воскресенье, 23 октября 2016 г.

Нововоротниковский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому району (ЦАО) от Краснопролетарской улицы до Селезневской улицы. 

Недалеко – метро «Новослободская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе (а вторая полоса является трамвайным путем, но в принципе по ней тоже можно проехать при отсутствии трамваев) в сторону Краснопролетарской улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 200 метров.
Имеет форму буквы Г (в середине — изгиб).

История:

Переулок назван в 17 веке и снова в 1922 году по слободе Новые Воротники, которая возникла в результате переселения сюда в 1658 году части воротников из Земляного города у Тверской заставы (где остались Старые Воротники), которые охраняли ворота.

В 18 веке —  Пименовский переулок (по храму преподобного Пимена Великого, что в Новых Воротниках), позднее — Лобановский переулок (по местному домовладельцу Лобанову-Ростовскому).

Нежилые объекты:

• Православный храм Пимена Великого (Живоначальной Троицы) в Новых Воротниках (№ 3 с несколькими строениями на церковной территории; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Главный престол – Живоначальной Троицы. Приделы: Владимирской иконы Божией матери и преподобного Пимена Великого. История: построен в 1702 г.; перестраивался и обновлялся в 18–19 вв. Владимирский придел – нач. 19 в. Ограда и колокольня – 19 в. Никогда не закрывался, но в 1936–1946 гг. был у обновленцев. Арх-ра: стиль – барокко; типа «восьмерик на четверике»; состоит из основного объема с одной главой, трапезной с приделами и трехъярусной колокольни. Интерьер: росписи – кон. 19 в., мраморный иконостас – нач. 20 в. с некоторыми иконами 18 в. Святыни: чтимые иконы Св. Троицы (18 в.), Казанской и Тихвинской Божией Матери (17 в.), Владимирской Божией Матери (18 в.), Пименовской Божией Матери (нач. 20 в.), святителя Николая Чудотворца (18 в.), «Благовещение пресвятой Богородицы» (18 в.), преподобного Пимена Великого (18 в.) и др. Духовенство: настоятель – епископ Аркадий Афонин; другие клирики: священники Александр Торопов, Константин Федулов и Илья Власов; дьяконы Илья Шелаев и Андрей Мурышкин. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (по воскресеньям и большим праздникам 2 литургии – в 7.00 и в 9.30), вечером – в 17.00 (по пятницам – с акафистами Божией Матери, по воскресеньям – с акафистами Живоначальной Троицы и прп. Пимену – попеременно). Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; библиотека; молодежный лекторий. Сайт есть, но только неофициальный и он очень посредственный).


Спрятанный в небольшом Нововоротниковском переулке между двумя крупными улицами, этот храм выделяется ярко-красным цветом своих фасадов. Особый интерес представляют его интерьеры, созданные лучшими мастерами своей эпохи – они сохранились в целости и сохранности с начала ХХ века.
Эта местность с середины XVII века называлась «Новыми Воротниками» и её главная церковь – «Новым Пименом», словно напоминая о своем старом месте – рядом с Тверской улицей, на перекрестке Воротниковского и Старопименовского переулков, где до 1931 года стояла церковь «Старого Пимена». Населяли эту слободу воротники – привратники при городских воротах. С ростом города они были переселены за Земляной вал, чтобы освободить территорию для стрельцов. На новом месте в 1672 году они создали церковь во имя Троицы Живоначальной с приделом Пимена Великого – в память о прежнем храме. Вскоре новая церковь переняла название у придела и под ним вошла в историю Москвы. После разрушительного пожара 1691 года началось возведение новой каменной Пименовской церкви, законченное в 1702 году.
Существующее здание представляет собой соединение разновременных частей. Его ядро – главный храм 1702 года, созданный в стилистике нарышкинского барокко, состоящий из четверика и поставленного на него восьмерика, с оконными наличниками, выполненными в виде «разорванных фронтонов» – одной из наиболее распространенных черт нового архитектурного направления. При нем существовала трапезная, которая в 1770 х годах оказалась расширена, к концу XVIII века в ней появился второй придел – во имя Владимирской иконы Божией Матери.
О создании Владимирского придела повествует одно местное предание. Один слепой мальчик играл однажды неподалеку от церкви и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это момент пыль и песок попали ему в лицо, он потер глаза этой рукой и вдруг прозрел. Он увидел, что предметом в его руке оказалась маленькая вырезанная в камне икона Владимирской Богоматери. В её честь и был создан новый придел.
Расширение храма продолжилось и в XIX веке. В 1825 году возводится его существующая ограда. В 1881 1883 годах создается новая трехъярусная колокольня, и полностью перестраивается трапезная: по проекту архитектора К.М. Быковского её  приделы расширены в длину и ширину, новые стены получили обработку в псевдорусском стиле, с крупными кокошниками, главками с каждой стороны и наличниками, имитирующими разорванные фронтоны начала XVIII века.
Самые значительные перемены интерьеров церкви произошли в 1897 1907 годах. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля были созданы двухъярусные мраморные иконостасы, богато украшенные колонками и резьбой с христианской символикой – пальмовыми ветками, виноградными лозами, монограммами «Альфа и Омега». В главном храме появилась копия росписи В.М. Васнецова из Владимирского собора Киева.
Часть утвари Пименовской церкви была утрачена в 1922 году во время кампании по «изъятию церковных ценностей», однако сам храм на протяжении всей советской эпохи никогда не закрывался, что и позволило ему сохранить свое убранство и интерьеры нетронутыми. В 1927 1932 годах регентом церковного хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. Сегодня храм святого Пимена Великого в Новых Воротниках – уникальный памятник архитектуры, истории и культуры, имеющий открытый доступ для всех желающих и отлично сохраняющий свои бесценные сокровища.


Построена в 1696—1702 гг., сменив деревянный храм, сооружённый в 1658 г. 

Первоначально состояла из собственно храма типа восьмерик на четверике (главный престол Троицы) с апсидой, трапезной с южным приделом (престол Пимена) и колокольни. 

В 1760—70-х гг. трапезная была значительно расширена, а между 1796 и 1811 гг. увеличена северным приделом (престол иконы Владимирской Богоматери). Тогда же, вероятно, вместо прежней колокольни была возведена новая, перестроенная во второй половине 19 в. 

В 1881—83 гг. (видимо, по проекту архитектора К. Быковского) по сторонам храма для приделов были сооружены самостоятельные симметричные помещения с большими скруглёнными апсидами, вынесенными на линию алтаря главного престола. 

Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и московского барокко. 

В 1893 г. трапезную вновь расширили к западу и возвели перед входами три крыльца. Восьмерик храма, увенчанный главой на цилиндрическом барабане, обработан на углах колонками с ионическими капителями и украшен колончатыми наличниками с навершиями в виде разорванных фронтонов. Такие же наличники повторены на окнах трапезной и приделов. Их боковые фасады, расчленённые парными полуколонками, завершены массивными аттиками, усложнёнными щипцовыми навершиями и килевидными кокошниками. 

Архитектура высокой 3-ярусной колокольни, отражающая более ранний этап развития эклектики, характеризуется барочной трактовкой силуэта, сочетающейся с отдельными декоративными формами «русского стиля». Значительную ценность представляет внутреннее убранство церкви, в том числе уникальный двухъярусный мраморный иконостас, в резьбе которого воспроизведены древнехристианские орнаменты и символы (изготовлен в 1897—1907 гг. по проекту архитектора Ф. Шехтеля на средства И. Орлова). 

Настенные росписи сделаны в начале XX в. по эскизам В. Васнецова, выполненным для Владимирского собора в Киеве. 

Церковный участок, занимающий часть квартала, ограниченного Нововоротниковским переулком и Краснобогатырской улицей, окружает кирпичная, с металлическими решётками ограда, сооружённая в псевдобарочных формах в 19 в. 

В церкви хранится значительное количество икон, датируемых 1730-ми гг. 

В 1928—29 гг. приходским хором руководил будущий патриарх Пимен.

Построен в 1696-1702 годах на месте сгоревшего в 1691 году деревянного храма Святой Троицы с приделом преподобного Пимена, сoopуженного в 1658 году в слободе переселившихся сюда из Белого города воротников (охраны многочисленных московских ворот). 

Храм перестраивался в 19 веке, обновлялся в 1897-1907 годах.

Проект внутреннего переоформления составлен в 1897 году архитектором Ф. О. Шехтелем (роспись - по образцу росписей В. Васнецова в киевском Владимирском соборе; мраморный двухъярусный иконостас 1907 года – И. Орлов по рисункам Ф. Шехтеля).

В советские годы храм не закрывался. 

В 1928–1929 годы его молодёжным хором руководил монах Пимен, будущий патриарх. 

В 1936 году храм захватили обновленцы. 

Здесь с 1944 и вплоть до смерти в 1946 году имел свою последнюю кафедру «митрополит» Александр Введенский. 

Последний храм московских "обновленцев". 

Тут в 1946 году отпевали обновленческого "первоиерарха" "митрополита" Александра Введенского.

Ограда и храм. 2016 год

2016 год

Вход на храмовую территорию. 2016 год

• Заброшенный бывший жилой дом (№ 4).

Впереди. Вид с территории храма. 2016 год

• Детский сад: дошкольное отделение № 1921 лицея № 1501 (№ 6). 

Бывший детский сад № 1921. 

Сад имеет давнюю историю, начинающуюся в 1937 г. 

Новое трехэтажное кирпичное здание было построено в 2008 г.

Впереди. Вид с территории храма. 2016 год

Жилых домов нет (есть два бывших жилых дома, которые пока не снесены).

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательность:

Православный храм Пимена Великого (Живоначальной Троицы) в Новых Воротниках (№ 3).

Зон отдыха нет.

Фото:

Начало переулка. 2016 год
Начало переулка. Справа и слева — два бывших жилых дома, ныне заброшенные, причем тот, который справа, уже около 20 лет, так что даже сетка на нем сгнила и стала черной, а кирпичная кладка, особенно внизу, осыпается. Слева виден храм. 2016 год
Подъезд одного из аварийных выселенных бывших жилых домов в переулке. 2016 год
Середина переулка (у храма). Вид в сторону начала переулка. 2016 год
Начало переулка. Вдали — Селезневская улица. 2016 год
Начало переулка. Вид на храм от Селезневской улицы. 2016 год

Проезд:

От метро «Новослободская» пешком через Селезневскую улицу.


Видео:




Состояние на 31.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий