воскресенье, 23 октября 2016 г.

Новозаводская улица

Расположение:

Улица проходит по району Филевский Парк (ЗАО). 

Тупиковая — от Багратионовского проезда и метро + железнодорожной станции Фили до берега Москвы-реки напротив Нижних Мневников.

Зоны:

жилищно-социальная, промзона «Фили», Филевский парк и парк у ДК имени Горбунова.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – в основном с 2-х сторон; на некоторых участках с одной или нет; на некоторых участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 1, 4 км.

История:


Улица известна с 1935 года и до 1960 года проходила по подмосковному городу Кунцево.

С 1935 до 1966 года называлась улицей первомайский поселок, затем Почтовой улицей.

Улица названа в 1958 году в связи с промышленным развитием прилегающего района — на ней находится промзона «Фили» (центр имени Хруничева).

Новозаводскую улицу, которая граничит с парком Фили, входящим в состав охраняемой природной территории "Москворецкий", планируют увеличить до шетиполосного шоссе, что предполагает вырубку части парка Фили, а также построят мост через Москву-реку в конце улицы.

Нежилые объекты:

М метро «Фили» (Филевская линия;  открыта 7 ноября 1959 года ; названа по исторической местности, а ныне одноименному району, в котором она находится; вход-выход в город осуществляется с 2-х сторон платформы по лестницам через 2 остекленных наземных павильона, выводящие на улицы Новозаводская и 1812 года, а также на Багратионовский проезд — они же служат переходом между платформами (рядом — железнодорожная пассажирская платформа Фили Белорусского направления, которая ныне реконструируется в связи со строительством новых железнодорожных путей до Одинцова); станция — наземная, с боковыми платформами; полы асфальтированы; никакой темы у станции нет).

• Торговые ряды и павилдьоны у метро и железнодорожной станции «Фили».

• Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (№ 6; Западное викариатство, Георгиевское благочиние. Состоит из верхнего и нижнего храмов. Престол верхнего (летнего) храма – Спаса Нерукотворного храма, а нижнего (зимнего) – Покрова Пресвятой Богородицы. История: построен в 1693 г. на деньги боярина Л. Нарышкина в его подмосковной вотчине – селе Фили (на берегу Москвы-реки и притока Хвили). В 1941 г. – закрыт и в нем находится филиал музея им. Андрея Рублева. Снова открыт в 2000 г., но до сих пор не передан Церкви и используется совместно с музеем. Арх-ра: стиль – московское барокко; тип – «восьмерик на четверике» с завершающим ярусом звона (с колоколами); состоит из основного двухэтажного объема на подклете с одной главой, под которой находится колокольня. Храм окружает открытая галерея-паперть на аркадах, с 3 широкими лестницами. Полукруглый алтарь и 3 притвора охватывают со всех сторон здание храма. Каждый выступ (притвор) завершен главой с восьмигранным барабаном. Декор: колонки, фриз с ширинками, резьба на стенах, арках и окнах. Интерьер: росписи, иконы и девятиярусный иконостас верхнего храма – кон. 17 в.; внутреннее убранство нижнего храма (иконы и роспись стен) – 19 в. Духовенство: настоятель – иеромонах Александр Зарубин; другие клирики: священник Игорь Киреев; дьякон Владимир Шевелев. Богослужение: по средам, субботам, воскресеньям и большим праздникам утром в 8.30, накануне воскресений и больших праздников вечером – в 17.00. Сайта нет, кроме небольшого раздела на сайте музея Андрея Рублева).

Храм был построен в конце XVII в. (1690-1694 гг.) боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным (родным дядей Петра I) в его подмосковном имении Фили. Его архитектором стал крепостной Яков Бухвостов.
Предание о создании храма связано с событиями Стрелецкого бунта 1682 г., когда после смерти царя Федора Алексеевича решался вопрос о престолонаследии между детьми царя Алексея Михайловича от двух браков. Милославские, родственники первой супруги, стремились оттеснить от престола Нарышкиных. Тогда в числе сторонников царевича Петра от рук стрельцов погибли два старших брата Льва Кирилловича – Иван и Афанасий. Лев Кириллович, спрятанный царицей Натальей Кирилловной на женской половине царского дворца, молился образу Спаса Нерукотворного, дав обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм. Через семь лет он исполнил свое обещание, разобрав в Филях старый деревянный храм и заложив новый каменный. Сохранилось предание о том, что Петр I пожаловал на украшение храма 400 золотых червонцев из казны. Автором резного убранства храма был Карп Иванович Золоторёв, известный мастер Оружейной палаты.
Дальнейшая история филевской церкви, принадлежавшей семье Нарышкиных до 1868 г., имеет ряд знаменательных страниц. 7 июня 1763 г. Фили посетила императрица Екатерина II, находившаяся в Москве по случаю коронации. Императрица присутствовала на богослужении в храме.
Первые сведения о поновлении церкви относятся к 1782 г., когда были произведены довольно значительные работы в интерьере нижнего храма. Работы проводились под наблюдением знаменитого архитектора М.Ф.Казакова.
Филевский храм сильно пострадал в Отечественную войну 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни.
Восстановление храма осуществлялось за счет щедрых жертвователей. Но основные работы были проведены в 1850-1853 гг. на средства приходского старосты купца И.П. Гладилина.
Храм оставался действующим до июля 1941 г. Великая Отечественная война нанесла большой урон его архитектуре. До 1943 г. здесь располагался лазарет, а после, до 1963 г., склад бумажных изделий.
В 1952 г. начались первые восстановительные работы. В 1971 г. храм-памятник был передан Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Основной объем реставрационных работ был завершен к 1980 г.
14 октября 1992 года состоялось первое богослужение(молебен)в нижнем храме, а с 28 марта 2000 г. здесь возобновились регулярные (праздничные) богослужения.
Из первоначального убранства сохранились храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей», а также дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы располагается в Филях. Среди остальных церквей ее выделяет строение «иже под колоколы»: одно здание совмещает в себе колокольню и храм.
Изначально в этом месте находилась деревянная церковь. Она была возведена в 1619 году в честь победы над польскими захватчиками. Святыня из камня появилась здесь в конце 17 века по приказу дяди Петра Первого Льва Нарышкина. Имя архитектора неизвестно, но некоторые ученые приписывают работу зодчему Якову Бухвостому.
Храм представляет собой пятиярусное здание в стиле раннего барокко. Оно построено из красного кирпича, а декорировано белым камнем. Каждый его этаж завершается карнизом и резными фронтонами. Ими же оформлены и окна святыни. По углам четверик и восьмерики украшены колонками.
Наверху церкви располагается небольшая площадка с арочными проемами. Венчает ее позолоченная глава с крестом. Снизу храм окружен открытой галерей — гульбищем. Подняться на него можно с помощью трех лестниц, украшенных резьбой и декоративными вазонами. Внутри он также богато оформлен.
На первом этаже располагается зимняя церковь Покрова Богородицы, которая отапливается, на втором — церковь Спаса Нерукотворного. Именно перед этой иконой Лев Нарышкин молился во время Стрелецкого бунта.
Церковь пользовалась большой популярностью у прихожан. В ней неоднократно бывал Петр Первый. Он даже привез из одного похода для нее цветные витражи.
Храм был сильно поврежден во время войны 1812 года: на нижнем этаже французы держали своих коней, а в верхней части организовали портняжную мастерскую.
В начале 1930-х годов храм закрыли. Во время Великой Отечественной в здание попала бомба, и оно было сильно повреждено. Восстановлением его занимались до 1980 года, а после открыли в нем филиал музея древнерусской культуры и искусства имени мастера школы иконописи Андрея Рублева.
В 1990 год храм вернули РПЦ. Сегодняшние иконостас и настенные росписи в храме относятся к 19 веку. Старинный иконостас храма был утрачен. Из древних икон сохранились: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие.


Построена в 1690—93 гг. на средства владельца села боярина Л. Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны. 

Предшествующий деревянный храм был сооружён в 1619 г., когда село принадлежало Милославским. 

Посвящение главного престола церкви образу Спаса Нерукотворного, по преданию, связано с иконой, перед которой Л. Нарышкин молился о спасении во время стрелецкого бунта 1682 («Хованщина»). 

Здание принадлежит к распространённому в конце 17 в. типу ярусных центрических церквей и является одним из самых ярких и выразительных произведений раннего московского барокко. Поднятый на высоком подклете (здесь находилась «тёплая» церковь Покрова) двухсветный четверик, усложнённый по сторонам равновеликими полукружиями апсиды и притворов, завершён тремя уменьшающимися по объёму кверху восьмериками. Нижний световой восьмерик обеспечивает хорошее освещение внутреннего пространства, средний вмещает звонницу, верхний несёт небольшую главу. Такими же главами на гранёных барабанах завершены апсида и притворы. Подклет окружён открытой галереей на аркаде с тремя широкими торжественными лестницами-всходами. Углы четверика и рёбра восьмериков, а также пилоны аркады подклета декорированы белокаменными колонками, несущими сложнопрофилированные карнизы, над которыми возвышаются фигурные гребешки, покрытые изящной резьбой. Форма гребешков повторена в навершиях колончатых наличников высоких прямоугольных окон подклета и нижнего яруса храма. На восьмерике навершия наличников, образованные спиралевидными волютами, имеют более развитую форму. Уникальным по сохранности является первоначальное убранство интерьера верхнего храма. Великолепный девятиярусный барочный иконостас, увенчанный распятием, по-видимому, выполнен по рисункам К. Золотарёва белорусскими мастерами, состоявшими при Оружейной палате. В сочной и разнообразной горельефной резьбе иконостаса наряду с растительными мотивами использованы картуши, волюты и раковины. Творчеству Золотарёва совместно с живописцами К. Улановым и И. Салтановым принадлежит и большинство икон в иконостасе. В лике архидьякона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I. На западной стене храма помещена массивная резная ложа ктитора. На сводах сохранились фрагменты росписей конца 17 и 19 вв. 

Убранство интерьера нижней церкви (иконостас и настенная живопись) относится к 19 в. Церковь расположена на открытой, незастроенной территории, при пересечении Новозаводской и Филёвской улиц, и является ведущей архитектурной доминантой в окружающей её современном градостроительной среде. 

Некогда с галереи храма открывался замечательный вид на широкую пойму Москвы-реки, ныне застроенную сооружениями Западного речного порта. 

Церковь была закрыта в конце 1930-х гг. 

Реставрирована в 1970-х гг. 

С 1980 филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Храм построен в 1690—94 гг. на средства Л. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны) на месте построенной на 70 лет ранее церкви Покрова. Предшествующий деревянный храм был сооружён в 1619 г., когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города. Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесён к произведениям зодчего Якова Бухвостова.

Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса. На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. 

В 1703 г. Пётр I после взятия Нарвы привёз дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I, который частенько даже пел на клиросе Покровской церкви.

Церковь Покрова Богородицы принадлежит к архитектурному типу «восьмерик на четверике». Храм принадлежит к распространённому в конце 17 в. типу ярусных центрических церквей и является одним из самых ярких и выразительных произведений раннего московского барокко. Поднятый на высоком подклете двухсветный четверик, усложнённый по сторонам равновеликими полукружиями апсиды и притворов, завершён тремя уменьшающимися по объёму кверху восьмериками. Нижний световой восьмерик обеспечивает хорошее освещение внутреннего пространства, средний вмещает звонницу, верхний несёт небольшую главу. Такими же главами на гранёных барабанах завершены апсида и притворы. Подклет окружён открытой галереей на аркаде с тремя широкими торжественными лестницами-всходами. Углы четверика и рёбра восьмериков, а также пилоны аркады подклета декорированы белокаменными колонками, несущими сложнопрофилированные карнизы, над которыми возвышаются фигурные гребешки, покрытые изящной резьбой. Форма гребешков повторена в навершиях колончатых наличников высоких прямоугольных окон подклета и нижнего яруса храма. На восьмерике навершия наличников, образованные спиралевидными волютами, имеют более развитую форму. 

Из-за центричности архитектурного построения храма, все фасады оформлены одинаково. 

Изменение декоративных мотивов идёт только по вертикали.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв.

• Детский сад № 2136 «Петушок» от «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (№ 10).

• Медико-санитарная часть № 7 «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (№ 14, к. 2).

• Государственный космический научно-производственный центр имени М.  Хруничева (№№ 18 с многочисленными строениями, 20, 24, 25, 26, 45, 51 и 160а; с 1916 года; до 1993 года – машиностроительный завод) и его подразделения (детский сад, бывший техникум космического машиностроения, клиника, экологический центр, комбинат питания, цеха, КБ «Салют», Дворец культуры, инженерно-конструкторский корпус, администрация, причал, информационно-вычислительный центр, спорткомплекс и стадион «Фили», школа, бизнес-отель «Протон», общежития и др.).

В 1915 г. из Риги в Тверь, Москву и Петроград были эвакуированы части Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). 

Началом развития сегодняшнего Государственного космического научно-производственного центра им. М. Хруничева можно считать 30 апреля 1916 г., когда по решению царского правительства Правление Русско-Балтийского акционерного общества приобрело большой земельный участок на окраине Москвы, недалеко от храма Покрова в Филях, у помещика П. Шелапутина. Правда тогда строящийся завод не имел даже косвенного отношения не только к ракетной, но и к авиационной тематике вообще. На этом месте началось строительство завода, получившего в 1917 г. название «Второй автомобильный завод „Руссо-Балт”».

В 1918 г. новым правительством на базе завода организовывается Первый государственный бронетанковый завод, а в 1922 г. предприятие выпускает первые пять отечественных автомобилей «Руссо-Балт».

Авиационная история начинается 23 января 1923 г., когда Совет труда и обороны страны принял решение о передаче завода в концессию на 30 лет самолетостроительной фирме «Юнкерc» для создания цельнометаллический самолетов и моторов к ним. Здесь до 1925 г. было освоено производство самолетов Ю-20 и Ю-21.

С 1924 г. началась разработка советских цельнометаллических самолетов, аппараты Юнкерса не нашли своей ниши, к тому же «Юнкерc» не выполнила условий концессии по производству дюраля и строительству моторов. 1 марта 1927 г. концессионный договор с фирмой «Юнкерc» был расторгнут.

После этого в Филях образовывается Государственный авиационный завод № 7, вскоре преобразованный в завод № 22 им. 10-летия Октября. Здесь строились отечественные самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ 1, ТБ-З, ДБ-А, СБ, Пе-2, пассажирские АНТ-9 и АНТ-35.

В 1933 г. заводу присвоено имя С. Горбунова.

С началом войны, в октябре ноябре 1941 г. завод эвакуируют в Казань (ныне Казанское производственное объединение им. С. Горбунова). В декабре 1941 г. на территории завода № 22 в Москве образован авиационный завод № 23, который до 1945 г. производил бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались самолёты Ту-4, вертолёты Ми-6 и Ми-8.

В 1961 г. постановлением Совета министров завод № 23 стал называться Машиностроительным заводом им. Михаила Васильевича Хруничева. 

Сергей Горбунов (1902-1933) – один из создателей советского авиапрома. Выпускник Военно-воздушной академии РККА им. Н. Жуковского. После окончания в 1927 году академии, направлен на авиационный завод № 22 имени 10-летия Октября в Филях. Под его руководством был освоен серийный выпуск цельнометаллических самолётов; АНТ-3, АНТ-4, АНТ-5, АНТ-6. Погиб Сергей в авиационной катастрофе, похоронен в главном колумбарном зале бывшего Донского крематория в Москв. В том же 1933 году авиазаводу № 22 присвоено имя С.Горбунова. Рядом с захоронением Сергея Горбунова в 1945 году был похоронен и его брат, авиаконструктор Владимир Горбунов, один из создателей ЛАГГ-3. С началом войны, в октябре ноябре 1941 года авиазавод эвакуируют в Казань, ныне это Казанское ПО имени С.П.Горбунова. В декабре 1941 года на территории завода № 22 в Филях образован авиационный завод №23, который до 1945 года производил бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались Ту-4 вертолеты Ми-6 и Ми-8. В 1961 году постановлением Совета Министров авиазавод №23 стал называться Машиностроительным заводом имени Михаила Хруничева.

История конструкторского бюро (сегодняшнее конструкторское бюро «Салют» — филиал ГКНПЦ) начинается в 1951 г., когда на заводе № 23 было образовано Опытно-конструкторское бюро № 23 (ОКБ-23), которое возглавил Владимир Михайлович Мясищев, ставший в 1956 г. генеральным конструктором.

В ОКБ-23 разрабатывались стратегические бомбардировщики М-4, ЗМ, М-50, М-52 .Самолёт ЗМ выпускался здесь же, на заводе № 23. До 1960 г. в бюро накопился достаточный опыт, в том числе и по ракетной тематике (крылатая ракета «Буран», правда, так и не была доведена до выпуска). 

Чисто ракетная история КБ берет начало именно в 1960 году. Постановлением Совета министров СССР ОКБ-23 было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с производственной базой — заводом № 23) в подчинение ОКБ-52, генеральным конструктором которого был академик В. Челомей. ОКБ-52, базирующееся в Реутово, к тому времени вело разработку крылатых и межконтинентальных баллистических ракет. Именно последней темой и было загружено ОКБ-23, ставшее теперь филиалом № 1 ОКБ-52 Основным изделием этой тематики была межконтинентальная баллистическая ракета УР-200, дошедшая до стадии лётных испытаний, но так и не принятая на вооружение по многим причинам.

Позднее, во второй половине 1960-х гг., в ОКБ-23 была разработана межконтинентальная баллистическая ракета второго поколения УР-100. Это была ракета повышенной боевой готовности, размещаемая в ампулизированном контейнере в шахтной пусковой установке. Производство этой межконтинентальной баллистической ракеты было освоено на Машиностроительном заводе им. М. Хруничева. УР-100 в различных модификациях стоит на боевом дежурстве до сих пор.

В 1961 г. в ОКБ-52 были начаты предварительные работы по проектированию тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты, получившей обозначение УР-500. Ракета была задумана как средство доставки мощнейшей головной части с ядерным зарядом. 29 апреля 1962 г. вышло постановление Совета министров СССР о создании новой ракеты. В октябре 1964 г., после отставки Хрущёва, УР-500 получила космический статус вместо военного.

Первый пуск ракеты-носителя «Протон» состоялся 16 июля 1965 г. Тяжёлый научный спутник, по имени которого и был назван носитель, был спроектирован также в филиале № 1 ОКБ-52. Пожалуй, нет смысла пересказывать хронологию достижений ракеты-носителя «Протон» — сегодняшнего источника доходов ГКНПЦ.

В 1966 г. ОКБ-52 переименовывается в Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ), и ОКБ-23 стало называться Филёвским филиалом ЦКБМ.

Конструкторское бюро занимается проектированием трёх- и четырёхступенчатого варианта ракеты-носителя «Протон», ведет предварительные работы по своей лунной программе. Кроме собственно ракет осуществляются большие работы по военному комплексу «Алмаз», орбитальным станциям.

В конце 1970-х гг. ОКБ-23 было выведено из подчинения В. Челомея и преобразовано в КБ «Салют». 

С 1981 по 1988 гг. КБ входило в состав НПО «Энергия». 

После 1988 г. КБ «Салют обрело самостоятельность во главе с генеральным конструктором Д. Полухиным.

Перемены в государстве коснулись и ракетно-космической отрасли. Бывшие оборонные фирмы начали выходить на международный рынок со своими изделиями и услугами. Не были исключениями КБ «Салют» и завод им. Хруничева.

В январе 1993 г. в США было Подписано соглашение о создании акционерного общества Lockheed-Khrunichev International компаниями Lockheed и Машиностроительным заводом им. М. Хруничева. Цель нового АО — продвижение услуг на мировом рынке по запускам коммерческих спутников ракеты-носителя «Протон». А 15 апреля 1993 г. было официально зарегистрировано уже совместное предприятие Lockheed-Khrunichev-Energya International (LKEI).

7 июня 1993 г. произошло то, что логически должно было произойти — указом Президента РФ образован Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. M. Хруничева. В него вошли КБ «Салют» и Машиностроительный.завод имени М. Хруничева.

В июне 1995 г. после объединения американских компаний Lockheed и Martin, преемником СП LKEI стало новое совместное предприятие International Launch Services (ILS).

На сегодняшний день у крупнейшего российского предприятия космического профиля большое количество реальных и потенциальных контрактов на запуски коммерческих нагрузок на своей ракете-носителе «Протон», контракт на изготовление функционального грузового блока (ФГБ) для станции «Альфа». Также ГКНПЦ является основным изготовителем российского сегмента Международной космической станции «Альфа».

Часть территории космического центра Хруничева на Новозаводской улице готовятся отдать под жилую застройку, чтобы помочь предприятию, испытывающему финансовые трудности.

На согласование документов, проектирование и снос старых зданий потребуется время до 2025 года и там появится более 2-х миллионов квадратных метров жилья и другой недвижимости.

Кроме того, рассматривается возможность продажи ДК имени Горбунова, находящегося на балансе центра Хруничева.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476994565/

• Федеральная таможенная служба с Центральной базовой таможней и главным научно-информационным вычислительным центром (№ 11/5 с многочисленными строениями; с 1994 года). В августе 1956 года Горьковское суворовское военное училище, возглавляемое Героем Советского Союза полковником Г. Муслановым, было переведено из г.Горький в Москву, в историческое место Фили и разместилось на территории бывшей разведывательной школы на улице Новозаводской, 11/5. Училище переименовано в Московское СВУ. 

В октябре 1991 года Московское суворовское было передислоцировано в Бабушкинский район (Извилистый проезд, дом 11), где ранее располагалась школа подготовки младших специалистов строительных войск Министерства Обороны СССР.

• Комбинат питания «Космос» (№ 12/11 с несколькими строениями). Комбинат питания основан в апреле 1932 г. Принадлежность ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. 

Ранее – Фабрика-кухня № 7. 

На первом этаже – кулинария, на третьем – столовая. Кроме того, с другого входа – пивной ресторан. Днем – бизнес-ланч.

• Заброшенный Московский техникум космического машиностроения (№ 14). 

Бывший детский сад «Сказка». 

Раньше он был не в здании бывшего детского сада, а на месте теперешней автостоянки, между центральной табельной и центральной проходной. Здание было 4-х этажное. А называлось учреждение сначала Московским Авиационно-строительным техникумом, а потом Московским техникумом Космического Машиностроения.

• Школа № 737 (№ 19). С углублённым изучением физики и математики. 

Школа сотрудничает с МГАТУ, МАИ, ВЗФЭИ.

• Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом» (№ 19а). 

До 2013 года – коррекционная школа-интернат № 8 для детей-сирот.

• Бизнес-отель «Протон» 4* (№ 22). 

Принадлежит ГКНПЦ им. М. Хруничева.

• Стадион «Фили» (№ 27). 

Принадлежит ГКНПЦ им. М. Хруничева.

• Дворец культуры им. С. Горбунова (№ 27-27а). 

Был построен в 1938 г. при Авиационном заводе № 22 (ныне ГКНПЦ им. М. Хруничева). 

Дворец культуры носит имя директора этого завода Сергея Горбунова.

Это одно из первых клубных зданий Москвы. Проект принадлежит известному архитектору, в большей степени занимавшемуся проектами зданий культурно-массового значения, Якову Корнфельду. Данный памятник архитектуры построен в традициях конструктивизма и состоит из двух блоков - большого зала на 1500 мест и клубной части с залом на 200 мест, библиотекой и музеем истории ГКНПЦ им. Хруничева. Кстати, с высоты птичьего полета видно, что форма ДК напоминает крыло самолета.

Дворец культуры до сих пор успешно функционирует и, несмотря на то, что большой зал по количеству мест предусмотрен на полторы тысячи, в нём может разместиться более двух тысяч человек. Пожалуй, главная особенность, отличающая знаменитую «Горбушку» от других концертных площадок – это то, что ДК стало своеобразным альма-матер рок-исполнителей и их поклонников.

Традиция проведения в ДК Горбунова концертов особого формата зародилась в кон. 1970-х гг., когда в этом зале зазвучала авторская песня каэспэшников. Именно они первыми называли ДК им. С. Горбунова – «Горбушкой». Позже, во Дворце культуры стали выступать представители рок-музыки. На этой сцене давали концерты «Машина времени», «ЧайФ», «Вопли Видоплясова», «Наутилус Помпилиус», «Чиж и К», «Алиса», «Мегаполис» и многие другие отечественные и зарубежные исполнители.

Дворец культуры имени Горбунова (ДК Горбунова, «Горбушка») – концертный зал, с 1938 года, 3 этажа; назван в честь директора московского авиационного завода Сергея Горбунова.

Построен в 1929—38 гг. в духе конструктивизма (архитектор Я. Корнфельд). 

Одно из первых крупных клубных зданий в Москве; включает мощный и высокий объём зрительного зала с двумя ярусами балконов и связанную с ним мостиками-переходами на уровне второго и третьего этажей клубную часть, более низкую и как бы соединяющую своими распластанными крыльями монументальный и чётко организованный массив постройки с пейзажной средой. В строгих формах фасада глухие поверхности стен сопоставлены с большой остеклённой плоскостью витража второго и третьего этажей.

В 1980-х годах был известной площадкой выступления авторов клуба самодеятельной песни, потом здесь стали выступать рок-музыканты. ДК считался главной рок-площадкой Москвы на протяжении двадцати лет. 

В 1990-х годах в парке у ДК существовал рынок пиратской аудио- и видеопродукции, известный как «Горбушка». 

В 2000 году рынок был закрыт и переехал в соседние помещения завода «Рубин». 

В 2012 году в здании ДК открылся первый в России театр мюзикла.


Дворец культуры Киевского района был первым крупным районным дворцом культуры, сменившим относительно небольшие рабочие клубы, характерные для Москвы 1920-х.
Построенный в 1929–38 годах по проекту Я. Корнфельда, ДК расположен на окраине парка и главным фасадом ориентирован на проходные авиазавода.
Комплекс строился почти десять лет и имеет признаки как раннего модернизма, так и ар-деко. Распластанный свободный фукционалисткий план сочетается с интерьерами в обтекаемом стиле: скругленным объемом кассового зала, круглыми светильниками и подобными деталями.
Клубное крыло расположено слева от театрально-зрелищной части, коридор связывает несколько его объемов, самый крупный из которых – спортзал, примыкающий с задней стороны. Театральный зал занимает трапециевидный в плане разновысотный объём с эффектным полуциркульным планом задней части: это дань как модным корбюзианским параболическим планам, так и идее радиального расположения артистических уборных вокруг трюма сцены.
Вынесенный по оси главного фасада зрелищной части скругленный объем подъезда скрывает кассовый зал и выглядит своеобразным барбиканом и одновременно трибуной перед площадью. Объем малого зала на 200 мест также вынесен вперед.
Главные выразительные средства, использованные архитектором, выстроены на контрастных сочетаниях симметричной и асимметричной частей комплекса, глухих и остекленных плоскостей, скругленных и угловатых форм.
Сам архитектор писал о достаточно лаконичном внешнем убранстве клубов этого времени: «Все они построены на принципах функциональной логики, их внешний вид характерен лишь постольку, поскольку передаёт сложное внутреннее строение клубов».
Названный в честь погибшего в авиакатастрофе директора авиазавода ДК в поздне- и постсоветское время стал главной площадкой для рок-музыкантов со всей страны.
• Спортивный комплекс «Фили» (№ 27а, сттр. 1).

• Поисково-спасательная станция «Фили» (№ 35). 

• Причал ГКНПЦ им. М. Хруничева. 

Построен в 1953-54 годах из железобетона. На нем с заводского аэродрома грузили на баржи самолеты М-4. 

Напротив него в заборе завода – широкие "самолётные" ворота.

Заводской аэродром ввели в строй в 1929 году. Производственные корпуса располагались тогда ближе к нынешней Новозаводской улице. Москва-река делает тут гигантскую петлю и Новозаводская словно «отрезала» верхушку этой самой петли в пользу завода № 22. Взлетно-посадочная полоса в силу «речных ограничений» была не очень длинной – примерно 1 800 метров – и шла практически параллельно Новозаводской. Взлетали оттуда всегда одним курсом – 267, практически строго на Запад, поскольку с другой стороны начиналась Москва.

Аэродром в Филёвской пойме для мясищевских гигантов был мал. Поэтому для доводки и конструкторского сопровождения новых самолетов ОКБ-23 организовало свой филиал на территории аэродрома ЛИИ «Раменское».

Первые два опытных экземпляра М-4 отправляли на аэродром «Раменское» по воде и по суше. Для этого на берегу Москва-реки соорудили специальный причал и сладили огромную баржу, на ней и сплавляли самые крупные отсеки самолетов. Посуху перевозили по ночам фрагменты помельче, но и для этого пришлось срыть часть Поклонной горы, чтобы «транспортный поезд» смог вписаться в повороты.

Старший заводской лётчик Борис Галицкий (впоследствии – летчик-испытатель СССР) предложил перегонять только что собранные самолеты в Жуковский по воздуху. Оказалось, что если чуть удлинить до берега Москвы-реки взлётно-посадочную полосу, снять с самолета агрегаты и механизмы, не влияющие на исход полета, и залить в него керосин на 15 минут полёта с учётом ухода на второй круг, то 90-тонный бомбардировщик взлетит.

Так оно и случилось 16 декабря 1954 года, когда экипаж Галицкого перегнал третий опытный М-4 в Жуковский. Так потом и поступали, пока строились крылатые гиганты. А баржа пригодилась полвека спустя, когда, например, 1 сентября 2000 года передвигали к Киевскому вокзалу Краснолужский мост.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 4 этажа (1920-е – 1930-е годы постройки); 5, 8 и 9 этажей (1950-е – 1970-е годы постройки); 9–16 этажей (2000-е годы постройки); 6–8 этажей (№ 8/8; 2010 год постройки – жилой комплекс «Гусарская баллада»).

8 этажей (№ 2). 1955 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, магазин туристического снаряжения «Тургалантерея» и пр.

5 этажей (№ 2, к. 1). 1959 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – магазин «Смешные цены» и аптека.

5 этажей (№ 2, кк. 2 и 3). 1952 год постройки. Кирпичные.

5 этажей (№ 2, к. 4). 1959 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – фотоателье.

5 этажей (№ 2, кк. 5, 6-7). 1961 год постройки. Кирпичные.

5 этажей (№ 2, к. 8). 1959 год постройки. Кирпичный.

9 этажей (№ 2, к. 8а). 1977 год постройки. Кирпичный.

9 этажей (№ 2, к. 9). 1967 год постройки. Блочный.

6–8 этажей (№ 8; 2010 год постройки – жилой комплекс «Гусарская баллада»).

9–16 этажей (№ 8, к. 3). 2003 год постройки. Панельный.

16 этажей (№ 8, к. 4). 2003 год постройки. Панельный.

4 этажа (№ 8/8, к. 5). 1929 год постройки. Шлакоблочный. Конструктивизм.

4 этажа (№ 8/8, к. 6). 1930 год постройки. Шлакоблочный. Конструктивизм.

4 этажа (№ 13). 1932 год постройки. Шлакобетонный. Конструктивизм. В этот дом во время войны попала авиабомба, не взорвалась, но прошила дом насквозь до подвала. Дом теперь в этом месте скреплён металлическими конструкциями.

5 этажей (№ 15, к. 1). 1958 год постройки. Кирпичный.

4 этажа (№ 15, к. 2). 1931 год постройки. Шлакоблочный. Конструктивизм.

4 этажа (№ 17, к. 1). 1932 год постройки. Шлакоблочный. Конструктивизм. Построен для сотрудников авиационного завода им. 10-летия Октября

На фасаде, обращённом в сторону Новозаводской улицы, при ближайшем рассмотрении можно увидеть следы монументального панно во всю высоту стены в виде вертикального строя самолётов и прочих деталей. Панно выполнено по цементной штукатурке в технике сграффито и, возможно, имело дополнительную покраску отдельных деталей.

Фриз в верхней части фасада имеет надпись, разбитую на три строки: «У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь», и имя автора цитаты, подписанное в правом нижнем углу небольшими курсивными буквами. Это фраза из известной речи, произнесённой И. Сталиным 7 января 1933 года на объединённом пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б). По сторонам от надписи изображены две группы из четырёх пионеров, держащих в руках модели самолётов. В нижней части фриза проходят две горизонтальных декоративных ленты.

Основная часть панно имеет форму арки, внутри которой летят тяжёлые бомбардировщики ТБ-3, прорисованные условно, но с большим знанием предмета. Эти самолёты (также известные как АНТ-6) выпускались заводом имени 10-летия октября с 1932 года. Ант-6 использовался как грузовой и десантный самолёт, но преимущественно – как ночной бомбардировщик с высокой точностью бомбометания. Применялся в боях на Халхин-Голе, в советско-финской и Великой Отечественной войне.

Изображения самолётов имеют четыре двигателя с вращающимися пропеллерами и звёзды на крыльях. Читаются три разновеликих машины, летящих справа налево и один (внизу), смотрящий в противоположную сторону. Композиционно в правой части остаётся место для ещё одного небольшого объекта, что требует уточнения при натурных исследованиях. В центре условной арки помещено изображение ещё одного самолёта «анфас», по сторонам от него, над дугами арки, изображены развевающиеся знамёна.

В нижней части панно изображены колонны трудящихся, которые читаются лишь частично. Слева видна фигура, стоящая на одном колене, справа – брутальные мужчины в кепках и, кажется, касках, стоящие в два ряда со знаменами в руках.

5 этажей (№ 17, к. 2). 1956 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 21). 1956 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 23/8, к. 1). 1955 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты.

5 этажей (№ 23/8, к. 2). 1955 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 25/11, к. 1). 1956 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – МФЦ района Филевский парк.

5 этажей (№ 25/11, кк. 2–4, 7 и 8). 1957 год постройки. Кирпичные.

5 этажей (№ 25/11, к. 5). 1955 год постройки. Кирпичный.


5 этажей (№ 25/11, к. 6). 1956 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Магнолия», книги.

Достопримечательности:

Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (№ 6).

Дворец культуры имени Горбунова (ДК Горбунова, «Горбушка»).

Перспективы развития:


Дома №№ 8/8, кк. 5 и 6; 13, 15, кк. 1 и 2 и 17, к. 1 будут снесены в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.

Власти планируют строительство моста из района Хорошево-Мневники в створ Новозаводской улицы и ее расширение до шестиполосного шоссе. Это нужно для организации транзитного движения с Северо-Западной Хорды от еще не существующего Парламентского центра к ММДЦ «Москва – Сити». У этого плана есть и противники, считающие, что расширение Новозаводской не решит транспортных проблем в районе, скорее усугубит их – т.к. предлагаемый проект планировки пустит через район колоссальный поток транзитного транспорта, но не разгрузит пойму, выезд на которую предлагается через тот же Береговой проезд. Кроме того, узкая Новозаводская улица проходит между территорией завода им. Хруничева с одной стороны, и парком «Фили» и жилым массивом с другой. Расширить ее можно только за счет частичной вырубки парка «Фили» (ширина шоссе в точке приземления моста – 8 полос) и зеленой зоны вокруг домов. Кроме того, постоянный шум (порядка 70 дБ – как от ТТК) от транзитного транспорта и выхлопные газы нанесут невосполнимый ущерб парку, который является особо охраняемо природной территорией, и в котором в период гнездования птиц запрещены любые строительные работы. Под топор пойдут вековые дубы и липы, не будет больше весенних первоцветов, исчезнут животные и птицы особо охраняемых видов, населяющие Филевский лес и Мневниковскую пойму. Был проведен митинг и принята резолюция проиив планов властей, создан сайт «Спасифили».

Проезд:

От метро «Фили» на автобусах №№ 116, 653 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 31.5.2019


Андрей Плюснин

1 комментарий:

  1. История города и его улиц.Это важно. Проблема то, что историю сносят.не будет истории. А жаль.

    ОтветитьУдалить