пятница, 28 октября 2016 г.

улица Юности

Расположение:

Улица проходит по району Вешняки (ВАО) от улицы Паперника и платформы Вешняки Казанского направления до Вешняковской улицы.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по две полосы в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон и по одной стороне часто полосы газонов меду проезжей частью и тротуарами. По «кусковской» части улицы на многих участках – забор. Озеленение отличное. Длина – около 2, 2 км.

По одной стороне – лесопарк и музей-усадьба Кусково; по другой – небольшой парк, территория гуманитарного университета.

История:

До 1967 года улица носила названия Вешняковского шоссе и Октябрьского проспекта.

Улица названа в 1967 году по Высшей комсомольской школой ЦК ВЛКСМ, которая на ней располагалась и где училась юная молодежь.

Нежилые объекты:

• Отделение полиции (№ 1). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание 1958 года постройки.

• Отделение полиции – ДПС (№ 3). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание. 

До начала 2000-х гг. здесь находилось отделение милиции № 148.

• Строения Московского гуманитарного университета (№ 5/1 с несколькими строениями; МосГУ; с 1944 года, сначала – Центральная комсомольская школа, с 1960 года – Высшая комсомольская школа, с 1990 года – институт молодежи, с 2000 года – гуманитарно-социальная академия, с 2003 года – университет). 

Огорожена приличная территория с парком, куда не пускают местных жителей. 

Располагается на территории бывшего зверинца.

• Национальный институт бизнеса (№ 5, к. 2). Самостоятельное высшее учебное заведение на территории Московского гуманитарного университета.
• Академия арабского языка Саудовской Аравии (№ 9). 
• Офисное здание (№ 11).
Когда эти дома №№ 9 и 11 строились в 80-е годы, назывались "особняками МИД". 
Раньше в доме № 11 было посольство Чили. Здесь Эрих Хоннекер прятался от преследования со стороны властей объединенной Германии. 
До 1978 года на этом месте был пустырь, затем его заасфальтировали вместе с расположенной к юго-западу от него площадкой, ныне занятой автостоянкой. Предполагалось построить аттракционы, и даже был завезён большой мотор для одной из каруселей, однако проект не осуществился, и на пустующих асфальтовых полях народ учился кататься на велосипедах и автомобилях.
Данный участок был меньше и именовался «Малый Полигон», в противоположность «Большому Полигону», на котором сейчас стоянка. 
Стройка на нём началась году в 1984, здание резиденции Чилийского посла было закончено около 1988 года.
• Компания «Техносерв А/С» (№ 13а). 

Двухэтажное здание бывшего детского сада «Сельэнергопроекта» 1960 года постройки.

• Фитнес-центр «Y-15» (№ 15). 

До января 2016 года в здании размещался фитнес-центр «Марк-Аврелий», в котором занимался актёр Владимир Турчинский. 

Двухэтажное кирпичное здание бывшего дома детского творчества 1960 года постройки.

• Вешняковское кладбище (основано в 1650 году и названо по селу Вешняки; в состав московских кладбищ вошло в 1960 году; для захоронений гробом закрыто в 1978 году) и кладбищенский храм Успения Пресвятой Богородицы (№ 17; построен в 1644 – 46 годах Федором Шереметевым в его родовой усадьбе в селе Вешняки; двухэтажный; шатровый; главный престол нижнего (зимнего) храма – Успения Пресвятой Богородицы, придел – преподобного Сергия Радонежского, главный престол верхнего храма – Воскресения Словущего, приделы – свт. Николая Чудотворца, пророка Илии и мученицы Татианы; колокольня – 18 века; ограда – 19века; закрыт в 1936 году, вновь открыт в 1946 году; роспись в основном 19 века; воскресная школа).

Построено в 1644–1646 гг. Ф. Шереметевым в его родовой усадьбе в с. Вешняки по обету (через несколько лет он постригся в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Феодосии). Двухэтажный. Главный престол нижнего (зимнего) храма — Успения Пресвятой Богородицы, придел — преподобного Сергия Радонежского, главный престол верхнего храма — Воскресения Словущего, приделы — святителя Николая Чудотворца (южный), пророка Илии (северный; первоначально назывался. апостола Иакова), приставной — мученицы Татианы.

В конце 18 в. построена колокольня, в 1732–1734 гг. надстроена и увенчана высоким шпилем. 

Ограда — 19 в. 

В 1936 г. храм был закрыт. 

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в храме находился военный склад. 

Вновь открыт в 1946 году. Холодный Воскресенский верхний храм стал теплым, зимним. 

В 1951 г. отремонтирована колокольня, увенчана чашей со шпилем. 

При храме – воскресная школа для взрослых и детей. 

Храм шатровый. Состоит из центрального здания на сводчатом подклете (в нём — зимний храм) с двумя алтарными выступами (нижний — полукруглый, верхний — квадратный), увенчанного шатром и окруженного галереей; двух приделов (1656 г.), завершенных декоративными главками с кокошниками у основания барабана купола; трёхъярусной колокольни. Восстановлены белокаменная лестница, ведущая в верхний храм, мозаичные полы в нем, белокаменные — в нижнем. Внутри центрального здания в основном сохранилась роспись (1727–1802). Считается, что она частично написана живописцем И. Аргуновым. Сохранились также иконы (в т. ч. 16-17 вв.) и церковная утварь. 

Проведена реставрация, сняты поздние слои записей со старинных икон. В местном чине иконостаса верхнего храма сняты 4 слоя записей с поясной иконы Спасителя и обнаружена живопись 17 в. (изограф Т. Филатьев), 3 слоя записей — с Владимирской иконы Божией Матери, 4 слоя — с Царских врат, в Деисусном чине - митрополита Ионы и Преображения. Иконостас увенчан распятием с предстоящими (16 в.), над северным входом деисус: Спас Эммануил с двумя архангелами. 

В 1956 году расчищена икона Преображение (16 в.) в левом клиросе, удалены 2 слоя записей с «Уверения Фомы» (в нижнем ярусе иконостаса; вторая пол. 17 в., вверху изображено явление трёх ангелов Святой Троицы праотцу Аврааму). За правым клиросом — «Крещение Господне» (16 в.). 
6 слоев записей снято с Иерусалимской иконы Божией Матери (17 в.). Внутреннее убранство и иконостас восстановлены в стиле 17 в. Хоругвь у левого клироса (17 в.): на одной стороне — великомученик Георгий Победоносец, попирающий змия, на другой — преподобные Сергий и Никон Радонежские со святителем Космой (есть предположение, что это — знамя, данное в Троицком К. Минину). Металлическая рама хоругви — копия в стиле 17 в. В Ильинском приделе — храмовый образ «Огненное восхождение пророка Илии» (середина 18 в.), иконы: Божией Матери, архангела Михаила, апостола Петра (17 в.). Многосюжетная храмовая икона «Воскресения Словущего, сошествие во ад» — вторая половина 16 в. На колокольне обнаружен образ святителя Николая Чудотворца с житийными клеймами (16 в.). 

Деисус в нижнем храме — Божия Матерь (17 в.) и приписанные к ней современными реставраторами в стиле 17 в. Спас и Иоанн Предтеча. Киот — копия киота 17 в. из Серпуховского Высоцкого монастыря. 
В 1965 году из-под масляной росписи 1910 г. в Воскресенском храме открыта роспись 18-19 вв. В шатре - роспись 18 в., имитирующая лепные украшения, в алтаре нижнего храма — изображение Бога Саваофа и ангелов (приписывается И. Аргунову). 

На своде трапезной раскрыты композиция «Коронование Божией Матери», на юго-западной части трапезной «Распятие» с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. У входа в Успенский храм на зап. стене раскрыто изображение «Успение Божией Матери»; слева и справа от него — преподобных Антония и Феодосия Печерских, на стенах трапезной — из жития святителя Николая Чудотворца. Роспись в основном XIX в.

Жилых домов нет.

Достопримечательность и зона отдыха:

Строения музея-усадьбы Кусково (менажереи, большой дворец, храм Всемилостивого Спаса, американская оранжерея, кухонный флигель, каретный сарай и сушило, Голландский домик, Итальянский домик, Швейцарский домик, Дирекция музея, Павильон «Грот», Павильон «Эрмитаж», Большая каменная оранжерея, Вольер для птиц и др.).

Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750-1770 годах при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Осуществлению его замыслов во многом способствовала женитьба на единственной наследнице огромных владений канцлера А. Черкасского: в состав кусковской вотчины вошло соседнее село Черкасских – Вешняково. Обширная территория усадьбы складывалась из 3-х частей: центральная часть усадьбы с французским регулярным парком, английский пейзажный парк Гай и Запрудная парковая зона с зверинцем, псарней и др. хозяйственными постройками. Расцвет усадьбы падает на 1770-1780-е годы, Кусково принимало до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, роговые оркестры, морские парады, игры и карусели. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце, «дивертисменты» и театральные постановки. Пышные приемы именитых гостей – Екатерины II, польского короля Станислава Понятовского, австрийского императора Иосифа II, и др. – в то же время отличались демократичностью: допускались «все, кому угодно было явиться».

В создании целостного по художественному замыслу и совершенного по его воплощению ансамбля принимали участие наряду с известными архитекторами, живописцами и знатоками искусства – К. Бланком, Л. Лагрене, Ю. Кологривовым, – и крепостные мастера Шереметевых. Значительная часть строений усадьбы была выполнена по проектам крепостных архитекторов Ф. Аргунова, А. Миронова, Г. Дикушина.

Творчество многих талантливых мастеров на протяжении десятилетий XVIII века создавало в кусковском ансамбле синтез искусств, придающий усадьбе универсальный характер.

Наиболее полно сохранилась «центральная» часть усадьбы с основными памятниками архитектуры.
Усадьба Кусково — уникальный архитектурно-художественный ансамбль 18 века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций.
Впервые в письменных источниках Кусково упоминается в 16 веке как владение графа В. Шереметева. Во владении семьи Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. Усадьба всю свою историю принадлежала этому роду, став замечательным образцом «летней загородной увеселительной резиденции». Усадьба предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний.
Кусковский ансамбль в целом сложился в середине 18 века.
Первое каменное сооружение — Спасская церковь (1739), в соответствии с принципами барокко была украшена статуями на крыше основного объёма (не сохранились) и в нишах восьмигранного барабана; стоящая рядом колокольня со шпилем выполнена в формах классицизма (1792, арх. А. Миронов, Г. Дикушин). В подражание петербургским ансамблям создавались экзотические уголки в национальных традициях. Центром «голландского» участка, с прудом, садом и подъёмным мостом (первоначальный, на железных цепях, не сохранился), стал двухэтажный Голландский домик, со ступенчатым фронтоном и характерной расстекловкой окон (1749—51, в интерьерах — облицовка орнаментальной голландской керамической плиткой). В другом конце парковой аллеи — «итальянский» уголок, с фонтаном и статуями в небольшом саду перед двухэтажным Итальянским домиком (1754—55, архитектор Ю. Кологривов, плафоны — П. Красовский), в котором соединились элементы западноевропейского рококо и раннего классицизма (сохранились отделка парадного зала и деревянная резная лестница). Автором фасадных украшений архитектором Ф. Аргуновым в 1755 начаты Кухонный флигель (окончен в 1756 г.; при переделке в 1780-х гг. в барочный облик привнесены черты классицизма) и летний Грот у крестовидного пруда (окончен в 1775 г., скульптурное убранство фасадов — М. Зимин, сложные интерьеры в стиле рококо — И. Фохт и др.), ставший уникальным сооружением из-за неповторимо разнообразной отделки морскими ракушками, перламутром, стеклом, натуральным камнем и необычной металлической декорации купола, имитировавшей струящийся фонтан. Садовый партер, украшенный мраморными статуями 18 в. (московский скульптор Й. Юст и др.; часть статуй привезена из Италии), по главной оси ансамбля замкнуло протяжённое здание оранжереи (1762 г., арх. Д. Антонов и, предположительно, Ф. Аргунов), двухэтажное в центре (танцевальный зал), с застеклёнными галереями и боковыми ризалитами (зимний сад). Перспективу восьми парковых аллей завершает центрический Эрмитаж, выполненный в формах раннего классицизма (с элементами рокайльного декора) в 1764—67 гг. К. Бланком; под его же руководством (по французскому проекту, вероятно, Ш. де Вайи) в 1769—75 гг. сооружался главный дом на берегу Большого пруда — одноэтажный деревянный дворец с антресолями, портиками по обеим сторонам, анфиладной планировкой и парадным залом по главной оси. Интерьеры дворца (завершены в 1779 г., Юст, Я. Кинт и др.) замечательны по своему декоративному разнообразию и степени сохранности; в их убранстве (живописные плафоны, гобелены, резьба, наборный паркет и мебель, люстры и изразцовые печи) сочетаются изобретательные эффекты барокко и утончённые приёмы классицизма. В память о двух посещениях усадьбы Шереметевых императрицей Екатериной II перед дворцом установлены мраморный обелиск и по главной оси партера колонна со статуей Минервы. Изысканно-сложная геометрия газонов-партеров (узоры из травы, цветов и насыпных дорожек, объёмные формы из стриженой зелени, сплошные шпалерные стенки), дополненная экзотическими растениями, сделала садово-парковый ансамбль Кусково уникальным произведением искусства 18 в. Его достопримечательностями были летний воздушный театр, полностью выполненный из зелени (не восстановлен) и павильон Менажерея (1755 г., восстановлен), предназначенный для певчих и декоративных птиц. Разбивка регулярного парка (30 га) осуществлялась одновременно с земляными работами по созданию Большого пруда (1751—55). От 17 других прудов отличается своей величиной. У «преизрядной» пристани стояли многочисленные гребные и парусные суда, в том числе 6-пушечная яхта. Берега преимущественно травянистые, дно песчаное. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод. Сохранился искусственный остров с живописными купами деревьев. 
В 1780-х гг. парковую зону значительно увеличил обширный пейзажный парк («Гай», к началу 20 в. практически утрачен из-за дачной застройки). Со стороны Большого пруда канал и просека продолжили ось ансамбля, дальним завершением которой стала церковь в селе Вешняки.
Во время Отечественной войны усадьбу разграбили французы. Многие из современников тогда отмечали ее плачевное состояние.
Самой ранней постройкой усадьбы является церковь в стиле аннинского барокко, а самой поздней — колокольня. Дворец на берегу Большого пруда строился под руководством архитектора Карла Бланка. Он выполнен из дерева в традициях русского зодчества, в 2 этажа, на высоком каменном цоколе. 
Кусковский парк — единственный сохранившийся в Москве французский регулярный парк, с мраморными скульптурами, гидросистемой прудов, каналов и мостов. Сохранились многие парковые павильоны. В усадьбе были устроены аллея игр, карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи», библиотека. В пору расцвета в Кусково принимали до 30 тысяч гостей.
В 19 веке усадьба постепенно превратилась в дачный поселок, сохраняя, однако, в неприкосновенности центральную часть с французским парком.
После Октябрьской революции усадьба Кусково превратилась в национальный музей. Благодаря этому сохранился уникальный усадебный комплекс и обширные художественные и архивные фонды. 
В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в государственный музей керамики и усадьба Кусково.
Для посетителей открыт архитектурно-парковый ансамбль, музей усадьбы и единственный в России музей керамики.
Усадьба включает в себя дворец, построенный во второй половине 18 века в стиле классицизма, регулярный, украшенный скульптурой парк "Грот" с павильонами, оранжерею (вторая половина 18 в.), Эрмитаж (вторая половина 18 в.), «Итальянский» (18 в.) и «Голландский» (18 в.) домики.
Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились историческая планировка 16 века и декоративное убранство интерьеров с произведениями изобразительного искусства русских и западноевропейских мастеров, дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы.
Ежегодно в музее организуются выставки, проводятся концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.
Осенью 2012 года павильон Эрмитаж был закрыт на реставрацию, которая состояла из вычинки белого камня, восстановления отмостки, фасадов, скульптур и вазонов на крыше, замены деревянных конструкций, приведения в порядок медной кровли, а также паркета, дубовой отделки стен кабинетов, позолоты расписных плафонов с летящими по голубому небу амурами.
После реставрации, завершившейся осенью 2013 года, во всей красе предстала одна из трех сохранившихся в России парковых построек данного типа (две другие находятся в Петергофе и Царском Селе). Она будет использоваться как дополнительное выставочное пространство для экспонатов музея.
– Парк – это одно из любимых мест прогулок и свадебных фото. Он привлекает разнообразием цветов, кустарников, деревьев и мраморных скульптур, а также своими прудами. Общая площадь составляет более 350 га.
Рассвет усадьбы приходится на вторую половину 18 века. Именно тогда здесь и был разбит регулярный парк. Вместе с главным домом и различными павильонами он предназначался для увеселений гостей.
Местность отличается системой прудов и каналов. Кроме того, часть дорожек устроена так, что, соединяясь вместе, образует многолучевые звезды.
Гуляя по парку, можно увидеть многочисленные липы, березы, дубы, клены, тополи и другие деревья. До наших дней сохранились двухсотлетние лиственницы. Во французском парке находятся многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей Минервы.
Сейчас территория оборудована детскими площадками, а зимой – катком и лыжней.
Деревянные постройки, возводившиеся в начале 18 в. при фельдмаршале П. Шереметеве, были заменены в 1750—80-х гг., в период формирования нынешнего ансамбля. 

О П. Шереметеве см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_645.html.

– Дворец или большой дом — один из немногих дворцов 18 века, сохранившихся до наших дней в первозданном виде. Здесь можно увидеть предметы дворянского быта, вещи хозяев усадьбы Шереметьевых, а также посетить концерты классической музыки и творческие вечера.
Здание было построено в 1775 году в стиле раннего классицизма. Автор проекта арх. Карл Бланк. Дворец предназначался для приема важных гостей и балов в летнее время. Проводимые в нем праздники иногда собирали до 30 тысяч гостей.
Представляет собой двухэтажное сооружение с высоким цоколем, в котором располагались винные погреба и хозяйственные помещения. Дворец украшен тремя портиками с колоннами, самый масштабный их них — центральный. Его фронтон оформлен лепниной из белого камня, а посередине — гербом с инициалами «PS» под графской короной. К парадному входу ведут лестница и два пандуса для карет, по концам которых находятся скульптуры сфинксов. Боковые портики украшены военными атрибутами.
Дворец также отличается своим внутренним убранством. 26 комнат устроены так, что выйдя из одной можно сразу же попасть в другую. Все двери располагаются на одной оси. Каждое из помещений декорировано скульптурами и лепниной из папье-маше, гипса, дерева, украшено настенными и потолочными росписями. За счет обилия зеркал в комнатах создается ощущение бесконечного коридора.
Большинство стен обиты дорогой тканью, украшены портретами графов и царских особ. Центральные залы, которые предназначались для приемов, освещаются хрустальными люстрами.
Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа – парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения.
Архитектура дворца, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины 18 в. Его фасад украшают три колонных портика: центральный – самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «РS» под графской короной; боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу Дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы – спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов – фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами.
Сегодня гости музея могут посетить дворец и насладиться атмосферой 18 в.
– Итальянский домик находится симметрично Голландскому домику, на берегу одного из прудов.
Построен в 1754-1755 годах по проекту арх. Юрия Кологривого, получившего архитектурное образование в Риме. Здание соединяет в себе элементы 2-х стилей: раннего классицизма и рококо. Первый этаж сооружения ниже, чем второй. Он отделан небольшими квадратными окнами с белокаменной лепниной и профилями. На втором этаже окна сделаны прямоугольной формы, есть лоджия и балкон с ажурным ограждением.
До наших дней в первозданном виде дошла отделка парадного зала и лестница, ведущая на второй этаж. В центральном зале верхнего этажа находится вход на лоджию.
Домик считался малым дворцом, и использовался для проведения «закрытых» приемов. Здесь в один из своих приездов завтракала императрица Екатерина Вторая. Также он выступал в роли своеобразного музея — в нем хранились раритетные картины, скульптуры, вещи.
В Итальянском домике можно увидеть известные картины, такие как Р. Саверей «Рай», «Девушка с веткой зелени в волосах». Кроме того, посетители музея окунутся в мир дворянского быта конца 18 — начало 19 вв.
В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для 18 века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.
На сегодняшний день Итальянский домик полностью соответствует своему историческому предназначению и удивляет посетителей музея сохранившимися коллекциями.
– Голландский домик располагается рядом с одним из прудов дворцового комплекса.
Здание считается второй ранней постройкой на этих землях. Его строительство приходится на середину 18 века. По словам ученых, домик был воздвигнут в память об эпохе Петра Первого и его увлечении Голландией. Гости, приезжавшие в Кусково, первым видели именно этот дом.
Он представляет собой двухэтажное здание в стиле голландских построек 17 века. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины 18 века. Сооружение отличается отсутствием лепнины, ступенчатым фронтоном и расстелковкой окон. Из них открывается чудесный вид на сад и пруд, напоминающий голландский канал. В водоеме водились карпы, которые приплывали кормиться на звук колокольчика.
На первом этаже здания располагалась кухня, на втором — гостиная с десертной. Стены нижнего этажа отделаны мелкой керамической плиткой с изображениями сцен бытовой жизни в Голландии. Верхний украшен уже большой плиткой, издалека напоминающей ковер.
Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда, некогда изобиловавшего карпами, приплывавшими кормиться на звон колокольчика. И сразу же вовлекал в мир игры, фантазии, в «невозвратный мираж пасторального рая». Не только сам домик с нарядным ступенчатым фронтоном, окнами с частыми, «в тридцать два стекла», переплетами, – точно сошедший с картин «малых голландцев», – но и все его окружение должно было вызывать определенные ассоциации с Голландией: и «городская застройка» вместе с исчезнувшими еще в 19 веке «Пагоденбургом» («Китайским павильоном») и «Столбовой» беседкой, и похожий на непременный голландский канал пруд, и крошечный сад с тюльпанами и гиацинтами, и огород со спаржей и капустой.
«Быт голландского бюргера» в домике-игрушке продуман до мелочей, но быт опоэтизированный, возвышенный. Игра начинается уже с первого взгляда на фасад, на ровные яркие кирпичики. Это всего лишь роспись «под кирпич» и, что любопытно, по кирпичу. Весело, нарядно – и, опять же, в традициях 18 века. Так буквально воспринимался указ Петра I штукатурить дома и расписывать их «под кирпич», как в милой его сердцу Голландии.
До наших дней полностью сохранились внутренняя планировка и декор домика. В экспозиции музея можно увидеть большое количество картин, старинную мебель, а также предметов из различного фарфора. Интерьеры помогут окунуться в голландский быт 17 века.
– Грот – это единственный павильон в стране, который сохранил свою уникальную «гротическую» отделку 18 в. Он располагается в живописном месте на берегу одного из прудов усадьбы.
Здание было построено в 1755–1761 годах крепостным архитектором Федором Аргуновым, в роли скульптора выступил Михаил Зимин, а отделочника Иоганн Фохт. Несмотря на то, что история не сохранила имена русских скульпторов, работающих над статуями римских богов в нишах грота, нам известно имя резчика М. Зимина, выполнившего клейма во фронтонах, маскароны с львиными головами и капители колонн. Сохранившиеся золоченые кованые решетки в оконных и дверных проемах – работа крепостных мастеров Шереметевых села Павлово. Грот предназначался для укрытия от солнца в летние жаркие дни. Постройка этого сооружения в «итальянской» части французского парка неслучайна («grotto» в переводе с итальянского – пещера). Именно в садах и парках Италии уже в 16 веке появились подобные сооружения и, в такой теплой стране внутри гротов устраивали либо купальню, либо фонтан. Гроты становятся популярны во многих странах Европы, и к 18 веку мода на их устройство доходит до России, но уже, как правило, в качестве парковых павильонов, как в Кускове. Во французском регулярном парке, практически лишенном тени, подобные сооружения предназначались для наслаждения прохладой в жаркий летний день. В один из приездов в нем побывала Екатерина Вторая.
Сооружение состоит из трех частей: центрального зала и двух прилегающих комнат-кабинетов. Основная тема оформления — вода и камень — присутствует как внутри, так и снаружи грота. Посередине здания располагается большой купол, который венчает скульптура фонтана с водой. Ребра купола из железа имитируют его струи. Кабинеты декорированы скульптурами, резными украшениями на фронтонах и колоннами. Стихия воды в камне – вот главная тема, которая звучит уже в архитектуре этого трехчастного барочного здания. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода «растекается» по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды.
На внутреннюю отделку грота ушло порядка 10 лет. В центральном зале стены расписаны под мраморный камень, а северный и южный кабинеты украшены раковинами, стеклом, блестящими камнями.
В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с 18 века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.
Сейчас в гроте работает выставка «Плененная камнем водная стихия». На ней можно увидеть различную керамику на водную тему и другое. Также посетителям усадьбы будет интересен уникальный интерьер здания.
– Павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника) располагается в юго-западной части парка усадьбы. По форме он напоминает Эрмитажи в Петергофе и Царском селе. Подобные "эрмитажи" были тогда чрезвычайно модными.
Это двухэтажное здание в классическом и барочном стилях было построено по проекту архитектора Карла Бланка. Оно украшено карнизом, колоннами и скульптурами из белого камня. Над окнами второго этажа в специальных нишах располагаются бюсты римских цезарей. Сверху по краям сооружение оформлено вазами, а посередине купола — статуей.
Эрмитаж использовался для общения небольшого круга людей. Именно здесь во время балов Шереметьев уединялся с близкими ему людьми или с теми, с кем хотел переговорить без лишних ушей. Первый этаж предназначался для прислуги, а вот второй — для гостей. Попасть туда можно было только с помощью специального устройства — «лифта». Во время визитов прислуга не могла находиться на верхнем этаже, поэтому для заказов господ использовался подъемный механизм в виде стола.
Второй этаж разделяется на пять помещений: четыре ротонды и центральный зал. Они оформлены в едином стиле. Там же имеется выход на лоджию, с которой открывается чудесный вид на парк.
Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например, расположенные в нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.
С течением времени и в событиях истории практически полностью было утрачено его внутреннее декоративное убранство, детали резьбы, стенные панели, зеркала. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа здания в стиле эпохи "барокко".
С течением времени большая часть интерьеров была утрачена, восстановить их удалось в 2010-х годах. Отреставрирован в 2013 г. Восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница. Плафоны кабинетов и обрамляющие их круглые дубовые рамы, восстановлена живописная падуга вокруг утраченного центрального плафона. В конце 2013 года павильон был снова открыт для посетителей. В отреставрированных залах будут регулярно устраиваться выставки.
Сейчас Эрмитаж открыт для посетителей. Здесь проходят различные выставки, в том числе «Фарфор и книга здесь в согласьи».
– Оранжереи считались одной из главных достопримечательностей Кусково. В них выращивались экзотические растения, которыми славилась усадьба. 
Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях 2-й половины 18 века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в т.ч. померанцевые), кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи.
Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление «зеленой архитектуры» произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России 18 века, и, как и много другое в Кусково, было призвано «служить к удивлению» гостей.
Первой появилась Американская оранжерея. Ее строительство в северо-восточной части парка приходится на 1750-е годы. До наших дней дошла лишь реконструкция сооружения: стеклянное здание на каменном фундаменте. Раньше оно разделялось на 5 секций: Кофейная, Персиковая, Большая оранжевая, Косая оранжевая и Крайняя оранжевая.
Вторая оранжерея — Большая — была построена в 1761-1762 годах Федором Аргуновым. Самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Она представляет собой длинное прямоугольное здание. Центральная часть выполнена из камня, украшена колоннами, лепниной и гербом. Боковые части сделаны из нескольких рядов стекла. За счет различного наклона крыш растения получали необходимые для роста свет и тепло. В ней выращивались самые разные экзотические травы, цветы, кустарники и деревья. Оранжерея считалась одной из лучших в России. В ризалитах по бокам здания находились комнаты садовника и для игр. Кроме того, сооружение использовалась не только для выращивания растений, но и для приема важных гостей. В танцевальном зале на втором этаже проходили балы.
Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» – небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника.
Сейчас здесь работают выставки фонда музея керамики.
Православный храм Всемилостивого Спаса или Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Кускове. 

Восточное викариатство, Рождественское благочиние. 

История: построен как летний усадебный храм в усадьбе графа Петра Шереметева. Храм считается первой постройкой на территории усадьбы. Его строительство приходится на 1737 — 1739 года, хотя деревянная церковь упоминается еще в начале 17 века. Является частью музея-усадьбы Кусково. В 1930-х гг. – закрыт и сильно пострадал (в нем были музейные подсобные помещения). В 2010 г. возвращен РПЦ и снова открыт. 

Арх-ра: стиль – барокко; колокольня – классицизм; состоит из основного одноглавого объема. Выполнен из камня в стиле рококо, характерного для эпохи Анны Иоанновны. Храм двухэтажный с одной главой. На верху ее находится крест со скульптурой ангела с раскинутыми крыльями. Раньше крышу украшали статуи, но до наших дней они не сохранились. Рядом – колокольня из камня в классическом стиле со шпилем (кон. 18 в.; крепостные арх. А. Миронов и Г. Дикушин). На ней располагается 8 колоколов, которые были реконструированы в 1992 году.

Декор: портик, пилястры, ниши со скульптурными изображениями в барабане купола. 

Интерьер: внутри церкви находился резной иконостас с драгоценными камнями и жемчугом. Святыня пользовалась популярностью среди прихожан. Здесь молились Елизавета Петровна, Екатерина Вторая, Александр Третий, Николай Второй и другие. Расписан заново в 2010-е гг. 

Святыни: чтимая икона прп. Иоанна Многострадального. Духовенство: настоятель – священник Борис Токарев. 

Богослужение: по воскресеньям и большим праздникам, а также в некоторые дни утром в 9.30, накануне вечером – в 17.00. 

Сайт есть, но находится в стадии наполнения (информация есть, но ее мало), почему-то в середине 2015 г. дается расписание богослужения на ноябрь 2014 г.

– За церковью и колокольней размещен Кухонный флигель, построенный в 1755 году крепостным архитектором Шереметевых Ф. Аргуновым. Там располагались кондитерская, скатертная, хлебная, кофейная, кухни русская и французская. Чтобы постройка служебного назначения не нарушала парадный характер усадьбы, ее южный и северный фасады украшены торжественной колоннадой, высокими арочными окнами, изящной балюстрадой с декоративными вазами на парапете кровли и картушами в виде воинских доспехов и знамен, что придает этому зданию нарядность и торжественность. Вместе с дворцом эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.

– Кусковский лесопарк на юго-востоке Москвы, между Горьковским (Нижегородским) и Казанским направлениями Московской железной дороги. Площадь свыше 300 га. Находится в пределах Мещёрской низменности. На территории лесопарка несколько прудов, самый крупный — Большой дворцовый (площадь 14 га), с северной стороны которого сохранился регулярный парк усадьбы графов Шереметевых Кусково, а с южной — расположен лесной массив с системой прогулочных дорожек. Основу насаждений составляют березняки, довольно значительную площадь занимают старые разрежённые дубняки, а также липняки; имеются участки лесных культур из ели и лиственницы. Флора Кускова по сравнению с другими лесопарками небогата. Здесь растут несколько видов папоротников и осок, лютик кашубский, фиалка собачья, сныть, живучка ползучая и др. Животный мир представлен главным образом птицами (до 45 видов). Популярное место отдыха москвичей. Ближайшие станции Московской железной дороги — платформы Кусково (Горьковское направление) и Плющево (Казанское направление).

– Музей керамики создан в 1919 г. на основе музея-выставки русской старины, образовавшегося из национализированной частной коллекции А. Морозова — богатейшего собрания русского фарфора (Императорского фарфорового завода, фабрик Попова и Гарднера и др.). В 1920 г. назван музеем фарфора, в 1924 г. пополнился коллекциями И. Зубалова (фарфор заводов Франкенталь, Людвигсбург и Хёхст в Германии; китайский фарфор), барона А. Штиглица и князей Юсуповых, произведениями из государственных музейных фондов (национализированных памятников) Москвы и Ленинграда, собранием фарфора, фаянса, майолики из Эрмитажа. Начала формироваться коллекция советского «агитационного фарфора» (Ленинградского завода имени М. Ломоносова). 

Музей керамики располагался в 1919—28 гг. в особняке Морозова в Подсосенском переулке, 21, с 1929 г. — в особняке Щукина в Малом Знаменском переулке, 8, с 1932 г. — в залах дворца в Кускове, получив в 1938 г. – нынешнее название и статус самостоятельного подразделения внутри существовавшего комплекса музея-усадьбы Кусково. 

В 1950-х гг. коллекции музея керамики разместились по отдельным усадебным постройкам (итальянская майолика — в «Итальянском домике», собрание стекла — в «Эрмитаже», отечественный фарфор советского периода — в «Большой каменной оранжерее» и др.). 


Фонды музея керамики помимо коллекций зарубежной (с 15 в.) и отечественной керамики включают в себя собрания живописи (в частности, натюрморты 1730—40-х гг., портреты 1760-х гг., в том числе произведения Аргуновых), скульптуры, западноевропейской гравюры 18 в. и другие произведения.





Православный храм Всемилостивого Спаса в Кускове.

Проезд:

От метро «Выхино» на автобусе № 620 (проезжает всю улицу).


Видео:




Состояние на 23.6.2019


Андрей Плюснин

1 комментарий: