четверг, 2 апреля 2020 г.

Пастернак Борис

Пастернак Борис (1890-1960) – поэт и писатель.

В Москве:

Родился на 2-й Тверской-Ямской ул. (дом № 2/3). Учился в 1901 – 08 х в 5-й гимназии на Поварской ул. (дом не сохранился). Жил в юности на Мясницкой ул. (дом № 21) в ведомственной квартире МУЖВЗ, где преподавал его отец. Ходил на музыкальные занятия к композитору А. Скрябину в Глазовский пер. (дом № 8). Позже семья переехала на улицу Волхонка (дом № 14). Пастернак жил здесь во время учебы в МГУ (1908-1913). Потом Борис снимал комнату в Лебяжьем переулке (дом № 1). В 1930-х х Пастернак жил у брата Александра (на Гоголевском, ныне Никитском бул.е, 52), у Б. Пильняка (2-я улица Ямского поля, дом 1а); бывал в Трубниковском переулке (дом 38) уНейгауза, с конца 1937жил в Лаврушинском переулке (дом 17). Умер писатель на даче в Переделкине, где обычно проводил летние месяцы и похоронен на местном кладбище.

Мировоззрение:

Антропоцентрист и безбожник. Через хаотическое нагромождение идей романа «Доктор Живаго» главный вывод – революция несет страдания и смерть людям (хотя Ленина он и романтически возвеличил). Она убивает жестокостями и ложью все живое. Ее принимают только равнодушные посредственности, рабы, которые идеализируют свою неволю и ни к чему высокому не стремятся. Какие-то искания духовного у автора есть, но они не христианские. Заповеди Христа берутся сами по себе и выборочно, отдельно от Его личности, причем заповеди только нравственные, а не вероучительные (о любви к ближним, свободе личности, но не во Христе опять же, о некой жертвенности и пр., хотя об этом проповедуют и революционеры, и всякие мечтатели, но это без Христа-Бога «вилами на воде писано», недолговечно – просто романтика, пустые слова) и бессмертие понимается в земном смысле, а не как спасение для вечной жизни. Воскресения во плоти Пастернак не признавал, он считал, что чел. уже воскресает, когда рождается, а смерти не будет. Для него главное в хр-ве – только выборочные нравственные заповеди (однако заповеди – не цель, а средство спасения и их принимают и исполняют верой; главное – движение ко спасению через стяжание Духа во Христе, возможное только в Церкви). А у Пастернака заповеди может соблюдать и атеист.
Христа как Бога Пастернак вообще не принимает. Чел. ценен своей самодостаточностью, в которой залог его бессмертия – бессмертие растворяется в результатах труда человв. (его творчества) и памяти, которое реализуется в искусстве (творчестве). Лара и Юрий осуществили свое бессмертие в своей страстной любви друг к другу (хотя они совершали грех прелюбодеяния). Для Юрия Лара – живое олицетворение бессмертия – бессмертия вне Бога, т. е. выдуманного, эмоционального, ложного, когда чел. ставит себя наравне с Богом, сам себя делает богом и сам делает себя бессмертным (без помощи Бога). Поэтому Пастернак и его роман так притягивает и сеня многих эгоцентриков-гордецов, интеллигентов – главное – самореализация в творчестве – и в этом бессмертие и суть жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий