воскресенье, 2 октября 2016 г.

улица Варварка

Расположение:

Улица проходит по Тверскому району (ЦАО) от Красной площади до площади Варварские ворота. 

Рядом – метро «Китай город».

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по 2 полосам в сторону Красной площади; по противоположной стороне только выделенная полоса для движения автобусов и троллейбусов. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 550 метров.

История:

Одна из самых древних московских улиц. 

Варварка – одна из трёх основных улиц Китай-города. 

Первоначально начиналась от Спасских ворот Кремля и шла по гребню холма над Москвой-рекой. 

Вероятно, по её трассе проходила древняя дорога на Владимир. Впервые упоминается под названием Всехсвятской (по церкви Всех Святых на Кулишках) в конце 14 в., когда по ней въехал в Москву князь Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы (1380). 

С 1434 г. называлась Варварской или Варьской (по церкви Варвары, д. 2), в 17 в. иногда Покровской (по церкви Покрова, известной как церковь Георгия на Псковской горе). 
В 15 в. близ Варварки поселились купцы-сурожане — выходцы из генуэзской колонии в Крыму, позднее — псковичи. Близ церкви Георгия находился двор Андрея Кобылы — родоначальника Романовых. 

После строительства стен Китай-города перспектива Варварки стала замыкаться башней Варварских ворот. 

С середины 16 в. улица активно застраивалась: появились Купеческий и Английский дворы, каменные церкви, монастырские подворья, боярские дворы. Напротив церкви Варвары находились Панский (польский) двор, Старый Денежный (Монетный) двор. На дворе бояр Романовых основан Знаменский монастырь (д. 8—12). 

В 1640—60-х гг. на месте Панского двора поставлен один из Гостиных дворов, напротив находились Нижние торговые ряды с деревянными лавками. 

В 17 в. церковь Георгия на Псковской горе (д. 12; 1657) и церковь Максима Блаженного (д. 4; 1698) были перестроены, Варварка замощена брёвнами; торговая и жилая застройка оставалась деревянной и в 18 в. 

В конце 18 в. весь квартал между Варваркой и Ильинкой занял Старый Гостиный двор (д. 3; 1791 — 1805, 1825—30, архитектор Д. Кваренги, О. Бове и др.), напротив него в 1796—1804 построено классицистическое здание церкви Варвары (д. 2, архитектор Р. Казаков). В башне Варварских ворот была устроена часовня иконы Боголюбской Богоматери, проезд в воротах закрыт (улица Варварка оставалась проезжей, так как в Китайгородской стене были сделаны проломные ворота). 

В конце 18 в. Варварку «урегулировали», расширив и очистив от ветхих зданий. После пожара 1812 г. большинство домов и магазинов на Варварке отстроено в камне. 

В конце 19 в. на Варварку вышел боковой фасад Средних торговых рядов, обращённых к Красной площади (д. 1; 1890—92, архитектор Р. Клейн), построено здание Варваринского акционерного общества (д. 7; 1891, архитектор Клейн) и торговый дом Морозовых (д. 9; 1896, архитектор А. Иванов). 
После 1917 г. Варварка была занята учреждениями и складами. 

После сноса в 1934 г. Китайгородской стены открылся выход на площади Ногина (площади Варварские ворота). 

В 1960-х гг. уничтожена застройка южной стороны Варварки, кроме древних памятников архитектуры. 
На Варварку выходят Хрустальный, Рыбный, Никольский и Ипатьевский переулки. 

Справа на месте Максимовского, Псковского, Кривого переулков построено здание гостиницы «Россия».
Улица православных храмов (их на ней 4, не считая храмов монастыря).

Улица сложилась как дорога по бровке холма над Москвой-рекой, проходившая из Кремля на Владимирскую, Рязанскую, Коломенскую дороги. В посаде на Варварской улице жили бояре. В то же время это был торговый район, где селилась беднота, где сходились люди со всей Москвы, чтобы купить или продать что-либо в многочисленных рядах и лавках.

До 15 века – Всехсвятской улица (по церкви Всех Святых на Кулишках).

Улица названа в 15 веке по находящемуся на ней храму святой великомученицы Варвары.

В 17 веке улица одно время называлась то Знаменской (по Знаменскому монастырю), то Большой Покровкой (по церкви Покрова Божией Матери на Псковской горе).

В 1933-1993 годах — улица Разина (в честь предводителя крестьянского восстания 1670-1671 годов Степана Разина).



Варварка – одна из старейших улиц Москвы. Впервые она упоминается в письменных источниках в 1434 г. как «Варьская» в связи с погребением здесь святого Максима Блаженного, московского чудотворца. Археологи и историки не исключают более древнего происхождения самой улицы. Существует предание о движении по ней войска князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем в 1380 г., тогда улица называлась Всехсвятской и являлась частью дороги из Москвы во Владимир и Рязань.

Варварка тянется по бровке холма над Москвой-рекой. В XV в. на вершине возвышенности расселили псковичей, и с тех пор весь холм прозвали Псковской горкой. Трасса улицы извилиста и повторяет естественные контуры природного ландшафта. В древности параллельно верхней улице вдоль берега Москвы-реки шла нижняя Великая улица, соединенная с Варваркой сетью переулков, а территория между ними называлась «Зарядье». Историческая планировка здесь не сохранилась: она была уничтожена в XX в. в связи с планами по созданию грандиозных сооружений. В 1967–2007 гг. здесь располагалась гостиница «Россия», занесенная в книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире на момент постройки. Сейчас наземная часть гостиницы разобрана.

Современная Варварка стала короче, она начинается за Васильевским спуском у церкви Святой Варвары и заканчивается у выхода из метро. Раньше улица упиралась в Варварские ворота. Фрагмент Китайгородской стены, который виден слева у выхода из метро – результат реконструкции XX в., а белокаменное основание Варварской башни, расположенное в подземном переходе – подлинный фундамент укрепления XVI в.

Большинство краеведов склоняются к тому, что церковь Святой Варвары, построенная в камне купцами-сурожанами в 1514 г., дала название всей улице. Рядом с ней в XVI в. находились застенки и тюрьмы, где проводились допросы арестованных. Оттуда пошло московское выражение «к Варваре на расправу». Рядом на Варварском крестце продавали лечебные травы и коренья, можно было обратиться к помощи знахарей и ворожей.

В Средние века улица носила аристократический характер, на ней располагались дворы бояр, богатейших купцов и иноземцев. В XVI в. здесь появилось первое в Москве иноземное посольство, а рядом – крупнейшая усадьба бояр Романовых, превращенная впоследствии в Знаменский монастырь. Сегодня на Варварке в старейших жилых зданиях Москвы – в помещениях палат бояр Романовых и Английского двора – открыты музеи.

В XVII – XVIII вв. улица стала носить все более торговый характер, а в XIX в. Варварка потеряла былую репутацию. Теперь она славилась своими питейными заведениями и мошенниками. В советское время жилые дома на Варварке превратились в коммунальные квартиры с минимумом удобств, с конца 1940-х гг. начался их постепенный снос и расселение. Сама улица в этот период носила имя Степана Разина.

Сегодня облик Варварки необычен: ее четная сторона состоит из отдельно стоящих памятников московской старины: церквей и палат, а противоположную сторону занимает ряд фасадов торговых домов и Гостиного двора. Такой контраст – результат искусственной чистки четной стороны улицы, где до сноса на рубеже 1950–1960-х гг. помимо храмов и палат располагались многоэтажные жилые дома. В связи c созданием парка в Зарядье предполагается реставрация памятников Варварки и обновление самой улицы в ближайшие годы.

Рядом создан парк «Зарядье», который планируют открыть в 2017 году, а также есть вставочный центр «Гостиный двор» (числится по улице Ильинке).

В ноябре 2016 года были снесены здания во владении № 14 по этой улице, одно из которых было построено в 1909 году в стиле модерн и тогда это был доходный дом купца Зелика Персица, владельца Нижегородского масложирового комбината, а второй дом был построен в 1898 году для страхового общества «Якорь» (но сохранились и древние сводчатые подвалы); в советское время в доме был приемный кабинет Анастаса Микояна с мраморными колоннами и потолком из синих кессонов; потом тут работал клуб имени Красина, где часто показывали кинофильмы, а уже в наши годы в зданиях расположилось множество организаций: международная всестилевая федерация таэквон-до, культурный центр «Нескучный мир», рестораны «Купец Смирновъ» и «Китайгородская стена», галерея и салон подарков «Китай-город», институт потребительских испытаний, центр танца «Славянская Слобода», типография «50 копеек» и др.; в бывшем доме Персица в 1920-е — 1930-е годы работал советский гос. деятель Анастас Микоян; эти здания еще задолго до 2016 года планировали снести и построить на этом месте пятизвездочную гостиницу; предполагается, что исторические фасады после постройки гостиницы сохранятся, кроме нового стеклянного фасада, который будет обращен к парку «Зарядье», часть Китайгородской стены с пешеходным проходом по ней обещают сохранить, ресторан «Башня» разместить на последнем, 8-м этаже будущей гостиницы и там же будет панорамный вид на Зарядье.


В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Православный храм великомученицы Варвары на Варварке (№ 2; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Патриаршее подворье (храмов в Зарядье). Приделы: История: построен в 1804 г. в Зарядье на фундаменте бывшего одноименного храма. В 1920-х гг. – закрыт и сильно пострадал (в нем были склад, отделение общества охраны памятников искусства и культуры). Снова открыт в 1991 г. Арх-ра: стиль – московский классицизм. Тип – ротондальный. Состоит из основного объема, завершающегося ротондой на барабане и двухъярусной колокольни с придельным храмом. Храм поставлен на постамент (белокаменный цокольный этаж). Декор: шестиколонные портики коринфского ордера. Интерьер: двухсветный зал с кессонированным куполом, в западной части – хоры. Остатки росписи 19 в. Святыни: чтимая икона великомученицы Варвары с частицей ее мощей. Духовенство: настоятель – священник Вячеслав Шестаков; другие клирики: священники Вадим Леонов, Всеволод Варющенко, Ярослав Шипов, Максим Михайлов; дьякон Александр Шишкин. Богослужение: по субботам литургия в 9.00, по пятницам вечерня с утреней и акафистом св. Варваре – в 17.00. Храм открыт ежедневно с 11.00 до 19.00 часов. Сайт есть, но он общий для всех храмов Патриаршего подворья в Зарядье, и очень посредственный.).

Одна из самых древних улиц Москвы, Варварка получила свое название от местной церкви. Уже в XV веке упомянута Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары. В начале XVI века она была разобрана и на ее месте построено каменное здание по проекту итальянца Алевиза Нового, создавшего в Кремле Архангельский собор, а за его пределами – более десятка каменных церквей. Одна из них сохранилась до наших дней практически в первозданном виде – это собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (другие церкви либо утрачены, либо значительно перестроены).

Каменная церковь на Варварке 1514 года постройки имела схожий облик – «восьмилистник» в плане, увенчанный одной мощной главой. Она была возведена по заказу купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, живших в Зарядье. Церковь стояла практически без изменений до конца XVIII века, когда ее обветшавшее здание разобрали. Новый храм святой Варвары тоже строился на частные средства: храмоздателями стали майор Иван Барышников и купец I гильдии Николай Самгин. Работы начались в 1796 году, а освящение новой церкви состоялось в 1804 году.

Наиболее вероятным автором церкви святой Варвары считается архитектор Родион Казаков, мастер эпохи классицизма. Крестообразное в плане здание увенчано мощным куполом с маленькой главкой и отмечено четырехколонными портиками с севера и с юга, с запада к нему примыкает трехъярусная колокольня. Церковь поставлена на высокий мощный цоколь, но из-за перепада высот со стороны Варварки он не заметен: чтобы увидеть его, нужно обойти храм с севера.

В 1812 году Варварская церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена. Большие утраты произошли после революции.

В 1932 году церковь святой Варвары была закрыта, вскоре улицу переименовали в честь Степана Разина. Храм лишился главы и верхнего яруса колокольни, изнутри его пространство было разгорожено на этажи для склада и контор, но все же здание устояло, несмотря на планы по его сносу.

В 1960-х годах параллельно со строительством в Зарядье здания гостиницы «Россия» были отреставрированы исторические памятники Варварки, в том числе и церковь святой Варвары, воссозданы ее глава и утраченная часть колокольни. Внутри расположился Совет Московского областного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.

В 1991 году храм был передан общине верующих, вскоре возобновлены богослужения на втором этаже. В 1993 году улица снова стала называться Варваркой. В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.

Отреставрирован в 2016 г.

Построена в 1796—1804 гг. по проекту Р. Казакова на средства И. Баранникова и Н. Самгина с использованием фундаментов одноименного храма, сооружённого Алевизом Фрязиным Новым в 1514. 

Прежде фиксировала угол квартала на пересечении улицы Варварки и несохранившегося Зарядьинского переулка. Играет важную роль в панораме Зарядья, открывающейся с Большого Москворецкого моста и от храма Василия Блаженного. 

Крестообразное в плане здание на высоком белокаменном подклете украшено коринфскими портиками на боковых фасадах и завершено купольной ротондой с барабаном и главой. С запада примыкает 2-ярусная колокольня. Стройные пропорции объёмов, изысканный фасадный декор характерны для эпохи зрелого московского классицизма. 

В интерьере сохранились росписи 19 в., в куполе ротонды — кессоны. 

Закрыта в 1930-х гг. 

Реставрирована в 1965—67 гг. 

В церкви размещается Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Причислена к Патриаршему подворью в Китай-городе.

Церковь Варвары Великомученицы на Варварке, давшая название одной из старейших улиц Москвы, была построена на этом месте в 1514 г. зодчим Алевизом Новым по заказу богатых «сурожан» – купцов, выходцев из Судака (тогда называвшегося Сурож). В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». 

Эта церковь вскоре после постройки приобрела в Москве большую популярность. По ней в 16 в. была названа не только улица, но и угловая башня Китай-Города – Варваринская. Варварка до 16 в. называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках.

Внешний вид белокаменного алевизовского храма можно только представлять по старинным генеральным планам. Церковь Варвары была квадратной в плане, с выступающими с четырех сторон полукружиями, может быть, сходная с церковью Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре.

В 1795 г. московский митрополит Платон приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места. 

Новый храм строился с 1796 по 1804 гг. по проекту Родиона Казакова на старом алевизовском фундаменте. 

Основной его объем – крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая – за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма – сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. 

Колокольня храма – не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации (под руководством архитектора Г. Макарова). Внутри церкви сохранились росписи 19 века и хоры-ложа в западной части.

Как было со многими храмами, и в Варваринской церкви в советское время находился склад; позже ее передали под конторские учреждения; к 1980 г. в ней помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). 

С 1991 г. она снова передана верующим.

• Православный храм Максима Блаженного (прп. Максима Исповедника) на Варварке (№ 4; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Патриаршее подворье храмов в Зарядье. Придел: преподобного Максима Исповедника. История: построен в 1699 г.; обновлялся в 18 в. Колокольня –19 в. В 1930 г. – закрыт и сильно пострадал (здесь было Всероссийское общество охраны природы). Снова открыт в 1994 г. Арх-ра: состоит из основного объема на высоком подлете с одной луковичной главой, трапезной с приделом и двухъярусной колокольни. Декор: Интерьер: сохранились фрагменты росписей 17–18 вв. Духовенство: настоятель – священник Вячеслав Шестаков; другие клирики: священники (Зарядья) – игумен Всеволод Варющенко, Вадим Леонов, Ярослав Шипов и Максим Михайлов; дьякон Александр Шишкин. Богослужение: в разные дни, примерно 5–7 раз в месяц утром в 8.00 (или в 10.00). Сайта нет (только общий сайт для всех храмов Патриаршего подворья в Зарядье)).
Построена в 1698 г. на средства купцов М. Верхивитинова и М. Шаровникова. 
При сооружении церкви, по-видимому, были использованы части стен более раннего храма (начало 16 в.), поновлённого царицей Натальей Кирилловной в 1678 г. 
Первая деревянная церковь Бориса и Глеба известна на этом месте со второй половины 14 в. 
Своё второе, более употребительное название она получила в 1434 г. после похорон здесь известного московского юродивого Максима Блаженного. 
Существующее здание, поднятое на высоком подклете, состоит из одноглавого двухсветного четверика с апсидой и трапезной с южным приделом Максима Исповедника. 
Церковь поставлена на крутом склоне береговой террасы, по которой проходит улица Варварка; на красную линию улицы выходит северным фасадом, из-за резкого перепада рельефа подклет виден лишь с южной стороны. 
Облик четверика храма, завершённого широким антаблементом с рядом крупных кокошников, ориентирован на художественные принципы, выработанные в предшествующую эпоху. Не характерным для конца 17 в. является и упрощённое декоративное оформление фасадов здания, обработанных гладкими пилястрами и профилированными карнизами. На окнах апсиды храма и трапезной — наличники в стиле барокко с треугольными навершиями (появились после обновления здания в 1737). 
К северо-западном углу трапезной примыкает сооружённая в стиле ампир колокольня (1829) с двумя убывающими по объёму кверху прямоугольными в плане ярусами. 
В интерьере сохранились фрагменты росписи 18—19 вв. 
Храм был закрыт в 1920-х гг., реставрирован в 1965—67 гг.
Полагают, что первоначально немного южнее существующей церкви со второй половины 14 века здесь стояла домовая церковь купцов из г. Сурожа (Судак) с главным престолом Бориса и Глеба. 

В 1434 г. при ней был похоронен почитаемый на Москве юродивый Максим Блаженный. 

В начале 16 в. была построена каменная церковь на средства купца – сурожанина Василия Бобра. 

В 1568 г. церковь имела название св. Максима Исповедника, покровителя юродивого. 

В 1676 г. церковь горела и была обновлена царицей Натальей Нарышкиной, матерью будущего императора Петра I.

В 1698 г. два богатых купца, московский Максим Верховитинов и костромской Максим Шаровников построили нынешнее здание церкви, которая упоминается уже под именем церкви Максима Блаженного. 

Во время пожара 1737 г. церковь почти полностью сгорела и была отремонтирована к 1742 г. 

В 1829 г. выстроена современная колокольня.

Храм – сооружение, характерное для 17 в.: бесстолпный прямоугольник со световой главой, с трапезной и узким приделом справа. Нижний этаж – подклет – служил для хранения имущества горожан. Основной объём – двусветный четверик – перекрыт сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном. Стены и детали из кирпича. Большое пространство внутри перекрыто без устройства дополнительных опор.

Храм был закрыт в начале 1930-х гг., после чего у него были сломаны главы. 

В 1969 г. церковь отреставрирована (архитектор С. Подъяпольский). 

С 1992 г. в здании храма расположен выставочный зал общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.
• Музей «Английское подворье» (№ 4а; работает с 1994 года; находится в Старом Английском дворе 15-16 веков; здесь жили английские купцы; с 18 века – математическая школа). «Мемориальная доска открыта 18 октября 1994 г. ее величеством королевой Елизаветой II в связи с ее посещением «Старого Английского двора» - владения английской «Московской компании» и местопребывания первых английских посланников времен Ивана IV (Грозного) и Елизаветы I».
Каменные палаты, которые мы знаем как Английский посольский двор – одно из старейших зданий Москвы за пределами Кремля. Они вероятнее всего были построены в конце XV века, для богатого купца-сурожанина Ивана Бобрищева. Сурожане – купцы, торговавшие дорогими западноевропейскими, византийскими, восточными товарами и связанные с городом Судак, древний Сурож, в Крыму. Каменный дом в деревянной Москве был необходим не только ради престижа, но и как несгораемое хранилище товаров.

В 1556 году дом был отдан Британской Московской компании, которая одновременно была и официальным представителем Британской короны в Москве. Компания имела право беспошлинно торговать на территории всей России. Англичане привозили оружие, оловянную посуду, сукно и вывозили обычные для России товары: пеньку для канатов и верёвок, воск, кожу, меха.

Дом имеет некоторые необычные для Москвы черты. В верхней части фасада из стены выпущена деревянная балка, служившая для разгрузки и подъёма товаров в верхние этажи. Обширные белокаменные подвалы использовали для хранения товаров, помещения второго этажа были парадными, здесь принимали гостей, проходили совместные трапезы. Известно, что англичане получали от московских властей ежедневное продуктовое содержание.

Прекрасные отношения и беспошлинная торговля для англичан закончились в 1649 году. Царь Алексей Михайлович не мог простить британцам казнь короля Карла Первого. Имущество компании было конфисковано, а сами купцы высланы. После англичан долго владел палатами царский тесть, боярин И.А. Милославский. После него здание принадлежало разным владельцам. Среди них Посольский приказ, Нижегородское подворье и даже Арифметическая школа. С середины XVIII столетия здание было только в частном владении, его хозяевами были московские купцы. Они постепенно перестроили дом до такой степени, что все забыли про его славную историю. Ничто уже не напоминало про Английский посольский двор, хотя древние стены сохранялись в составе постройки. До 1966 года в здании работала Библиотека Иностранной литературы.

В 1960-е годы рядом со зданием началось строительство гостиницы Россия, дом был приговорён к сносу, на его месте был предусмотрен съезд для транспорта с Варварки к подъезду первого этажа северного вестибюля гостиницы. В процессе исследований перед сносом реставратор П.Д. Барановский нашёл старинные стены и подвалы. Дом сохранили и реставрировали по проекту И.И. Казакевич и Е.П. Жаворонкова. Здание стало филиалом Музея Москвы, экспозиция в нём открылась 18 октября 1994 года. Музей открыли королева Великобритании Елизавета II и принц Филипп, посетившие Россию с официальным визитом.

В музее развёрнута экспозиция, рассказывающая про русско-английские связи в XVI-XVII веках, проводятся концерты средневековой музыки, которая могла звучать в стенах Английского посольского двора.
Одно из древнейших жилых зданий в Москве. 
В 16 в. принадлежало гостю-сурожанину И. Бобрищеву (Юшке), после 1556 г. пожаловано Иваном IV Грозным первым английским купцам, прибывшим в Москву. 
В 16-17 вв. резиденция торгового и дипломатического представительства Британии. 
В 1636 г. в связи с увеличением объёмов торговли англичанам передали новое владение за Ильинскими воротами, усадьба в 1649 г. была продана боярину И. Милославскому, а в 1669 г. перешла в Посольский приказ. 
С 1676 г. в нём размещалось Нижегородское подворье, в начале 18 в. — Арифметическая школа. 
Древнейшая часть постройки — белокаменный подклет 15—16 вв. с двумя просторными сводчатыми помещениями для хранения товаров. 
В 1571 г. при набеге на Москву крымского хана Девлет-Гирея здание обгорело; при его восстановлении возвели две большие палаты второго этажа с кирпичными сводами — приёмную (Казённую) и поварню. 
После 1612 г., когда Английское подворье пострадало от орудийного обстрела, оно было ещё раз расширено и обновлено, получило просторные каменные сени и внутреннюю лестницу, связавшую подклет с парадными палатами и обширным чердаком, также использовавшимся для хранения товаров; был оформлен главный южный фасад. 
С конца 16 в. здание принадлежало различным купеческим родам, в результате перестроек утратило прежний архитектурный облик. 
После проведённой в 1968—73 гг. реставрации (архитекторы И. Казакевич, Е. Жаворонкова) удалены позднейшие наслоения; утраченная наружная кладка стен заменена облицовкой из специального кирпича с побелкой; западная и часть северного фасада восстановлены в формах 16 в., нарядные карнизы, декоративные ширинки — 17 в. 
В интерьере раскрыты фрагменты древних конструктивных и декоративных деталей — порталов, пят сводов и др. 
Ныне в здании находится музей «Старый Английский двор» (филиал Музея истории Москвы) с экспозициями «Средневековая Москва глазами иностранцев», «Из истории русско-английских отношений».
Здание Старого Английского двора — одно из древнейших гражданских сооружений в Москве. Белокаменные палаты появились здесь в 15 — начале 16 вв. и в то время принадлежали купцу из Сурожа Ивану Бобрищеву по прозвищу Юшка. 

В 1556 г., после установления торговых отношений с Англией, царь Иван IV Грозный пожаловал палаты английским купцам. А через сто лет, по указу царя Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции, купцы покинули Россию. 

В начале 18 в. Петр I открыл здесь Цифирную (математическую) школу.

Потом здание неоднократно перестраивалось, полностью потеряв свой первоначальный облик, но в 20 в. его восстановил архитектор П. Барановский.

В залах музея представлены предметы быта, копии архивных документов, фотоматериалы, а также археологические находки, сделанные при раскопках в Зарядье, которые рассказывают об истории здания, о русско-английских отношениях в 16–17 веках, о начале дипломатических отношений между Лондоном и Москвой, важную роль в которых играл Старый Английский двор.

• Бывший торговый дом Морозова (№ 5; 1864 год постройки).

• Административное здание (№ 5/10, стр. 2). Построено в 1975–85 гг.

• Выставочный павильон «Купол», или «Зарядье» (№ 6; работает с 2014 года). (№ 6). Открыт 29 апреля 2014 г.

• Исполнительный комитет СНГ (№ 7; 1892 год постройки; бывший конторский и торговый дом «Варваринское подворье»).

Раньше тут была госкомпания «Кремль», которая занимается проведением мероприятий на территории Московского Кремля, Красной площади и других объектах, принадлежащих Управлению делами Президента России).

• Знаменский собор бывшего Знаменского мужского монастыря (№№ 8–10; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Патриаршее подворье храмов в Зарядье. Состоит из верхнего и нижнего храмов. Главный престол верхнего храма – иконы «Знамения» Пресвятой Богородицы. Главный престол нижнего храма – прп. Сергия Радонежского; приделы: свт. Николая Чудотворца и прп. Афанасия Афонского. История: построен в 1684 г. на деньги боярина Милославского в Знаменском государевом монастыре. В 1920-х гг. – закрыт (вместе с монастырем) и пострадал (сначала здесь были жилые квартиры, а с 1932 г. – филиал Исторического музея. Возвращен РПЦ в 1992 г. Арх-ра: состоит из двухэтажного основного объема с 5 главами и колокольни (перед входом); с севера и запада окружен двухъярусной открытой галереей с крыльцами. Декор: закомары, карнизы, пилястры с картушами. Интерьер: в верхнем храме сохранились фрагменты росписи конца 18 в. В 1992–2013 гг. собор использовался совместно храмом и музеем. Святыни: Духовенство: настоятель – священник Вячеслав Шестаков; другие клирики: священники (Зарядья) игумен Всеволод Варющенко, Вадим Леонов, Ярослав Шипов и Максим Михайлов; дьякон Александр Шишкин. Богослужение: в разные дни, примерно 2 раза в неделю утром в 8.00 (или в 8.30 и 9.00), вечером – в 17.00 (расписание есть на общем сайте храмов Зарядья). Сайта нет (только общий сайт для всех храмов Патриаршего подворья в Зарядье). Сохранились келейные и служебный корпуса бывш. Знаменского мон-ря).
Знаменский монастырь располагается в центре столицы. Это бывший мужской монастырь, до наших дней от которого остались Знаменский собор с трапезной и палаты Романовых.
Название монастырь получил в честь родовой иконы Романовых — Знамение Божией Матери Новгородской. Она считается одним из первых изображений на иконе Божией Матери.
Возведение монастыря связывают с двумя событиями: смертью матери царя Михаила Романова и рождением Алексея Михайловича. В это время было много пожертвований из царской казны. В 1668 году строения пострадали от пожара. Спустя несколько лет их восстановили и построили новый собор в русском стиле. Храм представляет собой четверик, который венчают пять барабанов с главами. С севера и запада его окружают галереи. Внизу располагается церковь в честь Сергия Радонежского с приделом Николая Чудотворца, вверху — в честь иконы «Знамение».
Палаты бояр Романовых считаются одним из первых музеев в России. Это здание единственное, что сохранилось от некогда большой усадьбы Романовых. Оно относятся к архитектурным памятникам 15-17 веков. Здесь, по легенде, на свет появился царь Михаил Федорович.
Сейчас это государственный музей, где в точности воссоздан патриархальный быт бояр допетровской эпохи. В состав Палат входят: кабинет, библиотека, трапезная, сени, женская комната, светлица. Здесь можно увидеть подлинные предметы прошлых столетий, боярскую одежду, старинную мебель, книги и многое другое.
Строительство Палат относится к концу 15 века. Тогда они принадлежали деду первого русского царя Никиты Романова. В период царствования Бориса Годунова Романовы, как главные соперники в борьбе за трон, были в опале. Федора Никитича постригли в монахи. Здания долгое время пустовали, а потом и вовсе сгорели. Восстановить удалось уже при Михаиле Федоровиче, чуть позже Палаты вошли в состав Знаменского монастыря.
Палаты представляют собой здание в три этажа, каждый из которых меньше предыдущего. Первые два созданы из камня, третий — из дерева. Последний по форме напоминает терем с большими окнами, где женщины могли заниматься рукоделием.
За время существования сооружение несколько раз перестраивалось. В середине 19 века, после посещения Москвы Александром Вторым, его выкупили у монастыря. Великий император планировал сделать музей рода Романовых. Проект здания создал архитектор Ф.Ф. Рихтер. В основе «лежит» идея восстановить обстановку боярской эпохи. Зодчему удалось вернуть утраченный верхний этаж со скатной крышей, достроить крыльцо. Внутри были установлены изразцовые печи, настелен паркет, а стены обили дорогой парчой. В 1859 году музей «Дом бояр Романовых» официально начал существовать.
После Революции из царского музея он превратился в «Музей боярского быта». В 20 веке здесь нашли гончарную мастерскую, которая сейчас отреставрирована и открыта для посетителей.

Прежние палаты бояр Романовых были разобраны, а на их месте построили новые. В них располагались кельи и хранилище важных документов, реликвий. Здесь находилось первое московское издание Библии.
В середине 18 века монастырь пришел в упадок. Новый этап его развития приходится на конец столетия. К этому времени относится возведение новой колокольни, которая играла роль входа в храм. В Отечественную войну обитель пострадала от французских войск, часть реликвий была утрачена. Спустя десять лет ее восстановили на пожертвования Священного Синода и верующих.
Виток в развитии монастырь получил после визита в Москву Александра Второго. Он приказал восстановить палаты бояр Романовых. Чуть позже их выкупили, а в помещениях расположился музей «Дом бояр Романовых».
На начало 20 века в монастыре жили архимандрит, девять монахов и 12 послушников. К 300-летию дома Романовых центральный храм отреставрировали, построили придел в честь преподобного Михаила Малеина.
После Революции обитель закрыли, а строения отдали под жилье. В середине 20 века часть построек снесли, остальные находились в плачевном состоянии. Во время строительства гостиницы «Россия» собор отреставрировали, но богослужения в нем возобновились в 90-х годах. Храм и палаты входят в состав музея «Палаты Романовых».

Знаменский монастырь (что на Старом Государевом дворе) мужской монастырь основан в 1629—31 гг. (исследователи связывают это событие с рождением в царской семье наследника — будущего царя Алексея Михайловича) на месте двора, принадлежавшего боярам Романовым. 
Назван Знаменским по стоявшей здесь церкви Знамения Божией Матери (начало 16 в.). 
Знаменский монастырь получил во владение двор Романовых со всеми постройками, а также вотчины и угодья инокини Марфы (матери царя Михаила Фёдоровича). 
В 1700 г. Знаменскому монастырю принадлежало 299 дворов. 
После пожара 1668 г. монастырь восстановлен в 1670 — 1680-х гг. на средства боярина И. Милославского: возведены новый собор, игуменские и братские кельи, каменная ограда со «Святыми воротами», перестроен корпус «над верхними погребами» (так называемый Дом бояр Романовых). 
В 1684 г. в Знаменском монастыре учреждена архимандрития (до 1764 г. и с начала 20 в.). 
В монастыре находилась родовая икона Романовых — Знамения Божией Матери Новгородской (16 в.); в ризнице — богатые вклады царя Михаила Фёдоровича, инокини Марфы, два Евангелия патриарха Филарета, вклады частных лиц 17—18 вв.; в библиотеке — Псалтырь (1627), Служебник с Требником (1630), Библия первого московского издания (1663) и др. 
В 18 в. монастырь постепенно пришёл в упадок, в 1764 г. отнесён к 3-му классу, его земли перешли в казну. 
К концу 18 в. монастырь вновь пережил период расцвета; построены новая колокольня, здания келий. 
В 1856 г. по указанию императора Александра II начата работа по организации в монастыре музея «Дом бояр Романовых» (в комиссию по созданию музея входили князь И. Оболенский, директор Оружейной палаты А. Вельтман, архитектор Ф. Рихтер, историки И. Снегирёв, Б. Кёне, А. Мартынов). Реставрационными работами в Знаменском монастыре руководил Рихтер. 
В 1859 г. музей был открыт (в 1917 г. перешёл в ведение Оружейной палаты, с 1932 г. – филиал Государственного Исторического музея). 
К 1907 г. в Знаменском монастыре проживали архимандрит, 9 монахов, 12 послушников. После 1923 г. монастырь закрыт, здания, в том числе собор, переоборудованы под жильё, к началу 1960-х гг. находились в аварийном состоянии (здание подворья и конюшни снесены). 
В связи со строительством гостиницы «Россия» в 1960—70-х гг. в Знаменском монастыре проведены реставрационные работы. 
Сохранился монументальный пятиглавый, внутри перекрытый сомкнутым сводом Знаменский собор (1679—84, архитекторы Ф. Григорьев, Г. Анисимов). Декоративные килевидные закомары, лаконичное оформление наличников, колончатые аркатуры на барабанах создают сдержанно-торжественный архитектурный образ храма, восходящий к образцам московского зодчества 16 в. 
В интерьере сохранились фрагменты росписей 1740 г. и замечательный по рисунку и исполнению лепной декор (1782—83, мастера круга М. Казакова). В нижнем ярусе собора — монастырская трапезная с церковью Афанасия Афонского.
Первый русский царь из династии Романовых Михаил Романов основал Знаменский монастырь в 1629–30 гг. на месте своей бывшей родовой усадьбы.

Собор иконы Божией Матери «Знамение» являлся центром монастырского ансамбля. Престолы верхнего храма – иконы Божией Матери «Знамение», придел – прп. Михаила Малеина; нижнего храма – прп. Сергия Радонежского, придел свт. Николая.

Строительство начали в 1679 г. Строили собор по заказу И. Милославского крепостной из Костромского уезда Фёдор Григорьев и «боярина князя Голицына крестьянин» Григорий Анисимов «с товарищи». 
В 1683 г. Милославский умер, не закончив строительство собора. Закончили его в 1684 г. По указу царя строительство «сметил» боярин Василий Одоевский.

Пятиглавый кубовидный собор с высокой шатровой колокольней, галереями и лестницами был поставлен на склоне горы на фундаменте из дубовых свай.

В нижнем ярусе собора размещалась тёплая зимняя церковь Афанасия Афонского и обширная трапезная. С севера примыкала «поварня с хлебодарней», с северо-запада – помещение, сдаваемое внаём. Во втором этаже – летняя холодная церковь Богородицы Знамения с галереями – папертями с западной и северной сторон и ризницей.
Колокольня была с юго-запада, каменная лестница – с северо-запада.

Колокольня и лестница разобраны в конце 18 в. 
Многочисленные пожары и возобновления после них привели к большим изменениям в облике собора. 
Прекрасные росписи в интерьере производились в 1740 г. и в 1782–83 гг.
В 1929 г. монастырь был закрыт и приспособлен под жилье.

При реставрации 1967 г. за основу был взят образ собора, сложившийся к 1684 г. В здании был открыт лекционный зал.
Нижний храм был освящён в октябре 1992 г. 
Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.
Колокольня была возведена в 1784-89 гг. на основании бывшей здесь церкви Иакова 1756 г. Нижняя часть колокольни с двумя большими арочными проемами служила парадным входом на территорию монастыря. Примыкающий к ней корпус келий построен также в конце 18 в.
– 8б. Келейный корпус был надстроен еще в 19 в., с Варварки было 3 этажа (и притом вплотную к улице, а не как сейчас), а со двора – 4.

Чего только не было в этом доме в 1920-67 гг. – множество коммунальных квартир человек по 30–40 и даже начальная школа № 403. Адрес был – ул. Степана Разина, 16. Мимо, почти вплотную к дому, проходили трамваи №№ 10, 11, 19, 24 и 48, сворачивавшие на Москворецкий мост (до постройки нового моста они шли по Китайскому – ныне Китайгородскому – проезду и набережной. Остатки рельс можно было видеть еще сравнительно недавно вблизи пл. Ногина. Теперь они, видимо, под слоем асфальта. После 1967 г. часть дома была разрушена полностью (там теперь лестница вниз во двор), с левой части (если смотреть с Варварки) сняли два верхних этажа и часть, прилегавшую к улице, а с правой (вдоль Максимовского переулка, примыкающей к колокольне) – один этаж, после чего сделали высокую крышу, крыльцо и т.д.
– Знаменский мон-рь устроен в 1631 г. на месте двора, принадлежавшего Романовым, при существовавшей Знаменской церкви. Закрыт после революции, ныне частично возвращен РПЦ.

Единственный храм – собор иконы Божией Матери Знамение в Знаменском монастыре строился с 1679 г., освящен 27 июля 1684 г.; причем прежняя Знаменская церковь переименована в Благовещенскую. 

Главный престол вверху с сев. приделом Михаила Малеина (1910 г.). Нижняя церковь Преподобного Сергия с сев. приделом Николая Чудотворца. Колокольня построена в 1784-1789 гг. на основе бывш. церкви св. Иакова. Закрыт не ранее 1929 г., нижний храм освящен вновь в 1992 г.

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Романов основал Знаменский монастырь в 1629-30 гг. на месте своей бывшей родовой усадьбы на Варварке. В 1670-х гг. строятся собор, игуменские и братские кельи, каменная ограда со «святыми воротами», перестаивается корпус над верхними погребами, он же дом бояр Романовых. Заказчиком этих сооружений является боярин Иван Милославский, родственник тестя царя Алексея Михайловича.

Собор иконы Божией Матери «Знамение» являлся центром монастырского ансамбля. Братский корпус (или игуменские кельи, 1676-81 гг., Федор Григорьев, Григорий Анисимов) расположен вдоль Варварки и является прекрасным образцом жилого строения 17 в.

В 18 в. постройки обветшали. Императрица Елизавета в 1743 г. повелела возобновить старинное жилище Романовых. Остатками родового дома Романовых считаются «палаты на верхних погребах», то есть палаты, выходящие на Варварку. Их перестроили уже в 1770-х и использовали как игуменские и казенные кельи. В 1684 г. пристроен угловой корпус.

К концу 18 в. были разобраны лестница и колокольня собора. Новая колокольня была возведена в 1784-89 гг. Колокольня построена на основании бывшей здесь церкви Иакова 1756 г. Нижняя часть колокольни с двумя большими арочными проемами служила парадным входом на территорию монастыря.

После 1812 г. разоренный монастырь кое-как поправили. 

В 1851 г. по повелению государя Александра II палаты были реставрированы как древнее «жилище боярина». 

При реставрации 1857-59 гг. под руководством Ф. Рихтера снесли поздние пристройки и после тщательных исследований и работ палаты открылись как музей. Но в угоду «высочайшей установке» на создание скромного боярского дома 16 в. воссозданные палаты отличались от бывшего здания. Одноэтажный домик во дворе – служебный корпус 18 в. Отреставрирован Ф. Рихтером.

Монастырь был закрыт в 1918 г., а музей-дворец бояр Романовых переделали в музей боярского быта. 

При строительстве гостиницы «Россия» монастырские постройки сохранили. 

Колокольня и корпус монашеских келий раньше входили в территорию монастыря и располагались с западной стороны ансамбля, затем их отделял от других построек пандус подъезда к гостинице «Россия». 

После сноса гостиницы ансамбль вновь стал единым. 

При реставрации Знаменского собора в 1967 г. за основу был взят образ собора, сложившийся к 1684 г. В 1973 г. реставраторы постарались восстановить старинные палаты в виде, близком к оригиналу 17 в. 

В палатах открыт музей боярского быта.

– Музей «Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых» – филиал исторического музея; бывший Старый Государев двор; палаты — единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых. С середины 16 в. она принадлежала боярину Никите Юрьеву, затем его старшему сыну Федору Романову, ставшему в последствии патриархом Московским и всея Руси; по преданию, в этой усадьбе 12 июля 1596 г. родился Михаил Романов, ставший родоначальником новой царственной династии. 

В 1633 г. Михаил жалует усадьбу Знаменскому монастырю, который неоднократно перестраивал здания, но несмотря на это дом Романовых и поныне не утратил своей значимости как памятник русской гражданской архитектуры 15-17 вв.; в середине 19 в. по высочайшему повелению императора Александра II в палатах открылся один из первых музеев Москвы — «Дом бояр Романовых». В настоящее время внутреннее убранство палат знакомит с патриархальным боярским бытом конца 17 в.).
Один из первых музеев Москвы. Открыт в 1859 г. как «Дом бояр Романовых» в палатах конца 15 в., с середины 16 в. входивших в состав усадьбы Н. Захарьина-Юрьева — деда царя Михаила Романова. 
В 1631 г. палаты были переданы в собственность Знаменского монастыря, в 1668 г. сильно пострадали от пожара, после возобновления в 1674 г. использовались монастырём как келейный корпус и неоднократно перестраивались. 
В 1856—59 гг. по указу императора Александра II архитектор Ф. Рихтер провёл реставрацию палат, восстановив древние части и реконструировав третий этаж — деревянный «терем». 
В 1917 г. музей был закрыт. В 1923 г., после передачи здания Оружейной палате, переименован в «Дом боярина XVII века» и вновь открыт. 
В 1932 г. передан государственному историческому музею на правах филиала. 
Название музея неоднократно менялось («Боярский быт XVII века», «Фондовые выставки ГИМ», «Палаты XVI—XVII вв.», с 1992 современное название).
Последняя научная реставрация здания проведена в 1984—92 гг., когда были обнаружены его древние части конца 15—17 вв. и полностью восстановлены интерьеры. 
В 1983—85 гг. во дворе музея проведены археологические раскопки, результаты которых позволили отнести освоение территории будущей усадьбы и Зарядья к 13 в.; частично выявлена планировка усадьбы Романовых, обнаружен некрополь 15—16 вв., гончарная мастерская конца 15-16 вв. Экспозиция демонстрирует типичный интерьер богатого московского патриархального дома: предметы быта, оружие 17 в. Воссозданы кабинет боярина, трапезная палата, женская светлица, сени, помещения подклета. Производственный комплекс музея и другие археологические памятники — в подземном археологическом музее на глубине культурного слоя.
Палаты — единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых. С середины 16 в. она принадлежала боярину Никите Юрьеву, затем его старшему сыну Федору Романову, ставшему в последствии патриархом Московским и всея Руси.

По преданию, в этой усадьбе 12 июля 1596 г. родился Михаил Романов, ставший родоначальником новой царственной династии. В 1633 г. Михаил Федорович жалует усадьбу Знаменскому монастырю, который неоднократно перестраивал здания, но несмотря на это дом Романовых и поныне не утратил своей значимости как памятник русской гражданской архитектуры 15-17 вв.

В середине 19 в. по высочайшему повелению императора Александра II в палатах открылся один из первых музеев Москвы — «Дом бояр Романовых».

В настоящее время внутреннее убранство палат знакомит с патриархальным боярским бытом конца 17 в. По традиции палаты разделены на мужскую и женскую половины. На первом этаже — мужской половине — представлены интерьеры «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже — женской половине — «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних палат передают своеобразие русской жизни и культуры 17 в. В экспозиции демонстрируются подлинные шедевры прикладного искусства из фондов Государственного Исторического музея.

Представление об усадьбе и Москве 12-17 вв. значительно дополняют материалы первого в Москве подземного археологического музея, где представлена гончарная мастерская кон. 15 - нач. 17 вв., найденная во время археологических раскопок 1983-91 гг. Широкие рамки экспозиции обоих музеев (12-17 вв.) дают возможность создавать разнообразную тематику экскурсий и работать с разными категориями посетителей. Для иностранных туристов разработана специальная программа.

Музей открыт для посетителей: пн, чт, сб, вс: 10:00-17:00; вт: выходной; ср: 11:00-18:00.
– 10, стр. 2. Служебный корпус Знаменского монастыря.
Построен в 18 в. Отреставрирован Ф. Рихтером в 1857-59 гг. 

В настоящее время относится к музею «Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых».

• Управление делами Президента России (№ 9/11/2; 1896 год постройки; бывший доходный дом фабрикантов Морозовых).

• Бывшая городская усадьба Чириковых – М. Арманд (№ 11, стр. 1 и 2; 18 век, перестраивалась в 1894 году).

• Православный храм великомученика Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской Горке (здесь жили псковичи, переселенные великим князем Василием III в нач. 16 в.). (№ 12; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Патриаршее подворье храмов в Зарядье. Главный престол – Покрова Пресвятой Богородицы. Приделы: великомученика Георгия Победоносца и свт. Петра Московского. История: построен в 1658 г., возобновлен после наполеоновского опустошения в 1818 г. Трапезная с 2 приделами и колокольня – 1-я пол. 19 в. В 1920-х гг. – закрыт и сильно пострадал (здесь был склад и ВООПИК). Возвращен РПЦ в 1994 г. Арх-ра: стиль – псевдоготика и ампир; состоит из основного объема на высоком подлете с 5 луковичными главами на глухих барабанах, трапезной с 2 приделами и двухъярусной колокольни. С северной стороны храма – паперть-гульбище. Декор: карниз с кокошниками, оконные наличники. Интерьер: роспись – 17–18 вв. Святыни: чтимые иконы Казанской Божией матери; святителя Спиридона Тримифунтского, праведного воина Федора Ушакова, мученицы Людмилы Чешской с мощами этих святых; ковчежец с мощами великомученика Георгия Победоносца. Духовенство: настоятель – священник Вячеслав Шестаков; другие клирики: священники (Зарядья) игумен Всеволод Варющенко, Вадим Леонов, Ярослав Шипов и Максим Михайлов; дьякон Александр Шишкин. Богослужение: в разные дни, примерно 8-12 раз в месяц утром в 8.00 (или в 9.00), вечером – в 17.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа, воскресная школа для взрослых, молодёжный клуб Петра и Февронии, православный киноклуб. Сайта нет (только общий сайт для всех храмов Патриаршего подворья в Зарядье).

Построена в 1657 г. (или в 1658 г.) с использованием подклета церкви, известной с 1462 г. 

Пятиглавый четверик, вытянутый по оси север — юг, с трёхчастным алтарём поставлен на кромке крутого берега Москвы-реки так, что его высокий подклет со стороны улицы не виден. Главный престол был освящён во имя Покрова Богородицы, в южном апсиде позднее разместился придел Петра Митрополита. 

В первой четверти 19 в. были сооружены трапезная с северным Георгиевским приделом, паперть и 3-ярусная колокольня (1818), получившие неоготическое оформление фасадов. Придел вынесен на улицу, поддерживая на этом участке красную линию, а колокольня поставлена у подножия берегового обрыва. Развитый декор храма (сложный карниз с поясом кокошников, лёгкая аркатура на барабанах глав и колончатые с килевидными навершиями наличники на окнах) контрастирует с лаконизмом обработки древнего подклета широкими пилястрами. Интересная особенность подклета — размещение внутри него нескольких изолированных сводчатых помещений, предназначенных для хранения имущества прихожан. 

В интерьере храма сохранились фрагменты живописи 17—18 вв. 

Закрыта в 1930-х гг. 

Реставрирована в 1965—72 гг. 

Включена в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

Храм построен в 1657-58 гг. (по некоторым данным в 1626 году) на Псковской горе (поселение псковичей, переселённых Великим князем Василием III в начале 16 века. В него была включена часть его предшественника – храма Покрова Пресвятой Богородицы (первое письменное упоминание – 1462 г.). 

Сильно пострадал во время нашествия наполеоновских войск в 1812 г. 

Возобновлён в 1818 г., с запада к нему пристроена вдвое большая трапезная, с севера – паперть-гульбище и двухъярусная колокольня (конец 18 века): всё в псевдоготическом стиле, верхний ярус колокольни – в стиле ампир. Тип посадского храма 17 в. Четырехугольный в плане. Пятиглавый. На высоком подклете, сохранившемся от старого храма, с отдельными, перекрытыми сводами, помещениями (в них хранилось имущество горожан во время пожаров и бедствий). Фасады венчает многорядный карниз из профильного кирпича с кокошниками, глухими барабанами с луковичными главами. Окна алтарных выступов украшают наличники. Зал – двусветный с сомкнутым сводом. Роспись на стенах и сводах – 17-18 вв.

Главный престол – Покрова Пресвятой Богородицы, приделы: Георгия Победоносца, великомученика (1818 г.), южный – Петра, митрополита Московского (1837 г.).

После 1917 г. закрыт. 

Находился в запустении. Использовался под склад, в 1979 г. передан Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры. 

В 1965–72 гг. проведена внешняя реставрация.

В 1991 г. возвращён Русской православной церкви. 

Богослужения совершаются с 1995 г.

• Реконструируемый квартал доходных домов старого Зарядья (№ 14). «Микоян Анастас Иванович работал в этом здании с 1926 по 1934 год. Видный государственный деятель, Герой Социалистического Труда» (№ 14, стр. 2). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_795.html

Бывший комплекс сохранившихся зданий (доходных домов) исторической застройки Зарядья.

1. Выстроенный Н. Жериховым доходный дом купца первой гильдии Зелика Персица, один из первых по-настоящему многоэтажных домов Зарядья, «шагнувший» в 1909 году через стену Китай-города из растущей вверх Москвы. 

Редкий для города образец модерна европейской стилистики с чугунными декоративными элементами.

2. Построенный в 1898 году А. Ивановым для страхового общества «Якорь» дом был богато декорирован. В классический декор фасадов вставлены многочисленные лепные якоря — символ безопасной гавани и страхового общества. 

В 1920-е годы он был надстроен, тогда же было изменено оформление главного фасада — он стал конструктивистским.

3. Дом Товарищества «Проводник» был построен в стиле неоренессанса. Дома Страхового общества «Якорь» и дома товарищества «Проводник» объединены как строение 1.

4 ноября 2016 года начат частичный снос исторических домов начала ХХ века на ул. Варварка, 14, стр. 1 и 2 — в охранной зоне Кремля, в буферной зоне объекта Всемирного наследия. Сносимые здания имеют статус исторически ценных градообразующих объектов, сохранение которых предписано постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» 12 сентября 2015 г. 

Против этого вандального проекта протестовали столичные градозащитники, эксперты в области архитектуры и градостроительства, возражал Национальный комитет ИКОМОС, Россия.

«Реконструкция» методом сноса предполагает лишь частичное сохранение фасадных стен, выходящих на ул. Варварка и Китайгородский пр.

– Выстроенный Н. Жериховым доходный дом купца первой гильдии Зелика Персица, один из первых по-настоящему многоэтажных домов Зарядья, «шагнувший» в 1909 году через стену Китай-города из растущей вверх Москвы. Редкий для города образец модерна европейской стилистики с чугунными декоративными элементами.

Московский купец первой гильдии Зелик Персиц - владелец Нижегородского масложирового комбината. До 1917 года проживал в купленном им в 1895 году особняке в 1-м Казачем пер, д. 6, стр. 1.

• Церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот (№ 15).

Церковь Климента папы Римского или, по-другому, Рождества Иоанна Предтечи на Варварке расположена в конце улицы (дом 15), на небольшом холме. Чтобы правильно оценить архитектуру этого здания, надо представить себе его окружение, существовавшее до 1930-х годов. К юго-востоку от храма, на расстоянии 50 метров, стояла башня Варварских ворот Китай-города, завершённая шатром. К башне с севера и с юга примыкали крепостные стены. То есть при взгляде с Варваринской площади мы могли видеть только изящные завершения храма. После сноса стены он открыт весь, снизу доверху.

В старой Москве церковь чаще называли не по главному престолу, во имя Рождества Иоанна Предтечи, а по приделу Климента папы Римского. Традиция называть храмы по приделу существовала у москвичей очень давно и очень долго.

Впервые церковь на этом месте упоминается в первой четверти XVII века. Существующее здание храма построено на месте прежней церкви в 1741 году на деньги промышленника Ф.С. Подсевальщикова. Наиболее сложными и эффектными частями храма были его завершения. Они даже послужили образцом при строительстве верха церкви Введения во Храм, что в Пятницком монастыре, на подоле, в Сергиевом Посаде. На стенах кубического объёма Климентовской церкви были расположены наличники сложной формы, а над ними горизонтальные восьмигранные окна со своим оформлением. Вдоль Варварки церковный участок ограничивался классической оградой.

В 1822 году северный, Климентовский придел был перестроен в классических формах.

В 1920-е годы храм закрыли. Здание использовали и под детский сад, и под конторы (так в ХХ веке называли офисы). В конце концов, из церкви сделали жилой дом, а потом в ней разместились хозяйственные службы ЦК КПСС. Храм и колокольня лишились своих завершений, отделки интерьера, наличников на фасаде. Мало похожее на церковь здание передали верующим в 1991 году, но службы в нём долго не начинались. В соседних кварталах давно уже нет жилья, прихожан, поэтому церковь была включена в состав Патриаршего подворья храмов в Зарядье.

В 2014 году восстановлено завершение колокольни церкви Рождества Иоанна Предтечи. Реставрация храма продолжается.


Построена в 1741 г. на фундаменте более древнего храма, стоявшего здесь с первой половины 17 века. 

Северный придел Климента папы Римского и Петра Александрийского (с 1822 г. в трапезной); южный – Боголюбской Божией Матери (1875 г.). 

После закрытия в 1920 годы использовалась под детсад, потом под конторские помещения. Уничтожены ограда и ворота, колокольня сломана до второго яруса, сломана главы с крестами, сбит почти весь архитектурный декор. В 1958 год перестроена в жилой дом. С 1970 годов внутри помещалось учреждение «Оргкоммунэнерго» Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. 

В 1990 году в храме размещался склад ЦК КПСС. По решению президиума Моссовета 25 июля 1991 года церковь возвращена Русской православной церкви. 

Однако лишь в 2009 году над церковью поставлен деревянный крест и начались реставрационные работы во внутренних помещениях. На фасадах были проведены научные исследования. 

В 2015-2016 годах на фасадах были проведены реставрационные работы. Восстановлен декор и завершения колокольни и церкви. Раскрыта первоначальная живопись в нишах над окнами.

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Православный храм великомученицы Варвары на Варварке (№ 2).

Православный храм Максима Блаженного (прп. Максима Исповедника) на Варварке (№ 4).

Знаменский собор бывшего Знаменского мужского монастыря (№№ 8–10).

Православный храм великомученика Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской Горке (№ 12).

Музей «Английское подворье» (№ 4а).

Выставочный павильон «Зарядье» (№ 6).

Музей «Палаты в Зарядье. Дом бояр Романовых» (№ 10).

Здания 15 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Китай город» пешком.


Видео:




Состояние на 6.5.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий