суббота, 1 октября 2016 г.

Боровицкая площадь

Расположение:

Площадь находится в Тверском и Хамовническом районах (ЦАО) между Большим Каменным мостом, Манежной улицей, Волхонкой, Моховой и Знаменкой напротив Боровицких ворот Кремля и южной оконечности Александровского сада, рядом с Москвой-рекой. 

Улицы Моховая и Знаменка, пересекая площадь, образуют магистраль, выходящую на Большой Каменный мост, соединяющий левый берег Москвы-реки с Замоскворечьем. Кроме этого, на площадь выходит Боровицкая улица Кремля. 

С моста есть съезд на Кремлевскую набережную.

Описание:

От улицы Знаменка организовано 4-полосное движение в сторону Замоскворечья, здесь же находится 2-полосные съезд на улицу Волхонка и выезд с нее. Противоложное движение к центру проходит по Моховой улице: 4-полосное движение из Замоскворечья сливается с 3-полосным съездом от Кремлевской набережной. 

Манежная и Боровицкая улицы для автомобильного движения закрыты. 

Тротуары – с 2-х сторон. 

Озеленение слабое.

История:
Боровицкая площадь между Большим Каменным мостом, улицами Манежной, Моховой, Знаменкой, Волхонкой; прилегает к Боровицким воротам Кремля. От Боровицких ворот через р. Неглинку был перекинут деревянный Боровицкий мост, от которого в 14—15 вв. начиналась Знаменка, где стоял загородный двор князя И. Патрикеева (в 1493 г. двор снесён по указу великого князя Ивана III о расчистке 110-саженной полосы под кремлёвскими стенами в противопожарных целях). 
В 16 в. по повелению царя Ивана IV Грозного между Троицкими и Боровицкими воротами был разбит Аптекарский сад, близ которого, вероятно, уже в 16 в. находилась стрелецкая слобода. 
Со стороны Троицких ворот лежало незастроенное пространство, где в 18 в. хранились строительные материалы для Большого Кремлёвского дворца. 
После упразднения слободы в 1699 г. её земли перешли в частные руки. Вблизи Боровицких ворот дворы были пожалованы Никите Зотову и Афанасию Вяземскому. 
В последней четверти 18 в. Боровицкую площадь занимали немногочисленные лавки и частные дворы, главным образом служителей кремлёвских церквей (в том числе отца архитектора В. Баженова). 
Фактически площадь образовалась после строительства нового Большого Каменного моста и сноса первых домов по Знаменке (1938); в 1972 г. снесены последние дома по Моховой улице. Ныне оформленная архитектурно-градостроительно Боровицкая площадь представляет собой транспортную развязку у Большого Каменного моста.
В начале 18 века на месте современной площади стояли дворы Никиты Зотова и Афанасия Вяземского. 

К концу 18 века здесь находились несколько торговых лавок и дворы церковнослужителей кремлевских храмов. 

Площадь как свободное пространство образовалась в конце 1930-х годов после сноса домов в начале Знаменки.

До 1956 года – площадь Боровицких Ворот.

Площадь названа в 1956 году по прилегающим к ней Боровицким воротам в Боровицкой башне Кремля..

Нежилые объекты:

Боровицкая башня — памятник архитектуры 15 века. Ее высота — 50, 7 метров. Внутри нее находятся единственные постоянно действующие проездные ворота в Кремль.
Легенд происхождения названия башни несколько. По одной из них, она названа в честь одно из семи холмов — Боровицкого. По другой версии — здание возводили рабочие из Боровска. В их честь и решили назвать башню. В 1658 году ее переименовали в Предтеченскую, но название не прижилось среди москвичей.
Ранее на месте нынешней башни стояла другая, с таким же названием. Новое сооружение построили в 1490 году. Автором его выступил итальянский архитектор Пьетро Солари. Оно использовалось, как проезд к хозяйственным помещениям Кремля.
Изначально в основе Боровицкой башни стоял четверик с деревянным шатром. Во второй половине 17 века старый шатер убрали, на его месте возвели еще три четверика. Каждый из которых был меньше другого, что создавало эффект ступенчатости. Сверху поставили восьмигранник, венчаемый каменным шатром.
В 1816-1819 годах сооружение отреставрировали, в результате на нем появились часы. Спустя почти тридцать лет, после сноса церкви Рождества Предтечи над Бором, башня стала использоваться как церковь, все псевдоготические украшения уничтожили. Также при ремонте убрали много элементов декора, но в течение следующего десятилетия белокаменные украшения вернули, а над воротами поместили щит с гербом Москвы.
В 1935 году вместо двуглавого орла на башне поставили звезду, которую через два года заменили на новую. Последний раз башню реставрировали в 2006 году. Сейчас, если на здании у Боровицких ворот поднят иностранный флаг, значит, в Кремле находится глава данного государства.
Большой Каменный мост через Москву-реку, расположен около Боровицких ворот Кремля и соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку с улицей Большая Полянка, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту. Соединяет Боровицкую пл. с ул.Серафимовича и (через продолжающий его Малый Каменный мост) с ул. Большой Полянкой. 
На месте современного Большого Каменного моста в 15 в. существовал наплавной «живой» мост. В 1643 г. по указанию царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером начато строительство первого каменного моста через Москву-реку. После смерти царя и Кристлера постройка была приостановлена, продолжена в 1682 г. и завершена в 1687 г. неизвестным русским монахом. Окончательно мост, названный Всехсвятским, был достроен в 1692 г. 
Позже мост получил название Большого Каменного, в отличие от малых каменных мостов на р. Неглинной и на рву, у восточной стены Кремля.
Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Проезжая часть выполнена со значительным подъёмом к середине, длина моста была 170 м, ширина 22 м. Въезд с левого берега осуществлялся сквозь Всехсвятские ворота стены Белого города (отсюда первое официальное название моста). Первоначально на другом конце моста была построена башня с 2-шатровым верхом. 

Из-за ветхости разобран и в 1858 г. заменён первым в Москве металлическим мостом, который имел три пролёта; речной пролёт перекрывали арки. 

В 1938 г. примерно на том же месте был построен современный Большой Каменный мост (инженер Н. Калмыков, архитекторы В. Щуко, В. Гельфрейх, М. Минкус). Длина моста с подходами 487 м (речной пролёт 105 м, береговые — по 42,5 м), ширина 40 м. Высота 8,8 м от нормального подпорного уровня (НПУ) реки Москвы. Проезжую часть моста ограждают мощные чугунные перила с чётким рисунком.

Старый трёхпролетный Большой Каменный мост (с каменными опорами и металлическими арочными пролётами) был построен в 1859 году по проекту инженера Таненберга несколько выше по реке.

Ранее здесь пролегал каменный (что и было запечатлено в последующих названиях) семипролётный Всехсвятский мост (названный по левобережной церкви Всех Святых), построенный к 1692 году на месте древнего брода и наплавного моста через реку. Строительство этого первого каменного моста через Москву-реку было начато в 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером.

Обветшавший каменный мост был разобран и в 1858 году заменён первым в Москве металлическим трёхпролётным мостом (работы вёл инженер Таненберг). Располагался он чуть выше по реке и имел другое направление — в сторону узкой ул. Ленивки, движение по которой было затруднено.

Мост этот явно перестраивался и до 1859 года, ибо в 1689 году путешественник де ла Невилль сообщает: «Князь Голицын построил на Москве-реке каменный мост о 12 арках, очень высокий ввиду больших половодий». Впрочем, уже 1693 годом датируется запись «Берсеневка у каменного мосту».

Современный однопролётный мост был сооружён в 1938 году по проекту инженера Н. Я. Калмыкова и архитекторов В. Г. Гельфрейха, М. А. Минкуса и В. А. Щуко.

Открыт 16 марта 1938 года. До 1945 года по мосту пролегала трамвайная линия.

Таким образом, названия Каменный и Всехсвятский конкурировали с самого момента постройки моста. Это был первый каменный мост через Москву-реку, что и отразилось в его последующем названии.


Первым мостом Москвы был наплавной Москворецкий мост. Составляющие его брёвна лежали прямо на воде, мост разводили для прохода судов. Позже появились и другие наплавные мосты. Но эти мосты нужно было разбирать на время половодья, по ним трудно или невозможно было переправлять артиллерию большого калибра через реку. К XVII веку необходимость постоянного моста, не зависящего от времени года и погоды была осознана всеми.
В1643 году для строительства Каменного моста был приглашён палатный мастер Анце Кристлер из Страсбурга. Он вместе со своим дядей Иваном сделал деревянную модель моста с чертежом. Было определено и место строительства, немного выше впадения в Москву-реку реки Неглинки. Однако дальше начала работ дело не пошло.
Работы возобновились в 1682 году и были окончены в 1687, мост построили по проекту Кристлера. Длина моста составила 149 метров, ширина 21 метр. Стройкой руководил неизвестный нам монах. Денег было истрачено так много, что москвичи, рассказывая о чём-то очень дорогом, говорили: «Дороже Каменного моста».
Мост начинался от угла Дома правительства или Дома на набережной (сейчас ул. Серафимовича, 2) и шёл на улицу Ленивка. На Каменном мосту были построены многочисленные лавки, он стал любимым местом прогулок. С замоскворецкой стороны для охраны моста и для красоты поставили башню с тремя парами ворот, завершённую двумя шатрами. На гульбище, специальной смотровой площадке на башне, устроена была пивная с видом на Кремль. Под мостом работала мельница.
В 1783 году от напора воды, перегрузки и плохого ухода рухнули три арки моста с одиннадцатью мебельными лавками купца Епанешникова. Погибло 4 человека. Во время ремонта были разобраны все лавки и предмостная башня. В таком виде мост простоял до середины XIX века.
В1859 году на месте старого Каменного моста построили новый Каменный мост. На этот раз он был трёхпролётный, с металлическими фермами. Этот мост стоял до середины 1930-х годов.
В 1938 году был открыт современный Большой Каменный мост. Его решили направить не к узкой Ленивке, а на место вновь пробитого проезда, ближе к Кремлю. Теперь длина моста вместе с подходами составила 487 метров. Высокие металлические арки перекрыли реку одним пролётом. Строительство новых мостов через Москву-реку в 1938 году было связано с открытием канала Москва-Волга. По Москве-реке теперь должны были ходить большие волжские суда, следовательно, пролёты мостов надо было поднять на значительную высоту. 

Большой каменный мост соединяет улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове. Длина его с подъездами составляет 487 метров, речной пролёт — 105 метров, ширина — 40 метров. Береговые устои облицованы плитами грубо обработанного серого гранита. Решетки пролетов украшены серпами и снопами, в декоративном оформлении моста использованы рельефы с изображением обелиска, который стоял перед Моссоветом в 1918–1941 годах.
Предшественником Большого каменного моста был наплавной мост — связанные между собой бревна, уложенные прямо на воду. Ходить и ездить по такому мосту было довольно затруднительно и даже опасно. В 1643году по указу царя Михаила Федоровича на месте наплавного начинается строительство каменного моста. Со смертью царя дело приостановилось, но в 1682-92 годах мост все-таки завершили. Он был назван Всехсвятским, начинался у подножия Дома на набережной и вел к нынешней улице Ленивке. Длина 8-ми арочного моста составляла 170 метров, ширина 22 метра.
Строительство моста стоило так дорого, что бытовала даже поговорка «Дороже Каменного моста!». Он был в 3-4 раза шире московских улиц, и поэтому с обеих сторон его застраивали. Под Большим Каменным мостом был устроен пивной ледник, а у отводных быков пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами. В середине 1850-х годов мост решили снести из-за ветхости. Прочную кладку моста пришлось взрывать.

В 1858 году на его месте Каменного моставозвели новый, первый в Москве металлический трехпролетный мост на каменных опорах. А в 1938 году несколько ниже по течению реки возвели современный мост, однопролетный. Несмотря на то, что сделан он в основном из стали, название Большой каменный мост сохранилось.

С моста открываются панорама Кремля, вид на храм Христа Спасителя, «Дом на набережной», Берсеневскую, Пречистенскую и Софийскую набережные.

Православная часовня святителя Николая Чудотворца на Боровицкой площади (возведена в 2007 году в память о находившейся на этом месте церкви  Николая Чудотворца, известной под названием "Никола Стрелецкий", поскольку она находилась в стрелецкой слободе и была возведена в 1682 на средства стрельцов; храм был разрушен в 1932 году под предлогом необходимости прокладки по этому месту участка Сокольнической линии метро открытым способом, но территория застроена не была; 1-й ярус часовни – квадратный объем, украшенный полуколоннами с капителями и карнизом, 2-й ярус – восьмерик, завершенный карнизом и полуциркульными кокошниками, 3-й ярус – восьмигранный шатер, увенчанный луковичным куполом).

Идет строительство депозитария (хранилища) Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль».

Жилых домов нет.

Достопримечательность:


Православная часовня святителя Николая Чудотворца на Боровицкой площади.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Боровицкая», «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина» пешком через Моховую улицу.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий