Константин Мельников (1890–1974) – арх. в стиле неоклассицизма, являлся одним из лидеров конструктивизма. Наиболее значимые объекты: павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, саркофаг для мавзолея В. Ленина, дом культуры им. И. Русакова, Бахметьевский гараж, собственный дом в Кривоарбатском переулке. Родился в многодетной рабоче-крестьянской семье в Соломенной сторожке – глинобитном бараке, где жили рабочие и сторожа, недалеко от современного Петровско-Разумовского р-на. Отец Степан Мельников служил старшим рабочим при Петровской лесной и земледельческой академии. Мать – крестьянка Елена Репкина вела патриархальное хозяйство семьи. Позднее семья переехала в деревню Лихоборы, где провел детство будущий арх.. Мельников окончил 4 класса церковно-приходской школы в 1903 году и пошел учеником в иконописную мастерскую Прохорова в Марьиной Роще. Скоро родители приехали навестить его. Мальчик уехал с ними домой и больше в мастерскую не вернулся. Он поступил в «мальчики» в строительную контору «В.Залесский и В. Чаплин». Ее совладелец Владимир Чаплин, теплотехник и инженер в первый же день попросил его нарисовать что-нибудь. Константин весь день рисовал рельефную чугунную топку, за рисунок которой его похвалили. Чаплин нанял для него учителя рисования и помог подготовиться к поступлению в МУЖВЗ в 1905 г. Константин блестяще выдержал экзамены по художественным дисциплинам, позднее он вспоминал: «Мое имя стояло в числе одиннадцати счастливчиков, среди 270 претендентов». Там он закончил общеобразовательное отделение в 1910 г., живописное в 1914 г. и архитектурное в 1917 г. по совету В. Чаплина. Параллельно с учебой принимал участие в строительных проектах – в 1916-1917 гг. выполнил фасады з-доуправления, кузнечного, литейного и прессового цехов для автомобильного з-да АМО (сейчас з-д ЗиЛ) по заданиям строительной конторы Чаплина и Залесского. С 1918 года работал в проектных мастерских под руководством И. Жолтовского (главного мастера) и А. Щусева (старшего мастера) среди 12 других арх.ов. Первым собственным заданием арх.а Мельникова стал проект поселка для служащих Алексеевской психиатрической больницы. В 1920 году он становится профессором ВХУТЕМАС, где возглавил «Вторую мастерскую экспериментальной архитектуры», или «Новую академию». В 1922–1923 годах: проект квартала Показательных домов для рабочих по Серпуховской улице и проект Дворца труда принесли заказ на проектирование павильона для Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. Этот павильон «Махорка», выстроенный в дереве, шокировал заказчиков, но был поддержан главным арх.ом выставки А. Щусевым. В феврале 1924 года Мельников выиграл конкурс для арх.а Советской России на право создания саркофага для временного мавзолея В. Ленина. Комиссия правительства под председательством Ф. Дзержинского приняла его проект как самый лучший. Саркофаг был построен уже летом 1924 г. к открытию временного мавзолея. После постройки каменного мавзолея саркофаг перенесли в него, где он стоял до начала войны. В этом же году спроектировал и построил павильон СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 г. в Париже, что принесло ему всемирную известность. Советский павильон был повторно собран в Париже в 1926 г. и много лет использовался как рабочий клуб. В 1926–1929 годах строил большие гаражи для автобусов и грузовых автомобилей. Самый знаменитый среди них – Бахметьевский гараж. Каждая машина могла заехать или выехать передним ходом, не мешая остальным - расстановка машин пилообразными рядами называлась «прямоточной». В н. вр. Бахметьевский гараж отреставрирован и там находится центр современной культуры «Гараж». В 1927–1929 годах им были спроектированы и построены: клуб фабрики имени Фрунзе, клубы имени И. Русакова, ул. Стромынка, 6, культуры химиков з-да «Каучук» на ул. Плющиха, 64, клуб фабрики «Буревестник», 3-я Рыбинская ул., 17/1, клубы фабрики «Свобода», ул. Вятская, 41 и фарфоровой в подмосковном городе Ликино-Дулево. В этот же период построил дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке, 10. Критики писали: «Многие работы арх.а К. Мельникова подвергались и подвергаются справедливой критике как проявление безыдейного новаторства, новаторства, превратившегося в самоцель, в трюкачество. Всякое беспочвенное, оторванное от реальности, индивидуалистическое фантазерство, искания чисто формалистического порядка решительно отвергаются нами». В 1934-1936 гг. возведены 2 гаража на Сущевском валу и Авиамоторной улице. Но Мельников сделал только их фасады, сами здания созданы по типовой схеме. Дальше критика его стиля усилилась. Он начал работать как художник и преподаватель. В 1967 году Мельникову присвоили степень доктора архитектуры без защиты диссертации. В 1972 г. дали звание заслуженного арх.а России. Последние годы жизни уединенно жил в этом доме. Умер в 84 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий