Расположение:
Улица проходит по районам Соколиная Гора и Перово (ВАО) от 5-й улицы Соколиной Горы и Окружного проезда до шоссе Энтузиастов.
Проходит вдоль окружной железной дороги (у бывшей грузовой станции Лефортово).
Недалеко – метро «Шоссе Энтузиастов».
Описание:
Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 1 км.
Фактически является проездом.
История:
До 1967 года – часть Окружного проезда.
Улица названа в 1967 году в честь революционера, командира отряда красногвардейцев депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги, расположенного рядом с этой улицей, Порфирия Уткина. (1892-1919), который погиб в бою. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_169.html.
Рядом ведется строительство ЧТК и часть улицы перекрыта для проезда автотранспорта (от Гаражной улицы до шоссе Энтузиастов).
Нежилые объекты:
• Детский сад № 1422 (№ 39б). Трехэтажное панельное типовое здание 2012 года постройки.
• Инженерно-технический центр «Соколиная гора» и диспетчерская (№ 40а). Двухэтажное кирпичное здание 1970 года постройки.
• Станция Лефортово и пристанционные служебные строения.
Станция Лефортово расположена на территории Восточного административного округа города Москвы между Измайловским парком и районом Соколиная Гора. Название связано с расположением станции на территории бывшего третьего Лефортовского земского района.
В конце 19 века район Лефортово был ограничен двумя радиальными железнодорожными ветками: Московско-Курской и Московско-Казанской железной дороги. Район был достаточно развит в плане промышленности: основанная в 1869 году кузнечно-слесарная мастерская А. Дангауэра к 1873 году превратилась в Котельный механический и медно-аппаратный завод Дангауэра и Кайзера. После революции завод был национализирован, получил название "Компрессор" и перепрофилирован под производство холодильного оборудования. Однако исторический топоним, связанный с именем основателя завода, закрепился в названии рабочего поселка при обновленном заводе, построенном в 1931 году группой архитекторов под руководством М. Мотылёва. В настоящее время жилой ансамбль "Дангауэровка" является выявленным объектом культурного наследия, максимально сохранившим в себе черты советского архитектурного авангарда.
В 1881 году в районе Лефортово для увеличения перерабатывающей мощности Казанского направления была построена новая сортировочная станция Перово Московско-Рязанской ж/д и главные вагонные мастерские (ныне Московский локомотиворемонтный завод). Это предопределило необходимость строительства на границе района Лефортово возле Владимирского шоссе (ныне Шоссе Энтузиастов) станции Московской окружной железной дороги и соединительной ветви № 10 для обмена вагонами с Московско-Казанской (через станцию Перово) и Нижегородской ж/д (по станции Кусково, ныне Горьковское направление Московской ж/д).
Сегодня ансамбль станции Лефортово состоит из пассажирского здания, жилого дома и здания путевой казармы.
Одноэтажное пассажирское здание построено по типовому проекту и повторяется на станциях Ростокино и Угрешская. В средней его части находился зал ожидания, отмеченный на фасаде тремя высокими окнами с полуциркульным завершением, в боковом крыле – контора начальника станции и телеграф. Отдельно отмечается удобное расположение батарей для питания телеграфа: в подвальной части здания, а не в одной комнате с телеграфным аппаратом, что считалось вредным для здоровья телеграфистов.
В жилом доме были предусмотрены квартиры и комнаты для всего персонала: от начальника станции до сторожа и дворника. Фрагментарно на фасаде жилого дома сохранились столярные оконные заполнения 1900-х годов с мелкой расстекловкой.
Казарма расположена в южной части комплекса и является одной из одиннадцати сохранившихся казарм, возведенных на МОЖД. Исторически здание располагалось по адресу: Шоссе Энтузиастов, д.42А. В связи со строительством Четвертого транспортного кольца казарма была перенесена на новое место – к пассажирскому зданию станции, которое сохранило свое первоначальное архитектурное оформление.
– Железнодорожный вокзал станции Лефортово Малого кольца Московской железной дороги. Построен в 1903–1908 гг. Архитектор А. Померанцев, инженеры Л. Проскуряков, С. Карейша.
– Бывшая казарма станции Лефортово. Построена в 1903–1908 гг. Архитектор А. Померанцев, инженеры Л. Проскуряков, С. Карейша.
– Бывший жилой дом станции Лефортово (№ 40). Двухэтажное кирпичное здание построено в 1903–1908 гг. Архитектор А. Померанцев, инженеры Л. Проскуряков, С. Карейша. Теперь тут офисы.
– Трехэтажное служебное здание (№ 40б). Построено в 1965 году, перестроено в 2012 году. Это стилизованный под старину новодел.
–Двухэтажное служебное здание (№ 42). Построено в 1940 году.
• Офисные здания (№ 48 с несколькими строениями).
Бывший завод «Электропривод». Завод занимался автоматизированным проектированием и производством НКУ для электроприводов буровых установок, энергетики, промышленности, транспорта, ЖКХ и других отраслей, преобразователей частоты различных направлений.
Территория и помещения сдаются в аренду. Главное четырехэтажное здание 1965 года постройки. В строении № 48, стр. 4 есть универсам.
Гаражи и автостоянки.
Жилые дома (только по нечетной стороне):
Общая хар-ка: 4 и 5 этажей (1950-е – 1960-е годы постройки); 9 этажей (1972 год постройки).
5 этажей (№№ 37 и 38). 1960 год постройки. Блочные.
5 этажей (№№ 39 и 41а). 1960 год постройки. Кирпичные.
5 этажей (№ 39а). 1962 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 41б). 1958 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 44). 1959 год постройки. Кирпичный.
4 этажа (№ 44а). 1956 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 45). 1966 год постройки. Блочный.
9 этажей (№ 45а). 1972 год постройки. Кирпичный.
Нумерация домов нестрогая.
Достопримечательностей и зон отдыха нет.
Перспективы развития:
Дома №№ 37, 38, 39, 39а, 41а, 41б, 44, 44а и 45 будут снесены в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.
Проезд:
От метро
«Шоссе Энтузиастов» на автобусах №№ 36, 83 и 141 (проезжают всю улицу).
Видео:
Состояние на 23.6.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий