среда, 26 октября 2016 г.

Рождественский бульвар

Расположение:

Бульвар проходит по Мещанскому району (ЦАО) от Трубной площади до площади Сретенские Ворота. 

Часть Бульварного кольца. 

Рядом – метро «Трубная».

Описание:

Бульвар с двумя проезжими частями с односторонним движением автотранспорта (по 2 полосы в каждом направлении), разделенные широким бульваром с плиточными пешеходными дорожками, скамейками, деревьями, кустарниками и газонами, фонарями и оградой). Тротуар – с одной стороны. Озеленение среднее. Длина – около 600 метров.

История:

Возник в 1820-х гг., после сноса стены Белого города. 

В 17 в. здесь к стене Белого города спускались огороды Рождественского и Сретенского монастырей, а также находились монастырские слободы. 

В конце 17 в. в районе Рождественского бульвара была местность Печатники. 

В 1695 г. на углу Рождественского бульвара и улицы Сретенки построена церковь Успения в Печатниках (д. 27/3). 

В 18 в. в районе Рождественского бульвара появились частновладельческие дворы, главным образом небогатые, хотя на углу с Малым Кисельным переулком имелось владение (12) княгини А. Голицыной, затем — А. Фонвизина (конец 18 — начало 19 вв., перестройка — 1869 г., архитектор А. Стратилатов). 

В 1821 г. в этом доме состоялся съезд «Союза благоденствия», членами которого были М. Фонвизин и И. Фонвизин; с 1869 г. домом владел К. фон Мекк. 

На рубеже 18 и 19 вв. появились д. 6 (перестройка — 1830-е гг.) и д. 16 (усадьба А. Карамышевой, перестройка — 1852; доска из чёрного гранита с бронзовым барельефным портретом установлена в 1958 г. в связи с проживанием в доме поэта Демьяна Бедного; скульптор Д. Стреляев). 

В первой четверти 19 в. построены д. 13 (два одинаковых корпуса — дома П. Логофета; вторые этажи копируют в камне первоначальные деревянные) и д. 14 К. Яниша (перестроен в 1870-х гг., архитектор Стратилатов), где у К. Яниш-Павловой и её мужа беллетриста Н. Павлова бывали М. Лермонтов, Н. Гоголь, А. Фет, А. Герцен, К. Аксаков, Ф. Лист и др. 

Также к первой четверти 19 в. относится постройка гостиницы в конце бульвара (перестройка — 1892, архитектор П. Ушаков). 

Однако даже в середине 19 в. большинство домов по Рождественскому бульвару были деревянными. 

Немногочисленная каменная застройка этого времени сохраняла тот же масштаб (д. 4 — лечебница, 1845, пристройка — 1888). 

В конце 19 — начале 20 вв. традицию малоэтажного и особнякового строительства продолжили д. 11 (1873, архитектор Л. Чижиков), д. 20 (1879, архитектор П.С. Кампиони), д. 21 (особняк банкира Джамгарова, 1913), д. 25. 

Однако в это же время нечётная сторона активно застраивалась комфортабельными доходными домами, преимущественно повышенной этажности (д. 9 — 1909, архитектор Г. Гельрих; д. 15 — 1890-е гг., архитектор К. Буссе; д. 17 — 1904, архитектор П. Заруцкий; д. 19 — 1913, архитектор Д. Челищев). 

На углу с Неглинной улицей — д. 2, построенный в 1865 г. архитектором П. Зыковым, на углу с Большой Лубянкой — д. 22 (1896, архитектор М. Арсеньев). 

В 1934 г. построен д. 5—7 (архитекторы Л. Чериковер, Н. Арбузников).


Бульвар назван в 19 веке по Рождественскому женскому монастырю, основанному в 1386 году княгиней Марией, матерью серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго — героя Куликовской битвы, которая произошла в день праздника Рождества Богородицы, и улице Рождественка.

После сноса стен Белого города (1760), несмотря на приказ Екатерины II обустроить бульвары, место нынешнего бульвара было застроено лавками.

В пожар 1812 года внутренняя сторона бульвара уцелела, а внешняя была уничтожена вместе с лавками. Тогда в 1820-е годы был устроен зеленый бульвар.

В конце XVI века в Москве был сооружён третий оборонительный пояс (помимо кремлёвских и китайгородских стен) – стены Белого города. Работы велись по проекту знаменитого русского зодчего Фёдора Коня.
За два столетия крепостные стены обветшали и стали разрушаться, предприимчивые москвичи потихонечку растаскивали их на стройматериалы. В 1764 году последовал указ Екатерины II о разборе стен Белого города. А несколько лет спустя было принято решение на месте снесённых белгородских стен разбить бульвары.
Эти бульвары сгорели в пожаре 1812 года. И были устроены заново уже в 1820-е годы.
Бульвар, расположенный между Трубной площадью и Сретенскими воротами получил название Рождественский по женскому Богородице-Рождественскому монастырю (Рождественка, влад. 20), расположенному на углу бульвара и улицы Рождественка.
Знаменитая картина «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») В. Г. Перова написана как раз на Рождественском бульваре. Фоном для неё служат стена и угловая башня Рождественского монастыря.
Подле Рождественского бульвара расположена ещё одна древняя московская обитель - Сретенский монастырь (Ул. Большая Лубянка, д. 19).
Но, несмотря на наличие здесь монастырей, близость к злачной Грачёвке (нынешняя Трубная улица) накладывала своеобразный отпечаток на всю окружающую местность. Вот как описывает Рождественский бульвар второй половины XIX века известный писатель Н. Д. Телешов: «Как один из московских контрастов, тут же, на горке, за каменной оградой, расположился большой женский монастырь с окнами из келий на бульвар, кишевший по вечерам вёселыми девами разных категорий - и в нарядных, крикливых шляпках с перьями и в скромных платочках.
А рядом с монастырем, стена в стену, стоял дом с гостиницей для тех же встреч и свиданий, что и в «Эрмитаже». Благодаря ближайшему соседству гостиницу эту в шутку называли «Святые номера».
…К вечеру [Трубная] площадь начинала пустеть… а по бульвару начинали разгуливать нарядные «барышни» в шляпках с перьями и вызывающе взглядывать на встречных мужчин... «Святые номера» постепенно наполнялись своей публикой, а в соседнем девичьем монастыре начинали гудеть колокола, призывая благочестивых ко всенощной».
Впрочем, в начале ХХ века все дома терпимости в Сретенской части были закрыты и «моральный облик» бульвара изменился в лучшую сторону.
В торце бульвара, возле Сретенских ворот, расположена одна из сохранившихся «стасовских» гостиниц, возведённая в самом начале XIX столетия в соответствии с указом императора Павла I. В последующем здание, построенное по проекту архитектора В. П. Стасова, неоднократно перестраивалось, но всё же уцелело.
В самом начале Рождественского бульвара ещё в 1990-е годы началось строительство «культурно-развлекательного центра», прозванного в народе «навозным жуком». В настоящее время площадь уже возведённого, но недостроенного здания составляет 3388 кв. м вместо предполагаемых изначально 590 кв. м. И это происходит на Рождественском бульваре, являющимся частью объекта культурного наследия, памятника садово-паркового искусства «Бульварное кольцо», где в соответствии с Законом г. Москвы «О памятниках истории и культуры» запрещено капитальное строительство.
В 2012 году на аллее бульвара напротив дома № 12 был установлен памятник - поклонный крест преподобной Евфросинии (в миру великой княгини Московской Евдокии Дмитриевны).


Это, кстати, не первый монумент Рождественского бульвара. В далёком 1918 году в самом начале бульвара у Трубной площади был установлен памятник Т. Шевченко работы скульптора С. М. Волнухина. Но простоял он, к сожалению, очень недолго. Через два года было принято решение заменить постамент. Памятник временно перевезли в мастерскую скульптора, но тот вскоре умер. И дальнейшая судьба монумента неизвестна. 

Бывшее доходное владение (двухэтажный дом) Сретенского монастыря (№ 18, стр. 2) начала 20 века было сначала заброшено, а потом снесено в конце июля - начале августа 2016 года.

В 2017 году был реконструирован по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Федеральное агентство по рыболовству (№ 12; бывшая городская усадьба А. Фонвизина; конец 18 века; здесь жили декабристы братья Фонвизины, родственники знаменитого русского писателя; в 1821 году собиралось тайное декабристское общество «Союз благоденствия»; в 1869 году владелицей дома стала Надежда фон Мекк, жена крупного железнодорожного предпринимателя; в 1881 году дом купил знаменитый московский чаеторговец Губкин). «Видный государственный деятель, Герой Социалистического труда, министр рыбного хозяйства СССР Ишков Александр Акимович работал в этом здании с 1962 по 1979 годы».
Н.А. Некрасов свою балладу «Секрет» начинает с описания одного московского особняка:

«В счастливой Москве, на Неглинной,

Со львами, с решеткой кругом,

Стоит одиноко старинный,

Гербами украшенный дом».

Ему вторит В.А. Гиляровский: «На углу Малого Кисельного переулка и Рождественского бульвара вагон конки останавливается против роскошного особняка, с подъезда которого на пассажиров империала грозно смотрят два льва, охраняющие дорогие резные двери, отделанные бронзой».

Львов искать бессмысленно, их не стало еще лет восемьдесят назад, а дом и сейчас стоит на левом крутом берегу давно спрятанной в подземный коллектор реки Неглинки – дом № 12 по Рождественскому бульвару.

В конце XVIII в. эта усадьба принадлежала княгине А.М. Голицыной. От нее владение перешло к Александру Ивановичу Фонвизину – отцу двух декабристов, Михаила и Ивана. Здесь собирались члены Союза благоденствия, и здесь же в 1821 г. было принято решение о его роспуске с целью создания нового тайного общества. Отсюда в 1828 г. уезжала в Сибирь, в Читу, к своему мужу, генералу Михаилу Александровичу Фонвизину, осужденному на каторгу, Наталия Дмитриевна Фонвизина (урожденная Апухтина). Именно ее считают основным прототипом пушкинской Татьяны из «Евгения Онегина». Она и сама была в этом уверена.

В 1830 г. владельцем особняка стал купец 1-й гильдии К.М. Губин. При нем дом частично перестраивался.

В 1869 г. усадьбу приобрела баронесса фон Мекк – вдова «железнодорожного магната» Карла фон Мекка. Надежда Филаретовна любила музыку и хорошо в ней разбиралась. Именно она одной из первых разглядела в Чайковском гениального композитора. История их отношений удивительна. Они не были лично знакомы, но тринадцать лет находились в переписке. Все эти годы фон Мекк оказывала Петру Ильичу существенную материальную помощь, по сути, оградив его от житейских забот и позволив полностью отдаться творчеству. По ее приглашению композитор останавливался вместе с братом Модестом в доме на Рождественском бульваре. Правда, в отсутствие хозяйки.

Фон Мекк несколько раз перестраивала особняк. Главный дом был объединен с боковыми флигелями, фасад получил эклектический декор. Работы велись по проектам архитекторов А.Н. Стратилатова, В.А. Гамбурцева, П.П. Скоморошенко.

В 1881 г. Н. Ф. фон Мекк продала дом чаеторговцу А.С. Губкину. Но через два года Алексея Семеновича не стало. С его смертью связано трагическое происшествие, о котором писали и Л.Н. Толстой, и В.А. Гиляровский. По Москве разнесся слух, что на помин души Губкина будут раздавать щедрую милостыню. Тысячи нищих устремились на Рождественский бульвар. Все закончилось страшной давкой, десятками погибших и пострадавших.

Наследники Губкина продали усадьбу Дворянскому земельному банку, который владел им до 1917 г.


В конце 18 века эта усадьба принадлежала княгине А. Голицыной. 

От нее владение перешло к Александру Фонвизину – отцу двух декабристов, Михаила и Ивана, родственников знаменитого писателя. Здесь собирались члены Союза благоденствия, и здесь же в 1821 году было принято решение о его роспуске с целью создания нового тайного общества. Отсюда в 1828 году уезжала в Сибирь, в Читу, к своему мужу, генералу Михаилу Фонвизину, осужденному на каторгу, Наталия Фонвизина (урожденная Апухтина). Именно ее считают основным прототипом пушкинской Татьяны из «Евгения Онегина». Она и сама была в этом уверена. 

В 1830 году владельцем особняка стал купец К. Губин. При нем дом частично перестраивался.

В 1869 году усадьбу приобрела баронесса фон Мекк – вдова «железнодорожного магната» Карла фон Мекка. Надежда любила музыку и хорошо в ней разбиралась. Именно она одной из первых разглядела в Чайковском гениального композитора. История их отношений удивительна. Они не были лично знакомы, но тринадцать лет находились в переписке. Все эти годы фон Мекк оказывала Петру Ильичу существенную материальную помощь, по сути, оградив его от житейских забот и позволив полностью отдаться творчеству. По ее приглашению композитор останавливался вместе с братом Модестом в доме на Рождественском бульваре. Правда, в отсутствие хозяйки.

Фон Мекк несколько раз перестраивала особняк. Главный дом был объединен с боковыми флигелями, фасад получил эклектический декор. Работы велись по проектам архитекторов А. Стратилатова, В. Гамбурцева, П. Скоморошенко.

В 1881 году Н. Ф. фон Мекк продала дом чаеторговцу А. Губкину. Знаменитый кунгурский чаеторговец Губкин в Москву переехал буквально перед своей смертью, ведя свои дела из Кунгура, под Пермью. Но через два года Алексея не стало. С его смертью связано трагическое происшествие, о котором писали и Л. Толстой, и В. Гиляровский. По Москве разнесся слух, что на помин души Губкина будут раздавать щедрую милостыню. Тысячи нищих устремились на Рождественский бульвар. Все закончилось страшной давкой, десятками погибших и пострадавших.

Наследники Губкина продали усадьбу Дворянскому земельному банку, который владел им до 1917 года.

Росрыболовство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу России.

Напротив дома – поклонный крест памяти преподобной Евфросинии, великой княгини Евдокии Московской.
Евдокия Дмитриевна была известна своей благотворительностью.
Скульптор: А. С. Чаркин; Архитектор: В. И. Новосадюк.
Год установки: 2012
Евдокия Дмитриевна (1353—1407, в монашестве — преподобная Евфросиния Московская) — дочь великого князя суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича. Известна своей благотворительностью. На фоне креста изображена женская фигура в иноческом одеянии, правая рука в благословляющем жесте, в левой руке модель собора.
• Бывшая усадьба М. Лагофита (№ 13; 1-я половина 19 века). 

Перестроена в 1980-е гг.

• Бывший особняк графини Е. Ростопчиной – Э. Маттерна (№ 14; 19 век, в 1840-е годах домом владел Н. Павлов, устраивавший здесь знаменитые на всю Москву литературно-философские «павловские четверги», на которых бывали Н. Гоголь, Е. Баратынский, Я. Полонский, А. Фет, А. Хомяков, П. Чаадаев и др.).

В начале XIX века особняк принадлежал графине Е.П. Ростопчиной.

В 1840-х годах этот дом знала вся литературная Москва. Сюда на модные тогда «павловские четверги» приезжали Н.В. Гоголь и Е.А. Баратынский, Я.П. Полонский и А.А. Фет, А.И. Герцен и Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский и П.Я. Чаадаев, К.С. Аксаков и братья Киреевские, А.С. Хомяков и С.П. Шевырев. В этом доме перед отъездом в ссылку на Кавказ в 1840 г. состоялось прощание М.Ю. Лермонтова с московскими литераторами. «Он уехал грустный. Ночь была сырая. Мы простились на крыльце», – позже вспоминал Ю.Ф. Самарин.

Дом принадлежал модному в те годы литератору Николаю Филипповичу Павлову. Поэтому литературный салон, устроенный здесь, и называли «павловским». Но подлинной хозяйкой и особняка, и салона была его супруга Каролина Карловна (урожденная Яниш).

Каролина, дочь профессора Карла Ивановича Яниша, получила прекрасное домашнее воспитание, знала несколько иностранных языков и слыла в Москве девицей, «одаренной самыми разнообразными и самыми необыкновенными талантами». В восемнадцатилетнем возрасте она познакомилась со знаменитым польским поэтом Адамом Мицкевичем, который был выслан с родины в Москву за участие в создании и деятельности патриотических молодежных кружков, направленных против самодержавия. Между молодыми людьми вспыхнула любовь, они собирались пожениться. Но родные Каролины были настроены категорически против брака с политически неблагонадежным поэтом, не имевшим к тому же ни капитала, ни даже постоянного заработка. Через некоторое время Мицкевич покинул Москву. Каролина страдала. Она начала заниматься литературной деятельностью. Сперва переводы, получившие, кстати, одобрение Гете. Несколько позже она стала писать собственные стихи, активно сотрудничала со многими журналами и альманахами.

В 1836 г. Каролину, изрядно засидевшуюся в девицах, но ставшую к тому времени богатой невестой благодаря крупному наследству, оставленному дядюшкой, выдали замуж за Павлова. Отчаянный игрок, Николай Филиппович за пятнадцать лет спустил все приданое жены. В 1852 г. супруги разошлись. А через несколько лет Каролина покинула Россию. Пожив во многих европейских городах, она окончательно поселилась в Саксонии, в Дрездене. Там в 1893 г. она и скончалась. Второе рождение Каролины Павловой (Яниш) как поэтессы состоялось благодаря Валерию Брюсову, издавшему в 1915 г. собрание ее сочинений.

Дом же на Рождественском бульваре приобрел Э.Ф. Маттерн. Позже им владели его сыновья Евгений, Эдуард и Эмилий. В 1870 г. здание перестраивалось по проекту архитектора А.Н. Стратилатова. Тогда оно и получило богатую лепную отделку фасадов в виде гирлянд, венков, картушей, стилизованных под мотивы рококо. На фигурном аттике появилась монограмма владельцев.

Последним дореволюционным владельцем особняка было Московское общество кредита под заклад движимости.

• Бывшая городская усадьба А. Карамышевой — доходное владение К. Ценкер (№ 16, стр. 1, конец 18 – 19 века). В этом доме в 1933-43 гг. жил писатель Демьян Бедный (мемориальная доска).

Дом включён в перечень объектов культурного наследия «Городская усадьба А. Карамышевой – Доходное владение К. Ценкер, конец 18 – 2-я половина 19 вв., архитектор Б. Фрейнденберг: главный дом, 1787—1793 гг., 1852 г., 1883 г., архитектор Б. Фрейнденберг; жилой флигель, 1787—1793 гг., 1852 г.». 

• Бывший особняк банкира И. Джамгарова (№ 21). 

Дом был построен в 1913 г. по проекту архитектора Н. Лазарева в стиле строений 19 в. в качестве городского особняка. 

В 1921-22 гг. здесь находился Городской райком РКСМ. 

В 1990-е годы тут также находился детский клуб "Компьютер". 

В 2006 г. снесён и заменён новоделом.

• Бывший дом причта храма Успения Богородицы в Печатниках (№ 25). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Жилые дома:

7 этажей (№ 5-7; 1934 год постройки; бывший дом работников НКВД). Конструктивизм. На 1-м этаже – продуктовый м-н.

5 этажей (№ 9; начало 20 века, бывший доходный дом княжны Бебутовой). На 1-м этаже – офисы.
Доходный дом князей Бебутовых построен в 1908-1909 годах архитектором Густавом Августовичем Гельрихом в стиле модерн. Это одна из лучших работ знаменитого зодчего.
Фасад пятиэтажного на высоком полуподвале здания с тремя эркерами венчается волнообразным карнизом-козырьком, гармонирующим с плоскими поверхностями верхних этажей, отделанными декоративной плиткой. В верхней части центрального эркера фасад украшен лепными фигурами юноши и девушки с венками Славы в руках. Обращают на себя внимание изящные решетки протяженных балконов второго этажа.
Дом принадлежал статскому советнику Владимиру Григорьевичу и его супруге Розалии Борисовне Бебутовым. Совладельцами состояли также их дети Григорий, Борис, Нина, Тамара. Вся семья до 1919 года занималась помощью в реставрации монастырей и памятников архитектуры Закавказья.

В 1910-е годы в доме жил и проводил встречи теософов Георгий Иванович Гурджиев, философ-мистик, композитор и путешественник, основатель «Института гармонического развития человека». Основная работа его жизни была посвящена саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни. Учение Гурджиева часто называют «Четвертый путь».

Гурджиев – двоюродный брат Сергея Дмитриевича Меркурова, известного советского скульптора-монументалиста. В этом же доме на Рождественском бульваре некоторое время располагалась и мастерская Меркурова.

До революции в ряде помещений здания находилось Генеральное консульство Франции.

После 1917 года в доме были устроены коммунальные квартиры. Жилым он является и сейчас.

4 этажа (№ 10/7, стр. 1, конец 19 века, бывший особняк Г. Ушкова). Интерьеры спроектированы в 1897 г. архитектором Ф. Шехтелем. На 1-м этаже – Пивной ресторан «Мюнхен» и сервисный центр по ремонту бытовой техники.

Сейчас — дом с коммунальными квартирами. 

3 этажа (№ 11, конец 19 века). На 1-м этаже – офисы.

5 этажей (№ 15, конец 19 века, бывший доходный дом).

2 этажа (№ 16, стр. 2; 19 век).

5 этажей (№ 17, начало 20 века, бывший доходный дом Н. Силуанова). На 1-м этаже – стоматология.

6 этажей (№ 19, начало 20 века, бывший доходный дом К. Колесова). Интересна башенка на крыше. 

В этом здании одним из первых в Москве был пущен электрический пассажирский лифт. 

В 1920-х гг. здесь жила балерина Е. Гельцер. 

Здесь одно время жил С. Эйзенштейн, а теперь А. Гордон живет.

4 этажа (№ 20, конец 19 века, бывший доходный дом). Часть квартир перепрофилирована в офисы. Есть также итальянский ресторан «Роберто».

4 этажа (№ 21, стр. 2; начало 20 века). На 1-м этаже – медцентр.

4 этажа (№ 22/23, конец 19 века, бывший доходный дом Е. Мелас — С. Малюшина). На 1-м этаже – DJ-кафе «Архандарик» и продуктовый м-н.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Здания 18 — начала 20 веков.

Зона отдыха:

Сквер.

Проезд:

От метро «Трубная» пешком через Трубную площадь. Общественный транспорт по бульвару не проезжает.


Видео:




Состояние на 12.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий