понедельник, 13 апреля 2020 г.

Пудовкин Всеволод

Пудовкин Всеволод (1893 –1953) – кинорежиссер и теоретик кино. Родился в Пензе. В 1914 окончил отделение естественных наук физико-математического факультета МГУ. В 1920 поступил в Госкиношколу (ныне ВГИК). Студентом начал работать как сценарист, режиссер и актер. Первые работы –«Шахматная горячка» (1925, совместно с Н. Г. Шпиковским) и научно-популярный фильм «Механика головного мозга» (1926). Экранизация повести М. Горького «Мать» (1926) наряду с «Броненосцем Потемкин» Эйзенштейна становится крупнейшим достижением советского кинематографа. Затем П. ставит фильмы «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929, за рубежом шел под названием «Буря над Азией»), объединенные темой революционного пробуждения народных масс. П. много сделал для формирования киноэпоса, в котором создан поэтический образ борющихся масс. Член КПСС с 1939. В 30-е гг. поставил отмеченные экспериментаторскими поисками в области новых выразительных средств фильмы: немой –«Простой случай» (1932) и звуковые –«Дезертир» (1933) и «Победа» (1938). Большую роль в развитии советского исторического фильма сыграли картины П. «Минин и Пожарский» (1939; Государственная премия СССР, 1941), «Суворов» (1941), «Адмирал Нахимов» (1947; Государственная премия СССР, 1947). В годы ВОВ 1941–45 П. создал «Пир в Жирмунке» («Боевой киносборник» № 6, 1941) и «Во имя Родины» (1943, по пьесе К. М. Симонова «Русские люди»). В 1950 П. (совместно с Д. И. Васильевым) поставил фильм «Жуковский» (Государственная премия СССР, 1951). Последняя работа режиссера –«Возвращение Василия Бортникова» (1953; по роману Г. Е. Николаевой «Жатва»). П. выступал и как киноактер: Протасов («Живой труп», 1929), Юродивый («Иван Грозный», 1945) и др. Многие фильмы П. получили премии международных кинофестивалей. Автор книг «Кинорежиссер и киноматериал» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актер в фильме» (1934), теоретических статей, переведенных на многие языки, изучаемых во всех киношколах мира. Фильм «Мать» (по повести А. Горького, 1926 г.) был поставлен одним из передовых художников кино, Пудовкиным. Его творчество активно содействовало укреплению метода социалистического реализма в нашем киноискусстве. Картинам Пудовкина было свойственно глубокое идейное содержание, динамичность формы. Крупными творческими удачами Пудовкина были фильмы «Конец Санкт-Петербурга» (1927 г.) и «Потомок Чингиз-хана» (1928 г.). Этапными для советской исторической кинематографии стали патриотические фильмы «Минин и Пожарский» (1939 г.), «Суворов» (1940 г.), «Адмирал Нахимов» (1946 г.), «Жуковский» (1950 г.).

В 1920-е П. жил в Гагаринском пер., 2; в нач. 1930-х на 1-й Тверской-Ямской, 33 (перестр.); в 1940-е на Большой Пироговской ул., 37/43; последняя квартира была при театре-студии киноактера, на ул. Воровского (Поварская), 31.

Комментариев нет:

Отправить комментарий