воскресенье, 23 октября 2016 г.

Новая площадь

Расположение:

Площадь находится в Тверском районе (ЦАО) между Лубянской площадью, площадью Ильинские Ворота, улицей Ильинка и Старой площадью. 

Недалеко – Кремль и Москва-река. 

Метро «Лубянка» (начало площади).

Описание:

Площадь с односторонним движением автотранспорта по 9-10 полосам от Лубянской площади. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 350 метров.

История:

Образовалась в 16 веке с внутренней стороны стены Китай-города и фактически была улицей, имевшей только одностороннюю застройку.

В конце 15 в. в этой местности впервые упоминается церковь Иоанна Богослова что под Вязом; в 1825 — 1837 гг. построено ныне существующее здание (д. 12; с 1934 г. Музей истории Москвы). 

В 1783 г. на площадь был переведён толкучий рынок из Ветошных рядов близ Охотного ряда (существовал до 1899 г.). 

С 1820-х гг. название Новой утвердилось за частью площади между Никольскими и Ильинскими воротами, остальная часть стала называться Старой. 

В конце 19 в. эти названия менялись местами, пока не закрепились в современном варианте. 

Со второй половины 19 в. на Новой площади располагались книжные лавки и развалы. 

Малоэтажная застройка во второй половине 19 в. сменилась большими зданиями преимущественно торгового назначения. 

Дом 2 (1870, архитектор Р. Гедике) и д. 4 (Калязинское подворье, 1905, архитектор Г. Макаев) ныне выходят на Лубянскую площадь; д. 6 — дом Московского купеческого общества (1909—11, архитектор Ф. Шехтель), которому принадлежал д. 8—10 в «готических» формах (1882, архитектор Б. Фрейденберг); д. 16 на углу Новой площади и улицы Ильинки — бывшее владение Северного страхового общества (1909—11, архитекторы И. Рерберг, М. Перетяткович, В. Олтаржевский). 

После сноса в 1934 г. Китайгородской стены Новая площадь соединилась с Лубянской площадью и Китайским (Китайгородским) проездом, поглотив часть этого проезда, проходившую между стеной и Политехническим музеем (д. 3/4; 1875—1907, построен на месте бывших Яблочных рядов). 

Сквер перед музеем и музей образуют всю нечётную сторону Новой площади.


Образовалась в 16 веке с внутренней стороны стены Китай-города и фактически была улицей, имевшей только одностороннюю застройку.

Площадь названа в 1820-х годах по более позднему времени образования в сравнении с рядом находящейся Старой площадью.

В 1820-х годах за площадью утвердилось название Новая, а ее продолжение (от площади Ильинских Ворот до площади Варварских Ворот) стало называться Старой площадью.

В 1870-1890-х годах современная Новая площадь называлась Старой, а та — Новой.

В начале 20 века площадям вернули первоначальные названия, используемые и ныне.

Фактически Новая площадь – это проезд от Лубянки до площади Ильинских ворот. Ее продолжением является Старая площадь. Когда-то проезд шел вдоль стены Китай-города, разрушенной в 1928 году. В прошлом Новая площадь находилась внутри Китайгородской стены и представляла собой узкую полосу между собственно стеной и линией домов Китай-города. С внешней стороны шел Китайгородский проезд.
Долгие годы на Новой площади шумел толкучий рынок, переведенный сюда с Манежной площади. Здесь торговали старым платьем, обувью, лубочными картинками и разного рода домашней утварью.
«Не доходя Ильинских ворот налево, Новая площадь, на которой помещается толкучка, 45 сажен длинны. Здесь, под открытым небом, толпятся целый день, с целью купли и перепродажи старых вещей сотни плохо одетых и обутых людей, - подонки общества, испытывая все всевозможные климатические невзгоды», - писал путеводитель по Москве в 1887 году.

Площадь начиналась у Никольских ворот Китай-города, Островский так и писал о них – «у ворот, где торгуют картинками». Здесь же можно было купить разного рода книжки. Наряду с пустыми и даже порой вредными книжонками, на рынке можно было найти буквари, книги классиков. Здесь располагалась лавочки известных издателей. Знаменитый русский издатель И.Д. Сытин начинал с должности «мальчика» в маленькой книжной лавке на Новой площади.

Только в 1899 году толкучку удалось перевести в Садовники.
На месте старых монастырских подворий, тянувшихся вдоль стены Китай-города, начали появляться многоэтажные конторы, построенные современными архитекторами. Дома возводились с учетом того, что только верхние этажи будут видны над массивной Китайской стеной.

После сноса стены на ее месте был разбит сквер, в котором продолжали торговать букинисты.


Сейчас одну сторону Новой площади занимает Политехнический музей, четную сторону составляют офисные здания, а сама площадь и Китайгородский проезд представляют собой единое полотно проезжей части, по которой несутся машины от Лубянки вниз к Москве-реке.

В 2016 и 2017 годах площадь была реконструирована по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Наземный вестибюль метро «Лубянка» (№ 2/12/1; бывший доходный дом Орлова-Давыдова с магазинами, 19 век).

Станция метро «Лубянка» построена в первую очередь строительства московского метро в стиле авангард. Свои двери для пассажиров она распахнула 15 мая 1935 г. Станция была названа в честь видного советского деятеля Феликса Эдмундовича Дзержинского.
При строительстве рабочие столкнулись со сложными гидрогеологическими условиями, из-за чего пришлось менять внутреннюю конструкцию станции — она стала двухсводчатой, т.е. без среднего зала.
Проект интерьера перронного зала был разработан самобытным архитектором эпохи авангарда Николаем Ладовским, идейным лидером рационализма в архитектуре. В проекте этой станции Ладовский, единственный из всех авторов станций первой очереди, сохранил тоннельную форму перронного зала. Перед ним стояла непростая задача — оформить станцию со сложной внутренней структурой: некоторой кривизной станционных путей, криволинейностью всего сечения тоннеля, грузности и массивности опор. Ладовский не стал выпрямлять кривизну стен архитектурной декорацией. Он подчеркнул эту кривизну, продлив ритмически расположенные вдоль перрона упрощенные пилястры по всему своду, тем самым создав особую, несвойственную другим станциям динамику.
Нестандартное решение было предложено архитектором в первоначальном проекте. Он предлагал использовать цвет как средство визуальной коммуникации. Например, чтобы облегчить человеку ориентацию от входа в метро до станционного зала, Ладовский предложил метод цветовых путеводов: красных — для обозначения входа, голубых — выхода (цветовые панели выше роста человека). Но этот проект так и не был реализован.
Также автором был разработан интересный принцип освещения платформ: ярко освещалась перронная часть станции, тогда как путевой тоннель более слабо, что по задумке Н. Ладовского должно было усилить восприятие пространства.
К сожалению, в 1970-е гг. «Лубянка» была реконструирована, архитектура перронного зала кардинально изменена. Она обрела средний зал, т.е. стала трехсводчатой и превратилась в типовую станцию 1970-х гг. От проекта Ладовского остались лишь небольшие фрагменты.
Изначально у станции был только один вестибюль — западный, открытый вместе со станцией в 1935 г. Впоследствии она обрела разветвленную систему входов и выходов по периметру всей Лубянской площади. Авторы наземного павильона — архитекторы Д.Ф. Фридман и И.И. Ловейко — сильно перестроили фасад старого здания, в которое были встроены вход и выход. Они представляют собой два огромных арочных портала, а специфическая форма предполагала подсвечивание арок отраженным светом.
Свое современное название станция получила в 1990 г. по Лубянской площади, под которой она расположена.
• Политехнический музей (№ 3/4; конец 19 — начало 20 веков). «Владимир Ильич Ленин неоднократно выступал здесь в 1918 году на заседаниях Московского совета, Коммунистической фракции IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, на митинге трудящихся Городского района». «В этом здании 25 октября (7 ноября) 1917 года состоялось заседание Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором был избран Московский Военно-революционный комитет». «Владимир Ильич Ленин выступал в этом здании 29 апреля и 23 августа 1918 г.».

Строительство Политехнического музея продолжалось с 1871 по 1903 год. Разные части музея строились по проектам архитекторов Ипполита Монигетти, Николая Шохина, Георгия Макаева и других архитекторов. Большая аудитория Политехнического музея открылась в 1907 году и сразу стала важным центром культурной жизни. В 1913—1916 годах с трибуны Большой аудитории выступали Маяковский, Бурлюк, Бунин, разгорались диспуты о путях развития современной культуры. 
В 1918 году здесь проходили острые дискуссии между символистами, имажинистами, футуристами, на которых выступали Белый, Крученых, Хлебников, Есенин, Мариенгоф, Брюсов. С этой же трибуны в 1910-1920-х годах читали стихи Ахматова, Цветаева, Блок, Пастернак, Чуковский. Бурные литературные баталии и многолюдные поэтические вечера прекратились в середине 1920-х – когда репертуар Большой аудитории Политехнического полностью стал диктоваться требованиями официальной пропаганды и идеологической цензуры.После установления советской власти Большая аудитория Политеха не раз становилась местом проведения показательных политических процессов.
В августе 1920 года здесь проходил процесс по делу антибольшевицкого «Тактического центра». По воспоминаниям Мельгуновой: «…публику пускали по билетам, каждой из нас дали на руки по 6-12 билетов, причем мы должны были предварительно записать всех, кому их раздадим с адресами, степенью родства и т. д.». Некоторые из обвиняемых до процесса не дожили, перед судом предстали 28 участников коалиции (в т.ч. С.Мельгунов, Н.Щепкин, С.Трубецкой), из них 19 были приговорены Революционным Трибуналом ВЦИК к расстрелу — с заменой на тюремные сроки.
26 апреля – 8 мая 1922 здесь проходили заседания Революционного Трибунала по Московскому церковному процессу. Сопротивление изъятию церковных ценностей, спровоцированное советской властью, стало поводом для начала серии процессов над священнослужителями и мирянами. 4 мая заседание Политбюро, заслушав вопрос «О московском процессе в связи с изъятием ценностей» постановило «дать директиву Московскому трибуналу немедленно привлечь [патриарха] Тихона к суду», а также поручило «т. Троцкому от имени Политбюро сегодня же инструктировать редакторов всех московских газет о необходимости уделять несравненно большее внимание этому процессу и, в особенности, выяснить роль верхов церковной иерархии».
5 мая патриарх Тихон был вызван в трибунал свидетелем. При появлении патриарха в Большой аудитории, по воспоминаниям очевидцев, три четверти публики безмолвно поднялось с мест. Патриарх держал себя с достоинством, говорил спокойно и ясно, взял на себя всю ответственность за написание и распространение воззвания от 28 февраля 1922 года, опротестовывавшем насильственное изъятие церковных ценностей. Трибунал, под председательством М. Бека, настойчиво добивался от патриарха признать воззвание незаконным. Патриарх возражал: «С точки зрения советского закона – незаконно, с точки зрения церковной – законно». 
Трибунал, в соответствии с директивой Политбюро, вынес частное определение о привлечении патриарха к уголовной ответственности и аресте. 11 человек были приговорены к расстрелу; из них 5 расстреляны, остальным расстрел заменен 5 годами заключения. Еще 23 человека приговорены к различным срокам заключения.
В 1960-е годы Большая аудитория Политехнического музея снова стала центром культуры, став одним из символов «хрущевской оттепели».Здесь выступали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко и многие другие. Именно Большой аудитории Вознесенский посвятил стихотворение «Прощание с Политехническим». 

Политехнический музей — один из крупнейших научно-технических музеев мира. Создан он был в 1872 году по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Основу коллекций музея составили фонды Политехнической выставки 1872 года. Это был первый общедоступный музей Москвы, призванный распространять естественнонаучные и технические знания во всех слоях общества.
Здание Политехнического музея — пример «древнерусского стиля» в архитектуре. В фасаде центральной части чувствуются «русско-византийские» мотивы. Обилие тяжелых декоративных деталей, огромные окна и двери, парадная лестница — все это черты здания-дворца.
Корпуса Политехнического музея были построены в разное время. К 1877 была завершена центральная часть, в 1896 появилось правое крыло, а в 1907 — левое. В нем находилась большая аудитория, крупнейшая в Москве в то время. Политехнический музей уже заслужил всероссийскую славу как научно-просветительский центр, авторитетный участник международных выставок и культурный центр Москвы.
Сегодня в Политехническом музее хранится больше 190 тысяч предметов, около 150 музейных коллекций хранят историю техники и ее создателях, рассказывают о принципах действия различных технических устройств. В комплекс музея входит Политехническая библиотека, где хранится более 3 миллионов книг и печатных изданий.
Историческое здание музея закрыто на реконструкцию до 2018 года. На других площадках музей ведет активную экспозиционную и образовательную деятельность.

Один из старейших научно-техничических музеев мира. 
Создан в 1872 г. по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при содействии его членов — профессоров Московского университета во главе с Г. Щуровским и А. Богдановым. 
В 1871 г. Московская городская дума выделила участок на Лубянской площади и ассигновала из казны 500 000 рублей на строительство музея прикладных знаний (Политехнического). 
Открытие музея, основу фондов которого составили материалы Политехнической выставки 1872 года, состоялось в 1872 г. во временном помещении на Пречистенке, 7. 
Строительство здания для музея шло 30 лет; в 1877 г. завершена центральная часть («русский стиль»; архитектор А. Монигетти), в 1896 г. — правое крыло («русский стиль»; архитектор Н. Шохин), в 1907 г. — левое крыло с Большой аудиторией (стиль модерн; архитекторы И. Машков, З. Иванов, инженеры Г. Макаев, Н. Алексеев и др.). 
Общее руководство Политехническим музеем до 1917 г. осуществлял Комитет, в который входили известные государственные и общественные деятели. 
Непосредственно руководили музеем Щуровский (до 1884), А. Наумов (до 1895), В. Голицын (до 1919), его отделы возглавляли в разное время А. Владимирский, А. Столетов, А. Репман, В. Вильямс, А. Богданов, А. Тихомиров, Н. Зограф, И. Архипов, П. Петров, архитекторы Шохин, Машков и др. 
Главным источником пополнения коллекций служили отечественные и зарубежные выставки (1882 в Москве, 1896 в Нижнем Новгороде и др.). 
Многие коллекции приобретены на средства научных обществ, а также были получены от владельцев промышленных предприятий, частных лиц. 
В 1918 г. Политехнический музей передан в ведение Наркомпроса; с 1919 г. — Центральный институт политехнических знаний; с 1922 г. — Российский государственный политехнический музей, с 1988 г. — головной Музей истории науки и техники в стране.
В фондах музея свыше 150 фундаментальных коллекций (более 120 тыс. единиц хранения), имеющих национальное значение. 

Среди них коллекции микроскопов (включая «анатомический кабинет» Н. Леберкюна, ахроматический микроскоп Ф. Эпинуса и др.), стальных пишущих перьев (свыше 8 тыс. единиц), пишущих машинок (свыше 140 экземпляров, от простейших устройств конца 19 в. до современных автоматических систем обработки текстов), музыкальных занимательных автоматов с программируемым управлением 18 — начала 20 вв., приборов измерения времени (солнечные, водяные, песочные, огненные часы; хронометры и эталоны времени, электрочасовые системы; часы русских умельцев Ф. Скородумова, Ф. Карася, Бронниковых и др.), стержневых шарнирных механизмов П. Чебышева, автомобилей (в том числе единственный сохранившийся в мире «Руссо-Балт», 1913, первая советская малолитражка НАМИ-1, 1924), приборов отечественных изобретателей и конструкторов (А. Лодыгина, П. Яблочкова, П. Шиллинга, Н. Славянова, Б. Голицына, М. Капелюшникова, Ю. Денисюка и др.). 

Экспозиция со времени основания дополнялась и изменялась; в настоящее время включает отделы: горнометаллургический, химический технологии, машиностроения, автомобильный, автоматики и вычислительной техники, радиоэлектроники и связи, физики, космонавтики, энергетики. Широко используются подлинники, действующие макеты, демонстрационные установки, диорамы. Во всех отделах имеются учебные кабинеты (компьютерный класс, лаборатории физики, химии и др.). 

Традиционная для Политехнического музея форма работы — публичные лекции (в 1872—1922 прочитано более 2 тыс. лекций); в разное время в музее с докладами выступали К. Тимирязев, А. Столетов, И. Наумов, Н. Жуковский, Д. Анучин, В. Вильямс, Д. Прянишников, Ф. Бредихин, И. Каблуков, П. Лебедев, А. Бутлеров, И. Сеченов, Н. Зелинский, В. Марковников и др. 

В 1920-х и 1960-х гг. Политехнический музей был известен организацией публичных поэтических вечеров. 

Позднее научные лекции стали сочетаться с экскурсионной деятельностью; ныне музей ориентирован на работу с молодёжью: реализуется программа «Музей и дети», читаются циклы лекций «Поступающим в вузы», «Выходной в Политехническом», «Каждый вуз о себе», «Кем быть?» и др.

Музей был создан в 1872 г. по инициативе российских учёных-просветителей, членов Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Здание музея, расположенное в центре Москвы, построено по проекту архитектора И. Монигетти. 
Центральная часть возведена в 1877 году, южный корпус — в 1897, северный — в 1907 году.

На северном фасаде имеется имеется монументальная живопись — триптих «Аллегория хозяйственного труда» с сюжетами «Пахарь», «Рабочая семья», «В кузнице».

В здании неоднократно выступал В. Ленин на заседаниях и пленумах Московского совета и митингах трудящихся, в связи с чем здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения.

Крупнейший технический музей России хранит свыше 160 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний.

Сейчас здание музея закрыто на реконструкцию до 2018 года.
Реконструируется не только здание, меняется и концепция Политеха: теперь это не только коллекция экспонатов, лекции и экскурсии, но и открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов, образовательных проектов и интеллектуальных начинаний.

Во время реконструкции музей продолжает работу — на карте Москвы появились три новых адреса Политеха: павильон № 26 на ВДНХ, Технополис «Москва» на территории бывшего АЗЛК в Текстильщиках и Культурный центр ЗИЛ у метро «Автозаводская».

На ВДНХ открыта новая экспозиция Политехнического музея «Россия делает сама», в Технополисе «Москва» разместились музейные фонды и Политехническая библиотека, в Культурном центре ЗИЛ работают лекторий и научные лаборатории для детей.
• Бывший доходный дом Калязинского монастыря (№ 4; начало 20 в.).

• Комплекс зданий бывшего Московского купеческого общества (№№ 6-10; конец 19 века). 

Снос Китайгородской стены в 1930-х годах в рамках так называемой сталинской реконструкции сыграл с этими домами злую шутку. Их задние фасады, еще недавно соседствующие с глухой стеной, внезапно стали парадными, выходящими на одну из центральных столичных площадей.
Сама же Новая площадь образовалась только в XVI веке с внутренней стороны стены Китай-города и фактически являлась улицей с односторонней застройкой. Раньше, еще в начале XV века на этом месте, скорей всего, располагался плацдарм, свободная от застройки территория, необходимая для обороны крепости, границы которой начинались в районе современного Большого Черкасского переулка. В 1534-1538 годах в правление Елены Глинской здесь строится крепостная стена. Район внутри нее был назван Китай-городом.
Участок, где теперь стоят здания Московского купеческого общества, примыкал вплотную к стене и в разные годы принадлежал то дьяку Тихону Бомосову, то стольнику князя Иван Мышецкого, то, с 1718 по 1742 годы – князям Борятинским. Последние продали владение купцу I гильдии А.М. Туфанову, а тот, в свою очередь, в 1798 году – гвардии поручику, помещику сельца Воскресенское Веневского уезда (Тульская область) Николаю Дмитриевичу Пашкову. В 1805 году Николай Дмитриевич дарит свое владение Московскому купеческому обществу с условием "чтобы доходы оного употреблять на содержание богадельни". Возможно, поэтому данную местность стали называть «Пашковым двором». Впоследствии название закрепилось и за толкучим рынком, возникшим здесь после пожара 1812 года.
Впрочем, нужно заметить, что рынок перевели на Новую площадь еще в 1783 году. Кроме старого платья и хозяйственной утвари на нем продавали книги и лубочные картинки. Известный русский издатель-просветитель И. Д. Сытин начинал свою карьеру именно здесь, с должности «мальчика» в маленькой книжной лавке. Место было проходное, спрос большой, поэтому неудивительно, что после пожара рынок возродился в кратчайшие сроки.
В 1831-1832 года Московское купеческое общество, дабы придать рынку более цивилизованный вид, поменяло навесы на лавки галерейного типа в стиле московского ампира. 15 сентября 1881 года лавки сгорели, причем пожар был такой силы, что, по воспоминаниям современников, затмил даже уличные фонари в Замоскворечье. В 1899 году толкучка была переведена в Садовники, за Большой Устьинский мост.
Благодаря пожару, бывшее владение Пашкова оказалось свободно от застройки. И Московское купеческое общество приглашает Бориса Викторовича Фрейденберга, к тому времени весьма востребованного архитектора, снискавшего славу строителя деловых центров. За два года, с 1882 по 1883 он выстроил комплекс зданий, известный как «Дом московского купеческого общества» или «Общественный двор МКО»: четыре корпуса, выходящие на Новую площадь, и корпус в Большом Черкасском пер., 7. Изначально это трехэтажные постройки «кирпичного стиля» с неоштукатуренными фасадами, по образу близкие к средневековым торговым зданиям немецких ганзейских городов. Готические детали подчеркивались сложными высокими крышами с остроконечными фронтонами. Еще более готический характер обещала придать чугунная решетка между домами со стрельчатыми высокими воротами. Но она не была реализована.
В 1904 году для увеличения полезных площадей надстроили корпус по Б. Черкасскому переулку и один из корпусов по Новой площади (дом 8). Надстройку проектировал архитектор и скульптор Г. Е. Попов (1859-1903), не доживший до окончания своей последней работы. До революции, в зданиях помещались магазины, конторы, обширные подвалы использовали под склады, отдельные этажи были отведены под квартиры, сдаваемые внаем. На рубеже 1920-1930-х годов надстроили еще два корпуса на Новой площади (дома 10 и 12).
Как ни странно, корпуса выдержали суровое испытание пространством. Задние фасады, рассчитанные на восприятие только с близкого расстояния, вполне справились с переходом от второстепенных к главным ролям. В строении 2 дома 10 во времена СССР размещалось общежитие Этнологического факультета МГУ. А в 2011 году здание было передано в безвозмездное пользование Русскому географическому обществу. Теперь здесь размещается его штаб-квартира.


Одно из крупных конторских зданий, занимает городской квартал между Новой площадью и Большим Черкасским переулком, фактически образует одну из сторон Малого Черкасского переулка. 

Выстроено в 1909—11 гг. Ф. Шехтелем в формах позднего модерна, выразительным и оригинальным образом соединившихся с функциональным решением. 

Выявив на фасадах чёткую, точно соответствующую внутренней структуре здания геометрическую сетку крупных членений его конструктивного остова с плоскостями огромных окон, архитектор эффектно акцентировал вертикальный ритм при помощи гигантских скруглённых в сечении пилястр, доходящих до карниза четвёртого этажа и продолженных в верхнем венчающем этаже арочными нишами. Пилястры и соответствующая их волнообразному ритму раскреповка карниза придают пластическую энергию и целостность всему массиву здания. В композиции умело обыграны формы скульптурного декора в духе неоклассицизма (фриз четвёртого этажа ранее украшали металлические рельефы, а в нишах венчающей части помещены скульптурные маски).

Все здания построены в 1882 г. в псевдоготическом стиле по проекту архитектора Б. Фрейденберга.
– 8, стр. 1. Здание Московского купеческого общества. 
В 1922-1991 годах – Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации имени В. Ленина.
Теперь тут мир. суд и Федерация детских организаций.
– 8, стр. 2. Здание Московского купеческого общества. 
Теперь тут цветочный м-н.
– 10. Здание Московского купеческого общества. 
Теперь тут р-н «Разведка» и банки.
– 10, стр. 2. Здание Московского купеческого общества. 
В 1920-е годы здесь размещалось общежитие этнологического факультета МГУ. 
Теперь тут РГО.
• Флигель, северный и южный флигели (№ 12, стр. 1, 3 и 4). 1-я пол. 19 в.
• Российский православный университет и православный храм апостола Иоанна Богослова, «что под Вязом» (№ 12, стр. 2; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Патриаршее подворье. Домовый (университетский) храм православного института, но вход на в здание института в дни богослужений свободный. Состоит из верхнего и нижнего храмов. Главный престол верхнего храма – апостола Иоанна Богослова; приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки. Главный престол нижнего храма (в цокольном этаже) – Покрова Богородицы; приделы – святителя Николая Чудотворца и святителя Митрофана Воронежского. История: построен в 1837 г. на месте старого храма, у огромного вяза, который до 1775 года рос перед алтарем храма. В 1925 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем был музей истории Москвы). Снова открыт в 2010 г. и передан Православному институту святого Иоанна Богослова. Арх-ра: стиль – классицизм (колокольня – ампир); состоит из основного двухэтажного объема с одной главой и колокольни. Декор: колонные портики ионического ордера. Интерьер: новый. Святыни: ковчег с мощами благоверных князей Петра и Февроньи Муромских. Духовенство: настоятель – игумен Петр Еремеев; другие клирики: священник Владимир Джурасс. Богослужение: по субботам, воскресеньям и большим праздникам утром в 9.30, вечером – в 17.00. Сайта нет: есть сайт православного института апостола Иоанна Богослова и на нем есть довольно скудная информация об этом храме. Сохранились арочные ворота с фигурными украшениями и 3 флигеля – 19 в.).

Построена в 1825—37 гг., сменив кирпичный храм, сооружённый в 1658 г. 

Первая деревянная церковь, появившаяся здесь в конце 15 в. (известная с 1493 г.), по-видимому, была связана с укреплённым острожком, находившимся за пределами посада и прикрывавшим ближайшие подступы к Москве с восточной напольной стороны. 

В черту города церковь вошла в первой половине 16 в. после строительства стены Китай-города. 

Огромный вяз, по которому церковь получила своё название, рос у её алтаря до 1775 г. 

Двухэтажное, с высоким цокольным этажом здание собственно храма, выстроенное в формах ампира, представляет собой монументальный, прямоугольный в плане объём, завершённый крупным световым барабаном, перекрытым куполом. Вместо традиционного алтарного выступа восточный фасад церкви обработан торжественным шестиколонным портиком, с которым на боковых фасадах перекликаются пилястровые портики. Характерные для ампира лаконизм квадровой рустовки нижней частей стен и строгий рисунок оконных проёмов, заглублённых в цокольном этаже в арочные ниши, сочетаются с чрезвычайно тонкой, изысканно-манерной по рисунку лепниной, использованной в оформлении антаблемента восточного портика и капителей изящной ионической колоннады, окружающей подкупольный барабан. 

С запада к храму примыкает невысокая, с прямоугольными в плане ярусами колокольня, сооружённая в 1840-х гг. Тогда же участок вокруг церкви был застроен домами причта, образовавшими архитектурный ансамбль, выдержанный в единых ампирных формах; два дома, расположенные на красной линии по сторонам церкви, объединены с ней воротами. 

Открытые пространства Лубянской и Новой площадей позволяют ныне воспринимать церковь с большого расстояния как важнейший архитектурный акцент застройки восточной части Китай-города. 

На втором этаже церкви помимо главного престола находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном — Покрова Богородицы, Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. 

В 1925 храм был закрыт. 

В 1934 в нём разместился музей истории Москвы.

Упоминается впервые в 1493 г. Каменная постройка первой половины 17 века. 
Нынешний двухэтажный храм выстроен в 1825–1837 гг.

Наверху главный престол Иоанна Богослова, приделы: Обретения Главы Иоанна Предтечи и Евангелиста Луки. Внизу главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, приделы: Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского.

Церковь была закрыта в 1925 г. (богослужения так и не были возобновлены).
В здании располагался Музей истории и реконструкции Москвы (создан в 1896 г. по инициативе городской думы, первое большое пополнение коллекции произошло в 1896 г., когда в музей были переданы материалы Московской городской думы, экспонировавшиеся на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде). 

Первоначально задумывался как музей городского хозяйства, в 1920 г. переименован в Московский коммунальный музей, с 1940 г. — музей истории и реконструкции Москвы и лишь в 1986 г. получил современное название.
До 2011 года — комплекс зданий музейного объединения «Музей истории Москвы».

Массивное и величественное здание церкви господствует над всеми окружающими заданиями. Даже новая застройка ХХ века по соседству не задавила его и не преуменьшила значение в формировании облика Новой площади. Однако кресты на храм и колокольню вернулись совсем недавно.
Точная дата строительства первой церкви неизвестна, но как существующая она упоминается уже в 1493 году. В следующий раз она появляется в источниках по прошествии почти века – в 1585 году, как деревянная. Тогда же становится известно и ее прозвище – «под вязом», по крупному дереву, которое росло рядом с алтарем храма до 1775 года. К началу XIX века старое церковное здание обветшало, но начать его перестройку помешала Отечественная война 1812 года. Лишь в 1825 году (эта дата до сих пор заметна на фронтоне над алтарем) начались строительные работы по проекту архитекторов С.П. Обитаева и Л.П. Карлони, продлившиеся 12 лет и завершившиеся в 1837 году.
Возведенное в стиле ампир, двухъярусное здание нового храма получило сразу шесть престолов – весьма крупная цифра для приходской церкви. Наверху – главный престол во имя Иоанна Богослова с двумя приделами по обе стороны: Обретения Главы Иоанна Предтечи и Евангелиста Луки. Внизу – центральный придел Покрова Пресвятой Богородицы и боковые приделы святого Николая Чудотворца и Митрофания Воронежского. Церковь выходит на Новую площадь своим восточным фасадом с алтарем, который вследствие такого парадного расположения был оформлен в виде массивного шестиколонного портика с рустовкой в нижней части и лишен выступов. Боковые фасады декорированы скромнее. Особую торжественность зданию придает высокий световой купол, украшенный ионическими колоннами и увенчанный традиционной для православных храмов главкой. В 1840-х годах церковь получила новую колокольню, почти сравнившуюся по высоте с куполом храма благодаря вытянутому шпилю с крестом. С севера и с юга от храма на Новую площадь выходят симметрично поставленные ампирные двухэтажные дома причта с лавками на первом этаже: соединенные с церковью при помощи двух арок ворот с фигурными завершениями, они образуют вместе с нею законченный ансамбль.

В 1925 году храм был закрыт – одним из первых в округе – и приспособлен сначала под архив, а затем под коммунальный музей, превратившийся в 1934 году в Музей истории и реконструкции Москвы. Церковь лишилась главы и шпиля колокольни, внутри появились межэтажные перекрытия, почти все убранство оказалось уничтожено, за исключением некоторых фрагментов лепнины. Вплоть до переезда музея в здание Провиантских складов на Зубовском бульваре церковь была закрыта. Лишь в 2011 году здесь возобновились богослужения, тогда же храм получил статус домовой церкви при Российском православном университете имени Иоанна Богослова. Ведется реставрация, в процессе которой уже воссозданы утраченные завершения храма и колокольни, предполагается также вернуть утраченный облик интерьерам.

• Центральное правление Всероссийского общества слепых (№ 14; бывший доходный дом купцов Козновых, конец 18 — начало 19 веков). 

Бывший доходный дом купцов Козновых построен в 1875 г. по проекту Г. Пономарева, вероятно, на основе строений конца 18 в. и начала 19 в. 

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Политехнический музей (№ 3/4).



Российский православный университет и православный храм апостола Иоанна Богослова, «что под Вязом» (№ 12, стр. 2).

Здания 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Лубянка».


Видео:




Состояние на 30.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий