понедельник, 17 октября 2016 г.

Красная площадь

Расположение:

Площадь находится в Тверском районе (ЦАО) между Московским Кремлем и Китай-городом. 

Красная площадь – главная площадь Москвы, у северо-восточной стены Кремля, между Кремлёвским проездом, проездом Воскресенские ворота, Никольской улицей, Ильинкой, Варваркой и Кремлёвской набережной. 


Красная площадь — это центральная площадь Москвы, расположена в Китай-городе, у северо-восточной стены Кремля. С трех сторон площадь ограничена зданием Государственного Исторического музея, зданием ГУМа и собором Василия Блаженного. Протяженность площади составляет 690 м, ширина 130 м, а общая площадь 23.100 м². Красная площадь является пунктом отсчета расстояний по всем шоссе, идущим от Москвы.

От площади к Москве-реке ведет Васильевский спуск. 

Проходит вдоль северо-восточной стены Кремля, между Кремлевским проездом, проездом Воскресенские Ворота, улицами Никольской, Ильинкой, Варваркой и Васильевским спуском к Кремлевской набережной Москвы-реки. 

Рядом – метро «Александровский сад», «Театральная», «Охотный ряд» и «Площадь революции».

Описание:

Автомобильное движение (и движение на других транспортных средствах) по площади запрещено (пешеходная зона). Площадь вымощена брусчаткой. Озеленение слабое. Длина – около 330 метров.

История:

Красная площадь образовалась в конце XV веке на вершине холма, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. В то время территория площади была освобождена от домов и деревянных церквушек, запрещалось всякое строительство на расстоянии пушечного выстрела от стен. Там разрешалось торговать, поэтому первое название площади звучит как Торг, или Великий Торг.

В 1571 году на площади быль большой пожар, после чего было запрещено строить деревянные лавки, а площадь некоторое время называли Пожаром.

В XVI веке площадь стали звать Троицкой, потому что в ее южной части находилась церковь Троицы. 

Площадь названа в 17 веке по своей красоте (слово красная тогда обозначало красивая). На юге ее ограничивал невысокий холм «взлобье», на котором в 1530-е годы появилось Лобное место, а в середине XVI века Храм Василия Блаженного.

В 16-18 веках площадь была торговой (рыночной), а сегодня здесь проводятся гулянья, устраиваются парады, концерты и разные торжественные мероприятия.

В конце XIX века на Красной площади началось бурное строительство, в результате чего значительно изменился облик Красной площади. С 1892 года Красная площадь стала освещаться электричеством.
В советский период в истории России Красная площадь стала нести большую идеологическую нагрузку. Красная площадь, так же как и Кремль, стала символом новой государственной власти, и даже ее название было переосмыслено с революционной точки зрения. Здесь с 1918 года стали проводить демонстрации и военные парады. Именно на этой площади состоялись парад 7 ноября 1941 года и парад Победы 24 июня 1945 года.
В 1924 у Кремлевской стены по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева был построен первый деревянный Мавзолей В. И. Ленина, в 1930 каменный. Также в 90-х годах был заново отстроен Казанский собор.
Современная Красная площадь место проведения народных гуляний, культурно- массовых мероприятий, концертов. Здесь расположены Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей В. И. Ленина, рядом с которым Некрополь у Кремлёвской стены, где захоронены политические, военные и прочие деятели Советского государства, а также иностранные коммунисты. Зимой на площади открывается большой каток для желающих покататься на коньках.
Красная площадь богата архитектурными шедеврами разных времен, изображена на полотнах известных художников В. Г. Шварца, Фридриха Гильфердинга, Федора Алексеева, Василия Тимма, Ж. Делабарта, Васнецова.
Кроме времени работы Мавзолея, доступ на площадь открыт, но только для пеших посетителей. С 2001 года по площади запрещено ездить на велосипедах.
Торговая площадь перед главными воротами кремлёвских укреплений существовала, вероятно, уже во второй половине 14 в. 
Впервые она упоминается как торговая в 1434 г. 
После большого московского пожара 1493 г. Иван III повелел расчистить перед новыми стенами Кремля полосу в 110 саженей (около 240 м) в противопожарных и фортификационных целях. Со стороны посада это незастроенное место, называемое Пожаром, стало основой будущей Красной площади. 
В 1508—16 гг. вдоль кремлёвских стен был вырыт ров шириной более 36 м и глубина 10—12 м, заполненный водой из р. Неглинной; от проездных башен через ров были перекинуты мосты. 
Расположенная на границе между Кремлём и посадом (сюда выходили три главные посадские улицы — Никольская, Ильинка, Варварка), вблизи пристаней на Москве-реке площадь служила торговым центром Москвы, но долговременных торговых сооружений здесь не было. 
В 16 в. в южной части площади стояла деревянная церковь Троицы (отсюда одно из названий — Троицкая площадь). 
С постройкой Китайгородской стены (1535 — 1538) Красная площадь оказалась в границах Китай-города. 
В середине 16 в. площадь приобрела важнейшую архитектурную доминанту — собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного; 1555—61). 
Вдоль кремлёвского рва, осушенного и используемого как зверинец, строились деревянные церкви «на крови» (на площади совершались казни). 
Вероятно, в 16 в. на площади появилось Лобное место, откуда оглашались указы и приговоры, цари и патриархи обращались к народу. При Борисе Годунове соорудили Лобное место из камня, с резьбой и железными дверьми и решётками. 
Лобное или как еще принято называть Царево место памятник архитектуры 16-17 веков. По форме напоминает возвышение из камня, окруженную парапетом с резными воротами.
Существует несколько версий, почему это место называется «лобным» . По одной из легенд, здесь казнили людей, то есть рубили лбы, по другой «Лобное место» — это перевод от греческого слова «Голгофа» . Самая распространенная версия появления названия связана с расположением. Монумент находится в начале Васильевского спуска, которое раньше было принято называть «лбом» .
Впервые Лобное место упоминается в 1549 году. Именно здесь Иван Грозный произносил речь с призывом к боярам прекратить междоусобицы. В допетровский период здесь оглашали царские указы, сообщалось об избрании патриарха, начале войны и заключении мира, представляли наследника престола, устраивали торжественные публичные мероприятия. Поэтому место также называлось «царским» . А вот казни здесь как раз проводили очень редко: наоборот, это место считалось святым. Лобное место в то время было помостом из кирпича с навесом.
В 1786 году памятник переместили на восток, перестроив его по задумке архитектора М. Ф. Казакова. Круглый каменный помост был выполнен из дикого тесаного камня и окружен каменными перилами. Входом служила железная решетка.
Вплоть до 1917 года на Лобном месте также выставлялись мощи почитаемых на Руси православных святых, проводили Крестные ходы. Лобное место так или иначе связано с различными важными политическими событиями в жизни страны.
В 1919 году на Лобном месте появился памятник Степану Разину с «ватагой», выполненный из дерева. А уже через месяц из-за непогоды его переместили в Музей Революции.

По повелению Бориса Годунова в 1595 г. на восточной стороне площади были построены и первые каменные торговые ряды, выходящие фасадом на площадь и протянувшиеся параллельно Кремлёвской стене: Верхние (между улицами Никольской и Ильинкой), Средние (между улицами Ильинкой и Варваркой), Нижние (между Варваркой и Мытным двором, близ Москворецких ворот Китай-города). В это время на площади находились пушечные раскаты — площадки для установки орудий (на раскате у Лобного места стояла Царь-пушка). 
В 17 в. возросла роль площади в жизни города, обогатился её архитектурно-градостроительный облик. 
В начале Никольской улицы был возведён Казанский собор (1636—37) в память об избавлении Москвы от польских интервентов. 
В 1624—25 гг. надстроена высоким шатром и украшена скульптурой Фроловская (Спасская) башня, через ворота которой совершались торжественные выходы царей и патриархов. 
Одна из наиболее пышных процессий — «шествие на осляти» в Вербное воскресенье (в память о входе Иисуса Христа в Иерусалим) — направлялась из Успенского собора Кремля через Спасские ворота к собору Покрова что на Рву; в шествии участвовали патриарх, царь, многочисленная знать, духовенство, стрельцы, певчие, дети. 
Через Воскресенские ворота Китай-города в северной части площади прибывали иностранные послы, направлявшиеся в Кремль или на свои подворья в Китай-городе. 
Площадь была вымощена брёвнами, на ней шла оживлённая торговля с рук и с лотков. 
У Спасских ворот на мосту через ров торговали книгами и гравюрами, у Никольских — блинами и пирогами. 
Под Спасским пушечным раскатом напротив ворот находился кабак, под Никольскими раскатами — погреба и лавки, где продавали квас, яблоки, сапоги и свечи. 
Возле Лобного места собирались торговцы полотном, рубахами, калачами, квасом. 
Из административных построек в северной части площади (у Воскресенских ворот) размещался Сытный отдаточный двор (где служилым людям выплачивали жалованье), в южной части (между Покровским собором и Спасскими воротами) — Тиунская изба (центр управления московскими церквами, куда поступали налоги и пошлины). 
В 1679—80 гг. площадь была расчищена из-за опасности пожаров, деревянные церкви сломаны, их престолы перенесены в собор Покрова на Рву. Тогда же были надстроены кремлёвские башни (кроме Никольской). 
В 1689 г. надстроены Воскресенские ворота, возведены каменное здание Земских приказов (вскоре занято Главной аптекой, в 1753—55 гг. перестроено Д. Ухтомским для университета, с 1785 г. присутственные места) и каменный Монетный двор. 
В 1702—03 гг. близ Никольских ворот была установлена «Комедийная хоромина» — общедоступный театр, деревянное здание которого просуществовало до 1720—30-х гг. К Главной аптеке был пристроен питейный дом — «Казанская австерия». 
В 1707—08 гг. в связи с угрозой шведского вторжения перед Кремлёвской стеной насыпан земляной вал с бастионами (на Красной площади был вырыт ров и сооружён земляной вал; см. статью бастионы 18 века). 
Победа в Северной войне 1700—21 гг. ознаменовалась устройством на Красной площади триумфальных ворот. 
В 1780-х гг. началась реконструкция Красной площади (убраны деревянные постройки, переделаны фасады Верхних торговых рядов, вдоль рва построены двухэтажные торговые лавки; 1786). Лобное место расчищено от пристроек и перенесено на современное место (восточнее прежнего). Замкнутая между двухэтажными аркадами рядов Красная площадь получила выраженную продольную направленность. 
В 1804 г. замощена булыжником. 
После разрушений во время нашествия войск Наполеона I (1812) Верхние торговые ряды были восстановлены в 1814—15 гг. по проекту архитектора О. Бове; торговые лавки вдоль рва снесены, сам ров засыпан, у Кремлёвской стены посажены два ряда деревьев. 
В 1818 г. перед центральным портиком Верхних торговых рядов установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому (скульптор И. Мартос). 
Красная площадь постепенно утратила торговую функцию; здесь проходили различные торжества и народные гулянья. 
Значительные изменения застройка Красной площади претерпела в последней четверти 19 в. В 1874—83 гг. возведено здание Исторического музея (архитектор В. Шервуд, инженер А. Семёнов), в 1888—93 гг. сооружено новое здание Верхних торговых рядов; построены Средние торговые ряды (1889—91). В 1892 г. площадь была освещена электрическими фонарями. 
В 1909 г. по Красной площади, вдоль Кремлёвской стены, пошёл трамвай (рельсы сняты в 1930 г.).
После Октябрьской революции Красная площадь обрела новое, мемориальное, значение. 10 ноября 1917 на Красной площади состоялись торжественные похороны погибших участников революции в Москве. 7 ноября 1918 г. В. Ленин открыл мемориальную доску работы С. Конёнкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов», установленную на Сенатской башне (снята при реставрации башни в 1950 г.). 

С 1918 г. Красная площадь стала главным местом проведения парадов и демонстраций (здесь состоялись парад 7 ноября 1941 г., участники которого уходили с площади на передовую, и Парад Победы — 24 июня 1945). 

Перед Сенатской башней была возведена трибуна (вначале деревянная, затем кирпичная, архитектор В. Маят). 

В 1924 г. на Красной площади сооружён временный деревянный Мавзолей В. Ленина (с 1930 г. каменный, архитектор А. Щусев). 

Мавзолей В.И. Ленина — памятник-усыпальница, который находится около южной стены Кремля. Он  охраняется ЮНЕСКО.
Памятник был построен в 1924 году для сохранения тела Владимира Ленина. Идея увековечить принадлежала большевикам, в том числе Иосифу Сталину. Автором здания выступил архитектор Алексей Щусев. Первое временное сооружение возвели из дерева за несколько дней. Оно представляло собой усеченную пирамиду, по бокам которой располагались пристройки с лестницами.
В марте 1924 года началось строительство новой усыпальницы из дерева. Теперь лестничные проемы были встроены в здание, и появилась трибуна. Ее решили возвести из-за большого наплыва посетителей.
Через пять лет здание возвели из железобетонных конструкций. По форме оно представляет собой усеченную пирамиду. Внешняя его отделка выполнена камнями: мрамором, графитом, лабрадоритом и порфиром, а над входом на черной плите красными буквами выложена фамилия вождя.
Внутри Мавзолея находится Траурный зал, где в самом центре стоит стеклянный пуленепробиваемый саркофаг с телом Владимира Ленина.
С 1953 по 1961 года в Мавзолее находилось тело Иосифа Сталина. Для этого на время было изменено название на Мавзолей В.И. Ленина и И.В. Сталина.
В настоящее время двери Мавзолея В.И. Ленина открыты четыре дня в неделю: по вторникам, средам, четвергам и субботам с 10:00 до 13:00. Посетить его можно абсолютно бесплатно, вход осуществляется через контрольно-пропускной пункт у Никольской башни. Реконструкция памятника с укреплением фундамента здания проводилась в 2013 году.

В 1930-х гг. Красная площадь замощена брусчаткой, установлены трибуны, снесены Казанский собор и Воскресенские ворота (восстановлены в 1994—96 гг.), памятник Минину и Пожарскому перенесён к Покровскому собору, открыто движение транспорта перед фасадом ГУМа. 

В 1938 г. в состав Красной площади включён Васильевский спуск. 

В 1946—47 гг. возведены бетонные гостевые трибуны, оформлен некрополь у Кремлёвской стены; в 1973—74 гг. некрополь реконструирован, трибуны стали гранитными, брусчатка обновлена и уложена на бетонное основание. 

В 1990-е гг. на Красной площади проводятся гулянья, устанавливаются временные торговые сооружения, устраиваются концерты.

Площадь названа в 17 веке по своей красоте (слово красная тогда обозначало красивая).

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Красная площадь с Лобном местом (с 16 века, место публичной казни, оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий), памятником Минину и Пожарскому (1818, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время и победе над Польшей в 1612 году), Мавзолеем В. Ленину, Некрополем у Кремлевской стены, где захоронены политические и военные деятели Советского Союза.

– Памятник Минину и Пожарскому.
До начала 19 века Москва не имела традиции установки скульптурных памятников: в честь знаменательных событий возводились часовни и церкви (например, Покровский собор на Красной площади, выстроенный в память взятия Казани). Первые монументы в России появились в Санкт-Петербурге и были посвящены его основателю – императору Петру I. Со временем и москвичи пожелали увековечить своих героев – выбор пал на Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.
С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос – один из самых известных скульпторов России, прошедший длинный путь от сына небогатого помещика до профессора Академии художеств и создавший фигуру Иоанна Крестителя для портика Казанского собора в Петербурге. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения. А после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение: как символ победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.
Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская фамилия, дворяне, купцы, мещане, крестьяне – размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.
Скульптор Мартос сформулировал общую идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Новый памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов. Выбор места не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики. Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного Образа, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя барельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков. Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия в лето 1818».
В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь проектами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли: официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Но была и другая причина: Минин теперь указывал прямо на мавзолей, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник героям Второго ополчения «переехал» с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня. В 2010–2011 годах была проведена комплексная реставрация монумента, позволившая укрепить его и предотвратить разрушение.
Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил: в 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.
Некрополь у Кремлёвской стены — одно из самых известных кладбищ столицы. Захоронения здесь находятся вдоль стены и внутри: в ее отверстиях хранятся урны с прахом. Здесь покоятся выдающиеся политические деятели, военные, ученые советских времен, иностранные коммунисты.
Первые захоронения образовались вдоль Кремлевской стены в 1917 году. Здесь были вырыты две братские могилы для тех, кто погиб во время Революции. Это красногвардейцы, врачи, медицинские сестры, санитарки и другие. Всего захоронили 240 человек, из них фамилии известны только у 57. Спустя два года добавились могилы Я.М. Свердлова и погибших во время теракта в Леонтьевском переулке.
До 1927 года здесь появилось еще 15 братских могил, потом эту традицию прекратили. Затем хоронили только выдающихся деятелей партии, ученых, военных. Захоронения были двух видов: без кремации, в могиле и кремированием, урны с прахом ставили в Кремлевскую стену.
В некрополе насчитывается 12 могил и 115 урн с прахом. Это могилы Иосифа Сталина (одно время его тело находилось в Мавзолее), Феликса Дзержинского, Леонида Брежнева, Климента Ворошилова и других. Урны Юрия Гагарина, Георгия Жукова, Ивана Конева, Константина Рокоссовского, Владимира Потемкина и других. Последний прах в Кремлевской стене поместили в 1984 году Маршала Советского союза Дмитрия Устинова, а последним, похороненным в могилу, считается Генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко.


Сейчас здесь уже никого не хоронят. За всю историю несколько раз предлагалось перенести захоронения на кладбища, но идею отвергали. Некрополь получил статус памятника, охраняемого государством. Около Кремлевской стены ведется почетный караул.

Московский Кремль (см. страницу Кремль).

ГУМ.

Верхние торговые ряды выстроены в 1890—93 гг. на месте прежних, перестроенных О. Бове после 1812 г. «В этом доме в 1918-1924 годах находился Народный комиссариат продовольствия, которым руководил видный деятель Коммунистической партии и Советского государства, соратник В. И. Ленина Александр Дмитриевич Цюрупа».

Торговля на территории современного ГУМа ведется с XV в. Историческое название комплекса — Верхние торговые ряды. Изначально Никольская, Ильинка и Варварка делили всю торговлю напротив Кремля на Верхние, Средние и Нижние ряды. Каждый блок внутри делился на ряды, по характеру товаров: Колокольный, Кафтанный и пр. В XV–XVI вв. торговля шла в деревянных лавках, при Борисе Годунове в 1596–1598 гг. появились и каменные постройки, но, несмотря на частые пожары, замена дерева камнем шла очень медленно. В 1780-х гг. передняя часть Верхних рядов со стороны Красной площади получила второй этаж и арочный фасад с десятиколонным портиком. Проект полной перестройки комплекса был разработан Джакомо Кваренги, но до конца так и не реализован.
Пожаром 1812 г. ряды были полностью выжжены, но уже к 1815 г. по проекту О.И. Бове построен новый комплекс, вновь классицистический: с портиком и куполом. Боковые части в форме буквы «Г», выходившие на Никольскую и Варварку, получили народное прозвание «глаголи». Здание украсили барельефы в виде женских фигур, несущих лавровые венки, а на главном портике со стороны площади разместился герб Москвы. Всего было 32 каменных корпуса. Но и этот комплекс обветшал: переходы, заваленные товаром, превратились в узкие трущобы, помещения плохо освещались и — во избежание пожаров — не отапливались. В 1887 г. комплекс был закрыт, прямо на Красной площади были поставлены временные лавки из 14 железных корпусов. Специально созданное «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» провело конкурс, в котором победил проект А.Н. Померанцева. Работы велись в 1890–1893 гг. 2 декабря 1893 г. комплекс был торжественно открыт.
Хотя зодчий отошел от классицистического стиля в пользу псевдорусского, структура комплекса осталась прежней: линии, проходы и широкие окна витрин. Вытянутые «теремковые» крыши и шатры со шпилями над главным входом гармонируют с башнями Кремля. Благодаря инженерам В.Г. Шухову и А.Ф. Лолейту пассажи («ряды») получили крыши с остеклением. В здании была своя электростанция, освещавшая и ряды, и Красную площадь, водопровод и артезианская скважина. Всего здесь было 1200 магазинов и три зала собраний. В 1897 г. в одном из них был создан кинотеатр.
После революции тут расположились квартиры известных деятелей правительства (напр., наркома продовольствия Цюрупы) и ряд контор. В 1930-х гг. существовали проекты сноса здания и строительства многоэтажного здания Наркомата тяжелой промышленности, но затем от них отказались. Торговля вернулась в 1952–1953 гг.: ряды были отреставрированы и получили новое название — Государственный универсальный магазин (ГУМ). Ныне ГУМ не имеет государственного статуса, но устоявшееся название было сохранено. Он стал неотъемлемым символом Красной площади. Судьба Верхних рядов осталась связанной с торговлей Средние же ряды, перешедшие в ведение военных, сейчас ожидают решения о своей участи, а Нижние ряды и вовсе были утрачены.


На проект Верхних торговых рядов был объявлен конкурс (подано 23 проекта), который выиграли архитектор А. Померанцев и инженер В. Шухов. 

Прогрессивное для своего времени сооружение сочетает конструкцию из железа и стекла (перекрытия-дебаркадеры) с отвечающим духу эпохи русским стилем. Являясь неотъемлемой частью ансамбля Красной площади, здание развёрнуто параллельно Кремлёвской стене. Архитектор мастерски сочетал функциональные требования с решением градостроительных задач. Занимающие целый квартал ряды состоят из 3 протяжённых пассажей (в них размещалось более тысячи магазинов), связанных между собой поперечными проходами. На площади проходам соответствуют 3 заглублённых подъезда, составляющие основу композиции главного фасада. Над центральной частью поставлены две башни, повторяющие завершение здания Исторического музея (1874—83, архитектор В. Шервуд). 

Внешний и внутренний декор воспроизводит детали архитектуры 17 в. 

После 1917 г. в рядах размещались различные учреждения; по окончании реставрации в 1953 г. в нём открылся Государственный универсальный магазин (ныне АО «ГУМ»).
Общество Верхних торговых рядов на Красной площади, фирма, владевшая крупнейшим в России торговым пассажем, построенным ею на месте старых Верхних торговых рядов. Устав общества подготовлен комитетом (создан в 1886 по инициативе городского головы Н. Алексеева) и утверждён в 1888 г. Правление — в доме Купеческого общества в Юрковом переулке на Ильинке. Председатель подготовительного комитета и правления общества — А. Кольчугин.

Открытие состоялось 2 декабря 1893 г. Магазин предназначался для розничной и оптовой торговли. Представлял собой 3 продольных пассажа, соединявших улицы Никольскую и Ильинку, пересечённых под прямым углом 3 поперечными пассажами (каждое здание — трёхэтажное). Они образовали 4 ряда внутренних проходов, перекрытых застеклёнными металлическими фермами конструкции инженера В. Шухова. Магазин отличался высокой технической оснащённостью: центральное отопление, автономная электростанция, 9 грузовых лифтов и пр.


Помещения в новых Верхних торговых рядах у общества арендовали свыше 160 фирм и частных лиц. В них проходили выставки и концерты; после 1917 размещались государственные учреждения (до 1921 г. и с 1930-х гг.), в 1921 г. открыт первый советский универмаг, в 1953 г. — Государственный универсальный магазин (ГУМ).

Исторический музей (№ 1/2). «На этом месте находилось здание, в котором в 1755 году был открыт Московский университет, основанный великим русским ученым М. В. Ломоносовым». «Здесь, перед зданием Исторического музея 27 декабря (9 ноября) 1917 г. произошло первое сражение революционных солдат-двинцев с юнкерами».

Закладка Исторического музея состоялась в 1874 году на месте, где в 1755 году в здании Земского приказа века помещались аудитории Московского университета. Был организован сбор общественных пожертвований. Сооружение музейного здания велось по плану инженера А. Семенова, а фасад  по рисунку академика В. ШервудаГраф А. Уваров разработал порядок внутреннего устройства музея, создал 11 залов и успел их частично наполнить экспонатами. 

8 июня 1883 года Исторический музей был открыт.

Экспозиция Исторического музея открывается с эпохи палеолита в 1-м зале. 2-й зал посвящен неолиту: стены зала своим серым цветом напоминают цвет серой скульптурной глины, рамки живописных фризов, наличники окон и дверей окрашены под цвет обожженной глины; украшением этого зала является фриз художника В. Васнецова с картиной жизни на стоянке неолитического человека.

В Историческом музее собраны обширные археологические коллекции — более 1 млн. штук.

При библиотеке музея был открыт особый отдел, в который были собраны памятники об А. Грибоедове, в том числе, рукопись комедии «Горе от ума», написанная самим ее автором.

Петр Щукин передал музею много своих коллекций (более 23 000 предметов): зарубежные и русские букинистические книги, офорты, литографии, древнерусские иконы и монеты, русское и иностранное серебро, картины французских художников-импрессионистов и фото актрис и писателей, бытовые предметы, шитье, оружие, старый отечественный фарфор, украшения, образцы художественного литья и народного искусства, украшенные росписью по дереву предметы крестьянского обихода — шкатулки, хлебницы, прялки, колыбели, а также масонская коллекция.

Музей имеет несколько филиалов: храм св. Василия Блаженного и др.

Приметное здание крупнейшего национального исторического музея России располагается на северной стороне Красной площади. Его коллекции наиболее полно отражают многовековую историю и культуру страны с древних времен до современности. Фонд музея насчитывает около 5 миллионов музейных предметов и 14 миллионов листов документальных материалов.
О создании музея позаботился император Александр II в 1872 году. Музей был призван «служить наглядной историей». Строительство началось в 1875 году и продолжалось несколько лет. Отделкой залов занимались московские зодчие и художники И. К. Айвазовский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, С. А. Коровин, И. Е. Репин. Интерьеры Исторического музея повторяют росписи важных княжеских дворцов, знаменитых церквей определенных исторических эпох. Каждый из них признан самостоятельным произведением искусства.
В течение полутораста лет музей собирал экспонаты и получал их от государственных и общественных организаций, монастырей, архивов, учебных заведений, издательств, частных лиц. В фондах музея собраны богатейшие коллекции археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов.
Сегодня постоянная экспозиция музея из 22 тысяч предметов расположена в 39 залах. Чтобы обойти их все, придется пройти около 3 километров. Если каждому экспонату уделять хотя бы минуту внимания, то на осмотр уйдет 360 часов, а ведь это лишь полпроцента полной коллекции музея.

Закладка Исторического музея состоялась в 1874 году на месте, где в 1755 году в здании Земского приказа века помещались аудитории Московского университета. Был организован сбор общественных пожертвований. Сооружение музейного здания велось по плану инженера А. Семенова, а фасад — по рисунку академика В. Шервуда. Граф А. Уваров разработал порядок внутреннего устройства музея, создал 11 залов и успел их частично наполнить экспонатами. 

8 июня 1883 года Исторический музей был открыт.

Экспозиция Исторического музея открывается с эпохи палеолита в 1-м зале. 2-й зал посвящен неолиту: стены зала своим серым цветом напоминают цвет серой скульптурной глины, рамки живописных фризов, наличники окон и дверей окрашены под цвет обожженной глины; украшением этого зала является фриз художника В. Васнецова с картиной жизни на стоянке неолитического человека.

В Историческом музее собраны обширные археологические коллекции — более 1 млн. штук.

При библиотеке музея был открыт особый отдел, в который были собраны памятники об А. Грибоедове, в том числе, рукопись комедии «Горе от ума», написанная самим ее автором.

Петр Щукин передал музею много своих коллекций (более 23 000 предметов): зарубежные и русские букинистические книги, офорты, литографии, древнерусские иконы и монеты, русское и иностранное серебро, картины французских художников-импрессионистов и фото актрис и писателей, бытовые предметы, шитье, оружие, старый отечественный фарфор, украшения, образцы художественного литья и народного искусства, украшенные росписью по дереву предметы крестьянского обихода — шкатулки, хлебницы, прялки, колыбели, а также масонская коллекция.

Музей имеет несколько филиалов: храм св. Василия Блаженного и др.

Основан в 1872 г. по инициативе устроителей Севастопольского отдела Политехнической выставки 1872 (полковника Н. Чепелевского, археолога графа А. Уварова, генерала А. Зелёного) как общественный музей для сбора памятников «знаменательных событий истории Русского государства». 

В 1873 г. именовался Русским национальным музеем его императорского величества государя наследника цесаревича, в 1881—1917 гг. — Императорским Российским историческим музеем. 

В 1874 г. образована учёная комиссия для разработки научных вопросов, связанных с организацией музея, для выявления памятников и отбора экспонатов (К. Бестужев-Рюмин, И. Забелин, Д. Иловайский, В. Ключевский, В. Румянцев, С. Соловьёв, Уваров и др.) и строительная комиссия, объявившая конкурс на лучший проект музейного здания. 

Устав музея (1874) предусматривал право на организацию публичных лекций, выпуск изданий, сбор пожертвований. Во главе музея находились: председатель, 2 товарища председателя и 12 членов управления. В 1872—80 гг. председателем был Зелёный, в 1881 — 1905 гг. — великий князь Сергей Александрович, в 1905—17 гг. — великий князь Михаил Александрович; товарищи председателя (фактические руководители музея) — Уваров (1881—84), Забелин (1885—1908), Н. Щербатов (с 1909). 

Средства Исторического музея составлялись из пожертвований, доходов от публичных лекций и изданий, а также от входной платы. 

Программа, подготовленная Уваровым, предусматривала создание 8 отделов, охватывающих прошлое России с древнейших времён до середины 19 в., и библиотеку. 

Здание музея построено в «русском стиле» по проекту архитекторов В. Шервуда и А. Семёнова (1875—83); декор, использующий мотивы стоящего напротив храма Василия Блаженного, отмечен некоторой измельчённостью деталей. 

Оформление залов выполнено А. Поповым, Н. Никитиным, П. Бойцовым и др., орнаментальные росписи и исторические монументальные панно написаны В. Васнецовым, Г. Семирадским, И. Айвазовским и др. 

До 1917 г. в Исторический музей поступили коллекции Московского археологического общества, Русского археологического общества, Московского университета, а также других учреждений и частных лиц (Д. Анучин, А. Бахрушин, А. Веселовский, Забелин, А. Катуар де Бионкур, П. Щукин и др.). 

В 1883г.  открыты первые 11 залов (свыше 3 тыс. экспонатов; экспозиция охватывала историю России до конца 12 в.); до 1917 г. открылось ещё 5 залов (экспозиция доведена до конца 16 в.). 

В 1917 г. в музее было свыше 296 тыс. единиц хранения. 

В библиотеку Исторического музея вошли: частные книжные собрания А. Барятинского, Забелина, А. Котляревского, М. Хмырова, Д. Щепкина, Щукина; Чертковская и Голицынская библиотеки и др. (в 1917 г. свыше 0,5 млн. томов). 

В 1886 г. Исторический музей передан в ведение Министерства народного просвещения. 

С 1883 г. публиковались ежегодные «Отчёты...», издавалось «Описание памятников» (вып. 1—3, 1896—1903). 

В 1889 г. открыта аудитория для лекций и заседаний учёных обществ. 

После 1917 г. в результате реорганизации работы музея его экспозиция доведена до установления советской власти. 

К началу 1990-х гг. в фондах музея было около 5 млн. экспонатов и около 50 тыс. архивных дел. 

На основе фондов в музее ведётся большая исследовательская и публикаторская работа по проблемам отечественной истории. 

В Москве работают также филиалы Исторического музея: Покровский собор что на Рву (храм Василия Блаженного), Новодевичий монастырь, Нарышкинские палаты бывшего Высокопетровского монастыря, палаты 16-17 вв. на Варварке. 

В практике работы музея помимо показа постоянной экспозиции — организация временных тематических выставок. 

Музей издаёт «Труды» (с 1926), «Ежегодник» (с 1960), серию «Памятники культуры» (с 1949) и др. 

В 1997 г. после многолетней реконструкции открылись первые 13 залов ГИМ.

Огромное здание красного кирпича, замыкающее Красную площадь, делает ее действительно «красной». Две вытянутые башни гармонируют с Кремлем и ГУМом, а обилие кокошников, наличников, ширинок, шатриков придают постройке облик терема. Между тем оно вовсе не такое древнее, как кажется.
В северной части Красной площади еще с XVI в. располагался Земский приказ, для которого в 1699 г. было построено каменное двухэтажное здание с башней и наличниками в стиле нарышкинское барокко. Позднее часть помещений перешла в ведение Главной аптеки, а в 1755 г. здесь состоялось открытие Московского университета, который переехал в здание на Моховой лишь в 1793 г. Затем в старом здании Земского приказа находились конторы городского управления. Московская дума в 1874 г. выделила этот участок для постройки Исторического музея — такая идея была выдвинута в 1872 г. во время Политехнической выставки, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I. Ее историческая экспозиция, посвященная Крымской войне, стала ядром, вокруг которого начала формироваться музейная коллекция.
Первоначально существовали планы сохранения здания Земского приказа во дворе Исторического музея, но, увы, они не были реализованы, и в 1875 г. оно было снесено. На его месте началось строительство большого музейного здания по проекту В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Его облик был выполнен в псевдорусской стилистике, что отвечало идее Исторического музея как отражающего прошлое России. Фасады изобилуют мелкими элементами декора, две главных башни увенчаны двуглавыми орлами, а малые боковые шатры — фигурами львов и единорогов. До конца проект не был реализован: идея облицевать здание полихромными изразцами оказалась дорогостоящей. «Псевдорусские» и интерьеры, но каждый из залов имел свои особенности, соответствуя своей экспозиции. К оформлению залов были привлечены В.М. Васнецов, Г.И. Семирадский, И.К. Айвазовский.
27 мая 1883 г. состоялось торжественного открытие «Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича». Его многолетним главой и автором первой экспозиции стал выдающийся историк, москвовед И.Е. Забелин. Коллекцию формировала вся страна: члены императорской фамилии, дворяне и купцы, церкви и монастыри. Музей стал признанным научным центром. В советскую эпоху его фонды существенно возросли за счет национализированных частных коллекций и ценностей закрытых храмов. Существовали планы сноса здания для открытия широкого проспекта с севера Красной площади и прохода для демонстраций, но планы остались на бумаге. Интерьеры музея были изменены, часть оказалась уничтожена, но внешне здание лишилось только флюгеров — они были восстановлены в 1990-х гг. во время масштабной реставрации музея. Сегодня он снова открыт и имеет статус крупнейшего музея России. У него существуют филиалы: Покровский собор на Красной площади, палаты бояр Романовых на Варварке, Музей Отечественной войны 1812 г. в бывшем здании Московской городской думы.
2015 год
Средние торговые ряды (№ 5/2). 
Возведены в 1889—93 гг. по проекту архитектора Р. Клейна на месте старых (1815, архитектор О. Бове) и в целом повторяют их план. 
Выстроенное в форме каре здание расположено по периметру целого квартала (Москворецкий проезд, улицы Варварка и Ильинка, Хрустальный проезд); внутри каре размещаются 4 отдельных небольших корпуса. Протяжённые ряды по главному фасаду состоят из 2 как бы самостоятельных разновысоких зданий, что подчёркивает характер рельефа, сильно падающего к Москве-реке. 
Более высокий корпус повторяет композицию Верхних торговых рядов — его средняя и боковые части выделены высокими кровлями. Объём низкого корпуса нейтрален и служит как бы фоном для стоящего напротив собора Василия Блаженного. Весь первый этаж представляет собой традиционный ряд «лавок с палатками» — аркаду со сдвоенными окошками над каждой аркой. Обильный, несколько измельчённый декор фасадов характерен для «русского стиля». Помещения Средних торговых рядов принадлежали «Обществу Средних торговых рядов между улицами Ильинкой и Варваркой в Москве». В них находилось крупнейшее в России оптовое торговое заведение, отличавшееся высокой технической оснащённостью (центральное отопление, автономная электростанция, грузовые лифты, вентиляция и пр.). 
После 1917 в помещениях Средних торговых рядов размещались различные учреждения.

Территория, на которой сейчас расположены Средние торговые ряды, начала осваиваться с XIV в., когда на месте основных улиц, отходящих от белокаменного Кремля и Красной площади, был устроен обширный торг. Постепенно лавки, продающие похожие товары, стали размещаться компактно, формируя торговые ряды. Торг неоднократно горел и вновь отстраивался. В конце XVI в. был издан царский указ о строительстве каменных лавок. Тогда же сложились три квартала торговых рядов: Верхние, Средние и Нижние.
После пожара 1812 г. Верхние и Средние торговые ряды перестраивал архитектор О. Бове. Работа была завершена в 1816 г.
В конце XIX в. здания обветшали, а архитектурный облик Красной площади изменился после строительства здания Исторического музея. Встал вопрос о новой перестройке. Вначале, в 1888—93, реконструировали Верхние ряды (арх. А. Померанцев), затем пришла очередь Средних. Строительство было поручено Р. Клейну. К 1893 г. строительство было завершено.
Средние торговые ряды состояли из нескольких зданий: главного (по периметру всего квартала) «кольцевого» корпуса и четырёх двухэтажных внутренних корпусов, образовывавших целый квартал с маленькими улочками. Фасад внешнего корпуса состоит из двух разновысоких частей (поскольку здание стоит на спуске к Москве-реке). Первый этаж выполнен в виде ряда полукруглых арок, над каждой из которых на втором этаже расположены два окна, обрамлённые аркой. Окна третьего этажа украшены наличниками. В целом здание оформлено в «псевдорусском» стиле с большим количеством декоративных деталей.

Под рядами были выкопаны большие подвалы с заездом со стороны Варварки. Их техническое оснащение было передовым для того времени: центральное отопление, вентиляция, грузовые лифты, собственная электростанция.

После 1917 г. в зданиях Средних торговых рядов разместился Второй дом Реввоенсовета. До 2000 г. комплекс находился на балансе Минобороны. Начиная с 1930-х гг. разрабатывались крупномасштабные архитектурные проекты, предусматривающие снос всех торговых рядов. Нижние ряды были снесены в 1960-е гг. Средние торговые ряды сейчас перестраиваются, снесены все четыре внутренних корпуса и частично перепланирован центральный.


В 2000 г. ФГУП «Федеральный комплекс «Кремлевский», подчинённое Управделами президента, выступило главным заказчиком реконструкции Средних торговых рядов. На их основе предполагалось выстроить гостиничный комплекс. Сроки сдачи объекта неоднократно отодвигались. В июне 2012 г. президент РФ предложил передать Средние торговые ряды музею «Московский Кремль».


2015 год

Казанский собор.

Первая церковь из дерева на Никольской улице была возведена в 1625 году, а спустя почти десять лет она сгорела. Каменный храм решили построить в 1936 году по приказу царя Михаила Федоровича. Здание представляет собой четверик с одной главой, к которой ведут стройные ряды кокошников. Со всех сторон храм окружен открытыми галереями, соединенными с колокольней и приделом Аверкия Иерапольского.
По словам исследователей, цвета у церкви выбраны не случайно: красный цвет символизировал огонь, белый — чистоту, золото — Божественное сияние.
В конце 18 века собор был реконструирован, из-за ветхого состояния один из пределов снесли, а на нижних ярусах колокольни расположили лавки. В 1805 году звонницу решили сделать трехъярусной, а спустя почти пятьдесят лет фасад храма переделали в классическом стиле.
В советские годы в соборе была проведена реконструкция, за счет чего ему вернули первоначальный облик. В таком виде храм простоял недолго, в 30-х годах его приказали разобрать. Чтобы в дальнейшем святыню могли восстановить, архитектор Петр Барановский сделал замеры здания, рисунки и спрятал документы. На месте собора сначала располагался павильон Третьего Интернационала, а затем общественный туалет.
Воссоздать храм было решено в 1990-х годах. За счет масштабных работ его удалось восстановить в первоначальном виде. Сейчас здесь проходят богослужения. Главной святыней собора считается икона Казанской Божией Матери с мощехранилищем.

Церковь Казанской иконы Божией Матери находится на пересечении улицы Никольской и Красной площади на месте исторического сражения с поляками, состоявшегося 22 октября 1612 года. Второе ополчение сумело взять Китай-город и освободить Кремль. Вместе с войском в Москву прибыл чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, в честь которого один из руководителей ополчения, князь Дмитрий Пожарский, построил в 1620-х годах деревянную Казанскую церковь на месте сражения.
В 1632 году храм князя Пожарского сгорел и был заново отстроен из кирпича на средства новой царской династии Романовых. Казанский собор освятили в 1636 году, после чего он сразу занял особое место среди приходских храмов Москвы. В среде духовенства собора сложился кружок ревнителей древнего благочестия, куда входили руководители старообрядчества Иван Неронов и протопоп Аввакум, которого арестовали именно здесь.
В XVIII–XIX веках внешний облик собора претерпел большие изменения, храм приобрел черты классицизма, появилась еще одна главка, разобрана отдельно стоявшая шатровая колокольня, вместо которой с запада, над крыльцом, возведена новая трехъярусная. В конце 1920-х годов перед закрытием храма реставратор П. Барановский произвел обмеры памятника, открыл сохранившуюся первоначальную кладку собора и элементы декора. Планировалась реставрация храма в формах XVII века, для которой были разобраны поздние пристройки. Завершить работы помешала реконструкция Красной площади, начавшаяся в соответствии со сталинским планом реконструкции Москвы. Предполагалось очистить практически весь Китай-город от исторической застройки. Казанский собор стал жертвой этой идеи: в 1936 году храм снесли.

В конце 1980-х годов началось обсуждение вопроса о восстановлении собора. Благодаря чертежам и обмерам Барановского, его ученик О. Журин составил проект воссоздания первоначального облика храма. Работы были выполнены в 1990–93 годах за счет средств московского правительства. Сегодня Казанский собор вновь открыт.

2015 год

Православный собор св. Василия блаженного (Покрова Пресвятой Богородицы) на Красной площади («что на Рву»). Центральное викариатство, Иверское благочиние. Патриаршее подворье. Приделы: Св. Троицы, свт. Николая Чудотворца, Входа господня в Иерусалим, прп. Александра Свирского, прп. Варлаама Хутынского, мчч. Адриана и Наталии, свт. Григория Армянского, трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины. История: построен как Троицкий в 1561 г. над Москвой-рекой как храм-памятник в честь победы над Казанью и во славу павших русских воинов. В 1552 г. у стен Троицкого храма был похоронен Василий юродивый. Часто горел и восстанавливался. В 1920-х гг. передан обновленцам, а в 1929 г. закрыт (здесь разместился филиал Исторического музея). Снова открыт в 1990 г., но одновременно является и музеем (совместное использование). Архитектура: на общем основании-подклете – 9 храмов-приделов, соединенные внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм св. Василия Блаженного (типа «восьмерик на четверике»), и обходную галерею. Приделы увенчаны луковичными главками и окружают центральный ярусный башенный шатровый храм. Колокольня (шатровая) – 17 в. Декор: кокошники, шатры над крыльцами. Интерьер: сохранились росписи стен 16–18 вв. Иконостасы – 18–19 вв. (перенесены из других храмов), иконы в иконостасах – 15–17 вв. Святыни: мощи св. Иоанна Блаженного. Духовенство: клирики Патриаршего подворья храмов в Зарядье. Богослужение: в дни главных престольных праздников (Покрова и Василия блаженного) проходят патриаршие или владычные службы; у раки св. Василия блаженного по воскресеньям читается акафист. Музей работает ежедневно с 10.00 до 19.00. Входной билет – 350 руб. Любительская фото- и видеосъемка разрешены бесплатно. В музейном киоске – путеводители по музею «Покровский собор», издания исторического музея, открытки, сувениры, диски и пр. Сайт есть, но весьма несовершенный).

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного) — памятник русской архитектуры 16 века. Он располагается в южной части Красной площади.
Первый собор построили из дерева в 1554 году, а уже через год его разобрали и полностью перестроили в камне к 1561 году. Возвращаясь из похода на Казанское ханство, Иван Грозный велел возвести храм. Архитекторами выступили Барма и Постник. По легенде, по завершении строительства царь приказал их ослепить, чтобы они не смогли создать новый шедевр. Подтверждения этой теории не найдено.
Храм возводили только в тепловое время года, поэтому строительство растянулось на шесть лет. Его создавали из кирпича, а фундамент и цоколь из белого камня. Высота здания составляет 65 метров. Оно состоит из девяти престолов, соединенными между собой переходами и галереями. Они расположены так, что по форме напоминают восьмиконечную звезду — символ Пресвятой Богородицы.
Каждый престол сверху венчает глава и купол, раскрашенный в определенные цвета. До сих пор нет единого мнения среди ученых, почему выбраны именно эти краски. Церковь красиво украшена стройными рядами кокошников, стрельчатыми окнами, треугольными фронтонами и фигурными колонками.
В сооружении отсутствуют подвалы, а престолы стоят на одном подклете. Стены его пронизаны «продухами», за счет чего обеспечивается особый микроклимат в помещении. До 1959 года в нем прятали царскую казну и имущество богатых горожан.
Внутри церковь также отличается своим оформлением. Стены расписаны сюжетами из житий Святых, Библии. До наших дней сохранились (некоторые реконструированы) иконы и иконостасы 15-16 веков.
Собор часто ремонтировался, в результате его вид изменялся согласно стандартам архитектуры каждого века. В 17 веке перекрыли сводом верхнюю галерею и построили колокольню, над лестницами возвели крыльца, расписанные орнаментом и украшенные шатрами.
Во время нашествия Наполеона собор хотели взорвать, но не смогли и только разграбили. После нескольких пожаров, которые случились в Москве в начале 19 века, церковь отреставрировали.
В 1918 году храм взяли под охрану государства как памятник культуры национального и мирового значения. Спустя несколько лет в нем открыли музей. Собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО России. Он открыт для посетителей ежедневно с 11:00 до 17:00.

Храм Василия Блаженного – распространённое в московском обиходе наименование Покровского собора что на Рву. 
Расположен на южной стороне Красной площади, перед Кремлём. 
Построен в 1555—61 гг. зодчими Бармой и Посником (по некоторым предположениям, — одно и то же лицо) в ознаменование победы над Казанским ханством. 
Согласно заданию, собор должен был состоять из восемь отдельных церквей, символизирующих дни решающих боёв за Казань. 
Строители собора творчески истолковали задачу, создав оригинальную и сложную композицию: между четырьмя осевыми столпообразными церквами (Троицкой, Николая Великорецкого, Входа во Иерусалим, Киприана и Устинии) расположены меньшие по высоте церкви (Трёх патриархов Константинопольских, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. 
Все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня. 
В 1588 г. к собору был пристроен придел Василия Блаженного, давший всему сооружению его второе название. 
В 1670-х гг. построена шатровая колокольня. 
Облик собора был вначале более строгим, но ему уже были присущи своеобразные черты — многочастность композиции, отсутствие акцентированного главного фасада, преобладающее значение пластически богатого внешнего облика при сравнительно небольших внутренних помещениях, важная роль декоративных элементов. Всё это придавало зданию характер уникального сооружения-монумента, своего рода памятника славы Русского государства и одновременно воплощало идеи «храма-города», «небесного Иерусалима». 
В 17 в. асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав, орнаментальная роспись снаружи и внутри храма усилили его живописность. 
Храм — один из наиболее своеобразных и впечатляющих памятников мирового зодчества, одна из архитектурных доминант Красной площади, замыкающая её продольную композиционная ось и вносящая в её торжественный облик ноту жизнерадостной нарядности. Храм неоднократно реставрировался. 
В 1929 г. был закрыт, тогда же были сняты колокола. 
Ныне храм Василия Блаженного — филиал Государственного Исторического музея. 

В 1990 г. музей вновь начал собирать колокола. 

На 1996 г. в звоне собора имелся следующий подбор: 3 больших благовестника — «праздничный» (2,6 т), «полиелей» (1,8 т), «будничный» (1 т); 8 «подзвонных» (от 500 до 50 кг) и 4 «зазвонных» (от 25 до 8 кг). Эта коллекция — одно из самых богатых действующих собраний не только Москвы, но и России. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547 — 1996 (места отливки — Урал, Ярославль, Москва, а также Франция, Голландия, Германия, Западная Белоруссия). Уникальна коллекция и именами литейщиков: Фёдор и Иван Моторины, Семён Можжухин, П. Оловяшников, П. Финляндский, А. Самгин. 


С 1991 г. в храме проводятся нерегулярные богослужения.

Зон отдыха нет.

Интересно:

Главная площадь Москвы.

Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:

2015 год

Проезд:

От метро «Александровский сад», «Театральная», «Охотный ряд» и «Площадь революции» пешком. Общественный транспорт по площади не проезжает.


Видео:




Состояние на 15.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий