 1816—25), в 19 в. — Мусиным-Пушкиным и С. Гагарину. В 1770-х гг. в деревянной пристройке давала спектакли оперная труппа князя П. Урусова, ставшая основой труппы Большого театра. В 1840-х гг. в доме жил филолог Ф. Буслаев. В начале 20 в. здесь разместилась гимназия К. Кирпичниковой; ныне здание занимает музыкальная школа имени Гнесиных. В сквере перед ней в 1959 г. установлен памятник М. Фрунзе (скульптор З. Виленский, архитектор З. Розенфельд). 
Апраксиным принадлежало владение и на противоположной стороне улицы, на углу с Большим Знаменским переулком (д. 19; 1792, архитектор Ф. Кампорези; перестроен в 1944—46 гг., архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц), где в первой трети 19 в. был крепостной театр С. Апраксина, выступали 
Императорская и итальянская театральные труппы. В 1831 г. здание было приобретено для Сиротского института, затем преобразованного в кадетский корпус и Александровское военное училище (1863), где в разное время учились А. Куприн, Б. Щукин, С. Каменев, М. Тухачевский. В 1917 г. здесь работал Реввоенсовет, ныне здание занимает Министерство обороны Российской Федерации. 

После пожара 1812 г. застройка улицы обновилась: отстроены дома 3 и 9 (надстроен в 1899), собственный дом архитектора Е. Тюрина (д. 5; 1820-е гг., архитектор Ф. Шестаков; перестроен в 1881), дом М. Арбузовой (д. 10; 1820-е гг.). 

В облике Знаменки доминируют постройки конца 19—20 вв.: д. 8 (1909, архитектор Ф. Шехтель); д. 11 (1909, архитектор К. Буров; ныне Библиотека по естественным наукам РАН); дома 13 и 15 — доходные (1912—13, архитектор О. Пиотрович); здание Министерства обороны (д. 14/1; 1979—87, архитектор М. Посохин и др.). 

После образования в современном виде Боровицкой площади, Арбатской площади и площади Арбатские ворота (1960-е гг.), сноса строений в начале и конце Знаменки она стала короче. 
В 1997 г. на углу Знаменки и Арбатской площади построена церковь Бориса и Глеба в формах, восходящих к одноименному храму 18 в.

Улица пролегла по трассе одной из дорог, соединявших Кремль с Можайской дорогой, по которой путь лежал к речной переправе у села Дорогомилова и далее — на Можайск и Смоленск.

Исконное население окрестностей улицы составляли посадские торговые и ремесленные люди.

С 16 века здесь стали селиться как высшие придворные чины и прочий служилый люд.

Улица названа в конце 16 века по церкви Знамения Пресвятой Богородицы, которая на ней находилась с 17 века (снесена в 1931 году).


В XII в. от Боровицких ворот Кремля шла торговая «волоцкая» дорога через Волоколамск к Великому Новгороду. Москва тогда лежала на пути из Великого Новгорода в Рязань.

В XIII-XIV вв. торговая дорога шла из Кремля к Арбатской площади и называлась Орбат или Арбатская, по названию площади. Улицу заселили представители аристократии, по обеим сторонам стояли богатые дворы и усадьбы родственников и приближенных царской фамилии.
Только в XVII в. за улицей закрепилось название Знаменка, по стоявшей на ней церкви Знамения Божьей Матери. Церковь не сохранилась, она стояла на месте нынешнего пустыря рядом с домом № 15.

Знаменка начиналась у Боровицкого моста, переброшенного через Неглинную, имела пять приходских церквей и была застроена дворами Шуйских, Ртищевых и других знатных фамилий.

В XVIII в. дворы родовой знати достаются друзьям Петра I, новой «чиновничьей знати». У Боровицкого моста располагался тогда двор Никиты Зотова, рядом двор Афанасия Вяземского. На Ваганьковском холме расположился двор сына, а потом внука А.М. Меньшикова (сейчас дом Пашкова).
Ближе к стене Белого города располагались дворы графа Ф.А. Апраксина и генерал-аншефа М.А. Толстого.

В 1918 г. улица стала Краснознаменной. Возможно, название было связано с Реввоенсоветом, разместившимся в бывшем Александровском училище. В 1925 году она была переименована в ул. Фрунзе в память полководца Красной Армии М. Фрунзе. В 1930-х церковь Знамения Божьей Матери снесли. В 1994 году улице возвращено прежнее название.
Жемчужиной ул. Знаменка был и остается великолепный дом-дворец П.Е. Пашкова, построенный предположительно по проекту величайшего московского зодчего В. Баженова. Фасад дома обращен к Кремлю, по Знаменке идет ограда и корпус Румянцевского музея, который располагался в усадьбе.
При строительстве нового Каменного моста, а потом и сноса квартала по нечетной стороне улицы (сейчас «лужайка Никсона») начало Знаменки сместилось к дому Пашкова.

В конце XVIII в. улицу украсил огромный дворец С.С. Апраксина, построенный архитектором Ф. Кампорези. Двухэтажный дом-дворец был выстроен по периметру объединенных участков Апраксина и Толстого. До реконструкции дома в 1950-х он был известен как Александровское училище и здание Реввоенсовета.

Напротив дома Апраксина за каменным забором находилась уютная усадьба Бутурлиной. Дом сохранился до сих пор, его занимало Музыкальное училище сестер Гнесиных.


В конце XIX – начале ХХ века на Знаменке выросли многоэтажные доходные дома, состоящие из нескольких корпусов. 

В 1918-1925 годах — Краснознаменная улица, в 1925-1994 годах — улица Фрунзе (в честь советского военачальника Михаила Фрунзе (1885 – 1925)).

В 2016 году улица была реконструирована по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Православная часовня святителя Николая Чудотворца (№ 1, с 2006 года, на месте уничтоженного древнего храма Николы Стрелецкого).
Часовня Николая Чудотворца находится в самом центре столицы рядом с Боровицкой площадью. Она появилась здесь в 2006 году в память об одноименном храме, стоявшем на этом месте до 1932 года.
Первый каменный храм на этом месте существовал как минимум с 1657 года. Он был построен в период расцвета московской церкви, после Смутного времени. Храм занимал выгодное стратегическое положение: на перекрестке торговых путей, у перевоза через Москву-реку, рядом с Боровицкими воротами Кремля и устьем реки Неглинной. Здесь же размещалась Стрелецкая слобода.
В 1680-х годах храм по прошению стремянного стрелецкого полка полностью перестраивается. К зданию добавляются два придела, а церковь становится известной как «Стрелецкая» .
В 1810 году к основному четверику здания была добавлена классическая трапезная, колокольня. Церковь была украшена элементами московского барокко: сложный карниз с декоративными деталями, троечастные наличники-коруны, изящные колонны колокольни. Главки, увенчанные кокошниками и тесно посаженные на стройном четверике, удачно завершали перспективу Моховой улицы.
В Отечественную войну 1812 года храм сожгли и разграбили, затем вновь восстановили. Окончательно церковь была разрушена в 1932 году, так как мешала строительству ветки метрополитена. Первоначально планировалось восстановить ее восстановить, но в итоге Архитектурный совет Москвы решил ограничиться возведением памятной часовни. В ее основании сохранившаяся часть оригинального фундамента. Одними из руководителей строительных работ выступили художники А. М. Шилов и Г. Г. Провоторов.
• Картинная галерея художника Александра Шилова (№ 5). 

Первая экспозиция была открыта 31 мая 1997 г. в камерных залах старинного особняка (ул. Знаменка, д. № 5), построенного в 1829 году по проекту Е. Тюрина, в 2003 году было пристроено новое здание Галереи по проекту М. Посохина, в 2010 году были впервые открыты после реставрации новые экспозиционные залы в доме № 7, составившие единый архитектурно-художественный комплекс.
В 1996 году народный художник СССР, академик Российской академии художеств А. Шилов, руководствуясь многочисленными пожеланиями зрителей об организации постоянно действующей экспозиции, передал в дар Отечеству коллекцию из 355 живописных и графических работ. Государство высоко оценило щедрый дар художника и постановлением Государственной Думы 13 марта 1996 года и Правительства Москвы 14 января 1997 года была учреждена Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова. Торжественное открытие Галереи состоялось 31 мая 1997 года. 
В настоящее время художественным руководителем является Александр Шилов.
В Галерее ежегодно проходят выставки новых произведений А. Шилова, которые по традиции он передает в дар Отечеству ко Дню города и в настоящее время её собрание насчитывает более 900 произведений, подаренных России безвозмездно и представленных в постоянной экспозиции Галереи для всенародного обозрения.
Творчество А. Шилова основано на лучших традициях классического реалистического искусства. В портретной галерее наших современников, созданной А. Шиловым за годы вдохновенного сподвижнического труда, нашла отражение сложная и многообразная картина духовной жизни России 20 – начала 21 столетия. Народные образы, остросоциальные произведения, портреты участников Великой Отечественной войны, разведчиков, портреты священнослужителей, прекрасные женские образы, портреты представителей творческой интеллигенции - известных артистов, учёных, врачей, исполненные на высочайшем уровне мастерства, отмечены глубиной психологического решения, жизненной достоверностью и внутренней правдой характеров. В экспозиции галереи также представлены жанровые картины, лирические пейзажи и натюрморты. Значительное место в экспозиции галереи занимает раздел графики.
Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова – один из наиболее известных культурных центров столицы. Регулярно в галерее проводятся "Встречи у портрета", в которых принимают участие герои произведений А. Шилова – наши легендарные современники, на примере которых надо воспитывать будущие поколения, концерты, литературные вечера и др.

На месте дома № 3 находился дом начала 19 в., использовавшийся для нужд Московской дворцовой конторы. Снесён в 2002 г. 

На его месте построен новый корпус картинной галереи А. Шилова. Дом № 5, где располагалась картинная галерея (1830-е гг., арх. Е. Тюрин), включён в состав здания галереи А. Шилова.

• Главный дом и флигель бывшей городской усадьбы (№ 7, стр. 1 и 2, 18-19 века).

• Деловой дом «Знаменка» (№ 7, стр. 3, с 2006 года). 

Построен в 2006 году на месте классической усадьбы 1828 года, являющейся памятником архитектуры. 

Фактически это торгово-офисный бизнес-центр класса А+. На цокольном этаже расположена торговая зона, на остальных этажах — офисные помещения.

• Бывшая усадьба М. Арбузовой (№ 8/13, стр. 2, 19 век). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание в стиле ампир. 
В 1828 году купеческая жена М.П. Арбузова приобретает владение на углу Знаменки и нынешнего Староваганьковского переулка. Поселяется она здесь с мужем Дмитрием Николаевичем, подполковником, кавалером ордена Святого Георгия IV класса. На плане следующего, 1829, года уже изображена ампирная усадьба, ориентированная на Знаменку. Двухэтажный П-образный главный дом стоял по красной линии улицы, за ним находился сад, по Ваганьковскому переулку располагались одноэтажные строения.
По обеим сторонам дома стояла каменная ограда с воротами, фасады были окрашены в желтый цвет. Высокие окна второго, парадного этажа оформлены ритмически повторяющимися декоративными элементами трех видов: венками с лентами, профилированными полочками над замковым камнем и медальонами с рогами изобилия.
После 1833 года классический характер усадьбы несколько теряется из-за увеличения масштаба корпуса, выстроенного в Ваганьковском переулке для сдачи внаем. В таком виде усадьба просуществовала до 1884 года, когда северная, бывшая садовая, часть была отделена глухим забором и стала самостоятельным владением. Здесь, архитектором Б.В. Фрейденбергом для потомственной почетной гражданки В. Я. Лепешкиной был построен каменный двухэтажный особняк (в 1930-х здание надстроено еще двумя этажами).
Еще большие изменения произошли в 1909 году. Тогда архитектором Н.Н. Благовещенским для почетной гражданки Л.В. Шамшиной был разработан проект шестиэтажного доходного дома, фасады которого выходили на Знаменку и в переулок.
Что же касается самих Арбузовых, то их судьба относительно точно прослеживается лишь до 1869 года. Проживали тут сначала купец 2-й гильдии Николай Александрович с пятью сыновьями, затем Дмитрий и Константин Николаевичи, а после только Дмитрий Николаевич. Почетный гражданин, купец 2-й гильдии, он был на 1869 год старостой Крестовоздвиженской церкви (снесена в 1934 году). Затем, вероятно, около 1884 года владение продано В.Я. Лепешкиной. По адресному справочнику «Вся Москва» 1901 года на Знаменке живет еще одна Арбузова (Данильченко) - Анна. Но живет она уже в доме Знаменской (д.14, потом 16), а не в своем собственном, и, скорей всего, является однофамилицей, а не родственницей. Раиса Самойловна Знаменская, личность весьма незаурядная, основательница Общества устройства убежища для престарелых лиц женского медицинского звания. По сведениям краеведа Петра Захарова, она была одной из первых курсисток, затем — одной из первых женщин-врачей в России. Медицинское образование получила в Швейцарии. В молодости увлекалась социалистическими идеями, входила в круг революционеров-народников. В 1868 году основала в Москве первую бесплатную воскресную школу для детей и первую детскую библиотеку. Участвовала в качестве врача в сербско-русско-турецких войнах 1876-1878 годов, в том числе заведовала белградским военным госпиталем. После войны в Москве занималась частной медицинской практикой, читала лекции по медицине на педагогических курсах. В 1899 году основала «Общество для устройства убежища для лиц женского медицинского звания», которое построило здание убежища на станции Лосиноостровская в начале ХХ века. Вскоре при нём появился и храм святого Николая Чудотворца. К сожалению, ни храм, ни здание не сохранились.
Недавно реконструировано.

• Бывший доходный дом И. Кузнецова (№ 9, стр. 2). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Построен в 1828 г., реконструирован в 1870-е гг., 1898 г. 

Здесь в 1870-е годы размещались меблированные комнаты Е. Ивановой, в которых 1872-1873 гг., 1877 г. останавливался и жил Ф. Достоевский. 

• Институт государства и права РАН (№ 10, бывший особняк В. Лепешкиной, конец 19 века). В 1930 г. надстроен двумя этажами.
Квартал по улице Знаменке между Крестовоздвиженским и Староваганьковским переулком в 18 веке делили надвое владения Апраксиных и Левашова. Владение Апраксиных сохранилось в своих границах до сих пор, а вот левашевское несколько раз дробилось. В 1828 году купеческая жена М.П. Арбузова приобретает часть левашевского владения, которое идет по красной линии Знаменки. Ближе к Староваганьковскому переулку она строит ампирный особняк, а слева от него был разбит сад.
В 1884 году северная, садовая часть усадьбы Арбузовой была куплена потомственной почетной гражданкой В. Я. Лепешкиной и заказан архитектору Б.В. Фрейденбергу проект каменного двухэтажного особняка. Особняк в два этажа с эклектичным декором, обращает на себя внимание своим боковым эркером-балконом, фланкированный скульптурами кариатид. На улицу выступает тамбур входа, к которому примыкает узорная металлическая ограда — украшение главного фасада. Более пышно декорированный боковой фасад прячется от взглядов прохожих в саду.
Варвара Яковлевна была дочерью купца Якова Васильевича Прохорова, владельца Прохоровской мануфактуры на Трех Горах. В 50-е годы вышла замуж за Василия Семеновича Лепешкина, сынам Семена Логиновича Лепешкина, первогильдийского купца, московского городского головы 1846-1849 гг., владельца Вознесенской мануфактуры в селе Муромцево. Семья была известна в Москве своей благотворительной деятельностью. Но долгого семейного счастья у Варвары с Василием не получилось. В 39 лет Василий скончался, и Варвара посвятила себя воспитанию детей и благотворительности. В 1887 она открыла женское профессиональное училище имени покойной дочери Варвары (Пятницкая улица, 48, 50). Когда сын вырос и женился, она оставила семейный дом ему, а сама построила себе дом на Знаменке. К 1901 году Варвара Яковлевна стала владелицей уже всего бывшего арбузовского участка.
В 1901 году Варвара Яковлевна умерла, и особняк наследовал ее сын. В 1910 году он продает его Андрею Андреевичу Понизовкину. Понизовкины были выходцами из Ярославской губернии, крепостные крестьяне Стрещневой и Глебова. Дед Андрея Андреевича Никита Петрович был основатель самого крупного в России крахмалопаточного и химического производства в Ярославской губернии. Ярославский берег Волги до сих пор украшает красивый замок Понизовкиных, построенный рядом с их заводом. В начале 20 века Андрей Андреевич переехал в Москву, занимал должность Председателя Правления Промышленно-Торгового Товарищества «Никиты Понизовкина сыновья». Купил дом на Знаменке и вместе с братом в 1916 году стал учредителем Московско-Волжско-Бакинского Нефтепромышленного товарищества. 
После революции особняк отдали Коммунистической академии, а потом Институту государства и права Академии наук. В 1930-е дом надстроен еще на два этажа.
• Библиотека по естественным наукам РАН (№ 11, бывший 
жилой дом городской усадьбы А. Каминской — Л. Пономарева — Г. Арафелова, конец 19 века).
Старинная усадьба князя Сергея Голицына располагалась на углу Знаменки и Малого Знаменского переулка с 1776 года. Она сгорела в пожар 1812 года и не была возобновлена в прежнем виде.
На плане от 19 мая 1861 г. бывший большой участок разделен надвое: часть его отошла коллежской советнице Александре Васильевне Каминской, которая возвела на месте сгоревших новые каменные корпуса. Следующим владельцем усадьбы стал потомственный почетный гражданин Николай Павлович Малютин, 29 января 1877 г. перепродавший ее жене врача Ольге Ивановне Бетлинг. У Ольги Ивановны на Знаменку торцом выходил сарай. Остальная часть была занята общественным дровяным складом.
21 февраля 1896 г. Малютина продала имение губернскому секретарю Павлу Николаевичу Лесли. Через год он решил сломать каменные заборы и возвести вдоль Знаменки четырехэтажное каменное здание. Однако, так и не построив доходный дом, Павел Николаевич отдал участок московскому купцу Ивану Евдокимовичу Пономареву.
И.Е. Пономарев (12.10.1837–18.09.1900), владелец нескольких мануфактур, был человеком решительным и предприимчивым. В 1899 г. архитектор Константин Федорович Буров построил тут двухэтажный дом с угловым эркером. Особняк вышел весьма оригинальный, в стиле классицизированной эклектики. Угловая часть, срезанная под 45 градусов, оформлена прямоугольным эркером с картушем-раковиной над центральным окном и узкими щелевидными окнами в боковых гранях. Ритмическое разнообразие в фасад по Знаменке вносят различия в решении десяти окон второго этажа: два украшены картушами с раковинами, предпоследнее же окно в правой части увеличено по ширине, над ним расположен треугольный фронтон с маской. Фасад по М. Знаменскому переулку насчитывает шесть окон.

Дом был оборудован по последнему слову техники: паровое отопление, ванны, раковины, клозеты, писсуары… Строительство осуществлялось невероятно быстро, но хозяин не успел пожить в новом доме. 18 сентября 1900 г. Иван Евдокимович скончался. Годом раньше, 4 сентября 1899 г. (в разгар строительства и согласования проектов), он написал завещание. Всю усадьбу он оставлял супруге — Людмиле Васильевне Пономаревой, и детям — Нине, Алексею и Софье поровну. Наследники продали особняк в 1904 г. потомственному почетному гражданину Григорию Мартыновичу Арафелову из Баку – владельцу «Нефтепромышленного и торгового общества Г.М. Арафелов и Ко». Он занимался добычей, переработкой и торговлей нефтью и нефтяными продуктами.
Торец одной из служебных построек во дворе, обращенный к Знаменке, до 2000 года был украшен рельефным портиком с немецкой надписью «ARCHITECTURA», масонскими символами в филенках и расположенной посередине львиной маской с полукруглым бассейном.
В 1913 году архитектор А.Т. Измиров перестроил для Г. Арафелова старое здание по Малому Знаменскому переулку, придав ему неоампирный декор. Во фронтоне с тех пор красуется монограмма последнего владельца. Во дворе в хозяйственных постройках располагалась небольшая текстильная фабрика Арафеловых.
После революции в 1920-е усадьбу занимали секции Коммунистической (Социалистической) академии при ВЦИК. Сегодня здесь Академическая библиотека по естественным наукам.

• Музыкальная школа им. Гнесиных (№ 12). 
Этот особняк - один из первых в Москве, построенный, что называется, по «иностранному», то есть красивым фасадом вдоль улицы. Он гораздо старше, чем раньше считалось. Когда 12 лет назад приступили к реставрационным работам, выяснилось, что это хорошо сохранившийся дворец начала XVIII века. Владение сформировалось в 1694 году и до сегодняшнего дня оно находится почти в неизменных границах, являясь одним из самых крупных в центре города.
Это «большие палаты» сподвижника Петра I, окольничего графа Петра Матвеевича Апраксина (1659 – 1728). Он был братом царицы Марфы Матвеевны, второй жены царя Федора Алексеевича. Постройка была грандиозной для своего времени и возводился дворец накануне основания Петербурга. После переноса столицы такие постройки в Москве надолго стали редкостью. Длинный фасад имел проездную арку посередине, по бокам арки были двери, которые вели на лестницы-всходы в парадные апартаменты второго этажа.
После смерти графа усадьба перешла к его сыну, графу Алексею Петровичу и его супруге, Елене Михайловне, дочери шута Михаила Голицына при императрице Анне Иоановне. Михаил Алексеевич был обращен в шута за то, что за границей женился на итальянке и принял католическую веру. В последний год своего царствования Анна Иоановна женила его на калмычке Анне Бужениновой, о чем и написал свой знаменитый роман «Ледяной Дом» писатель Иван Лажечников.
Самое раннее изображение этого дворца есть в коронационном альбоме императрицы Елизаветы Петровны 1742 года - «…рисунок дому сиятельной графини Елены Михайловны Апраксиной, иллюминированному по случаю коронации императрицы Елизаветы».
В 1761 году последний в этой линии граф Федор Алексеевич Апраксин продал владение сенатору, графу Роману Илларионовичу Воронцову. План Горихвостова 1767 года показывает как выглядело владение, приобретенное отцом знаменитой Екатерины Романовны Дашковой. Посередине владения за большим курдонером-палисадом стоит дом с проездной аркой, ведущей на хозяйственный двор, а по бокам дом обрамляют два флигеля, торцами смотрящие на Знаменку. И именно хозяйственный двор прославил этот дом. Там Воронцовым была построена деревянная театральная зала¸ которую он сдавал в наем. В 1769 году «залу» арендовали содержатели маскарадов, драматических и оперных спектаклей итальянцы Бельмонти и Чинти. После смерти Чинти в 1771 году от свирепствующей в Москве чумы, дело продолжили князь Урусов и англичанин Майкл Меддокс. В 1776 году они получили привилегию на устройство публичных спектаклей и наняли театр в доме Воронцова. Так родился знаменитый Знаменский Оперный дом. Итальянские оперы тут ставили в очередь с русскими. Публика очень полюбила этот театр, но в 1780 году во время представления сумароковской трагедии «Дмитрий Самозванец» театр сгорел. Причем был поврежден и каменный главный дом. Только из-за этого пожара Майкл Меддокс, ставший уже полновластным владельцем театральной привилегии, начал постройку Большого Петровского Театра на Неглинке – так родился Большой Театр на Театральной Площади.
Восстановительные работы шли в усадьбе два года, с 1782 по1783-й. Вместо проездной арки устроен был парадный вход с вестибюлем и парадной лестницей. В 1792 году, после пожара, разобрали флигели. В отремонтированный особняк графа Александра Романовича Воронцова въехал Московский Английский Клуб. В 1801-м император Павел I закрывает клуб за вольнодумство, и хозяева продают свою усадьбу Т.А. Арсеньевой. В 1804 году усадьба перешла к «статс-даме и кавалер-графине» П.В. Мусиной-Пушкиной, урожденной Долгоруковой. В самый большой пожар осенью 1812 года усадьба уцелела, но в декабре загорелся главный дом, в результате чего был поврежден и он сам, и домовая церковь Николая Чудотворца, перенесенная сюда из дома Мусиных-Пушкиных на Воздвиженке. В 1816 году здание покупает полковник Николай Петрович Римский-Корсаков (родной брат знаменитой «бабушки» Елизаветы Петровны Яньковой) и в 1818 году перестраивает его. Дом обретает свой нынешний вид: в центральной части фасада - восьмиколонный портик ионического ордера, поставленный на высокий стилобат-цоколь.
В 1825 году владение в последний раз до революции меняет владельцев. Его покупает действительный тайный советник, граф Сергей Иванович Гагарин, владелец усадьбы Ясенево. Его знаменский дом был известен на всю Москву. Тут часто собирались известные литераторы и общественные деятели: Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев и И. П. Тургенев. Здесь бывал Лев Николаевич Толстой, родители которого венчались у Гагариных в Ясенево. Он изобразил этот дом как дворец старого графа Безухова в «Войне и мире», а в «Анне Карениной» в этом доме жила семья Стивы Облонского.
После смерти Гагарина дом переходит в собственность его дочери Марии Сергеевны Бутурлиной. В 1902 году участок перешел к ее сыну Сергею Сергеевичу Бутурлину, который сдает дом в аренду гимназии Елизаветы Александровны Кирпичниковой. В ней обучались совместно мальчики и девочки, что было необычно для учебных заведений того времени. Гимназия была оформлена на одну из учительниц, а потом перешла в ведение объединения родителей. На фасаде красовалась вывеска «Гимназия общества гимназии П.Н. Поповой».
После революции - это простая средняя школа, в которой учились дети высокопоставленных чиновников и военных, живших на ул. Грановского. С 1962 года главный дом и флигель занимает школа-десятилетка при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. С 2000 года дома стояли в полуразрушенном состоянии и ждали своего исследования и ремонта. И вот 2 сентября 2014 года большим концертом школа начала занятия в отреставрированном главном здании.

Гнесинская школа обучает особо одарённых детей с 5 до 17 лет (при музыкальных вузах России сегодня действует всего лишь несколько подобных заведений).

На участке расположена усадьба сер. 18 в. — дом графа Р. Воронцова (памятник культуры федерального значения).

Главное здание усадьбы (Крестовоздвиженский пер., 2) было построено при графе Ф. Апраксине. 

В начале 1760-х гг. усадьба перешла к графу Роману Воронцову, известному мздоимцу.

Дом пострадал от пожара 1812 г. и был существенно перестроен к 1818 г., приобретя яркие черты классического дворца.

Длинный двухэтажный объем дома имеет в средней части надстройку, которая трактована чисто по-московски — как огромный мезонин.
Великолепный ионический портик, стоящий на аркаде ниши первого этажа, как и остальные декоративные элементы, относится ко времени ампирной перестройки дома, а под его штукатуркой сохраняются остатки богатого декора сер. 18 в. За домом с левой стороны по красной линии переулка расположен флигель, также отделанный в стиле ампир.

Позже усадьба принадлежала представителям знатных родов — Гагариным и Бутурлиным.
– В 1840-х годах в области филологии выдвинулся исследователь русского языка, народного творчества и древнерусского искусства Федор Буслаев. В начале 1840-х годов он жил на Знаменке (ул. Фрунзе), в доме № 12. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_628.html.

– Бюст М. Фрунзе (в сквере).
Скульптор: З. М. Виленский. Год установки: 1959. Материалы: бронза, гранит
Михаил Фрунзе (1885—1925) — советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников, видный деятель Октябрьской революции и Гражданской войны, военный теоретик. Бронзовый бюст М. В. Фрунзе установлен на гранитном постаменте-колонне. Революционер представлен в военной форме, без головного убора.
• Генеральный штаб Вооруженных сил России (№ 14/1, с 1985 года). Центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооруженными силами России, осуществляющий координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного разведывательного управления, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации по выполнению задач в области обороны, строительства и развития других войск, воинских формирований и органов, а также планирование и применения вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов в области обороны.

• Центральный корпус и службы Министерства обороны России (№№ 19-21). «В этом доме в 1941, 1953-1957 годах работал выдающийся советский полководец четырежды Герой Советского Союза маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков». «В этом здании с 1976 года по 1984 год работал на посту министра обороны СССР видный деятель Коммунистической партии и Советского государства, Герой Советского Союза, дважды Герой Социалистического труда, маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов». «В этом здании с 1957 по 1967 год работал на посту Министра обороны СССР видный советский военачальник и государственный деятель, полководец Великой Отечественной войны, дважды Герой, маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский».


Монументальное, помпезное здание песочного цвета в конце Знаменки с 12-ю мощными колоннами на фасаде сразу привлекает внимание прохожего. Большая композиция над колоннадой, изображающая герб СССР в окружении знамен и военных атрибутов, будто бы сообщает, в какую эпоху появилась данная постройка. Но это всего лишь иллюзия: на самом деле в своей основе дом гораздо старше и помнит ещё времена Екатерины II.
В 1790-х годах два участка на Знаменке были объединены генералом С.С. Апраксиным, который построил собственный дом – длинное двухэтажное здание, проект которого, как считают исследователи, был создан Ф.И. Кампорези. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместился интендантский штаб французских войск. Воспоминания о доме оставил служивший в штабе Стендаль. Именно отсюда «как и положено, покинув свой пост», он отправился на поиски своей бывшей возлюбленной, актрисы Мелани Гильбер, уехавшей в Россию еще до войны, успешно здесь игравшей, в конце концов вышедшей замуж и ставшей Гильбер-Барковой. В суматохе оккупированного города Стендаль так и не нашел ее, однако позже, наведя справки узнал, что она в это время находилась в Петербурге и, судя по рассказам, в браке была не очень счастлива.
После ухода французов дом быстро привели в порядок, и он на некоторое время стал театром: в 1814 – 1818 годах здесь выступала труппа Московского императорского театра, затем разместился крепостной театр Апраксина. После смерти хозяина здание перешло в казну и вновь изменило своё назначение: его выкупил Александринский сиротский институт, куда принимали детей военных и чиновников, скончавшихся во время эпидемии холеры в 1830 года. Здание было переделано для новых нужд, во фронтоне главного фасада разместился двуглавый орёл, а боковой фасад украсила большая композиция с фигурой богини Минервы в центре, выполненная скульптором И.П. Витали. Позже институт был преобразован в Кадетский корпус, а в 1850 году - в Александровское военное училище. Среди его преподавателей были С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, В.И. Герье. Среди выпускников – писатель А.И. Куприн, композитор А.Н. Скрябин, генерал Белой армии Н.И. Юденич, советский маршал М.Н. Тухачевский. Училище было описано в романе Куприна «Юнкера».
Во время Октябрьской революции и боёв в Москве в октябре – ноябре 1917 года училище было одним из центров сосредоточения юнкеров, оказывавших сопротивление большевикам.
В советскую эпоху здание сохранило военный характер: сначала здесь разместился Реввоенсовет, затем народный комиссариат обороны, который сменило соответствующее министерство. В 1944 – 1946 гг. производится масштабная перестройка и надстройка по проекту архитекторов М.В. Посохина и А.А. Мндоянца, в результате чего здание приобретает ныне существующий облик.
Александровское военное училище – среднее военно-учебное заведение для подготовки офицеров пехоты. 
Основано в 1863 г. Комплектовалось в основном дворянской молодёжью. Срок обучения в училище — 2 года, с началом первой мировой войны — 4 месяца. В 1917 г. в нём обучалось около 2 тыс. юнкеров. 
В октябре 1917 г. в помещении Александровского военного училища находился оперативный штаб Московского военного округа. Разместившиеся в училище офицерские отряды и юнкера участвовали в боях против отрядов Красной Гвардии. На подступах к училищу были сооружены баррикады, вырыты окопы. Вытесненные из Кремля и прилегающих к нему улиц юнкера и офицеры 1 ноября сосредоточились в училище и после интенсивного артиллерийского обстрела 3 ноября сдались. Училище упразднено. 
Первоначально здание, построенное Ф. Кампорези в формах раннего классицизма в 1792 г., принадлежало Апраксиным. В 19 в. перестраивалось, заняв целый квартал между Пречистенским (ныне Гоголевским) бульваром, улицей Знаменкой и Большим Знаменским переулком. 
В 1944—46 гг. корпуса по Знаменке реконструированы М. Посохиным и А. Мндоянцем, соорудившими тяжёлый 12-колонный классицистический портик.
Монументальное, помпезное здание песочного цвета в конце Знаменки с 12-ю мощными колоннами на фасаде сразу привлекает внимание прохожего. Большая композиция над колоннадой, изображающая герб СССР в окружении знамён и военных атрибутов, будто бы сообщает, в какую эпоху появилась данная постройка. Но это всего лишь иллюзия: на самом деле в своей основе дом гораздо старше и помнит ещё времена Екатерины II.

В 1790-х годах два участка на Знаменке были объединены генералом С. Апраксиным, который в 1792-м году построил собственный дом – длинное двухэтажное здание, проект которого, как считают исследователи, был создан Ф. Кампорези. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместился интендантский штаб французских войск. Воспоминания о доме оставил служивший в штабе Стендаль. Именно отсюда «как и положено, покинув свой пост», он отправился на поиски своей бывшей возлюбленной, актрисы Мелани Гильбер, уехавшей в Россию еще до войны, успешно здесь игравшей, в конце концов вышедшей замуж и ставшей Гильбер-Барковой. В суматохе оккупированного города Стендаль так и не нашел ее, однако позже, наведя справки, узнал, что она в это время находилась в Петербурге и, судя по рассказам, в браке была не очень счастлива.

После ухода французов дом быстро привели в порядок, и он на некоторое время стал театром: в 1814—1818 годах здесь выступала труппа Московского императорского театра, затем разместился крепостной театр Апраксина. После смерти хозяина здание перешло в казну и вновь изменило своё назначение: его выкупил Александринский сиротский институт, куда принимали детей военных и чиновников, скончавшихся во время эпидемии холеры в 1830 году. Здание было переделано для новых нужд, во фронтоне главного фасада разместился двуглавый орёл, а боковой фасад украсила большая композиция с фигурой богини Минервы в центре, выполненная скульптором И. Витали. 

Позже институт был преобразован в Кадетский корпус, а в 1850 году – в Александровское военное училище. Среди его преподавателей были С. Соловьёв, В. Ключевский, В. Герье. Среди выпускников – писатель А. Куприн, композитор А. Скрябин, генерал Белой армии Н. Юденич, советский маршал М. Тухачевский. Училище было описано в романе Куприна «Юнкера».

Во время Октябрьской революции и боёв в Москве в октябре—ноябре 1917 года училище было одним из центров сосредоточения юнкеров, оказывавших сопротивление большевикам.

В советскую эпоху здание сохранило военный характер: сначала здесь разместился Реввоенсовет. 6 декабря 1919 года главнокомандующего вооружёнными силами С. Каменева посетил В. Ленин. 

Затем здесь был народный комиссариат обороны, который сменило соответствующее министерство. 

В 1944 – 1946 гг. производится масштабная перестройка и надстройка по проекту архитекторов М. Посохина и А. Мндоянца, в результате чего здание приобретает ныне существующий облик. 

Собственно Александровским училищем были учебный корпус (тот, что вдоль ул. Знаменка стоит) и казарменное здание (выходит на Гоголевский бульвар). То, что построено вдоль Б. Знаменского переулка и во внутреннем дворе, возведено в Советское и Российское время. Вообще тут минимум 7 разных зданий.

Стр. 1 – Экспедиция и другие службы МО. Дом бывшей городской усадьбы Апраксиных, затем Александрийский сиротский институт, позже Александровское военное училище (дом начальника училища, канцелярия), Наркомат обороны РФ, Министерство обороны СССР. Здание построено в 1860-е гг. Перестроено в 1910-е гг. Архитектор В. Филиппов. В 1867–1883 гг. здесь преподавал историк В. Ключевский. В 1887–1890 гг. учился писатель А. Куприн.

В доме располагается резиденция министра обороны России.

Жилые дома:

5 этажей (№ 8/13, стр. 1). Построен в 1910–1911 гг. Архитекторы Ф. Шехтель и И. Благовещенский. Бывший доходный дом Л. Шамшиной.
В 1909 г. супруги Любовь Васильевна и Александр Иванович Шамшин перестраивают купленную недавно усадьбу на Знаменке. Архитектор Н.Н. Благовещенский сделал проект шестиэтажного доходного дома, фасады которого выходили на Знаменку и Староваганьковский переулок. Но А.И. Шамшину декор дома показался скучным и он заказал архитектору Ф.О. Шехтелю новый проект фасада и внутреннего декора. У дома таким образом оказалось два автора — планировка сделана Благовещенским, декор — Шехтелем.
Шехтель акцентировал внимание на угол здания. Два фасада по улице и переулку как будто стянуты угловым эркером с башенкой. Она перекликается с бельведером дома Пашкова, что создает хорошую видовую перспективу. Эркер как будто опирается на колонну, капитель которой декорирована рельефом в виде репейника. Фасад имеет довольно строгий декор без излишеств. Его ритм разнообразят вертикальные эркеры. Разная отделка оттеняет горизонтальные акценты: два первых этажа отделаны цементной штукатуркой под камень, остальные четыре этажа — глазурованным кирпичом. Раньше декор был значительно богаче за счет ленточного балкона, опоясывающего весь верхний этаж, перила которого были сделаны в виде мелкой речной волны, почти ряби. Плоскость стены также разнообразили небольшие балкончики средних этажей. Сейчас сохранился только декор подъезда и козырька, входного вестибюля и парадной лестницы. Этот дом одним из первых оснастили новым техническим изобретением — лифтом. Парадный вестибюль до сих пор украшают маски женщин в египетском стиле.
Ограды балконов раньше напоминали продукцию заводов, одним из владельцев которых был Алексей Иванович Шамшин. Он был компаньоном купцов Алексеевых и Вишняковых по новому в России делу — производству кабеля. Как раз незадолго до этого в 1907 г. золотоканительный завод Московского товарищества «Владимир Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» перешел на производство медного проката и кабеля для слабых токов. Электричество прочно входило в жизнь и быт россиян, и спрос на эту продукцию был огромен.
В 1917 г. заводы национализировали, а дом у хозяев отобрали. Фасад лишился большей части декора. Совсем недавно, в 2000-е гг., владелец, купивший квартиру в пентхаусе, надстроил его посередине еще одним этажом с круглым большим бельведером, что изуродовало дом и исказило видовую перспективу перекличек Пашкова Дома и Дома Шамшина.

4 этажа (№ 9/12, стр. 1). Жилой комплекс «Резиденция Знаменка». Построен до 1917 года. Реконструирован около 2010 года. 

После пожара построили резиденцию класса люкс.

5-6 этажей (№ 13, стр. 4, начало 20 века).

9 этажей (№ 13, стр. 1, начало 20 века, бывший доходный дом И. Баскакова).

6 этажей (№ 15, начало 20 века, бывший доходный дом Е. Балихиной). 
Ресторан «На Знаменке», Хостел "Z-Hostel ".

Два доходных дома №№ 13 и 15 по Знаменке выстроены в начале XX века на месте старинной усадьбы, которая до начала XIX века принадлежала князю Сергею Николаевичу Голицыну, а с середины XIX века семье дворян Михалковых. Часть своего владения, ближе к церкви Знамения Божией Матери, в начале XX века они продали Марку Матвеевичу Ремизову. Последний в 1912 году продал землю со старыми строениями Василию Евдокимовичу Балихину. Он застроил территорию доходными владениями.

Архитектор А.Д. Елин возвел по линии улицы шестиэтажный доходный дом в стиле неоклассики. Два первых этажа оштукатурены и отделаны неглубоким рустом. Следующие четыре облицованы бежевой плиткой кабанчик. Окна третьего и четвертого этажей украшены классическими наличниками, каждый этаж имеет свой рисунок. Два эркера по бокам фасада со второй по пятый этажи украшены барельефными плакетками и орнаментом из гирлянд в основании. Центр дома отмечен единственным балконом с кованой решеткой. Над главным входом повешен на цепях кованый козырек.

Нумерация зданий не полностью строгая и упорядоченная.

Достопримечательности:

Картинная галерея художника Александра Шилова (№ 5).

Православная часовня святителя Николая Чудотворца (№ 1, с 2006 года, на месте уничтоженного древнего храма Николы Стрелецкого).

Здания 18 – начало 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Арбатская» и «Боровицкая» пешком. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 11.5.2019


Андрей Плюснин

1 комментарий:

  1. пжлст сотрите упоминание училища Гнесиных, его там никогда не было

    ОтветитьУдалить