четверг, 27 октября 2016 г.

Хитровский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Малого Трехсвятительского переулка до Хитровской площади и Подколокольного переулка. 

Рядом – Бульварное кольцо.

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 200 метров.

История:

Хитровка» в 19 — начале 20 вв. – название местности на востоке центральной части Москвы, между Яузским бульваром и улицей Солянкой, в районе пересечения Подколокольного переулка и Петропавловского переулка. Названа по фамилии отставного генерал-майора Н. Хитрово, который в 1823 г. приобрёл здесь участок земли для рынка (так называемый Хитров рынок). С 1860-х гг. площадь стала своеобразной «биржей труда» сезонных рабочих. Окружающие переулки были застроены ночлежными домами, трактирами, чайными, в которых обитали представители московского «дна» — «хитрованцы». Их быт и нравы красочно описал В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». В 1902 г. он привёл на «Хитров рынок» К. Станиславского, В. Немировича-Данченко и художника В. Симова, выискивавших типы для постановки пьесы М. Горького «На дне». Л. Толстой называл «Хитров рынок» центром городской нищеты. По данным переписи 1911 г., население ночлежек «Хитровки» составляло 5,5 тыс. человек (в некоторые годы — до 10 тыс.). «Хитровка» ликвидирована в 1923 г. В 30-х гг. на месте «Хитрова рынка» построена школа.

Переулок назван в 19 веке (в форме Хитровский переулок) и снова в 1993 году по находившейся рядом с ним усадьбы, принадлежавшей в 19 веке отставному генералу Н. Хитрово.

В 1935 – 1993 годах – переулок Максима Горького (т. к. в 1902 году К. Станиславский и В. Немирович-Данченко здесь собирали материал для постановки пьесы М. Горького «На дне»).

В новейшее время был снесен бывший институт международного рабочего движения АН СССР (№ 9а).

Нежилые объекты:

• Корпус П НИУ ВШЭ (№ 2/8, стр. 5). Факультет коммуникаций, медиа и дизайна (Департамент медиа) и Департамент иностранных языков (Кафедра английского языка). 5 этажей. 1940 год постройки.

• Бывшая городская усадьба (главный дом и флигель) Лопухиных — Волконских — Кирьяковых, затем – доходное владение Буниных (№ 3, стр. 1 – 3, 18–19 века; здесь в 1871 году родился русский композитор А. Скрябин).
В первой половине и середине 18 века владение, расположенное подле храма трёх святителей на Кулишках, в современном Хитровском переулке, принадлежало представителям дворянского рода Лопухиных, царским родственникам по первой жене Петра I.
При них был построен, сохранившийся до наших дней, главный дом усадьбы. Первоначально возведённый в формах позднего барокко, он неоднократно перестраивался и к ХХ столетию практически полностью утратил декоративную обработку фасадов.
Во второй половине 18 века усадьба принадлежала Волконским. И в 1792 году П. Волконский продал своё владение купцу Кадашевской слободы Афанасию Кирьякову, имевшему торг в кружевном золотом ряду.
При Кирьяковых, на рубеже 18–19 веков, по южной границе усадьбы был построен двухэтажный флигель в классическом стиле, сохранивший до наших дней детали декоративной отделки фасадов: белокаменные карнизы и сандрики, оконные обрамления, пилястры второго этажа. В этом флигеле 25 декабря 1871 года (6 января 1872 года по н. с.) в семье студента-юриста, а впоследствии дипломата, происходившего из старинного дворянского рода Николая Скрябина и пианистки Любови (урождённой Щетининой) родился будущий пианист и композитор Александр Скрябин (1871-1915).
Одновременно с постройкой двухэтажного флигеля по северной границе владения был возведён не сохранившийся до нашего времени одноэтажный флигель. Разница в высоте строений скрадывалась значительным понижением рельефа к югу, в сторону будущей Хитровской площади. Оба флигеля были соединены красивой оградой с двумя полуциркульными портиками и главными въездными воротами. Эта ограда, к сожалению, также оказалась утраченной в конце 1940-х годов.
Во второй половине 19 века усадьбой владели купцы Бунины. При них строения усадьбы были превращены в ночлежные дома и различные мастерские. Вот что писал об этом владении В. Гиляровский: «Чище других был дом Бунина, куда вход был не с площади, а с переулка. Здесь жило много постоянных хитрованцев, существовавших подённой работой вроде колки дров и очистки снега, а женщины ходили на мытье полов, уборку, стирку как поденщицы. Здесь жили профессионалы-нищие и разные мастеровые, отрущобившиеся окончательно. Больше портные, их звали «раками», потому что они, голые, пропившие последнюю рубаху, из своих нор никогда и никуда не выходили.
Работали день и ночь, перешивая тряпье для базара, вечно с похмелья, в отрепьях, босые. А заработок часто бывал хороший. Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.
- Эй, вставай, ребята, на работу! - кричит разбуженный съемщик.
Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны. Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них - шапки и картузы».
В самом конце 19 столетия усадьба перешла к семье Ивановых. При них в 1901 году в глубине владения был построен доходный дом по проекту архитектора Э. Юдицкого (Хитровский пер., 3/1, стр. 1). Юдицкий известен также постройкой знаменитого дома И. Пигита на Большой Садовой, 10 – дома «с нехорошей квартирой» из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Последним дореволюционным владельцем этой усадьбы было Российское общество застрахования капиталов и доходов.
В советские годы практически во всех постройках усадьбы были устроены коммунальные квартиры, расселённые в 1970-е годы. Жилым остался только упомянутый выше дом 1901 года постройки. В наши дни двор владения - излюбленное кинематографистами место съёмок многочисленных фильмов.

• Флигель бывшей городской усадьбы (№ 3, стр. 3). Двухэтажное здание флигеля построено на рубеже 18-19 вв. по южной границе усадьбы, приобретённой в 1792 г. купцом Л. Кирьяковым у П. Волконского. 

Флигель представляет собой единственный дошедший до наших дней фрагмент классической переработки усадьбы; одновременно с ним по северной границе был выстроен не сохранившийся ныне одноэтажный флигель. Они соединялись со стоявшим в глубине главным домом полуциркульной оградой парадного двора. Разница в высоте флигелей скрадывалась значительным падением рельефа к югу. Фасады флигеля имеют декоративную обработку, характерную для зрелого классицизма: белокаменные карнизы и сандрики тонкого профиля, разнообразные оконные обрамления уличного и дворового фасадов; ритм членений усложнен легкими раскреповками.

• Бывший ночлежный дом и кухня Хитрова рынка с трактиром «Каторга» (№ 3/1, стр. 4 и 5). Построены в сер. 19 в., перестроены в 1878, 1907, 1920, 1950-е – 1980-е гг.

• Поликлиника № 2 ФСБ РФ (№ 3а; бывший доходный дом храма трех святителей на Кулишках). 

В 1941 г. здесь происходило формирование 1-го стрелкового полка 5-й дивизии народного ополчения и коммунистического батальона Фрунзенского района.

• Корпус «Т» высшей школы экономики (№ 4, стр. 10). Факультет коммуникаций, медиа и дизайна (Деканат). Отделение деловой и политической журналистики ВШЭ, высшая школа журналистики ВШЭ и учебная телерадиостудия ВШЭ.

В конце 17 века неподалёку от церкви трёх Святителей на Кулишках в бывшем владении князей Голицыных был построен трёхэтажный каменный дом, принадлежавший в то время тайному советнику Михаилу Похвисневу. В 1777 году его вдова продаёт усадьбу графу Фёдору Остерману. После его смерти владение переходит к его супруге – Анне, которая в 1806 году завещает усадьбу своей племяннице Екатерине, матери поэта Фёдора Тютчева. Таким образом, ранние детские годы Фёдора прошли в доме в Трёхсвятительском переулке. Здесь же родилась и его младшая сестра Дарья. В то время главный дом усадьбы представлял из себя трёхэтажное каменное здание с большим парадным подъездом и балконом. Два белокаменных крыльца «о шести ступенях» по бокам вели прямо на второй этаж. Во дворе три деревянных флигеля, каретный сарай, конюшня с сеновалом и пять деревянных корпусов «разных мер и посредственного виду» с погребами, сараями, амбарами.

В 1810 году Тютчевы переезжают в Армянский переулок, а усадьбу в приходе церкви Трёх Святителей продают французскому виконту Франсуа Жозеф д’Изарн Вилльфору. Хорошо известны его мемуары, посвящённые пребыванию наполеоновской армии в Москве в 1812 году. В пожар усадьба пострадала и вскоре д’Изарн продаёт её дворянке Калустовой, у которой владение в 1818 году приобретает казна. Сперва здесь размещается московский обер-полицмейстер, а несколько позже – Мясницкая полицейская часть с пожарным депо. Тогда же над главным домом была возведена деревянная пожарная каланча, снесённая в 1925 году.

В конце 19 века в казённой квартире «под каланчой» жил полицейский врач Дмитрий Кувшинников. В гостях у Кувшинниковых, в салоне его супруги Софьи бывали деятели культуры того времени, в том числе братья Антон и Михаил Чеховы, Исаак Левитан, Илья Репин, Мария Ермолова. Кувшинников, Софья и Левитан стали прототипами рассказа А. Чехова «Попрыгунья». После публикации рассказа дорога в гостеприимную квартиру «под каланчой» для Чехова была заказана, а Левитан год не разговаривал с Антоном.

В конце 1900-х годов в Мясницком полицейском доме под стражей находились юные Владимир Маяковский и Илья Эренбург, оставившие свои воспоминания об этом.

В настоящее время в главном доме усадьбы размещается Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 

Жилые дома:

4 этажа (№ 3/1, стр. 1, начало 20 века). На 1-м этаже – центр детского творчества «Рател».

8 этажей (№ 4). 1953 год постройки. Кирпичный.

Достопримечательности:  

Здания 18 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Чистые пруды» на трамваях №№ А, 3 и 39 до остановки «Дурасовский переулок» (на Яузском бульваре) и пешком через Яузский бульвар. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 24.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий