четверг, 20 октября 2016 г.

Лаврушинский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Якиманка (ЦАО) от Кадашевской набережной Водоотводного канала (вблизи Москвы-реки) до Большого Толмачевского переулка. Недалеко – метро «Третьяковская». 

Четную сторону переулка занимает Государственная Третьяковская галерея.

Описание:

Пешеходная зона – движение автотранспорта по переулку запрещено. Озеленение слабое. На улице – газоны, цветники, скамейки, фонари «под старину». Длина – около 400 метров.

История:

В 16 и 17 веках — Попкова улица и Лаврова улица.

Переулок назван в 18 веке по имени местной домовладелицы того времени купеческой вдовы Лаврушиной.

В 17 в. находился на территории Кадашевской слободы (сохранились палаты XVII в. — д. 4). 

В 18-19 вв. Лаврушинский переулок застраивался домами купцов, фабрикантов и др. 

В 1850-х гг. П. Третьяков в своём доме (ныне д. 10) начал создавать художественную коллекцию. 

В начале 20 в. на средства, завещанные Третьяковыми, сооружён д. 3 для вдов и сирот русских художников (архитектор Н. Курдюков), в 1922—49 в нём жил художник Г. Савицкий (мемориальная доска). 

В 1936 г. построены дома 5 (архитектор А. Чалдымов) и 15 (архитектор К. Джус). 


В 1937 г. возведён многоэтажный жилой д. 17 (архитектор И. Николаев), в котором жили многие писатели.


До 1770-х годов Лаврушинский переулок был тупиковым: он не доходил до Большого Толмачевского переулка около сотни метров.

Идет строительство нового музейного комплекса Третьяковской Галереи на углу Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка (к 2019 году).

Нежилые объекты:

• Фонтан «Вдохновение» («Третьяковский»). 
Сооружён к 150-летию Третьяковской галереи, открыт в мае 2006 года в сквере между Лаврушинским и Большим Толмачёвским переулками.
Фонтан Искусств.
28 апреля 2006 года в 17.30, к празднованию 150-летия Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке был открыт необычный фонтан "Вдохновение" или фонтан искусств. Архитекторы фонтана: М. Морина, О. Жибуртович и О. Александрова. В основании фонтана "Вдохновение" находится чаша, выполненная в виде коричневых плит. Над ней возвышается голубое дерево, омываемое струями воды. На дерево опираются три большие картины. Скульптор, А. Руковишников, зашифровал в каждой картине знаменитое полотно. Так, среди полотен угадываются работы Васнецова, Куинджи и Машкова. По мнению, же самого Руковишникова предназначением фонтана является не загадка, а возможность отдохнуть от шума города и насладится символичным фонтаном "Вдохновение". 

В трёх бронзовых картинах можно угадать работы известных художников: "Царь Иван Грозный" Виктора Васнецова, "Снедь московская. Хлебы" Ильи Машкова и "Берёзовая роща" Архипа Куинджи.
• Бывший служебный корпус приюта им. П. Третьякова (№ 3/8, стр. 1; начало 20 века).

• Бывший приют для вдов и сирот им. П. Третьякова (№ 3/8, стр. 2; начало 20 века). 

Здание Приюта для вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова или «Вдовий дом», как его порой называли, было построено в 1910-1912 годах по проекту архитектора Н. С. Курдюкова, при участии инженера Н. Егорова, в неорусском стиле, на участке и на средства, завещанных П. М. Третьяковым.

Правом на бесплатное проживание в приюте пользовались вдовы и незамужние дочери русских живописцев, скульпторов и архитекторов до смерти или выхода замуж, а сыновья – до совершеннолетия. Преимущественное право на приём в приют было у вдов, малолетних детей и незамужних дочерей русских художников, произведения которых находились в городской художественной галерее имени П. и С. М. Третьяковых. За удовлетворением первой категории лиц претендовать на предоставление помещений в приюте могли вдовы и сирот художников, произведения которых имелись в других собраниях России, государственных или общественных.

В здании было устроено 16 квартир с общими кухнями, оснащёнными печами, самоварными вытяжками и прочими хозяйственными принадлежностями. На первом этаже – шесть квартир, состоявших из двух комнат с передней общей площадью 56.4 кв. метра каждая, для вдов с детьми, на втором - десять квартир номерного типа для одиноких, площадью 27.3 кв. метра каждая.

Содержался приют на проценты с неприкосновенного капитала в размере сто тридцать тысяч рублей. Ежегодное содержание было исчислено в 5 298 рублей. Управлялся «вдовий дом» Советом, в состав которого входил один из членов семьи Третьякова.

После революции приют закрылся. Но часть прежних жителей продолжали жить в занимаемых ими квартирах.

В 1931 году дом был надстроен двумя этажами, при этом оказались утраченными щипцовые кровли и майоликовые украшения фасада. В советское время здесь жил и работал художник Г. К. Савицкий, автор батальных и историко-революционных картин.

В настоящее время здание занимают научные и вспомогательные отделы Третьяковской галереи.


Жилой корпус построен в 1910-12 годах. Архитектор Н. Курдюков, инженер Н. Егоров. 

Здесь в 1922–49 гг. жил и работал художник Г. Савицкий (мемориальная доска). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_46.html.

Двухэтажное здание спроектировано в формах, напоминающих древнерусские палаты, а фасад украсили керамическим полихромным гербом Москвы и надписью, выполненной вязью: "Приют для вдов и сирот русских художников имени П. Третьякова". 

В 1931 году здание надстроено двумя этажами по проекту инженера И. Курдюкова, при этом утрачены высокие щипцовые кровли и майоликовые украшения. 

Два нижних этажа принадлежат галерее, там размещаются научные отделы.

• Отдел рукописей (архив) Третьяковской галереи (№ 4, стр. 1; бывший дом Гусятниковых; 1822 год постройки). 

Пристройка реконструирована в начале 2000-х годов и полностью изменила облик. 

• Бывшие палаты в Кадашевской слободе (дом Гусятниковых) (№ 4, стр. 4; конец 17 – начало 18 веков). 
Реставрация 1994 года. 
Сейчас в здании располагается 3 рота 10 ПП ФГКУ Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел России по Москве. Осуществляет охрану галереи.
• Бывшие палаты конца 17 века (№ 6).

• Депозитарий Третьяковской галереи (№ 8). 
Строительство здания началось в 1983 году. 
Вступило в строй в 1985 году.
Общая площадь 6300 м², вместившая всё собрание как из экспозиции в Лаврушинском, так и из храма-запасника.
Работы по сооружению депозитария и его инженерному оснащению выполнялись, в основном, зарубежными фирмами. Здание построено с использованием современных строительных технологий: монолитный и сборный железобетон, снаружи - утеплитель и поверху декоративные панели из цветного железобетона. В депозитарии, как и в экспозиции, мощные установки искусственного климата стабилизируют температуру и влажность. Это одна из главных новаций в галерее после реконструкции. Новинками являются также система автоматического газового пожаротушения и электронная многоуровневая система охраны. Специальное оснащение создает практически идеальные условия хранения произведений и обеспечивает удобный доступ к ним. В этом же здании находятся современно оборудованные реставрационные мастерские для масляной и темперной живописи, графики и скульптуры. Депозитарий на уровне второго этажа соединен переходом с экспозицией, что позволяет оперативно перемещать экспонаты между корпусами музея, сохраняя стабильные климатические условия. Формирование выездных выставок также происходит в стенах депозитария.
• Государственная Третьяковская галерея (№ 10; крупнейший в мире музей русского изобразительного искусства).

Художественный музей Москвы, в народе называемый «Третьяковка», располагает одной из самых крупных в мире коллекций изобразительного искусства. Основал эту галерею купец П. М. Третьяков: первые полотна были приобретены им в 1856 году. Несколько десятков лет Третьяков собирал произведения живописи русских художников, руководствуясь собственным художественным вкусом.
Галерея Третьякова размещалась в семейном особняке в Москве. По мере роста коллекции к жилой части здания пристраивались все новые помещения. В 1904 году был закончен знаменитый фасад галереи, разработанный по эскизам художника В. М. Васнецова. А в 1892 году Третьяков подарил свою коллекцию городу. К тому времени в собрании насчитывалось более полутора тысяч произведений искусства. Впоследствии Третьяковская галерея стала государственной собственностью.
В ходе реконструкции 1986–1995 годов Третьяковская галерея превратилась в полноценный музейный комплекс с хранилищем, обширным выставочным помещением, конференц-залом. Исторический облик здания галереи удалось сохранить. Площадь экспозиции увеличилась на 10 залов, в том числе за счет застройки внутренних двориков. Самый большой из новых залов был спроектирован специально для огромного панно «Принцесса Греза» М. А. Врубеля.
В Третьяковской галерее можно увидеть коллекции русской живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства XI — начала XXI веков, в частности, лучшее собрание работ передвижников. Собрание Третьяковки сегодня включает более 170 тысяч предметов. Галерея также ведет активную научную работу по изучению произведений искусства.

Дом в Лаврушинском переулке семья Третьяковых купила в 1851 году. Но история этого владения прослеживается еще с конца XVII столетия. Уже тогда здесь были возведены каменные палаты, которые перестраивались на протяжении последующих веков, в том числе и во второй половине XVIII века при Кологривовых – тогдашних владельцах. Следующая перестройка была осуществлена купцами Шестовыми в 1835-1839 годах.
В 1856 году П. М. Третьяков приобрел первые две картины русских художников – полотно Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение» Николая Шильдера, – которые и положили начало его знаменитому собранию. Через некоторое время места для постоянно пополнявшейся коллекции стало не хватать, и в 1872 году Павел Михайлович пристроил к юго-западному углу главного дома дополнительный корпус, где и разместил свою галерею. По мере роста собрания, в 1880-е годы, по проекту архитектора А. С. Каминского, «семейного» зодчего Третьяковых (Александр Степанович был женат на дочери Сергея Михайловича Третьякова), в целях расширения экспозиционных площадей, было возведено еще несколько строений, в том числе и по Малому Толмачевскому переулку. Тогда же выстроена новая ограда с парадным входом со стороны Лаврушинского переулка.
В 1892 году П. М. Третьяков передал свою коллекцию, включавшую к тому времени 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также 75 картин, принадлежавших его недавно скончавшемуся брату Сергею Михайловичу, в дар городу Москве. Сам же Павел Михайлович стал пожизненным попечителем галереи. Уже после его смерти в 1899-1900 годах жилой дом Третьякова был перестроен и приспособлен под нужды галереи. А еще через два года строения по Лаврушинскому переулку были объединены новым фасадом по проекту художника В. М. Васнецова, именно тогда и появился знакомый всем облик Третьяковской галереи.
В 1913 году попечителем галереи был назначен И. Э. Грабарь, ставший после революции ее директором. В 1920-х– начале 1930-х годов к «Третьяковке» присоединили несколько соседних владений, в том числе и закрытую к тому времени церковь Святителя Николая в Толмачах. В 1936 году по проекту архитектора А. В. Щусева возведен дополнительный двухэтажный корпус с северной стороны от главного здания, залы которого вскоре были включены в основной маршрут экспозиции.
В годы Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Само же здание пострадало во время вражеских налетов. Но уже к 1944 году большая часть залов была отремонтирована.
В середине 1980-х годов начались работы, связанные со строительством депозитария и нового, к сожалению, крайне неудачного с архитектурной точки зрения, музейного корпуса на углу с Большим Толмачевским переулком. Одновременно реконструирован и основной корпус с сохранением его исторического облика. Все работы завершились к 1995 году. В общий музейный ансамбль была включена и церковь Николы Чудотворца в Толмачах – в настоящее время она является домовым храмом-музеем Третьяковской галереи. Здесь, в частности, находится одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви – чудотворная Владимирская икона Божьей Матери.
В настоящее время собрание галереи насчитывает свыше 170 тысяч произведений искусства. И это не только один из известнейших мировых музеев, но и крупный научный и реставрационный центр.


Родоначальник купцов Третьяковых переехал в Москву в 1774 году из города Малый Ярославец. Павел Третьяков (1832—1898) с 14 лет служил в лавке, учился коммерции, любил театр, музыку, библиотеки и живопись. Собирал произведения искусства.

О Сергее и Павле Третьяковых см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_67.html.

В 1892 году Павел Третьяков написал в Московскую городскую Думу «Заявление», в котором говорится: «желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждении содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской Думе всю мою картинную галерею и всеми художественными произведениями». Среди условий дарения Третьяков было то, чтобы галерея всегда была открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими.

Галерея разместилась в небольшом двухэтажном доме Третьяковых, к которому были сделаны пристройки, чтобы хранить сильно разросшуюся коллекцию.

В собрании П. Третьякова насчитывалось 1287 произведений живописи, 517 графики, 75 картин европейских художников. Их собрал умерший брат П. Третьякова — Сергей.

С наименованием «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» музей был открыт 15 августа 1893 года.
Крупнейший в мире музей русского изобразительного искусства. Основан в 1856 г. П. Третьяковым как его личное собрание картин русских художников. В 1892 г. Третьяков передал коллекцию в дар Москве; до 1918 г. называлась Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых. 
После смерти основателя (1898) галерея управлялась Советом, избираемым Городской думой. Совет включал известных московских коллекционеров и художников (И. Цветков, И. Остроухов, В. Серов, И. Грабарь), наследников братьев Третьяковых (А. Боткина, В. Зилоти). 
Собрание пополнялось за счёт закупок и многочисленных пожертвований (среди наиболее значительных — коллекция М. Морозова, переданная в галерею по его завещанию в 1910). 
В 1917 г. в галерею были взяты на хранение, а затем включены в её состав значительные коллекции Боткиной, Е. Борисовой-Мусатовой, В. Гиршмана, М. Рябушинского и др. 
После 1918 г., когда галерея была национализирована, её собрание выросло во много раз за счёт включения в него коллекций Остроухова и галереи Цветкова, картин русской школы из московского Румянцевского музея, многочисленных других частных коллекций (С. Бахрушина, П. и В. Харитоненко, С. Щербатова и др.). 
В 1920-х гг. в другие музеи были переданы картины иностранных мастеров. 
В дальнейшем собрание ГТГ постоянно пополнялось путём систематических закупок, организации экспедиций по поиску произведений иконописи (проводились до середины 70-х гг.), дарений и пожертвований (коллекции А. Сидорова, П. Корина, Г. Костаки, А. Ларионовой-Томилиной и др.). 
В 1995 г. в ГТГ хранилось свыше 50 тыс. произведений искусства.
В музее богатейшее собрание иконописи всех основных школ древнерусского искусства, в том числе работы Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, С. Ушакова. Здесь хранятся значительные образцы русской живописи и скульптуры 18 — первой половины 19 вв. (произведения Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова, скульптора Ф. Шубина и др., полотна К. Брюллова, В. Тропинина, П. Федотова, картина А. Иванова «Явление Христа народу» и уникальная по полноте подборка эскизов к ней); наиболее полное собрание работ передвижников: В. Перова, И. Крамского, В. Маковского, А. Васнецова и В. Васнецова, А. Саврасова, В. Поленова, И. Репина (в том числе «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали»), В. Сурикова (в том числе «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове» и др.), большая коллекция произведений В.В. Верещагина, скульптуры М. Антокольского, работы живописцев и графиков конца 19 — начала 20 вв., в том числе членов «Мира искусства», Союза русских художников, «Голубой розы», «Бубнового валета» и других художественных объединений (И. Левитана, М. Врубеля, В. Серова, В. Борисова-Мусатова, К. Коровина, Н. Рёриха, А. Бенуа, К.А. Сомова и др.). 
Лучшими образцами в Третьяковской галерее представлены также все периоды развития отечественного многонационального искусства XX в.: произведения мастеров авангарда (В. Кандинского, М. Ларионова, К. Малевича, М. Шагала и др.), представителей более умеренных течений (Н. Андреева, С. Герасимова, С.Т. Конёнкова, П. Кончаловского, П. Корина, В.И. Мухиной, М. Нестерова, Ю. Пименова, М. Сарьяна и др.). 
В созданном в 1922 г. отделе рукописей — более 200 тыс. документов по истории русской художественной культуры 18—20 вв., личные фонды художников и искусствоведов. Музей регулярно устраивает выставки (среди крупнейших — «Автопортрет в русском и советском искусстве», 1976; «Великая утопия русского авангарда», 1993), а также ретроспективные выставки выдающихся мастеров (Малевича, 1989, Кандинского, 1989, Шагала, 1991).
Галерея расположена в неоднократно перестроенном доме Третьяковых и в ряде примыкающих к нему разновременных построек; главный фасад сооружён в 1900—05 по проекту художника В. Васнецова. 
В 1936 г. была возведена восьмизальная пристройка в формах неорусского стиля (архитектор А. Щусев). 
В 1982—96 гг. проводилась генеральная реконструкция ГТГ: были построены здание депозитария (хранилища), инженерный корпус, перекрыты внутренние дворы (архитекторы Г. Астафьев, Б. Климов, И. Виноградский и др.). 
В 1986 г. музею было передано здание Государственной картинной галереи на Крымском валу. 
В комплекс ГТГ входят также церковь Николая Чудотворца в Толмачах. 
На правах отделов-филиалов в ГТГ входят музеи-квартиры А. Васнецова и Корина, дом-музей В. Васнецова, музей-мастерская А. Голубкиной.
Памятник Третьякову П. – перед зданием Третьяковской галереи.
Скульптор: А. П. Кибальников
Архитектор: И. Е. Розин
Материал: гранит
Год установки: 1980
Павел Третьяков (1832—1898) — коллекционер и меценат. Основатель известной галереи, носящей его имя, которая со временем стала одним из известнейших музеев мира. Для галереи он выкупил участок и построил особое здание, а с 1881 г. открыл его для всех желающих.
Фигура П. М. Третьякова проступает из куска гранита. Меценат изображен в строгой сосредоточенной позе со скрещенными на груди руками. Одет в длинное застегнутое пальто, без головного убора.
• Ресторан «Братья Третьяковы» (№ 10, стр. 1). 1850-е годы постройки.
• Пожарная часть (№ 10, стр. 6).
• Бывшие палаты 2-й половины 17 – 18 веков (№ 11, к. 2). 
В кладке встречаются «орлёные кирпичи». Со всех сторон обстроены новодельным домом. Палаты чудом уцелели. На их фасадах до недавнего времени можно было разглядеть остатки убранства в стиле барокко, характерные для Москвы 18 столетия «ушастые» наличники. 
В ходе отделочных работ, проведенных без проекта и согласования с Мосгорнаследием, исторические фасады полностью обезличены. 
• Инженерный корпус Третьяковской галереи (№ 12). 1988 год постройки. «Королев Юрий Константинович. Директор Государственной Третьяковской галереи с 1980 по 1992 год».

• Факультет графики МГАХИ им. В. Сурикова (№ 15, стр. 1). 

В этом здании с 1951 по 1989 гг. располагалась знаменитая МСХШ (Московская средняя художественная школа) при ин-те им. Сурикова. В ней учились многие известные советские художники. 

До этого здание было 4-х этажным и в нем находилась обычная средняя школа. 

Поврежденное во время Великой отечественной войны при прямом попадании бомбы здание в 1947-54 году было перестроено, надстроен 5-й этаж для мастерских. 

В каком году было построено 4-х этажное здание – неизвестно.

• Музей военной истории «Стрелецкие Палаты» (№ 17, стр. 1). 
Открыт в 2014 году. 
Находится в ведении Российского военно-исторического общества. 
Бывшие палаты Титовых. Палаты, расположенные в Ордынском тупике, некогда принадлежали думному дьяку С. Титову. 
Семён Титов, во время царствования Алексея Михайловича сделал достаточно яркую карьеру: он успел побывать дьяком Разрядного приказа (1659), дьяком Приказа Большого дворца (1665). 
В конце января 1676 года, как лицо Нынеприближенное к царю С. Титов состоял в посмертном карауле у постели умирающего царя Алексея Михайловича. 
В середине 1660-х годов служилый дворянин С. Титов был пожалован двором в Замоскворечье. Здесь он и построил палаты «посадского типа». 
Архитекторы выделяют несколько этапов строительства этого памятника: первые два этапа относятся ко второй половине 17 века, третий – к рубежу 17-18 веков, и наконец четвёртый и пятый восходят к середине 18 века.

Дом Титовых пережил последнюю перестройку в 1760 году. 
К началу 20 века старинный особняк превратился в доходный дом. 
В 1975 году жильцов выселили. 
Научная реставрация памятника началась в 1975-76 годах. Восстановив здание в целом на сер. 18 века, реставраторы сделали всё возможное, чтобы сохранить и фрагментарно воссоздать архитектурные элементы древнейшей его части – палат 17 века.
Здание возможно занимают подразделения Управление Минкультуры по ЦФО.
Музей военной истории «Стрелецкие палаты» Российского военно-исторического общества открылся в 2014 году. Это развивающийся музей принципиально нового типа - интерактивная площадка для молодых людей, интересующихся отечественной военной историей.
Залы музея расположены в здании памятника архитектуры XVII века, известного как «Палаты Титова». Первым их владельцем был думный дьяк Семён Титов, приближённый царя Алексея Михайловича Романова. Палаты и по сей день сохранили исторический облик, так что посетители музея могут в одночасье попасть в допетровскую Москву.
Сочетание традиционных музейных и новейших мультимедийных технологий – вот то, что позволяет создать качественно новое информационное пространство в «Стрелецких палатах», способствует интерактивному изучению истории и воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

В музее регулярно проводятся экскурсии и различные мероприятия: лекции, кинопоказы, мастер-классы, уроки мужества, встречи с ветеранами, творческие вечера.

Жилые дома:

4-7 этажей (№ 11; 2007 год постройки). Жилой комплекс «Кадаши». 

Дом построен на месте снесенной в 1990-е годы фабрики петровского времени (древнейшее промышленное здание в Москве).

7 этажей (№ 17, стр. 4; начало 20 века). На 1-м этаже – продукты, кофейня.

7-9 этажей (№ 17, стр. 2; 1937 год постройки; кирпичный; сталинский ампир; «дом писателей»: здесь жили многие известные писатели: Борис Пастернак, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Юрий Олеша, Ильф и Петров, Валентин Катаев, Ю. Олеша, Л. Ошанин, К. Федин, В. Чивилихин, В. Шкловский, детская писательница Агния Барто, Илья Эренбург и др.). «Выдающийся театральный критик литературовед, писатель, публицист Юзеф Ильич Юзовский жил в этом доме с 1947 по 1964 год».


Типичное довоенное 9-этажное здание в советском классицизме занимает между Ордынкой и старым комплексом Государственной Третьяковской галереи. Архитектор Иван Николаев предусмотрел многоступенчатый объем и расчленил фасад эркерами и балконами. Первые два этажа выделены рустовкой.
Участок, на котором стоит «Дом писателей», известен с 1660-х годов, когда этот двор был пожалован служилому дворянину Семену Титову. Тот выстроил на нем каменные палаты — они сохранились до настоящего времени во дворе дома. На месте флигелей усадьбы и разномастной застройки в начале 1930-х годов было решено возводить крупный жилой комплекс. Масштаб здания определился в рамках Генплана реконструкции Москвы 1935 года:
В Замоскворечье должна была проходить широкая магистраль, замыкавшая бульварное кольцо от Комиссариатского моста до храма Христа Спасителя.
Руководству Союза советских писателей удалось добиться передачи этого участка жилищно-строительному писательскому кооперативу «Советский писатель». Дом планировался образцовый: в каждой квартире телефон, ванная, отдельная комната для домработницы, газовая плита и даже холодильник. Для пайщиков двухкомнатная квартира стоила около 8000 руб., за пятикомнатную брали до 20 000 руб. Некоторые писатели оказались не в состоянии заплатить такие суммы и обратились в Союз писателей за материальной помощью. Стремясь попасть в число пайщиков, они с жаром описывали свое плачевное жилищное положение; среди активных ходатаев были Всеволод Вишневский, Константин Федин и даже Михаил Булгаков.
В первой очереди кооператива было 19 двухкомнатных квартир, 38 трехкомнатных, 15 четырехкомнатных, 5 — пятикомнатных (в них въехали семьи К. Федина, И. Сельвинского, И. Эренбурга, Н. Погодина, Вс. Вишневского). Семья Вс. Иванова должна была получить шестикомнатную квартиру. Кроме них в доме также проживали А. Л. Барто, И. Бехер, И. Ильф, Е. Петров, Э. Г. Казакевич, А. С. Макаренко, Н. Ф. Погодин, Б. Л. Пастернак, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, А. И. Новиков-Прибой.
Первую очередь дома сдали в 1937г. со значительными недоработками — не было балконов, рассохлись двери и оконные рамы. Окончательно недоделки устранили только после войны, вместе со строительством второй очереди дома. Во втором корпусе проживали, в числе прочих, В. Н. Ажаев, Е. А. Долматовский, В. М. Инбер. Некоторые квартиры до сих пор принадлежат потомкам писателей.
Про Барто см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_70.html. Про Катаева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_69.html. Про Пастернака см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_89.html. Про Юзовского см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_50.html. Про Тренева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_12.html.

Достопримечательности:

Государственная Третьяковская галерея (№ 10).

Здания 17 – начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Третьяковская» пешком через Климентовский и Большой Толмачевский переулки. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 17.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий