понедельник, 24 октября 2016 г.

улица Образцова

Расположение:

Улица проходит по району Марьина Роща (СВАО) от площади Борьбы до улицы Сущевский Вал (ТТК). 

Начало улицы проходит по границе НИИ фтизиопульмонологии (числится по улице Достоевского).  

Рядом – метро «Достоевская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении); по большей части улицы проходят трамвайные пути и движение автотранспорта идет по трамвайным путям (вместе с трамваями). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 900 метров.

История:

Улица названа в 1949 году в честь ученого в области железнодорожного транспорта, жившего на этой улице в доме № 12 и преподававшего в находящемся на этой улице институте (университете) железнодорожного транспорта (до революции — институт инженеров путей сообщения императора Николая II), Владимира Образцова (18741949). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_750.html.

До 1949 года  Бахметьевская улица (по фамилии одного из местных домовладельцев середины 18 века).

В конце 19 века – Институтская улица (по Александровскому институту благородных девиц, стоявшему в ее начале).

Нежилые объекты: 

• Бизнес-центр «Образцова, 4» (№ 4-4а с несколькими строениями).

• Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (№ 6).

• Научно-производственный комплекс «Авионика» (№ 7; бывший 3-й московский приборостроительный завод).

До 1922 г. — фабрика грампластинок братьев Пате, основанная еще в 1907 г. — филиал французской компании Pathé. 

В 1919 г. здесь были изготовлены первые советские пластинки с записями речей В. Ленина и его соратников.

До 1940 г. на этом месте находилась фабрика музыкальных инструментов им. 5-летия Октября. 

В 1940 г. на базе фабрики образован Государственный союзный завод № 474 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. 

В конце 1941 г. мощности недостроенного завода были эвакуированы в Свердловск на площадку Энергомеханического техникума НКПС. 

В 1945 г. эвакуированный завод вошел в состав завода № 214 НКАП (будущий Уральский приборостроительный завод). 

В начале 1942 г. на оставленных в Москве площадях началось формирование ремонтных мастерских по приборам при 5-м Главном управлении НКАП. 

Вскоре образован филиал завода № 474 НКАП. 

На базе еще не развернутого филиала образован новый серийный завод — Государственный союзный завод № 118 НКАП для дублирования, производства и ремонта электрических и манометрических авиационных приборов. 

В ноябре 1945 г. на территорию завода № 118 НКАП перебазировано ОКБ-1 НКАП. 

В 1946 г. завод № 118 выведен из числа серийных заводов 5ГУ НКАП и получил статус опытного завода, на базе завода и ОКБ-1 был образован Государственный союзный опытный завод № 118 НКАП по разработке и изготовлению систем и приборов автоматического управления и гироскопических приборов. 

В 1955 г. завод № 118 был передан в ИГУ МАП, а в составе завода образовано ОКБ-2.

В 1967 г. заводу № 118 было присвоено название 3-й Московский приборостроительный завод (3-МПЗ).

В 1991 г. завод преобразован в МНПК «Авионика».
• Московский университет транспорта (МИИТ) (№№ 9 и 15; основан в 1896 году, готовит специалистов для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства по 60 специальностям). 
Основан в 1896 г. как Инженерное училище, в 1913 г. преобразован в Институт инженеров путей сообщения (МИИПС), после ряда реорганизаций из института в 1930 г. выделились Автодорожный институт (МАДИ) и Электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ), в 1948 г. — Транспортно-экономический институт (МТЭИ), в 50-х гг. объединён с МЭМИИТ и с МТЭИ; в 1993 г. получил статус технического университета и современное название. 
Среди первых преподавателей института — Л. Проскуряков, Д. Егоров, С. Чаплыгин, И. Каблуков, П. Лебедев. Научная школа строительной механики (Проскуряков и его ученики) имела многих последователей, среди которых — учёные Г. Николаев, Е. Патон, А. Смирнов, В. Болотин и др. На кафедре «Мосты» длительное время работали Г. Передерий, Н. Стрелецкий. В 1939—49 гг. кафедру «Станции и узлы» возглавлял В. Образцов, «Изыскания и проектирование» — А. Горинов. 
В конце 1950-х гг. институт стал одним из крупнейших по числу студентов вузов СССР.
МГУПС готовит специалистов для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства по 24 специальностям.
В составе института: 11 факультетов (в том числе военный — единственный в московских вузах), 66 кафедр, 300 лабораторий, аспирантура, докторантура, вычислительный центр, институты (международный, новых информационных технологий, транспортно-экономический, юридический). В 1997 обучалось свыше 10 тыс. студентов, в том числе 300 иностранных; работало свыше 1,1 тыс. преподавателей, в том числе 197 докторов наук и профессоров. За годы существования МГУПС подготовил свыше 115 тыс. специалистов.

Бывший Московский государственный университет путей сообщения (МГУПС (МИИТ)) (с 1993 по 2017 год). 

С 28 декабря 2015 года до 6 июля 2017 года носил имя императора Николая II. 

Один из старейших технических вузов России — основан в 1896 году. 

Готовит специалистов для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства по 60 специальностям — от строителей пути до менеджеров.

Широко известен под своим предыдущим названием — Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ).

– Стр. 1. 10-й корпус (административный). 

Раньше тут были квартиры учителей института.

– Стр. 2. 8-й корпус. Гуманитарный институт Российского университета транспорта. 1896 год постройки.

– Стр. 3. 5-й корпус. Кафедра «Химия и Инженерная Экология».

– Стр. 4. 6-й корпус. Юридический институт Российского университета транспорта. 

Изначально это общежитие для студентов. 1953 год постройки.

– Стр. 7. 13-й корпус. 1932 год постройки.

– Стр. 8. 14-й корпус. Дом физики. Трёхэтажное кирпичное здание 1896 год постройки.

– Стр. 9. 1-й корпус. Институт управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения. Здание построено в 1896 году. Архитектор И. Китнер. 

В 1941 году здесь формировались части 6-й дивизии Народного ополчения Дзержинского района Москвы и 2-й Московской стрелковой дивизии. «Здесь в суровые дни Великой Отечественной войны (июль 1941 г.) была сформирована дивизия народного ополчения Дзержинского района г.Москвы, которая за воинскую доблесть, проявленную в боях с немецко - фашистскими захватчиками была награждена правительственной наградой и получила почетное наименование Брестская стрелковая Краснознаменная дивизия»
На территории – памятник Дзержинскому Ф.
Скульптор: И. А. Менделевич
Материалы: мрамор, гранит, бетон, бронза
Год установки: 1930
Погрудный мраморный бюст Ф. Э. Дзержинского установлен на гранитном постаменте. Выполнен с портретным сходством. На северной стороне постамента цельнолитая бронзовая табличка с надписью: «Ф. Э. Дзержинский». Бюст рас-положен на территории Московского института инженеров железнодорожного транспорта, так как в 1920-е гг. Ф. Э. Дзержинский, будучи главой ВЧК, отвечал за состояние железнодорожного транспорта. Позже институту было присвоено имя Феликса Эдмундовича.
На территории – скульптура «Вечный студент» 
Скульптор: А. Викулов
Материалы: бронза, дерево
Год установки: 2005
Скульптура «Вечный студент» была установлена 1 сентября 2005 г., в день 110-летия Московского государственного университета путей сообщения. Представляет собой бронзовую фигуру студента, сидящего на скамейке книгой и вытянувшего ноги. Очень скоро скульптура «обросла» обрядами и традициями: чтобы сдать экзамен на отлично, нужно почистить ботинки студента носовым платком, подержаться за его книгу или перепрыгнуть через его ноги.
• Бывший административный корпус 3-го автобусного парка (№ 11, 1928 год постройки). Архитекторы К. Мельников, В. Курочкин.

• Еврейский музей и центр толерантности (№ 11, стр. 1а; бывший Бахметьевский гараж для автобусов, 1927 год постройки).

Приземистое кирпичное здание со множеством ворот и эффектной белой штукатурной отделкой в плане представляет собой параллелограмм. Такая форма продиктована большим радиусом поворота английских автобусов фирмы «Лейланд», закупленных в 1925 году Моссоветом для городских пере возок. Архитектор К.С. Мельников изобрел и запатентовал для автобусов и другого транспорта особую схему въезда и выезда, так называемую «прямоточную систему» (в ней не требовались разворотные площадки), преимущества которой ему пришлось доказывать на практике.
В гараже, построенном в 1926-1928 годах, площадью 8000 кв. м разместились машиноместа для ста двенадцати автобусов, восемь рядов по 14 мест в каждом. Въезжая, водитель ставил автобус на одно из размеченных мест, а забирая автобус, должен был проехать или насквозь гаража, или, если ряд перед ним был полностью занят – плавно повернув направо к одним из восьми боковых ворот – форма параллелограмма как раз позволила облегчить сгладить траекторию поворота внутри.
В результате три стены для въезда и выезда здесь прорезаны многочисленными порталами этих ворот, создавшими ломанную пилообразную поверхность фасадов.
Собственно говоря, эти ворота и стали основным пластическим приемом внешнего оформления гаража, особенно порталы въезда «телескопически» выступающие из стены Стены гаража кирпичные, в них сделаны вертикальные проемы, идущие от пола до потолка, и большие круглые окна на фасаде выездов. Главный фасад также украшает шрифтовая композиция с обозначением въездов, названием гаража и годом постройки.
У конька кровли устроены фонари, Мельников и Шухов придумали направить их в обе стороны, в отличие от односторонних шедовых фонарей, применявшихся при строительстве промышленных цехов. Крыша над ними поочередно приподнята то в одну, то другую сторону, напоминая сверху позвоночник гигантского существа.
Благодаря изяществу металлических конструкций, которые сделал великий русский инженер Владимир Шухов, просторный интерьер поражает своей высотой и гигантским масштабом, тогда как снаружи сооружение кажется сравнительно низким. Вдоль гаража под крышей сделан мостик, подвешенный под фонарями, на него можно подняться по металлическим винтовым лестницам, украшающим интерьер в обоих торцах здания.
Помимо основного объема рядом с гаражом было выстроено здание для администрации и столовой, оно выполнено из красного кирпича и фиксирует угол участка.
В 2000-е годы здание чудом уцелело от разрушения и было переоборудовано под музей, стены и ворота отреставрированы, многие конструкции кровли сохранены, хотя общего пространства и льющегося из шедовых фонарей света уже нет.

По плану реконструкции Москвы 1926 г. «Большая Москва» место для гаража отводилось у проектируемого Нового Бульварного кольца. 

Мельников предложил использовать в гараже прямоточную схему установки автомашин, исключающую задний ход (эту идею он впервые применил в 1925 г. в проекте гаража над Сеной, выполненном по заказу мэрии Парижа). План здания демонстрирует идеальное единство формы и функции: тупой угол в 127° задан траекторией разворота автобусов, а пилообразные выступы стен обеспечивают удобный выезд.

Сторона въезда с Бахметьевской ул. (с 1949 г. – ул. Образцова) была оформлена рельефами и надписями, складывающимися в декоративную композицию. Вертикальные и горизонтальные витражи и круглые окна над дверями создавали во внутреннем пространстве игру света, выходящую за рамки утилитарных потребностей. В отделке здания открытая краснокирпичная кладка и остекление витражей сочетались с белыми оштукатуренными поверхностями, серыми дверными полотнами и кровлей трёх разных тонов.
Созданная Шуховым конструкция опор и перекрытий не мешала расстановке и движению автобусов и обеспечивала благодаря фонарям кровли, обеспечивающим дополнительный доступ дневного света.

Бахметьевский гараж начал частично эксплуатироваться 1 ноября 1927 года, в связи с чем из Ордынского автобусного парка сюда поступили первые 60 автобусов «Лейланд». 
В апреле 1928 года гараж на Бахметьевской улице был окончательно достроен и сюда были переведены все пассажирские автобусы с Большой Ордынки.

После открытия в 1930 году авторемонтных мастерских, спроектированных архитектором В. Курочкиным, автобусный парк получает номер Первого. Бахметьевский автобусный парк в первой половине 1930-х годов был самым крупным в городе и обслуживал более 75 % маршрутов столицы: из 234 автобусов, работающих к 1931 году в Москве, 177 эксплуатировалось парком № 1 на Бахметьевской улице. Помимо эксплуатации пассажирских маршрутов, Бахметьевский автобусный парк осуществлял ремонт и переоснащение автобусов.

В начале Великой Отечественной войны Бахметьевский автобусный парк был переоборудован в центральные авторемонтные мастерские (ЦАРМ), на которых ремонтировались фронтовые машины и производились детали для «Катюш», а основная часть автобусов была направлена в армию и частично передана во 2-й автобусный парк, где они также использовались для военных нужд. В конце 1945 года парк вновь стал обслуживать общественный транспорт Москвы, возобновив свою работу как 3-й автобусный.

В 1990 году, в связи со 100-летием со дня рождения К. Мельникова, комплекс Бахметьевского автобусного парка в составе здания Бахметьевского гаража, административного корпуса и здания мастерских включён в Список объектов культурного наследия Москвы. 

В связи с тем, что здание гаража нуждалось в срочной реставрации, а также учитывая возросшую численность эксплуатируемых автобусов, которые уже не умещались на отведённом участке, в 1999 году 3-й автобусный парк был выведен с улицы Образцова в Бибирево.

9 января 2001 года земельный участок, на котором расположен Бахметьевский гараж, Постановлением Правительства Москвы был передан в безвозмездное пользование Марьинорощинской еврейской общине для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса за счёт собственных и привлекаемых средств общины.

В сентябре 2001 года еврейская община начала самовольный снос здания, остановленный лишь под влиянием общественности. После этого началась реконструкция здания. 

16 сентября 2008 года в здании открылся Центр современной культуры «ГАРАЖ», основанный Дарьей Жуковой и фондом «Aйрис».

8 ноября 2012 года в здании открыт Еврейский музей и центр толерантности.
• Благотворительный центр «Шаарей Цедек» (№ 11, стр. 2). 
Бывшие мастерские 3-го автобусного парка, построены в 1930 г. Архитекторы К. Мельников, В. Курочкин.
• Образовательный центр «Бейт Швидлер» (№ 11, стр. 4). 2005 год постройки.
• Еврейская образовательная школа "Месивта" (№ 11, стр. 5). 

• Издательство «Северный паломник», автосервис и разные офисы (№ 14). 

До революции – машиностроительный и чугунолитейный завод Зотова. 

В советское время переименован в завод № 5 Мосмаштреста, а затем "Красный металлист". Производил гусеничные экскаваторы.

• Кошерный гастроном «Пардес», автотехцентр и проходная в синагогу (№ 19, стр. 1). 

Бывший каретный сарай, потом – гараж. 1930 год постройки.

• Синагога при Московском еврейском общинном центре (№ 19, стр. 2). 1995 год постройки.
• Офисы (№ 21). 2 этажа.

• Офисы (№ 21а). 1998 год постройки.

• Общежитие № 2 РУТ (МИИТ) (№ 22). Для иностранных студентов. 1981 год постройки.
• Офисы (№ 23а, к. 1). 2 этажа. Дом Д. Вайнтроба.
Этот дом неприметно расположился на пересечении 2-го Вышеславцева переулка с улицей Образцова. 
Удивительно, но здание выглядит сейчас примерно так же, как и сто лет назад. Неизвестно в какой цвет был выкрашен дом, но вполне возможно, что он был желтым, как и сейчас. Сохранилась этажность: постройка изначально имела два этажа и была сооружена из камня. Изменились лишь детали: так, дом лишился дополнительных дверей, выходивших на угол тогда еще Бахметевской улицы и 2-го Вышеславцева переулка, вместо них сейчас глухая стена, и небольшого балкона с ажурным ограждением аккурат над ними. 
А вот красивое панорамное окно арочной формы на фасаде здания осталось на своем месте и украшает дом, как и сто лет назад, только вот расположенный под ним вход ныне замурован. А тогда он играл важную роль: через него в съемные квартиры попадали жильцы, ведь дом задумывался как доходный. 
Точный год постройки установить не удалось, но доподлинно известно, что в 1904 году владение с постройками, в числе которых был и описываемый дом, приобрел кандидат права юридического факультета Московского университета Даниил Меер Вайнтроб. Однако сам хозяин в этом доме не жил: он использовался для получения дохода от сдачи в наем квартир, а также от пивной лавки, находившейся на первом этаже. Однако из-за скромных размеров дома в нем могли квартировать только три семьи, правда, особо не стесняя себя, квартиры имели по 3-4 комнаты, не считая кухни и передней. 
Даже сегодня обустройство здания многим покажется современным. К дому была подведена канализация, на каждом этаже было по два ватерклозета. Стены и потолки были оштукатурены, полы выстланы дубовым паркетом, парадная лестница устроена из подольского и тарусского камня. Для отопления использовались сразу несколько печей: голландские, русские изразцовые и утермарковские. Стоит упомянуть еще одну любопытную деталь: уже в 1914 году дом был подключен к телефонной связи. Незадолго до революции в 1916 году все владение вместе с домом перешло к новому владельцу - потомственному почетному гражданину Ивану Корешкову. И сегодня, в 2013, дом продолжает служить людям, теперь уже в качестве офиса.

• Бутырский районный суд (№ 26). 2014 год постройки.

• Дом второй половины 19 века (№ 27).

• Представительство Мордовии в Москве (№ 29). 3 этажа.

• Офисы (№ 31, стр. 1, 2, 3 и 4).

• Научно-технический центр «Атлас» (№ 38 с несколькими строениями; защита электронного документооборота, криптографические средства защиты информации, разработка и изготовление защищенных голографических защитных знаков и т. п.).

Основан в 1951 году как опытный завод, позже — электротехническое конструкторское бюро. До войны на этом месте располагался завод "Красный Штамповщик", выпускавший металлические изделия.

НТЦ «Атлас» является специализированным предприятием по выполнению работ в области информационной безопасности в интересах федеральных органов государственной власти РФ, силовых ведомств, а также иных заказчиков. 

Основные направления деятельности предприятия:
- работы по созданию и развитию государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрических данных;
- разработка и изготовление криптографических средств защиты информации;
– проведение работ по созданию и обеспечению информационной безопасности официальных интернет-представительств (интернет-сайтов);
- разработка и изготовление защищенных сотовых телефонов;
- защита электронного документооборота на базе сертифицированных программных платформ и средств;
- производство различных видов пластиковых карт, включая российские интеллектуальные карты (РИК) со встроенными отечественными средствами криптографической защиты;
- разработка и изготовление высокозащищенных голографических защитных знаков.

– Стр. 3. Научно-инженерное предприятие «Информзащита» (№ 38). Образовано в 1995 г.

Жилые дома: 

12 этажей (№ 3, 1999 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Перекресток».

12 этажей (№ 8а, 1971 год постройки). Блочный.

4 этажа (№ 12, 1927 год постройки; первый дом Российского железнодорожного строительного кооперативного товарищества; в 1928–1949 годах здесь жил профессор МИИТа Владимир Образцов – мемориальная доска). 

Много лет находился в плачевном состоянии (страшно было ждать трамвая на остановке под стенами дома), но недавно был отреставрирован и выглядит вполне прилично.

9 этажей (№ 24, 1970 год постройки). Панельный.

Нумерация домов не полностью строгая.

Достопримечательности:

– Еврейский музей и центр толерантности (№ 19а).

– Бывший административный корпус Бахметьевского автобусного парка (№ 19, к. 2).

– Дом второй половины 19 века (№ 27).

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Новослободская» на трамвае № 19.


Видео:




Состояние на 1.6.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий