воскресенье, 9 октября 2016 г.

Ермолаевский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Пресненскому району (ЦАО) от улицы Спиридоновки до Трехпрудного переулка. 

Рядом – Садовое кольцо.

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Спиридоновка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 600 метров.

История:

До 19 века – Коровий переулок (по Коровьей патриаршей слободе 17 века) и Панкратьевский переулок (по фамилии одного из местных домовладельцев).

Переулок назван в 19 веке по находившейся здесь церкви священномученика Ермолая, что на Козьем болоте (построена в 1610 году, разрушена в 1932 году).

В 1961-1993 годах — улица Жолтовского (в честь архитектора Ивана Жолтовского (1867-1959), так как архитектор состоял в Московском архитектурном обществе, часто бывая в здании № 17 по Ермолаевскому переулку, в котором Общество располагалось).

В 2016 году переулок был реконструирован по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (№ 3).

• Музей современного искусства (№ 17; 1915 год постройки; бывшее здание Московского архитектурного общества). 

Впечатляющее неоклассическое здание в Ермолаевском переулке было построено в 1912-1915 гг. архитектором Д. С. Марковым и представляло собой доходный дом и клуб Московского архитектурного общества.

Московское архитектурное общество – первое в России объединение архитекторов и инженеров-строителей. Оно было основано в 1867 г. по инициативе архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского и имело целью «содействовать разработке и распространению в России художественных и технических познаний, относящихся до архитектуры». Основными направлениями стали научная деятельность в двух областях – техническо-строительной и в области изучения истории архитектуры, осмысление и обсуждение текущей архитектурной практики, организация выставок и архитектурных конкурсов, перевод на русский язык и издание архитектурных трудов иностранных авторов.

К моменту начала строительства собственного здания, в 1912 г., членами Московского архитектурного общества были 152 чел. Проект нового здания, выполненный Д.С. Марковым, был избран в результате конкурса и, фактически, стал программным олицетворением деятельности общества. Фасад выполнен в стиле построек Андреа Палладио, считавшимся в то время едва ли не самым полным и ярким выражением архитектурной профессии, а его подчеркнуто выразительные ордерная структура и детали могут служить своеобразным образцом профессиональной грамотности или иллюстрацией к словарю архитектурных терминов. В 1914 г. общество переезжает из Малого Златоустинского пер., 4 в новое здание в Ермолаевском пер., где и размещается до своего закрытия в 1932 г.

Председателями Общества в этот период были выдающиеся архитекторы Ф.О. Шехтель (1906 - 1922) и А.В. Щусев (1922 - 1932). В советское время Обществу удалось сохранить свои традиции и продолжить деятельность, организовывая в 1917—1921 годах циклы общедоступных лекций, проводя архитектурные конкурсы и осуществляя практическую работу по охране памятников архитектуры. После 1923 г. МАО оставалось единственным обществом столицы, членство которого основывалось на принадлежности к архитектурному цеху. В 1930 г. вошло в состав Московского областного отделения Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО). Упразднено в 1932 г.

В советское время здание принадлежало Московскому союзу художников. В нем проводились молодежные выставки и располагались творческие мастерские.

С 2003 г. – выставочная площадка Московского музея современного искусства.



Бывшее здание Московского архитектурного общества — образец неоклассицизма начала 20 века. Построено в 1915 году по проекту арх. Д. Маркова. 

Второе здание государственного музея современного искусства Российской академии художеств. Используется, в основном, для выставок.

• Офисы (№ 18). Четырехэтажное кирпичное здание.

• Поликлиника № 3 (№ 22). Амбулаторно-поликлинический центр с 3-я филиалами на основе городской поликлиники № 3.

• Посольство Уругвая (№ 28, бывший особняк Ф. Шехтеля, здание 1896 года постройки). Двухэтажное здание со свободной планировкой; сочетает объёмы разной конфигурации и высоты (в т.ч. круглую башню) — один из лучших шехтелевских особняков с мозаичными ирисами над входом. Фёдор Шехтель построил его для себя и сделал огромное окно с видом на церковь св. Ермолая, вместо которой теперь стоит дом Министерства обороны.

Жилые дома:

6 этажей (№№ 2 и 4; начало 20 века, бывшие доходные дома).

5 этажей (№ 5, стр. 1, конец 19 века, бывший доходный дом А. Кашкадамовой).

4 этажа (№ 6, начало 20 века, бывший доходный дом).

5 этажей (№ 7, 1900-е годы постройки, бывший дом купца второй гильдии П. Николаева). 

В этом доме в 1901–03 гг. жил А. Горский (1871–1924) — главный балетмейстер Большого театра. 

Во время Великой Отечественной войны дом устоял при бомбежках.

7 этажей (№ 8, 1981 год постройки).

3 этажа (№ 9; 1946 год постройки, бывший дом Генерального штаба Вооруженных сил СССР, резиденция высших военачальников, «Дом со львами»). 

В периметре застройки Патриаршего пруда обращает на себя внимание дом, напоминающий облик старинной дворянской усадьбы, но увеличенных, гротесковых пропорций. С могучими колоннами гигантского коринфского ордера, тянущимися на высоту трёх этажей, и двумя парами мощных львов на высоких тумбах, фланкирующих ворота по обеим сторонам от здания. И построен он не в XIX веке, а в середине ХХ, в самом конце Великой Отечественной войны.

Этот многоквартирный дом был возведён в 1944-1945 годах архитекторами М. М. Дзисько и Н. И. Гайгаровым (мастерская И. В. Жолтовского) для советских военачальников, как признание их заслуг в разгроме врага и подарок победителям. У здания два устоявшихся названия: «Дом со львами» и «Генеральский дом на Патриарших». Считается, что ранее в этом владении стоял ампирный особняк с колонным портиком и львами, который якобы и вдохновил авторов проекта. Обработка фасадов «Дома со львами» имеет также отдалённое сходство с отделкой соседнего неоклассического здания, возведённого в 1911 году для князя А. Д. Сидамон-Эристова архитектором В. А. Величкиным и с 1930-х находящегося на балансе Наркомата (Министерства) обороны.

В «Доме со львами» были устроены прекрасные многокомнатные квартиры с холлами, комнатами для домработниц, кладовыми.

Говорят, что когда Н. С. Хрущёв начал борьбу с «излишествами в архитектуре», то в качестве примера такого «излишества» он выбрал как раз генеральский дом на Патриарших. Архитектор же Ф. А. Новиков сказал, что это и есть «проявление ложной монументальности, подлинного мещанства в архитектуре». Мещанство или нет, но этот дом намного интереснее безликих бетонных сараев с окошками, появившихся и в Москве, и в других советских городах с «лёгкой руки» Никиты Сергеевича.



Другое известное название – «Генеральский дом на Патриарших».

Великолепный жилой дом, украшенный огромными львами, был построен по идее архитектора И. Жолтовского. Проектом к этому дому занимались архитекторы Н. Гайгаров и М. Дзисько (малоизвестные и отнюдь не именитые). Напоминает старинный особняк, хотя он был возведён в 1944-1945 гг. 

Дом был построен для высшего военного командования (отсюда и его название – «генеральский») по приказу Сталина, как признание их заслуг в разгроме врага и подарок победителям.

Квартиры устроены следующим образом: передняя, холл, гостиная, кабинет, туалетная, коридор, детская, спальня, столовая, передняя перед кухней, комната домработницы, кухня, кладовая, уборная.

Считается, что ранее в этом владении стоял ампирный особняк с колонным портиком и львами, который якобы и вдохновил авторов проекта. Обработка фасадов «Дома со львами» имеет также отдалённое сходство с отделкой соседнего неоклассического здания, возведённого в 1911 году для князя А. Сидамон-Эристова архитектором В. Величкиным и с 1930-х находящегося на балансе Наркомата (Министерства) обороны.

Говорят, что когда Н. Хрущёв начал борьбу с «излишествами в архитектуре», то в качестве примера такого «излишества» он выбрал как раз генеральский дом на Патриарших. Архитектор Ф. Новиков сказал, что это и есть «проявление ложной монументальности, подлинного мещанства в архитектуре». Мещанство или нет, но этот дом намного интереснее безликих бетонных сараев с окошками, появившихся и в Москве, и в других советских городах.

В доме 6 квартир, средней площадью около 200 квадратных метров.

7 этажей (№ 10, начало 20 века, бывший доходный дом М. Светловой). В 1930-х гг. здесь жил патологоанатом А. Абрикосов.

3 этажа (№ 11, 1900 год постройки).

5 этажей (№ 13/31, начало 20 века, бывший доходный дом А. Сидамона-Эристова).


Эристовы (Эристави) - старейший княжеский грузинский род, получивший свое наименование от начальников округов — эриставов (предводителей народа). Многие представители Эристовых занимали ведущие государственные посты. Князь Александр Дмитриевич Сидамон-Эристов (1863-1924) после окончания юридического отделения Петербургского университета служил в Министерстве внутренних дел, был почетным членом Московского совета детских приютов, в 1916 г. состоял членом дамского Тюремно-благотворительного комитета. Эристовы жили в Москве в собственном доме на ул. Садовая-Кудринская, 32.
Доходный дом на ул. Малая Бронная, 31/13 стр. 4 был построен для сдачи квартир внаем в 1910–11 гг. по проекту петербургского архитектора В.А. Величкина (1863 - ?). В то время Величкин был значительной фигурой в мире зодчества. Состоял членом Петербургского общества архитекторов. С 1893 по 1896 гг. был архитектором Сущевской части Москвы. Затем работал в Московском городском кредитном обществе. В 1911 г. Величкин назначен архитектором Московской конторы императорских театров. Параллельно занимался самостоятельной практикой, имел собственную контору (ул. Остоженка, 14). Архитектор является автором проекта гостиницы «Савой» в Москве, целого ряда московских доходных домов и казенных складов.
Дом на Малой Бронной построен и декорирован в стиле неоклассицизма. На выступающей центральной части на уровне второго этажа создан портик с ионическими капителями, на которых находится лепной карниз. За колоннами, в простенках между окнами - барельефы на тему славы, стилизованные под античные. Слева и справа от входа, над которым размещено полуциркульное окно, карниз обрамляют и поддерживают консоли с декоративными женскими головками.
В 1930-е годы дом был передан в ведение Министерства обороны СССР, в нем несколько десятилетий располагались квартиры видных советских военачальников. 

6 этажей (№ 13, стр. 4, 1947 год постройки).

12 этажей (№ 15, 2002 год постройки).

7 этажей (№ 16, 1958 год постройки). Кирпичный.

10 этажей (№ 18а, 1956 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 19, начало 20 века, бывший доходный дом).

8 этажей (№ 21, 1956 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№№ 25 и 27, начало 20 века, бывшие доходные дома).

Достопримечательности:

Музей современного искусства (№ 17).

Здания 19 – начала 20 веков.

Зона отдыха:

Патриарший сквер (см. о нем Малая Бронная улица или Большой Патриарший переулок).

Проезд:

От метро «Маяковская» пешком через Большую Садовую и Малую Бронную улицы. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 10.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий