понедельник, 13 апреля 2020 г.

Пушкин Александр

Пушкин Александр (1799, Москва –1837, Петербург) родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской линии) абиссинца А. П. Ганнибала, военного деятеля петровской эпохи. Первые поэтические опыты П. (не сохранились) относятся к раннему детству. В 1811 П. поступил в Царскосельский лицей; в преподавании и воспитании здесь были черты просветительского свободомыслия, связанные с распространением революционных идей, патриотическим подъемом эпохи Отечественной войны 1812, либеральными тенденциями первых лет царствования Александра I. Лицейские годы –период интенсивного творческого развития П. С большой непосредственностью и своеобразием используя каноны рационалистической поэтики 18 –начала 19 вв., требующие строгого соответствия между темой, стилем и жанром (ода, элегия, послание и пр.), он создает ряд стихотворений высокого совершенства (в т. ч. «Воспоминания в Царском Селе», 1814; «Городок», «Лицинию», «Роза», все –1815). Его талант не столько ученически следует традициям и образцам (школа карамзинизма, французская «легкая поэзия», К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Вольтер), сколько стихийно испытывает их предельные возможности, нащупывая собственный стиль (приметы которого особенно ощутимы в таких стихах, как «Сон», «Желание», «Друзьям», все –1816, и др.). На П. обращают внимание Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, Батюшков, Жуковский. Лицеист П. участвует в литературном обществе карамзинистов «Арзамас», ведущем борьбу с идейными и эстетическими взглядами консерваторов, объединившихся в «Беседе любителей русского слова», сближается с представителями свободомыслящего дворянства, в том числе с П. Чаадаевым. В 1817 П. оканчивает лицей, получает чин коллежского секретаря и назначение в Коллегию иностранных дел. В стихах 1817–1820-х гг. находит отражение бурная петербургская жизнь молодого поэта, участие в литературном кружке «Зеленая лампа», связанном с «Союзом благоденствия», накаляющаяся политическую атмосфера. Пафос революционного вольнолюбия и обличения переплетается в них с мотивами вакхического упоения жизнью, публицистичность –с лиризмом, традиционность –с новыми, романтическими веяниями. Не отказываясь от художественных завоеваний поэзии 18 –нач. 19 вв., П. стремится преодолеть диктат ее нормативов, отойти от жанрово-стилевой регламентации, достигнуть свободы поэтического выражения («Кривцову», «Жуковскому», «К Чаадаеву», все –1818, «Дорида», «Возрождение», 1819, «Мне бой знаком...», 1820, и др.). В таком же направлении он работает над поэмой «Руслан и Людмила» (опубликована 1820), где волшебному сюжету сопутствуют лирические размышления автора; картины героической «старины» пронизаны то юмором, то романтической патетикой; условность жанра поэмы-сказки сочетается с жизненностью характеров, стилистическим богатством и языковой свободой. Поэма вызвала яростные споры и по существу знаменовала начало перелома в русской поэзии. Политическая лирика П. 1817–20 («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня» и др.) и его эпиграммы расходятся во множестве копий. Не будучи членом тайного общества декабристов, П. становится выразителем устремлений целого поколения дворянских революционеров. В мае 1820 его, под видом служебного перемещения, ссылают на юг России. Побывав на Кавказе и в Крыму, П. живет в Кишиневе и Одессе, встречается с декабристами В. Ф. Раевским, П. И. Пестелем, М. Ф. Орловым и др. Революционное и национально-освободительное движения в Европе, крестьянские и солдатские волнения в России усиливают в П. жажду революционных действий, отраженную в «Кинжале» и др. стихах 1821. Духом атеистического вольномыслия проникнута поэма «Гавриилиада» (1821). Южная ссылка –период расцвета романтизма П., сильнее всего проявившегося в созданных здесь поэмах, которые прочно утвердили за ним славу 1-го русского поэта благодаря яркости и новизне характеров и красок, виртуозному мастерству, созвучности умонастроениям передовых общественных и литературных кругов. В творчестве П. «южные поэмы» сыграли большую роль: «Кавказский пленник» (1820–21) во многом подготовил «Евгения Онегина»; важное место займут в дальнейшем тема мятежной «воли» и нравственного закона, заявленная в «Братьях-разбойниках» (1821–22), сопоставление и противопоставление гармонии и стихии, кротости и страсти, «ангельского» и «демонического», начатое в «Бахчисарайском фонтане» (1823) контрастом Марии и Заремы. В этих поэмах впервые у П. четко намечается философский подход к проблемам свободы, любви, личности, В эти годы в духовной жизни П. назревает кризис (обостряемый как усилением реакции в Европе и России, так и драматическими обстоятельствами личной жизни и ощущением «узничества»), отраженный в стихах, исполненных мрачного скепсиса («Свободы сеятель пустынный», «Демон», 1823, и др.), раздумий о тайнах человеческой судьбы и путей истории («Песнь о вещем Олеге», 1822, «Зачем ты послан был...», 1824, и др.). Обретая взгляд на мир как на историческую целостность со своими объективными законами, П. поэтически осознает и ограниченность рационализма с его традиционным пониманием мира в качестве послушного объекта человеческой деятельности, и односторонность романтизма с его противопоставлением своевольной личности миру и его законам. Проясняются (при единстве идеалов политической свободы и социальной справедливости) разногласия П. с литературными и философскими взглядами декабристов. В этот переломный период начинается (май 1823) работа над романом в стихах «Евгений Онегин», где исторически и социально конкретно воплотятся противоположные типы сознания –скептический (Онегин) и мечтательно-романтический (Ленский), а идеал гармонического мироощущения предстанет в Татьяне. Личность и общество, границы между свободой личности и ее произволом –центральной темы поэмы «Цыганы» (1824), где раскрывается безысходность своевольно-индивидуалистической жизненной позиции, ее тираническая сущность. Будучи вершинным и последним явлением романтического творчества, П., эта поэма остро поставила вопрос о счастье как трагическую философскую проблему и открыла путь к дальнейшему исследованию главной темы П. –человек и мир. В июле 1824 поэта, как неблагонадежного и вследствие конфликтов с начальством, исключают из службы и высылают в родовое псковское имение с. Михайловское под надзор местных властей. Здесь, на исходе кризисного периода, возникает ряд шедевров, в том числе полный бодрости и веры цикл «Подражания Корану», где властно звучит тема пророческой миссии поэта. П. создает центральные (3–6) главы «Евгения Онегина», сатирическую поэму «Граф Нулин», изучает историю России, летописи, записывает народные песни и сказки. В стихотворении «Сожженное письмо», «Желание славы», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «Роняет лес багряный свой убор» и др. прочно утверждаются новые принципы лирики: лирическое переживание –не готовый и статичный объект описания, а живая духовная энергия, творящая сила, которая рождается в контакте поэта с реальностью и раскрывает себя в движении лирической темы, созидая новые формы и обновляя традиционные. Решающим моментом творческой эволюции П. явилась трагедия «Борис Годунов» (1825), в которой заложены основы реализма, народности и историзма зрелого П. В политической и исторической концепции трагедии П., не прибегая к поверхностным аллюзиям, по существу спорит как с карамзинской монархической кон.пцией русского исторического процесса, так и с романтическими и рационалистическими чертами идеологии декабристов. Тема трагедии –история и человек; в центре внимания –не столько отдельные персонажи, сколько сам исторический процесс, жизнь с ее объективными законами: не «свершения» действующих лиц, а их судьбы –«судьба человеческая, судьба народная». Действия героев влияют на их собственную участь, но логики жизни изменить не могут. Политическая по теме, эта трагедия в то же время есть трагедия историческая, философская и нравственная. Мысли о драме, к которым П. пришел во время работы над трагедией (в набросках предисловия к «Борису Годунову» и заметках «О народной драме...», 1830), имеют громадное эстетическое и философское значение. Сам П. расценивал свою трагедию как поворот к объективному, беспристрастному изучению законов бытия и человеческой жизни. Манифестом такого понимания поэтического творчества явилось стихотворение «Пророк» (1826). В нач. сентября 1826, вскоре после восстания, казни и ссылки декабристов, за П. «по высочайшему повелению» прибывает фельдъегерь и сопровождает его в Москву. 8 сентября между П. и новым царем происходит беседа, в которой Николай I объявляет П. «прощение» и обещает, что сам будет его единственным цензором. Поверив в реальность политических и социальных реформ, в возможность сотрудничать с властью в интересах прогресса, П. в «Стансах» («В надежде славы и добра», 1826) советует Николаю следовать примеру царя-преобразователя Петра I, призывает проявить милосердие к ссыльным. Одновременно в записке «О народном воспитании» (1826) он высказывает ряд смелых идей и критических мыслей; в нач. 1827 тайно отправляет в Сибирь послание декабристу И. И. Пущину («Мой первый друг...») и стихотворение «Во глубине сибирских руд»; в стихотворении «Арион» иносказательно говорит о своей причастности к освободительному движению. Обостряется интерес П. к теме истории России как государства, к деятельности Петра I, к проблеме места и роли отдельного человека в истории страны. В романе о своем предке «Арап Петра Великого» (1827; не закончен), первом крупном опыте П. в прозе, историческое прошлое предстает в повседневном быте, в конкретных личностях и судьбах; в поэме «Полтава» (1828) личности и судьбы людей петровской эпохи во многом вбираются и поглощаются историческим процессом. Интересуясь внешней политикой Русского государства, П. едет в 1829 на Кавказ, где шла война с Турцией; дневник поездки (переработанный позже в «Путешествие в Арзрум») сыграл важную роль в дальнейшем формировании принципов П.-прозаика, утверждавшего «точность и краткость» как «первые достоинства прозы». Пристальное внимание П. привлекают история и современное положение Европы, в частности последствия Великой французской революции, наступление буржуазного «железного века» –темы, косвенно затронутые еще в «Разговоре книгопродавца с поэтом» (1824), «Цыганах» и получившие яркое выражение в монументальном стихотворении «К вельможе» (1830). 1830–31 –период активной деятельности П. –журналиста и критика (главным образом в «Литературной газете» А. А. Дельвига, закрытой в 1831), углубления интереса к теоретическим и современным литературным проблемам. Слава П. в это время достигает зенита. Однако постепенно раскрывается сложность его политического и общественного положения в эпоху последекабрьской реакции: он получает от властей выговор за чтение в кругу друзей неопубликованного «Бориса Годунова», испытывает трудности, связанные с «высочайшей цензурой», и стеснения в свободе передвижения; в 1827 начинается следственное дело о стихотворении «Андрей Шенье», в котором усматривается отклик на расправу с декабристами, хотя оно было написано до восстания; в 1828 возбуждается дело о принадлежности П. поэмы «Гавриилиада», ходившей в анонимных списках; за П. устанавливается секретный надзор. С др. стороны, апелляции к царю в «Стансах» (1826) воспринимаются либеральными кругами как лесть и отступничество; П. отвечает на обвинения в стихотворении «Друзьям» («Нет, я не льстец...»), где снова призывает царя быть просвещенным и терпимым правителем. С наступлением духовной зрелости приходят утомление «бурной жизнью», тяга к размеренному трудовому быту, семейному очагу, прочной любви. В 1829–30 П. дважды сватается к Н. Н. Гончаровой и добивается согласия. Осенью 1830 П. приезжает по имущественным делам в нижегородское имение Болдино, где задерживается из-за угрозы эпидемии холеры. Эта «болдинская осень» отмечена беспримерным размахом творческого вдохновения: за 3 месяца (с 3 сентября до 30 ноября) П. создал ок. 50 произведений разных жанров и огромного значения. Здесь в основном завершен «Евгений Онегин» –роман о современной русской действительности в ее главных социальных, духовных и нравственных аспектах. В своеобразном жанре романа в стихах сюжет неразрывно сплетен с авторскими размышлениями («отступлениями»), а каждая строфа (особого строения «онегинская строфа»), будучи частью единого целого, в то же время является завершенной художественной единицей. Повествование об эпохе и о человеческих судьбах одновременно предстает в романе как лирическая история авторского духа и как философское исследование жизни общества и человеческой души.

Цикл «Повестей Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный см.тель», «Барышня-крестьянка»), сочетающих внутреннюю полемичность (подчас –скрытую пародийность) по отношению к литературным шаблонам с глубоким символико-философским содержанием, явился по существу первым произведением классической русской прозы. Он вместил, при небольшом объеме, панораму жизни всех социальных слоев России, впервые представив современную бытовую жизнь «рядовых» людей достоянием национальной истории, имеющим общезначимый смысл. Сюда же примыкает «История села Горюхина» –хроника обнищания крепостной деревни, полная горько-иронического обобщающего смысла. В т. н. «маленьких трагедиях»(«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») на материале разных стран и исторических эпох в предельно лаконичной форме исследуются философские и нравственные проблемы всечеловеческого масштаба (свобода, страсть и мораль; личность, общество и история; жизнь, смерть и бессмертие), раскрывается самоубийственная природа человеческого самоутверждения и произвола, извращающих понятия любви, творчества, свободы, принимающих относительные ценности за абсолютные, и даны глубочайшие образцы философско-психологической драмы.
«Сказкой о попе и о работнике его Балде» начат цикл сказок (1830–34), где П. впервые использовал опыт фольклора в интересах нового, реалистического метода, воплотил в ярко национальной форме, в «наивно» укрупненном виде ряд проблем всеобщего значения. Три цикла большой формы: «Повести Белкина», «маленькие трагедии» и сказки –связаны между собой: они исследуют жизнь на разных «уровнях» и в разных проявлениях, но в пределах единой проблематики: человеческие судьбы и закономерности жизни. Полемическая по отношению к утилитарным кон.пциям искусства, поэма «Домик в Коломне» заключает в нарочито непритязательном обличье бытового казуса, в виртуозной стихотворной форме и прихотливо-свободной композиции глубокие размышления о человеке и об искусстве. В Болдине создан ряд критических и публицистических статей и заметок; ок. 30 стихотворений, в том числе «Бесы», «Элегия», «Румяный критик мой...», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальней», «Стихи, сочиненные ночью...» и др. Лирическое творчество П. к этому времени полностью сформировалось как «поэзия действительности» (определение И. В. Киреевского, принятое самим П.), где в процессе лирического переживания, выражающего себя неповторимо-конкретно, происходит философское познание текучей, многосторонней и противоречивой реальности в свете высших человеческих идеалов. Пафос «болдинского» творчества –общечеловеческий и одновременно глубоко национальный, актуальный в атмосфере бездуховности «железного века» и в то же время пророческий. «Болдинская осень» 1830 знаменует эпоху полного расцвета творчества П., как явления всемирного масштаба.

30 ноября 1830 П. покидает Болдино. 18 февраля 1831 в Москве он венчается с Гончаровой. 15 мая переезжает в Петербург, затем, намереваясь издавать журнал и заниматься историей, вновь поступает на государственную службу, добивается доступа к историческим архивным документам. Напряженно следя за современными событиями в Западной Европе и России (Июльская революция 1830 во Франции, Польское восстание 1830–31, бунты в военных поселениях Новгорода и Старой Руссы в 1831), он ищет путей воздействия словом писателя, журналиста и историка на правительство и общество (в т. ч. на родовое дворянство, в котором он видит оппозиционную силу) в прогрессивном духе. Однако ни получить разрешение издавать журнал, ни найти верных общественно-литературных единомышленников ему не удается. По мере творческого возмужания П. нарастает его одиночество, отчуждение публики и критики, вызываемое непониманием его общественной и литературной позиции, глубины его произведений. Кроме того, с усилением реакции и полицейского произвола, с постепенным осознанием того, что родовая аристократия перестала быть активной политической силой, уступив место бюрократическому «новому дворянству», назревает спад политических иллюзий П. Изучая историю, в частности архивные документы петровской эпохи и времен Ем. Пугачева, он начинает пересматривать прежнее отношение к деятельности Петра I как образцу государственной мудрости, снова обращается к вопросу об исторической роли социального протеста, в частности интересуется деятельностью и судьбой А. Н. Радищева, писателя, отважившегося на оппозицию без какой-либо общественной опоры. В 1832 начинается работа над романом «Дубровский»; однако замысел романа, в центре которого –мятежный дворянин-одиночка, скоро перестает удовлетворять П. Оставив в нач. 1833 работу над «Дубровским», он обращается к эпохе народного восстания под руководством Пугачева, вплотную приступив к историческому роману «Капитанская дочка», где продолжает начатое в «Борисе Годунове» исследование «судьбы человеческой, судьбы народной». Объективная точка зрения реализуется здесь в честном и беспристрастном рассказчике-свидетеле, который симпатизирует Пугачеву, воплощающему силу и талант народа, но остается верным своему дворянскому долгу. Параллельно П. работает над историческим трудом о пугачевщине, собирает документы, изучает архивные материалы, в августе и сентябре 1833 посещает Оренбург, Казань и др. «пугачевские» места, беседует с очевидцами. Не будучи сторонником «бунта», П. стремится создать строго достоверную картину событий и показать справедливость нар. возмущения. 1 октября 1833, на обратном пути с Урала, П. снова приезжает в Болдино. Полтора месяца 2-й «болдинской осени» –период нового творческого подъема. П. заканчивает здесь «Историю Пугачева», пишет поэму «Анджело», ряд «Песен западных славян», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне...» и такие вершинные произведения, как поэма «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», стихотворение «Осень». Общий пафос «болдинского» творчества 1833 –исследование трагедийных антиномий жизни в свете объективных закономерностей бытия. Под этим углом зрения рассматриваются философско-этические темы и современные проблемы, в частности закон и милосердие, личность и государство, извращенность буржуазного сознания, буржуазных социальных отношений и др. В «Медном всаднике» на громадную высоту обобщения поднимается тема государства и личности, истории и отдельной судьбы, взаимоотношений человека и мира; в символическом плане извечно-трагедийных коллизий, возникающих в этих взаимоотношениях, глубокий философский смысл приобретает тема безумия («Медный всадник», «Пиковая дама», стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума» и др.). Однако трагедийность П. трактует не как мрачную безысходность, а как присущее самой жизни динамическое свойство: в стихотворении «Осень» через трагедийность центральной темы «умирания» раскрывается связь творящего человеческого духа с неумирающими силами природы и мироздания.

1833–34 годы начинают последний, исключительно тяжелый период жизни П. Авторитет 1-го русского поэта сохраняется за ним, но в основном как эхо славы П.-романтика 20-х гг.; глубочайшие же открытия зрелого П. расцениваются публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки «упадка». Лишь немногие, в том числе Н. В. Гоголь, понимают их значение. Несмотря на обещание Николая I быть единственным цензором П., цензура постепенно становится многослойной. Рождение детей, светские обязанности требуют больших расходов; займы из государственной казны ставят П. в унизительную зависимость от властей. На просьбы об отставке и о разрешении уехать на время в деревню для поправки имущественных дел царь отвечает угрозой опалы и запрещения доступа в архивы. В кон. 1833 П. присваивают чин камер-юнкера, оскорбительный для его возраста и общественного положения и закрепляющий за поэтом статус мелкого придворного. Вскоре П. обнаруживает, что перлюстрируются его письма. Его репутация вольнодумца и презрение к «новому дворянству» вызывают враждебное отношение к нему высшего света и бюрократической знати, а независимость воззрений, неприятие П. дешевого фрондерства навлекают на него нападки либералов. С начала 30-х гг. его травит реакционная пресса во главе с Ф. В. Булгариным. В этот трагический период в центре внимания П. по-прежнему исторические судьбы и современные проблемы страны, народа и общества, пути национальной культуры, философское осмысление жизни и истории. Он готовит материалы для «Истории Петра», размышляет над историей Великой французской революции, историей русской литературы, изучает шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», стремится влиять на самосознание общества, неоднократно в различных формах напоминает об участи сосланных декабристов. В 1836 он начинает издавать журнал «Современник», продолживший на новом этапе традиции прогрессивной русской журналистики, собирает вокруг него лучшие литературные силы, публикует ряд собственных критических и публицистических произведений, отстаивая в условиях реакции передовую общественную и нравственную роль литературы, борясь с отжившими и реакционными эстетическими воззрениями и охранительной прессой. 

Художественное творчество П. в последние годы идет в известной мере на убыль, уступая место критической, публицистической, теоретической, исторической работе; поэзия вытесняется прозой: П. пишет философскую повесть «Египетские ночи» (1835), где тема истории смыкается с вопросом о сущности поэтического творчества; возникает ряд замыслов и планов прозаических произведений, а также набросков, многие из которых (например, «Мы проводили вечер на даче», «Цезарь путешествовал...») замечательны своей внутренней завершенностью, глубиной, лаконизмом, предвосхищением будущего русской прозы. П. заканчивает «Капитанскую дочку» (1836), где постановка вопросов русской народной, исторической и государственной жизни сочетается с исследованием нравственной проблемы человеческого поведения в сложных исторических обстоятельствах, философские проблемы судьбы. Связь судьбы с жизненным поведением –тема философского гротеска «Сказка о золотом петушке», последней сказки П., единственного поэтического плода третьей «болдинской осени» (1834). Стихи последних лет –медитативная лирика нового рода: ее интонация повествовательна, философские раздумья лишены поэтических «украшений». Нарастают мотивы глубокой грусти, одиночества непонятого людьми человека, жажда «покоя и воли», мысли о смерти («Пора, мой друг, пора!...», 1834, «Полководец», «Странник», 1835, «Из Пиндемонти», «Когда за городом...», 1836). Однако и в этот период нет места пессимизму и эгоистическому унынию; в стихотворении «... Вновь я посетил» (1835), в философском цикле лирики 1836 (перекликающемся некоторыми внутренними темами с «Подражаниями Корану» и завершающемся пророческим стихотворением «Я памятник себе воздвиг...» –поэтическое кредо и завещанием П.) господствует тон мужественной трезвости, требовательности к себе, величавого раздумья, поднимающегося над невзгодами жизни и устремленного к высшему смыслу бытия. В ноябре 1836 П. и некоторые его знакомые получают по почте анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены П. и его самого. В результате обдуманной и коварной светской интриги между П. и поклонником его жены, французским эмигрантом Ж. Дантесом, 27 января (8 февраля) 1837 в предместье Петербурга, на Черной речке, происходит дуэль. П. получает ранение в живот и, стоически перенося в течение двух суток тяжелейшие мучения, умирает. Его квартиру на наб. р. Мойки посещают толпы людей самых разных сословий. В поэтических откликах М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова и др. находит выражение восприятие народом смерти П. как национальной трагедии. Боясь «шума», правительство строго контролирует печать, объявленное место отпевания умышленно меняется, затем тело тайно, ночью, увозят и спешно хоронят в Святогорском монастыре (ныне поселок Пушкинские Горы Псковской области).

Значение творчества и масштабы гения П. ставят его в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. За четверть века писательской жизни П., освоив достижения русской и мировой культуры, опыт своих отечественных литературных предшественников и народного творчества, стремительно прошел неск. литературных эпох –от условных художественных систем 18 в. к развитому реализму, воссоздающему жизнь в ее неисчерпаемой многосторонности. Язык П., сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остается до сих пор основой русского литературного языка. Художественные открытия П. определили и предвосхитили многое в дальнейшем развитии не только русской литературы (творчество Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), но и почти всех областей русского искусства и духовной культуры 19–20 вв. Величайший лирик, П. создал обращенную к реальному многообразию жизни «поэзию действительности», где лирический субъект в процессе своего индивидуального переживания созерцает и познает общую жизнь мира и в мире –себя. В лирике, «Евгении Онегине» и поэмах П. содержание, сюжет и внутреннюю жизнь героев, исторически и социально конкретные, всегда включены в большое историческое время, в них находит выражение общий ход человеческого существования. Будучи вершиной русской поэзии, «Евгений Онегин» одновременно заложил основы и дал своего рода программу развития русского классического романа. П. создал прозу как самостоятельный, со своими специфическими задачами, художественными законами и языком, вид русской литературы, призванный в эмпирическом «быте» распознавать и вскрывать черты исторического «бытия». Он положил начало почти всем современным жанрам прозы –от путевых записок и очерка до исторического романа и философской повести, указал в своих произведениях, планах и набросках направления дальнейшего движения прозы. Драматургия П., сценическая история которой бедна удачами, тем не менее своим философским пафосом и психологической глубиной оказала на русскую литературу влияние, выходящее за пределы театра, а воззрения П. на драму и театр сыграли важную роль в становлении русской школы сценического реализма. Значение П. в истории передовой русской журналистики, публицистики и литературной критики огромно, в частности им впервые поставлен вопрос о литературной критике как науке, об анализе литературных произведений в его целостности. Велика заслуга П. в формировании подлинно научной историографии, опирающейся на объективный анализ фактов и их осмысление в свете общих закономерностей исторического процесса. Мысли и суждения, содержащиеся в художественных произведениях и др. работах П., имеют непреходящее философское, эстетическое и нравственное значение. В основе открытий П. –его реалистический метод: изучение объективных законов бытия в их действии, в конкретных исторических, национальных и индивидуальных проявлениях –изучение, которое П. определял как «глубокое, добросовестное исследование истины», анализ «вечных противуречий существенности», составляющих движущую силу жизненного процесса. Этот метод, в котором конкретные явления рассматриваются с точки зрения общих законов мировой жизни, сообщает слову П. неисчерпаемую многогранность, обеспечиваемую многосторонними контекстными связями, а его произведениям –«вечную современность» и глубочайшую многозначность, воплощенную в художественной форме неповторимо гармонического совершенства, сжатости и красоты. Этот метод также позволяет П. поэтически воссоздавать черты любой эпохи и культуры, демонстрируя беспрецедентную в истории «всемирную отзывчивость» (Ф. М. Достоевский). Метод П. служит также основой его кон.пции личности как полноправного действующего лица большой человеческой истории, свободного в своих проявлениях и ответственного за них. Здесь корни гуманизма П., его гражданственности и нравственной высоты, которые вместе с пафосом истины, реализмом, народностью, историзмом утверждены им в качестве главной традиции русской литературы как «совести общества» и одной из великих мировых литератур. Произведения П. переведены почти на все языки мира. Пушкиноведение –одна из фундаментальных отраслей русской литературной науки. В институте русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР хранятся рукописи поэта, выходит серийное и «Пушкин. Исследования и материалы» (т. 1–6, 1956–69), проводятся всесоюзные Пушкинские конференции. При Отделении литературы и языка АН СССР существует постоянная Пушкинская комиссия, издающая свой «Временник» («Пушкин. Временник Пушкинской комиссии», т. 1–6, 1936–41; «Временник Пушкинской комиссии», в. 1–9, 1963–73).

Музеи П. Всесоюзный музей А. С. Пушкина: в г. Пушкин (бывш. Царское Село) –литературно-монографическая экспозиция (флигель Екатерининского дворца), мемориальный Музей-лицей, мемориальный Музей-дача в доме Китаевой; в Ленинграде –мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина на Мойке. Государственный музей А. С. Пушкина в Москве. Государственный Музей-заповедник А. С. Пушкина (Псковская область). Пушкинский заповедник в с. Большое Болдино (Горьковская область). Дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе. Пушкинский отдел Одесского государственного историко-краеведческого музея. Литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского в Каменке (Черкасская область). Музеи А. С. Пушкина (с. Берново и Торжок Калининской области) и др.

Пушкинские места. Москва –родина поэта, город, где прошло его детство (1799–1811): сюда вернулся он после ссылки в 1826; часто приезжал и в последующие годы (последний раз –в мае 1836). В Царском Селе (г. Пушкин) учился в лицее (1811–17), после женитьбы провел лето 1831 на даче Китаевой. В Петербурге жил по окончании лицея до ссылки (1817–20), в 1827–30 бывал наездами; в 1831 окончательно переехал в Петербург, где провел последние годы жизни. Места южной ссылки П. –Кишинев (1820–23) и Одесса (1823–24). В с. Михайловское (Псковской губернии) приезжал летом 1817 и 1819, находился здесь в ссылке (1824–26), впоследствии неоднократно сюда возвращался; в Святых Горах (ныне поселок Пушкинские Горы) поэт похоронен (см. также Пушкинский заповедник). В нижегородском имении Болдино П. провел 3 осени (1830, 1833, 1834). С именем поэта связаны также Полотняный Завод (Калужской губернии) и Ярополец (Московской губернии) –усадьбы Гончаровых (родителей Н. Н. Пушкиной). Памятными стали и места путешествий Пушкина по Крыму и Кавказу, Псковскому краю, Московско-Петербургскому тракту, по Уралу и Поволжью.
Пушкин Александр (1799, Москва –1837, Петербург), писатель. По отцовской линии –потомок старинного боярского рода, по материнской –правнук военного деятеля Петровской эпохи, выходца из Абиссинии А.П. Ганнибала. Родился в Немецкой слободе в приходе церкви Богоявления в Елохове, в доме коллежского регистратора И.В. Скворцова, где родители Пушкина снимали квартиру. Долгое время местом рождения Пушкина считался д. 40 по Немецкой ул. (ныне Бауманская улица; дом не сохранился; на его месте  школы; в 1927 установлена мемориальная доска, в 1967 перед школой установлен памятник –бюст юного Пушкина, скульптор Е.Ф. Белашова); высказывались предположения, что Пушкин родился в д. 57 по Немецкой ул., также принадлежавшем Скворцову. По исследованиям С.К. Романюка, современный адрес дома, в котором родился Пушкин, –Малая Почтовая улица, 4. Пушкин крещен в церкви Богоявления, стоявшей на месте одноименного собора, сооруженного в 1835–45. Раннее детство Пушкина прошло в Огородной слободе, в р-не Чистых прудов –в д. 7/2 на углу проезда «возле Белого города» (ныне Чистопрудный бул.) и Большого Хомутовского (ныне Большой Харитоньевский) пер. (1800–01), во флигеле усадьбы князя Н.Б. Юсупова (Большой Харитоньевский пер, 21; 1801–03), затем в доме графа П.Л. Санти (Большой Харитоньевский пер, 8; не сохранился) и др. (позднее Пушкин в романе «Евгений Онегин» поселил у «Харитонья в переулке» семью Лариных). Затем семья Пушкиных жила на Поварской ул. и снова в Немецкой слободе, на углу Малой Почтовой ул. и Госпитального пер.. У родителей Пушкина бывали К.Н. Батюшков, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин. Летние месяцы семья проводила в подмосковном имении Захарово, принадлежавшем бабушке поэта –М.А. Ганнибал (Пушкин бывал здесь и в соседнем селе Большие Вяземы каждое лето в 1806–10). Летом 1811 Пушкин в сопровождении дяди –В.Л. Пушкина уехал из Москвы в Петербург для поступления в Царскосельский лицей (по признанию Пушкина, с «музами сосватал» его дядя). В 1814 в московском журнале «Вестник Европы» (№ 13) было опубликовано первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания лицея Пушкин служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел (1817–20), на Кавказе, в Крыму, Кишиневе, Одессе (1820–24). В 1824 в типографии А.И. Семена была издана первая московская книга Пушкина –поэма «Бахчисарайский фонтан»; позднее Семен напечатал также вторую главу романа «Евгений Онегин» (1826), поэмы «Цыганы» (1827) и «Братья разбойники» (1827, два издания). В 1824 Пушкин выслан в родовое псковское имение Михайловское. В мае или июне 1826 направил императору Николаю I письмо, в котором просил дозволения выехать для лечения в Москву, Петербург или за границу. В сентябре 1826 по распоряжению Николая I Пушкин был доставлен с фельдъегерем из Михайловского в Москву. Встреча с императором Николаем I состоялась 8 сентября в Николаевском дворце в Кремле. Император разрешил Пушкину поселиться в Москве и освободил его от общей цензуры, взяв цензорские функции на себя. В тот же день Пушкин посетил своего дядю, В.Л. Пушкина (Старая Басманная улица, 36; мемориальная доска); многократно бывал у него и в последующие годы (в августе 1830 Пушкин принял на себя все необходимые хлопоты, связанные с похоронами дяди). В сентябре–октябре 1826 жил в доме Чаовникова, в гостинице «Европа» (Тверская улица, 6; дом не сохранился), встречался с родными и друзьями. 16 сентября был среди зрителей на торжествах на Девичьем поле по случаю коронации Николая I. В последующем Пушкин неоднократно приезжал в Москву. С 19 декабря 1826 по 19 мая 1827 жил в квартире С.А. Соболевского, в доме Ренкевича на Собачьей площадке; с начала декабря 1828 до начала января 1829, с начала марта до начала мая и с 20 сентября по 12 октября 1829, с середины марта до середины июля 1830 –в доме Обера, в гостинице «Север» (позднее «Англия») в Глинищевском переулке, 6 (в 1830 некоторое время жил в доме Черткова, в гостинице Коппа на Тверской ул.); с 14 по 31 августа 1830 останавливался в доме П.А. Вяземского в Большом Чернышевском переулке, 9 (мемориальная доска; Пушкин бывал также в доме Вяземского на Большой Садовой ул. и в подмосковном имении Вяземских –Остафьеве); с 5 декабря 1830 до мая 1831 –в гостинице «Англия» и в доме Н.С. Хитрово (улица Арбат, 53); с 6 по 22 декабря 1831 –в квартире П.В. Нащокина, в доме Ильинской в Гагаринском переулке, 4; с 21 сентября по 10 октября 1832 –в гостинице «Англия»; 25–29 августа 1833 –в доме Гончаровых на Большой Никитской ул.; 15–17 ноября 1833, в августе, 8–9 сентября и 16 октября 1834 –у Гончаровых и Нащокина, 3–20 мая 1836 (последний приезд в Москву) у Нащокина в Воротниковском переулке, 12 (доска). В кон. 1826 –нач. 1827 Пушкин встретился в Москве с отъезжавшими в Сибирь женами осужденных декабристов –М.Н. Волконской (26 декабря на прощальном вечере в салоне ее невестки З.А. Волконской на Тверской ул., 14) и А.Г. Муравьевой (в доме В.П. Тургеневой, матери И.С. Тургенева, на углу Садовой-Самотечной ул. и Большого Спасского пер.); Пушкин передал Муравьевой стихотворные послания «Во глубине сибирских руд...» и «И.И. Пущину». В 1826–27 часто бывал у В.П. Зубкова, привлекавшегося к следствию по делу декабристов (Малая Никитская улица, 12); пережил страстное увлечение свояченицей Зубкова, своей дальней родственницей С.Ф. Пушкиной. В январе 1827 Пушкин давал показания московскому обер-полицмейстеру Д.И. Шульгину (Столешников пер, 12; Большая Дмитровка, 15а; дома не сохранились) по делу о распространении запрещенных стихов (в частности, об отрывке из его элегии «Андрей Шенье»). Зимой 1828–29 на балу в доме Кологривовых (Тверской бул., 22; не сохранился) Пушкин познакомился с Н.Н. Гончаровой; в 1829–31 неоднократно бывал в доме Гончаровых (Большая Никитская улица, 48–50, не сохранился). 18 февраля 1831 состоялось венчание Пушкина и Гончаровой в приделе недостроенной церкви «Большое Вознесение» (Большая Никитская улица, 36); некоторые исследователи считают, что венчание происходило в находившейся рядом старой церкви Вознесения в Сторожах (построена в 1685, снесена в кон. 1831). Молодожены поселились на втором эт.в доме Н.С. Хитрово, снятом Пушкиным незадолго до женитьбы («дом, состоящий в Пречистенской части второго квартала под № 204-м в приходе Троицы, что на Арбате», ныне улица Арбат, 53), где жили до отъезда в Петербург (15 мая 1831). В числе московских друзей и знакомых Пушкина –Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов (12 октября 1826 на его квартире в Кривоколенном переулке, 4 читал трагедию «Борис Годунов»; мемориальная доска), Д.В. Давыдов, И.И. Дмитриев, С.П. Жихарев, М.Н. Загоскин, И.В. и П.В. Киреевские (Пушкин бывал в салоне их матери Е.П. Елагиной), А.Ф. Малиновский, П.В. Нащокин, А.А. Перовский (Антоний Погорельский), М.П. Погодин, Н.А. Полевой, А.Н. Раевский, Е.С. Семенова-Гагарина, И.М. Снегирев, граф Ф.И. Толстой, В.А. Тропинин, князь Н.И. Трубецкой, П.Я. Чаадаев, С.П. Шевырев, М.С. Щепкин. Пушкин неоднократно встречался в Москве с польским поэтом А. Мицкевичем: у общих знакомых, в доме П.Н. Яковлевой на Чистых прудах, где с сентября 1826 жил Мицкевич, в гостинице «Европа» на Тверской ул., в гостинице «Север» (мемориальная доска с горельефом работы польского скульптора М. Милбергера). Среди многочисленных мест Москвы, где бывал Пушкин, –Кремль, Английский клуб (в доме Н.Н. Муравьева, Большая Дмитровка, 9–11, не сохранился; с 1831 в доме Л.К. Разумовского, Тверская улица, 21), членом которого Пушкин был с 1829; Дом московских генерал-губернаторов (Тверская улица, 13), где на балу у генерал-губернатора Д.В. Голицына познакомился с Е.П. Сушковой (будущая поэтесса Е.П. Ростопчина); Благородное собрание (Большая Дмитровка, 1); ресторация «Яр» (в январе 1831 Пушкин с друзьями поминал здесь А.А. Дельвига) на углу Самотечного канала (ныне Неглинная улица) и ул. Кузнецкий мост (д. 9); дом А.П. Полторацкой на Большой Калужской ул. (ныне Ленинский проспект, 6), где Пушкин навещал своего приятеля С.Д. Полторацкого; Тверской бул.; Пречистенские пруды; Нескучный сад; дача Соболевского в Петровском парке; Марьина роща; Университет (Моховая улица; 27 сентября 1832 посетил его вместе с министром народного просвещения С.С. Уваровым); Университетская книжная лавка, которую держал А.С. Ширяев (Страстной бул., 10); Архив Коллегии иностранных дел (Хохловский пер, 7); Большой и Малый театры (Театральная площадь); Театр С.С. Апраксина (Знаменка, 19); дом Чухина (Большая Садовая улица, 13–17; не сохранился) и Глазовский трактир на Тишинской площади (где слушал пение цыган). Пушкин бывал также в подмосковной усадьбе князей Юсуповых в Архангельском и усадьбе своих родственников Гончаровых в Яропольце. При участии Пушкина в 1826 в Москве был основан журнал «Московский вестник», в котором опубликовано свыше 30 произведений Пушкина, в том числе отрывки из романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэма «Граф Нулин». Печатался также в журналах «Московский телеграф» и «Телескоп». В Москве написаны: седьмая глава «Евгения Онегина», стихотворения «Стансы», «Кавказ» и другие произведения. Облик Москвы, картины быта, важнейшие моменты ее истории (Смутное время, петровские преобразования, Отечественная война 1812 и др.) отразились во многих произведениях Пушкина (стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Всеволожскому» и др., трагедия «Борис Годунов», повести «Гробовщик», «Рославлев», очерк «Путешествие из Москвы в Петербург», роман «Евгений Онегин»). Классическим выражением национальных чувств по отношению к Москве стали слова Пушкина: «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!». С 1829 Пушкин был членом ОЛРС. Первое сообщение в Москве о кончине Пушкина появилось в газете «Русский инвалид» 30 января 1837. В мрачные дни торжеств по случаю коронации Николая I была решена и судьба А. С. Пушкина (1799-1837). 28 августа император распорядился «свободно, под надзором фельдъегеря» доставить к нему ссыльного поэта. Утром 8 сентября Пушкин был в Москве. Не дав ему даже отдохнуть с дороги, его привезли в Кремль к Николаю I. Современник рассказывает со слов поэта, что на вопрос царя, встал бы он в ряды восставших 14 декабря, Пушкин мужественно ответил: «Непременно... все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем». Несмотря на такой ответ, Николай I счел более выгодным вернуть из ссылки любимого всей Россией поэта и со свойственным ему лицемерием стал его цензором. «Свобода» Пушкина была иллюзорной. III отделение не выпускало поэта из поля зрения. Без ведома Бенкендорфа поэт не имел права никуда выезжать и даже читать свои произведения друзьям, если они не прошли «высочайшую» цензуру. Пятнадцать лет не был Пушкин в Москве. Впоследствии в «Евгении Онегине» он так передавал свою радость от встречи с родным городом:
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Великий поэт родился в Москве 26 мая 1799 г. на Немецкой ул. (Бауманская ул., 10). Как свидетельствуют архивные материалы, это владение имело следующий вид: по ул. стояло два деревянных здания, разделенных воротами: третье находилось во дворе, вправо от входа; большой сад упирался в ручей Кукуй. Сейчас на этом месте находится  школы имени А. С. Пушкина. Колорит пушкинского времени в известной мере сохраняют расположенные вблизи дома №№ 6, 8, 9, а также дом № 27. В нем жили родители поэта незадолго до его рождения. С любовью вспоминал Пушкин о своих детских годах, проведенных в Огородной слободе (р-н Харитоньевских переулков):
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горестей и бед.
Время не сохранило домов в Большом Харитоньевском переулке, где жили Пушкины после возвращения в Москву в 1800 г.: № 2 - 1800-1801 гг.; флигель во владении № 21 - 1801-1803 гг.; № 8 - 1803-1806 гг. Не сохранился и дом Ф. С. Одоевского, отца писателя и музыкального критика В. Ф. Одоевского, куда Пушкины переехали в 1806 г. (М. Козловский пер., 1-5). В Малом Харитоньевском переулке бабушке поэта О. В. Пушкиной принадлежал дом № 9 (не сохранился), в котором после ее смерти в 1802 г. поселился В. Л. Пушкин. В Малом Козловском переулке (дом № 10-12, не сохранился) жила другая бабушка поэта - М. А. Ганнибал, в 1805 г. переехавшая в семью Пушкиных. Она учила любимого внука читать и писать по-русски. С миром народной поэзии знакомили мальчика песни и сказки его няни Арины Родионовны. И. И. Пущин, подружившийся с поэтом в лицее, вспоминал, что «Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил... Обстановка Пушкина в отцовском доме и у дяди, в кругу литераторов, помимо природных его дарований, ускорила его образование». Частыми гостями Пушкиных были Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. И. Тургенев. Воспоминанием о годах детства звучат строки «Евгения Онегина», где описывается приезд Татьяны Лариной в дом «у Харитонья в переулке». Современники поэта указывают, что в 1810-1811 гг. Пушкины вновь жили в р-не Немецкой слободы (Госпи­тальный пер., 1-3, дом не сохранился). Отсюда в июле 1811 г. двенадцатилетний Александр Пушкин был отвезен В. Л. Пушкиным в Петербург для поступления в Царскосельский лицей. В 1826 г. Пушкин вернулся в Москву уже прославленным поэтом, чьи стихи, по словам И. И. Пущина, «приобрели народность во всей России». Первый вечер в Москве он провел у своего дяди В. Л. Пушкина, жившего тогда на Старой Басманной, 36. Весть о приезде «певца свободы» облетела Москву. Едва он появлялся в общественном месте, как «имя его повторялось в каком-то общем гуле», - записывает современник. Огромным событием в жизни литературной Москвы были чтения Пушкиным «Бориса Годунова». 12 октября Пушкин читал у поэта Д. В. Веневитинова (Кривоколенный пер., 4). Историк М. П. Погодин через много лет так вспоминал об этом: «Не помню, как мы разошлись, как докончили день, как улеглись спать. Да едва ли кто и спал из нас в эту ночь. Так был потрясен весь наш организм». За эти чтения поэт получил выговор от Бенкендорфа. Пушкин завязывает отношения в московских писательских кругах, посещает литературные салоны. Он часто бывает на вечерах у 3. А. Волконской - «царицы муз и красоты». Ее дом на Тверской № 14, (не сохранился) посещали Е. А. Боратынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский, М. Н. Загоскин, М. А. Максимович, И. В. и П. В. Киреевские, С. Е. Раич, П. Я. Чаадаев, Н. М. Языков. С вдохновенными импровизациями выступал здесь Адам Мицкевич. 26 декабря 1826 г. Пушкин присутствовал у 3. А. Волконской на прощальном вечере с М. Н. Волконской, уезжавшей в Сибирь к своему мужу - декабристу С. Г. Волконскому. Свое послание к декабристам «Во глубине сибирских руд» Пушкин вручил жене декабриста Никиты Муравьева - А. Г. Муравьевой, также ехавшей в Сибирь. Их свидание произошло на квартире родителей А. Г. Муравьевой в Большом Спасском переулке сейчас Б. Каретный пер., 24, - прим. ред., (дом перестроен). В Москве Пушкин сблизился с В. П. Зубковым, приятелем И. И. Пущина. Зубков входил в учрежденный И. И. Пущиным «Практический союз» и некоторое время пробыл в заключении в Петропавловской крепости. На его квартире (М. Никитская, 12) Пушкин написал «Стансы» («В надежде славы и добра»), кончающиеся призывом к смягчению участи декабристов. Пушкин нередко посещал П. Я. Чаадаева, оказавшего значительное влияние на вольнолюбивые настроения поэта в юные годы. К нему обращены известные пушкинские строки:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В нач. 1830-х годов П. Я. Чаадаев жил на Петровке дом № 13/15, (не сохранился), затем переехал на Новую Басманную ул., в дом № 20 (флигель, который он здесь занимал, также не сохранился). В Москве началась дружба Пушкина с Адамом Мицкевичем (1798-1855). За участие в борьбе с царизмом Мицкевич был выслан во внутренние губернии России. В декабре 1825 г. он поселился в Москве, на Малой Дмитровке дом № 5, (перестроен), с весны по осень 1826 г. занимал квартиру в Глинищевском переулке дом № 7, (не сохранился), отсюда переехал на Чистые пруды (дом № 9, не сохранился). Предполагают, что в этом доме Пушкин посещал великого польского поэта. С мая 1827 г. Мицкевич жил в усадьбе А. К. Разумовского на Гороховской (Казакова – прим. ред.) ул. (дом № 20). Как свидетельствуют современники, Мицкевич также навещал своего друга (Глинищевский пер., 6). Об этих встречах Пушкин впоследствии писал:
Делились мы и чистыми мечтами
И песнями (он вдохновен был свыше И свысока взирал на жизнь). Нередко
Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
В апреле 1828 г., в отсутствие Пушкина, литературная Москва прощалась с Мицкевичем. На квартире приятеля Пушкина С. А. Соболевского (Козицкий пер., 5) москвичи устроили торжественный ужин. Польскому поэту был вручен памятный серебряный кубок с выгравированными на нем именами собравшихся. В него были вложены стихи И. В. Киреевского. «Живая сила талисмана» памяти о верных друзьях «живые крылья даст твоей мечте», - писал И. В. Киреевский. В 1829 г. в Москву переехал друживший с Пушкиным, а впоследствии и с Н. В. Гоголем поэт Н. М. Языков (1803-1846). Еще в 1824 г., обращаясь к нему, Пушкин писал:
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они родня по вдохновенью.
Клянусь Овидиевой тенью:
Языков, близок я тебе.
Языков поселился у А. П. Елагиной (Трехсвятительский, ныне Хоромный туп., 4). Четверть века дом Елагиной был одним из центров литературной жизни Москвы. «У Красных ворот, в республике, привольной науке, сердцу и уму...», - писал о нем Языков. В разные годы здесь бывали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Е. А. Боратынский, П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, Аксаковы, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, А. И. Тургенев, П. Я. Чаадаев. В нач. 1840-х годов Языков жил в доме № 8 по Малому Власьевскому переулку, затем в Малом Толстовском (сейчас Каменной Слободы – прим. ред.) переулке, во владении № 1-3. Зиму 1844/45 г. он провел в доме № 8 в Серебряном переулке. Позднее поэт жил в доме № 3 на Петровке и на Пречистенке в доме № 39 (не сохранился). Умер он в 1846 г. в доме № 26 (не сохранился) на Тверской. В 1830 г. Пушкин познакомился с автором известного романа «Юрий Милославский» М. Н. Загоскиным и нередко посещал его (Гагаринский пер., 29-31, дом перестроен). В Москве поэт сблизился с Е. А. Боратынским (1800-1844). Выйдя в отставку с военной службы, Боратынский в кон. 1825 г. поселился в Большом Харитоньевском переулке (дом № 3, не сохранился). В 1826 г. он жил в Столешниковом переулке дом № 14, (не сохранился). Вероятно, здесь у него бывал Пушкин, который считал его «нашим первым элегическим поэтом». В 1828 г. поэты выпустили совместно сборник, в котором были напечатаны «Граф Нулин» Пушкина и «Бал» Боратынского. После женитьбы в 1826 г. поэт поселился в доме родителей жены (Б. Чернышевский (Вознесенский – прим. ред.) пер., 6, внешний вид изменен). Здесь бывали А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов. В 1835 г. Боратынский приобрел дом на Спиридоновке (№ 14-16, не сохранился). После возвращения из ссылки Пушкин шестнадцать раз приезжал в Москву. Обычно он останавливался в гостиницах, преимущественно в доме Обера в Глинищевском переулке № 6. Здесь им написаны «Дорожные жалобы», «Кавказ», частично «Путешествие Онегина». В этом доме у поэта бывали Адам Мицкевич, Е. А. Боратынский, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, И. И. Дмитриев, М. А. Максимович и другие московские литераторы. Этот адрес не раз упоминается в полицейских донесениях в связи с тем, что за поэтом велся секретный надзор. Останавливался Пушкин также у своих друзей: С. А. Соболевского (Собачья площадка, ныне Композиторская ул., 12, дом не сохранился, - 1826-1827 гг.), П. А. Вяземского (Б. Чернышевский (Вознесенский – прим. ред.) пер., 9, - 1830 г.), П. В. Нащокина (Гагаринский пер., 4, - 1831 г.; Остоженка, 18, дом не сохранился, - 1833 г.; Воротниковский пер., 12, дом надстроен, - 1836 г.). Лишь после женитьбы в 1831 г. Пушкин жил в собственной квартире (Арбат, 53, дом перестроен), откуда переехал в Петербург. В 1833 и 1834 гг. поэт жил в доме родителей жены - Гончаровых (Б. Никитская ул., 50, не сохранился). В 1880 во время Пушкинского праздника на Тверском бул.е открыт первый в России памятник Пушкину (скульптор А.М. Опекушин), перенесенный в 1950 на площадь, названную именем Пушкина. В 1900 на Немецкой ул. устроена библ., носящая имя Пушкина (ее попечительницей была дочь Пушкина –М.А. Гартунг); позднее библ. переведена в особняк на Спартаковской ул. (д. 9), перед которым установлен бюст поэта. В 1937 в Историческом музее была организована Всесоюзная Пушкинская выставка, приуроченная к 100-летию со дня гибели поэта, материалы которой стали основой для создания в Ленинграде музея Пушкина. В 1961 открыт Музей Пушкина в Москве (бывш. усадьба Хрущевых –Селезневых, Пречистенка, 12/2), в 1986 –Музей-квартира Пушкина на Арбате (д. 53). В фондах Музея Пушкина –свыше 50 тыс. томов изданий произведений поэта, в том числе подлинники прижизненных изданий, научная и художественная литература о нем, произведения изобразительного искусства, личные вещи Пушкина и его друзей. В 1993 установлен памятник поэту в сквере на Спасопесковской площадке (скульптор Ю. Динес). В 1937 именем Пушкина названы площадь (ранее –Страстная площадь, площадь Тверских ворот), наб. Москвы-реки (ранее –Нескучная наб.), станция метро «Пушкинская». В 1937–92 Пушкинской именовалась улица Большая Дмитровка. Имя Пушкина присвоено Музею изобразительных искусств, Институту русского языка, Драматическому театру.

Развитие и положение в обществе в России, по Александру Пушкину, зависит в значительной степени от состояния элиты (бояр, аристократии). Герой «Медного всадника» Евгений, из бывш. аристократического рода, а ныне обнищавший, пошел вместо благородного и жертвенного служения Богу, ближним (гражданам) и Отечества по пути мещанского личного комфорта без обременения себя общественными обязанностями (лишь бы потихоньку пожить, особо не напрягаясь, «как все»). Александр Первый хотел изменить общество по Богу: освободить крестьян, реформировать все сферы жизни общества, но элиты не захотели, а решили жить по-старому: за счет крестьян в комфорте. Александр даже затеял перевод Нового Завета на русский язык, чтобы обратить внимание отходящего от Бога общества на вечные идеалы. Но тщетно. Александр был вместе с кающимся и смиряющимся перед Богом народом, а Евгений был далек от народа и от Бога. Более того, он бунтует против Бога. И он наказан. Его мечты рухнули – дорогие ему люди погибли. Если бы он надеялся на чудо, на Бога, может быть, было бы иначе. Своим возмущением против Бога он погубил близких и себя. Образ петербургского наводнения и судьба Евгения у Пушкина являются историческим примером, предупреждением на будущее для конкретного человека и всего народа России (вот выбирай, как тебе поступить, – как царь и народ или как безбожный Евгений). Всадник олицетворят Россию-империю, а Евгений против Бога, и он – за спиной Медного всадника, вне России. И Евгений воспринимает его как своего противника. Кто против Бога – тот против России. Всадник – земное воплощение Божьей воли, а для отрекшегося от Бога и служения народу человека он – враг. Трудами Петра 1-го Россия вернулась от своего разложения в кон. 17 века на путь, который был ей определен Провидением, на путь служения и труда в мире. Он создал православную империю. Жесткость Петра была воспитана нравами русского общества, которое деградировало в годы его детства и юности. Петр создал новый двигатель для своей империи, новую аристократию. И вся аристократия, дворянство были обязаны служить, в этом их оправдание перед Богом и оправдание их привилегий в стране. Но через полвека дворянство получило вольность. Служение Отечеству стало для него добровольным делом, не по обязанности и закону. Вот и стала жить аристократия, дворянство в свое удовольствие, в утехах и безделье. Но так произошла измена Богу и Отечеству. Повесть призывает к покаянию и служению Богу, друг другу и стране. Это – самый лучший путь.

Стих «Во глубине сибирских руд» - поддержка друзьям и единомышленникам, сосланным в Сибирь после восстания 1825 года. Их подвиг не пропадет даром, а принесет благой плод для будущего России. Справедливость восторжествует и для самих декабристов.

Баллада «Песнь о вещем Олеге». Воля своя и высшая, Божья. Бога не обманешь, как бы ты не хотел. И если уж Он судил тебе плохой исход (даже по неясным для тебя причинам, потому что мы многого не понимаем ограниченным разумом), он все равно совершится. Олег убил коня, от которого ему была кудесником напророчена смерть, так из черепа убитого коня вылезла змея, от укуса которой князь погиб все равно. Поэтому надо служить Богу, высшей правде, чтобы и смерти не бояться и умереть достойно.

Стих «К морю». Прежние розовые мечты, романтика, беззаботная юность манят (как море), но несмотря ни на что надо быть реалистом, суметь понять это и порвать с романтическими грезами.

Стих «Бесы». Человек часто борется со стихией, перед которой он бессилен. Он даже не может справится с бурей в своей собственной душе. Вихрь жизни закручивает человека. Но и в нем он ищет выход, дорогу, свет. А слепая судьба играет людьми, как хочет.

Стих Элегия». Вся жизнь - поиск смысла жизни, пути. За печалью и похмельем идет оптимизм и жажда жизни. И вот всю жизнь идет эта борьба. Дать же смысл жизни может только творчество и любовь.

Роман «Капитанская дочка». 2 мира: дворянский во главе с императрицей Екатериной 2-й и народный во главе с бунтовщиком Емельяном Пугачевым. Но в обоих мирах - свои суровые законы, от которых всегда страдают простые люди.

Роман «Евгений Онегин». Евгений страдает от скуки, разочарованности в жизни, ее бессмыслицы, хотя он умный и честный. А нравственного стержня, смысла жизни в нем не забито. Он не может реализовать себя. Татьяну Ларину он сначала отверг, а потом влюбился в нее, но уже она ему отказала и сохранила верность своему мужу. Ведь у нее был богатый внутренний мир, любящая душа, преданность любимому, чувство нравственного долга. Похож на Онегина и романтик-поэт Владимир Ленский. Он тоже живет жизнь пусто, не может себя реализовать, хотя и пытается. Так они и не смогли найти истинный смысл жизни - в итоге Онегин на дуэли убил Ленского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий