вторник, 25 октября 2016 г.

Пушечная улица

Расположение:

Улица проходит по Мещанскому району (ЦАО) от Неглинной улицы до Лубянской площади. 

Рядом – метро «Пушкинская».

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Неглинной улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение отсутствует. Длина – около 350 метров.

История:


До начала 19 в. Пушечная улица была застроена только между Неглинной улицей и Рождественкой. 

На углу с Рождественкой с 17 в. располагалось Суздальское подворье (д. 7, угловая часть — 1886). 

На участке Пушечного двора в 1822 построено здание Военно-сиротского училища (д. 2/6, архитектор О. Бове), в 1863 г. перешедшее к театральному училищу (ныне имени М. Щепкина); в 1980 г. во дворе дома установлен памятник Щепкину (скульптор А. Тарасенко). Деревья около дома посажены Е. Турчаниновой и В. Пашенной в год окончания училища. 

В конце 19 — начале 20 вв. Пушечная улица застраивалась доходными домами (д. 4, правая часть — дом княгини Туркестановой, 1901, архитектор А. Остроградский; включает остатки постройки конца 18 в.), пассажами (д. 3 — продолжение пассажа К. Попова на Кузнецком мосту, 1883, архитектор И. Червенко), конторами (д. 5, 1914—15, архитектор В. Ерамишанцев), ресторанами (д. 4, левая часть — ресторан «Альпийская роза», 1911—12, архитектор П. Висневский; д. 6 — ресторан «Савой» и правление страхового общества «Саламандра», 1910—12, архитектор В. Величкин). 

В д. 9 (середина 19 в., перестроен в 1930-х гг.) находился Немецкий клуб, использовавшийся для театральных спектаклей (с 1939 г. Центральный дом работников искусств, ЦДРИ). 

Весь квартал между Рождественкой и Большой Лубянкой по чётной стороне занимает задний фасад магазина «Детский мир» (1957—63, архитектор А. Душкин).


До 1922 года – улица Софийка (по церкви Софии Премудрости Божией, которая здесь находится).

Когда-то улица именовалась также Пушечный переулок и Екиманская улица (по церкви свв. Иоакима и Анны (не сохранилась)).

Улица названа в 1922 году по находившемуся здесь государеву Пушечному двору (15-18 века), где отливали пушки и колокола (в 1586 году мастером Андреем Чоховым здесь была отлита Царь-пушка весом около 40 т).

Пушечный двор – центр литейного производства на Руси в 15—17 вв. Находился на левом берегу р. Неглинной, между современными Рождественкой, Театральным проездом, Пушечной улицей и Неглинной улицей. Возник в конце 15 в. Мастера и ученики получали денежное и хлебное жалованье, землю под строение. На Пушечном дворе работал А. Чохов, отливший в 1586 Царь-пушку. В 16 в. Пушечный двор выпускал колокола и паникадила. В 1630-х гг. работало свыше 100 человек. С 17 в. кузнечные молоты приводились в действие энергией падающей воды. С конца 18 в. Пушечный двор стал хранилищем оружия, боеприпасов и знамён, которые в 1802 г. были переданы в кремлёвский Арсенал; здания двора снесены в 1804 г.

В конце 17 в. у Красного пруда (в районе современных Ярославского вокзала и Ленинградского вокзала) возник Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и боеприпасов.


Недалеко от здания Центрального детского магазина, можно прогуляться по мостовой конца 19 века. Фрагмент исторической брусчатки площадью около 40 квадратных метров сохранили, встроив его в современное мощение.

Нежилые объекты:

• Государственная цирковая компания и Клуб «Первый» (№ 4, стр. 1; бывший доходный дом княгини О. Туркестановой, начало 20 века). 

Бывш. гостиница «Альпийская роза».

• Московский городской дом учителя (№ 4, стр. 2; бывший ресторан «Альпийская роза», начало 20 века). 

В конце 19 века в доме, принадлежавшем княгине О. Туркестановой, открылся немецкий ресторан «Альпенрозе». 

В 1901 году здание было перестроено по проекту А. Остроградского с сохранением старых стен. 

В 1909 году дом купило страховое товарищество от огня «Саламандра». 

В 1912 году здание ресторана «Альпийская роза» было перестроено с новым оформлением фасада по проекту П. Висневского. 

В 1918 году здесь размещался театральный уголок «Омона». 

С 1935 года здесь размещается «Московский городской дом учителя».

• Офисный центр с банком «Москвы» (№ 5). Четырехэтажное здание начала 20 века.

Здание бывш. банка. 

• Антикварный центр на Пушечной (№ 6/2, стр. 2). Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Центр общепита (№ 7/5) с кафе «Му-му» и «Prime». Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Бывшее Суздальское подворье. 

• Универсальный центр (№ 7/5, стр. 2). Музей экслибриса и миниатюрной книги, Ресторан «Ткемали», бары и кафе. Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Офисный центр (№ 7/5, стр. 4а). Двухэтажное кирпичное здание.
• Центральный дом работников искусств (№ 9/6; работает с 1939 года, бывший доходный дом Торлецкого — Захарьина, 19 век, затем – клуб работников искусств – с 1930 года. В его работе участвовали В. Маяковский, В. Качалов, О. Книппер-Чехова, Н. Нежданова, Н. Обухова, молодые тогда артисты С. Образцов, Б. Тенин, Р. Зеленая. Здесь проходили вечера А. Яблочкиной, М. Тарханова, В. Марецкой, И. Козловского, Л. Утесова. Затем под крышей дома объединились и художники. Вскоре это стал клуб мастеров искусства). «В этом здании Константин Сергеевич Станиславский в 1891 году осуществил первые режиссерские работы в спектаклях Общества искусства и литературы». Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.
В 1930 г. при ЦК профсоюза работников искусств был организован Клуб театральных работников. 
В создании клуба принимали активное участие И. Москвин, В. Качалов, А. Таиров, А. Нежданова, В. Барсова. 
В середине 30-х гг. в клуб привлекались также художники, мастера эстрады и цирка — возник Клуб мастеров искусств. 
В 1938 г. он получил современное название и помещение — особняк на Пушечной улице, в котором до 1917 находился Немецкий клуб. 
В 1960—80-х гг. ЦДРИ был одним из немногих культурных центров Москвы, где зрители могли познакомиться с «неофициальным» отечественным и зарубежным искусством. Здесь устраивались выставки художников-«неформалов», просмотры фильмов, не пропущенных в широкий прокат, и т.п.
В ЦДРИ работают разнообразные творческие секции: театра и кино, музыки, ИЗО, эстрады и цирка, телевидения и др. С 1990 открыт постоянный выставочный зал. ЦДРИ организует творческие вечера мастеров искусств всех жанров, встречи с учёными и писателями, музыкальные вечера, просмотры новых фильмов, экскурсии и вечера отдыха.

Тогда еще Клуб работников искусств возник по инициативе наркома просвещения А. Луначарского в 1930 г. и разместился в здании в Воротниковском переулке. 

На первом заседании В. Маяковский впервые прочел свою последнюю поэму «Во весь голос». Первоначально это был чисто театральный клуб. В его работе участвовали В. Качалов, О. Книппер-Чехова, Н. Нежданова, Н. Обухова, молодые тогда артисты С. Образцов, Б. Тенин, Р. Зеленая. 

Здесь проходили вечера А. Яблочкиной, М. Тарханова, В. Марецкой, И. Козловского, Л.О. Утёсова. 

Затем под крышей Дома объединились и художники. 

Вскоре это стал Клуб мастеров искусства. 

В 1938 г. клуб переехал в этот особняк, который в 1939 г. получил название «Центральный дом работников искусств». 

Сразу определились основные направления деятельности: общение деятелей искусства, творческие отчеты и вечера, показ новых спектаклей, концертных программ и кинофильмов. Создавались лектории и университеты культуры, концертные бригады, которые ездили по всей стране. 

В годы Великой Отечественной войны это было единственное клубное учреждение Москвы, ни на один день не прекращавшее работу.

Сейчас ЦДРИ занимается тем же: проводит выставки, тематические вечера, лекции, концерты, ведет активную просветительскую деятельность. Постоянная поддержка творчества молодых — тоже традиция Дома. 79 лет этот уникальный клуб возглавляли признанные корифеи театра, кино, музыки, изобразительного искусства, эстрады, цирка. ЦДРИ был и остается одним из средоточий отечественной культуры.

В здании много кафе и баров. 

Композиция «Голуби мира».
Открытие памятника было приурочено к 75-летию Дома искусств.
Скульптор: Л. Е. Кербель
Год установки: 1997
Композиция состоит из бетонного постамента, покрашенного краской, и бронзовой скульптуры, изображающей пару голубей. Перед скульптурой вмонтирована плита с эмблемой «ЦДРИ-75».
• Офисный центр (№ 11). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Православный храм Софии Премудрости Божией на Софийке (№ 15; Центральное викариатство, Сретенское благочиние. Патриаршее подворье. Приделы: Казанской иконы Божией Матери, северный придел – в честь святителя Николая Чудотворца. История: построен в 1692 г.; перестроен после пожара 1812 г. Никольский придел – кон. 18 в. Трапезная, колокольня и Казанский придел – 19 в. Обновлялся в кон. 19 и нач. 20 вв. В 1938 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем было подразделение НКВД). Снова открыт в 2001 г. Арх-ра: стиль – ампир; состоит из основного объема с одной главой, трапезной и двухъярусной колокольни. Декор: пилястры, кокошники, архивольты. Святыни: ковчег с мощами мученицы Софии Римской, матери святых мучениц Веры Надежды и Любови; чтимые иконы благоверного князя Александра Невского, благоверного князя Даниила Московского, благоверного князя Романа Угличского, праведного воина Феодора Ушакова с частицами их мощей. Духовенство: настоятель – священник Александр Миронов; другие клирики: священники Евгений Терехов и Алексей Колоев; дьякон. Богослужение: по воскресеньям и большим праздникам утром в 9.00, накануне вечером – в 16.00. Сайта нет).

Построена в 1692 г. на месте деревянного храма, появление которого здесь в 1480 связано с переселенцами из Новгорода. 

Первоначальный объём — небольшой четверик, перекрытый редким для посадских церквей этого типа восьмидольным сомкнутым сводом. 

Под поздней купольной крышей сохранился ряд древних кокошников. 

Прямоугольная со скруглёнными углами апсида в 1840-х гг. сменила прежний трёхчастный алтарь; тогда же была перестроена небольшая трапезная с 2 приделами (северным — Никольским и южным — Казанским), полукруглые апсиды которых частично закрывают боковые фасады храма. 

В соответствии с направлением улицы, проложенной рядом с церковью после 1812 г., Казанский придел получил «неправильную» конфигурацию с сильно скошенной южной стеной. 

Двухъярусная колокольня построена в 1816 г. Её квадратный в плане ярус поддерживает лёгкий восьмерик звона. 

Формирование композиции церкви завершилось во второй половине 19 в. сооружением с северной стороны колокольни оригинальной округлой паперти. 

Церковь была закрыта в 1930-х гг.

Эта церковь – все, что осталось от некогда существовавшего на Лубянке поселения выходцев из Великого Новгорода. Переселялись они во многом не по своей воле, а под давлением великого князя московского, и хотели на новом месте создать своеобразное напоминание о родном городе.
До 1922 года Пушечная улица носила название Софийка – по храму Софии Премудрости Божией. Такое название для церкви было выбрано не случайно: после присоединения Новгородской республики к Московскому великому княжеству в столицу оказались перевезены многие именитые горожане, а их место в Великом Новгороде заняли верные новой власти люди. Создавая свое компактное поселение на территории, данной им московским князем, новгородцы назвали соседнюю улицу в честь исторического района своего города – Лубяниц – а также поставили храм, напоминающий им о знаменитом Софийском соборе. Впервые деревянная церковь святой Софии на этом месте упоминается в 1480 году. Новгородский характер храма подчеркивало и существование при ней придела во имя святого Никиты Новгородского. В дальнейшем здание церкви несколько раз обновлялось, в 1650 году оно построено заново, а в 1685 году сгорело в пожаре. На средства стольника Моисея Овцына в 1691 году начинается строительство каменной церкви с приделом святого Николая Чудотворца, завершенное через год.
Основная часть храма сохранилась с конца XVII века до наших дней, однако со временем она оказалась обстроена новыми объемами трапезной и колокольни, а также лишилась своего изначального фасада. Вместо пятиглавия во второй половине XVIII века появился купол с одной главой, окна растесаны, а наличники утрачены. Колокольня построена в 1816 году в стиле ампир, с тосканскими портиками с трех сторон на нижнем ярусе и рустовой обработкой, ярус звона был сделан восьмигранным со шпилем. Трапезная заново сооружена в 1842 году, тогда же с юга создан второй придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Так как здание церкви стоит под углом по отношению к Пушечной, то его структура получилась несимметричной, Казанский придел сделан усеченным, чтобы соблюсти красную линию улицы.

К 1932 году церковь была закрыта и передана органам госбезопасности. Вскоре храм лишился главы и завершения колокольни, уничтожены портики, а сам он превратился в Экспериментальную фабрику спортивных изделий общества «Динамо». Историческое окружение храма к 1980-м годам было полностью снесено, но само здание все же сохранилось. 
Территория церковного двора полностью застроена новыми корпусами органов госбезопасности. С 2001 года богослужения в храме возобновлены, он получил статус приходской церкви при ФСБ.

Жилых домов нет.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Православный храм Софии Премудрости Божией на Софийке (№ 15).

Музей экслибриса и миниатюрной книги (№ 7/5).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Пушкинская» пешком через улицу Рождественка. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 11.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий