четверг, 27 октября 2016 г.

Трубниковский переулок

Расположение:

Переулок проходит по района Арбат (ЦАО) от Спасопесковской площади до Поварской улицы. 

После проведения улицы Новый Арбат разделен на два изолированных друг от друга участка: короткий начальный участок – от Композиторской улицы до Спасопесковской площади и более продолжительный участок – от улицы Большая Молчановка (вблизи улицы Новый Арбат) до Поварской улицы. 

Недалеко – Бульварное кольцо и метро «Арбатская» и «Смоленская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Большая Молчановка и двухстороннее движение автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении) — на начальном участке. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 550 метров.

История:

До 18 века – Кречетниковский переулок (по фамилии одного из местных домовладельцев Кречетникова).

Переулок назван в 18 веке, предположительно, по находившейся здесь Трубничьей слободе в 17 веке, где жили трубники (работник при пожарной трубе (заливном насосе)).

Нежилые объекты: 

• Офисы (№ 15, 19 век).

Бывшая городская усадьба П. Новикова — Н. Смольянинова — Л. Савелова.

• Музей «Русская литература XX века» – дом И. Остроухова в Трубниках (№ 17, стр. 1).

Купеческий особняк второй половины 19 в.

Бывший дом художника-пейзажиста и коллекционера древнерусской иконописи Ильи Остроухова.
Деревянный дом с мезонином на высоком каменном цоколе с двумя ризалитами и антресолью со стороны двора относится к характерным постройкам послепожарной Москвы 1820-х гг. Первый известный план домовладения относится к 1822 г., когда здание принадлежало Е. Солнцевой. 
С тех пор сменилось много владельцев, утрачен сад и исторические границы усадьбы, снесены дворовые строения, но дом, несмотря на многократные перестройки (1858, 1870, 1889), все же сохранил свои характерные особенности. 
В конце 19 века хозяевами дома были братья Д. и П. Боткины. В 1889 года на дочери миллионера-чаеторговца Петра Боткина женился художник, коллекционер и меценат И. Остроухов (1858-1929), который с 1890 года стал владельцем дома. 

Про Остроухова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_681.html.

При нем дом перестраивался применительно к нуждам и вкусам семьи, что во многом определялось собирательной деятельностью хозяина. Для создания надлежащих условий хранения и экспонирования коллекций, а также для занятия живописью со стороны переулка в 1905 году была сделана одноэтажная каменная пристройка, которая в 1914 достроилась вторым этажом и новой каменной двухэтажной жилой пристройкой со стороны двора.
В особняке разместился знаменитый на всю Москву домашний музей, в собрании которого были работы Серова, Левитана, Врубеля, Репина, Дега, Матисса, Ренуара, Мане, а также богатейшая коллекция русских икон.
В 1918 году музей был национализирован, а его владелец стал пожизненным хранителем «Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова», получившего статус филиала Третьяковской галереи. 
В 1929 году музей был закрыт, а коллекция переведена в Третьяковскую галерею.
В советское время – коммунальные квартиры. 

Крупнейший в России музей истории отечественной литературы. В мае 1931 г. Наркомпрос РСФСР учредил специальную Комиссию по подготовке и организации Центрального литературного музея в Москве (председатель А. Бубнов, заместитель председателя В. Бонч-Бруевич); в 1933 был организован Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики, который в 1934 г. был объединён с Литературным музеем при Всесоюзной библиотеке СССР имени В. Ленина под общим названием Государственный литературный музей (первый директор — Бонч-Бруевич, до 1940 г.). В 1941 г. около 3 млн. единиц хранения из фондов музея были переданы в Главное архивное управление НКВД, на их основе создан Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ, ныне РГАЛИ). В фондах ГЛМ свыше 700 000 единиц хранения, охватывающих историю русской литературы с древнейших времён: рукописные и первопечатные книги, прижизненные издания и книги с автографами писателей, личные архивы и фонды деятелей русской литературы и культуры, в том числе наиболее ценные — М. Лермонтова, А. Герцена, И. Тургенева, Ф. Достоевского, А. Чехова, А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, М. Пришвина и др., архивы издательств, творческих объединений, уникальные фотографии, работы виднейших русских художников, предметы прикладного искусства, памятники культуры, быта, собрание мемориальных вещей, коллекции лубка, афиш и плакатов, записей фольклора, фоно- и видеозаписей. За годы существования ГЛМ неоднократно менял адреса и никогда не имел специального здания для экспозиции и фондов. ГЛМ объединяет в своей структуре историко-литературные экспозиции «Столетье безумно и мудро. 18 век в русской культуре» (в зданиях Высокопетровского монастыря), «Альманах в литературной жизни 1840—1880-х гг.» (в доме С. Аксакова в переулке Сивцев Вражек, 30), «Литературная Москва "Серебряного века"» (в доме В. Брюсова на проспекте Мира, 30; там же — мемориальный кабинет Брюсова; открыт в 1994 г.). Филиалы ГЛМ — мемориальные музеи Герцена, Лермонтова, Чехова, Достоевского, Пришвина, А. Толстого, Б. Пастернака и мемориальный кабинет А. Луначарского. ГЛМ проводит «круглые столы», научные конференции, чтения и др., литературные и литературно-музыкальные вечера, встречи с писателями, детские утренники. В 1992 г. ГЛМ совместно с ассоциацией «Россия» открыл «Русский лицей», ведущий культурно-просветительскую, выставочную и издательскую работу.

Музейный статус вернулся к этому зданию в 1979 г., когда его передали государственному Литературному музею. Были проведены реставрационные работы, восстановлены внутренняя планировка и декор. В 1983 году здесь открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения В. Жуковского. С 1984 по 1992 года в его стенах работала экспозиция по истории русской литературы 20 века. 

С 1992 года дом Остроухова получил статус выставочных залов ГЛМ. 

В 2014 году отдел литературы XX века переименован в научно-экспозиционный отдел «Дом И. Остроухова в Трубниках». Здесь проходят историко-литературные, юбилейные, персональные выставки.

• Министерство по делам Северного Кавказа (№ 19; начало 20 века, бывший доходный дом с винными складами Главного управления уделов; после 1917 году в доме размещался народный комиссариат по делам национальностей, которым руководил И. Сталин). 

Многоэтажный серый дом с массивными эркерами и легким балконом, идущим по четвертому этажу фасада, был построен для Главного управления уделов, которое ведало имуществом царской семьи. Вдоль первого этажа идет ажурная решетка, отделяющая дом от тротуара. Здание построено по проекту архитектора П.П. Малиновского в 1912-1913 гг. и имеет огромные прекрасно оборудованные подвалы для хранения и разлива марочных вин.

Одной из обязанностей Удельного ведомства было производство качественных вин. С 1914 г. в доме размещалось Управление инспектора удельного виноделия.

Основателем русского научного виноделия был князь Лев Сергеевич Голицын. В 1878 г. он открыл в Крыму завод шампанских вин «Новый Свет», эти вина до сих пор пользуются популярностью.

В 1891 г. князь Голицын стал главным виноделом имения Его Императорского Величества Ливадия и удельных имений Крыма и Кавказа. Должность была почетной и уважаемой. Князь распоряжался царскими виноградниками, число которых росло год от года.

Вспыльчивый и властный Голицын недолго занимал эту должность. В 1897 г. он был вынужден уйти в отставку из-за конфликтов с начальником Главного управления уделов князем Л.Д. Вяземским.

Тем не менее, москвичи всегда называли подвалы в Трубниковском переулке голицынскими в честь знаменитого князя.

Подземные галереи занимали 3000 квадратных метров, охватывая пространство под домом и двором. В сводчатых помещениях подвала поддерживалась постоянная температура, здесь хранились дубовые буты, вмещавшие до 1400 декалитров. Пол подвала был выложен уникальными мозаичными узорами.

После революции в доме Удельного ведомства разместился народный комиссариат по делам национальностей, наркомом был назначен И.В. Сталин. Квартиры сотрудников располагались здесь же, и в квартире № 25 жила семья Аллилуевых. В начале двадцатых годов в доме жил и нарком рабоче-крестьянской инспекции – Рабкрина – Н.М. Шверник.

В 1980-х дом реставрировали, а «голицынские» погреба были объявлены памятником промышленной архитектуры. Однако из-за начавшейся в те годы антиалкогольной кампании винодельческое производство было разрушено, погреба в Трубниковском переулке закрыли.


Дом в стиле модерн, построен в 1912 году по проекту архитектора П. Малиновского, как доходный дом Главного управления уделов (ведавшего имуществом царской семьи) в котором помимо роскошных балконов и эркеров имелись ещё и огромные винные погреба, поскольку это ведомство, помимо всего прочего, было ещё и крупнейшим владельцем виноградников и производителем алкоголя в дореволюционной России.

Здание связано с деятельностью Л. Голицына — выдающегося русского виноградаря-винодела. Созданное Л. Голицыным в 1878—1915 гг. в Новороссии (Крым, пос. Новый Свет) производство шампанских вин до сих пор пользуется заслуженной славой.

После революции в доме размещался народный комиссариат по делам национальностей, которым руководил И. Сталин.

• Бывший жилой дом М. Арсеньевой (№ 21, стр. 1, конец 19 века). 

В этом доме в советское время находилось 122-е отделение милиции.

• Офисное здание (№ 21, стр. 2). Двухэтажный кирпичный отштукатуренный бывший жилой дом 2-й половины 19 века.

• Управление соцзащиты населения района Арбат (№ 21, стр. 3). Трехэтажное здание.

• Офисное здание (№ 22). Двухэтажное с цоколем, кирпичное.

• Галерея «Ковчег» (№ 22, стр. 2).

• Консульский отдел посольства Греции (№ 23).

• Офисное здание (№ 26, стр. 2).

• Офисное здание (№ 28). Двухэтажное с цоколем, кирпичное, отштукатуренное, старой постройки.

• Офисное здание (№ 30а). 

Бывшая городская усадьба (деревянный дом с флигелем) 1-й трети 19 в. 

В 2006 г. дом снесли, а потом построили заново под офисы, под домом появился гараж. 

• Офисное здание (№ 32). Двухэтажное с цоколем, кирпичное, отштукатуренное, 19 век. 

Здесь в 1860-е гг. жил юрист, коллекционер Д. Ровинский.

• Студия художественного стекла (№ 34). Изготовление витражей, дизайн стекла и зеркал.

Жилые дома:

5 этажей (№ 4, стр. 1, начало 20 века, бывший доходный дом Баскакова; в 1906 году в доме жил писатель Иван Бунин, с 1910 по 1930 год в доме проживал художник К. Юон). «Здесь, в тихих переулках за Арбатом совсем другая жизнь... И.А.Бунин. В этом доме в 1906 году жил писатель Иван Бунин».

7 этажей (№ 4, к. 2, 2006 год постройки). Элитный жилой комплекс "Арбатская усадьба".
6 этажей (№ 6, начало 20 века, бывший доходный дом).

4 этажа (№ 8/15, начало 20 века, бывший доходный дом В. Федорова). В доме жил архитектор И. Флоринский.

5 этажей (№ 11, конец 19 века, бывший дом графа Бреверн-де-ля-Гарди).

6 этажей (№ 13, 2005 год постройки).

Бывший доходный дом Скугаревского начала 20 века, стоявший на этом месте, был полностью уничтожен в 1993 году и построен заново. О доходном доме напоминает только уличный фасад. На месте, где была проездная арка во двор, – окно такой же формы и декоративные металлические ворота с висячим замком. На месте желто-зелёной пристройки были деревья. В конце 1980-х в подвале старого дома базировался Комсомольский оперативный отряд "Дзержинец", помогавший милиции в поддержании правопорядка в районе Нового Арбата и Киевского вокзала.

5 этажей (№ 24, стр. 1, начало 20 века, бывший доходный дом С. Павлова). 

Уже в эклектике становится правилом отказ от однофасадности в пользу многофасадности здания, позволяющей усложнить его архитектурный образ. Полный образ создается суммой впечатлений от фасадов, предполагает уже не созерцание, а некое обозрение здания. Этот прием доводится в стиле модерн до степени, когда теряется значение центральной перспективы, а следовательно и фасада, и уже каждая точка восприятия рождает свой особенный ракурс, в котором создается своя неповторимая картина. В архитектуру вводится обязательная формула созерцания: без того, чтобы не обозреть в последовательном движении все эти картины, нельзя иметь целостное представление о сооружении. Излюбленным становится прием, когда с угла здания предстают не два фасада, а, словно единый фасад, суммарный образ здания. Здесь угол украшает массивный эркер, основание которого декорировано цветами чертополоха.

На примере этого здания заметно, что архитектура модерна отличается усиленным вниманием к фактуре стены, стремлением выявить все таящиеся в ней художественные возможности. Поэтому использовались наработки кирпичного стиля, где декоративным материалом становится кирпич. Это было очень экономично и придавало зданию особый вид — с естественно выявленным цветом, специфическим ритмом и рисунком облицовки. 
В качестве облицовки активно использовались и другие материалы, керамика, майолика и т.д. Их живописность, декоративность вполне отвечали эстетскому вкусу того времени.

4 этажа (№ 24, стр. 2). 1895 год постройки. Кирпичный.

6 этажей (№ 26, стр. 1, начало 20 века, бывший доходный дом братьев Баевых; в доме жили зоолог Н. Бобринский, математик Н. Глаголев, пианист и композитор А. Гольденвейзер). 

Тут жил Аристов. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_940.html.

Часть чердачных помещений в 1976 году была переоборудована под мастерские художников.

7 этажей (№ 30, стр. 1, 2001 год постройки).

4 этажа (№ 30, стр. 3, начало 20 века).

Тут жил арх. Иларион Иванов-Шиц. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_405.html.

Нумерация домов нестрогая.

Достопримечательности: 

Музей «Русская литература XX века» (№ 17, стр. 1).

Здания 19 – начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Арбатская» пешком через улицы Новый Арбат и Поварскую; от метро «Смоленская» пешком через Смоленскую площадь, Новинский бульвар и Композиторскую улицу. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 22.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий