вторник, 18 октября 2016 г.

Кривоарбатский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Арбат (ЦАО) от улицы Арбат до Плотникова переулка. 

Недалеко – метро «Смоленская» и Садовое Кольцо.

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении), но выезда на улицу Арбат нет (так что для автодвижения улица фактически тупиковая). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 300 метров.

История:

Переулок назван в 19 веке по конфигурации переулка (до этого был известен как Кривой) и его близости к улице Арбат. Назывался также Кривоникольским переулком (по церкви святителя Николая Чудотворца в Плотниках, находившейся в Плотниковом переулке (известна с 1625 года, разрушена в 1930-х годах).

Нежилые объекты:

• Стена памяти Виктора Цоя (на углу с улицей Арбат; на стене – посвященные Цою надписи и изображения Цоя).
Стена (одна из стен дома 37) появилась в 1990 году, когда кто-то, после известия о гибели Виктора Цоя, высоко, через всю стену, вывел чёрным: «Сегодня погиб Виктор Цой». В ответ кто-то приписал: «Цой жив».

С августа и до самых заморозков у «стены» постоянно дежурили подростки. Потом, после поминок на сорок дней, народу поубавилось, остались только самые стойкие. В дальнейшем, стали появляться и другие надписи. Портрет Виктора, тот самый, что был выставлен на осеннем концерте его памяти, потом установили у стены.

У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету. Там же планировалось установить памятник музыканту: босиком и сидящему на мотоцикле, но из-за протестов жителей окрестных домов и самих поклонников певца памятник установлен не был.

Музыкальный обозреватель Никита Кривцов в статье «Жив ли Рок-н-ролл?», опубликованной в официальном издании ЦК ВЛКСМ, дал следующую характеристику молодым людям, собирающимся у стены Цоя: «Они просто со всем пылом и чистотой юности оплакивают его гибель, собираясь вечерами у "стены" на Арбате, десятки раз в день слушая его песни, обклеивая стены своих комнат его фотографиями».

В 2006 году стена была закрашена группой неизвестных, но впоследствии «восстановлена» фанатами. В 2009 году активисты молодёжного движения «Местные» и прокремлёвского движения «Молодая Гвардия» провели акцию в защиту «стены Цоя», направленную против желания властей закрасить надписи.
• Офисное здание (№ 3, стр. 2). Двухэтажное здание постройки 1975 года.

На этом месте ранее находился небольшой деревянный дом, в котором в 1850—1880-х годах жил профессор медицинского факультета Московского университета русский терапевт Г. Сокольский, одним из первых применивший методику прослушивания больных с помощью выстукивания - перкуссии. Он автор многих работ по заболеваниям легких и сердца, основоположник учения о ревматизме. К концу жизни когда-то популярный доктор вышел из моды и доживал свой век, почти забытый в своем домике в Кривоарбатском переулке. 

В конце 1890-х годах домом владел И. Цветков, владелец коллекции картин, для которой он построил на Пречистенской набережной отдельное здание.

• Музей (дом-мастерская) К. Мельникова (№ 10; 1929 год постройки; конструктивизм; бывший дом-мастерская Константина Мельникова; задуманный в виде двух взаимосвязанных цилиндрических объемов, дом геометрически прост, его фасад почти полностью застеклен, на его верхней кромке надпись с именем архитектора; его цилиндрические поверхности покрыты множеством шестигранных проемов, которые облегчаю стены и способствуют разнообразному освещению). 

Собственный дом архитектора К. Мельникова, выстроенный им по своему проекту в 1927—29 в духе конструктивизма, одна из самых оригинальных жилых построек в Москве. 

Про Мельникова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post.html.

Необычный облик здания объясняется стремлением Мельникова создать максимальное по площади внутреннее пространство при минимальной поверхности наружных стен, что навело его на мысль отказаться от прямоугольных форм плана в пользу круглых. Объёмная композиция здания представляет собой 2 врезанных друг в друга бетонных цилиндра, со стороны входа образована плоская, полностью остеклённая грань. Стены задней части дома прорезаны 200 шестиугольными, вытянутыми по вертикали окнами, создающими на гладкой бетонной поверхности равномерную геометрическую сетку. 

Интерьер включает ряд рационально и выразительно развёрнутых помещений на трёх уровнях; самыми крупными (по 50 м2) являются гостиная, одна из стен которой полностью остеклена и раскрыта в прилегающий небольшой садик, и получившая более замкнутый характер мастерская в объёме заднего цилиндра, освещённая 36 небольшими окнами, дающими сложно направленный рассеянный свет.

Это один из наиболее известных и оригинальных шедевров, созданных Мельниковым в 1920-е. Архитектор не только максимально использует небольшое внутреннее пространство, но и предлагает блестящие, ранее неизвестные решения, используя разнообразные композиционные и технические приемы. Задуманный в виде двух взаимосвязанных цилиндрических объемов, дом геометрически прост, его фасад почти полностью застеклен, на его верхней кромке надпись с именем архитектора; его цилиндрические поверхности покрыты множеством шестигранных проемов, которые облегчаю стены и способствуют разнообразному освещению, являясь одновременно и единственным декоративным элементом. Разнообразие эффектов естественного освещения особенно заметно в мастерской архитектора, где два пространственных объема одинаковой конфигурации воспринимаются по-разному.

Именитому мастеру специально выделили территорию бывшей школьной площадки под личным дом для того, чтобы в город внедрялась социалистическая архитектура, чтобы разработать и вписать новый стиль в окружающую среду. 

Дом совершенно круглый в плане – круг был дерзко противопоставлен господству прямых углов, – с небольшими окнами в форме ромбов, с остекленным фасадом. Москвичи-острословы сразу же именовали его консервной банкой. Стоит только посмотреть на него, чтобы понять, насколько чужеродными и противостоящими всей русской (не только московской) традиции зодчества являлись эти эксперименты конца 1920-х годов.


В зелени Кривоарбатского переулка за простым деревянным забором прячется один из самых причудливых домов Москвы. Это дом-мастерская архитектора Константина Мельникова, построенный в 1929 году.
В 1920-х годах зодчий активно работает на благо коммунального хозяйства города и проектирует свои знаменитые клубы и гаражи. Для работы над проектами Моссовет выделяет Мельникову земельный участок и ссуду на 15 лет для строительства собственного дома, который должен был стать опытно-показательной стройкой. Архитектору хотелось апробировать идею круглого дома, именно ее он планировал внедрить в дальнейшем при строительстве секционных цилиндрических домов-коммун. Константин Степанович исходил из того, что цилиндр обеспечивает наибольшую площадь здания, сокращая до минимума поверхность стен без прямых углов. Кроме того, в условиях острой нехватки материалов Мельников показал, как можно добиться эффективности при минимальных затратах: он использовал кирпичную «сетку», заполнив ее 200 шестиугольными окнами, что сэкономило кирпич и дало хорошую освещенность помещениям. В перекрытиях дома зодчий отказался от балок и стропил, используя тёс, уложенный на ребро.
После строительства дом стал настоящим местом паломничества не только архитекторов и специалистов, но и простых людей. Сам Мельников прожил здесь до своей смерти в 1974 году. После смерти архитектора в доме до 2006 года жил его сын – художник Виктор Мельников. Ныне в доме проживает внучка архитектора.

• Корпус № 3 поликлиники № 1 УДП России (№ 11). Шестиэтажный корпус построен в 1985 году.

Ранее на этом месте находился доходный дом П. Зайченко.

• ОМВД России по району Арбат (№ 14). 6 этажей.

Бывшее 5-е отделение милиции. 

• Офисное здание (№ 15, стр. 1). Четырехэтажное. 

Бывшая частная женская гимназия Н. Хвостовой 

Построено в 1910 году по проекту архитектора Л. Стеженского. Муж Хвостовой — Вениамин Хвостов — юрист, профессор Московского университета, а их дочь — ученый-генетик Вера Хвостова, автор нескольких научных статей и учебника по генетике в зоологии.

После революции в доме находилась 7-я опытная школа имени проф. Коваленского, но в обиходе она ещё долго прозывалась Хвостовской. Учительский состав гимназии блистал такими именами, как историки В. Пичета и Г. Новицкий, юрист А. Винавер, астроном К. Баев. В ней учился М. Келдыш, будущий президент АН СССР.

Жилые дома:

7 этажей (№ 3; начало 20 века; бывший доходный дом И. Борисова). 
Семиэтажный одноподъездный кирпичный жилой дом на 27 квартир построен в 1912 г. по заказу состоятельного и предприимчивого купца Ивана Васильевича Борисова по проекту одного из самых востребованных в Москве начала XX в. архитектора Э. Нирнзее.
Здание выстроено в типичном для доходных домов сочетании черт стиля модерн и неоклассики. Отличительная черта фасада — плоские округлые эркеры, которые выделяются за счет узких окон и тонких тяг.
Оформление фасада часто называют протоконструктивистским благодаря квадратным подоконным рамкам со ступенчатыми членениями, которые спустя 20 лет нередко будут использовать в своих постройках мастера советского авангарда. К неоклассическим же элементам декора можно отнести громоздкую рельефную композицию двух рогов изобилия, перевитых гирляндами плодов и лентами.
Из знаменитых жильцов, обитавших в этом доме, можно вспомнить писателя А.С. Некрасова, автора романа «Приключения капитана Врунгеля».


Построен в 1912 году в псевдорусском стиле с элементами модерна и неоклассицизма. Архитектор Э. Нирнзее.

В этом доме жил писатель А. Некрасов, автор романа «Приключения капитана Врунгеля».

3 этажа (№ 4, 2010-е годы постройки). Жилой комплекс «Дом в Кривоарбатском переулке».

3-8 этажей (№ 8, стр. 1 и 2; 2000-е годы постройки). Монолитные. ЖК «Староарбатский дом». Состоит из двух зданий: 4-х этажного особняка с сохранением исторического архитектурного облика и современного 8-ми этажного дома. 27 квартир разной площади, 9 из них располагаются в особняке, 18 — в 8-ми этажном здании. В особняке есть мансардные квартиры с каминами и выходом на эксплуатируемую кровлю. Квартиры 8-ми этажного дома имеют индивидуальную планировку, несколько двухуровневых квартир обеспечены собственным входом с улицы. Первый этаж особняка занимают офисы с отдельным входом. Внутренний двор огорожен, имеется атриум и зимний сад. 

5 этажей (№ 9; начало 20 века, бывший доходный дом А. Желябужского).

Полихромный фасад здания облицован несколькими сортами разноцветной керамической плитки. Здание характерно для арбатских переулков эпохи модерна.

Ранее на этом месте находилась обширная усадьба Вельяминовых с большим деревянным домом по переулку. Возможно, здесь жили Пушкины. 

Возможно, тут уже офисы.

6 этажей (№№ 12, 13 и 19; начало 20 века, бывшие доходные дома).

7 этажей (№ 16/22; 1998 год постройки). Элитный клубный дом.

Ранее на этом месте стоял дом, в котором жил выдающийся русский историк, юрист, один из руководителей русского масонства М. Ковалевский, основавший первую в России кафедру социологии, написавший обобщающие исследования по истории различных политических формаций. Адрес дома значился в записной книжке Карла Маркса, состоявшего с Ковалевским в переписке.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Стена памяти Виктора Цоя (на углу с улицей Арбат).

Музей К. Мельникова (№ 10, стр. 1).

Здания 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Смоленская» и пешком через улицу Арбат. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 16.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий