суббота, 22 октября 2016 г.

Марксистская улица

Расположение:

Улица проходит по Таганскому району (ЦАО) от Таганской площади до Абельмановской улицы. 

Недалеко – Москва-река. 

Метро «Марксистская», рядом – метро «Таганская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по двум-трем полосам в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; на некоторых участках узкие полосы газонов между тротуарами и проезжей частью. Озеленение хорошее. Длина – около 1, 2 км.

История:

До 1919 года — Пустая улица (по находившимся на ней пустырям).

Улица названа в 1919 году в честь господствовавшей тогда в государстве идеологии марксизма-ленинизма (марксист — человек, исповедующий марксизм).


Нежилые объекты:

М Метро «Марксистская» (начало улицы; рядом — Таганские площадь и улица, а также улицы Воронцовская, Земляной Вал, Александра Солженицына и др., причем, у этой станции есть только один подземный вестибюль, связанный эскалатором с восточным торцом станции, который выводит в подземный переход с выходом к Марксистской улице; Калининская линия; открыта 30 декабря 1979 года ; названа по Марксисткой улице, на которую она выводит; глубокая (глубина — 60 метров); входы-выходы и пересадки осуществляются только по эскалаторам; наземных вестибюлей нет; станция — пересадочная является пересадочной на станции «Таганская» Таганско-Краснопресненской (переход осуществляется через мостик в центре и подъем по эскалатору) и Кольцевой (переход осуществляется из западного торца станции вверх по эскалатору) линий; станция колонная, но они — не обычные типовые, а оригинальные, расширяющиеся кверху, и облицованы розово-красным мрамором; путевые стены облицованы тоже розовым мрамором, лишь внизу — черным гранитом, из-за чего станция кажется красной (что в общем и неудивительно, имея в виду ее название и коммунистические красные символы); на станции также оригинальны светильники в виде вертикально расположенных люминесцентных ламп, которые символизируют один из законов марксизма — «развитие по спирали»; пол покрыт серым гранитом с красными вставками, символизирующими гвоздики, а между колоннами выложены восьмиконечные звезды из красного гранита (еще одни из элементов оформления этой станции в марксистском духе); перила переходного мостика в центре зала выполнены в виде серпов и молотов; наконец, над сводами в торцах зала станции расположены мозаичные панно марксистского содержания; скамеек для отдыха мало и находятся они только в начале и конце платформы (у табло); рядом со станцией находится соединительная ветка на Таганско-Краснопресненскую и Кольцевую линии, а также тупиковый съезд, использовавшийся для оборота поездов, когда эта станция была конечной).

• Бизнес-центр «Планета» (№ 3, стр. 1).

• Магазин оптических приборов Veber (№ 3, стр. 2).

• Торгово-офисное здание (№ 3, стр. 3).

• Офисное здание (№ 3, стр. 4).

• Медицинский центр «Медионика» (№ 3, стр. 5).

• Бизнес-центр «Таганский» (№ 3, стр. 7 со студией красоты Сергея Яковлева).

• Центр речевых технологий (№ 3, стр. 9).

• АТС (№ 4).

• Ресторан «Чайка» (у дома № 7).

• Школа № 622 (№ 9, к. 2). С углубленным изучением предметов области знания "Искусство". Четырехэтажное здание 2009 года постройки (на месте старой школы).

• Бывший новый старообрядческий собор Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке (№ 9, стр. 3, начало 20 века; здесь совершали богослужение старообрядцы белокриницкого согласия, признающих «Окружное послание»; храм был построен по образцу Успенского собора Кремля и был освящен 9 ноября 1908 года; в иконостасах нижнего и верхнего храмов были собраны со всей России иконы 15–17 веков; храм был закрыт в 1935 году, после чего перестроен в 4-этажное общежитие завода «Станколит»; до сих пор не возвращен Русской православной старообрядческой церкви и используется как общежитие).

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476056186/

• Главсснаб Правительства Москвы (№ 10). Здесь же – продукты, столовая и офисы.

• Бизнес-центр «Мосаларко Плаза-1» (№ 16).

• Пивной ресторан «Золотая вобла» (№ 18/8).

• Пивной дом (ресторан) «Пятый океан» и стоматологическая клиника «Дент Студио» (№ 20, стр. 1).

• Офисное здание (№ 20, стр. 5). Трехэтажное здание.

• Офисное здание (№ 22). Восьмиэтажное здание.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476056695/

• Префектура ЦАО (№ 24; бывшие РК КПСС и исполком районного Совета Ждановского (Таганского) района на месте церкви святителя Николая Чудотворца и Патрираха Ермогена). 

Церковь Николая Чудотворца и Патрираха Ермогена при сборном пункте уездного военного начальника. Пустая, ныне Марксистская ул., бывший дом 28, ныне дом 24, угол Глотова пер., ныне ул. Гвоздева. Заложена в 1914 г. Освящена 21.01.1915 г. 

В 1967 г. в двухэтажном доме находился военный комиссариат Ждановского района. 

В 1978-1979 гг. на месте снесенного здания выстроен новый корпус, в котором размещался райком КПСС Ждановского района.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476056558/

• Офисы разных компаний на территории бывшего Первого часового завода им. С. Кирова (№ 34 с многочисленными корпусами).

Первый государственный часовой завод вступил в строй в 1930 году на территории бывшей табачной фабрики «Красная звезда» и ставил целью выпускать отечественные часы, которые бы по качеству не уступали западным аналогам. Оборудование американской часовой фабрики «Дюбер Хемптон» стало основой для создания завода.

5 ноября 1930 года была выпущена первая партия карманных часов на семи камнях с маркой «1 тип». 

Изначально предприятие было ориентировано на выпуск мужских и женских наручных часов, но спустя несколько лет после открытия завод наладил выпуск часов специального назначения. 

В 1932 году конструкторами завода были созданы авиационные бортовые часы и часы для летчиков со счетчиком минут и секунд. Было начато производство первых советских секундомеров.

В 1935 году завод назвали именем Сергея Кирова и тогда же было начато производство штурманских наручных часов с секундомером, автомобильных механических и с электроподзаводом, морских хронометров и палубных часов.

Накануне Великой Отечественной войны после полного технического перевооружения завод приступил к разработке наручных часов с более совершенным механизмом, на 16 камнях. Начали выпускаться командирские часы для офицеров Красной Армии, а часы со специальной гравировкой стали использоваться в армии в качестве наградных.

В 1941 году, с началом войны завод был эвакуирован в город Златоуст, но уже в 1942 году вернулся в Москву. Во время войны завод в основном работал на нужды фронта, производя авиационные часы, морские и авиационные хронометры. В тоже время в 1944 году было начато производство автомобильных часов.

В 1945 году завод разработал новый тип наручных часов К 26, и в 1946 году была изготовлена первая партия часов «Победа» с боковой секундной стрелкой (часы с этой маркой выпускались до 1953, а по другим данным – до 1961 года). Название, дизайн и характеристики этих часов утверждал Иосиф Сталин.

В 1946 году часовое предприятие стало называться Первый Московский часовой завод имени Кирова.

В 1949 году для военно-воздушных сил завод начал производство часов с остановом секундной стрелки («Штурманские»): эти часы в свободную продажу никогда не поступали. Космонавт Юрий Гагарин брал с собой в апреле 1961 года эти часы в космос. В ознаменование космических рейсов с этими часами завод впоследствии получил название «Полет». В 1949 году по заказу Министерства обороны запустили в производство новый высокоточный морской хронометр типа «6 МХ» для судов.

В 1956 году появились наручные часы «Родина» с автоподзаводом пружинного двигателя «Родина» (на 22 рубиновых камнях). 

В 1957 году были выпущены часы «Спутник» с центральной секундной стрелкой и прозрачным диском (вместо секундной стрелки на этих часах была метка в виде спутника). Были разработаны часы «Антарктида» с 24 часовой шкалой для участников первой советской экспедиции на Южный полюс. Часы с марками «Антарктида» и «Спутник» выпускалась только в течение одного года.

В 1959 году сконструированы наручные часы-будильник «Сигнал».

В конце 1950-х годов (по другим данным – в 1960 году) завод первым в СССР начал выпуск механических часов с будильником марки «Полет» (или «Poljot»). На сегодняшний день этот товарный знак зарегистрирован более чем в 90 странах.

В 1960-х годах завод стал главным предприятием по поставке мужских наручных часов на экспорт – часы поставлялись в 70 стран.

В 1963 году выпустили здесь особо плоские и точные часы «Вымпел».

В 1965 году здесь выпустили часы-хронограф «Стрела» с однострелочным секундомером и 45 минутным счетчиком минут для командного состава ВВС СССР; их взял с собой в открытый космос Алексей Леонов. А часы-хронограф без дополнительных шкал предназначались для всех.

Среди известных марок часов отмечу еще «Океан» (для моряков: шкала определения расстояний по светозвуковым сигналам градуирована в кабельтовых и морских милях) и «Sekonda» (выпускались с 1960-х годов, и долгое время отправлялись только на экспорт).

В начале 1970-х годов завод был реконструирован. 

К 1973 году завод выпустил свыше 3 млн. штук часов «Полет» в 114 вариантах оформления с разными дополнительными устройствами. Причем 70 % продукции завода в то время продавали за рубеж.

В 1970-х годах завод освоил производство водонепроницаемых часов «Амфибия» (работали на глубине до 200 метров), а затем наручных часов с секундомером для нужд армии и флота — хронографа модели 3133. Такие часы брали с собой в космос космонавты СССР, Франции и Германии. В 1992 году администрация президента России выбрала часы марки «Полет» модели 3133 в качестве наградных часов «От Президента РФ». 

Некоторые модели часов завода имели двойной календарь, секундомер, шкалу определения расстояний по светозвуковым сигналам. 

На момент распада СССР завод был главным часовым заводом страны. 

В 1992 году завод был преобразован в акционерное общество. 

Марка часов завода «Romanoff» с 1993 года является «лицом» завода заграницей (дизайн этих часов связан с русской историей, ее деятелями, национальными и государственными символами России).

В 1994 году на Первом московском часовом заводе «Полет» работало почти 5000 человек и производилось около 4 млн. часов в год 200 разных моделей (механические, кварцевые, хронометры, хронографы и др.). 

А потом наступил знаменитый производственно-экономический кризис 1990-х годов с существенным падением производства (из-за отсутствия спроса и наводнения рынка дешевой зарубежной продукцией, прежде всего, китайской), сокращением работников и т. п.

В 1997 году Первый часовой завод «Полет» распался на ОАО «Первый часовой завод» и часовую компанию «Полет-Хронос», основанную на базе цеха мелких серий, на котором производились уникальные часы и приборы точного времени по заказу Министерства обороны и правительства. 

В начале 2000-х годов часовой завод фактически распался на несколько отдельных предприятий со своими марками. 

В 2002 году часть производственных линий завода была продана Чистопольскому часовому заводу в Татарстане, где стали выпускать наручные часы «Полет».

В 2004 году центр по управлению активами «Арлан» купил 30% акций завода, который тогда имел долги более 150 млн. руб. На предприятии работали тогда уже только 167 сотрудников.

В 2006 году часовой холдинг «Мактайм» купил у «Первого часового завода» оборудование и технологии по производству калибра хронографа 3133. В том же году завод лишился и марки «Полет», которую купил бизнесмен, бывший сенатор от Тувы Сергей Пугачев и запретил использование марки другим компаниям, хотя он не наладил и собственного производства. Он хотел создать холдинг, занимающийся производством и распространением предметов роскоши с маркой «Полет», но очевидно у него не получилось. 

На этом жизнь и деятельность Первого часового завода закончилась. Многие часы этого бывшего Первого часового завода находятся в разных музеях (Политехническом и др.). С тех пор корпуса завода сдаются в аренду сторонним компаниям. 

Считается, что с этого года производство часов тут полностью прекратилось.

Однако, это не совсем так. Конечно, былого часового завода-гиганта тут уже нет (а в советское время производственные цеха завода занимали целый квартал между Марксистской и Воронцовской улицами и работало тут во времена расцвета завода около 8 000 человек). Действительно, сегодня большая часть помещений продана или сдана под офисы разных компаний, которые к часам не имеют никакого отношения; а на производство часов оставлено лишь около 400 м2, где работают около 60 сотрудников.

Но и сегодня продолжает свою работу часовая компания «Полет-Хронос», которая образовалась при разделении завода на 2 части в 1997 году. Это предприятие специализируется на производстве часов с символикой органов государственной власти, администраций городов, краев и областей России, военных и административных ведомств. А для бизнесменов тут выпускают подарочные часы логотипами их компаний и другими их пожеланиями. При этом каждый покупатель может посетить заводской цех и сам посмотреть, как делают его часы. В 2010 году компания начала выпуск мужских и женских часов под маркой «Полет-Стиль» (чтобы человек сам подобрал ту модель часов, какую он хочет, которая соответствует его стилю). Эта компания выпускает небольшие партии дорогих механических часов, 80% которых идут на экспорт (раньше доля экспорта составляла около 40%). В России их сбыт ограничен из-за дороговизны (у нас больше предпочитают покупать копии престижных марок, а в основном просто китайский ширпотреб). В 2015 году компания приобрела новый станок с программным управлением, а также освоена программа «Спрут-кам», обеспечивающая разработку управляющих программ для оборудования и позволяющая изготавливать на станке 3D-модели, в которых учитываются любые пожелания заказчика. Новинкой последнего времени стали часы «Президент» в корпусе «Адмирал».

Виртуальный тур по производственным помещениям компании «Полет-Хронос» желающие могут посмотреть на сайте завода: http://poletx.ru/tour/tour.html.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476056272/

• Музыкально-педагогический институт (№ 36; бывшее музыкальное училище). Пятиэтажное типовое школьное здание.

Создан на базе музыкального училища имени Ипполитова-Иванова, которое в свою очередь было основано в 1919 г. как музыкальная школа (№ 4) для детей и взрослых (заведующий Г. Пурицкий). 

Среди директоров училища — пианисты М. Пресман (1933—41), Н. Фишман. 

В 1991 г. училище получило статус высшего, в 1992 ему предоставлено право готовить специалистов с высшим образованием на базе вечернего факультета (вуз при училище). 

В 1995 г. вечерний факультет преобразован в самостоятельный институт. 

В настоящее время в структуру учебного комплекса входят музыкальная школа (начальное звено), училище (среднее звено) и институт (высшее звено), все — имени Ипполитова-Иванова. 

Институт ведёт подготовку по специальностям: инструментальное исполнительство (фортепьяно, орган, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты), вокальное искусство (академическое и народное пение), дирижирование академическим хором, музыковедение. В институте работают свыше 300 преподавателей и концертмейстеров.

Автосервисные организации.

Жилые дома:

16 этажей (№ 1, к. 1, 1987 год постройки). Панельный. Со стилобатом для размещения предприятий торговли. В стилобате – универсам «Перекресток» и др. м-ны, сервисы, банки.

18 этажей (№ 5, 1979 год постройки). Панельный. В стилобате – универсам «Густо» и др. м-ны, сервисы, банки, фирмы.

9-16-24 этажа (№ 7, 2001 год постройки). Монолитный. На 1-м этаже – Клиника профессиональной фотокосметологии «КлэрКлиник», Салон красоты «Мажестик», банк Москвы и др.

17 этажей (№ 9, 1977 год постройки). Панельный. В стилобате – универсамы «Дикси и «Аполлон», Книжный и рыболовный магазины, Детско-подростковый Центр досуга «Перекрёсток», почта, Ресторан «Гогиели» и др. 

Раньше тут был большой Московский Дом Книги, в 1970-х – ресторан «Полонез».

17 этажей (№ 38, 1990 год постройки). Панельный. В прситройке – универсам «Алые Паруса», Свадебный центр «Кристалл», Ресторан «Нар Шараб», Кофейня «Старбакс», цветы, офисы.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Галерея «Кристалл» (№ 38).

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Марксистская» пешком и на троллейбусе № 27 (проезжает всю улицу).

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476056526/

Видео:




Состояние на 29.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий