суббота, 8 октября 2016 г.

Дольская улица

Расположение:

Улица проходит по районам Орехово-Борисово Северное и Царицыно (ЮАО) от Воздушной улицы и площади перед Большим Царицынским дворцом до Шипиловского проезда. 

Проходит по территории музея-заповедника «Царицыно». 

Недалеко – метро «Царицыно» и «Орехово».

Описание:

Движение автотранспорта по улице запрещено (кроме квадроциклов, электромобилей), как и на всей территории музея-заповедника). Озеленение отличное. Длина – около 450 метров.

История:

До 1965 года – Советская улица, причем до 1960 года проходила в подмосковном дачном поселке Ленино. 

Была переименована через 5 лет после вхождения этого поселка в состав Москвы, т. к. в Москве уже есть одноименная улица.

Улица названа в 1965 году по селу Дольскому, месту рождения зодчего В. Баженова (1737-1799), который проектировал многие постройки музея-заповедника Царицыно.

Жилых домов нет.

Достопримечательность и зона отдыха:

Сооружения музея-заповедника «Царицыно»: Большой Царицынский дворец, Малый дворец, 1-й, 2-й и 3-й Оранжерейные корпуса, Виноградная оранжерея, 1-й, 2-й, 3-й Кавалерские корпуса, Хлебный дом, Оперный дом, ресторан «Усадьба» на Поповой горе (бывший Дом удельного ведомства), коннооздоровительный клуб «Царицыно», администрация музея-заповедника.

Царицыно:
1) лесопарк на юго-востоке Москвы, между Курским направлением Московской железной дороги, улицей Баженова, Бирюлёвским лесопарком и Липецкой улицей. Находится на территории Музея-заповедника «Царицыно» (учреждён в 1993 г.). Площадь 163 га. Леса различного породного состава (липняки и березняки со старыми дубами и соснами, высокоствольные лиственничники и др.) окружают Верхнецарицынский пруд. Имеется старый липовый парк. В травяном покрове — папоротники, осоки, пролесник, звездчатка жестколистная, медуница и др. Из особо охраняемых в Москве видов встречаются ландыш, колокольчики. В лесопарке обычны крот, бурозубки, мышевидные грызуны, белка, гнездятся ястреб тетеревятник, сова неясыть, большой пёстрый дятел, поползень и др. Популярное место отдыха москвичей. Ближайшие станции метро «Царицыно» и «Орехово».
2) местность на юго-востоке Москвы. Соседствует на северо-западе с Ленино-Дачным, на востоке с Орехово-Борисовом, на юго-западе с Бирюлёвом. Известно с конца 16 в. как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова, под названием село Богородское. 
В 17 в. владение бояр Стрешневых, затем — князей Голицыных. В 1712 г. названо селом Чёрная грязь и подарено Петром I молдавскому князю Д. Кантемиру. Здесь провёл детские годы поэт Антиох Кантемир. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_781.html.

В начале 18 в. заложен парк, сооружена церковь Троицы (1722; перестроена в 1765, трапезная и колокольня в 1883). В 1775 г. село куплено Екатериной II и названо Царицыно село (см. в статье об усадьбе Царицыно). С постройкой Московско-Курской железной дороги (1868) Царицыно — дачная местность. 
В 1939 территория Царицыно вошла в рабочий посёлок Ленино. 
С 1960 г. в черте Москвы.
3) усадьба на юго-востоке Москвы, архитектурно-парковый ансамбль в стиле неоготики. В 17 в. принадлежала боярам Стрешневым, с 1712 г. под названием Чёрная грязь — князьям Кантемирам, построившим в 1722 г. церковь Троицы (Богоматери «Живоносный Источник»; колокольня и трапезная возведены в 1883 г.). Современное название получила в 1775 г., когда была куплена императрицей Екатериной II; отстроена почти полностью в 1776—85 гг. по проекту В. Баженова, в 1786 г. по приказу императрицы частично разрушена, до 1797 г. достраивалась М. Казаковым, но осталась незавершённой. Расположена на пересечённом оврагами участке, круто обрывающемся к прудам, что обусловило свободную планировку парка (его разбивка начата весной 1785 г. по проекту Баженова) и живописный характер архитектурного ансамбля, усиленный ярким сочетанием краснокирпичной кладки стен и белокаменных деталей. Центр композиции, развёрнутой к прудам, образовали два дворца (1779—82), соединённые между собой галереей с ажурной аркой ворот, и Большой кавалерский корпус (Лакейский дом, 1784—85); позади них расположен Хлебный дом (1784—85). Запроектированные Конный двор и башня с часами при Баженове не были достроены. «Берёзовую перспективу» вдоль пруда оформляли разнообразные сооружения: Большой мост через овраг (1784—85), Фигурный мост над дорогой в Коломенское, Малый (полуциркульный) дворец Екатерины II, Оперный дом, Кавалерский дворец с круглым залом, Фигурные (Виноградные) ворота на повороте аллеи (все — 1776—78). Недовольство заказчицы вызвали уравнивание дворцов императрицы и наследника Павла и обилие масонской символики (солярные и планетарные знаки, копья, трилистники, пентаграммы, циркули, полумесяцы, виноградные косточки и т.д.). В начале 19 в. парк дополнился новыми мостиками и павильонами, из которых сохранились галерея «Миловида» с колоннами тосканского ордера (1804, архитектор И. Еготов), купольный павильон «Нерасстанкино», восьмиколонная беседка «Золотой сноп» («Храм Цереры»). 

В 1589 году современное Царицыно, а тогда пустошь Чёрногрязская, входила в состав земель государева села Коломенского. Предания, пока не подтверждённые документами, относят устройство здесь больших прудов для разведения рыбы к 1600 году. Хозяйкой пустоши в это время единогласно называют царицу Ирину Фёдоровну, супругу царя Фёдора Иоанновича и сестру Бориса Годунова. Потому и большой пруд в Царицыне был известен как Цареборисов пруд. Вплоть до ХХ века в прудах изредка попадались рыбакам огромные и очень старые экземпляры рыб. Например, 7 июня 1914 года был пойман осётр весом 1 пуд 18 фунтов (около 23 кг 200 г). Газеты того времени напечатали фотографию рыбаков с пойманным осетром, но в тексте писали: «Рыболовы уверяют…», показывая этими словами, что не вполне доверяют рыбацким рассказам.
В середине XVII века бояре Стрешневы строят в Чёрной Грязи свой двор: так возникает усадьба. В 1683 году в усадьбе срубили деревянную пятиглавую церковь во имя иконы Богоматери Живоносный Источник, а усадьбу некоторое время называли селом Богородским. В 1714 году усадьба перешла к Д.К. Кантемиру.
В 1775 году императрица Екатерина купила село Чёрная Грязь для строительства своей загородной резиденции и переименовала его в Царицыно. Проект дворца и многочисленных построек при нём выполнил В.И. Баженов. Строительство началось в 1776 году и продолжалось до 1785 года. За это время основные постройки были подведены под крышу, были оштукатурены и подготовлены к отделке интерьеры. В 1785 году императрица посетила дворец и осталась очень недовольна. Особенно ей не понравились здания дворца. Немедленно были заказаны проекты перестройки зданий В.И. Баженову и М.Ф. Казакову. Проект Баженова заказчице не понравился, и архитектор был отставлен, как сказано «для устроения домашних дел и поправки здоровья». К следующему году часть баженовских зданий дворца разобрали и на их месте началось строительство по проекту Казакова, продолжавшееся до 1795 года.
Дворец Казакова также не был закончен. Была сделана временная кровля и приступили к отделке помещений. В некоторых залах был положен паркет и оформлены потолки.
В XIX веке парк стал местом прогулок. Со временем дворец превратился в руины, стены стояли без крыши, рухнули многие междуэтажные перекрытия. В конце ХХ века здания усадьбы использовались для тренировок альпинистов.
В 2005 2007 годах постройки усадьбы были реконструированы и приспособлены к музейному использованию. Большие работы полностью изменили восприятие ансамбля, в частности, была сделана заново внутренняя отделка дворца в стиле XVIII века, новые крыши с использованием одного из проектов М.Ф. Казакова, новый павильон входа в музей. В здании Хлебного дома был перекрыт прежде открытый внутренний двор, завершение Хлебного дома стало немного выше. На прудах устроены современные светодинамические фонтаны. Сегодня усадьба Царицыно – культурный центр городского значения, сохраняющий элементы загородной усадьбы XVIII века. 

В 1970—80-х гг. проводилась крупномасштабная реставрация ансамбля (не закончена). В 1993 усадьба получила статус музея-заповедника. 

Ныне в ряде зданий размещается Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» — крупнейшая в Европе постройка в псевдоготическом стиле XVIII века. В 1775 году по указу императрицы Екатерины II началась работа над новым дворцом. Впоследствии Царицынская резиденция оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской архитектуры.
Первый архитектор проекта В. И. Баженов взял за основу русскую архитектуру конца XVII века, преобразовав ее в стиль, который сам назвал «нежная готика». Он отказался от классической монументальности, характерной для дворцов той эпохи. Но в основе баженовского плана осталась строгая логика, геометрическая правильность построения, стилизованная под живописную хаотичность, а также идеальная согласованность с ландшафтом.
В 1785 году, в разгар строительства, Екатерина II посетила будущую резиденцию, осталась недовольна внутренней планировкой, и новым архитектором был назначен М. Ф. Казаков, ученик Баженова. Его проект несколько отличался по стилю от общего духа прежнего проекта. Он был ближе к классицизму с его монументальностью, более яркими стали готические элементы. Этот проект в итоге тоже подвергся значительным изменениям, были разобраны некоторые уже готовые постройки. В 1796 году императрица скончалась, а Царицынская резиденция так и не была завершена.
В начала XIX века в Царицыне был завершен пейзажный парк, и усадьба стала местом отдыха москвичей, а в конце XIX века превратилась в популярный дачный поселок.
Полномасштабная реставрация усадьбы началась в 1996 году. Сегодня музей-заповедник «Царицыно» включает в себя дворцовый ансамбль, огромный пейзажный парк с павильонами и скульптурами, пруды, светомузыкальный фонтан. Здесь регулярно проводятся экскурсии, концерты, детские праздники, ярмарки, работают постоянные и временные выставки.
– Большой дворец считается главным домом в Царицыно. Он относится к памятникам архитектуры 18 века. Это единственное здание, построенное Матвеем Казаковым, а не Василием Баженовым.
Строительство здания было сложным. Во время своей поездки в Царицыно Екатерина Вторая осталась не довольна созданным Баженовым дворцом. Архитектора отстранили от работы, а постройку дома Императрица поручили Казакову. Он подготовил новый проект: трехэтажное сооружение без учета подвала. Идея не воплотилась в жизнь, с началом Русско-турецкой войны возведение пришлось прекратить. Возобновилось оно спустя десять лет со значительными изменениями в первоначальном проекте.
В основе дворца два квадрата, в которых должны были разместиться покои Екатерины (правое крыло) и Павла (левое крыло). Соединяет их между собой галерея с парадными помещениями. Общая площадь составляет около восьми тысяч квадратных метров. Здание, по задумке, показывало силу и мощь власти Императрицы. Оно соединило в себе черты классицизма и готики.
Изначально здание планировалось трехэтажное, но затем из-за финансовых трудностей один этаж убрали. По углам каждого корпуса находятся шатровые башни в готическом стиле. Они украшены полуколоннами, лоджиями с резными перилами, шпилями. Здание оформлено стройными рядами арок, в том числе над прямоугольными окнами. Галерея декорирована бельведером с двуглавым орлом. Центральный вход выделяется колоннадой.
В 1796 году во дворце возвели временную кровлю, чуть позже строительство заморозили. Долгое время дом никак не использовался, из-за чего пришел в упадок, крыша обвалилась. Масштабные реставрационные работы начались в 2005 году. Сейчас во дворце проходят выставки, интерьеры стилизованы под Екатерининскую эпоху. Главным украшением считается статуя Императрицы, созданная в 1889 году скульптором А.М. Опекушиным.
А.Ф. Раевский написал о нем в XVIII веке так: «Все, что природа изящного, что искусство прекрасного имеет — все найдете вы в Царицыне».
Cреди памятников архитектуры на территории музея-заповедника следует выделить Большой дворец. Он был построен для императрицы Екатерины Второй М.Ф. Казаковым в 1786–1796 гг. на месте трех дворцов-павильонов, созданных ранее В.И. Баженовым и снесенных по велению государыни.
И хотя Матвей Казаков попытался сохранить избранный Баженовым, уходящий корнями в традиции московского зодчества, стиль, было очевидно, что проект нового дворца не гармонирует с созданной Баженовым структурой усадьбы. По задумке новый дворец становился ведущим, доминирующим элементом застройки, что подчеркивалось разбивкой традиционной парадной площади перед ним.
Дворец имел трехчастную структуру. В центральной его части предусматривались парадные залы, в западной части (ближе к прудам) планировались покои самой императрицы, а в восточной (расположенной ближе к Хлебному дому) – апартаменты ее сына, цесаревича Павла Петровича и его семейства.
Готический стиль дворца был подчеркнут восьмью башнями с шатрами. Дворец, построенный Матвеем Казаковым, походит на западно-европейский средневековый замок.
В 1790 году строительство дворца было приостановлено, его высота уменьшена на один этаж. М.Ф. Казакову пришлось спешно готовить новый проект, в то время как и предыдущий еще не был полностью реализован. Изменение высоты здания привело к тому, что силуэт его стал несколько расплывчатым; нарушение первоначальных пропорций повлияло на композиционную взаимосвязь частей дворца.
В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. K этому времени строительство Большого дворца было практически завершено, но Матвей Казаков не успел утвердить внутреннюю планировку дворца с императрицей. Здание покрыли временной кровлей, начались внутренние отделочные работы. После своей коронации император Павел I посетил Царицыно и принял решение прекратить там строительные работы.
Большой дворец, как и другие постройки в Царицыне, так и не стал императорской резиденцией. Оставленный и неиспользуемый, он уже в начале XIX столетия начал разрушаться и зарастать живописной зеленью, превращаясь в руины. К середине XIX века обвалились железные крыши и межэтажные перекрытия. Большой дворец превратился в исполинскую развалину.
К началу XXI века от Большого дворца остались лишь основные стены. В 2005–2007 годах была осуществлена его полномасштабная реконструкция. Общие формы и пропорции здания в целом достоверно воссозданы, но есть и существенные различия между его историческим и нынешним обликом.
Во-первых, железные кровли дворца в XVIII в. были выкрашены черной краской, что придавало ему мрачноватый вид. После реставрации они приобрели более приятный для глаз салатно-зеленый цвет. Во-вторых, в 1790-х годах М. Ф. Казакову не довелось украсить крыши дворца тем пышным архитектурным декором, какой им первоначально задумывался и был одобрен Екатериной Второй. Современные архитекторы украсили высокие кровли реконструированного здания множеством декоративных элементов. Отреставрированный дворец радует посетителей своим нарядным видом, напоминающим сказочные чертоги.

Фото дворца см.: https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post473770125/

Хлебный дом (Кухонный корпус) относится к памятникам архитектуры 18 века. Это одно из самых больших строений в дворцово-усадебном комплексе Царицыно.
Здание начали возводить в 1784 году, а почти через 12 месяцев строительство завершили. Единственное, что не успели — покрыть крышу, поэтому сделали временную. Железную кровлю дом приобрел спустя три года под руководством уже Матвея Казакова. Вместо пологой, как задумывалось изначально, она стала со скатами.
Корпус представляет собой двухэтажное здание в форме куба с закругленными углами. Внутри располагается двор, в который должны были проезжать повозки с припасами для кухни. В подвалах сделаны места для погреба и складов. По стилю дом похож на остальные сооружения в дворцовом комплексе. Он украшен белокаменным карнизом, необычными стрельчатыми, овальными и круглыми окнами.
На фасаде есть два горельефа в виде каравая и солонки. Над ними размещается еще один рисунок — перекрестные буквы «С» (в форме калача) и «Х» (скрещенные линейки), символизирующие хлеб и соль. Именно отсюда пошло название дома — Хлебный.
Кухни в корпусе должны были разделяться по статусу: в «верхней» готовили бы для Императрицы и ее родных, в «средней» — для дворян, в «нижней» — для охранников и служащих. Также планировалась общая столовая для прислуги, официантов и лакеев. В каждой работали бы свои повара, и был определенный набор продуктов. Но по прямому назначению дом так и не использовали.
В середине 19 века по приказу Николая Первого корпус решено переделать под лечебницу и богадельню. Окна и двери расширили, внутри сделали новую лестницу на второй этаж. Больница работала здесь недолго, потом здание отдали под ремесленное училище и жилые помещения. После Революции часть Хлебного дома стала коммуналкой, остальная половина пустовала.
Коммуналка здесь просуществовала до 1970-х годов. Реставрация здания началась в 1987 году, но из-за финансовых трудностей ее пришлось прекратить. Вернуться к восстановительным работам удалось в 2005-2006 годах. Внутренний двор покрыт стеклянной крышей, где под открытым небом проходят концерты. Также в корпусе работают выставки.

Хлебный дом был построен в 1784-1785 по проекту архитектора Василия Баженова, и стал частью резиденции Екатерины Второй. Назывался он тогда еще Кухонь (с ударением на "О") или кухонный корпус. В названии заложен смысл этого здания - кухня и провиантский склад. В цокольном этаже планировалось разместить погреба и ледники, а в двух верхних этажах - три кухни, кондитерские, комнаты для других надобностей, а также жилые комнаты для служителей. Продуманность помещений. Баженов, перед тем, как приступить к разработке плана здания, тщательным образом изучил кулинарную и столовую науки. В Хлебном доме есть помещения для хранения скатертей, посуды, приправ, мороженой рыбы, вина. Архитектор продумал все таким образом, что служащие кухонь могли быстро перемещаться по помещениям, находя именно ту кухонную утварь и продуктовые наборы, которые были им необходимы. Екатерину качество работ не устроило. Она заявила, что помещения Кухонного корпуса не соответствуют императорскому статусу. Достройка Кухонного корпуса была поручена архитектору М. Казакову. В 1788 г. зодчий накрыл здание металлической крышей, попутно изменив ее конфигурацию: по плану Баженова, крыша должны была быть плоской, а не скатной. В Кухонном корпусе разместили 3 кухни - императорскую, кухню для свиты и кухню для охраны. Также в здании была отдельная столовая, в которой могли обедать камердинеры, официанты и прислуга. В каждой из кухонь работал свой штат поваров. В дальнейшем оно использовалось как больница для казённых крестьян, земское училище и помещение для казённых квартир. После Октябрьской революции здесь были коммунальные квартиры, которые существовали до середины 1970-х гг. В дальнейшем дом начал приходить в запустение. Около 10 лет восстанавливался польской фирмой. Реконструирован в 2006 году. Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум.

Кухонный корпус представляет собой квадрат со скругленными углами и имеет внутренний двор. Углы здания сориентированы по сторонам света, поэтому на дворцовую площадь ансамбля оно выходит под углом, северо-западным фасадом, замыкая перспективу площади. Внешний вид ничем, кроме горельефов, не выдаёт его предназначения; скорее наоборот, здание воспринимается как дворец. Декоративное решение с изысканной формой окон, мощными белокаменными карнизами, дважды опоясывающими здание, делает его похожим на итальянские палаццо. Одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы и имеет черты сходства с замками — скруглённые углы подчёркивают замкнутость здания, а со стороны парадных фасадов отсутствуют входы. Они расположены с другой, непарадной стороны здания и ведут во внутренний двор, в котором имеются лестницы в помещения дома. Такое решение обеспечивало бы незаметность хозяйственной жизни для венценосных обитателей царицынских дворцов. Два горельефа-эмблемы в виде каравая с солонкой, украшающие фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля, являются единственными скульптурными украшениями здания. Над сандриками, венчающими горельефы, размещается вензель из букв «X» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «X» напоминает окрещённые линейки — намёк на принадлежность к масонству Баженова (в качестве тайных символов масоны использовали в том числе и инструменты строителей и архитекторов).

Сразу после входа в Хлебный дом посетители попадают в просторный, светлый атриум. Здесь установлены лавочки, фонари, высажены растения. В атриуме находится один из крупнейших в Москве органов, созданный в ФРГ. Здесь проходят концерты классической музыки. В постоянной экспозиции - старые гравюры, живопись, скульптуры, вазы, подсвечники. Гордость музея - коллекция посуды, изготовленной на Императорском фарфоровом заводе. Тарелки и чашки украшены позолотой, расписаны талантливыми художниками.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post474204484/




– Галерея-арка. Соединяет между собой Большой дворец и Хлебный корпус.
Строение возведено в 1784-1785 годах по проекту архитектора Василия Баженова. Основное его предназначение — декоративное. Также есть версия, что оно должно было служить проходом между Хлебным корпусом и дворцом для доставки блюд на стол Императрице. Но в зданиях отсутствуют выходы в галерею, поэтому эту теорию отвергает большинство исследователей.
Это строение с башнями и аркой-дугой в центре. Галерея из двух близко расположенных стен пронизана стрельчатыми сквозными проходами. Со всех сторон она украшена лепниной из белого камня.
Посередине находятся ворота с башнями, оформленными пирамидальными пинаклями, колоннами и перевернутыми сердечками. Между собой они соединены дугообразной аркой. По форме она напоминает венец из растений с шипами, который как бы «парит в воздухе». За счет необычного украшения галерея считается одной из визитных карточек Царицыно.
В 19 веке галерея-арка пришла в запустение, часть декора была утрачена. Реставрацию удалось начать в 1986-1987 годах, а закончить спустя семь лет.
Средний дворец или Оперный дом — это одно из зданий архитектурного комплекса в Царицыно. Он входит в состав так называемого «трио нежной готики».
Строительство дворца относится к 1776-1778 годам. Автором проекта выступил Василий Баженов. К его работе принадлежит внешняя отделка здания, внутреннюю завершали другие архитекторы. Дворец предназначался для личных нужд Екатерины. Предполагалось, что после прогулок, она вместе со свитой будет пить чай и играть в карты. А днем здесь велись бы официальные приемы.
Дворец — это двухэтажное здание прямоугольной формы. Оно располагается на берегу одного из прудов, за счет чего открывается чудесный вид. Первый этаж массивный, украшен стрельчатыми окнами, берущими начало от цокольного этажа, и пилястрами с белокаменными вставками.
Второй и первый ярус разделяются карнизом. Верхний этаж за счет оформления воспримется менее массивным, чем нижний. Его украшают необычные окна на итальянский манер и лепнина в форме обелисков и ромбов. Венчает здание двухметровый парапет из аркады со шпилями и обелисками. Над входами красуются двуглавые орлы. Иногда дворец сравнивают с ларцом для драгоценных камней.
Второе название — Оперный дом — получил в начале 19 века, когда его хотели переоборудовать под проведение концертов и театральных представлений. Задумку реализовать не удалось, а вот имя осталось.
Здание почти никак не использовалась, поэтому постепенно пришло в негодность. После создания музея-заповедника «Царицыно» дом отреставрировали. Сейчас здесь проводятся концерты и выставки. Дворец открыт для посещения туристов.


Он находится сразу за Малым дворцом на «Березовой аллее». Это внушительное здание строилось В.И. Баженовым в 1776-1778 годах. Фронтоны его боковых фасадов украшены ажурными эмблемами герба Российской империи. Название «Средний дворец» принадлежит самому Баженову и указывает на промежуточные размеры здания между «Малым» и «Большим» царскими дворцами. 
Средний дворец выделяется богатейшим и почти скульптурным белокаменным декором. Здание походит на гигантский резной ларец. Впрочем, избыточная (до приторности) декоративность свойственна всему баженовскому ансамблю.

Каждый ракурс дворца дарит новые впечатления от экспрессивной игры архитектурных форм и многочисленных деталей. Впечатляет вид здания с прудового холма, откуда оно кажется декорацией какого-то оперного спектакля на темы романтического прошлого.

Средний дворец был прозван в XIX веке Оперным домом из-за двухсветного парадного зала-галереи по парковому фасаду здания. Этот великолепный зал с двумя боковыми аванзалами предназначался, очевидно, для светских увеселений Екатерины Второй в узком кругу придворных. Здесь она забавлялась бы концертами, театральными представлениями, балами и т.п. К высокому залу-галерее примыкают на двух этажах анфилады маленьких помещений. Они удивляют своей прихотливой планировкой, но еще больше – явной теснотой, странных для царских хором. Если сходным образом выглядели покои главного дворца Екатерины Второй, то можно понять, почему они разгневали императрицу в 1785 году. 

Замыслы Баженова по внутренней отделке всех царицынских зданий остаются неизвестными. Поэтому при реставрации Среднего дворца в 1988-1995 годах его помещения оставлены без тех красочных украшений, какими он мог бы блистать в XVIII веке. Но в результате парадный зал получил уникальный облик, напоминающий одновременно и элегантные дворцовые интерьеры екатерининской эпохи, и аскетичные монастырские пространства.

Малый (Полуциркульный) дворец входит в состав усадебного комплекса в Царицыно. Это одна из самых маленьких построек Василия Баженова, ее площадь составляет около 200 квадратных метров.
Строение находится на склоне берега Верхнего Царицынского пруда. Из окон открывается чудесный вид на водоем и парковую территорию. Раньше в имении князя Кантемира здесь была беседка, где по легенде в 1775 году Екатерина Вторая проводила совет.
Дворец — это одноэтажное здание из красного кирпича, по форме напоминающее полусферу. Именно отсюда пошло его второе название — Полуциркульный. Стены украшают стрельчатые окна с узором, широкий фриз из арок и овалов. Сверху строение венчает ажурный парапет. На восточном фасаде «красуется» вензель Императрицы в лучах из белого камня. Как предполагают ученые, дом строился под личные покои Екатерины.
Внутри здания насчитывается шесть помещений. Некоторые из них настолько малы по размеру, что в них может поместиться только один человек (предполагалось, что здесь будут размещаться часовые). Главный зал имеет форму овала и считается самой большой комнатой во дворце. Внутри стены не были отделаны.
В начале 19 века во дворце располагалась кофейня, а затем — гауптвахта сторожей архитектурного комплекса. После здание и вовсе забросили, из-за чего стены и часть декора обрушились. Восстановительные работы начались лишь в конце 20 века. Сейчас здесь проходят различные выставки.
Это cамый маленький по размерам царский дворец в Царицыне (отсюда и название). Малый дворец строился В.И. Баженовым в 1776–1778 годах вместо деревянной беседки эпохи Кантемиров. Зодчий придумал, по сути, «дворцовый вариант» парковой беседки или павильона. С первого взгляда трудно догадаться, что это миниатюрное здание в форме полуротонды является императорским дворцом. Только личный вензель Екатерины Второй в его декоре говорит об особом статусе постройки.
Главный фасад Малого дворца обращен к «Березовым перспективам», а весь его полукруглый корпус с двумя боковыми крыльцами развернут к Верхнему Царицынскому пруду. Позади здания, по бровке холма-пирамиды, сейчас оборудована смотровая площадка. С нее приятно любоваться красотами Верхнего пруда и окрестными ландшафтами. Малый дворец предназначался, видимо, для уединенных кабинетных занятий Екатерины Второй и ее конфиденциальных бесед. Царица любила время от времени менять обстановку своих привычных занятий и предавалась им то в одном, то в другом из дворцов и помещений императорских резиденций.
Главным пространством Малого дворца является овальный зал («кабинет») — светлый и очаровательный по пропорциям. К нему примыкают овальный же будуар императрицы, а также анфилада маленьких помещений служебного назначения («прихожая», «приемная», комната для секретарей и горничных). В планировке дворца можно опознать крошечный отсек для туалетных надобностей императрицы. Как раз в подобном помещении в петербургском Зимнем дворце 67-летнюю Екатерину Вторую настиг инсульт, от которого она скончалась 6 ноября 1796 года. В атмосфере Малого дворца ощущается приятное дыхание «галантного» XVIII века. Из пяти высоких стрельчатых окон овального зала обозреваются восхитительные просторы Верхнего Царицынского пруда. В интерьерах дворца проводятся теперь небольшие историко-культурные и художественные выставки. 



Первый Кавалерский корпус — это памятник архитектуры 18 века. Он считается самой маленькой постройкой дворцово-усадебного ансамбля в Царицыно.

Строение возведено в 1784 году архитектором Василием Баженовым. Оно изначально задумывалось для служебных целей — здесь должна была жить прислуга Императрицы. За счет чего у него появилось второе название — Управленческий дом. Хотя такое сооружение, согласно историческим документам, находилось между Главным дворцом и Хлебным домом.

Корпус представляет собой квадрат с трапециевидным вырезом посередине. От многих построек его отличают прямоугольные окна без лепнины. Вход украшен портиком с четырьмя колоннами из красного кирпича и белого камня. Сверху его — фронтон с ажурным белокаменным декором. Некоторые исследователи сравнивают здание со шкатулкой из филиграни, которая обрамлена эмалью из красного кирпича.

Внутри здание разделено на три комнаты с передней. Из-за того, что Екатерина отстранила Баженова от строительства Царицыно, внутри корпус не был отделан.

Здание претерпело несколько кардинальных изменений. В 19 веке его сдавали под дачи, поэтому надстроили второй и третий этажи. Спустя столетие в сооружении случился пожар, часть декора утратили. После этого в нем было решено провести ремонт: появился карниз, мезонин и балкон над входом. Сначала в нем разместился исполком Ленинского района Московской области, а затем корпус передали под музыкальное училище.
В 90-е года 20 века второй и третий этажи разобрали, зданию вернули первоначальный вид. Последние реставрационные работы проходили в 2006 году. Сейчас здесь располагается генеральная дирекция музея-заповедника «Царицыно».

Второй Кавалерский корпус — это часть архитектурного ансамбля в Царицыно. Он располагается недалеко от храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Строение возведено в 1784-1785 годах архитектором Василием Баженовым. Оно задумывалось для служебных целей — здесь должна была жить прислуга. За счет чего у него появилось название Лакейский дом. Существует также версия, что здание планировалось под купальню с бассейном в главном зале. А летом на крыше Екатерина вместе со свитой принимала бы солнечные ванны. Одноэтажный павильон представляет собой восьмиугольник. Четыре фасада ориентированы согласно сторонам света. Они выделены ажурными портиками с четырьмя колоннами. В каждый из них ведет отдельный вход. Со всех сторон здание оформлено декоративными стрельчатыми и овальными окнами. Вверху сделана крыша с куполом по центру.
Внутри него располагается большой круглый зал, который окружен восемью небольшими помещениями квадратной и смежной треугольной формы. Стены корпуса не были отделаны, так как Баженова отстранили от работы. Здание почти не использовалось и постепенно пришло в запустение. В начале 20 века часть стен была разобрана по кирпичикам, а внутри корпуса местные жители устроили огород. Восстановить сооружение удалось в конце 80-х — начале 90-х годов 20 века. Именно в нем была открыта первая выставка, и оно считалось главной выставочной площадкой. Сейчас этот корпус используется под офисы работников музея.

Третий Кавалерский корпус или Дворец с круглой залой — часть усадебно-архитектурного комплекса в Царицыно.
Здание построено в 1776-1779 годах архитектором Василием Баженовым. Как предполагают исследователи, оно предназначалось для отдыха Императрицы. Месторасположение выбрано не случайно. В 1775 году здесь стоял шатер, в котором Екатерина Вторая вместе с графом Потемкиным смотрели фейерверк.

Корпус представляет собой одноэтажное прямоугольное здание с полуротондой. Сверху ее украшает башня-бельведер, оформленная лепниной из белого камня в виде ромбов, кругов и перевернутых сердец. Окна у здания стрельчатой формы с декором.

Внутри сооружения располагаются изолированные друг от друга зал-ротонда и пара комнат. Зал посередине был украшен башней, но затем ее утратили. Вход в каждую из частей корпуса свой: в комнаты можно зайти со стороны Виноградных ворот, в зал-ротонду — со стороны прудов.

Свое второе название — Дворец с круглой залой — здание получило за счет планировки. Оно больше походило на Малый дворец, чем на остальные корпуса.

Из всех Кавалерских корпусов здание активнее всего эксплуатировалось. В 19 веке в нем находилась гостиница с трактиром, из-за чего строение перестроили: появились лестницы, убрали башню, перенесли главный вход. С 1892 года дом передали под дачу предпринимателю И. Давыдову. После революции здесь располагались «Большевистский клуб» и Народный дом. В 20 веке здание несколько раз меняло назначение. Реставрационные работы были проведены только в 1998-2003 годах, за счет чего дому удалось вернуть первоначальный вид. Сейчас здесь находятся служебные помещения и постоянная выставка музея «Комната старых вещей».

– Руины (фундаменты) Большого Кавалерского корпуса.


Фигурные ворота (Виноградные) находятся в конце аллеи парка Царицыно рядом с Оперным домом. Они считаются условным переходом из дворцовой части в пейзажную. Вместе с Малым и Средним дворцом они составляют «трио», созданное в стиле «нежной готики». Ворота были построены в 1777-1778 годах в летние периоды. Архитектором выступил, как и всего дворцо-усадебного ансамбля, Василий Баженов. Они представляют собой две башни, соединенные резной аркой. Башни созданы из белого камня, внутри каждой прорезаны стрельчатые проемы. По бокам их размещаются выступы, украшенные полуколоннами. Они служили подставкой для скульптур.
Верхняя часть башен сделана из красного кирпича с полукруглыми отверстиями. Они оформлены короной из зубцов и кронштейнов. Арка украшена ажурным декором из белого камня, изображающим ангелов с трубами и лавровые листья. Сверху над ней находится ряд колонн. Главная особенность ворот — украшение-гирька в форме грозди винограда, располагающееся посередине. Именно за счет него они получили свое второе название — Виноградные.
По словам ученых, до наших дней убранство строения сохранилось не полностью. Изначально на нем находились несколько скульптур купидонов, мопсов и две декоративные вазы. Они были утрачены в 19 веке, одну из собак нашли во время ремонтных работ и теперь скульптура хранится в Музее архитектуры им. Щусева.

Аллею «Березовая перспектива» за Средним дворцом (Оперным домом) завершают Фигурные ворота. Они построены В.И. Баженовым в 1777- 1778 годах и отмечают условную границу между дворцовой и парковой частями царицынского ансамбля.
Название сооружения связано с его затейливыми формами и декором. С давних времен Фигурные ворота называют еще «Виноградными» из-за изысканного белокаменного узора внутри стрельчатой арки, слегка похожего по очертаниям на виноградную гроздь. В начале XIX века постройку украшали также четыре белокаменные декоративные вазы, две статуи купидонов (амуров – ангелов любви) и две же керамические скульптуры мопсов. Фигурные ворота - истинный символ творчества Баженова. Подобно Фигурному мосту, это сооружение напоминает триумфальную арку. С первого взгляда ясно, что оно предназначалось, прежде всего, для любований своей красотой на фоне парковых кущ и соседских дворцовых зданий. Вместе со Средним и Малым дворцом Фигурные ворота составляют «трио» в стиле «нежной готики» (как сам Баженов называл свой оригинальный стиль). Подобные визуальные ансамбли легко обнаружить и во всех других частях царицынского дворцового комплекса. 

Рядом с Фигурным мостом – место, где находился Крестоообразный корпус.


– Башня-руина одно из «романтических строений» Царицынского парка. Она находится на высоком берегу одного из прудов, где проходит часть «утренней дорожки».
Строение возведено в 1804-1805 годах по проекту архитектора Ивана Еготова. Для строительства использовался в основном необработанный белый камень, местам — красный кирпич. Башня выполнена нарочно неровно, чтоб еще больше придать ей романтический средневековый вид.
Она представляет собой развалину крепостной стены с угловой башней. Вверху располагается смотровая площадка, к которой ведет каменная лестница. С нее открывается чудесный вид на парк и Царицынские пруды. До середины 19 века там находилась беседка с четырьмя колоннами, а затем она пришла в запустение и разрушилась. Существует легенда, как башня появилась в парке. Граф Алексей Орлов отправился на поиски сбежавшей княжны Таракановой в Италию. На борту корабля вместе с ними был художник, который рисовал архитектурные достопримечательности. Один раз он создал эскиз башни-руины, рисунок сохранился. После возвращения в Петербург изображение показали Екатерине, и сооружение так понравилось Императрице, что она велела возвести его в Царицыно. Основное название — «Руина», но еще ее называют «Чертовой лестницей». На нее было легко подниматься, а вот спускаться сложно. Имя также выбрано по аналогии с другими похожими усадебными сооружениями. В 20 веке башня использовалась для занятий скалолазов, из-за чего еще больше пришла в негодность. Реставрационные работы удалось провести в 2006-2007 годах, каменная лестница обрела перила.

– Павильон «Миловида» или «Миловидова галерея» — одно из архитектурных строений царицынского парка. Оно расположено на Глухом проспекте при спуске к пруду.
Здание было возведено в 1803-1804 годах на месте прежнего деревянного павильона Василия Баженова. Автором проекта в стиле классицизма выступил И.В. Еготов. Свое название — милый вид — оно получило из-за местоположения: с него открывается прекрасный вид на залив Верхнего царицынского пруда.
Павильон представляет собой проходную арочную галерею с крышей. По его углам находятся четыре помещения, которые использовались для отдыха и угощения гостей Царицыно. Свод галереи поддерживают шестнадцать белокаменных колонн, а сам он украшен декором в технике гризайль. Изначально сооружение было оформлено античными скульптурами, дельфинами, вазами и бюстами, но со временем многое утратилось. Сейчас посетители парка могут видеть на крыше здания сидящих богинь Аврору и Венеру, статую вакханки, а у входа — скульптуры сфинксов. Строением никто не занимался, и поэтому они пришло в запустение. С 1870-1880-е годы павильон использовался, как чайный домик, где летом играл духовой оркестр. Здание часто реставрировали, а в период Великой Отечественной войны оно пострадало при взрыве: повреждена была часть декора и стен. Затем павильон вновь отреставрировали, но уже без живописного и архитектурного убранства. Его удалось восстановить лишь во время проведения работ в 2007 году.

– Павильон «Нерастанкино» находится в парковой части усадьбы Царицыно. С него открывается чудесный вид на Верхний Царицынский пруд и остров с аркой «Русалкины ворота».
Сооружение в стиле классицизма возведено в 1803 году. Автором проекта выступил Иван Еготов. Оно создано из красного кирпича, а украшения — из белого камня. Павильон предназначался для отдыха гостей парка: в нем размещались садовые кресла и столы.
Здание представляет собой одноэтажную галерею с проходом посередине. С двух сторон оно оформлено портиком с колонами. В боковых нишах красуются четыре белокаменные вазы-урны. Сверху украшает небольшой купол.
Название павильона — «Нерастанкино» — ученые связывают со словом «не расстаться», то есть с этими местами невозможно было расстаться. Также у строения есть второе имя — «Храм меланхолии», которое появилось в 19 веке. Скорее всего, его оно получило из-за лирично открывающихся со здания пейзажных мест.
В 19 веке парк пришел в запустение, как и его постройка: крыша частично обрушилась, повредилась штукатурка. В начале 20 века павильон отремонтировали, в нем стала располагаться библиотека для гостей усадьбы. В течение столетия его несколько раз реставрировали. Полный комплекс восстановительных работ провели лишь в 2007 году, тогда павильону удалось возвратить первозданный вид, а площадку вокруг него замостили плиткой.
– Беседка «Храм Цереры» располагается в южной части парка Царицыно. Она считается первым строением такого типа в России. Месторасположение беседки выбрано не случайно. В 1775 году на этом холме Екатерина Вторая вместе со свитой отдыхала в специально установленном шатре. Они наблюдали за праздником сенокоса, который проходил на соседнем поле. Именно поэтому беседка посвящена богине плодородия, созревания злаков и земледелия — Церере. Сооружение появилось на месте деревянной беседки, созданной еще Василием Баженовым в 80-х годах 18 века. Современный храм возвел архитектор Иван Еготов в 1805 году по приказу П.С. Валуева. Он представляет собой ротонду с восьмью колоннами на трехступенчатом основании. Вверху его венчает небольшой купол с балюстрадой из белого камня и с позолоченным снопом. За счет своего украшения он получил второе имя — «Золотой сноп». Внутри находится статуя Цереры. Она изображена в древнегреческом платье с колосьями и серпом в руке. Оригинал статуи утрачен в середине 19 века. В начале 20 века установили новую статую из подмосковной усадьбы Лукино, которая потом была сильно повреждена во время Великой Отечественной войны. Затем ее и вовсе утратили. Беседку несколько раз реставрировали, но масштабные восстановительные работы провели в 2007 году.

– Грот Дианы со статуей. Статуя Дианы работы скульптора Александра Сусликова в парке.
В начале 19 века Царицынский парк был украшен не только павильонами, беседками и мостиками, но и другими «художественными затеями» – гротами, статуями и декоративными вазами. Они приятно декорировали основные дорожки и радовали взоры публики. Все эти парковые украшения известны по литературным описаниям и архивным документам, но не сохранились, увы, до нашего времени. В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были открыты археологические остатки большого грота на береговой дорожке Верхнего пруда у подножия холма под павильоном «Миловида». Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными каменьями, ракушками и кореньями. В будущем это примечательное произведение русского садово – паркового искусства 19 века предполагается восстановить по архивным свидетельствам. К настоящему времени воссоздан небольшой грот по «Утренней дорожке». Он сложен из красного кирпича и белого камня на склоне холма под павильоном «Нерастанкино». В этом вновь возникшем царицынском гроте укрылась теперь статуя работы скульптора Александра Сусликова.

– Большой мост через овраг или Готический мост — центральный мост, возведенный на въезде в усадьбу Царицыно. Он относится к памятникам архитектуры 18 века. Построен в 1778-1784 годах архитектором Василием Баженовым. Сооружение задумывалось, как главный мост на въезде в усадьбу из Москвы. С него открывался лучший вид на Царицыно. Строительство моста проходило тяжело. Земля под сооружением оказалась вязкой, а во время рытья котлованов забили несколько ключей. Для укрепления фундамента пришлось вбить более двух тысяч свай. Несмотря на массивность конструкций, за счет художественно оформления строение кажется легким. Снизу моста располагаются семь арок, три из них по форме напоминают порталы в готических соборах. Они украшены полуколоннами и лепниной из белого камня. По краям строения полукруглые арки, декорированные волнистыми и прямыми лучами. Сверху мост украшен люкарнами, розеттами, ромбами и кругами из белого камня, а также масонскими символами — солнечными лучами и скрещенными мечами в квадратах. Под карнизом находится зигзаг-бегунок. За счет чего сооружению придается особый колорит. Его длина составляет 80 метров. В 1784 году мост не был завершен, так как Екатерина Вторая отстранила Баженов от строительства.
В начале 19 века доделали парапет с башнями-столбами. Их выполнял архитектор И. Еготов. По прямому назначению мост использовался до 1975 года, а потом закрыли из-за аварийного состояния. Во время Великой Отечественной войны по нему проходили большегрузные машины и танки, поэтому строение сильно пострадало. В 1985 году началась его реставрация, восстановлен первоначальный вид.

– Большой и малый гротесковые мосты располагаются в южной части парка Царицыно. Они находятся над оврагами и соединяют между собой павильоны «Нерастанкино» и «Храм Цереры». Сооружения были возведены в 1806-1807 годах. Автором проекта выступил архитектор Иван Еготов. Мосты созданы из красного кирпича. Нижние арки каждого отделаны необтесанным белым камнем. Именно за счет декора они и получили свое название — гротесковые. Сверху каждого установлены перила с каменными «тумбами», выкрашенные белой краской. В 19 веке парк и его постройки пришли в запустение. Стены малого моста разрушились уже к концу столетия, а большой мост превратился в руины в 1940 году. Спустя двадцать лет строения решили восстановить по сохранившимся фундаментам, но потом часть строений вновь утратили. Масштабная реставрация была проведена в 2007 году.

– Фигурный мост — парадный въезд в резиденцию со стороны Царицынского пруда. Это одно из немногих строений дошедших до нашего времени почти в первозданном виде.
Сооружение было построено в 1776-1778 годах Василием Баженовым. Мост располагается на крутом холме, из-за этого часть панорамы дворцового комплекса остается скрытой. Когда посетитель проходит уже под строением, то перед ним появляется дворец и близлежащие здания. Мост часто сравнивают с крепостными постройками рыцарских времен. Он создан из красного кирпича и белого камня, как и многое в Царицыно. Его украшают четыре белокаменные башни со стрельчатыми проемами, лепниной в форме обелисков и ромбов, двурогими зубцами. Между собой они соединены высоким парапетом из узких стрельчатых проемов. Сбоку строение сопровождается ажурной галереей и небольшими башнями. Нижняя часть моста оформлена ромбами и георгиевскими крестами. Именно благодаря декору мост и получил название — Фигурный. Его сооружению дал сам Василий Баженов. Мост несколько раз реставрировали, последние восстановительные работы проводились в 2006 году.


– Всероссийская школа пчеловодства.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post474204620/

– Оранжерейный комплекс состоит из двух оранжерейных корпусов и Виноградной оранжереи. Его общая площадь составляет около 2700 квадратных метров.
В Первом оранжерейном корпусе представлены декоративно-лиственные и красивоцветущие растения, характерные для зимних садов. Во втором корпусе работает постоянная экспозиция «Страна запахов и вкусов». Здесь собраны фруктовые деревья, эфирно-масличные культуры, лекарственные растения, кофе и овощи. Основу выставки в Виноградной оранжерее кроме винограда составляют цитрусовые, гранат, инжир, луковичные и красивоцветущие растения.
Оранжерейное дело появилось в этой местности в начале 18 века. Декоративные растения в деревянных оранжереях разводил еще Кантемир. В 19 веке на их месте появились каменные постройки. Сначала в оранжерейный комплекс входило пять зданий, затем — восемь. Это апельсиновая, померанцевая, персиковая, виноградная, ананасовая оранжереи, Баженовская оранжерея, питомник для выращивания декоративных кустарников и деревьев. На то время оранжерейное хозяйство в Царицыно считалось самым лучшим в Москве. Здесь выращивали абрикосы, ананасы, декоративные растения, оливковые деревья, мирты, олеандры и многое другое. Часть из них шла на продажу и приносила неплохой доход.

В 1860 оранжереи закрыли, земли передали под дачные участки. Восстановить некоторые из них удалось во время масштабной реставрации в 2006-2007 годах. Сейчас, кроме выставок, здесь проходят различные образовательные программы, связанные с растениеводством и садовничеством.

– Руины мыльни, затем дома садовника. На пересечении бывш. Судейского переулка и Воздушной улицы.


Усадебный комплекс Царицыно привлекает не только своими постройками, но и аллеями с прудами. Это одно из любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы, а также отличное место для свадебных фотосессий.

– На территории Царицыно находятся три пруда: Верхний, Средний и Нижний. Они располагаются в долинах речки Городенки и ее протоков. Площадь Верхнего пруда составляет 17 гектаров, глубина — 2-3 м. Средний пруд считается самым маленьким, его площадь — 5 гектаров, а глубина — 1, 5 м. Площадь Нижнего насчитывает 57 гектар, глубина — 2, 5 м.
Первый пруд в 8 километров был вырыт в этой местности еще при Борисе Годунове и назывался Борисовский. Верхний и Нижний пруды появились здесь при боярах Стрешневых в 17 в. Следующие хозяева — Голицыны и Кантемир — уделяли большое внимание водоемам. Они разводили в них щук, лещей, окуней, судаков и карасей. При Екатерине Второй пруды оборудовали пристанями для катания на лодках и рыбалки императрицы. В водоемах насыпали несколько островов, на некоторых из них стояли клетки с водоплавающими птицами.

Фото Верхнего пруда: https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476699021/

Средний и Верхний пруды разделены между собой плотиной. 


На Среднем пруду находится С-образный остров, с которого, по преданию, князь Потемкин устроил салют из турецких пушек для Екатерины Второй. На нем в 2005-2006 годах появился крупнейший светодиодный (светодинамический) фонтан в Москве. Его диаметр составляет 55 метров. В зависимости от музыкального сопровождения он может пускать струи до 15 метров в длину.

Фото Среднего пруда см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475326144/

Фото фонтана см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post474466687/

Нижний пруд располагается чуть подальше от усадебного комплекса. Он считается самым большим из всех водоемов в Царицыно.

Горбатый мост (Оранжерейная плотина) и Оранжерейные пруды, т. к. находятся вблизи оранжерей.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475006226/



Автор у царицынского фонтана, 2012 год

Православный храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне с домом причта (№ 2, впрочем, здесь это весьма условно). Южное викариатство, Даниловское благочиние. Находится на территории музея-заповедника Царицыно. Часть дворцово-паркового ансамбля. Приделы: великомученика Димитрия Солунского (Димитриевский) и Казанской иконы Божией Матери (Казанский).
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» входит в состав Царицынского усадебного комплекса. Он замыкает северную часть дворцовой площади.
Церковь воздвигнута на месте деревянной — приходской святыни бояр Стрешневых. Каменный храм был построен в 1722 году по приказу политического деятеля, князя Дмитрия Кантемира, который владел этими землями. Имя архитектора до сих пор неизвестно.
Здание представляет собой восьмерик на четверике. Оно создано в стиле екатерининского барокко. По бокам строение украшено полуколоннами и волютами. Окна оформлены лепниной из белого камня. Храм венчает граненый купол с позолоченной главкой. Северный предел освящен в честь святого великомученика Дмитрия Солунского, южный — иконы Божией Матери. Рядом находилась двухъярусная колокольня.
Имение Кантемира было выкуплено во второй половине 18 века для строительства усадебного комплекса «Царицыно». Храм полностью сохранили и даже не перестроили. В конце 19 века трапезную расширили, а колокольню изменили. Вместо двухъярусной звонницы здесь появилась трехъярусная, за счет чего она стала выделяться из строения.
После революции храм работал почти двадцать лет, а потом его было решено закрыть. Сначала в нем располагалась трансформаторная подстанция, затем — типография, чуть позже — столярная мастерская. Вернуть здание церкви удалось в 90-х годах. Сейчас при храме работает приходская библиотека, воскресная и православная школы. Почти каждый день проходят богослужения.

История: построен в 1722 г. владельцем усадьбы князем Дмитрием Кантемиром (поэтому один из приделов — Димитриевский), перестроен в 1764 г. при его сыне — Матвее (который был здесь и похоронен). Казанский придел и колокольня — 1883 г. Закрыт в 1939 — 1990 гг. Полностью восстановлен в 1990-е гг. Арх-ра: елизаветинское (русское) барокко. Тип — «восьмерик на четверике». К основному восьмигранному объему примыкает трапезная и трехъярусная колокольня. Декор: сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники. Интерьер: новый (т. к. тут были производственные организации в советское время), но визуально кажется старым и есть ощущение «намоленности». Святыни: ковчеги с мощами святителя Тихона Московского, Киево-Печерских преподобных, многих святых; икона с мощами святителя Митрофана Воронежского. Духовенство: настоятель – прот. Олег Корытко; другие клирики: священники — Евгений Батаев, Валерий Ершов, Сергий Торнаги; диакон Александр Зуев, чтец-диакон Виктор Маценко. Богослужения: ежедневно — утром в 9 ч., вечером в 17 ч.; в большие праздники и по воскресеньям — 2 литургии (в 7 и 10 ч.). Храм открыт в течение всего дня.

Фото и видеосъемка: разрешены. Грозных запретительных табличек и знаков нет, замечаний не делают. На сайте этого храма есть хороший панорамный видеорепортаж с видами интерьера храма со всех ракурсов.
Местный праздник: в честь иконы «Божией Матери «Живоносный Источник» (в первую пятницу после Пасхи — в разные годы разные даты, т. к. Пасха бывает каждый год в разное время). У храма: водосвятная часовня, где раньше был живоносный источник, к которому до 1917 г. стояли большие очереди (о чем можно судить по старым фотографиям). Есть Духовный центр от храма, но он находится довольного далеко от него — на Солнечной улице (там — воскресная школа, библиотека, где очень приличный выбор книг, разные кружки и службы). При храме работает изд-во, специализирующееся на выпуске нотных изданий.

Общины не видно, но атмосфера в целом неплохая. Встречают не с распростертыми объятиями, но и замечаний не делают попусту. Дежурного священника нет. Скамеек в храме очень мало, равно как и вокруг него. Позади храма работает паломническая служба. Территория хорошо озеленена (газоны и цветники) и огорожена.

В самом храме и у храма работает магазин и развал, где можно купить сувениры о храме и много православных книг и др. православной продукции. Хороший выбор предметов о Царицыно и храме есть и в музейном магазине (у большого дворца, где находятся кассы). Вообще о храме выпускается много книг и брошюр. В храме можно купить даже постный шоколад. В притворе предусмотрены столики для газет, книг и обмена вещами между прихожанами. Здесь же есть и наглядная информация по работе и событиям жизни прихода, хотя и весьма бедная. У ворот всегда сидят сборщики милостыни, но они не агрессивны.

Сайт есть и достаточно информативный.

Фото храма см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post474467062/


В храме, 2012 год




Проезд:

Примерно равноудалена от метро «Царицыно» и «Орехово» — идти через территорию усадьбы «Царицыно» около 1 км. Автобусы не проезжают, машину придется оставить за оградой, так что альтернативы пешеходному пути в принципе нет. Заблудиться трудно — храм хорошо виден при входе в усадьбу со стороны метро «Царицыно», да и со стороны «Орехово» почти все дорожки приводят к нему. Можно проехать от метро на автобусе № 151 до остановки «Дольская улица» (на Новоцарицынском шоссе). Общественный транспорт по улице не проезжает.

Фото:

См. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post474466468/

Видео:



Состояние на 12.9.2020


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий