пятница, 28 октября 2016 г.

Яузская улица

Расположение:

Улица проходит по Таганскому району (ЦАО) от площади Яузские Ворота (Бульварное кольцо) до Верхней Радищевской улицы. 

Недалеко – Москва-река и метро «Китай город».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта: 4 полосы в сторону площади Яузские Ворота и 2 полосы  в сторону Верхней Радищевской улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 600 метров.

История:

Возникла и названа в 18 в., отделяла Серебряники от бывшей Кошельной слободы, связывала Кремль с Заяузьем, являясь продолжением Солянки. Композиционный центр Яузской улицы — колокольня церкви Троицы в Серебряниках (1756—68). Названа от реки Яузы, над которой эта улица ныне проходит по мосту.

В конце 18 в. на левой стороне Яузской улицы находилась усадьба; главный дом пострадал при пожаре 1812 г., в 1816 г. был частично восстановлен (дома 1—3). 

В 1798—1802 гг. была построена усадьба И. Баташева (д. 9-11). 

В 1930-х — начале 40-х гг. при реконструкции Большого Устьинского моста и постройке Астаховского моста Яузская улица расширена.

Участок от Астаховского моста до Верхней Радищевской улицы ранее – Таганская или Таганная улицы.

В 1922 – 1994 годах этот участок – Интернациональная улица (в честь 1-го Интернационала).

В советское время улица изменилась: в 1940 году, когда строился новый, 40-метровой длины и 36-метровой ширины Астаховский мост с подъездной эстакадой, ее расширили вдвое, а осенью 1975 года весь квартал справа, до самого Большого Устьинского моста, снесли и на его месте разбили сквер. Открылся вид на устье Яузы и противоположный берег Москвы-реки.

25 октября 1994 года бывшая Интернациональная улица была переименована как продолжение Яузской улицы.

Сохранилась левая сторона улицы с ее застройкой конца 18 — начала 19 вв. Редко в Москве увидишь улицу со столь целостным, почти не изменившимся за полтора века градостроительным ансамблем! А если еще добавить сюда дом № 15 на Солянке, соседний с ним дом по Яузскому бульвару и доминирующую над ним церковь Петра и Павла на Кулишках, то образуется панорама очень мало тронутого перестройками уголка старой Москвы.

В 2015 году на улице отреставрировали фасады исторических зданий, разделили пешеходный переход островком безопасности и поставили новые светофоры. Была убрана лишняя реклама и демонтированы слишком крупные вывески.


В 2016 году улица была реконструирована по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Российская Автомобильная Федерация (№ 5/1).

• Бывшая городская усадьба Гончаровых-Филипповых (№ 1/15, 18–19 века; после 1917 года – жилой дом). 

Усадебный комплекс конца 18 – начала 19 вв., перестроен в 1877 г., арх. А. Вебер.

В 17 в. владение за Яузскими воротами Белого города подле церкви Живоначальной Троицы в Серебряниках принадлежало князю И. Черкасскому. В начале следующего столетия он продал свой двор вместе со стоявшими здесь каменными палатами Афанасию Гончарову — прапрадеду жены Пушкина Натальи Гончаровой. В 1718 г. Афанасий, уже владевший к тому времени полотняной мануфактурой под Калугой, построил в своей московской усадьбе парусную полотняную фабрику на 10 станов. От нее до наших дней сохранился одноэтажный объем возле церкви.

В 1789 г. внук А. Гончарова Афанасий Николаевич (дед Н. Гончаровой) был пожалован дворянством. По его заказу архитектор И. Еготов в конце 1790-х гг. перепланировал усадьбу. Он частично разобрал старые палаты и возвел по красной линии Яузской улицы главный дом в стиле классицизма, соединенный деревянными галереями-переходами с двумя боковыми каменными флигелями. Второй этаж главного дома и мезонин, в отличие от каменного первого, были выполнены из дерева. По окончании строительства усадебный дом был включен М. Казаковым в «Архитектурные альбомы».

К началу 19 столетия финансовое положение семьи Гончаровых ухудшилось. Причиной этого явилась пагубная страсть Афанасия, прокутившего и проигравшего в карты все фамильные миллионы. Усадьбу на Яузской улице пришлось продать. Новым ее владельцем стал генерал-фельдмаршал граф И. Гудович, главнокомандующий Москвы в 1809–1812 гг. Недолго пробыв ее хозяином, он уступил владение купцу А. Смирнову.

В пожар 1812 г. усадьба серьезно пострадала: сгорели деревянные второй этаж с мезонином и переходы между центральным зданием и боковыми флигелями. Гончаровы не стали восстанавливать усадьбу, продав её вологодскому купцу-чаеторговцу Филиппову, разместившему здесь вначале магазин, а затем чаеразвесочную фабрику, просуществовавшую до 1917 г. После войны она была отремонтирована и перестроена. Разобран сгоревший деревянный второй этаж и галереи-переходы от флигелей к главному дому. В виде трех отдельных строений — одноэтажного главного дома и двух двухэтажных боковых флигелей — усадьба и простояла до 2000-х гг.

Смирнов удержал за собой только соседний особняк, располагавшийся на углу Яузского бульвара и выстроенный им для своего сына, профессора Московского университета С. Смирнова.

После революции усадьба была переоборудована под размещение коммунальных квартир, располагавшихся здесь до 1990-х гг.

В 2007 г. началась реставрация, в ходе которой были найдены и законсервированы палаты 17 в., кирпичные своды конца 18 столетия, восстановлена прекрасная изразцовая печь, установленная в доме вскоре после пожара 1812 г. Усадьбе возвращен облик начала 19 в.

После реставрации здание было переделано под жилые квартиры, также в нём размещалось почтовое отделение; потом здесь разместились дома моды, рестораны и различные конторы.

Здание было отреставрировано в 2011 г. В ходе занявших 4 года реставрационных работ (арх. Елена Степанова) здание было восстановлено в том виде, как оно выглядело до пожара 1812 г. 

Парадных интерьеров в усадьбе не сохранилось, кроме маленькой угловой комнаты правого флигеля. 

В доме размещаются ресторан, дома моды Маши Цигаль и Юлии Далакян, магазины. С 2011 года внутри расположен закрытый клуб тройка multiplex.

Стр. 5 – Бывший жилой флигель в составе усадебного комплекса. Начало 18 в., 1790-е гг., 1877 г.

Стр. 8 – Бывший доходный дом и особняк наследников И. Филиппова.

Здание напоминает собой небольшой средневековый замок. В его основе – флигель городской усадьбы, выстроенной в 1820-х годах в северо-восточном углу владения. В последней четверти 19 века владение перешло майорше Р. Шидловской, и здание было реконструировано по проекту известного архитектора Августа Вебера, выстроившего также в Москве на Никольской улице ресторан «Славянский базар». Затем, в 1906 году по проекту архитектора А. Красильникова и по заказу чаеторговца Филиппова фасады здания получили новое архитектурно-художественное оформление с использованием неороманских мотивов и элементов «модерна».

Подобие замка зданию придают эркеры на северном и восточном фасадах и характерная круглая угловая башенка с шатровой крышей и шпилем.

Интересной особенностью особняка Филиппова также является мозаичное панно из абрамцевской керамической плитки, размещённое на фронтоне восточного фасада. 

После 1917 года в бывшем особняке располагались коммунальные квартиры, советские учреждения, кафе и даже работал ресторан. 

Сейчас здание занимают офисы.

• Офисное здание (№ 1/15, стр. 6).

• Офисное здание (№ 1/15, стр. 7). Трехэтажное здание с высоким цокольным этажом.

• Офисное здание (№ 1/15, стр. 9). Двухэтажное здание с высоким цокольным этажом.

• Офисное здание (№ 1/15, стр. 10). Двухэтажное здание с высоким цокольным этажом.

• Российская Автомобильная Федерация, почта, клуб «Культ», бар «Биржа», кафе-бар «Яузкая 5» (№ 5/1). 

Бывший жилой дом 19 века. 

Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Бывший главный дом городской усадьбы Е. Демидова – Рахмановых (№ 6; 18 – начало 20 веков). 

Двухэтажный главный дом усадьбы, построенный в середине 18 века, классицистический в своей основе, дополнен во второй половине 19 в. и начале 20 в. эклектическим декором (обрамление окон, руст в углах здания). Однако его общая фасадная композиция с шестью ионическими пилястрами в центре, по-видимому, сохранилась от первоначального замысла. 

В доме находится профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов.

• Офисное здание (№ 6, стр. 4). Двухэтажное здание 2015-2016 года постройки. 

До этого тут стояло административное здание середины 20 века.

• Центральная акцизная таможня (№ 8, стр. 1). 

Раньше здесь был отдел кадров войск ПВО, потом дорожно-строительное управление МО РФ.

• Офисное здание (№ 8, стр. 2). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание. 

Бывший главный дом городской усадьбы, в основе палаты середины 17 века.

• Офисное здание (№ 9). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

Бывшее здание амбулатории 1900-х годов постройки. 

• Бывшая городская усадьба Д. Беляева (№ 10, стр. 5, 19 –начало 20 веков). 

Теперь тут офисы.

• Больница № 23 им. И. Давыдовского с бывшим храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (№ 11 с несколькими строениями-отделениями).

Бывшая усадьба Баташевых, владельцев чугоноплавильных заводов в Выксе, затем генерала Шепелева (зятя Баташева), 18–19 века, с конца 19 века – больница. 

Основные сохранившиеся части усадьбы: главный дом, два флигеля и, церковь, служебные постройки и усадебный сад.

Усадьба выстроена архитектором М. Кисельниковым по проекту Р. Казакова в 1798 — 1802 гг. для И. Баташева, владельца чугуноплавильных заводов в Выксе. Памятник классицизма, с компоновкой сооружений вокруг парадного двора; ордерный и лепной декор — один из лучших в московских постройках начала 19 в. В облике трехэтажного главного корпуса основную роль играет монументальный, охватывающий два верхних этажа 6-колонный портик с пышно декорированным фронтоном; отделка цокольного этажа выполнена под руст, в замковых камнях над дверными проёмами — скульптурные маски. Территорию усадьбы замыкают боковые двухэтажные флигеля, выходящие на красную линию улицы, и соединяющая их чугунная ограда с круглыми столбами, напоминающая по форме ограду Летнего сада в Петербурге; в центре — сложные по композиции ворота с пилонами, украшенными нишами, раковинами и литыми фигурами львов наверху.

В 1798 году Иван Баташев, промышленник и благотворитель, владелец чугоноплавильных заводов в Выксе, купил участок на Таганском холме и решил построить здесь дом. Домом этот роскошный дворец можно назвать лишь по традиции. Размах блестящей разработанной композиции, богатство и одновременная уникальная самобытность отделки, тончайшая прорисовка деталей дают основания причислить дворец к числу лучших в Москве. Вероятнее всего, это был последний проект В. Баженова. Есть предположения об авторстве Р. Казакова, который примерно в это же время построил неподалёку церковь святого Мартина Исповедника и храм Симеона Столпника; есть версия, что был использован проект французского архитектора Шарль де Вальи, построившего Кусково.

Руководство работами осуществлялось крепостным архитектором М. Кисельниковым, им же были выполнены и скульптурные украшения. Строительство велось на участке площадью в 3 га («шесть переулков»), представлявшем собой одно из крупнейших домовладений в тогдашней Москве. Материалом построек служил оштукатуренный кирпич и белый камень. Главный дворец был украшен обширным шестиколонным портиком; цокольный этаж был обрустован. Главное здание соединялось с двумя флигелями, расположенными по бокам парадного двора, крытыми галереями (не сохранились). Северный фасад здания был украшен лоджией-ризалитом с крупными открытыми проёмами. Оригинальное внутреннее убранство дворца сохранилось лишь частично: не пострадали декор вестибюля, убранство парадной лестницы.

В 1812 г. место пребывания штаба наполеоновского маршала Мюрата, благодаря чему дом остался нетронутым. Он был поражен роскошью и богатством обстановки и не верил, что это дом купца: «У нас нет таких дворцов в Париже», — сказал он. Во время пожара 1812 года и грабежа Москвы французами усадьба значительно пострадала, особенно пристройки.

После ремонта и повторной отделки (в интерьере ампирный декор получила парадная лестница) в 1821 году усадьба Баташева перешла к его внучке Дарье Баташевой которая вышла замуж за героя Отечественной войны, генерала Д. Шепелева – его портрет украшал военную галерею 1812 года в Зимнем дворце, а имя было занесено на мемориальную плиту в галерее храма Христа Спасителя. С тех пор москвичи называли этот дворец Шепелевским. Хозяин был очень хлебосолен, в зимние сезоны угощал всю Москву. В 1825 г. на время коронации Николая I усадьба была снята за 65 тыс. рублей для английского герцога Девонширского.

После смерти Шепелева в 1841 году на баташевских заводах был назначен опекуном В. Сухово-Кобылин (отец писателя). Дочь Шепелевых Анна вышла замуж за князя Льва Голицына и они наследовали дом.

После смерти последних хозяев усадьба была продана московским властям, и здесь после переустройства, проведённого архитектором А. Мейнгардом, в 1866 г. разместилось Яузское отделение больницы для чернорабочих в доме генерала Шепелева на Швивой горке; с 1869 г. – Яузская больница, в связи с чем усадьба была частично перестроена (заложены открытые галереи парадного двора и лестницы-лоджии. 

В 1899 году на территории усадьбы была возведена домовая церковь иконы «Всех скорбящих Радость», соединённая с главным зданием небольшим переходом. Однокупольный храм выстроен отдельным зданием, соединён переходом с главным корпусом больницы. Верхний Скорбященский престол освящен в 1899 году. Придел преподобного Сергия в нижнем этаже освящён 17 декабря 1906 года. Закрыт, вероятно, в 1922 г. Внешне храм хорошо сохранился. Богослужения до сих пор не возобновлены.

После революции 1917 года больница получила название «имени Всемедикосантруда», затем «имени Медсантруда». Яузская больница стала ведомственной больницей ГПУ-ОГПУ с 1918 г. Здесь была своя охрана, надежная ограда, парк, скрытые дворики.

В 1920-х годах больница была ведомственной для ГПУ и в ней лечили чекистов, на территории усадьбы осуществлялись расстрелы и захоронения (есть сведения, что в 1921—26 годах здесь было захоронено около тысячи человек). Во дворе этой больницы были тайно захоронены 969 человек, расстрелянных с 1921 по 1926 г. (единичные случаи захоронений имели место до начала 1930-х гг.). Но что заставило чекистов хоронить расстрелянных под окнами своей больницы, в самом центре Москвы, понять невозможно. Из 969 человек Московской прокуратурой реабилитировано всего 103 человека, остальные сочтены уголовниками, что, конечно, достаточно сомнительно. Предписания на расстрел подписаны Г. Ягодой. Делалось это тогда уже целыми списками. Состав расстрелянных и захороненных на территории Яузской больницы в корне отличается от состава расстрелянных в 30-50-х гг. – и по происхождению, и по возрасту, и по образованию. Если судить по доступному нам списку на 103 человека, то это был цвет нации, ее надежда, ее будущее. Все эти люди очень молодые, в основном от 18 до 35 лет. Имеются, конечно, и сорокалетние, но есть только два человека в возрасте 50 и один 76 лет. По большей части это дворяне, большинство - с высшим образованием (есть выходцы из крестьян с высшим образованием). Среди казненных - офицеры царской армии, несколько молодых поэтов и литераторов, сотрудники музеев, два профессора, военный министр, военный летчик. Национальный состав пестрый: попадаются латыши, евреи, российские немцы, представители Англии, Германии, Финляндии, Венгрии, Чехии, Китая, Индии.

С начала 1930-х годов больница была базой хирургической и терапевтической клиник медицинских институтов, здесь работали известные профессора-медики Я. Этингер, В. Снегирёв, И. Давыдовский, И. Руфанов, И. Фаерман, Б. Коган и др. 

В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, именно здесь впервые в СССР начали применять антибиотик пенициллин.

Является клинической базой Московской медицинской академии имени И. Сеченова и Российского медицинского университета. 

Здесь работал с 1952 по 1988 год, академик АМН СССР, профессор Виктор Стручков (мемориальная доска). Здесь работал с 1962 по 1996 г. член-корреспондент РАМН, профессор Сивков Иван (мемориальная доска). Здесь работали патолог И. Давыдовский (бюст на территории больницы, 1974), хирург И. Руфанов и другие учёные-медики. 

В 11-ти корпусах больницы разместились 16 лечебных отделений по 10 профилям (терапия, неврология, общая хирургия, гнойная хирургия, торакальная хирургия, гинекология, ревматология, пульмонология и пр.) и 14 вспомогательных служб. В штате больницы – академики РАМН, профессора и доктора медицинских наук.

Межрайонный консультативно-диагностический центр. 

В 1999 году на территории больницы был установлен камень с мемориальной доской в память жертв большевистского террора.

На территории больницы — центр патологии речи.

Ограду больницы № 23 им. И. Давыдовского в 2018 г. обновят.

Часть ограды, построенной в 19 веке, представляет собой кирпичную стену на белокаменном цоколе, разделенную одноэтажным строением. Оно возведено на перепаде рельефа между улицей и территорией больницы и служит подпорной стеной. С восточной стороны на ограде установлены металлические конструкции.

Уберут современную кирпичную кладку, отреставрируют штукатурный слой, воссоздадут утраченную кирпичную кладку со стороны двора и белокаменного цоколя.

Другой фрагмент – высокий кирпичный цоколь с 2 полуциркульными нишами со стороны улицы. На нем установлены кирпичные столбы с коваными решетками, а ограда устроена на перепаде рельефа между улицей и территорией больницы и служит подпорной стеной.

Будет выполнен цикл работ по подготовке кирпичного цоколя и столбов к реставрации, воссоздание белокаменных замковых камней и накрывной плиты, реставрация штукатурного слоя и металлического заполнения.

Третий участок представляет собой часть крепостной стены между 2 башнями. На столбах располагались ворота. Ограда декорирована рустом (камнем для кладки или облицовки стен) и нишами с замковыми камнями, а сверху покрыта металлическими листами.

Работы предполагают восстановление кирпичной поверхности, снос въездных ворот и металлического покрытия, воссоздание въездных ворот по историческим аналогам.

Также запланирована реставрация карнизов, руста и белого камня, штукатурного и покрасочного слоев.

• Офисное здание (№ 13).

• Астаховский мост (Яузский мост) через р. Яузу, расположен на трассе Яузской улицы, соединяющей Китай-город с Таганской площадью и с шоссе Энтузиастов (по Николоямской улице). 

На месте Астаховского моста находился Яузский каменный мост с одной аркой, построенный после разборки в 1803—04 гг. каменного Пушечного двора. Работы по возведению моста велись без технического надзора. Мост оказался на аршин длиннее и на сажень ниже, чем полагалось по проекту. Мост несколько раз перестраивался.

Построен 6 августа 1940 г. (инженер И. Гольбродский, архитектор И. Ткаченко). Длина моста 46 м, ширина 36 м. 

Назван в память 19-летнего рабочего Иллариона Астахова, рабочего завода Гужона (в советское время «Серп и Молот»), возглавлявшего демонстрацию, которого в 1917 году убили полицейские на этом мосту. Об этом событии упоминает установленная на мосту мемориальная доска.

Мост однопролётный, железобетонный, рамочной конструкции. Пролёт перекрывает русло реки и тротуары нижнего яруса, расположенные вдоль стенок набережных. Опоры облицованы серым гранитом. Перильная решётка металлическая. С моста имеются четыре лестничных схода.

Жилые дома:

9 этажей (№ 6-8, стр. 5 и 6-8, корп. 1, стр. 3, 1960-е годы постройки). Блочные.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Здания 18 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Китай город» пешком через улицу Солянка и на троллейбусах №№ 45 и 63 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 28.6.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий