суббота, 24 сентября 2016 г.

Бережковская набережная

Расположение:

Набережная проходит по району Дорогомилово (ЗАО) от Большой Дорогомиловской улицы и Бородинского моста до Третьего транспортного кольца (ТТК), окружной железной дороги (перегон Лужники – Кутузово) и Краснолужского моста. 

Проходит вдоль правого берега Москвы-реки. 

Недалеко – метро «Киевская» (Филевской и Арбатско-Покровской линий).

Зоны:

жилая, офисно-научная, промзона «Бережковская набережная».

Описание:

Набережная с двухсторонним движением автотранспорта (по три полосы в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Набережная ограждена декоративной оградой. Длина – около 2, 7 км.

История:


Часть набережной — бывшая улица Бережки.

К концу 19 века слобода постепенно застраивается небольшими предприятиями. 

В связи с постройкой в 1899 году Киевской железной дороги, на набережной возникают товарные склады.

В 1905-1907 годах в конце набережной был построен Краснолужский мост Окружной железной дороги, в 1916 году — Дорогомиловский химический завод.

В 1930-х годах на набережной была построена Фрунзенская ТЭЦ.

С конца 1930-х годов начинается жилищное строительство, берег облицовывается гранитом.

В 1938 году по всей набережной был пущен троллейбус на Ленинские (ныне Воробьевы) горы.

В 1954 году часть зданий Бережковской слободы, примыкающая к Бородинскому мосту, была снесена и в начале набережной был создан сквер.

В начале 1960-х годов снесли здание Тихвинской церкви и остальную часть слободы.

Набережная названа в 1964 году в конце 19 — начале 20 веков по патриаршей рыбачьей слободе «на Бережках», существовавшей здесь в 16 — 17 веках. К западу от слободы находился Красный луг, позднее занятый огородами. 

В 2001 году в начале набережной построен пешеходный мост, соединивший Бережковскую набережную с улицей Плющиха, а в сентябре 2002 года на месте проезда к Киевскому вокзалу открылась площадь Европы.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Тяговая подстанция метрополитена Т-17 «Киевская» (№ 2а). Обслуживает Кольцевую линию. 1953 год постройки.

• Электротяговая подстанция «Мосгортранса» (№ 4а). Построена в 1990 году вместо старой подстанции. Питает линии троллейбусов в окрестностях Киевского вокзала. 

Старая подстанция была построена, предположительно, во 2-й пол. 1930-х гг. и была снесена при строительстве гостиницы.

• Офисно-сервисный центр (№ 6). 

Бывшее здание НПО «Экономика». 

Здание пятиэтажное, по слухам, здесь была когда-то школа (в 1950-х гг.) Стандартный мрамор на полу (как во многих образовательных учреждениях), отсутствие лифтов, светильники и прочее косвенно это подтверждают. 

• Фрунзенская ТЭЦ № 12 (№ 16 с многочисленными строениями; с 1941 года). 

Введена в эксплуатацию 14 июня 1941 г.

• Компания «Электроцентроналадка» (№ 16, к. 2). Первое отечественное предприятие по наладке оборудования на электростанциях и подстанциях.

• Бизнес-центр «Riverside station» (№ 16а).

• Экспериментальный завод полимерных материалов (№ 20 с многочисленными строениями; бывший Дорогомиловский химический завод; практически все помещения сдаются в аренду разным компаниям).

• Офисный, автосалонный и паркинговый центр (№№ 20-22; 17 этажей).

• Компания «Электроцентромонтаж» (№ 20а; проектирование, строительство, монтаж, ремонт и реконструкция электрооборудования на энергетических объектах во многих регионах центра России).

• Конструкторское бюро общего машиностроения имени В. Бармина (№ 22; работает с 1941 года; создание и эксплуатация стартовых комплексов для космических ракет «Восток», «Союз», «Молния», «Протон», «Энергия–Буран» и др., а также осуществление технологических процессов в космосе, проведение научных исследований на космических объектах и т. п.).

• Патентно-техническая библиотека (№ 24).

• Канализационная насосная станция «Бережковская» (№ 24а).

• Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и институт промышленной собственности (№ 24, стр. 12).

• Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ; № 26). Хранилище документов по истории РСФСР.

• Бизнес-центр «Мельников Плаза» (№ 28; здание 1929 год постройки, отреставрировано в 2007 году; бывший клуб «Дорхимзавода». Построен в 1927–29 гг. по проекту архитектора Константина Мельникова. Проект отличался интересными решениями в части трансформации пространства зрительного зала. Театральный зал клуба имеет три уровня. Он понижается уступами в сторону сцены, при этом верхние ярусы не нависают над нижними. По проекту Мельникова была предусмотрена возможность увеличивать вместимость зала за счёт расположенного над бельэтажем клубного помещения. Для этого вертикальная стенка (уступ между уровнем пола в партере и бельэтаже) должна была раздвигаться, и дополнительная часть зрителей получала возможность смотреть кинофильм ниже уровня партера основного зала. До постройки на Бережковской набережной новых зданий фасад клуба им. М. В. Фрунзе выходил на Новодевичий монастырь. После реконструкции в 1929 году от раздвижных стен отказались, а к клубу была пристроена столовая).

Самый простой по форме и наименьший по размеру клуб из созданных К.С. Мельниковым был построен в 1927–1929 годах. Его формы отражают практичность внутренней структуры. Архитектору удалось остроумно организовать все клубные процессы в компактном объеме и одновременно придать зданию в стиле "авангард" монументальность.
Зрительный зал всего на 300 мест — с этой цифры начиналась вместимость рабочих клубов – скомпонован в трехчастную четырехуровневую структуру. Внутренняя часть понижается от главного фасада в глубь двора, где расположена сценическая часть. Продольные стены его параллельны друг другу, зал расчленен на партер и два балкона, один над другим. Специальные ширмы-затворы должны были при необходимости превращать зал в три независимые аудитории. Фойе под первым балконом также можно было заполнить зрителями: его передняя стенка поднималась, открывая им вид на киноэкран из-под первого ряда балкона. Таким образом, пространство зала представляет собой гигантские ступени, накрытые двумя односкатными кровлями. Лучше всего такая внутренняя структура прочитывается при взгляде на боковые фасады, на которые выходят террасы, устроенные вдоль зала. Зажатый между лестницами и выведенный вперед глухой объем переднего фойе прорезан горизонтальными окнами, а по бокам — узкими вертикальными, но центральная часть фронтальной стены оставлена под трафаретное панно с названием клуба. Перед ней была устроена открытая терраса (с площадки которой сквозь стеклянные двери и сейчас видна сцена и экран за ней). Простые параллелепипеды, составляющие объем клуба, лишены даже намека на декоративность, но чередование краснокирпичных и оштукатуренных плоскостей стен весьма эффектно, а односкатные кровли не только прагматичнее плоских, но и динамичнее по композиции. Симметрия структуры клубного здания со зрительным залом была нарушена пристроенной с северной стороны фабрикой-кухней более традиционных форм.

Между зданием и набережной был разбит парк, задуманный своеобразным отражением парка Новодевичьего монастыря напротив.

В 1990-е годы в здании располагался легендарный музыкальный клуб «Tabula Rasa», а после произошедшего пожара здание было реконструировано под офис банка, который так и не открылся.

• Спецгараж № 147 автомобильной базы Генштаба Вооруженных сил РФ (№ 30, стр. 1-3). Многоуровневый гараж с развитой зоной ремонта и технического обслуживания. Построен военными строителями. Здесь находятся и три знаменитых открытых серых а/м «ЗИЛ», которые всегда участвуют в парадах на Красной площади. Правительством Москвы были выделены 1,5 млрд руб. на реконструкцию и строительство зданий автобазы.

В 1944 г. была образована автомобильная база Генерального штаба. В 1947 г. в Екатериновке появилась 147-я автобаза грузовых и специальных автомобилей. 

В 1999 г. они объединились, и образовалась 147-я автомобильная база Генштаба Вооруженных сил РФ. Её головная часть находилась на Зубовском бул., в «Петровских провиантских складах», но она переехала на Бережковкую наб.

• Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), ФГУ «Палата по патентным спорам» и Федеральный институт промышленной собственности (№ 30, к. 1).

• Автотехцентр «Тойота - Лексус» (№ 36). 

Раньше тут была гранитная мастерская "Мастер-скульптор"ю

• Автомойка и ресторан Koonjoot (№ 36а).

• Служебное железнодорожное здание (№ 65).

• Пристань Киевский вокзал (летом отсюда отправляются речные трамвайчики до Новоспасского моста).

Много офисных зданий и автоцентров.

Жилые дома (мало):

9 этажей (№ 4). 1962 год постройки. Кирпичный.

9 этажей (№ 8). 1966 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, книги и пр.

5 этажей (№ 10). 1961 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – полиция.

9–15 этажей (№ 12; 1943 год постройки). Кирпичный. Сталинский ампир. На 1-м этаже – продукты и пр.

6 этажей (№ 14; 1940 год постройки). Кирпичный.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Киевская» на автобусах №№ 119, 205, 791, 902 и на троллейбусах №№ 17, 34; от метро «Парк победы» на троллейбусе № 7 (проезжают всю набережную).


Видео:




Состояние на 3.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий