пятница, 30 сентября 2016 г.

Большой Знаменский переулок

Расположение:

Переулок проходит по районам Хамовники и Арбат (ЦАО) от улицы Волхонка до улицы Знаменка. 

Большой Знаменский переулок пересекает Колымажная улица.

Рядом – метро «Кропоткинская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта на участке от Колымажного переулка до улицы Волхонка по 1 полосе в сторону улицы Волхонка. Участок от Колымажного переулка до улицы Знаменка перекрыт воротами – сквозного движения автотранспорта нет, кроме спецтранспорта. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 600 метров.

История:

Изначально – Малая Знаменская улица. 

Переулок назван в 18 веке по церкви Знамения Пресвятой Богородицы, стоявшей на углу переулка и улицы Знаменка (построена в конце 16 века, снесена в 1931 году). 

Часть переулка (между Колымажным переулком и Волхонкой) раньше называлась Ржевским переулком (по церкви Ржевской иконы Божией Матери, которая была разрушена в 1929 году). 

Изгиб переулка объясняется тем, что его первоначальная трасса следовала стене Белого города и изгибу ручья Черторый. 

Ранее в переулке стояли 4 церкви: Ржевской Богоматери (у поворота переулка, на месте д. 9; снесена в 1929), Николая Чудотворца в Турыгине (на месте д. 2), Параскевы Пятницы (на месте д. 15; обе снесены в конце 18 — начале 19 вв.) и Знамения Богоматери (на углу переулка и улицы Знаменки; снесена в 1931 г.). 

Сохранившаяся малоэтажная застройка относится в основном к 19 в. 


Дома 1 и 2 занимала 1-я городская гимназия, д. 5 (1854) — богадельня при церкви Ржевской Богоматери; д. 8 (первая половина 18 в., перестроен во второй половине 19 в.) перешёл от князей Шаховских к А. Столыпину, прадеду М. Лермонтова, затем к Хованским, Трубецким и к купцам Щукиным (1882). Коллекционер и меценат С. Щукин разместил здесь своё собрание французской живописи конца 19 — начала 20 вв. Дома 13 и 15 появились после пожара 1812 г.; правая часть д. 13 построена в 1852 г. (здесь в 1926—38 гг. жил композитор В. Шебалин, у которого останавливался Д. Шостакович). Фасад д. 15 оформлен в 1886 г.; в 1845 г. в доме жил И. Киреевский. Дом 17 в 1826—30 гг. принадлежал Д. Давыдову. В доходном доме (д. 4; 1908, архитектор А. Мейснер) жили историк Ю. Готье и аккомпаниатор Ф. Шаляпина композитор Ф. Кенеман.

В 1939–1985 годах — улица (до 1951 — переулок) Грицевец, в 1985–1993 годах – Грицевецкая улица (в честь советского летчика-истребителя, участнике боев в Испании и на Халхин-Голе Сергея Грицевца).

Нежилые объекты:

• Офисы (№ 1). 

Бывший флигель усадьбы. 

Построен в 1790 г., перестраивался в 1814 г., 1995 г.

• Бывшая Первая московская мужская гимназия (№ 2, стр. 1, 3, 4 и 7; 18–19 века; работала в 1806–1917 годах; учились А. Островский, С. Соловьев, М. Погодин, П. Кропоткин, В. Сербский и др. В мае 1836 года директора гимназии М. Окулова посетил А. Пушкин).

С усадьбой Голицына соседствует на Волхонке, 16, усадьба Долгоруких — усадьба Румянцева-Задунайского — Первая мужская гимназия (Главный дом – Учебный корпус) 1-я половина 18 в., 1774, 1806, 1830 гг. Архитекторы М. Казаков, А. Григорьев. 

В отличие от дома Голицыных, дом князей Долгоруковых был императрицей Екатериной II выкуплен. 

В составе Пречистенского дворца для самой императрицы именно этот дом предназначался для проживания наследнику, будущему императору Павлу I, боготворившему военные прусские порядки. Цесаревич Павел Петрович очутился в двухэтажных каменных палатах, построенных до 1754 года, когда князь Владимир Долгоруков получил их в приданое за женой, урожденной Ладыженской. Барочные палаты Ладыженских – Долгоруковых остаются ядром многократно перестроенного здания и недавно выявлены в объеме левого крыла. А на разрезе Пречистенского дворца видна часть правого крыла.

После отъезда Павла его пречистенский дом был подарен императрицей Екатериной главному герою торжеств 1775 года — фельдмаршалу графу Петру Румянцеву-Задунайскому в знак признания его заслуг в победе над турками. 

Румянцев владел домом восемнадцать лет. 

Лишь в 1793 году, незадолго до смерти, он продал усадьбу и купил другую (ныне Маросейка, 17). 

По преданию, Румянцев умер от известия о воцарении Павла, жившего когда-то в его московском доме.

После Румянцева дом стремительно менял владельцев, был надстроен, горел в 1812 году, а восстановленный, был выкуплен для Первой московской гимназии, основанной в 1804 году Александром I. Для нее казна приобрела также соседний дом на Волхонке, 18.

Москва гордилась Первой гимназией, и когда в город приехал знаменитый немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольдт, то в программу его пребывания включили посещение классов. В мае 1836 г. директора гимназии М. Окулова посетил А. Пушкин. В зале гимназии устраивались концерты, выставки. Впервые в этом доме художник Александр Иванов показал москвичам "Явление Христа народу".

До 1918 года гимназия дала классическое образование трем тысячам воспитанников, проявивших себя на разных поприщах. Здесь учились драматург Островский, историки Погодин, Соловьев, Н. Бугаев, Н. Музиль, П.А. Кропоткин, Н. Умов, В. Сербский и др., педагоги Малинин и Буренин, написавшие выдержавший многие издания учебник математики, поэт Вячеслав Иванов, окончивший гимназию с золотой медалью в 1884 году. В мае 1836 г. директора гимназии М. Окулова посетил А. Пушкин.

Директором гимназии долгое время был Иван Лебедев, сын которого был одним из организаторов библиотечного дела в Москве. См. о нем:

https://plusnin1975.blogspot.com/2019/06/blog-post_18.html

Передний двор гимназии со временем стал садом. Сохранилось направление центральной аллеи — на храм Христа Спасителя. При расширении Волхонки снесена ограда с орлами на воротах, и структура усадьбы потеряла былую ясность.

• Банки и офисы разных компаний, в том числе сельскохозяйственных: «Агрохиминвест», «Агрохимпродукция», «Агрохимэкспорт», «Росагрохим» (№ 2, стр. 4).

• Бывшая богадельня (убежище для бедных) О. Мазуриной при церкви Ржевской Богоматери (№ 5; 1857 год постройки). 
Здание построено в 1854-57 гг., перестраивалось в 1986 г. 
Церковь не сохранилась.

• Флигели бывшей усадьбы Замятина-Третьякова (№ 7, стр. 1 и 2). 19 век.

• Департамент жилищного обеспечения МО РФ (№ 8, стр. 1). Бывшая усадьба князя Ивана Трубецкого; 18-19 века). 


Дом в Знаменском переулке имеет долгую историю. В его основе – большие каменные палаты со сводами в первом и втором этажах, построенные не позже 1740-х годов в усадьбе, принадлежавшей тогда князьям Шаховским. Палаты поставлены с некоторым отступом от «красной линии», главный фасад дома с небольшим ризалитом по центру обращен в переулок. В конце XVIII века рядом был построен флигель, позже объединенный с домом в единое целое. В это время владельцем усадьбы был поручик Алексей Емельянович Столыпин, пензенский предводитель дворянства, приходившийся прадедом поэту М.Ю. Лермонтову. В 1805 году, при новом хозяине - обер-прокуроре Святейшего Синода князе Василии Алексеевиче Хованском - дом был перестроен, его главный фасад получил новое оформление в классическом стиле – появился фронтон, белокаменные наличники были срублены, фасад оштукатурен, на уровне второго этажа был устроен балкон. Хованский недолго владел усадьбой, и уже в 1808 году она была продана надворному советнику князю Ивану Николаевичу Трубецкому, чья семья владела ею вплоть до 1882 года. Дом пострадал во время пожара 1812 года, но был быстро «исправлен починкою». Фасад его приобрел лаконичный облик, характерный для позднего ампира; тимпан фронтона был оформлен лепным декором с изображением герба владельцев усадьбы – князей Трубецких (позже, в середине XIX века, фасад дома был еще раз переделан – таким он и дошел до наших дней). Тогда же, по всей видимости, дом приобрел и свое изысканное внутреннее убранство – сводчатые парадные помещения второго этажа были оформлены росписями и пышной лепниной, один из залов украшен росписями с изображением герба князей Трубецких. Дом в Знаменском переулке был известен своими балами и приемами, здесь бывал А.С. Пушкин, друживший с князем Николаем Ивановичем, известным библиофилом и коллекционером оружия. После кончины последнего усадьба перешла к вдове его брата княгине Надежде Борисовне Трубецкой, известной благотворительнице. Однако она не имела средств на содержание усадьбы и была вынуждена ее продать (оговорив для себя право жить в усадебном флигеле) – так хозяином дома стал купец Иван Васильевич Щукин. Вскоре Щукин подарил усадьбу своему сыну Сергею Ивановичу Щукину – будущему знаменитому коллекционеру. В XIX – начале ХХ века многие представители московских купеческих фамилий увлекались собиранием коллекций, и Щукины не были исключением. Но Сергей Иванович Щукин превзошел всех – его вкусы неизменно поражали современников - он одним из первых начал собирать западноевропейских художников, первым привез в Москву импрессионистов – Моне, Писарро, Ренуара, Дега… Обладавший блестящим вкусом и удивительным чутьем на таланты Щукин безошибочно выбирал тех художников, кому суждено было произвести революцию в искусстве. Так Щукин начал собирать Сезанна, Ван Гога, потом Гогена – в то время, когда в России (да и во Франции) еще не понимали и не могли оценить по достоинству это искусство. Посетители его особняка в Знаменском переулке еще только привыкали к Сезанну и Гогену, а Щукин уже шел дальше и вез в Москву работы Матисса, Дерена, Пикассо. Анри Матисс в 1911 году приезжал по приглашению Щукина в Москву и гостил в его особняке (для оформления парадной лестницы Матисс по заказу хозяина написал панно «Танец» и «Музыка»). Весь второй этаж дома был отдан под коллекцию картин – здесь был зал Гогена, зал Матисса, потом появился зал Пикассо. Всего коллекция современной живописи Щукина насчитывала 256 работ. В 1914 году он открыл свою галерею для широкой публики и мечтал создать здесь музей новой французской живописи. Но его мечта осуществилась не так, как он хотел - после революции Щукин был вынужден уехать в эмиграцию, а его коллекция была национализирована и в особняке открылся «Первый музей новой западной живописи». Позже собрание Щукина стало составной частью Музея нового западного искусства, который просуществовал до 1948 года. Коллекция была вывезена из особняка в Знаменском переулке в 1928 году, а некоторое время спустя дом отдали в ведение Министерства обороны, которому он принадлежит и по сей день. Доступа сюда нет, и сохранилось ли что-то от изысканных интерьеров, украшавших некогда этот замечательный особняк, неизвестно.

Городская усадьба Трубецких-Щукиных, сер. 18 в. - нач. 20 в. – главный дом с флигелем, 1740-е гг., кон. 18 в., 1850-е гг., 1907-1912 гг., гражданский инженер Л. Кекушев. 

Здесь в 1888-1909 гг. жил предприниматель и коллекционер С. Щукин, в 1909-19 гг.

В первый раз дом упоминается на плане 1725 г. – тогда он принадлежал ротмистру князю Шаховскому. 

В начале 19 в. владельцем дома был богатый пензенский помещик, прадед М. Лермонтова, А. Столыпин, чья крепостная труппа актеров славилась в Москве. 

В 1801 г. он продал их императорскому театру за 30 тыс. р., после чего на афише перед их фамилиями появилась буква г. – «господин» или «госпожа» – крепостные актеры стали свободными людьми. 

Дом был продан князю Хованскому, а с 1808 г. принадлежал семье князя Ивана Трубецкого.

В 1882 г. старинный дом приобрел купец И. Щукин, который в 1891 г. подарил его по случаю рождения внука своему сыну Сергею Ивановичу Щукину, собирателю картин французских живописцев кон. 19 – нач. 20 вв.: Моне, Гогена, Пикассо, Руссо, Матисса. Матисс, приехав в Москву в 1911 г., сам развешивал свои картины в этом доме. В 1908 году в журнале «Русская мысль» появилась статья П. Муратова «Щукинская галерея — очерк по истории новейшей живописи», в которой был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар Третьяковской галерее. С 1909 года С. Щукин открыл свой особняк для посещения всех желающих ознакомиться с коллекцией, что вызвало определённую тревогу у преподавателей Московского училища живописи за своих учеников.

В 1918 г. галерея была объявлена государственной собственностью и стала называться «первым музеем новой западной живописи», а Щукин, оказавшийся в эмиграции, не захотел требовать свои картины, сказав, что «собирал для своей страны и своего народа». Хранителем Музея была назначена дочь Щукина — Екатерина Келлер. Первый музей новой западной живописи был открыт для посещения в весной 1919 года и просуществовал в этом здании до 1929 года.

Раньше находилась Центральное организационное плановое управление кап. строительства МО РФ (служба строительства и расквартирования мин. обороны), а также Главное Военно-строительное управление МО РФ.

Бывший министр Сердюков недавно перебрался в отремонтированный специально под него особняк. На ремонт особняка за два года из бюджета минобороны было потрачено более пятидесяти миллионов доларов США, и по роскоши он мало чем уступит знаменитым лондонским собратьям, где предпочитают селиться российские олигархи. Под личные аппартаменты Сердюкова был перестроен целый этаж. А чтобы его никто не беспокоил, к особняку был прирезан земельный участок с пролегающим по нему переулком, который теперь закрыт для местных жителей и для детей. Теперь чтобы отвести ребёнка в школу за особняком нужно обходить целый квартал.

• Бывшая усадьба Ухановых-Толубовских (№ 13, стр. 1; 19 век; в доме жил композитор В. Шебалин, у которого часто останавливался Д. Шостакович). 

Дом постройки 19 в. (левая часть построена после 1812 г., правая — в 1852 г.). 
Особняк 19 века, сохранивший исторический фасад, был реконструирован в 2009 году и с тех пор входит в комплекс «Знаменские палаты». 
В доме 9 квартир. 
До 2007 года там располагалось отделение милиции № 60.

• Офисы (№ 13, стр. 2). 

Флигель бывшей усадьбы Ухановых-Толубовских. 
Одноэтажное здание 19 века.

• Офисы (№ 15). 

Здание построено в 1832 г., фасад получил свой современный вид в 1886 г. 

В 1845 г. в доме жил литературный критик И. Киреевский. 

Особняк 19 века, сохранивший исторические фасад, был реконструирован в 2009 году и с тех пор входит в комплекс «Знаменские палаты». 

Дом предназначен для проживания одной семьи; в здании имеется лифт и подземная парковка.

• Бывший особняк героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова (№ 17; он владел им в 1826–1830 годах; здесь бывал несколько раз А. Пушкин).

• Бывшая усадьба В. Дровосекова - В. Бостанджогло (№ 19, к. 1). 
Небольшой дом в византийском стиле перестроен архитектором А.С. Каминским в 1874 году из старого особняка для гласного Московской городской думы, купца 1-й гильдии Василия Михайловича Бостанджогло. Задний двор владения граничит с усадьбой сестры Василия Михайовича – Елизаветы Михайловны Алексеевой (Бостанжогло). Именно к сестре поближе он переселился сюда со Старой Басманной. Они происходят из семьи нежинского грека Михаила Бостанжогло – табачного плантатора и хозяина табачной фабрики на Старой Басманной. Там же около фабрики прошло их детство в большой и дружной семье. Василий Михайлович с братом учредили Торговый дом «М.И. Бостанджогло и сыновья». Их табачные магазины были в Москве (на Кузнецком мосту и Никольской улице) и в Петербурге (на Невском проспекте).

Василия Михайловича современники считали человеком крайне тщеславным, и за это в купеческой среде его недолюбливали. Известный предприниматель Найденов писал о Василии Михайловиче, что «он из-за какого-нибудь ордена не побережет отца родного». Регулярно можно было встретить его в приемной московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова. В 1875 году Бостанджогло устроил празднование восьмилетия своей службы в качестве купеческого старшины. По этому поводу была даже выпущена брошюра «Русское спасибо Василию Михайловичу Бостанджогло от Московского купеческого общества 1 января 1875 г.».

В том же году Василий Михайлович серьезно заболел и отправился для лечения за границу. А в это время Москву посетил император Александр II и по обычаю награждал орденами московских деятелей. Отсутствующего Бостанджогло орденом обнесли. Огорчение его было безгранично. Через князя Долгорукого он все же выхлопотал себе очередную звезду, которую ему и привезли за границу. Несмотря на плохое самочувствие, он тут же сфотографировался в мундире с новым орденом.

Двухэтажный дом сохранил рустовку первого этажа. Второй этаж украшен большими полуовальными окнами. Вход сделан в левой части, над ним окно с фронтоном наличника и еще выше аттик на крыше.
Главный дом, 1830 г., 1860-е гг., 1874 г. (арх. А. Каминский). 
Небольшой дом в византийском стиле перестроен архитектором А.С. Каминским в 1874 году из старого особняка для гласного Московской городской думы, купца Василия Бостанджогло. 
Двухэтажный дом сохранил рустовку первого этажа. Второй этаж украшен большими полуовальными окнами. Вход сделан в левой части, над ним окно с фронтоном наличника и еще выше аттик на крыше. 
Здесь находится штаб 12-го Главного управления Министерства обороны России, отвечающего за ядерно-техническое обеспечение и безопасность, поддержание, развитие и эксплуатация ядерного арсенала 

• Перестроенное двухэтажное здание 1-й половины 19 века (№ 19, к. 2). 

Нижние окна заложены, отделка 1-го этажа рустом утрачена.

• Офисы (№ 19, кк. 3–5).

• Управление начальника связи Вооруженных Сил России (№ 21). Здание 1974 года постройки. «Видный советский военачальник маршал войск связи Андрей Иванович Белов работал в этом доме с 1972 г. по 1987 г.».

Бывш. Управление связи ВС СССР. 


Жилые дома:

5 этажей (№ 4; 1910; бывший доходный дом Н. Петрова-Соловова, построенный по проекту архитектора А. Мейснера).

2 этажа (№ 8/12, стр. 3 и 4; 19 век). 

До Октябрьской революции — флигели усадьбы Трубецких. 

Один из первых в Москве жилищных кооперативов.

2 этажа (№ 15, 1832, здесь жил литературный критик И. Киреевский; затем – доходный дом).

Достопримечательности:

Здания 19 – начала 20 века.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий