пятница, 30 сентября 2016 г.

Большой Путинковский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому району (ЦАО) от Пушкинской площади до Нарышкинского проезда и Страстного бульвара.  

Метро «Тверская» (начало переулка) и «Чеховская» (конец переулка). 

Рядом – метро «Пушкинская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по 2 полосам в сторону Пушкинской площади. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 200 метров.

История:

Переулок назван в 19 веке по местности Путинки, где в 16-17 веках находился Путевой посольский двор. Отсюда, за пределами Белого города, расходились пути на Дмитров и в Тверь. Диалектное слово «путина, путинка» означает «путь, дорога».

В 1931-1994 годах — проезд Скворцова-Степанова (в честь советского деятеля Ивана Скворцова-Степанова (1870-1928)).

Нежилой объект:

• Культурно-развлекательный центр «Европа» (№№ 3, 5; 1907 год постройки; бывшая типография промышленника и финансиста П. Рябушинского «Утро России»).

• Бар-ресторан «Счастье на крыше» и пр. (№ 5; 1907 год постройки; бывшая типография промышленника и финансиста П. Рябушинского «Утро России»).

В 1907-1908 годах в Большом Путинковском переулке архитектором Францем Шехтелем) строится изящное, в стиле модерн, здание типографии и редакции основанной Павлом Рябушинским газеты «Утро России».

До 1913 года издательское дело велось страшим из братьев Рябушинских единолично, за собственный счет. А затем было образовано Товарищество типографии П.П. Рябушинского с участием остальных членов семейства. При выпуске акций товарищества Павел Павлович оставил за собой 95% паев. Именно он первым из всех семи братьев увлекся политикой в 1900 году. И создал это печатное издание как рупор партии «октябристов» и фракции «прогрессистов» в III Государственной Думе. Потом его правой рукой в этом деле стал Владимир, всегда и во всем поддерживающий старшего брата.

Объем здания скомпонован предельно рационально. Фасадная композиция симметрична и полностью соответствует структуре здания. Ничего лишнего. Центральная часть фасада, выступающая на красную линию улицы, смело расчленена двумя огромными, в три этажа, окнами. Мелкая расстекловка их переплетов определяет ритмику фасадной плоскости, облицованной светлой керамической плиткой. Обращает на себя внимание элегантность линий абрисов окон, проездной арки и арки входа. Высокий аттиковый этаж занимала вывеска типографии.

В 1918-1920 годы в рамках ленинского плана монументальной пропаганды на доме появились барельефы, один из которых сохранился до сих пор. На нем изображены заводские трубы и рабочий, толкающий колесо. А надпись под барельефом гласит: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят».

В 1930-х годах на последнем этаже здания, там, где находилась надпись, пробили окна, а сам он был надстроен, что нарушило первоначальные пропорции и формы.

В 1990-е здание переделали в казино. В 2000 году при реконструкции была сделана попытка восстановить оригинальный фасад: сломали позднюю надстройку над редакционным корпусом, заложили окна в аттике и восстановили логотип. Но изменили архитектурное решение парадного входа.

Дом № 5 на Большом Путинковском переулке построен в 1907–1908 годах по проекту знаменитого архитектора Ф. О. Шехтеля, яркого мастера стиля модерн, в присущей ему изысканной и артистичной манере. Здание предназначалось для типографии и редакции прогрессивной газеты «Утро России», основанной предпринимателем и общественным деятелем П. П. Рябушинским.

В этом проекте архитектор совместил характерные черты модерна с идеями рационализма. Здание выполнено очень лаконично и рационально. Симметричный фасад облицован керамической плиткой. Его центральная, выступающая часть рассечена высокими, в три этажа, окнами. Мелкая расстекловка их переплетов задает ритм фасадной плоскости. Эффектным контрастом большим окнам выглядят цельные окна боковых пристроек. Элегантные линии арки входа, проездной арки и абрисов окон смягчают общую геометрическую жесткость общей композиции. На высоком аттиковом этаже размещалась вывеска типографии.

В 1918 году типография была закрыта за критику власти Советов, и на доме появились пропагандистские барельефы. На сохранившемся до наших дней барельефе изображен рабочий, толкающий колесо, под надписью «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». В 1930-х годах в аттиковом этаже устроили окна, а сам этаж надстроили, исказив первоначальные пропорции здания. При реконструкции 2000 года этажу вернули первоначальный вид.

Сегодня в здании располагается бизнес-центр «Дом Шехтель».


Построен в 1907–1908 годах. Архитектор Ф. Шехтель.

Здание построено на участке, входившем в начале 19 века в цепочку усадеб высшего дворянства по линии проезда. 

Известный промышленник и финансист Рябушинский П. приобрел этот участок в 1907 году, одновременно с утверждением проекта типографии. После окончания строительства он основал газету «Утро России» – орган партии прогрессистов; картуш с названием газеты помещен в центре аттика над фасадом. 

Здание типографии развернуто в глубину квартала: его производственная часть недоступна для обзора с улицы и решена строго функционально. Выходящий на проезд конторский корпус - одна из лучших работ Шехтеля зрелого периода, для которого характерны поиски лаконично-монументального образа. Здесь в этих целях использована тема производственной функции здания.

В 1918–1920 годы в рамках ленинского плана монументальной пропаганды на доме появились барельефы, один из которых сохранился до сих пор. На нем изображены заводские трубы и рабочий, толкающий колесо. А надпись под барельефом гласит: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». 

В 1930-е надстроены оба корпуса: типографский – третьим этажом, а передний – четвертым. Аттик главного фасада был прорезан окнами надстроенного этажа.

В лихие 1990-е годы здание переделали в казино.


В 2000-2001 годах здание было перестроено под культурно-развлекательный комплекс "Европа". В ходе работ была снесена надстройка типографского корпуса и восстановлена надпись на аттике центрального фасада. Внутренний двор превращен в общественное пространство, пять уровней центра соединяет панорамный лифт в стеклянной пристройке, контрастирующей со старым зданием.

Жилых домов нет.

Практически все здания на улице, кроме двух, числятся по соседним улицам (Страстному бульвару, улице Малая Дмитровка и Пушкинской площади).

Достопримечательности:

Дореволюционная застройка.

Зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Тверская», «Пушкинская» и «Чеховская». Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий