вторник, 25 октября 2016 г.

Пушкинская площадь

Расположение:

Площадь находится в Тверском районе (ЦАО) между Тверской улицей, Тверским бульваром (Бульварное кольцо), Большой Бронной улицей, улицей Малая Дмитровка и Страстным бульваром. 

Рядом – метро «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская».

История:

Ограничена Тверской улицей, продолжением Страстного бульвара и Большого Путинковского переулка и Малым Путинковским переулком, в центре Москвы; имеет чёткую прямоугольную форму. 

После строительства стены Белого города на этом месте образовался проезд с улицы Большая Дмитровка к Тверским воротам. 

В 1646 близ ворот построена церковь Страстной Богоматери, в 1654 при ней основан монастырь. 

Между Тверской улицей и монастырём располагались кузницы и харчевые лавки, перенесённые отсюда в середине 18 в. 

На их месте образовалась площадка для торговли сеном, где был открыт кабак. 

Обширная площадь возникла в 1770-х гг., после сноса стены Белого города и башни Тверских ворот. 

На протяжении 18 в. здесь ставили триумфальные ворота для торжественного въезда монархов. 

В 1820-х гг. по юго-восточной части площади, под монастырской стеной, прошла аллея Страстного бульвара (поэтому нумерация чётной стороны Пушкинской площади до сих пор относится к бульвару). 

Здесь, как и по Тверской улице, селилась знать: в д. 6 — И. Бенкендорф (начало 19 в., надстроен в 1930-х гг.); в д. 7 — графиня Бобринская (1803, частично перестроен), позднее в доме находились типография В. Давыдова, Строгановская школа технического рисования, Московское общество любителей художеств (ныне комбинат «Известия»). 

Во второй половине 19 — начале 20 вв. район был захвачен доходным строительством: д. 2/16 (правая часть — 1880, архитектор А. Вебер, левая — 1863; надстроены в 1934 г., на фасаде в 1982 г. установлена мемориальная доска в память о проживании здесь актрисы Е. Турчаниновой, архитектор Г. Гаврилов); д. 4 (1899—1901, архитектор А. Мейснер); д. 8 (1880-е гг., архитектор Р. Клейн). 

В 1899 г. через площадь проложена линия трамвая. 

В 1925—27 гг. на месте д. 5 построено здание редакции газеты «Известия» (архитектор Г. Бархин при участии М. Бархина). 

В 1937 г. снесён Страстной монастырь, что увеличило втрое территорию площади. 

В 1949—50 гг. на ней разбит сквер с фонтанами (архитекторы А. Заславский, М. Минкус), перенесён с Тверского бульвара памятник Пушкину (1880, скульптор А. Опекушин, архитектор И. Богомолов). 

За сквером в 1961 г. построен кинотеатр «Россия» (архитекторы Ю. Шевердяев, Д. Солопов, Э. Гаджинская). 

Участок 1—3, где стоял дом М. Римской-Корсаковой (получил в московской традиции название «дом Фамусова», 18 в.), занял новый корпус редакции газеты «Известия» (1968—76, архитекторы Шевердяев, В. Кильпе, А. Маслов, В. Уткин). 

С конца 1980-х гг. сквер на Пушкинской площади стал местом проведения митингов и пикетов. 

В районе площади — станции метро «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская».

Площадь называлась площадью Тверских Ворот, или Тверские Ворота (по воротам в стене Белого города (конец 16 века), через которые проходила Тверская улица).

С конца 16 века на месте нынешней площади стояли Тверские ворота Белого города, через которые проходила дорога на Тверь (впоследствии также на Петербург). У ворот на земле, принадлежавшей будущему тестю царя Алексея Михайловича Илье Даниловичу Милославскому, в 1641 году была поставлена церковь в честь Страстной иконы Божией Матери, с 1654 года здесь действовал Страстной женский монастырь.
Ворота были снесены в 1720 году, так что на их месте образовалась небольшая площадь.

В 1770-е годы была разобрана стена Белого города, в 1784 году кузницы были переведены за Земляной вал, в 1794-м убраны находившиеся на площади лавки.

Вплоть до 1890 года на Страстной площади торговали сеном и дровами; здесь была стоянка извозчиков и актерская биржа.

До 1931 года — Страстная площадь (по расположению вблизи бывшего Страстного женского монастыря.

С 1918 года недолгое время называлась площадь Декабрьской Революции (в память о Декабрьском вооруженном восстании 1905 года в Москве).

Площадь названа в 1931 году в честь поэта А. Пушкина (1799–1837), т. к. здесь находится памятник Пушкину (1880).

О Пушкине см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_842.html.

Пушкинская – самая живая из городских площадей, истинное сердце Москвы. Расплывчатые габариты (скорее, пространство, чем площадь) Пушкинская приобрела недавно, лет 40 назад. В советские годы она превратилась, по сути, в проезжую часть Тверской магистрали в окружении двух скверов, визуально почти не связанных друг с другом. Конечный отрезок Тверского бульвара также слился с Новопушкинским сквером, утратив свою четкость и самостоятельность.
До середины XVII столетия никакой площади здесь не было, а был просто плацдарм перед воротами Белого города. В 1641 году на этом месте москвичи встречали чудотворную икону Страстной Богоматери, принесенную из Нижнего Новгорода. Через пять лет, в память об этом событии, под крепостной стеной был возведен стройный пятиглавый собор (именно собор, один из девяти, существовавших в Москве в то время), окруженный двухъярусной арочной галереей. В нем и пребывала Страстная икона, одна из почитаемых святынь Дома Романовых. 
Чуть позже, в 1654 году, при соборе возник монастырь. Это был очень живописный, необычный комплекс – монастырь с пятиглавым собором и надвратной церковью-колокольней (1692 г.), вплотную примыкающий к трехшатровой проездной башне Белого города. В ансамбль входила и построенная к 1652 году многоверхая церковь Рождества Богородицы в Путинках, стоящая чуть поодаль, но прекрасно просматривающаяся от городских ворот.
В 1720 году ворота снесли, а монастырь остался. В 1796 году появился Тверской бульвар, ориентированный точно на монастырскую колокольню. Западная сторона площади тогда же была застроена кварталом жилых двухэтажных зданий с целым рядом замкнутых внутренних дворов - один из немногих реализованных фрагментов екатерининского генплана регулярного переустройства города.
Другой угол бульвара и Тверской улицы оформила представительная ротонда церкви Дмитрия Солунского. Она возникла из древнего, тогда еще загородного, Киево-Печерского подворья. Трудно поверить, но под асфальтом обычной дворовой автостоянки, скрывается освидетельствованное археологами кладбище, где москвичи хоронили своих близких еще во времена князя Донского. Построенная, очевидно, в 1640-х, трехшатровая церковь была снесена в 1791 году и заменена ротондой - еще одно свидетельство постепенного превращения «проезда подле стены Белого города» в главный московский бульвар.
Современники рассказывали, что в начале XIX века у Дмитрия Солунского «съезд знатных богомольцев бывал иногда так велик, что кареты стояли вдоль всего бульвара». А вот колокольня при новой церкви осталась прежняя, самая необычная из шатровых колоколен не только Москвы, но и, пожалуй, всей России. В плане она была не квадратной, а прямоугольной формы – нечто среднее между колокольней и звонницей, характерной для более ранних времен.
К 1855 году архитектор М. Д. Быковский заменил старую монастырскую колокольню новой. Она была встроена в двухэтажный корпус, окончательно оформивший восточную сторону площади.
В 1875 году Страстной монастырь посетил Король Шведский и Норвежский Оскар П. Он любовался Москвой с высокой монастырской колокольни и впоследствии сказал: «Вид изумительный: почти все иностранцы желают видеть эту дивную панораму».
Последним штрихом в этом законченном, вполне состоявшемся архитектурном ансамбле стал памятник Пушкину, торжественно открытый в 1880-м году в устье Тверского бульвара. Его постановка была символичной: поэт как бы выходил со своего любимого бульвара и задумчиво склонял голову перед монастырскими куполами…
Но настали новые времена. В 1928 году поэт Владимир Маяковский выступил с предложением снести Страстной монастырь, указывая на явную неуместность соседства:
«Скушно Пушкину.
Чугунному ропщется.
Бульвар
хорош
пижонам холостым.
Пушкину
требуется
культурное общество,
А ему
подсунули
Страстной монастырь.
От Пушкина
до «Известий»
шагов двести.
Как раз
ему б
компания была,
но Пушкину
почти
не видать «Известий»,
мешают
писателю
чортовы купола».
Конструктивистское здание газеты «Известия», построенное в середине 1920-х архитектором Бахриным, стало первой ласточкой грядущей реконструкции площади, в 1931 году переименованной в Пушкинскую. Тогда же, в конце 1920-х, советские зодчие начали серьезно задумываться о переустройстве центральной площади, чей облик был слишком «старомосковским», никак неподходящим столице атеистического государства. Были варианты полного сноса всех строений, перепланировки, превращения бульваров в асфальтовую магистраль, строительства на углу улицы Горького двадцатиэтажной башни телеграфного агентства ТАСС. Но первым делом, конечно же, следовало избавиться от «чортовых куполов».
В начале 1934 года была снесена церковь Дмитрия Солунского. Постройки упраздненного в 1928 году монастыря были переданы Союзу безбожников СССР под размещение экспозиции Центрального атеистического музея.
В 1931 году Страстная площадь была переименована в Пушкинскую. А в 1937 году поставленный Маяковским вопрос «о куполах» был решен окончательно – трест «Мосразбор» полностью стер с лица земли монастырь, приурочив «трудовое достижение» к 100-летней годовщине гибели Пушкина.
Памятник поэту в 1950 году был перенесен на место бывшей надвратной церкви. В 1961 году за его спиной появилось здание всемирно известного кинотеатра «Россия». Классический квартал, на западной стороне площади, снесли в середине 1970-х. Еще одна непоправимая потеря тех лет: стоявший по левую руку от монастыря «дом Фамусова», в котором часто бывали Пушкин и Грибоедов. Это был трехэтажный особняк, построенный не позже середины XVIII века и принадлежавший известному роду Римских-Корсаковых, в их дочь Александру был влюблен Пушкин (а в ее сестру Екатерину - Александр Алябьев). Это о ней говорится в седьмой главе «Евгения Онегина»: «У ночи много звезд прелестных, красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве…» Ну, а «домом Фамусова» старинный особняк прозвали потому, что здесь жила Софья Александровна, двоюродная сестра Грибоедова, супруга одного из Римских-Корсаковых, прототип Софьи Фамусовой.


Мемориальный дом, стоявший всего в сотне метров от памятника Пушкину, был снесен в 1968 году несмотря на громкие протесты общественности. Ради строительства нового корпуса редакции «Известий».



В 1938 году был снесен Страстной монастырь.

В 1948 году памятник Пушкину был перенесен с другой стороны улицы на место монастыря по личному указанию Сталина.

В 1949-1950 годах на площади разбили сквер. В сталинскую эпоху 1 мая, 7 ноября и на Новый год на площади устраивались народные гулянья с базарами.

В эпоху Брежнева – место диссидентских демонстраций.

В эпоху «перестройки» площадь стала главным центром общественной жизни, и место митингов.

Пушкинская площадь – один из безусловных символов Москвы. Несмотря на то, что главной площадью столицы считается по праву знаменитая Красная, однако ее образ слишком официален, а Пушкинская – самая живая из городских площадей, истинное сердце Москвы.
Расплывчатые габариты (скорее, пространство, чем площадь) Пушкинская приобрела недавно, лет 40 назад. В советские годы она превратилась, по сути, в проезжую часть Тверской магистрали в окружении двух скверов, визуально почти не связанных друг с другом. Конечный отрезок Тверского бульвара также слился с Новопушкинским сквером, утратив свою четкость и самостоятельность.
До середины XVII столетия никакой площади здесь не было, а был просто плацдарм перед воротами Белого города. В 1641 году на этом месте москвичи встречали чудотворную икону Страстной Богоматери, принесенную из Нижнего Новгорода. Через пять лет, в память об этом событии, под крепостной стеной был возведен стройный пятиглавый собор (именно собор, один из девяти, существовавших в Москве в то время), окруженный двухъярусной арочной галереей. В нем и пребывала Страстная икона, одна из почитаемых святынь Дома Романовых.
Чуть позже, в 1654 году, при соборе возник монастырь. Это был очень живописный, необычный комплекс – монастырь с пятиглавым собором и надвратной церковью-колокольней (1692 г.), вплотную примыкающий к трехшатровой проездной башне Белого города. В ансамбль входила и построенная к 1652 году многоверхая церковь Рождества Богородицы в Путинках, стоящая чуть поодаль, но прекрасно просматривающаяся от городских ворот.
В 1720 году ворота снесли, а монастырь остался. В 1796 году появился Тверской бульвар, ориентированный точно на монастырскую колокольню. Западная сторона площади тогда же была застроена кварталом жилых двухэтажных зданий с целым рядом замкнутых внутренних дворов - один из немногих реализованных фрагментов екатерининского генплана регулярного переустройства города.
Другой угол бульвара и Тверской улицы оформила представительная ротонда церкви Дмитрия Солунского. Она возникла из древнего, тогда еще загородного, Киево-Печерского подворья. Трудно поверить, но под асфальтом обычной дворовой автостоянки, скрывается освидетельствованное археологами кладбище, где москвичи хоронили своих близких еще во времена князя Донского. Построенная, очевидно, в 1640-х, трехшатровая церковь была снесена в 1791 году и заменена ротондой - еще одно свидетельство постепенного превращения «проезда подле стены Белого города» в главный московский бульвар.
Современники рассказывали, что в начале XIX века у Дмитрия Солунского «съезд знатных богомольцев бывал иногда так велик, что кареты стояли вдоль всего бульвара». А вот колокольня при новой церкви осталась прежняя, самая необычная из шатровых колоколен не только Москвы, но и, пожалуй, всей России. В плане она была не квадратной, а прямоугольной формы – нечто среднее между колокольней и звонницей, характерной для более ранних времен.
К 1855 году архитектор М. Д. Быковский заменил старую монастырскую колокольню новой. Она была встроена в двухэтажный корпус, окончательно оформивший восточную сторону площади.
В 1875 году Страстной монастырь посетил Король Шведский и Норвежский Оскар П. Он любовался Москвой с высокой монастырской колокольни и впоследствии сказал: «Вид изумительный: почти все иностранцы желают видеть эту дивную панораму».
Последним штрихом в этом законченном, вполне состоявшемся архитектурном ансамбле стал памятник Пушкину, торжественно открытый в 1880-м году в устье Тверского бульвара. Его постановка была символичной: поэт как бы выходил со своего любимого бульвара и задумчиво склонял голову перед монастырскими куполами…
Но настали новые времена. В 1928 году поэт Владимир Маяковский выступил с предложением снести Страстной монастырь, указывая на явную неуместность соседства:
«Скушно Пушкину.
Чугунному ропщется.
Бульвар
хорош
пижонам холостым.
Пушкину
требуется
культурное общество,
А ему
подсунули
Страстной монастырь.
От Пушкина
до «Известий»
шагов двести.
Как раз
ему б
компания была,
но Пушкину
почти
не видать «Известий»,
мешают
писателю
чортовы купола».
Конструктивистское здание газеты «Известия», построенное в середине 1920-х архитектором Бахриным, стало первой ласточкой грядущей реконструкции площади, в 1931 году переименованной в Пушкинскую. Тогда же, в конце 1920-х, советские зодчие начали серьезно задумываться о переустройстве центральной площади, чей облик был слишком «старомосковским», никак неподходящим столице атеистического государства. Были варианты полного сноса всех строений, перепланировки, превращения бульваров в асфальтовую магистраль, строительства на углу улицы Горького двадцатиэтажной башни телеграфного агентства ТАСС. Но первым делом, конечно же, следовало избавиться от «чортовых куполов».
В начале 1934 года была снесена церковь Дмитрия Солунского. Постройки упраздненного в 1928 году монастыря были переданы Союзу безбожников СССР под размещение экспозиции Центрального атеистического музея.
В 1931 году Страстная площадь была переименована в Пушкинскую. А в 1937 году поставленный Маяковским вопрос «о куполах» был решен окончательно – трест «Мосразбор» полностью стер с лица земли монастырь, приурочив «трудовое достижение» к 100-летней годовщине гибели Пушкина.
Памятник поэту в 1950 году был перенесен на место бывшей надвратной церкви. В 1961 году за его спиной появилось здание всемирно известного кинотеатра «Россия». Классический квартал, на западной стороне площади, снесли в середине 1970-х. Еще одна непоправимая потеря тех лет: стоявший по левую руку от монастыря «дом Фамусова», в котором часто бывали Пушкин и Грибоедов. Это был трехэтажный особняк, построенный не позже середины XVIII века и принадлежавший известному роду Римских-Корсаковых, в их дочь Александру был влюблен Пушкин (а в ее сестру Екатерину - Александр Алябьев). Это о ней говорится в седьмой главе «Евгения Онегина»: «У ночи много звезд прелестных, красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве…» Ну, а «домом Фамусова» старинный особняк прозвали потому, что здесь жила Софья Александровна, двоюродная сестра Грибоедова, супруга одного из Римских-Корсаковых, прототип Софьи Фамусовой.


Мемориальный дом, стоявший всего в сотне метров от памятника Пушкину, был снесен в 1968 году несмотря на громкие протесты общественности. Ради строительства нового корпуса редакции «Известий».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

М метро «Пушкинская» (Таганско-Краснопресненская линия; открыта 17 декабря 1925 года ; названа по Пушкинской площади, под которой она находится; глубокая (глубина — 51 метр); станция не имеет собственных выходов в город: один из выходов у нее общий со станцией Тверская — он выводит в цоколь здания издательства «Известия» и на Пушкинскую площадь (рядом — Тверская и Большая Бронная улицы), а другой выход — общий со станцией Чеховская — он выводит на Страстной бульвар (рядом — Пушкинская площадь); подъем и спуск на станцию осуществляется по эскалаторам; станция — пересадочная: переход на станцию «Тверская» Замоскворецкой линии начинается в центре станции лестницей на мостик через платформу, также и на станцию«Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской линии можно перейти по лестнице в центре платформы; станция — колонная и колонны облицованы серо-белым мрамором, как и путевые стены; пол выложен серым камнем; светильников 2 вида: люстры и бра; скамеек мало и расположены они в начале и конце платформы; тема станции — пушкинская: на 8-ми медных чеканках на путевых стенах выгравированы города, где бывал Александр Пушкин — Москва, Санкт-Петербург, Царскосельский лицей, Михайловское, а также могила его в Святогорском монастыре и его поэтический дар, причем каждое изображение сопровождается строками из произведений поэта; есть и бронзовый бюст А. Пушкина).

М метро «Тверская» (Замоскворецкая линия;  открыта 20 июля 1979 года ; названа по Тверской улице, на которую она выводит (изначально и до 1990 года — «Горьковская» — по бывшему названию Тверской улицы); выход в город осуществляется с одной стороны станции по ступенькам и эскалаторам через вестибюль, встроенный в здание издательства «Известия» и совмещенный с вестибюлем станции «Пушкинская», а также подземным переходом — на Тверскую улицу и Пушкинскую площадь; наземных павильонов станция не имеет; станция — пересадочная: из центра зала по эскалаторам переходят на станцию «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии, а в торце зала — на станцию «Чеховская» Серпуховско-Тимирязевской линии; станция — глубокая (глубина — 42 метра, и это первая в мире станция, которую построили на действующей линии глубокого заложения без перерывов в движении поездов); станция пилонная (пилоны облицованы бело-серым мрамором); путевые стены отделаны бело-серым мрамором (в один цвет с пилонами); пол покрыт красным гнейсом; скамеек для отдыха мало; тема станции — писатель Максим Горький, имя которого первоначально носила станция).

• Памятник Александру Пушкину и сквер с фонтаном, асфальтированными пешеходными дорожками, скамейками, деревьями, кустами и газонами, искусственным освещением.

Мысль об установлении монумента в честь выдающегося поэта возникла сразу же после его смерти, в 1837 году, но осуществить это не представлялось возможным. Во-первых, было принято устанавливать памятники только государственным деятелям, а во-вторых, отношение власти к Пушкину было прохладное. 
Первоначально бронзовый памятник с постаментом из красного сердобольского гранита скульптора А. Опекушина был установлен в день рождения поэта 19 июня 1880 года на собранные народом деньги в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. До этого 5 лет его изготавливали на заводе в Петербурге. Инициаторами создания монумента были чиновники министерства иностранных дел, в списках которого когда-то числился поэт. Три дня Москва широко праздновала это событие. Было сказано много хвалебных слов в честь Пушкина, прошли народные гулянья. Народ скупал у торговцев несметное количество ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал. Среди почетных гостей можно было встретить Ивана Тургенева, Якова Полонского, Аполлона Майкова, Алексея Плещеева, Федора Достоевского и др. Это событие называли "вторым рождением" поэта.
Слово митрополита Макария Московского (Булгакова) на открытии памятника:
Ныне светлый праздник русской поэзии и русского слова. Россия чествует торжественно знаменитейшего из своих поэтов открытием ему памятника. А Церковь отечественная, освящая это торжество особым священнослужением и молитвами о вечном упокоении души чествуемого поэта, возглашает ему вечную память. Все, кому дорого родное слово и родная поэзия, на всех пространствах России, без сомнения, участвуют сердцем в настоящем торжестве и как бы присутствуют здесь в лице вас, достопочтенные представители и любители отечественной словесности, науки и искусства! А тебе, Москва, град первопрестольный; естественно ликовать ныне более всех: ты была родиною нашего славного поэта. На одной из твоих возвышенностей воздвигнут в честь его достойный памятник, и под твоим гостеприимным кровом совершается ныне сынами России, стекшимися к тебе со всех сторон, настоящее торжество.
Мы чествуем человека-избранника, которого Сам Творец отличил и возвысил посреди нас необыкновенными талантами и которому указал этими самыми талантами особенное призвание в области русской поэзии. Чествуем нашего величайшего поэта, который понял и вполне сознал свое призвание; не зарыл в землю талантов, данных ему от Бога, а употребил их на то самое дело, на которое был избран и послан, и совершил для русской поэзии столько, сколько не совершил никто. Он поставил ее на такую высоту, на которой она никогда не стояла и над которою не поднялась доселе. Он сообщил русскому слову в своих творениях такую естественность, простоту и вместе такую обаятельную художественность, каких мы напрасно стали бы искать у прежних наших писателей. Он создал для русских такой стих, какого до того времени не слыхала Россия, стих в высшей степени гармонический, который поражал, изумлял, восхищал современников и доставлял им невыразимое эстетическое наслаждение и который надолго останется образцовым для русских поэтов. Мы чествуем не только величайшего нашего поэта, но и поэта нашего народного, каким явился он если не во всех, то в лучших своих произведениях. Он отозвался своею чуткою думой на все предания русской старины, и русской истории, на все своеобразные проявления русской жизни. Он глубоко проникся русским духом и все, воспринятое им от русского народа, перетворив своим гениальным умом, воплотил и передал тому же народу в сладкозвучных песнях своей лиры, которыми и услаждал соотечественников и незаметно укреплял в чувствах патриотизма и любви ко всему родному. Мы воздвигли памятник нашему великому народному поэту потому, что еще прежде он сам воздвиг себе "памятник нерукотворный" в своих бессмертных созданиях, в этом памятнике воздвиг памятник и для нас, для всей России, который никогда не потеряет для нее своей цены и к которому потому "не зарастет народная тропа". К нему будут приходить и отдаленные потомки, как приходим мы и как приходили современники.
Сыны России! Посвящая ныне памятник знаменитейшему из наших поэтов как дань признательности к его необыкновенным талантам и необыкновенным творениям, которые он нам оставил, можем ли удержаться, чтобы не вознести живейшей всенародной благодарности к Тому, Кто даровал нам такого поэта, Кто наделил его такими талантами, Кто помог ему исполнить свое призвание? А с этою, столько естественною для нас в настоящие минуты, благодарностью можем ли не соединить теплой молитвы от лица всей Земли Русской, да посылает ей Господь еще и еще гениальных людей и великих деятелей, не на литературном только, но и на всех поприщах общественного и государственного служения! Да украсится она, наша родная, во всех краях своих достойными памятниками в честь достойнейших сынов своих.

4 сентября 1950 года монумент был перемещён на другую сторону Тверской улицы (в то время ул. Горького), на место снесённой колокольни Страстного монастыря, и развёрнут на 180 градусов. Люди стояли всю ночь, чтобы посмотреть, как одиннадцатиметровую статую Пушкина везут через Тверскую улицу по рельсам, а потом разворачивают в нужном ракурсе. Это было сделано за 6 часов. Однако прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось недостаточно, и был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.

Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена. Правая рука заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, — шляпа. Лицо Пушкина воссоздано с помощью маски, снятой с его лица в день смерти. Пушкин выходит на Тверскую улицу из глубины бульвара. По углам монумента установлены 4 чугунных фонаря по 4 светильника в каждом, а по периметру — 20 тумб, увитых бронзовыми венками и соединенных бронзовой цепью.

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». 
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
После реставрации 2017 года он стал весь зеленый, особенно лицо. 
• Театр «Россия» (№ 2; 1961 год постройки; на месте снесенного Страстного монастыря; в 1997–2012 годах назывался «Пушкинский»; реконструирован в 2010-е годы). 

Театр «Россия», бывший кинотеатр «Пушкинский» — самый вместительный театр Москвы, а также памятник советской архитектуры. Обращает на себя внимание огромный стеклянный фасад, над которым нависает устремленный вверх и вперед козырек, и обилие лестниц, мостиков и переходов. Проект кинотеатра разработала группа архитекторов под руководством Ю. Н. Шевердяева. Здание было построено в 1961 году на месте Страстного монастыря. Первоначально кинотеатр назывался «Россия».
Первым фильмом, показанным в «России», стала лента Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Очень скоро кинотеатр превратился в главную киноплощадку Советского союза.
После реконструкции 1997 года кинотеатр был переименован в «Пушкинский», по названию площади, на которой находился. Зрительный зал вмещал 2056 человек. В «Пушкинском» проходили церемонии открытия, закрытия и награждений Московского международного кинофестиваля. На лестнице этого кинотеатра расстилалась знаменитая красная ковровая дорожка. «Пушкинский» стал символом возрождения отечественного кинематографа и кинопроката.
В 2012 году кинотеатру вернули историческое название «Россия» и начали реконструкцию, чтобы приспособить огромный кинозал для театральных нужд. В частности, построены сцена с трюмом, с нижней и верхней механизацией, оркестровая яма, полностью изменены интерьеры фойе, значительно улучшена акустика. Театральный зал рассчитан на 1760 мест и является самым вместительным театром Москвы. В программе театра «Россия» представлены современные постановки и мюзиклы мирового масштаба.


Памятник архитектуры, самый вместительный театр Москвы, здание которого построено в 1961 году под кинотеатр «Россия» с самым большим кинозалом в Европе. 

Здание возведено по проекту группы архитекторов во главе с Юрием Шевердяевым. Кинотеатр открылся премьерой фильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» и очень скоро стал центральной киноплощадкой СССР. 

Многие годы здесь проходили главные события Московского Международного кинофестиваля. 

В 1997 году правительство Москвы передало кинотеатр в долгосрочную аренду кинопрокатчику «Каро Фильм», он был реконструирован и переименован в кинотеатр «Пушкинский». «Каро Фильм Пушкинский» (2056 мест) являлся одним из крупнейших в Европе премьерных кинотеатров.

В 2007 году «Каро» выкупила здание у правительства Москвы за $30 млн. 

В 2012 году убыточный «Пушкинский» взят в аренду у «Каро» театральной компанией «Стейдж Энтертейнмент». Было объявлено, что после реконструкции 1750-местный театр «Россия» откроется для ежедневного показа музыкальных спектаклей 6 октября 2012 года премьерой бродвейского мюзикла Disney Theatrical «Русалочка». Театр «Россия» станет одним из ключевых элементов формируемого властями Москвы Театрального квартала.

В этом же здании – редакции журналов «Новый мир» и «Вопросы истории», кафе, м-ны и офисы.

• Издательство «Известия» (№ 5; комплекс бывших доходных домов, начало 20 века, в основе — городские усадьбы 2-й половины 18 — 19 веков; здесь в 1814-1815 годах находился московский Благородный пансион. В 1825-1826 годах в пансионе Ф. Лехнера жил поэт Адам Мицкевич; есть также дом 1929 года в стиле конструктивизма). 


«Известия» занимают высокое здание в стиле "авангард" с рядом больших круглых окон на верхнем этаже, которое фланкирует Пушкинскую площадь с севера.
Дом редакции и типографии газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» – самая значительная работа Григория Бархина, основателя целой династии архитекторов. Работа над проектом началась в 1925 году при участии инженера А.Ф. Лолейта, а закончен он был в конце 1927 года. Это полиграфическое предприятие продолжило дореволюционную традицию, начатую Федором Шехтелем: совсем рядом находилась типография «Утро России», построенная для Рябушинских, а в Трехпрудном переулке – «Скоропечатня Левинсона».
Комплекс был выстроен к десятилетию Октябрьской революции на Страстной площади, рядом с монастырем, который будет снесен в 1930-е годы. Участок не совсем правильной формы заняли два корпуса – производственный и редакционный.  Между ними был поставлен лестничный блок, благодаря которому внутри квартала образовался дворик. Со стороны площади был единый фасад. В первоначальном варианте проекта над лестничным блоком была башня высотой в 12 этажей, но с 1926 года было запрещено строить здания выше семи этажей внутри Садового кольца. 
Фасад здания представляет собой четкую решетку вертикальных столбов и горизонтальных перемычек, образующих квадраты оконных проемов. Эта геометрическая схема выглядит незаурядно благодаря целому ряду художественных приемов. В квадратную клетку каркаса были включены вертикальный витраж лестницы и система балконов, смещенных к углу здания, что немного нарушало монотонную симметрию и придавало динамику.
Зодчий – академик еще с дореволюционных времен, – не примкнувший к архитекторам-авангардистам, тем не менее очень точно воспринял новый стиль и создал настоящий шедевр, вызвав зависть коллег-конструктивистов. Последние, например, утверждали, что якобы круглые окна не отвечают светотехническим расчетам.
Интересно, что Г.Б. Бархин наблюдал за строительством, не выходя из дома. Он жил на другом конце той же площади в знаменитом доходном доме инженера Нирнзее (тогда это было самое высокое здание в Москве). Постоянный надзор обеспечил очень высокое качество отделки. «Дом Известий» штукатурила та же бригада итальянцев, которая занималась отделкой Музея изобразительных искусств, а в штукатурку по аналогичной технологии замешивали гранитную крошку.
К сожалению, угол «Дома Известий» был застроен в 1975 году новым корпусом редакции газеты. Новый проект подготовил архитектор Ю.Н. Шевердяев, который не понял всю ценность замечательного произведения архитектуры авангарда.

Архитекторами этого здания, построенного в 1925-27 гг., являются Г. и М. Бархины. 

Для имитации бетона кирпичная стена покрыта серой терразитовой штукатуркой. В верхней части здания находится кабинет редактора с круглыми окнами-иллюминаторами. 

Комплекс зданий содержит здание, построенное в 1927-1929 годах, архитекторами Г. Бархиным, М. Бархиным. В стиле конструктивизма.

Мозаика "История печати" на стенах фойе конференц-зала издательства "Известия", 1978 г., художники Н. Андронов, А. Васнецов.

Внутри комплекса зданий находятся типография, столовая, поликлиника и газетно-печатный цех.

• Главный дом бывшей городской усадьбы Долгоруковых-Бобринских (№ 7; 19 – начало 20 веков; в 1832 году в доме квартировал министр просвещения и президент Императорской Академии наук граф С. Уваров, у которого бывал поэт А. Пушкин. В 1860-е годы в этом доме начались публичные заседания московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В. Перова, Г. Мясоедова, И. Репина, В. Сурикова, А. Саврасова и других. В здании устраивались приемы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А. Чехов, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н. Жуковский, Н. Умов, А. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии». В разные годы в доме также жили: известный адвокат Ф. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П. Лебедева и Л. Гейтен; артистка Малого театра Л. Косицкая-Никулина и др.; после 1917 года здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А. Твардовский). 

В 2015 году здание фактически снесли, мотивируя это тем, что оно находилось в аварийном состоянии — от старого исторического здания остались только нижние ряды кладки фасадной стены. 

После сноса началось строительство нового здания, которое вероятно будет имитировать формы и архитектуру прежнего дома, т. е. это будет новодел. 

Фактически прежнее здание, которое имело историческую и архитектурную ценность, утрачено.

Нумерация зданий нестрогая.

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Памятник Александру Пушкину и сквер с фонтаном, асфальтированными пешеходными дорожками, скамейками, деревьями, кустами и газонами, искусственным освещением.

Театр «Россия» (№ 2).

Главный дом бывшей усадьбы Долгоруковых-Бобринских (№ 7; 19 – начало 20 веков; в 1832 году в доме квартировал министр просвещения и президент Императорской Академии наук граф С. Уваров, у которого бывал поэт А. Пушкин. В 1860-е годы в этом доме начались публичные заседания московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В. Перова, Г. Мясоедова, И. Репина, В. Сурикова, А. Саврасова и других. В здании устраивались приемы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А. Чехов, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н. Жуковский, Н. Умов, А. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии». В разные годы в доме также жили: известный адвокат Ф. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П. Лебедева и Л. Гейтен; артистка Малого театра Л. Косицкая-Никулина и др.; после 1917 года здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А. Твардовский). В 2015 году здание фактически снесли, мотивируя это тем, что оно находилось в аварийном состоянии — от старого исторического здания остались только нижние ряды кладки фасадной стены. После сноса началось строительство нового здания, которое вероятно будет имитировать формы и архитектуру прежнего дома, т. е. это будет новодел. Фактически прежнее здание, которое имело историческую и архитектурную ценность, утрачено.

Проезд:

От метро «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская» пешком.


Видео:




Состояние на 11.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий