вторник, 18 октября 2016 г.

Кривоколенный переулок

Расположение:

Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Мясницкой улицы до Архангельского и Потаповского переулков. 

Недалеко – метро «Лубянка» и «Чистые Пруды».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Мясницкой улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 400 метров.

История:

Переулок назван в 18 веке по конфигурации переулка.

До 1901 года — переулок Кривое колено.

На Сигизмундовом плане Москвы 1610 г. в начале переулка обозначена тюрьма. 

Сейчас Кривоколенный переулок у Мясницкой улицы открывают два дома, связанные с Д. Веневитиновым: д. 3 (1796, перестроен в 19 в.) и д. 4, приобретённый отцом поэта в 1803 г. (в основе — палаты генерал-адмирала Ф. Апраксина конца 17 — начала 18 вв. с надстройкой второй половины 18 в.). На д. 4 установлены две мемориальные доски из красного гранита с бронзовыми барельефными портретами Д. Веневитинова (1957, скульптор П. Данилов) и А. Пушкина (в этом доме поэт в 1826 г. читал поэму «Борис Годунов»). Дом 3а принадлежал князьям Кольцовым-Мосальским (перестроен в 1924 г.).

Усадьбой на другой стороне Кривоколенного переулка (д. 10) в 1760-е гг. владели князья Голицыны (строения 1, 2, 5, первая половина 18 в.). 

Конец переулка в конце 19 — начале 20 вв. застроен многоэтажными домами: д. 9 — доходный дом М. Лунц (1910, архитекторы Б. Великовский, А. Милюков), д. 12 — фабрика фирмы «В.К. Феррейн» (1895, архитектор А. Эрихсон), д. 14 — доходный дом (1912, архитектор И. Кондратенко). 

В доме, стоявшем на месте д. 12, в 1780-х гг. находилась так называемая «Переводческая семинария», учреждённая для подготовки работников по распространению образования в России под покровительством «Дружеского общества», деятелями которого были Н. Новиков, И. Шварц. 


В д. 14 в 1920-х гг. размещались редакция журнала «Красная новь» и издательство «Круг».

Нежилые объекты:

• Главное управление государственного финансового контроля города Москвы и центр бизнес-услуг «МКПЦН» (№ 3; конец 18 века, бывший дом Веневитиновых).

• Административно-учебный корпус ВШЭ (№ 3а). 4 этажа.

• Бывший дом В. Веневитинова (№ 4). «В этом доме родился и жил поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов 1805-1827». «Здесь у поэта Веневитинова А.С. Пушкин в 1826 г. читал трагедию «Борис Годунов»».

Двухэтажный особняк, выполненный в стиле классицизма, находится на первом изгибе Кривоколенного переулка. Предположительно дом был построен в самом начале 1760-х гг. (хотя в его основании постройки более старые), так как этот участок в 1759 г. купил доктор В. Я. Гевитт за 1500 рублей, а через пять лет он был приобретен графом М. Ф. Апраксиным уже за 7 500 рублей. После Апраксина хозяйкой дома становится супруга генерал-майора М.Е. Ласунского - Наталья Федоровна. В 1803 г. дом покупает офицер Владимир Петрович Веневитинов, и его наследники владеют домом до 1839 г. 
Многие здания приобретают особую ценность благодаря жившим в них людям, происходившим в них событиям. И этот дом в Кривоколенном переулке - не исключение. Женой Владимира Петровича Веневитинова была Анна Николаевна, принадлежавшая к княжеской семье Оболенских. Из-за ее увлечения музыкой, литературой, а также театром, в доме часто бывали и выступали представители творческих профессий. В 1805 г. у супругов Веневитиновых родился сын Дмитрий, ставший впоследствии поэтом и философом, и проживший в этом доме всю свою жизнь – до 1827 года. Веневитиновых не раз посещал Пушкин, именно здесь он впервые читал свою трагедию «Борис Годунов». Современники, присутствовавшие при этом действе, описывают свои чувства как необычайно сильные, потрясшие их до глубины души. Это, несомненно, было запоминающиеся событие. 
В 1839 году новым хозяином владений становится купец Федор Гольцгауер, служивший агентом в компании «Саламандра», занимавшейся страхованием имущества от огня. Затем, с 1869 года, этим домом владела семья Фроловых, принадлежавшая к купеческому сословию. 
В 1917 году, незадолго до революции, владельцем дома стал купец 1-ой гильдии Слиосберг, который предполагал снести это здание и построить на его месте доходный дом, но революция помешала реализации его планов. 
С 1923 года в доме поселилась семья Гинзбургов, в то время дом уже был разделен на квартиры, и Гинзбурги были не единственными жильцами этого дома. Вот как описывает свою квартиру старший сын Гинзбургов – Александр, больше известный как Александр Галич: «Окна нашей квартиры выходили во двор. Вернее, даже не во двор, а на какой-то удивительно нелепый и необыкновенно широкий балкон, описанный в воспоминаниях Погодина о чтении Пушкиным «Бориса Годунова». 
В 1999 году дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Но на его защиту поднялась вся литературная Москва. И, благодаря своей истории, тому, что в доме часто бывал Пушкин, дом удалось отстоять. Но после этого, дом очень долго простоял без охраны, открытым, использовался бездомными, как ночлежка, что, естественно, неблагоприятно сказалось на его сохранности, особенно внутренних элементов. 
В настоящее время, дом является объектом культурного наследия и подлежит охране государством. Ведутся восстановительные работы, покрашен фасад, с обратной стороны здания сколачивается безликая штукатурка, после чего стала видна кирпичная кладка, старинные наличники. На доме две мемориальные таблицы, гласящие о том, что здесь жил поэт Веневитинов Д.В. и в 1826 году Пушкин впервые читал трагедию «Борис Годунов». Очень хочется верить, что дом будет отреставрирован полностью в ближайшее время.


Это владение известно из архивных данных с 1730-х гг. 

Одна часть его принадлежала Екатерине Сытиной, вдове бригадира Кирилла Карповича, а потом его сыну, секунд-майору Карпу, другая часть – Вахромею Меллеру, владельцу железоделательных заводов. 

В 1761 г. первое владение и часть второго приобретает доктор и штаб-физик медицинской конторы Василий Гевит за 1 500 руб. 

Вскоре у Гевита владение купил за 7 500 рублей граф Михаил Апраксин, а затем владелицей становится Наталья Ласунская, жена генерал-майора Михаила Ласунского.

В 1803 г. это владение и владение, находящееся на противоположной стороне (дом № 3), приобретает секунд-майор Владимир Веневитинов (1777-1814). 
Фамилия указывает на то, что ее обладатели были связаны с городом Венёвом, а оттуда их родоначальник Терений Веневитинов, «атаман Воронежских детей и боярских», пожалованный в 1622 г. землями, переселился в Воронежский уезд. Женой Владимира Веневитинова была Анна (урожденная княгиня Оболенская) (1782-1841). Она увлекалась литературой, музыкой, театром, и в дом заглядывали как местные, так и заезжие представители этих видов искусств. 

В доме Веневитиновых одно время жил философ А. Хомяков.

25 сентября 1826 г. в доме Веневитинова Пушкин читал «Бориса Годунова». Восторженные отзывы заставили повторить чтение. Собралось около сорока человек знакомых и друзей поэта. Успех был ошеломляющим. М. Погодин рассказывал: «Мы все просто как будто обеспамятовали. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил выдерживать. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах. О, какое удивительное то было утро, оставившее следы на всю жизнь!» 13 октября Пушкин снова был на вечере у Веневитиновых.

Про Веневитинова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_1.html.

В 1839 г. владельцем дома стал Федор Гольцгауер, купец, агент страхового общества от огня «Саламандра». 

С 1869 до 1917 гг. владение принадлежало купеческой семье Фроловых, имевшей торговлю ювелирными изделиями под маркой «Д.П. и М. Фроловы». 

Перед 1917 г. последним владельцем дома был купец Слиосберг, который решил его сломать и на этом месте построить большой доходный дом.

После 1917 г. бывший дом Веневитиновых приспособили под квартиры. 12 октября 1926 г. в той же самой комнате, где сто лет назад Пушкин читал «Бориса Годунова», Общество любителей российской словесности провело заседание, на котором выступили известные пушкинисты и актеры. Дом отмечен двумя памятными досками из красного гранита с бронзовыми барельефами Д. Веневитинова и А. Пушкина. 

В одной из квартир в 1928-1934 гг. жила семья Александра Галича (1918-1977), драматурга, поэта, автора и исполнителя собственных песен. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_79.html.

В недавнее время дом менял владельцев, интерьеры были полностью уничтожены, само здание доведено до аварийного состояния.

Сейчас отреставрирован фасад, выходящий на Кривоколенный переулок.

• Флигель бывшей усадьбы Ласунских-Веневитиновых (№ 4, стр. 3; 19 век). 2 этажа. 

Построено во второй половине 18 века и перестроено в 1849 году.

• Офисное здание (№ 4, стр. 5). Центр перемен – психологическая помощь взрослым и детям, Химпром-Центр и пр. 2 этажа.

• Бывший дом доктора Христиана Ладо (№ 9, стр. 2; на основе палат 17 века). 

Кирпичное двухэтажное здание со сводчатым главным помещением приведено в аварийное состояние. 

Доктор Христиан Ладо – позднейший (18 в.) владелец древних палат, восходящих к 17 в.

Первой известной хозяйкой палат была Пелагея Петрова, проживавшая здесь еще в восемнадцатом веке. 

В 1773 году некий Захар Евлашев, имевший чин статского советника, переуступает палаты доктору от медицины Христиану Ладо. От последнего владение отошло к семье Руперт.

Из другого источника стало известно, что в начале 1890-х годов хозяином палат и пристроек стал М. Лунц. Это вполне вероятно, исходя из того, что строение 1 по этому же адресу числилось за ним.

Стоит отметить, что старинные палаты, до строительства доходного дома на этом участке, служили и квартирой и кабинетом для приема больных. Флигель долгое время сдавался под казенный винный магазин.

Отселён, разрушается, закрыт сеткой.

• Кафе «Одесса-мама» (№ 10, стр. 5). С 2003 по 2013 гг. здесь находилось литературное кафе-клуб «Билингва», где проходили литературные вечера, концерты, публичные лекции, музыкальные мастер-классы, кинопоказы и т.п.

• Офисное здание (№ 11/13, стр. 4). 2 этажа.

• Бывшая фабрика фармацевтической фирмы В. Феррейна с лабораторным корпусом, служебным флигелем и др. строениями (№ 12 и 12, стр. 1 — 17; 19 — начало 20 веков). 

Фабрика построена в 1893 г., архитектор А. Эрихсон. 

Ранее на этом месте стояло здание, в котором в 1784 г. жил писатель Н. Карамзин.

• Спортивно-оздоровительный клуб (№ 14, стр. 2).

• Площадка «Трансинжстроя» (№ 14/2).

Жилые дома:

5 этажей (№ 5, стр. 2 и 4; до 1917 года, стр. 4 – бывший доходный дом Сытовых).

5 этажей (№ 8/1, начало 20 века). 

2 этажа (№ 8, стр. 2; около 1900 года постройки).

6 этажей (№ 9, стр. 1; 1910 год постройки; бывший доходный дом М. Лунца). 

Построен в неоклассическом стиле по проекту архитекторов Б. Великовского и А. Милюкова. 

Сейчас там располагаются всевозможные организации, среди которых в 1990-е гг. был некий «Российский комитет сотрудничества с Латинской Америкой», который местные остряки окрестили «Российский комитет сотрудничества с Пабло Эскобаром».

2 этажа (№ 10, стр. 1; 18 век, бывший главный дом усадьбы Голицыных; самое старое до сих пор жилое здание Москвы; здесь жил художник Василий Поленов).

В 17 веке на этом месте была усадьба обер-гофмаршала Левальда, в 1737–1742 гг. тут жил князь Урусов, в 1745–1775 гг. – шёлковый фабрикант Мыльников. От него усадьба перешла коллежскому советнику Чебышеву, затем его дочери и зятю, князьям Голицыным, по которым усадьба и получила своё название.

Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек кон. 17 — нач. 18 вв. Составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П. Голицыну и уже тогда имевшую симметричную планировку, что делает её ранним примером строительства по упорядоченной планировочной схеме.

Флигеля торцами вынесены на красную линию, главный корпус отодвинут в глубь двора, в его первом этаже сохранилась палата конца 17 в., во флигелях — сводчатые палаты с 2-сторонним освещением, фрагменты карнизов из профилированного кирпича.

В кладке можно различить кирпичи с клеймом БФ (Барон Фиркс, например, из-под Киева).

В 1859 г. здания были расширены пристройками и получили свой современный вид.

После Голицыных усадьба сменила еще чуть ли не десяток хозяев.
В конце 19 века его у купцов Фроловых снял художник Василий Поленов. Худождник жил в нём в конце 1880-х гг. В доме Поленовых устраивались популярные в то время "рисовальные вечера", на которых часто бывало все семейство Пастернаков.

Последние дореволюционные владельцы – почетные граждане купцы И. и А. Цыплаковы – оборудовали тут меблированные комнаты. Среди прочих тут жили архитекторы Дюмулен и Олтаржевский, построивший в столице с десяток доходных домов.

Самое старое до сих пор жилое здание Москвы. Ранее считалось, что палата 17 века сохранилась лишь на первом этаже главного дома, но несколько лет назад реставраторы обнаружили, что второй, и даже третий этажи тоже были построены тогда же, в 17 веке! Дом жилой и по сей день.

Дом находится в крайне плачевном состоянии.


Светло-желтый двухэтажный особняк с белыми пилястрами и выразительно выступающим порталом. Окошко над входной дверью украшено колонной с витым переплетом. Главный дом усадьбы князей Голицыных стоит немного в глубине переулка, в окружении двух флигелей, стоящими торцами на «красной линии». Полуподвал скрывает уникальную, некогда открытую галерею на широких кирпичных арках, в интерьерах дома сохранились изразцовые печи и чугунная лестница. В ходе исследований были раскрыты древние формы на фасадах. Ранее считалось, что палаты XVII века остались только на первом этаже здания. Но в 2008 году реставраторы обнаружили, что второй, и даже третий этажи были построены тогда же, в XVII веке.

Уникальный ансамбль считается по праву самым древним из ныне жилых построек. Самая ранняя его часть относится к допетровской архитектуре, созданная в то, поистине прекрасное время, пока мы еще на запад не смотрели и свое придумывали. Таких палат в Москве осталось не больше сотни, и половина из них уже руины. 

Весенний вечер, в усадьбе Голицыных на Кривоколенном горит свет. Перед домом растут деревья, всё в молодой зелени. Тихо. И, кажется, что постучишься в парадную дверь, заскрипит лестница и пожилой господин с керосиновой лампой откроет дверь…

Огромную жизнь прожил этот дом, как причудливо пересеклись в нем разные эпохи. В начале XVIII века усадьба принадлежала Рейнгольду-Густаву Левольду (Левенвольду), ставшему обер-гофмаршалом двора Екатерины I и сыгравшему значительную роль в восшествии на престол Анны Иоановны, в 1730–1740-х гг. – князю, капитану флота И.А. Урусову, потом «шелковому фабриканту» Семену Мыльникову, в конце 1740-х гг. – к коллежскому советнику М.С. Чебышеву, потом – к его дочери Е.М. Чебышевой, вышедшей замуж за князя Петра Федоровича Голицына. Ученый-агроном А.Т. Болотов говорит о нем: «Человек умный, любопытный и имеющий у себя большой натуральный (естественно-научный) кабинет». 

В 1822–1824 гг. дом нанимался для пансиона Ивана Горна, в 1827–1828 гг. правый флигель снимала графиня Е.П. Ростопчина, мать писательницы графини де Сегюр. В 1835 году владение числится за женой доктора И.В. Караса Марией Филипповной урожденной д'Оррер, дочерью иммигранта и внучкой посла Карла X в Ватикане. Со второй половины XIX в. тут сдаются помещения под разные учреждения: меблированные комнаты, музыкальную школу, больницу. В 1909 году была проведена перепланировка помещений меблированных комнат для размещения типографии и переплетной мастерской. В этой типографии с осени 1914 года работал наборщиком поэт С.А. Есенин.

Сейчас усадьба находится в аварийном состоянии. Под крышей гниют несущие балки. На здании почти не осталось штукатурки, призраками проступают заложенные кирпичами окна. В подвалах, которые, кстати, занимают территорию не только под домом, а еще и подо всем внутренним двором, сохранились кованые решетки. Гвозди и стяжки стен в доме тоже являются коваными. Обитатели этого дома – студенты, рабочие и дворники. На втором этаже почти никто не живет.

2 этажа (№ 10, стр. 2; 19 век).

4 этажа (№ 10, стр. 4). 2017 год постройки. Комплекс апартаментов «Moss Apartments». Апартаменты, бутик-отель, на 1-м этаже – кафе "Комфемания". До 2012 г. – здание "ОЭК".

7 этажей (№ 14, стр. 1; начало 20 века, бывший доходный дом Е. Скальского; в 1920-х годах здесь находилась редакция журнала «Красная новь», в которой работал А. Горький, бывали А. Ахматова, В. Маяковский и др.).

Нумерация зданий не полностью строгая.

Достопримечательности:

Здания 17 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Велодорожек нет, для велодвижения переулок не приспособлен, но проехать можно по правому краю проезжей части. Движение машин здесь обычно небольшое.

Мест для отдыха практически нет (если только во дворах жилых домов).

Для пеших прогулок переулок неудобен (рядом проезжая часть, бывает много народа, узкий тротуар, нет мест отдыха).

Фотосъемка (без интерьеров) разрешена везде.

Промышленных предприятий нет.

Жилищного строительства не ведется.

                                                 Фото:


Конец переулка (слева дом № 16 - на переднем плане и № 14 - вдали). 2015 год

Проезд:

От метро «Лубянка» и «Чистые пруды» пешком через Мясницкую улицу. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на: 16.5.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий