пятница, 21 октября 2016 г.

улица Малая Дмитровка

Расположение:

Улица проходит по Тверскому району (ЦАО) от Пушкинской площади (Бульварное кольцо) до Садовой-Каретной улицы. (Садовое кольцо).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 1, 2 км. 

Рядом – метро «Пушкинская» (начало улицы).

История:

Возникла в 16 в. по дороге из Москвы в Дмитров (отсюда название). Заселялась сторожами городских ворот — воротниками (в районе современного Воротниковского переулка) и жителями Малой Дмитровской слободы. 

В середине 17 в. в начале улицы построена церковь Рождества Богородицы в Путинках (д. 4). 

С 18 в. заселялась торговыми людьми, знатью, дворянами, со второй половины 19 в. — купцами. 

В д. 10 (не сохранился) жил поэт М. Херасков, в д. 17 (не сохранился) — историк и писатель Н. Карамзин (1802—04), в д. 5 (не сохранился) — польский поэт А. Мицкевич (1825), в д. 12 — декабрист М. Орлов (1831 — 1834). Дом 18 в 1813—50 гг. принадлежал А. Соймонову, отцу С. Соболевского (друга А. Пушкина). 

В д. 1 помещалась типография В. Давыдова, издававшего в 1880-х гг. журнал «Зритель», в котором сотрудничали братья Чеховы. 

В 1890—92 гг. во флигеле д. 29 жил А. Чехов (мемориальная доска). 

В д. 6 (1907—08, архитектор И. Иванов-Шиц) находился клуб Московского купеческого общества; в 1917 г. в доме разместилась Совпартшкола, затем — Коммунистический университет, с 1938 г. — Театр имени Ленинского комсомола (ныне Театр «Ленком»).


Улица названа по торговой дороге, ведущей в город Дмитров, и образовавшейся по сторонам дороги Малой дмитровской слободе, в которой в 14 веке селились торговцы и ремесленники из Дмитрова.

В 16-17 веках слободских поселенцев переселили по той же дороге, но подальше от Кремля, освобождая место для московской знати. Чтобы различать старую («большую») и вновь возникшую слободы, новую слободу стали называть Малой Дмитровской слободой.


В начале 18 века на Малой Дмитровке начала селиться знать.
Современную планировку район получил в 18 веке после большого пожара 1773 года.

Вторично улица пострадала во время московского пожара 1812 года, однако уже через два-три года Малая Дмитровка и соседние с ней переулки были отстроены заново.

В первой половине 19 века многое на улице связано с движением декабристов: на улице жили М. Орлов, М. Митьков, И. Фонвизин, И. Горсткин, бывали Г. Раевский, М. Фонвизин, А. Ермолов, Е. Лачинов, С. Волконский, С. Трубецкой, И. Якушкин и другие. В домах знати и дворянства устраиваются литературно-музыкальные салоны, собираются известные писатели, артисты, музыканты.

Во второй половине 19 века среди домовладельцев улицы начинают преобладать купцы. Отсюда красноармейцы в 1917 году осуществляли наступление на Кремль.

После революции 1917 года здесь размещалось много коммунистических организаций.

Дмитров являлся ближайшим портом, соединявшим Москву с рекой Волгой. В XVI веке дорога шла мимо поселка воротников – сторожей кремлевских ворот, которые жили между Дмитровкой и Тверской, сейчас о их поселении напоминают названия переулков – Воротниковский, Дегтярный, Старопименовский. По другую сторону находилась Дмитровская слобода.
В конце XVI века вокруг Москвы была построена крепостная стена Белого города, которая разделила Дмитровскую дорогу на Большую и Малую Дмитровку. Долгие годы в стене глухой Дмитровской башни существовал лаз, через который жители могли проходить в город, потом Малая Дмитровка повернула к Тверским воротам вдоль стены Страстного монастыря, располагавшегося на месте нынешней Пушкинской площади.
В начале XVIII века вдоль улицы начали селиться именитые граждане, до середины XIX века на улице стояли дворы знати и дворянства. Потом их сменили купцы, люди среднего достатка, интеллигенция, чиновничество.

Бытописатель Москвы П.Боборыкин писал о Малой Дмитровке в 1899 г.: «Эта улица одна из самых красивых, чистых, широких и с постоянной ездой, особенно летом: тут пролегает путь на дачи через Бутырки в Петровско-Разумовское».

По Малой Дмитровке прошла линия первого московского трамвая. С 1899 года одновагонный трамвай ходил от стен Страстного монастыря до Бутырской заставы.


В 1944 году Малая Дмитровка была переименована в улицу Чехова в связи с сорокалетием со дня смерти писателя. Прежнее название ей было возвращено в 1993 году. 

В 1944-1994 годах – улица Чехова (в честь писателя Антоне Чехове (1860-1904), жившего на этой улице в 1890-1892 и в 1899-1900 годах в домах № 11, № 12 и № 29 и работавшего в журнале «Зритель», редакция которого располагалась в доме № 1. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_418.html.

В 2016 году улица была реконструирована по программе «Моя улица», но на тротуарах уже провалы и выбоины, многие плитки шатаются. 

Нежилые объекты:

• Офисный центр (№ 1, стр. 1). 

Новодел на месте бывшей городской усадьбы Долгоруковых-Бобринских. Главный дом бывшей городской усадьбы Долгоруковых-Бобринских, 2-я половина 18 в., 1793 г., 1819 г., 1853–1856 гг. 

Третий этаж был надстроен в 1913–1914 г. 

В 1832 г. в этом доме А. Пушкин посетил графа С. Уварова — Президента Академии наук, управляющего министерством народного просвещения, проживавшего здесь в это время. 

В 1860–1910 гг. устраивались выставки Общества любителей художеств.

В 1947-1964 гг. располагалась редакция журнала «Новый мир», где работали К. Симонов, А. Твардовский и др. 

Долгое время здание принадлежало находящемуся рядом издательству «Известия».

В наше время здание было капитально перестроено.

• Центр маркетинга и издательского менеджмента издательства «Известия» (№ 1, стр. 2). 

Находится на территории издательства "Известия".

• Офисное здание (№ 2). Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное. Построен в 1911 году по проекту архитектора Л. Стеженского. 

В доме жил оперный певец, режиссёр и руководитель художественной части оперной труппы Большого театра В. Лосский, в 1927 году — литературовед В. Львов-Рогачевский, у которого бывал поэт Сергей Есенин. 

В настоящее время жилых помещений в здании нет.

• Бывший доходный дом М. Тюляевой (№ 3/10, 19 — начало 20 веков). 

В основе здания главный дом городской усадьбы 18 века и флигель начала 19 века.

В начале 19 века на этом месте находилась усадьба майора А. Новосильцева. 

После московского пожара 1812 года в здании 14 апреля 1814 года открылся благородный пансион Московского университета, среди учащихся которого были будущие декабристы Г. Раевский (младший брат В. Раевского) и Е. Лачинов.

Позднее в находившемся здесь пансионе московского педагога Фёдора Лехнера с декабря 1825 года по март 1826 года жил польский поэт Адам Мицкевич со своими товарищами Малевским, Ежевским и Будревичем. В это время он познакомился с братьями Н. Полевым и К. Полевым, а осенью 1826 года с А. Пушкиным. 

Здесь же в середине 19 века жила семья сотрудника журнала «Русский вестник» А. Георгиевского. В гостях у них часто бывал поэт Ф. Тютчев. 

Во 2-й половине 19 века в доме жили выдающийся актёр Малого театра и театральный педагог И. Самарин, профессор минералогии и кристаллографии Московского университета М. Толстопятов, врач-терапевт, основатель крупной научной школы А. Остроумов, первая русская женщина-химик, получившая степень доктора химии Ю. Лермонтова, дружившая с Софьей Ковалевской и выполнявшая свои научные исследования по поручению Д. Менделеева и В. Марковникова.

Современное пятиэтажное здание, имеющее два адреса: № 3 по Малой Дмитровке и № 10 по Настасьинскому пер., возникло в 1910 году путём надстройки располагавшихся здесь ранее строений по проекту архитектора К. Розенкампфа. Длинный жилой дом расположен напротив здания Купеческого клуба (№ 6) и строился примерно в то же время. В своей фасадной композиции дом подражателен, он как бы отражает основные архитектурные приёмы, использованные Ивановым-Шицем при строительстве здания Купеческого клуба. Фасад, выходящий на Малую Дмитровку, имеет два эркера с расположенными между ними шестью ионическими полуколоннами. Угол здания решён в виде ротонды.

В 1960-х годах в этом здании располагался уникальный магазин-автомат «Прогресс», где вообще не было продавцов, а в аппаратах можно было купить можайское молоко в бутылках, сгущёнку в консервных банках, фасованное масло, сырки, булки и многое другое. 

По состоянию на 2008 год в здании, принадлежащем ФГУП «Издательство „Известия”», находятся Московское региональное отделение Демократической партии России, представительства Республики Алтай, Амурской, Архангельской, Воронежской, Курганской, Мурманской, Новгородской областей при Правительстве Российской Федерации, редакция общественно-политического журнала Федерального собрания – Парламента РФ «Российская Федерация сегодня» и ряд других организаций.

• Православный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (№ 4; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Патриаршее подворье. Приделы: иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и великомученика Феодора Тирона. История: построен в 1652 г. в урочище Путинки, на развилки дорог в Тверь и Дмитров, на деньги царя. В 1938 г. – закрыт и сильно пострадал (здесь были административные конторы, а потом проходили дрессировки цирковых животных). Снова открыт в 1991 г. Арх-ра: стиль – «русское узорочье»; шатровый; состоит из основного объема, трапезной и двухъярусной шатровой колокольни. Декор: кокошники, шатровые завершения и крыльцо. Духовенство: настоятель – священник Федор Батарчуков; другие клирики: священник Александр Кочубеев. Богослужение: ежедневно утром в 7.30 (по выходным дням и большим праздникам – в 9.00), вечером – в 18.00. Сайта нет).

Эта церковь, расположенная в начале Малой Дмитровки, – последняя в своем роде. С ее возведением кончилась целая архитектурная эпоха в храмовом зодчестве России, а в ХХ веке она осталась и вовсе единственной в Москве, имеющей завершение в виде трех шатров. Строительство обошлось местным жителям в весьма внушительную сумму.

В этой части улицы находился Посольский двор с путевым дворцом, где останавливались направлявшиеся в Кремль иностранные послы. Отсюда и старое название всей местности – «Путинки». Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы упоминается впервые в 1625 году, есть версия, что уже тогда она была трехшатровой. В 1648 году храм сгорел, через год было заложено новое каменное здание. Местные жители вместе с причтом через находившегося тогда в Москве Иерусалимского патриарха Паисия просили у царя Алексея Михайловича камень для строительства и денег на работы. Казна выделила материалы и 300 рублей. Этой суммы не хватило, и после повторного обращения прихожане получили еще 400 рублей. Денег снова оказалось недостаточно, в 1652 году было выдано дополнительно 100 рублей. В результате церковь обошлась в 800 рублей, немыслимую сумму для середины XVII века. Но и храм был выстроен необычный.

Важной архитектурной особенностью церкви Рождества Богородицы в Путинках является ее бесфасадность: здесь нет одного ярко выраженного основного фасада, ее можно рассматривать с любой точки, со всех сторон она богато декорирована. Ее структура также нетривиальна: четверик вытянут с севера на юг (а не с запада на восток), колокольня поставлена не с запада, как обычно, а с северо-востока, рядом с тремя шатрами основной части, поставленными в ряд. Эти шатры не открыты изнутри, как делалось первоначально в шатровых храмах, а надстроены поверх сводов церкви и несут исключительно декоративную функцию. То же можно сказать и о четвертом шатре, венчающем придел Неопалимой Купины, возведенный с севера в виде отдельного куба. Основания всех барабанов и поставленных на них шатров окружены большими и малыми кокошниками.

Церковь Рождества Богородицы освятили в 1652 году, а уже в следующем году патриарх Никон запретил строительство каменных шатровых церквей в России, отдав предпочтение пятикупольным. Впрочем, для зодчих была оставлена небольшая «лазейка»: так как в указе ничего не говорилось о колокольнях, то их продолжали строить шатровыми вплоть до начала XVIII в. Так церковь на Малой Дмитровке стала последним шатровым храмом Москвы.

В конце XVII в. с юго-запада была расширена трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, получившая более скромный декор по сравнению с основной частью. Еще одно изменение произошло в 1864 году, когда к визиту императора Александра II с запада пристроили новое закрытое крыльцо, увенчанное шатриком в стилистике основного храма. В 1911 году с юга был выстроен доходный дом, частично перекрывший вид на церковь.

В советскую эпоху другие московские храмы подобной архитектуры середины XVII в. были либо вовсе уничтожены, либо утратили свои завершения. Здание храма Рождества Богородицы в Путинках, несмотря на прекращение богослужений после 1935 года, не было перестроено, сохранив декор фасадов. Лишь крыльцо во время реставрации 1957 г. было снова переделано: оно стало открытым и теперь напоминало вход в палаты XVII в. Внутренне убранство оказалось уничтожено, в церкви долгие годы находилась репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене».

В 1990 году храм вернули верующим, большую помощь в его восстановлении оказал актер Александр Абдулов. Именно здесь 5 января 2008 года прошло его отпевание. Церковь имеет статус патриаршего подворья.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках считается одной из последних шатровых церквей в Москве. Возведение зданий в этом стиле запретил патриарх Никон в 1653 году. Также это первый храм с престолом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Церковь возведена в середине 17 века во время царствования Алексея Михайловича. Ее строительство велось на месте святыни из дерева, которая была уничтожена во время пожара. Центральная часть представляет собой удлиненный четверик, сверху увенчанный тремя шатрами с главами и крестами. Они декорированы лепниной из белого камня и несколькими рядами кокошников. Колокольня и придел также оформлены шатрами.
В конце 17 века у храма выстроили просторную трапезную с приделом великомученика Феодора Тирона. Архитекторы сделали ее в барочном стиле. К этому же времени относится установка сторожки с ходом на колокольню. В середине 19 века с запада у церкви появилось крыльцо, увенчанное шатром. До наших дней оно не сохранилось.
Существует несколько версий, почему местность названа «в Путинках». Одну из них связывают со старинными путями, проходившими здесь, на Тверь и Дмитров. По другой версии, «Путинки» произошли от «Паутинки» — мелкого, витиеватого и замысловатого пересечения переулков у Тверских ворот. По третьей легенде, в этой местности находился Путевой посольский двор, где жили во время визитов в столицу послы из Европы.
В 1938 году в храме находились конторские помещения, а затем сюда переехала московская дирекция «Цирк на сцене». Здесь они занимались дрессировкой собак и обезьян. В 1990 году святыню передали верующим, и началась реставрация. Службы возобновились через год.


Построена в 1649—52 гг. на средства, выделенные царём Алексеем Михайловичем, сменив сгоревший незадолго до этого деревянный храм (известен с 1625 г.). 

Являлась приходской церковью небольшой слободы, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города, у развилки дорог, ведущих в Тверь и Дмитров. 

Чрезвычайно оригинальная, нетрадиционная композиция здания, первоначально состоявшего из храма с апсидой, трапезной (с северным приделом иконы Богоматери «Неопалимая Купина») и звонницы, в конце 17 в. была дополнена южным приделом трапезной (здесь находились престолы Феодора Тирона и Николая Чудотворца). 

Храм представляет собой узкий, вытянутый поперечно двухсветный четверик, завершённый тремя шатрами (что, по-видимому, является повторением завершения предшествующей деревянной церкви). 

Северный придел — двухсветный башнеобразный объём, завершённый «горкой» кокошников и шатром. Звонница восьмигранная, шатровая, расположенная между приделом и храмом, стоит на сводах трапезной. Композицию дополняет крупное шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, вынесенное на Малую Дмитровку (восстановлено в 1957 г.). 

В оформлении фасадов церкви использованы стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для 16 в. 

Так как в 1653 патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей (как «неканонических»), храм стал последним памятником шатрового зодчества в Москве. 

Церковь была закрыта в 1938—91 гг. Реставрирована в 1950-х гг.

Построен в стиле русского узорочья 17 века.

Здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути на города Дмитров и Тверь, где находился тогда Путевой двор для послов и гонцов. Трёхшатровая деревянная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1625 году, сгорела в 1648 г. 

В 1649–1652 годах построили каменную церковь. Один из последних памятников шатрового зодчества в истории русской архитектуры. 

• Московская городская телефонная сеть (№ 5/9). 

В настоящее время по этому адресу находится построенное в 1970-х годах здание Московской городской телефонной сети (с 1994 года акционерное общество) — одного из крупнейших базовых операторов телекоммуникаций столицы.

Ранее на здании, находившемся на это месте, была ошибочно установлена мемориальная доска с указанием, что в нём жил Адам Мицкевич.

• Театр «Ленком» (№ 6; с 1938 года, дом – начала 20 века, бывший клуб Московского купеческого собрания; после 1917 года – Центральная школа партийной и советской работы, Коммунистический университет имени Я. Свердлова, кинотеатр «Малая Дмитровка» и Театр рабочей молодежи). В зданиии также – ресторан китайской кухни «Китай Чи», Фитнес-клуб «Планета Фитнес» и др. На стене – Памятная доска с барельефом В. Ленину и табличка о статусе здания: «Владимир Ильич Ленин выступал в этом здании: 3 мая 1919 года с докладом о политике партии по отношению к среднему крестьянству. 11 июля и 29 августа 1919 г. с лекциями о государстве. 24 октября 1919 г. с речью перед слушателями Университета им.Я.М.Свердлова, отправляющимися на фронт. 2 октября 1920 г. с речью «Задачи союзов молодежи на 3-ем Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза молодежи»».

Светло-бежевый трехэтажный в центре и двухэтажный по сторонам дом, с темно коричневым, рустованным цоколем, выходит на красную линию улицы Малая Дмитровка. По центру фасада расположена ионическая колоннада большого ордера. Она утоплена в фасад между двумя большими башнями, в первом этаже которых располагаются, по разному оформленные входы в здание. Все части фасада достаточно сдержанно украшены лепниной. Лепнина эта относится как к стилю модерн (маскароны на башнях,барельефы с женскими фигурами), так и к ранней неоклассике (венки, маскароны и барельефы над входами).

Построен этот дом в 1907-1908 годах по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица (помощником был В.К. Олтражевский) для купеческого клуба. В 1913—1914 годах к зданию клуба была сделана пристройка по проекту архитекторов В.В. Адамовича и В.М. Маята. В октябре 1917 года в здании разместился «Дом анархии», после него - Центральная школа партийной и советской работы. В 1919 году в здании был открыт Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова, в котором несколько раз выступал В. И. Ленин. В 1923 году в здании расположился кинотеатр «Малая Дмитровка».

Театральная же история дома начинается с открытия в нем в 1933 году, когда в здание переезжает Театр Рабочей молодежи (ТРАМ). В 1937 ТРАМ был объединен с театром-студией Рубена Симонова и 20 февраля1938 года переименован в Театр Ленинского комсомола. Однако люди почти сразу изобрели более удобное сокращение "Ленком", это имя театр и носит с 1990 года. С 1973 года художественный руководитель театра - М.А. Захаров.

В данный момент здание находится в хорошем состоянии, фасады сохранились почти в точности такими, какими они были после постройки. Интерьеры сохранились лишь частично (темные тона дерева, окраска стен, крупные наличники дверей). Они были решены в стиле модерн. Простая по форме, вся внутренняя отделка отличалась художественным единством. Сейчас в здании располагается театр Ленком, а также кафе при театре.

Московский государственный театр имени Ленинского Комсомола или попросту «Ленком» считается театром молодости, новаторства и эксперимента. Его зрительный зал способен вместить более 600 человек. В разное время здесь играли такие известные актеры, как Инна Чурикова, Александр Збруев, Мария Миронова, Валентин Гафт, Армен Джигарханян и другие.
В 1907 году на Малой Дмитровке было закончено строительство здания в стиле модерн. Автором проекта выступил архитектор Илларион Иванов-Шиц. Сначала здесь размещался купеческий клуб, который посещали известные деятели искусства, политики и промышленники. После революции дом передали под политический клуб «Дом анархии». А уже через год он перешел во владения коммунистического университета. Со своими лекциями там не раз выступал Владимир Ленин.
В 1927 году по инициативе Московского Комсомола в здании открывают Театр рабочей молодежи, известный как ТРАМ. Литературной частью театра руководил Михаил Булгаков, а в роли актеров были обычные рабочие, которые приходили сюда после смен на производстве.
Название в честь Ленинского комсомола театр получил в 1938 году. Его руководителем стал Иван Берсенев. При нем учреждение обрело второе дыхание, театр стал более профессиональным. Режиссер смог сплотить труппу и увлечь ее своими идеями.
В 1951 году Берсенев умирает, после его театром почти двадцать лет руководили разные режиссеры. В 1973 году труппу под «свое крыло» взял Марк Захаров. Постепенно театр возрождает былую славу. По сей день Захаров остается руководителем Ленкома, и ставит десятки спектаклей в год.

Купеческое собрание открыто в 1804 г. (в 1786—96 гг. – Купеческий клуб), помещалось на Ильинке, с 1839 г. — на Большой Дмитровке, 17 (перестроен). 

В первой половине 19 в. членами Купеческого собрания могли быть не только купцы, но и профессора, врачи, художники. 

С 1859 г. доступ в клуб некупцам был ограничен. 

С 1879 г. в члены Купеческого собрания принимали без различия «званий и состояний». 

Купеческое собрание было одним из центров общественной и культурной жизни города и одновременно известнейшим карточным клубом. Здесь устраивались балы, маскарады, концерты, литературные вечера. 

26 февраля 1856 г. московское купечество чествовало здесь героев обороны Севастополя. 

К 1913 собрание насчитывало 1166 членов. 

В 1909 г. Купеческое собрание переехало в собственный дом на улице Малая Дмитровка (д. 6, архитектор И. Иванов-Шиц). 

В декоре главного фасада, совмещающем черты неоклассицизма и модерна, выделяется лоджия с шестиколонным ионическим портиком. 

В январе 1918 г. Купеческое собрание прекратило существование. Впоследствии в здании помещалась Совпартшкола, затем — Коммунистический университет имени Я. Свердлова. 

С 1938 г. в здании — театр имени Ленинского комсомола (ныне театр «Ленком»).
Основан в 1927 г. как Центральный театр рабочей молодёжи (ТРАМ), с 1938 г. – имени Ленинского комсомола, с 1990 г. – современное название. 
В 1933—37 гг. театр возглавлял режиссёр И. Судаков, в 1938—51 гг. художественным руководителем театра был И. Берсенев. С ним вместе пришли в театр актёры С. Бирман, Д. Вовси, С. Гиацинтова, Б. Оленин, Р. Плятт. Спектакли: «Нора» Г. Ибсена (1939), «Валенсианская вдова» Лопе де Веги (1940), «Парень из нашего города» К. Симонова (1941), «Живой труп» Л. Толстого (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), «Месяц в деревне» И. Тургенева (1944) и др. 
После смерти Берсенева театр в 1952 г. возглавляла Гиацинтова, в 1957 г. художественным руководителем стал С. Майоров, в 1960 г. — Б. Толмазов. 
В 1963 г. в театр пришёл А. Эфрос. Его спектакли «В день свадьбы» В. Розова (1964), «104 страницы про любовь» (1964) и «Снимается кино» (1965) Э. Радзинского, «Мой бедный Марат» А. Арбузова (1965), «Чайка» А. Чехова (1966), «Мольер» М. Булгакова (1966) становились событиями в театральной жизни Москвы. В работах Эфроса раскрылись актёрские дарования А. Дмитриевой, Л. Дурова, А. Збруева, О. Яковлевой. Однако в 1967 г. Эфрос был отстранён от руководства театром; вместе с ним из театра ушли многие актёры.
С 1973 г. театр возглавляет М. Захаров. Характерные для него широта жанрового и стилистического диапазона (от психологической драмы до мюзикла и от трагедии до сценической публицистики), энергия режиссёрской мысли вдохнули в театр новую жизнь. Спектакли Захарова вызывают неизменный интерес у московской публики: «Тиль» Г. Горина (по Ш. де Костеру, 1974), «Иванов» Чехова (1975), «Революционный этюд» М. Шатрова (1979), «"Юнона" и "Авось"» (музыка А. Рыбникова на стихи А.А. Вознесенского, 1981), «Мудрец» по А. Островскому, «Поминальная молитва» по Шолом-Алейхему (оба — 1989), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1992), «Чайка» Чехова (1994) и др. В спектаклях Захарова заявили о себе актёры А. Абдулов, А. Захарова, Н. Караченцов, И. Чурикова, Е. Шанина, О. Янковский; по-новому раскрылись такие опытные мастера, как Л. Броневой, В. Ларионов, Е. Леонов, Т. Пельтцер, Е. Фадеева. 

Театр работает в здании бывшего Купеческого собрания.

Здание клуба Московского купеческого собрания построено в 1907–1909 годах по проекту архитектора И. Иванова-Шица (при участии В. Олтаржевского). 

В 1912–1914 годах по проекту архитекторов В. Адамовича и В. Маята к зданию была сооружена задняя пристройка.

До Октябрьской революции в здании проходили собрания московского купечества, игрались музыкальные и драматические спектакли, давались музыкально-вокальные дивертисменты, здесь бывали деятели культуры, представители аристократических фамилий, промышленники и меценаты. 

В октябре 1917 года в здании разместился политический клуб «Дом анархии», а после его разгона, который описан в романе А. Толстого «Хождение по мукам», здесь находилась Центральная школа партийной и советской работы. 

В 1919 году в здании был открыт Коммунистический университет имени Я. Свердлова, в котором несколько раз выступал В. Ленин, а в 1920 году прошел III съезд Российского коммунистического союза молодежи. Владимир Маяковский посвятил Свердловскому университету свои строки: «Здесь раньше купцы веселились ловко. Теперь университет трудящихся — Свердловка». 

В 1923 году в здании был открыт кинотеатр «Малая Дмитровка», где шли преимущественно зарубежные фильмы, а в 1926 году выступал выдающийся джазовый исполнитель Сидней Беше.

В 1933 году в здании начал работу театр рабочей молодежи (ТРАМ), преобразованный в 1938 году в театр имени Ленинского комсомола. 

С 1990 года он носит название «Ленком» (художественный руководитель с 1973 года М. Захаров). 

В марте 2007 года в помещении ночного клуба «911», располагавшегося в здании, произошёл сильный пожар, в результате которого погибло 10 человек. 

• Офисный центр (№ 7 или 7–9; бывший дом городской усадьбы 19 века, в советское время – психоневрологический диспансер и музей уникальных кукол). 

Бывший главный дом городской усадьбы последней трети 19 века (построен в 1864 году), занимавший всю ширину исторического домовладения, представляет собой каменный трехэтажный объем, асимметричный в плане, с подвалом и проездной аркой во двор в правой части фасада. 

Фасад здания эклектичен, сочетает в себе элементы классицизма и барокко. Его украшают лепные наличники окон, завершенных фигурными вставками и фронтонами, рустованные угловые пилястры, междуэтажные тяги под окнами первого и между первым и вторым этажом, декорированные аттик и фриз, фигурная композиция в тимпане главного ризалита.

В 1898 году дом был перестроен техником архитектуры Э. Юдицким. 

До середины 2000-х годов в этом здании располагался психоневрологический диспансер № 14 управления здравоохранения ЦАО и музей уникальных кукол. Здание было заявлено как объект культурного наследия, но так им и не стало.

В 2001 году мэром Москвы Ю. Лужковым было подписано постановление о реконструкции домов №№ 7 и 9 со строительством многофункционального офисного центра и выводом кожно-венерологического и психоневрологического диспансеров на Селезнёвскую ул. 

Оба дома были отреставрированы. В доме № 9 восстановлена лепнина, часть интерьеров отреставрирована, сохранена чугунная лестница.

В настоящее время является частью бизнес-центра, занимающего 3 здания по адресу: ул. Малая Дмитровка, 7-9. Однако таблички на фасадах исторических зданий гласят о том, что они имеют один номер: № 7.

• Офисный центр (№ 8, стр. 2).

• Детский музыкальный театр юного актера (№ 8, стр. 4; с 1988 года). 

Создан в 1988 году выпускником РАТИ (ГИТИС), ныне заслуженным артистом России Александром Фёдоровым. 

В 1996 году ДМТЮА стал государственным учреждением культуры. 

За годы работы театр выпустил множество спектаклей и концертных программ, побывал с гастролями во многих странах Мира, участвовал в зарубежных фестивалях: «Славянский базар», Ехро - 2000 (Германия), «Ривер фест» (США), фестивале университета г. Нанси (Франция), дважды во Всемирном фестивале детских театров в Лингене (Германия) и в Гаване (Куба).

Театр расположен в подвале жилого дома.

• Бизнес-центр «Малая Дмитровка, 10». 

Четырёхэтажное здание c флигелями по красной линии было реконструировано в 1996 году с сооружением монолитного фундамента, заменой перекрытий на железобетонные и устройством подземной автостоянки.

В начале 1900-х годов на территории усадьбы находилось Общество покровительства животным с больницей и приютом.

• Бутик-отель Golden Apple (№ 11/10). 

В этом доходном доме, принадлежащем домовладельцу А. Шешкову, в апреле 1899 года в квартире № 14 поселился А. Чехов. Вход в квартиру был с Дегтярного пер. 25 августа того же года Чехов уехал в Ялту, откуда вернулся в этот дом в октябре 1900 года и жил здесь перед отъездом в Ниццу до 10 декабря. 

В гостях у Чехова бывали писатели Л. Толстой, А. Горький, И. Бунин, В. Гиляровский, театральные деятели К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, психиатр Г. Россолимо, актёры А. Южин и О. Книппер, художник И. Левитан. 

В этой квартире также жила сестра писателя, Мария, преподававшая в гимназии Ржевской. 

К. Станиславский в своих воспоминаниях оставил описание комнаты Чехова: «Самый простой стол посреди комнаты, такая же чернильница, перо, карандаш, мягкий диван, несколько стульев, чемодан с книгами и записками — словом, только необходимое и ничего лишнего. Со временем комната пополнилась несколькими эскизами молодых художников, всегда талантливыми, новыми по направлению и простыми. Рядом с его комнатой часто шумел самовар, а вокруг чайного стола, точно калейдоскоп, сменялись посетители. Одни приходили, другие уходили».

В 1910 году дом был надстроен тремя этажами по проекту архитектора К. Розенкампфа.

Долгие годы в советское время дом являлся жилым. 

В 1997 году постановлением Московской городской думы здание доходного дома было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации.

В 2000 году из дома были отселены жители и было принято решение о реконструкции здания под нежилое. 

В процессе реконструкции здание пришло в предаварийное состояние, в связи с чем в проект реконструкции вносились некоторые изменения. 

С 2004 года в реконструированном здании находится бутик-отель с 92 номерами, рестораном, оздоровительным клубом.

• Бывшая городская усадьба (главный дом и флигель) Шубиных (№ 12, конец 18 — начало 19 веков; здесь в 1833-34 годах жил декабрист, участник Отечественной войны 1812 года М. Орлов, у которого бывали А. Пушкин и Е. Баратынский; в доме находилась Рисовальная школа, влившаяся впоследствии в Строгановское училище, гимназия О. Мещерской и другие учебные заведения. В 1890-х годах в доме действовало «Драматическое училище А. Федотова», «Музыкальные классы Н. Кленовского», читались платные публичные лекции об искусстве и литературе. В ноябре 1898 года родная сестра А. Чехова Мария сняла здесь, в «доме Владимирова» (правый флигель усадьбы), четыре маленьких комнаты, которые выходили в Успенский переулок, и переехала в них вместе с матерью. В начале апреля 1899 года по приезде из Ялты в квартире сестры ненадолго останавливался А. Чехов; в 1920-х годах здание занимал Московский институт журналистики, впоследствии Всесоюзный коммунистический институт журналистики им. «Правды»).

Территория и застройка этой усадьбы сформировались в конце XVIII — начале XIX века на месте трёх небольших владений, выгоревших во время пожара в 1773 году. К 1823 году, когда городская усадьба принадлежала Шубиным, здесь уже существовал классический ансамбль, в основном сохранившийся до нашего времени: главный дом с деревянным вторым этажом и широким пятиоконным мезонином, стоящий на красной линии Малой Дмитровки, фланкированный флигелями, соединёнными с главным домом кирпичной оградой. Одноэтажный левый флигель, с надстроенной в 1834 году передней частью, замыкает двор усадьбы с севера; двухэтажный правый флигель, перестроенный в 1892 году архитектором В. Н. Карнеевым, имеет небольшое скругление и фиксирует угол Малой Дмитровки и Успенского переулка. В начале XIX века главный дом имел ампирный фасад и шестиколонный портик.

Здесь в 1833—1834 годах жил декабрист, участник Отечественной войны 1812 года М. Ф. Орлов, у которого бывали А. С. Пушкин и Е. А. Баратынский.
Во второй половине XIX века имение становится доходным: дом и флигели были поделены на квартиры, а в левом флигеле одно время помещалась пивная и винная лавки. Наружный вид усадьбы сохранялся до 1893 года, когда по проекту архитектора А. Е. Ниссельсона был разобран портик главного дома. В течение многих лет в доме находилась Рисовальная школа, влившаяся впоследствии в Строгановское училище, гимназия О. Н. Мещерской и другие учебные заведения. В 1890-х годах в доме действовало «Драматическое училище А. Ф. Федотова», «Музыкальные классы Н. С. Кленовского», читались платные публичные лекции об искусстве и литературе. В ноябре 1898 года родная сестра А. П. Чехова Мария Павловна сняла здесь, в «доме Владимирова» (правый флигель усадьбы), четыре маленьких комнаты, которые выходили в Успенский переулок, и переехала в них вместе с матерью. В начале апреля 1899 года по приезде из Ялты в квартире сестры ненадолго останавливался А. П. Чехов, сняв через несколько дней квартиру в доме Шешкова (Малая Дмитровка, дом 11).

В 1905 году по заказу домовладельца А. Е. Владимирова архитектором С. М. Жаровым усадьба была заново отделана с использованием на фасаде главного дома богатого лепного декора, но практически без изменений его ампирных членений. В подоконных нишах мезонина были оформлены панно на античные темы. В том же году подверглись реконструкции интерьеры — главным парадным помещением дома стал новый зал между дворовыми ризалитами, с богатым лепным плафоном, имитирующим резное дерево и асимметричным многоколонным вестибюлем. Обработка интерьеров главного дома в основном сохранилась до наших дней.

В 1905—1906 годах С. М. Жаров проводил также работы на северном флигеле (стр. 3), построенном в 1810-х годах.

В 1920-х годах здание занимал Московский институт журналистики (впоследствии Всесоюзный коммунистический институт журналистики им. «Правды» — ВКИЖ), среди преподавателей которого были А. В. Луначарский, А С. Бубнов, В. М. Фриче, М. С. Ольминский, Б. М. Волин, П. С. Коган и другие. В числе студентов института того времени были будущий драматург А. Н. Афиногенов и поэт И. П. Уткин.

В 1997 году постановлением Московской городской думы здания главного дома, флигелей и служб были отнесены к перечню памятников истории и культуры разрешённых к приватизации. В мае 2007 года главный дом усадьбы, а также южный флигель и ограда с воротами, выходящими на Малую Дмитровку, приняты под государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия», северный флигель также входит в предмет охраны.

Территория и застройка этой усадьбы сформировались в конце 18 – начале 19 веков на месте трёх небольших владений, выгоревших во время пожара в 1773 году. 

К 1823 году, когда городская усадьба принадлежала Шубиным, здесь уже существовал классический ансамбль, в основном сохранившийся до нашего времени: главный дом с деревянным вторым этажом и широким пятиоконным мезонином, стоящий на красной линии Малой Дмитровки, фланкированный флигелями, соединёнными с главным домом кирпичной оградой. 

Одноэтажный левый флигель, с надстроенной в 1834 году передней частью, замыкает двор усадьбы с севера; двухэтажный правый флигель, перестроенный в 1892 году архитектором В. Карнеевым, имеет небольшое скругление и фиксирует угол Малой Дмитровки и Успенского переулка. 

В начале 19 века главный дом имел ампирный фасад и шестиколонный портик.

Здесь в 1833–1834 годах жил декабрист, участник Отечественной войны 1812 года М. Орлов, у которого бывали А. Пушкин и Е. Баратынский.

Во второй половине 19 века имение становится доходным: дом и флигели были поделены на квартиры, а в левом флигеле одно время помещалась пивная и винная лавки. Наружный вид усадьбы сохранялся до 1893 года, когда по проекту архитектора А. Ниссельсона был разобран портик главного дома. 

В течение многих лет в доме находилась Рисовальная школа, влившаяся впоследствии в Строгановское училище, гимназия О. Мещерской и другие учебные заведения. 

В 1890-х годах в доме действовало Драматическое училище А. Федотова, Музыкальные классы Н. Кленовского, читались платные публичные лекции об искусстве и литературе. 

В ноябре 1898 года родная сестра А. Чехова Мария сняла здесь, в доме Владимирова (правый флигель усадьбы), 4 маленьких комнаты, которые выходили в Успенский переулок, и переехала в них вместе с матерью. 

В начале апреля 1899 года по приезде из Ялты в квартире сестры ненадолго останавливался А. Чехов, сняв через несколько дней квартиру в доме Шешкова (ул. Малая Дмитровка, 11).

В 1905 году по заказу домовладельца А. Владимирова архитектором С. Жаровым усадьба была заново отделана с использованием на фасаде главного дома богатого лепного декора, но практически без изменений его ампирных членений. В подоконных нишах мезонина были оформлены панно на античные темы. В том же году подверглись реконструкции интерьеры, главным парадным помещением дома стал новый зал между дворовыми ризалитами, с богатым лепным плафоном, имитирующим резное дерево и асимметричным многоколонным вестибюлем. Обработка интерьеров главного дома в основном сохранилась до наших дней.

В 1905—1906 годах С. М. Жаров проводил также работы на северном флигеле (строение 3), построенном в 1810-х годах.

В 1920-х годах здание занимал Московский институт журналистики (впоследствии Всесоюзный коммунистический институт журналистики им. «Правды» (ВКИЖ), среди преподавателей которого были А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, В. М. Фриче, М. С. Ольминский, Б. М. Волин, П. С. Коган и другие. В числе студентов института того времени были будущий драматург А. Н. Афиногенов и поэт И. П. Уткин.

В 1997 году постановлением Московской городской думы здания главного дома, флигелей и служб были отнесены к перечню памятников истории и культуры разрешённых к приватизации. В мае 2007 года главный дом усадьбы, а также южный флигель и ограда с воротами, выходящими на Малую Дмитровку, приняты под государственную охрану как выявленный объект культурного наследия, северный флигель также входит в предмет охраны. 

Планируется реконструкция под оздоровительный центр.

– Стр. 1. Южный флигель усадьбы Шубиных с воротами.

– Стр. 2 – Главный дом.

– Стр. 3. Северный флигель усадьбы Шубиных, 1810-е гг., 1905–1906 гг., архитектор С.М. Жаров. В настоящее время здание представляет из себя руины. Во времена Ю. М. Лужкова его пытались снести.

• АНО торгово-промышленной палаты «Союзэкспертиза» (№ 13/17, 19 век, бывший особняк Е. Залогиной). 

Крупнейшая и старейшая в России независимая инспекционная компания в области контроля качества, экспертизы, оценки и сертификации товаров и услуг.

Двухэтажный классический особняк начала 19 века простого кубического объема на углу Малой Дмитровки и Дегтярного пер. 

Бывший особняк Е. Залогиной.

В 1840-х годах здесь под надзором полиции жила Е. Лачинова, жена кавказского генерала Н. Лачинова, автор (под псевдонимом Е. Хамар-Дабанов) романа-памфлета «Проделки на Кавказе» (1844 г.), запрещенного и уничтоженного цензурой. В число персонажей «Проделок на Кавказе» Е. Лачинова ввела в том числе лермонтовских героев из романа «Герой нашего времени» Печорина и Грушницкого.

В 1904 году по проекту архитектора К. Гиппиуса здание было перелицовано в стиле рационального модерна керамической плиткой цвета светлой охры с более светлыми плоскими изображениями архитектурных деталей: горизонтальных тяг, наличников, подоконных полочек, филенок. Аналогично оформлены службы во дворе, перестроенные из более ранних построек.

• Школа–интернат (№ 14; бывшая городская усадьба Алексеевых, 19 век, затем — Московское общество велосипедистов-любителей и 1-я опытная станция Главсоцвоспитания Наркомпроса по изучению педагогического процесса и окружающей среды и Педагогическая выставка по народному образованию). 

Владение состоит из главного дома (№ 14, стр. 1) и жилого флигеля (№ 14, стр. 2) построенных в 1-й трети 19 века. Главный дом подвергался перестройкам в 1870 году и в 1890-е годы (архитектор И. Залесский), жилой флигель — в 1840 году архитектором Н. Козловским.

В 1850-х и начале 1860-х годов усадьба принадлежала профессору С. Баршеву, декану юридического факультета МГУ в 1847—1863 годах. 

С конца 1890-х годов владение принадлежало Алексеевым. В это время в доме размещалось Московское общество велосипедистов-любителей, одним из учредителей которого был выдающийся инженер В. Шухов. 

В 1920-х годах здесь находилась 1-я опытная станция главсоцвоспитания Наркомпроса РСФСР по изучению педагогического процесса и окружающей среды и педагогическая выставка по народному образованию.

В настоящее время в главном доме городской усадьбы размещается посольство Словении в России. 

В здании жилого флигеля располагается специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 22 для слабослышащих и позднооглохших детей.

• Посольство Словении (№ 14, стр. 1). 

Владение состоит из главного дома (№ 14, стр. 1) и жилого флигеля (№ 14, стр. 2) построенных в 1-й трети 19 века. Главный дом подвергался перестройкам в 1870 году и в 1890-е годы (архитектор И. Залесский), жилой флигель — в 1840 году архитектором Н. Козловским.

В 1850-х и начале 1860-х годов усадьба принадлежала профессору С. Баршеву, декану юридического факультета МГУ в 1847—1863 годах. 

С конца 1890-х годов владение принадлежало Алексеевым. В это время в доме размещалось Московское общество велосипедистов-любителей, одним из учредителей которого был выдающийся инженер В. Шухов. 

В 1920-х годах здесь находилась 1-я опытная станция главсоцвоспитания Наркомпроса РСФСР по изучению педагогического процесса и окружающей среды и педагогическая выставка по народному образованию.

В настоящее время в главном доме городской усадьбы размещается посольство Словении в России. 

В здании жилого флигеля располагается специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 22 для слабослышащих и позднооглохших детей.

• Московский Художественно-Промышленный институт (№ 14, стр. 4). Двухэтажное с бельведером кирпичное отштукатуренное здание 19 века.

Дизайнерский ВУЗ, участник и победитель творческих конкурсов на создание жилых объектов и парковых зон в Москве, разработчик рекламной продукции от полиграфии до сложных наружных конструкций. 

Основан в 1998 году. 

• Офисные здания (№№ 16, стр. 3, 4 и 5).

• БЦ Астин-Ком (№ 16, стр. 6). В здании размещается фонд Линия Жизни, коллегия адвокатов Князев и партнеры, Архитектурная мастерская Сергея Эстрина, ГК Энергопром, ПраймФинансБанк, агентство MediaProNet и др. 

В советское время тут была типография.

• Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок (№ 16, стр. 6а).

• Главный дом бывшей усадьбы А. Саймонова (№ 18, 18 век, реконструкция 2000-х годы; бывший райком комсомола Свердловского района). 
Ансамбль классической усадьбы на Малой Дмитровке складывался на протяжении второй половины XVIII – XIX веков.
Главный усадебный дом расположен в глубине участка, на красную линию улицы выходят два симметрично стоящих флигеля, соединенные с домом арочными переходами. Своим изящным дорическим портиком дом обращен в курдонер, отделенный от улицы оградой с воротами. В основе главного дома – палаты середины XVIII века, перестроенные в классический усадебный дом в 1780 х годах предположительно по проекту архитектора Николая Александровича Львова.
В первой половине XIX века усадьбой владел помещик Александр Николаевич Соймонов, племянник статс-секретаря Императрицы Екатерины II Петра Александровича Соймонова. В усадьбе в это время часто бывал и жил известный литератор, поэт и библиофил Сергей Александрович Соболевский, внебрачный сын А.Н. Соймонова (отец «за значительное денежное пожертвование» приписал сына к польскому дворянскому роду Соболевских).
Соболевский был известен как коллекционер редких книг, библиограф, знаток многих языков, журналист, а также как автор язвительных эпиграмм («неизвестный сочинитель всем известных эпиграмм»). Он был близким другом Александра Сергеевича Пушкина, который, вероятно, также посещал усадьбу на Малой Дмитровке. С Пушкиным он познакомился, когда ему было 15 лет, и это знакомство быстро переросло в крепкую дружбу. Соболевский был литературным советчиком Пушкина, помогал поэту издавать его произведения, привозил ему из-за границы новые книги (в том числе запрещенные в России сочинения Адама Мицкевича); несколько раз он спасал Пушкина от дуэльных поединков, выступая в роли миротворца. По мнению многих, Соболевский был единственным, кто мог бы предотвратить роковую дуэль Пушкина с Дантесом, но «к несчастью, Соболевский в тот год в Европах жил». После гибели Пушкина он хлопотал о материальной помощи для его семьи, потом занимался публикацией пушкинских писем и материалов для его биографии.
Соболевский общался и дружил также с Евгением Баратынским, Дмитрием Веневитиновым, Петром Киреевским, Владимиром Одоевским и другими, а также с представителями младшего поколения писателей – Николаем Гоголем, Иваном Тургеневым, Львом Толстым.
В 1820 х годах в усадьбе жил также Михаил Фотиевич Митьков, приходившийся Соймонову племянником. Герой войны 1812 года, участник взятия Парижа в 1814 году, полковник, он позже стал активным членом Северного тайного общества; здесь, у него на квартире, проходили некоторые собрания будущих декабристов. После подавления восстания на Сенатской площади, Митьков был арестован и приговорен судом к каторжным работам. Он был сослан в Сибирь, где после отбытия каторги поселился в Красноярске и занимался метеорологией до самой смерти в 1849 году.
В 1850 х годах усадьба на Дмитровке перешла к новой хозяйке – жене гвардии ротмистра В.Д. Ладыженской. При ней были несколько переделаны фасады усадьбы, в частности тосканский портик главного дома был заменен на дорический. В 1870 х годах, при новом владельце губернском секретаре А.В. Каншине, парадные интерьеры главного дома были частично перепланированы и переделаны по проекту архитектора Августа Вебера.
В советские годы усадьба была отдана под административные цели, здесь на протяжении многих десятилетий размещался Свердловский райком КПСС.
В 2000 х годах была проведена научная реставрация усадьбы. В главном доме отреставрировано и восстановлено внутреннее убранство интерьеров XIX века – парадная анфилада помещений первого и второго этажа с лепной отделкой интерьеров, росписью стен и потолков (в том числе «помпейской» росписью парадной лестницы), пилястрами из искусственного мрамора, деревянными панелями, печами и мраморными каминами, паркетными полами.
В настоящее время в усадьбе располагаются офисы.

Построен в 1780-х годах архитектором Н. Львовым. 

К 2009 г. осуществлена капитальная реставрация. 

Принадлежит структурам АФК «Система».

• Бывший дом М. Митькова (№ 18, стр. 1). 

В этом доме жил один из организаторов Северного тайного общества М. Митьков ((1822–1825) — декабристское общество, образовавшееся в Петербурге после роспуска «Союза благоденствия». Его члены подняли известное восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской пл. в Санкт-Петербурге). 

Сохранились архитектурно-художественные интерьеры 2-й половины 19 века.

• Бельгийский гастрономический паб Bruxelles (№ 18а). 

Бывший пивной ресторан «Старина Мюллер». 

Открыт после реконструкции здания в 2016 году.

• Офисный центр (№ 18а, стр. 3). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Универсальное здание (№ 20). Бизнес-центр «Дмитровка», Бизнес-центр «Школа журналистов», Центр образования за рубежом «Альбион», Ресторан «Нани», Cтейк-хаус «Бизон», Центр медиа-программ, школа телевизионного мастерства Владимира Познера, Интернет-радио «Свобода», Типография «ВеркЗигель», банки, офисы и др.

Ранее на этом месте располагались два строения № 22 и № 24.

Дом № 22 принадлежал поэту-петрашевцу А. Плещееву, который жил здесь в 1867–1874 годах. В 1860-х годах в доме квартировали артистка Малого театра Гликерия Федотова и ее муж драматург, актер и режиссер того же театра А. Федотов. В начале 20 века домом владела графиня А. Олсуфьева, обер-гофмейстерина великой княгини Елизаветы Федоровны. В разные годы в доме проживали актриса и режиссер О. Гзовская, оперная певица Большого театра К. Держинская и ученый-гистолог, профессор А. Румянцев.

В 1997 году было принято постановление Московской городской думы, которым здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешенных к приватизации.

Дом № 24 — в находившемся на этом месте угловом доме размещались лечебница, музыкальная школа Е. Калюжной и школа танцев, а также жили артисты московских театров. Здание было снесено в 1970-х годах.

В 1999 году мэр Москвы Ю. Лужков передал земельный участок, на котором находился дом № 22 и пустырь, где ранее находился дом № 24, образовательному учреждению «Школа телевизионного мастерства под руководством Познера В.» для строительства школьного и административного зданий. Решение Лужкова возмутило художников, входящих в жилищно-строительный кооператив «Колорит» мастерские, которые размещались в этом доме. Против строительства школы Познера выступили также жители района, ряд политических партий и общественных организаций, которые провели возле строящегося здания несколько акций протеста. В 2004 году после многочисленных жалоб прокуратура Москвы направила предписание В. Ресину и предостережение главному управлению охраны памятников Москвы по факту многочисленных нарушений в ходе строительства и угрозы уничтожения памятника архитектуры. Несмотря на это, памятник архитектуры был реконструирован и стал конструктивной частью нового здания по проекту архитекторов А. Бокова и М. Бэлица — теперь о здании напоминает только выглядывающая из офисного центра фасадная часть, выходящая на Малую Дмитровку и окружённая сверху, справа и слева современными железобетонными конструкциями (новое здание получило адрес ул. Малая Дмитровка, 20).

В 2007 году на пл.Курского вокзала неизвестные наклеили на билборд с социальной рекламой В. Познера «Я люблю Москву, которой почти больше нет: тихую, старую, со скрипом снега под ногами» напоминание телеведущему об уничтожении памятника: «П…деть не мешки ворочать, Володенька... Дом № 20 по Малой Дмитровке».

• Бизнес-центр «Берта Хаус» (№ 21/18, в том числе, бывший дом М. Мансуровой и владельца крупного текстильного предприятия в Родниках П. Красильщикова, 19 – начало 20 веков; после 1917 года – клуб «Коммуна», где проводились собрания коммунистов района. Позднее здание было передано Государственному институту журналистики). 

Одноэтажный ампирный особняк 19 века с жилым флигелем вдоль Старопименовского пер.за свою историю неоднократно перестраивался архитектором Степановым (1869 г., левая пристройка), архитектором С. Тропаревским (1880 г.), архитектором И. Каминским (1881 г.), архитектором Б. Эппингером (1890 г.).

С первой трети 19 века в отделке фасада частично сохранился классический декор в виде пилястр коринфского ордера и лепных фризов. 

Основная часть фасада облицована блестящей светло-кремовой керамической плиткой. 

До наших дней также сохранилось неоклассическое убранство зала, расположенного в угловой части особняка.

Во второй половине 19 века особняк принадлежал кавалерственной даме ордена св. Екатерины Марии Мансуровой (урождённой княжне Долгоруковой), которая вместе с дочерьми основала Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь. 

В 1860-х годах в доме жил жил профессор Московского университета, ботаник С. Рачинский, выпустивший первое издание в России книги Ч. Дарвина «Происхождение видов».

В начале 20 века дом принадлежал П. Красильщикову, одному из владельцев крупного текстильного предприятия в Родниках. 

В 1907 году по проекту архитектора И. Кузнецова был проведён капитальный ремонт особняка, осуществлены перестройки интерьеров дома. 

В 1912 году И. Кузнецовым были также осуществлены постройки во дворе особняка. 

В 1914–1916 годах вдова Красильщикова содержала здесь госпиталь, где обязанности сестёр милосердия выполняли её дочери. 

После революции семью выселили во флигель для слуг, а в особняке разместился клуб «Коммуна», где проводились собрания коммунистов района. 

Позднее здание было передано государственному институту журналистики (ГИЖ, позднее ВКИЖ).

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post477090534/

• Частный детский сад: дошкольное отделение частной средней школы «Виктория-2000» (№ 23/15, стр. 3). 

Бывший детский сад № 1951 комбинированного вида, ранее — детский сад № 513.

• Бывшая городская усадьба с конюшнями (№ 27, конец 18 — начало 19 веков; в 1840-1850-е годы в здании располагался салон В. Писемской, талантливой арфистки, весьма образованной женщины, посещавшей лекции историка литературы С. Шевырева и историка-медиевиста Т. Грановского. В салоне Писемской устраивались литературные и музыкальные вечера, на которых бывали писатели Н. Гоголь, П. Вяземский, Ф. Тютчев, Ф. Глинка, актер П. Садовский и другие. Здесь в 1843 году композитору Ференцу Листу, после завершения его концертов в Москве, был дан прощальный обед. В 1867-1868 годах в этом доме жил известный русский публицист И. Аксаков и помещалась редакция издаваемой им газеты «Москва». В 1878-1882 годах усадьба принадлежала семье русского архитектора Р. Клейна). 

Памятник архитектуры «Городская усадьба конца 18 — начала 19 века с флигелем и конюшнями». 

В 1840—1850-е годы в здании располагался салон В. Писемской, талантливой арфистки, образованной женщины, посещавшей лекции историка литературы С. Шевырёва и историка-медиевиста Т. Грановского. В салоне устраивались литературные и музыкальные вечера, на которых бывали писатели Н. Гоголь, П. Вяземский, Ф. Тютчев, Ф. Глинка, актёр П. Садовский и др. Здесь в 1843 году композитору Ференцу Листу, после завершения его концертов в Москве, был дан прощальный обед. 

В 1867—1868 годах в этом доме жил публицист И. Аксаков и помещалась редакция издаваемой им газеты «Москва». 

В 1878–1882 годах усадьба принадлежала семье архитектора Р. Клейна, автора здания ГМИИ им. Пушкина, торгового дома Мюр и Мерилиз и многих других построек в Москве.

В 1997 году постановлением Московской городской думы здания главного дома, флигеля и конюшен были отнесены к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. 

В 2003 году южный флигель городской усадьбы В. Писемской был исключен из списка вновь выявленных объектов культурного наследия в связи с полной физической утратой.

Сейчас тут Тверской филиал территориального центра социального обслуживания населения «Арбат».

• Отель "Che" (№ 29, стр. 3). 

Дом 1904 года постройки. 

В 1997 году был перестроен под офисное здание для ОАО "Авикос". 

Был офисом геофизической компании IGSS (холдинг "Интегра").

• Выставочный зал «Домик Чехова» (№ 29, стр. 4; 19 век, в 1890-х годах участок принадлежал московскому купцу и домовладельцу В. Фиргангу. После возвращения в 1890 году из поездки по Сахалину и до отъезда в 1892 году Мелихово в небольшом двухэтажном флигеле в правой части владения жил А. Чехов. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Короленко, Д. Григоровичем, В. Гиляровским, П. Боборыкиным, В. Немировичем-Данченко, историком Д. Мережковским, актерами А. Ленским и А. Южиным, художником И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. Чехова). «В этом доме в 1890-1892 г.г. жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов».

В 1890-х годах участок принадлежал московскому купцу и домовладельцу В. Фиргангу.

После возвращения в 1890 году из поездки по Сахалину и до отъезда в 1892 году Мелихово в небольшом двухэтажном флигеле в правой части владения жил А. Чехов. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Короленко, Д. Григоровичем, В. Гиляровским, П. Боборыкиным, В. Немировичем-Данченко, историком Д. Мережковским, актёрами А. Ленским и А. Южиным, художником И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. Чехова. 

Во второй половине 1910-х годов дом принадлежал потомственному почётному гражданину И. Рахманову.

В настоящее время здание является филиалом выставочного зала «Новый манеж» и носит название «Домик Чехова». Флигель, в котором жил А. Чехов.

Жилые дома:

5 этажей (№ 2-4, стр. 2; конец 19 века). На 1-м этаже – кофейни «Шоколадница» и «Кофеин», Ресторан «Китайчи» и др.

Был построен в 1886 году на месте старого кладбища с церковью, в качестве доходного дома. 

В 1930-е годы были надстроены два верхних этажа для секретаря Л. Кагановича. 

Ранее в торце здания располагалась детская библиотека. 

5 этажей (№ 8, стр. 1; начало 20 века, бывший доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря). На 1-м этаже – Салон индивидуального пошива мужской одежды Executive Fashions, Центр традиционной восточной медицины и др.

Построен в 1914–1915 годах по проекту архитектора В. Ерамишанцева по заказу Спасо-Влахернского женского монастыря. 

Здание обращает на себя внимание выразительной контрастной фактурой стен, имитирующей грубо обколотый гранит в двух нижних этажах и стилевым контрастом с главным фасадом бокового дворового неоштукатуренного фасада.

В доме жила оперная певица Е. Катульская, композитор Б. Шехтер. 

Во флигелях жили компаньон В. Чаплина архитектор В. Залесский, врач, инициатор открытия первой в Москве «Глазной больницы для бедных» К. Адельгейм, размещались различные издательства и типографии. 

Здесь в 1914 году печатался журнал «Рабочий труд» под редакцией революционера И. Скворцова-Степанова. 

В 1930-х годах здесь размещались художественно-производственные мастерские общества московских художников, председателем которых являлся живописец-авангардист А. Лентулов.

9 этажей (№ 15, 1990 год постройки). 

Ранее на этой территории находились три строения под № 15, 17 и 19:

№ 15 — в этом доме в 1880-х годах жил компаньон В. Чаплина по фирме «В. Залесский и В. Чаплин», известный архитектор В. Залесский, а в последние годы 19 — в начале 20 века — художники К. Коровин и В. Серов. В находившейся в доме мастерской работал М. Врубель, создавая картину «Демон».

№ 17 — в 1802 году в доме у Мосолова, стоявшем на этом месте, после смерти жены снял квартиру историк и писатель Н. Карамзин и начал выпускать журнал «Вестник Европы», в котором в 1814 году было опубликовано первое стихотворение А. Пушкина «К другу стихотворцу». В 1815 году у Карамзина на Малой Дмитровке с середины января по начало марта останавливался поэт В. Жуковский. 

№ 19 — в начале 20 века дом принадлежал отставному гвардии штабс-ротмистру А. Шильдбаху. Он был сыном основателя Московского кредитного общества К. Шильдбаха, позднее сам возглавлял это общество. В 1901 году стал одним из основателей Московского общества любителей лыжного спорта, на базе которого в 1911 году возникла сначала футбольная секция, а позднее — футбольный клуб «ЦСКА».

4 этажа (№ 18б). 2016 год постройки. 

Клубный дом на 10 апартаментов с собственным выходом в cад «Эрмитаж». Для отделки фасадов здания в Москву из Италии доставили около 12 тонн бронзы стоимостью 1,5 миллиона евро. 1 апартамент стоит почти 5 $ млн.

5 этажей (№ 23/15; начало 20 века, бывший доходный дом В. Костяковой). ЖСК «Рублёвское шоссе». На 1-м этаже – Кафе-бар «23/15», Ресторан бурятской кухни и этнокультурный центр «Сэлэнгэ» и офисы.

На этом месте в 1740-х годах находилась шёлково-ткацкая фабрика Ильи Красноселова, а в 1750-х годах в старых палатах располагалась шпалерная фабрика Мартина Ботлера, обладавшего монопольным правом на производство полотняных и бумажных шпалер. 

В 1760-х годах владение принадлежало известному фабриканту и английскому купцу И. (Джону) Томесу. 

Во время московского пожара в 1812 году все строения сгорели. 

С 1837 года владение (также включало дом № 25) принадлежало декабристу, члену Союза благоденствия И. Фонвизину. 

В этом доме у Фонвизина бывал писатель Н. Гоголь. 

В 1849–1852 годах в доме жил член Московской управы Северного тайного общества декабрист И. Горсткин. 

11 мая 1853 года, через месяц после смерти И. Фонвизина, в этом доме на один день остановился его брат, декабрист М. Фонвизин. Здесь с ним встретился генерал А. Ермолов и другие друзья и соратники декабриста.

В 1850–1860-х годах это владение перешло к Бибиковым. 

Дом Бибиковых был своеобразным фамильным музеем, связанным с жизнью декабристов. М. Бибиков приходился племянником декабристу М. Муравьёву-Апостолу, а его супруга С. Бибикова была дочерью декабриста, автора «Конституции» Н. Муравьёва. Здесь собирались на «пятницах» прибывшие в Москву С. Волконский, С. Трубецкой, И. Якушкин, А. Поджио и другие декабристы. 

В 1873 году дом посетил писатель Л. Толстой. 

Во владении дома был огромный сад, который ещё в 1820-х годах был местом уединённого пребывания и отдыха декабристов.

Большой пятиэтажный доходный дом был построен на месте прежних владений в 1909 году по проекту архитектора К. Розенкампфа. 

В здании разместилась женская гимназия В. Потоцкой, преподавателями в которой были известные педагоги Н. Чехов, П. Коган, В. Стражев и др. 

В доме жил архитектор В. Воейков, автор нескольких доходных домов в Москве, северного крыла здания Политехнического музея, гостиницы «Метрополь».

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post477089955/

5 этажей (№ 23/15, стр. 2; начало 20 века). На 1-м этаже – стоматология, центр восточной медицины.

7 этажей (№ 25, стр. 1; начало 20 века, бывший доходный дом архитектора Г. Гельриха; здесь жили: микробиолог, физиолог растений, профессор Н. Худяков; народная артистка СССР, актриса театра и кино А. Зуева; советский авиаконструктор В. Петляков; здесь, после выселения из собственного особняка и долгих скитаний по Москве, у своей дочери В. Тонковой в квартире № 22 поселился и прожил последние годы жизни архитектор Ф. Шехтель; после возвращения в 1923 году из эмиграции в этом доме жил и работал над романом «Петр I» писатель А. Толстой). 

На месте этого здания и соседнего № 27 (городская усадьба В. Писемской) в конце 18—начале 19 веков находились 2 дома — двухэтажный каменный и одноэтажный деревянный, принадлежавшие секретарю городского магистрата А. Григорьеву, отцу литературного критика А. Григорьева. Оба дома сгорели во время московского пожара 1812 года.

В отстроенном заново здании в 1880-е годы располагалась редакция основанного журналистом и переводчиком В. Лавровым журнала «Русская мысль», в котором сотрудничали русский историк В. Ключевский, писатели Н. Лесков, К. Случевский, . Боборыкин, М. Горький, Д. Григорович, Д. Мамин-Сибиряк, А. Чехов и многие другие. 

В начале 20 века владение принадлежало княгине М. Меншиковой-Корейш из знаменитого рода Меншиковых.

Современное семиэтажное здание, фасад которого выделяется симметричными эркерами и декорированными барельефами на античные темы, построено в 1913 году по проекту архитектора Г. Гельриха. 

Доходным домом вплоть до 1916 года владел сам архитектор Г. Гельрих. 

Здание примыкает левой стороной к построенному четырьма годами ранее дому № 23/15. 

В разные годы здесь жили: микробиолог, физиолог растений, профессор Н. Худяков; актриса театра и кино А. Зуева; авиаконструктор В. Петляков, спроектировавший четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик Пе-8 (в память об авиаконструкторе на доме установлена мемориальная доска).

Здесь, после выселения из собственного особняка и долгих скитаний по Москве, у своей дочери В. Тонковой в квартире № 22 поселился и прожил последние годы своей жизни выдающийся архитектор Ф. Шехтель. 

После возвращения в 1923 году из эмиграции в этом доме жил и работал над романом «Пётр I» писатель А. Толстой.

В январе 2018 года с подъездов дома сбили атлантов и другой декор, а всё заложили плиткой. И внутри домавсё переделали – не осталось даже лестничных оград. Тут хотят открыть отель.

6 этажей (№ 29, стр. 1; начало 20 века). В доме находится общественная организация «Российский союз писателей» и офисы.

В 1744 году владение принадлежало архитектору И. Бланку, а затем его сыну, одному из первых по времени архитекторов раннего классицизма К. Бланку, автору Воспитательного дома и храма великомученицы Екатерины на Всполье в Москве.

В 1890-х годах участок принадлежал московскому купцу и домовладельцу В. Фиргангу.

В шестиэтажном доходном доме, построенном в 1910 году по проекту архитектора И. Кондратенко, жили оперный певец, солист Большого театра А. Алексеев и историк С. Фортунатов.

Нумерация зданий не полностью строгая.

Достопримечательности:

Православный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (№ 4).

Театр «Ленком» (№ 6).

Детский музыкальный театр юного актера (№ 8, стр. 4).

Выставочный зал «Домик Чехова» (№ 29, стр. 4).

Здания 18 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Пушкинская» пешком или на троллейбусе № 3 (проезжает всю улицу).


Видео:




Состояние на 25.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий