среда, 26 октября 2016 г.

площадь Савеловского вокзала

Расположение:

Площадь находится в Бутырском районе (СВАО) между Савеловской эстакадой Третьего транспортного кольца, Бутырской улицей, железнодорожными путями Алексеевской соединительной линии с находящейся рядом платформой Савеловская и Савеловским вокзалом. 

Метро «Савеловская».

Описание:

На площади организовано круговое движение с центральной парковочной территорией. На площадь есть съезд с улиц Нижняя Масловка (по нижнему уровню эстакады), Сущевский Вал (по среднему уровню) и Бутырской.

История:

До 1984 года — Бутырская площадь (по расположению в бывшей Бутырской слободе).

Бутырская застава (площадь) названа (в 19 в.) по заставе Камер-Коллежского вала и Бутырской солдатской слободе (см. Бутырки). 

В 1960—70-х гг. площадь Бутырская застава фактически слилась с площадью Савёловского вокзала. 

Над Бутырской заставой проходит Савёловская эстакада.

Площадь названа в 1984 году по Савеловскому вокзалу, который на ней находится.

Нежилые объекты: 

М метро «Савеловская» (начало шоссе; Серпуховско-Тимирязевская линия; открыта 31 декабря 1988 года ; названа по Савеловскому вокзалу, к которому она выводит; глубокая (глубина — 52 метра); выход только один (с другой стороны станции — глухой торец) и ведет он на площадь Савеловского вокзала и к самому этому вокзалу (рядом — Савеловская многоуровневая транспортная развязка улиц Нижняя Масловка, Сущевский Вал, Бутырская и Новослободская), а оформлен в виде обычного подземного перехода (без навеса); подъем и спуск на станцию осуществляется только по эскалаторам; колонн нет — станция пилонная (пилоны — беломраморные); путевые стены также отделаны белым мрамором; пол выложен серым гранитом; скамеек мало и находятся они в началах и концах платформ; тема станции — железная дорога: на путевых стенах — 8 мозаичных картин в стиле русского лубка с изображением освоения железных дорог в России с 19 века до наших дней и разной железнодорожной атрибутикой; за станцией — тупик, используемый для ночного отстоя поездов).

Савеловский вокзал (1902 год постройки, бывший Бутырский вокзал; реконструирован, расширен и надстроен в 1987-1992 годах; единственный вокзал в городе, обслуживающий только пригородные электрички).

Железная дорога от Москвы до села Савёлово на Волге строилась по предложению председателя Правления общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой. Мамонтов понимал, что в первые годы своей работы линия не будет прибыльной, однако, вместе с министром финансов С.Ю. Витте, полагал, что дорога стратегически важна для развития северных областей России.
Строительство началось от станции Лосиноостровская Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги к станции Бескудниково, откуда начиналась сама Савёловская дорога.
Вокзал начали строить на окраине Москвы, у Бутырской заставы, за пределами Москвы, где земля была недорогой. Окончание его строительства намечалось на зиму 1899 года, однако, работы неожиданно остановились. Дело в том, что Московско-Виндавская железная дорога предложила продать ей уже построенный участок Бескудниково – Савёлово и построить вокзал в другом месте. Но летом 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская дорога была выкуплена в казну, сделка по продаже не состоялась и вокзал продолжили строить на старом месте.
Руководил работами инженер А.С. Сумароков. Есть предположение, что именно он был автором проекта вокзала. Сам вокзал представлял собой скромное одноэтажное здание, лишь центральная часть была двухэтажной. Его строительство закончилось в 1902 году. До этого поезда отправлялись с Ярославского вокзала и переходили на Савёловскую железную дорогу по соединительной линии Бескудниково – Лосиноостровская. Движение поездов от нового вокзала, названного Бутырским, было торжественно открыто 10 (23) марта 1902 года. Вокзал стал самым «молодым» в Москве.
Московская городская дума, понимая значение вокзала и предполагая существенный рост цен на прилегающие к нему земли, в 1900 году изменила границы Москвы и Московского уезда и включила вокзал в состав города.
За всё время своего существования Савёловский вокзал считался самым тихим, а Савёловское направление – самым глухим. Ильф и Петров пишут о нём в «Двенадцати стульях»: «Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савёловский. Это башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, работники Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большее расстояние по этой линии – сто тридцать верст».
Со временем вокзал стал тесным для растущего потока пассажиров. С него можно было уехать в Рыбинск, Углич и Санкт-Петербург (через Сонково), причём путь в Петербург проходил по малодеятельным однопутным линиям и занимал целые сутки. В 1987 году началась реконструкция Савёловского вокзала. После реконструкции вокзал стал двухэтажным, но в общих чертах сохранил свой облик. В 1999 году все поезда дальнего следования были переведены с Савёловского вокзала на Белорусский, всерьёз ставился вопрос о его закрытии.
В наше время Савёловский вокзал – единственный в Москве, обслуживающий только пригородные электрички. В 2004 – 2010 годах Савёловский вокзал обслуживал поезда-экспрессы в аэропорт Шереметьево.


Савеловский вокзал — самый молодой вокзал столицы и единственный, получивший имя не по названию города, а села.
Для строительства Савеловского железнодорожного пути в 1897 году по указу императора Николая II было создано специальное управление. Новая железная дорога, названная тогда Московско-Ярославско-Архангельской, должна была дать выход к берегам Волги. Работы велись одновременно с двух концов будущей дороги: от Москвы и конечного пункта, села Савелово, напротив которого на другом берегу реки стояло известное торговое поселение Кимры.
Строительство вокзала началось только в 1900 году. Руководителем работ и автором проекта стал инженер Сумароков. Здание вокзала было простым и строгим, на втором этаже центральной части размещались служебные квартиры. На церемонии открытия в 1902 году вокзал получил название Бутырский (по располагавшейся рядом Бутырской заставе)
Новый вокзал дал толчок к развитию всего района: здесь появился завод и несколько десятков домов для рабочих и приезжих, а власти города включили район Бутырки в состав города.
Свое нынешнее название Савеловский вокзал получил в 1912 году. Масштабная реконструкция здания началась в 1987 году под руководством архитектора Я. В. Шамрая. Увеличилась площадь вокзала, появился полноценный второй этаж, при этом сохранилась стилистка здания.
Сегодня Савеловский вокзал — единственный в Москве, обслуживающий только пригородные направления.
wi-fi: Есть бесплатный.
Аттракционы и спортивные площадки: отсутствуют.
Детские игровые площадки и аттракционы: Существуют студии и клубы для детей от 1,5 лет (с родителями); есть детские площадки, буфеты с детским меню, магазины книжек и игрушек, детская же "цирюльня". 
Киоски, кафе, рестораны: Постоянно действуют ряд кафе и ресторан.
Туалеты: есть оборудованные на территории парка (в том числе для посетителей с ограниченными возможностями) с регулярной уборкой.
Площадки для подвижных игр, проведения мероприятий, танцев: Есть летняя эстрада, три театра, летняя читальня. В саду постоянно проводятся различные мероприятия, фестивали, концерты.
Платный вход на территорию парка: вход свободный. 
Время работы парка: круглосуточно.
Охрана на территории парка: есть пост охраны на территории сада.
Достопримечательности и прочие культурные объекты на территории парка: 
- Гарден-коттедж
- Памятник Данте Алигьери
- Памятник всем влюблённым
- Фонтан
- Памятник Виктору Гюго
- Голубятня
- Первый московский электрический фонарь
Водные пространства: на главном входе в сад посетители могут полюбоваться фонтаном.
Велодорожки, велопрокат: Не предусмотрены.
Парковки: Не предусмотрены.
Выгул животных: Выгул запрещён.
Зимние виды отдыха на территории парка: Каждую зиму открыты два катка для посетителей сада: с искусственным и натуральным льдом. Проводятся занятия по фигурному катанию. Существует прокат снаряжения.
Савёловский вокзал расположен на пересечении улиц Бутырский вал, Сущёвский вал, Бутырская и Новослободская (у бывшей Бутырской заставы). 
История строительства вокзала началась в конце 19 века. Тогда предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который возглавлял правление Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1897 году было получено императорское разрешение, и общество приступило к строительству железной дороги от Москвы до села Савелово. Длина участка составляла 130 км. В дальнейшем пути планировалось проложить до Калязина, Углича, Рыбинска.
Строительство вокзала проходило в период с 1897 по 1902 годы. Руководил работами А. Сумароков. Предположительно он являлся и автором проекта здания. Вокзал было решено строить за пределами городской черты Москвы, у Бутырской заставы. В это время земля здесь была недорогой, но уже в 1900 году Московская городская дума оценила перспективы района и включила вокзал в черту города. Строительство Савеловского вокзала было прервано предложением Виндово-Рыбинской железной дороги, которая хотела купить участок дороги и построить вокзал в другом месте. Но эта сделка не совершилась, и летом 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская дорога стала казенной, а строительство вокзала возобновилось.
23 марта 1902 года здание вокзала было достроено, его освятили и открыли, отсюда отправились поезда. Поначалу он назывался Бутырским, так как располагался у Бутырской заставы. Вокзал представлял собой одноэтажное здание с двухэтажным центром, в котором находились квартиры служащих. Неподалеку находились казармы и грузовой двор.
В течение 80 лет Савеловский вокзал не был капитально реконструирован, здесь проводились лишь ремонтные работы, существенно не изменившие облик здания. 
К 1980 году вокзал значительно обветшал и не справлялся с возросшим пассажиропотоком. 
В 1987 году началась реконструкция Савеловского вокзала, руководил которой Я. Шамрай. На время проведения работ движение поездов не прекращалось. Закончилась реконструкция 1 сентября 1992 года. 
Обновленный вокзал стал двухэтажным, вместительность его увеличилась в 2,5 раза, но общий архитектурный облик сохранился в старом стиле, был обновлён фасад здания, который украсили часы с оригинальным циферблатом и изящные чугунные фонари, появился центральный вход в дополнение к двум существовавшим в торце здания. Реконструкция способствовала улучшению обслуживания пассажиров — на первом этаже расположены пригородные кассы, на втором — билетные кассы для пассажиров дальнего следования всех направлений, залы ожидания, один из которых работает круглосуточно.
В 1998 году до вокзала была проложена ветка метро.
В начале 2000-х годов пассажиропоток в Москве упал, и было предложено закрыть Савеловский и Рижский вокзалы. В итоге вокзалы не были закрыты, но поезда дальнего следования с Савеловского вокзала перевели на Белорусский, и он превратился в пригородный вокзал. Изменился режим работы касс по продаже билетов – они не работают круглосуточно, а сам вокзал работает только в дневное время.
В 2005 году началась очередная реконструкция Савеловского вокзала. Часть помещений были отданы компании Аэроэкспресс, которая занимается доставкой пассажиров в аэропорт Шереметьево. В процессе реконструкции была построена новая пассажирская платформа, а также обновлены три старые, установлена современная информационная система. 
Летом 2008 года строительные работы были завершены, и с Савеловского вокзала отправились прямые экспрессы в Шереметьево. В 2008 году информационную систему снова заменили.
Это единственный московский вокзал, с которого отправляются только пригородные электропоезда. Всего на Савеловском вокзале 11 путей.
От Савёловского вокзала отправляются электропоезда до Дубны, Савёлово (Кимры) и Жёлтиково. Некоторые поезда идут по Белорусскому направлению в обе стороны с остановкой на Савёловском вокзале. Также с Савеловского вокзала отправляются аэроэкспрессы на Лобню.
Служит для перевозки пассажиров в районы северной части Московской области (Дмитров, Дубна), а также в Рыбинск, Углич, Петербург (по дальнему кружному пути). 

Имеются гостиница, оздоровительный центр, комната матери и ребёнка. 

Рядом с вокзалом находится наружный выход метро «Савёловская». 

Ежесуточно Савёловский вокзал принимает и отправляет 120 пар пригородных электропоездов, пять пар поездов дальнего следования, в том числе с 1994 г. три дополнительных поезда с Ярославского вокзала (в Кострому, Череповец, Весьегонск).

• Железнодорожная платформа Савеловская (Алексеевская соединительная ветка).

• Отделенческая поликлиника им. 1 Мая «РЖД» (№ 4). 

Вроде уже не работает.

• Торговый центр (над выходом из метро). ???

Жилых домов нет.

Проезд:

Метро «Савеловская».


Видео:




Состояние на 14.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий