четверг, 29 сентября 2016 г.

улица Большая Якиманка

Расположение:

Улица проходит по району Якиманка (ЦАО) от Якиманской набережной Водоотводного канала (рядом с Москвой-рекой) до Калужской площади. 

Метро «Октябрьская» (Калужско-Рижской линии; конец улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по 3 полосам в каждом направлении) и выделенная полоса (с каждой стороны проезжей части) для движения троллейбусов; в начале улицы – одностороннее движение по одной полосе от Якиманской набережной. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 1, 3 км.

История:

В 16-17 веках это была Калужская дорога, позже — Калужская улица (по направлению в сторону Калуги).

Улица названа в 18 веке по приделу Иоакима и Анны при церкви Благовещения (в просторечном произношении – Якима (Акима) и Анны (церковь упомянута в летописи под 1493 годом).

Определение Большая возникло позже, для различения с улицей Малая Якиманка.

В 1957–1993 годах – улица Димитрова (в честь деятеля Коминтерна Георгия Димитрова (1882-1949)).

В 2015 году на улице заменили асфальт на тротуарную плитку и посадили деревья.


Возникла в 16—17 вв. вдоль дороги на Калугу и первоначально называлась Калужской. 

Разделяла Кадашевскую и Голутвину слободы. 

В районе улицы находились Панская слобода, стрелецкие слободы. 

С 18 в. называлась по церкви Иоакима и Анны. 

В 1709—13 гг. построена церковь Иоанна Воина (д. 46). 

В 18 в. застраивалась каменными домами. 

В 1830-х гг. возведён д. 19, в 1889—93 — дом Игумнова (д. 43, архитектор Н. Поздеев), в начале 20 в. построены доходные дома (д. 22, 40, 50). 

В советское время улица реконструирована, многие дома надстроены в 1930-х гг. 

В 1965—66 гг. построены д. 52—58 (архитекторы Б.В. Винарский, В.И. Уткин и др.). 

В 1969 г. устроены проезд и площадь (на перекрёстке с Большой Полянкой), где в 1972 г. установлен памятник Г. Димитрову. 

Ныне Большая Якиманка — часть 15-километровой столичной магистрали, ведущей на юго-запад и к Внуковскому аэропорту. 

В 1982—85 гг. на правой стороне Большой Якиманки построены три здания (руководители проекта архитекторы Д. Бурдин и В. Тальковский); в центре — десятиэтажное здание гостиницы «Октябрьская» (д. 24, 1982, архитекторы И. Дьяченко, И. Леонов и др.; ныне — «Президент-отель»).

В 16-17 веках это была Калужская дорога, позже — Калужская улица (по направлению в сторону Калуги).

Улица названа в 18 веке по приделу Иоакима и Анны при церкви Благовещения (в просторечном произношении – Якима (Акима) и Анны (церковь упомянута в летописи под 1493 годом).

Определение Большая возникло позже, для различения с улицей Малая Якиманка.

В 1957–1993 годах – улица Димитрова (в честь деятеля Коминтерна Георгия Димитрова (1882-1949)). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_34.html.

Название улицы напоминает о церкви Иоакима и Анны, построенной в районе Голутвенных переулков в XVII в.
В XIV-XV в. здесь пролегала дорога из Москвы в Калугу, и улица долгое время называлась Калужской. В то время водоотводного канала Москва-реки еще не было, улица брала свое начало у озерка. Гильдянский мост через озеро выходил прямо к Большому Каменному мосту через Москва-реку.
По правую сторону Якиманки размещалась Голутвина слобода, участок земли, принадлежавший Голутвину монастырю в Коломне. Сейчас о слободе напоминают Голутвинские переулки, сохранившие свое название до наших дней.
По левой стороне улицы простиралась богатая Кадашевская слобода, населенная мастерами, изготовлявшими «кади» – кадушки для царева двора.
В XVII в. этот район был мало заселен. Здесь жили стрельцы, получали двора иноземцы, располагалась слобода жителей Польши – Панская, а также иноземная слобода, где располагался кабак. Эта местность называлась у москвичей Налейки, а потом Наливки. Церковь, построенная в слободе в XVII в., именовалась Спас в Наливках. Сейчас это район Спасоналивковских переулков.
В XVIII в. на Якиманке появилась церковь Иоанна Воина, сохранившаяся до наших дней. Тогда улица перестала быть стрелецкой, здесь селились купцы, чиновники, дома строились деревянные с садами и усадьбами.
В 1812 г. улица не пострадала. Именно по Якиманке наполеоновская армия уходила из Москвы в сторону Калуги.
Иван Шмелев в книге «Лето Господне» так описывал свое детское путешествие по Якиманке конца XIX в.: «Улица очень длинная, скучная, без лавок, жаркая. Дремлют дворники у ворот, раскинув ноги. И все дремлет: белые дома на солнце, пыльно-зеленые деревья, за заборчиками с гвоздями, сизые ряды тумбочек, похожих на голубые гречневики, бурые фонари, плетущиеся извозчики».
Только во второй половине XIX в. на Якиманке началось каменное строительство. Был построен дом Игумнова, дом Клименкова. В начале ХХ в. появились и многоэтажные доходные дома.
Кроме жилых домов на улице были построены две гимназии, училище и богадельня.
После строительства Водоотводного канала улица берет свое начало на Якиманской набережной и делает плавный изгиб. Это обстоятельство несколько затрудняло движение на Юго-Запад Москвы. После строительства больших жилых комплексов в этом районе, в 1970-х, Якиманка была соединена с Б. Полянкой Якиманским проездом, который сейчас выглядит как единое целое с Б. Якиманкой, а начало улицы уходит вбок и смотрится второстепенным переулком.
При строительстве Якиманского проезда была взорвана церковь Иоакима и Анны, располагавшаяся как раз в районе стрелки, образовавшейся при строительстве проезда.
В 1957 г. улица была названа именем болгарского революционера и общественного деятеля Г.М. Димитрова. Таким образом было решено отметить 75-летие со дня рождения Димитрова, жившего в свое время около Каменного моста.


В 1992 г. ей возвращено прежнее название.

В 2009 году были снесены в связи с аварийностью трёхэтажный кирпичный жилой дом (№ 35, стр. 2), построенный около 1900 года, четырехэтажный кирпичный жилой дом 1910 года постройки (№ 37, стр. 2) и пятиэтажный ирпичный жилой дом 1914 года постройки (№ 37; на месте этого дома осталась заброшенная стройплощадка).

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

М метро «Октябрьская» (радиальная) (кроме Калужской площади есть выходы на улицы Крымский Вал, Житную и Большую Якиманку, а также на Ленинский проспект; Калужско-Рижская линия; открыта 13 октября 1962 года ; названа по бывшей одноименной площади, на которую она выводит, которая теперь называется Калужской площадью (и в начале 1990-х годов были предложения переименовать эту станцию в «Калужскую» или «Якиманку», что было бы логично, но было решено пока сохранить историческое название; глубокая (глубина — 50 метров); на станции 2 входа-выхода в город, но свой собственный только один, а второй — совмещен с одноименной станцией Кольцевой линии (то есть у них общий надземный вестибюль, который выводит на Калужскую площадь и Ленинский проспект); подъем и спуск на станцию осуществляется только по эскалаторам; колонн на станции нет, а вместо них есть ряды пилонов, облицованные светлым мрамором; светильники установлены на карнизах этих пилонов; путевые стены покрыты желтой и черной простой керамической плиткой, а пол выложен серым и красным гранитом; никакой темы и привлекательного декора у этой станции и вообще нет, учитывая год ее постройки и яркое название для того времени (даже наземный павильон не имеет специфически «октябрьских» идеологических черт); к станционным путям «Октябрьской» ведет еще служебная ветка от Замоскворецкой, Кольцевой и Серпуховско-Тимирязевской линий, использующаяся для служебных перевозок).

• Офисный центр «Александр Хаус» (№ 1). 

Сдан в эксплуатацию в 1998 году.

• Многофункциональный торгово-общественный комплекс «Негоциант» (№ 2). 

Состоит из апарт-комплекса и торговой части. 9 этажей (6 надземных, 3 подземных). 

Введен в эксплуатацию в марте 2014 года.

• Агенство по образованию за рубежом Jey Study (№ 3).

• Бывшая усадьба Мальцевых (№ 5/6, стр. 1).

• Офисы (№ 6). Двухэтажный дом 19 века.

• Офисы (№ 7).

• Компания «Интеррос» (№ 9). 

Ранее на этом месте находился дом причта храма Иоакима и Анны. Здание построено в 1997 году. Архитектор Дмитрий Бархин.

• Посольство Брунея (№ 12). 

Современная копия бывшего флигеля усадьбы 19 века.

• Банк «Татфонд» (№ 14).

• Сбербанк (№ 18). 1997 год постройки.

• Торговый центр «Гименей» с гастрономом «Глобус Гурмэ» (№ 22). 1988 год постройки.

• Офисы (№ 23). 2013 год постройки. 

Ранее в здании располагался Банк «Мак-Банк», ликвидированный в 2015 году.

• Гостиница «Президент-Отель» Управления делами Президента России 5* (№ 24; бывшая гостиница «Октябрьская» – с 1984 года). 

Построена в 1984 году как гостиница «Октябрьская». Архитекторы Д. Бурдин, В. Тальковский, И. Дьяченко, М. Леонов, Т. Иткина, А. Арапов и Л. Корнышева. 

Созданию объекта придавалось особое значение, и в роли заказчика выступало Управление делами ЦК КПСС. 

Гостиница предназначалась для обеспечения внешнеполитической деятельности руководства ЦК КПСС и высших органов государственной власти, имела высокий статус и привилегированное положение.

В 208 комфортабельных номерах отеля могут разместиться до 350 гостей. Номера оборудованы ванной, телефоном, спутниковым телевидением, сейфом и другим современным сервисным оснащением. Гостиница располагает 20 индивидуально спроектированными залами для проведения различных мероприятий с неповторимым интерьером и современным техническим оснащением. Одновременно в таких залах можно разместить около 2000 участников мероприятий. Отель оснащен современным техническим оборудованием. Система звукоусиления и синхронного перевода, аналог которой есть только в нескольких зарубежных гостиницах, позволяет отелю проводить встречи глав государств и правительств, различные мероприятия на высшем уровне.

Гостиница «Президент-Отель» (четыре звезды) располагается на берегу Москва-реки. С верхних этажей здесь открывается прекрасный панорамный вид: центр столицы, гигантская скульптура Петра I, Храм Христа Спасителя, а также улица Большая Якиманка, которая ведет прямо к Кремлю.
Гостиница была построена в 1938 году специально для руководства ЦК КПСС, занимавшегося внешней политикой. Тогда она носила название «Октябрьская». Главным архитектором проекта был Д. И. Бурдин. Эта гостиница стала традиционным местом встреч глав различных государств и высокопоставленных чиновников. Здесь также проводились крупные международные форумы. Так что в советские годы «Октябрьская» считалась престижной гостиницей.
Сегодня в 14-этажной гостинице «Президент-отель» есть 20 залов разной вместимости для мероприятий любого уровня, 208 номеров различных категорий с современным оснащением, два ресторана, лобби-бар. Здесь также работают бизнес-центр, оздоровительный комплекс, салон красоты и медпункт. Гостиница рассчитана на 350 гостей и около 2000 участников мероприятий.

• Детская музыкальная школа № 27 им. Р. Глиэра (№ 29; 19 век; бывшее 2-е городское училище, где учились писатель П. Бурышкин, автор книги «Москва Купеческая», и поэт В. Лебедев-Кумач). 1986 год постройки.

• Офисы (№ 31). 

На месте здания стояла церковь Петра и Павла (середина 17 века). В 1920-е годы колокольня была снесена, церковь приспособлена под жильё. 

Позднее храм вошел в объём ныне существующего здания. 

В советское время в здании помещалось торгпредство ГДР.

• Православный храм Марона Пустынника в Бабьем городке (в Старых Панех) (№ 32, стр. 2). 


Эту церковь трудно заметить со стороны Большой Якиманки. Некогда она находилась в центре открытого пространства и была видна издалека. Сегодня она оказалась зажата между многоэтажным жилым домом и школой, причем к последней она практически примыкает. Сказываются последствия ХХ века, когда храм едва не был уничтожен.
Церковь становится известна с 1642 года и поначалу упоминается как храм Благовещения в Иноземной слободе. В этой части Замоскворечья селились пленные выходцы из Польши и Литвы – отсюда и наименование «в Старых Панех». Второе название – в Бабьем городке – вызывает много споров и сегодня. Наиболее вероятной версией считается, что в этой местности берег Москвы реки укрепляли с помощью свай, которые вбивались в землю с использованием деревянных или чугунных «баб». Но есть и народные легенды о женщинах, принявших здесь бой с татарами, или о том, как татары выбирали себе женщин для увода в плен на этом месте. Сегодня «Бабий городок» напоминает о себе только в названии местного переулка.
Благовещенская церковь, первоначально деревянная, в камне была выстроена только во времена императрицы Анны Иоанновны: в 1730 году по её указу началось возведение нового храма с приделом святого Марона Пустынника. Основа этой церкви в сильно перестроенном виде сохраняется до наших дней. Здание сильно пострадало во время событий 1812 года: сначала он был осквернен и разграблен французами, затем серьезный ущерб нанес пожар. После этого в течение пяти лет храм был закрыт. Но и после его открытия восстановление шло медленно, лишь к 1831 году все разрушения были устранены на средства купцов Лепёшкиных. Они же выстроили новую церковную трапезную, в которой помимо Мароновского придела появился еще и придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. В дальнейшем церковь еще дважды меняла свой облик: в 1844 году она получила новый иконостас и купол с пятью маленькими главками, а в 1886 году вместо него была сделана четырехскатная крыша с одной главой. Тогда в верхней части четверика появились новые парные окна. Храм особенно гордился подбором колоколов – одним из лучших в Москве. Колокольня при этом оставалась от 1730 года.
Службы в церкви прекратились около 1931 года, после чего начались изменения её здания. Первоначально оно было и вовсе назначено к сносу как «малоценное», но всё же уцелело, превратившись в гараж и автомастерские. Для их нужд в стенах были пробиты новые проемы для въезда, все христианские символы, включая главы с крестами, уничтожены. В полуразрушенном состоянии церковь была передана новой православной общине в 1992 году, которая начала долгую и тщательную реставрацию здания. Сейчас храм выглядит практически так же, как в начале ХХ века, вернув свою былую красоту.


Построена в 1730 г., сменив деревянный храм, известный с 1642 г. 

Типичная для своего времени приходская церковь, первоначально состоявшая из двухсветного четверика собственно храма (главный престол Благовещения) с полукруглой в плане апсидой, трапезной с южным приделом Марона Пустынника и трехъярусной колокольни, перестраивалась и ремонтировалась на протяжении всего 19 в. 

Первая реконструкция здания была осуществлена в 1831 г. на средства купца В. Лепёшкина, когда по проекту архитектора В. Мельникова архитектура церкви обрела формы ампира, а трапезная была расширена северным приделом Рождества Иоанна Предтечи. 

В 1840-х гг. обновление здания коснулось в основном его интерьера. 

Современный эклектичный облик с мотивами «русского стиля» церковь обрела в 1870—80-х гг. В это время над храмом была сделана черырёхскатная крыша с главой на деревянном барабане, на фасадах появились сдвоенные арочные окна второго света, массивные порталы на колоннах, а также тонкие угловые пилястры (в уровне окон второго света) и филёнчатый фриз, проходящий по верху стен. Тогда же оформление фасадов трапезной (в настоящее время почти утраченное вместе с осыпавшейся лицевой поверхностью кирпичной кладки) было переделано в позднеклассицистических формах, сохранив, однако, первоначальные прямоугольные оконные проёмы и широкие рустованные пилястры на углах. 

На колокольне во второй половине 19 в. был перестроен верхний восьмигранный ярус, получивший шатровое завершение; в 1898 г. по сторонам её были возведены две симметричные палатки. 

Церковь была закрыта в 1931 — 1992 гг.; находится в процессе реставрации.

Здесь располагалась слобода «Бабий городок», где жили выходцы из Польши. 

С 1642 г. на этом месте стояла деревянная церковь Благовещения. 

В 1727 г. к ней был пристроен придел преподобного Марона Пустынника. 

Существующий храм был построен в 1731-47 гг., перестраивался в 19-20 вв.

• Офисы (№ 33/13, стр. 1). 

Здесь до революции была 10-я мужская гимназия, а после революции помещался институт ВНИПИНнефть.

• Лабораторный корпус института географии (№ 33/13, стр. 2).

• Офисы (№ 33/13, стр. 2). Здание 1952 года постройки.

• Офисы (№ 33/13, стр. 3). Здание 1947 года постройки.

• Республиканский НИИ интеллектуальной собственности и офисы (№ 38а; институт работает с 2005 года).

• Офисы (№ 39). 6 этажей. Дом кирпичный, постройки 1950-х годов. 

Часть помещений занимают институт научной информации по общественным наукам РАН, ОАО «Международная книга», национальный фонд «Возрождение русской усадьбы» и пр.

• Бизнес-центр (№ 40). 

Перестроенный бывший доходный дом Т. Зонова. 

Построен в 1914 году, архитекторы С. Яковлев и А. Настович. 

После 1917 года здесь был бордель, после – коммуналки. 

В середине 1990-х годов дом перестроили, оставив внешний облик неизменным. 

По фасаду идет полоса изразцов, расписанная, по слухам, художником В. Васнецовым. 

К сожалению, расположена довольно высоко и видно её плохо. 

Здание купил Потанин, весь 2007 год делал капремонт. 

От исходного дома осталась только полоса изразцов по фасаду.

• Сбербанк (№ 42, стр. 1, 2). 

В здании также находится ряд подразделений центрального аппарата Сбербанка России (контрольно-ревизионное управление, управление инкассации, управление вкладов и расчётов, управление по работе с персоналом, управление ценных бумаг, часть депозитария и управления общественных связей). 

В двухэтажном здании были дочерние организации Сбербанка России. 

Сейчас отдали Росреестру здание, банкомат и отделение Сбербанка убрали.

• Офисы (№ 42, стр. 3). Пародия на стоявший здесь ранее литературный музей.

• Посольство Франции (№№ 43–45; дом № 43 – 19 век). «9 декабря 1944 г. в Доме Игумнова Резиденции Франции состоялось официальное вручение орденов лётчиком полка «Нормандия-Неман» главой временного правительства Французской Республики генералом Де Голлем. По случаю шестидесятой годовщины визита в Москву генерала Де Голля посол Франции в Российской Федерации его Превосходительство господин Жан Кадэ открыл мемориальную доску в присутствии ветеранов полка «Нормандия-Неман». В знак дружбы и боевого братства между Францией и Россией».

Выстроен в русском стиле в 1889—93 гг. архитектором из Ярославля Н. Поздеевым для купца Н. Игумнова. 

Уникальность крупной кирпичной постройки, трактованной как живописно раскинувшийся терем-дворец с самостоятельными кровлями над каждым объёмом, определяется разнообразной, изобретательной и в то же время традиционной системой полихромной керамической декорации, воспроизводящей приёмы русского зодчества 17 в., в частности архитектуры Ярославля. Изразцы выполнялись на заводе М. Кузнецова по рисункам С. Масленникова. Помимо керамики в декоре использованы и другие традиционные виды русского прикладного искусства — кирпичная фигурная кладка, металлическая ковка и литьё (узорная решётка ворот и др.). 

В интерьерах сохранились роскошная отделка в разных исторических стилях, резьба по белому камню и по дереву, живопись (на сводах) и лепнина в духе барокко. 

После 1917 г. в здании и примыкавших к нему двух флигелях последовательно размещались клуб фабрики Гознак, институт переливания крови (где работали академики С. Спасокукоцкий и А. Богомолец), институт мозга РАМН. 

Николай Игумнов, директор и владелец Ярославской Большой мануфактуры, в 1888 году подал прошение о строительстве нового каменного дома. Дом был построен молодым архитектором Николаем Поздеевым, бывшим в то время городским архитектором Ярославля. 

Особняк в псевдорусском стиле был построен в 1895 году на месте небольшого деревянного дома купца Николая Лукьянова. 

Для строительства кирпич выписывался из Голландии, а многоцветные изразцы для оформления были изготовлены на знаменитом заводе Кузнецова. Интерьеры дома были оформлены архитектором П. Бойцовым и братом автора проекта И. Поздеевым.

После революции 1917 года дом служил рабочим клубом фабрики «Гознак», институтом переливания крови, институтом мозга. 

В 1938 году его передали в распоряжение французского правительства для посольства. 

В 1979 году после переезда посольства в новое здание по соседству (№ 45) он стал официальной резиденцией послов Франции. 

В настоящее время здесь проживают посол и некоторые сотрудники посольства, а также проводятся официальные мероприятия. 


Дом Игумнова — самый известный дом в русском стиле в Москве. Вместе с оградой церкви Иоанна Воина он составляет архитектурный ансамбль, поддержанный и новым зданием французского посольства, построенным в 1979 г.
30 марта 1851 г. жена петербургского купца Вера Яковлевна Игумнова купила за 17140 руб. серебром участок с домом у купчихи В.Д. Крашенинниковой. Начинается история владения Игумновых на Якиманке. Но главные деловые интересы Игумновых были в Ярославле. Еще в 1857 г. Большая Ярославская мануфактура (текстильная фабрика начала XVIII в.), была куплена купцами Карзинкиными и Г.М. Игумновым. В 1888 г. Игумнов скончался. Его наследник, Николай Васильевич Игумнов, в том же году решает построить себе дом в Москве и заказывает проект ярославскому архитектору Н.И. Поздееву (1885–1893). Первый вариант проекта предполагал использовать стены старого двухэтажного дома, стоявшего на этом месте. Потом от этого варианта отказались, что позволило архитектору свободно размещать здание на участке, добиваясь максимальной выразительности образа. Вместе с тем, здание не выбивалось из ряда ампирных особняков вдоль Якиманки, лишь немного превышая их по размерам, но контрастируя богатством отделки.
Сложный силуэт, образованный крышами разных объемов дома, напоминает древнерусские палаты. Фасады сочетают качественную кирпичную кладку, отделку натуральным светлым камнем и цветные изразцы фабрики Кузнецова. Рельефные изразцы были особенностью ярославской архитектуры XVII в. Рисунки изразцов сделаны художником-керамистом С.И. Масленниковым. До пожара 1884 г. он был владельцем собственной керамической фабрики в Вышневолоцком уезде. После постройки дома Игумнова Масленников стал работать в художественно-промышленной школе им. Гоголя в Миргороде.
Интерьеры дома отделаны и в русском стиле, и с элементами классицизма. Такое разнообразие было модным в конце XIX в. Отделка была окончена в 1895 г., через два года после кончины архитектора Николая Поздеева. Завершал дом и руководил работами по отделке его брат, тоже архитектор, Иван Поздеев.
В 1901 г. хозяин дома был выслан в Абхазию. В Москву он больше не вернулся.
После 1917 г. дом занимали разные организации. Здесь был рабочий клуб, Институт мозга, Институт переливания крови, Дом пионеров.
С 1938 г. в доме Игумнова работало посольство Франции, а с 1979 г. это резиденция посла Французской республики. Здесь проходят дипломатические приемы, устраиваются праздники.
С домом связано несколько легенд. Одна из них гласит, что Игумнов построил дом, чтоб жить здесь вместе с любовницей, танцовщицей, а жену оставил в Ярославле, и якобы любовница, уличенная в измене, замурована в стенах дома. Согласно второй легенде, Игумнов устроил в доме бал, а для большего шика приказал усыпать пол золотыми империалами. По ним и ходили гости. Доброжелатели доложили о поступке Игумнова, власти расценили такой бал как оскорбление государя, ведь это его портрет помещен на монетах. За это хозяин и был выслан в Абхазию.
В 2010 году начались реставрационные работы по восстановлению прежнего облика здания. 
Кузнецовские изразцы, которые украшают фасад здания,  потребовали большого объема реставрационных работ. Незначительно поврежденные приводились в первоначальный вид на месте, утраченные и не подлежащие восстановлению заменялись новыми, изготовленными по аналогам. весь фасадный изразцовый декор расчищался и укреплялся с помощью специальных составов.
Кровля, покрытая шпиатром, также понесла значительные утраты. Все покрытие крыши снималось поэтапно, одновременно проводилась ревизия сохранившихся элементов. Поскольку в установленные сроки воссоздать покрытие из шпиатра, технология которого практически утрачена, не представлялось возможным, было принято решение покрыть кровлю современным, аналогичным по качеству и цвету материалом – цинк-титаном. При этом в новом покрытии использована часть сохранившегося шпиатра. Отдельно шло воссоздание по старым фотографиям декоративных наверший шатров кровли, также изготовленных из цинка-титана.


• Православный храм мученика Иоанна Воина на Якиманке (№ 46, стр. 1; Центральное викариатство, Москворецкое благочиние. Приделы: мучеников Гурия, Самона и Авива и святителя Димитрия Ростовского. История: построен в 1717 г. в честь Полтавской победы в слободе стрельцов; обновлялся в 19 в. Никогда не закрывался. Арх-ра: стиль – московское барокко; ярусный; состоит из двух восьмигранных ярусов, соединенные друг с другом треугольными нишеобразными сводами-тромпами с одной главой, трапезной и колокольни. Декор: окна с полукруглыми завершениями и портиками с фронтонами; карнизы с фронтонами и просто фронтоны, волюты, балконные балюстрады, пилястры. Интерьер: главный иконостас (резной) – нач. 18 в. Святыни: 4 мощевика с мощами многих святых (более 150); частицы Гроба Господня и земля от Гроба Господня, частицы ризы Господней и камень из реки Иордан; чтимые иконы Владимирской Божией Матери, мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина, Богоотец Иоакима и Анны, великомученицы Варвары (с частью перста с перстнем), Василия блаженного, Спаса Смоленского, святителя Николая Чудотворца, Анны Кашинской с частицей ее мощей, прп. Серафима Саровского, священномученика Христофора Надеждина. Духовенство: настоятель – священник Николай Смирнов; другие клирики: священники Георгий Мезенцев, Геннадий Героев и Алексей Палинов; дьякон Даниил Семин. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (по воскресеньям и большим праздникам – 2 литургии – в 7.00 и в 10.00), вечером – в 17.00; на вечерней службе по воскресеньям – молебен с водосвятием и акафистом мученику Иоанну Воину, по вторникам –мученикам Гурию, Самону и Авиву, в среду – святителю Димитрию Ростовскому, в четверг – Казанской иконе Божией Матери и великомученице Варваре (попеременно). Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; библиотека, молодежный клуб, помощь вещами бездомным. Сайт есть – хороший, хотя много информации, которая не относится непосредственно к этому храму. Ограда – 18 в. Здание богадельни и дом причта (19 в.)).

Храм Святого мученика Иоанна Воина — это один из образцов раннего «нарышкинского» барокко в Москве. Он возведен сразу по окончанию Полтавской битвы.
Впервые церковь Иоанна Воина упоминается в 1625 году. Она находилась на берегу Москвы-реки, рядом с домами стрельцов, поляков и крестьян. Храм часто подтопляло, поэтому он сильно разрушался. В 1704 году Петр Первый приказал возвести новую святыню, недалеко от старой. По легенде, Император даже сам предложил проект строения, по некоторым источникам автор здания — зодчий Иван Зарудный.
Трапезная и южный придел построены в 1711 году, шестью годами позже храм освятили. Главное здание представляет собой восьмиугольник в квадрате. Стены украшены резьбой и фигурками ангелов. Верхушка храма расписана несколькими цветами в шахматном порядке. Рядом с церковью располагается колокольня с нарисованными часами. Колокола были подобраны так, что создавали идеальное звучание. Внутри святыни стены расписывал художник Гавриил Доможиров, позже по проекту живописца Василия Баженова изготовили монументальный иконостас.
В 60-х годах 18 века храм огородили новой кирпичной оградой с узорной кованой решеткой, затем достроили левый придел. При нашествии Наполеона церковь была осквернена вражескими войсками. Усилиями прихожан и дарителей к середине 19 века святыня восстановила прежнее величие.
В советские годы из храма конфисковали церковную утварь и другие ценности, однако он избежал закрытия. Сюда стали передавать реликвии из разоренных и недействующих московских церквей. Так здесь появились икона Спаса Смоленского, иконы из церкви Иоакима и Анны с клеймами, резной иконостас храма Трех Святителей у Красных ворот, частицы свыше 150 Святых.


Построена в 1709—17 гг. 

Согласно преданию, сооружение церкви началось по инициативе Петра I в ознаменование победы в сражении под Полтавой. 

Состоит из собственно храма с апсидой, 2-придельной трапезной (престолы Димитрия Ростовского и мучеников Гурия, Самона и Авива) и колокольни. 

Церковь принадлежит к немногочисленной группе московских зданий начала 18 в., тяготеющих по формам фасадного декора к западноевропейскому барокко. 

Собственно храм представляет собой двухсветный четверик, перекрытый высоким сомкнутым сводом, несущим два убывающих по объёму восьмерика с криволинейными покрытиями, и главой. Динамику нарастания масс и пластичную выразительность силуэта подчёркивают широкие полуглавия (своеобразные полуциркульные фронтоны), венчающие центры фасадов четверика, и большие арочные люнеты над ними. Использование в оформлении фасадов таких, ещё не получивших широкого распространения в русском зодчестве начала 18 в. элементов декора, как треугольные и лучковые сандрики над окнами, декоративные балюстрады с пинаклями над углами четверика и в основании нижнего светового восьмерика, а также небольшие балконы перед люкарнами, имеющими изящные волютообразные обрамления, позволяют связывать строительство церкви с творчеством архитектора И. Зарудного, который неоднократно прибегал к подобным формам в своих сооружениях. Особым мастерством отличаются белокаменные резные растительные композиции, введённые в оформление ордерных порталов. Примечательны своей развитой пластикой угловые пилястры с композитными капителями, карнизы и наличники окон первого света, завершённые «разорванными» лучковыми сандриками с резными замками, которые повторены в обработке фасадов апсиды и трапезной. 3-ярусная колокольня с двумя нижними столпообразными четвериками и восьмигранным ярусом звона более традиционна для своего времени. На её западном фасаде сохранился изразцовый рельеф «Евангелист Марк». 

Существующий ныне в храме барочный иконостас, изготовленный в 1712, был перенесён в 1928 г. из церкви Трёх Святителей у Красных ворот (не сохранился). 

Первоначальная лепная отделка интерьера и настенная живопись художника Г. Доможирова (1779—85) поновлялись в 1859—62 гг. 

Вероятно, к этому же времени относятся классицистические иконостасы в трапезной. 

Замечательная барочная ограда церковного участка с ажурными коваными решётками между пилястровыми столбами и воротами сооружена в 1754—58 гг. 

В 1875 г. северная сторона ограды была перестроена с сохранением прежних форм. 

В 1984 г. в связи с расширением улицы Якиманки восточную сторону ограды передвинули и одновременно с этим возвели ограду на южной стороне участка. 

Церковь расположена на склоне правого берега Москвы-реки и занимает часть квартала, ограниченного с востока улицы Большая Якиманка, с севера — Якиманским переулком. 

Реконструкция всего прилегающего к Якиманке с запада района, предпринятая в 1980-х гг., открыла новые видовые точки на храм, позволяющие воспринимать его выразительный силуэт как с Калужской площади, так и с Крымского моста. 

В церкви хранятся святыни: икона Владимирской Божией Матери, иконы мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина, Иоакима и Анны (из несохранившейся церкви Иоакима и Анны на Якиманке), великомученицы Варвары (из церкви Варвары на Варварке), святого Василия Блаженного (из храма Василия Блаженного на Красной площади), образ Спаса Смоленского (по преданию, находился на Спасской башне Кремля), преподобной Анны Кашинской, преподобного Серафима Саровского, а также частицы мощей свыше 150 святых, хранящиеся в ковчегах и иконах, переданных из закрытых и разобранных церквей Москвы.

Построен в 1709-17 годах, согласно преданию, по распоряжению и на вклад Петра I, с использованием его чертежа, в честь победы под Полтавой над шведскими войсками. Главный престол мученика Иоанна Воина, небесного покровителя живших здесь, в слободе, стрельцов. В трапезной правый придел в юго-восточном углу освящён во имя мучеников Гурия, Самона и Авива. 

Первое письменное упоминание о его предшественнике, одноимённом храме относится к 1625 году (находился ближе к Москва-реке, разрушен наводнением, перенесен на новое место).

Coopужена часовня (снесена в 1920-х годах). 

Из-за сходства ряда архитектурных деталей храма и Меншиковой башни некоторые исследователи приписывают его архитектору И. Зарудному. 

В 1759 году (по другим источникам в 1772 году) в северо-восточном углу трапезной coopужён левый придел Димитрия Ростовского. 

Позднее построен приставной придел великомученицы Варвары. 

В западной части coopужены хоры, богато декорированные лепниной с позолотой и живописью (художник Г. Доможиров, 1779-85 годы).

По проекту В. Баженова в 1785-91 годы coopужена надпрестольная сень на 6 колоннах и четырехъярусный иконостас, который был разобран в 1860 году и заменён новым. 

В 1928 году вместо него был установлен деревянный резной иконостас — современник храма (1708 год; по другим источникам 1705 год), перенесенный из разрушенного храма Трёх Святителей у Красных ворот. 

Считается одним из лучших образцов русской декоративной резьбы по дереву 17-18 веков. 

Кирпичная ограда с узорной металлической кованой решеткой в стиле барокко с растительным орнаментом построена в 1754-58 годах.

Храм выстроен в стиле раннего московского барокко. Ярусный. Первый, больший, восьмифанный, стоящий на четырехугольном здании, имеет полукупольную форму, которой внутри соответствует восьмигранный сомкнутый свод. Переход к нему осуществлен при помощи треугольных нитеобразных сводов-тромпов. Диагональные фани восьмифанника заметно шире остальных, которые имеют выступы. Это создает впечатление крестообразности средней части храма. В каждом выступе — окно с полукруглым завершением, обрамленное своеобразным портиком с фронтоном. Второй восьмигранник, больше похожий на фонарь, завершается полукуполом. Полукруглые фронтонные завершения посередине карнизов, оконные проемы, балконные балюстрады, обходящие два нижних яруса, пилястры на ребрах восьмиугольника, спиралевидные завитки с «глазком» в центре (волюты) «размывают» границы ярусов. В центрах стен полукруглые фронтоны («полуглавия»). Оба придела трапезной снаружи имеют главки. Над каждым приделом самостоятельный сомкнутый свод с 4 распалубками. Колокольня восьмифанная (колокола сохранились).

В 1848 году в доме священника жил художник А. Саврасов. 

Храм обновлялся в 1895 г.

В советские годы храм не закрывался. 

В 1922 году власти изъяли свыше 10 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. 

Позднее в храм были переданы иконы, утварь и ковчеги с частицами св. мощей из закрытых окрестных храмов. Сохранились здание богадельни (1805 года) и дом причта. 

В 1985 году в связи с расширением улицы часть ограды была разобрана и перенесена ближе к храму.

Святыни: иконы — Владимирская Божией Матери с клеймами, мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина с житием, праведных Иоакима и Анны с клеймами — из одноименного разрушенного храма (в отдельном киоте у южной стены Димитриевского придела); икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары, икона св. Василия Блаженного, образы Спаса Смоленского и свт. Николая Чудотворца из разрушенных часовен при Спасских воротах Кремля; преп. Анны Кашинской с частицей мощей; преп. Серафима Саровского, частицы мощей 150 свв. угодников Божиих в ковчегах и иконах, аналойная икона расстрелянного священномученика Христофора Надеждина, настоятеля храма в 1906—22 годах, прославленного в лике святых на Архиерейском соборе 2000 года.

При храме действует детская воскресная школа с театральным коллективом, библиотека.




Жилые дома:

1 этаж (№ 8, 1900 год постройки; бывший дом купца Игумнова). Деревянный.

Клубный дoм Mon Cher (№ 15; на месте снесенного в 2011 году трехэтажного жилого (бывшего доходного) дома Федора Кольбе начала 20 века; первоначально частично обрушенный фасад был сохранён, но позже снесён полностью; но при этом фасад нового дома во многом воссоздает облик разрушенного дома). 2010-е годы постройки.

8 этажей (№ 17/2, стр. 2; 1996 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 17/2, стр. 1).

14 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 19; 1967 год постройки). Кирпичный. В пристройке – пекарня-кондитерская «Волконский», банки и пр.

5 этажей (№ 21; 1900 год постройки). 

В конце 19 - начале 20 века дом принадлежал потомственному гражданину Москвы Николаю Сушкину.

16 этажей (№ 22, к. 3; 2007 год постройки). Кирпичный. Жилой комплекс «Коперник».

6 этажей (№ 25; 1911 год постройки).

11-12 этажей (№ 26; 1991 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 27; 1911 год постройки).

12 этажей (№ 32; 1967 год постройки). Панельный. На 1-м этаже – универсам «Азбука вкуса» и пр.

3-6 этажей (№ 35, стр. 1; около 1900 года постройки).

6 этажей (№ 40, стр. 7; 1914 год постройки).

5-8 этажей (№ 50, 2006 год постройки). Монолитный. На 1-м этаже – кафе-клуб «Без повода», ресторан японской кухни «Ичибан Боши» и пр.

9 этажей (№№ 52, 54, 56 и 58/2; 1964 год постройки). Кирпичные.

Достопримечательности:

Православный храм Марона Пустынника в Бабьем городке (в Старых Панех) (№ 32, стр. 2).

Православный храм мученика Иоанна Воина на Якиманке (№ 46, стр. 1).

Здания 19 – первой половины 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Октябрьская» пешком и на троллейбусах №№ 4, 33 и 62 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 23.11.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий