четверг, 27 октября 2016 г.

Хохловская площадь

Расположение:

Площадь находится в Басманном районе (ЦАО) между Покровским и Чистопрудным бульварами (Бульварное кольцо), у Хохловского переулка. 

Фактически является частью Покровского бульвара.

История:

Фактически является частью Покровского бульвара и имеет общую с ним нумерацию домов. Названа по урочищу Хохлы, известному с 17 в. (может быть, по поселению украинцев — «хохлов», или по владениям князей Хохолковых-Ростовских). Вплоть до конца 18 в. площадь была застроена кузницами, лавками и харчевнями; в 1800 г. к ней со стороны бульвара примкнул плац Покровских казарм, а в 1801—02 гг. с другой стороны встало здание гостиницы. На участке 2/14 сохранились постройки 18 — начала 19 вв. В 1907 г. этот и соседний участок перешли к фабрикантам Оловянишниковым, перестроившим д. 4 (правое здание) и построившим новый корпус (левое здание, 1913, архитектор С. Воскресенский). Застройка нечётной стороны площади снесена в 1930-х гг.: её заменили сквер (1938), где в 1988 г. установлен памятник Н. Чернышевскому (скульптор Ю. Нерода), и жилой дом работников НКВД (д. 1, 1936, архитектор Л. Чериковер).

Площадь образовалась после сноса стены Белого города.
Площадь названа в 19 веке по выходящему на площадь Хохловскому переулку.

Откуда происходит название площади точно неизвестно. Вероятно, площадь стали называть Хохловской по находившейся поблизости местности Хохлы. Обычно название местности связывают с Украиной и указывают на близость улицы Покровки, где было Малороссийское (то есть Украинское) подворье. Однако от Хохлов до владения, в котором находилось подворье, более 600 метров по прямой. Для старой Москвы это огромное расстояние. Память об урочище Хохлы осталась в названии церкви Троицы в Хохлах (Хохловский переулок, 12). Церковь хорошо видна с площади, если посмотреть вдоль Хохловского переулка.
До 1954 года с юга к Хохловской площади примыкал большой плац перед Покровскими казармами. Вдоль плаца с 1881 года тянулась узкая аллея деревьев. В 1954 году на месте плаца насадили деревья продлённого сюда Покровского бульвара.
Северную границу площади образует двухэтажное здание гостиницы у Покровских ворот. История гостиниц у ворот началась в царствование императора Павла. Московское купечество обратилось к нему с просьбой устроить в городе удобные современные гостиницы. До этого в Москве гостиниц не было, были постоялые дворы, трактиры, которые не удовлетворяли требованиям современности. Император распорядился построить здания новых гостиниц по сторонам городских ворот в Белом и Земляном городе. Из столицы, Петербурга, были присланы проекты, выполненные Василием Стасовым. Две такие гостиницы и были построены у Покровских ворот. Задний фасад гостиницы образовал сторону Хохловской площади.
Восточную сторону площади образует один большой дом, построенный по проекту арх. Л. Чериковера в 1936 году для сотрудников НКВД. В этом удобном доме они могли хорошо отдохнуть после тяжёлых трудовых дней и ночей в застенках Лубянки. Дом поставлен с большим отступом от старой красной линии. Так должны были расшириться бульвары по генплану 1935 года. Да и самих бульваров, как и Хохловской площади, не должно было быть. Здесь прошла бы широкая магистраль вокруг центра Москвы.
Южную сторону Хохловской площади занимает тоже всего один дом. Его построил архитектор Сергей Воскресенский в 1913 году как доходный для известных купцов Оловянишниковых. Они специализировались на литье колоколов, производстве серебряных и золотых ювелирных изделий преимущественно для церкви. Большое владение Оловянишниковых занимало территорию до Покровки.
Дом Оловянишниковых в советское время был надстроен и перепланирован внутри. Вместе с перепланировкой погибла мемориальная квартира поэта серебряного века, впоследствии посла Литовской республики в СССР Юргиса Балтрушайтиса. Она находилась на четвёртом этаже дома в крыле, выходящим в Хохловский переулок. Ю. Балтрушайтис был женат на М. Оловянишниковой. Сегодня в доме офисы разных компаний.


На самой Хохловской площади начаты строительные работы. Здесь предполагалась и многоярусная подземная автостоянка, и рассматривалась возможность строительства торгового центра. В результате работ в 2007 году в котловане были обнаружены фундаменты стены Белого города, строившейся в конце XVI века государевым зодчим Фёдором Конём. Стену предложили подготовить для экспозиции. Теперь стройка стала не выгодна инвестору. Остался котлован, судьба которого так и не решена. Раскопанные остатки стены разрушаются непогодой.

В 2007 году на площади был вырыт большой котлован, который находится на ней и сегодня. Дело в том, что здесь планировали построить развлекательный центр с подземной парковкой, но стройку остановили, т. к. археологи обнаружили сохранившийся фрагмент основания стены Белого города 16 века длиной 64 метра (на месте стен Белого города было создано Бульварное кольцо, но других фрагментов стены, кроме того, что нашли на Хохловской площади, пока не обнаружено). Сейчас работы на площади не проводятся, а кладка 16 века постепенно разрушается (хотя и накрыта пластиковым навесом). Некоторые археологи предлагают законсервировать древние камни и засыпать их землей, чтобы сохранить уникальную находку для будущих поколений, а некоторые советуют произвести музеефикацию участка и открыть доступ к стене для всех желающих (музей под открытым небом).

Остатки укреплений «Белого города».
Стена Белого города представляет собой одну из нескольких опоясывавших Москву в Средние века линий каменных укреплений.
Во второй половине 16 в. вопрос укрепления Москвы для защиты города от возможных внешних набегов по-прежнему оставался актуальным. Наряду со строительством рубежных крепостей на окраинах Московского царства, в конце 16 века значительные работы по возведению городовых укреплений были осуществлены и в столице. Самой крупной стройкой конца XVI в. на Руси стало строительство нового кольца городских стен – стен Белого города в Москве.  Работа по возведению стен Белого города была организована Приказом каменных дел. Кирпич для стройки изготовлялся на созданных вокруг Москвы кирпичных «дворах»-заводах, а белый камень доставлялся из подмосковного села Мячкова.  Возведение стен Белого города, по всей видимости, началось с северной его части, с закладки Тверских ворот. Далее строительство велось в обе стороны от них. К 1591 г. стены Белого города были почти завершены.
Сведения о стене Белого города, которыми мы в настоящее время располагаем, почерпнуты, в основном, из археологических данных, в том числе полученных при прокладке первых линий московского метрополитена в 1930-е гг., из описей, составленных в 17 - начале 18 вв., из нескольких довольно условных графических изображений, а также из свидетельств немногочисленных иностранцев, описавших Москву в своих мемуарах о путешествии в Московию. Кроме того, сохранившаяся до настоящего времени стена укреплений Смоленска, построенная тем же мастером Федором Конем после возведения стен Белого города, в определенной степени может рассматриваться как источник аналогий для их архитектуры и конструкций.
Согласно царскому указанию, стена Белого города ставилась «подле валу» Большого Посада. Она начиналась от угловой юго-восточной башни Китай-города, стоявшей у Москвы-реки и шла выше по ее течению до устья Яузы, где поворачивала вдоль последней на север и выходила вновь к Москве-реке по трассе современного Бульварного кольца, поворачивая там вновь по направлению на угловую Водовзводную кремлевскую башню. Стена плавно изгибалась и следовала рельефу местности, и в результате образовывала в плане слегка изогнутое полукольцо, опирающееся на излучину Москвы-реки. На юго-западе это кольцо ограничивалось ручьем Черторыем, на юго-востоке – руслом Яузы, а композиционным центром его был Кремлевский холм. Собственно земляной вал не уничтожался при строительстве стены, и продолжал существовать еще в 17 веке: «близь градские стены вал земляной толст добре высотою верстается близ города».
Согласно Описной книге 1701 г., общая длина стены составляла 4463 и ¾ сажени, то есть около 9 с половиной километров. В ней было 28 прясел и 27 башен, из которых 10 были проездными: «всего по Белому каменному городу 27 башень, в том числе 17 башень глухих, да 10 башень, в которых проезжих 11 ворот». Наибольшая длина прясла между башнями, согласно Описной книге 1701 г., была 286 саж., а наименьшая 103 саж. В плане башни были либо квадратными, либо прямоугольными. Самой низкой из них была башня Покровских ворот (6 ½ саж.), а самой высокой — башня Яузских ворот (9 саж.).
Фундамент стены Белого города закладывался Федором Конем на дне котлована, специально вырытого для этой цели.  Так, например, в ходе археологических исследований 1933-34 гг., проводившихся в связи с прокладкой линии метрополитена, было установлено, что глубина котлована под фундамент стены Белого города в районе Арбатских ворот была около 1,8-2 м. На его песчаном дне была выложена в один слой подстилка из крупных белых камней неправильной формы, толщиной около 50 см. Поверх этой подстилки был налит выравнивающий слой извести с известняковым щебнем, на который и опирался фундамент стены.
На других участках трассы, по которой проходила стена – там, где уровень грунтовых вод был сравнительно высок, были использованы дубовые сваи, вбивавшиеся в дно котлована. Они уплотняли и укрепляли грунт, предупреждая просадку стены и придавая ей устойчивость. Половина этих свай выступала над дном котлована на 80-83 см, а другая половина – на 55- 60 см. В поперечном направлении дубовые сваи соединялись сосновыми распорками длиной около 12 см, снабженными по концам выемками. Между наружными рядами свай и стенками котлована было положено друг над другом два горизонтальных сосновых бруса, 12-14х20-22 см в сечении. Они укрепляли стенки котлована, образуя продольный каркас, в который упирались поперечные распорки между сваями.  Уже упоминавшиеся ранее археологические исследования стены Белого города, выполнявшиеся в районе Арбатских ворот, показали, что толщина фундамента стены на этом участке составляет около 4,5 м и он состоит как бы из двух облицовочных стенок толщиной до 1 м, пространство между которыми забутовано известковым щебнем и залито известковым раствором большой крепости. Внешние стенки сложены на известковом растворе из необработанных белокаменных блоков.  Толщина стены неизвестна, но если ширина ее фундамента была разной, то не везде одинаковым был и поперечный размер стены. Это зависело, очевидно, от мест расположения ее отдельных участков и той роли, какую они играли в системе обороны крепости. О конструкции стены также ничего не известно, но если ее фундамент был полубутовым, то такой же стена могла быть и в целом.  Высота стены Белого города также была весьма значительной. Из гравюры П. Пикара видно, что со стороны Москвы-реки ее высота примерно такая же, что и у стены Кремля.
С постройкой Белого города Москва не только получила третий пояс каменных крепостных стен, отвечавших требованиям военно-инженерного и архитектурно-строительного искусства конца 16 в. Несмотря на то, что официально царским указом вновь строящаяся стена была наименована Царевым, или Царь-градом, за ней закрепилось народное наименование Белого города. Белым городом стали называть и часть Большого посада, лежащую внутри этих стен, что отмечалось многими путешественниками в Московию.  После окончания строительства Белого города Москва получила новый пояс каменных укреплений, которые, по свидетельству современников, сразу же были снабжены «хорошими медными орудиями». В результате Москва превратилась в мощнейшую многорядную крепость, ближние подступы к которой были вдобавок прикрыты целой группой монастырей-сторóжей.
К началу 18 в. укрепления Белого города утратили свое фортификационное значение. Его ворота больше не запирались на ночь и не охранялись.  Постепенно стены и башни стали растаскивать на кирпич. С 1760-х гг. материалы из разбираемых стен Белого города были использованы вполне официально при строительстве казенных зданий.  Наконец, часть стены Белого города обрушилась, придавив прохожих. После этого было принято окончательное решение о ее сносе.
В XX в. началось систематическое археологическое изучение остатков укреплений Белого города, связанное с интенсивно проводимыми в Москве подземными работами – в первую очередь, по прокладке метрополитена.  В 1990 году отдел археологии УГК ОИП Москвы проводил археологические наблюдения за строительными работами на улице Ленивка и на Кропоткинской набережной от Ленивки до Большого Каменного моста.  В 1991 году Отдел археологии УГКОИП проводил археологические наблюдения за строительными работами на Трубной площади.  Наконец, в 2007 году в связи со строительными работами на Хохловской площади там также проводились археологические исследования и наблюдения. На площади около 700 м2 были исследованы культурные напластования мощностью до 3 м. Несомненной удачей явилось обнаружение крупного фрагмента основания стены Белого города, сохранившегося в южной части строительной площадки на отрезке длиной около 64 м. Основание стены сохранилось довольно неплохо – кладка прослеживалась на высоту от 60 см до 1 м 50 см. Увеличение мощности заложения фундамента отмечено к трассе улицы Покровка, что связано с расположением там проездной башни Покровских ворот. Ширина основания стены составляет 4,5 м. Уникальной находкой, обнаруженной в процессе расчистки поверхности забутовки фундаментной кладки, стали белокаменные резные архитектурные детали. Среди них – два фрагмента восьмигранной белокаменной колонны. К сожалению, при строительстве фрагмент был пробит десятью свайными конструкциями подземного гаража. После обнаружения фрагмент стены Белого города был взят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия. После проведения защитных мероприятий планируется его экспонирование in situ. 

В процессе реставрации была воссоздана лицевая часть стены и произведена консервация каменной кладки.


В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Никаких объектов по площади не числится.

Проезд:

От метро «Чистые Пруды» на трамваях №№ А, 3 и 39 до остановки «Площадь Покровские Ворота» и пешком.


Видео:




Состояние на 24.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий