понедельник, 24 октября 2016 г.

1-я Останкинская улица

Расположение:

Улица проходит по Останкинскому району (СВАО) от Ботанической улицы до Останкинского проезда по границе парка (музея-усадьбы) «Останкино». 

Рядом – ВДНХ и Ботанический сад РАН, а также метро «ВДНХ».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; на многих участках узкие полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 2 км.

История:

До 1922 года – Дворцовая улица (по Останкинскому дворцу).

В 1922-1928 годах — Останкинская улица.

Улица названа в 1928 году по бывшему подмосковному селу Останкино (с конца 19 века в черте Москвы), на территории которого она проходила. 

Останкино:
1) местность на севере Москвы. Название — от бывшего села и усадьбы; известны с 1558. В 17 — начале 18 вв. владение князей Черкасских, с 1743 г. — графов Шереметевых. С конца 19 в. в черте Москвы. В 1939 г. близ Останкина открыта Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (затем ВДНХ, ныне ВВЦ), в 1945 г. — Главный ботанический сад АН СССР. После Великой Отечественной войны улицы реконструированы, построены современные жилые дома, на территории зоны отдыха ВДНХ воссоздана реликтовая Останкинская дубрава. В 1958 г. сооружён Останкинский путепровод. В 1967 г. вступили в строй Телевизионный технический центр, телевизионная башня. В 1975 г. в доме, где в 1959—66 гг. жил академик С. Королёв (6-й Останкинский переулок, 2/28), открыт дом-музей. Основные улицы: 1-я и 2-я Останкинские, 2—4-я Новоостанкинские, Академика Королёва, Ботаническая, Новомосковская. Станции метро «ВДНХ», «Ботанический сад».
2) «Останкино»

Парк в Останкине. Площадь 60 га. Создан в 1793 г. по проекту архитекторов А. Миронова и П. Аргунова как усадебный парк графов Шереметевых. С 1932 г. ПКиО имени Ф. Дзержинского; в 1976 г. включён в состав ВДНХ как парковая зона. Основу зелёных насаждений составляет 200-летняя дубрава, часть которой относится к Главному ботаническому саду РАН. Распространены липа, вяз, клён, среди которых нередки столетние экземпляры. На территории парка сохранились курганы славянских поселений 11—13 вв. Регулярная часть парка (11 га) с прудом примыкает к Останкинскому дворцу-музею; включает сохранившийся фрагмент регулярного сада с партером и геометрически правильно проложенными аллеями и большой пейзажный парк. В пейзажном парке построены эстрада, танцевальная веранда, читальня, бильярдный зал; имеются спортивные площадки и лыжная база. Парк используется также для прогулок и отдыха.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Аппаратная вентиляционной системы телецентра (№ 1, стр. 1). Комплекс вентиляции и охлаждения аппаратуры телевизионного центра. С развитием телевизионной техники утратил прежнюю значимость.

Попадает в зону усадьбы Останкино и рекомендован к выводу с территории парка.
• Трамвайное кольцо «Останкино» с диспетчерской (№ 1а). Трамвайное депо и. Баумана (филиал Филиал ГУП «Мосгортранс»). Открыто в 1925 году вместе с линией от Алексеевской водокачки.

Маршруты: № 11 — Останкино – 16-я Парковая ул.; № 17 — Останкино – Медведково и № 25 — Останкино – Сокольническая застава.
• Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями ДЦП (№ 3, стр. 1). 
До 1988 года центр именовался как БФД №10 и был бассейном сначала Бабушкинского, а затем Дзержинского районов.
Центр Валентина Дикуля. 
Центр в основном специализируется на реабилитации пациентов с последствиями травм позвоночника. Вся реабилитационная методология, набор оборудования ЛФК, а также перечень врачебных и физиотерапевтических мероприятий специально подобраны для пациентов указанного профиля.

В центре два крытых манежа (большой и малый), два плавательных бассейна (детский "лягушатник" и взрослый бассейн на 50 метров, 8 дорожек).
• Неработающие бывший продуктовый м-н и кафе (№ 23).

• Мемориальный дом-музей академика С. Королева (№ 28; в двухэтажном особняке, в котором с 1959 по 1966 года жил и работал академик С. Королев. Он был подарен Сергею правительством после успешного запуска первого в мире искусственного спутника земли; личные вещи академика, библиотека технической и художественной литературы, книги с дарственными надписями от авторов, мебель, предметы быта, произведения изобразительного искусства).

Музей находится в двухэтажном особняке, в котором с 1959 по 1966 г. жил и работал академик С. Королев. Он был подарен Сергею Павловичу Советским правительством после успешного запуска первого в мире искусственного спутника Земли.
Мемориальный дом-музей академика С. Королева был открыт 1 августа 1975 г. в соответствии с решением Исполкома Моссовета в Останкинском доме, где жил С. Королёв.
Музей уникален подлинностью своих экспонатов. Это личные вещи академика, библиотека технической и художественной литературы, книги с дарственными надписями от авторов, мебель, предметы быта, произведения изобразительного искусства. Все, чем располагает музей - от аккуратных конспектов юного студента киевского политехнического института 1920-х годов до записной книжки, рассказывающей о делах и заботах главного конструктора в последний месяц жизни - все это передано вдовой академика Ниной Королевой.
У дома-музея – памятник Королеву С.
Скульптор: А. П. Файдыш-Крандиевский
Архитекторы: А. Н. Колчин, М. О. Барщ
Материал: гранит Год установки: 1967
Памятник С. П. Королеву на высоком гранитном постаменте близок по форме бюсту. Герой, изображенный с портретным сходством, представлен в глубокой задумчивости — он склонил голову и обхватил подбородок пальцами левой руки. Памятная надпись на постаменте выполнена прорезными буквами: «Конструктор первых ракетно-космических систем академик Сергей Павлович Королев».

• Школа № 1415 (№ 29). С углублённым изучением английского языка. Трехэтажное панельное типовое здание 1989 года постройки.

• Универсам «Пятёрочка» (№ 33, к. 1). 
Сначала здесь был автоцентр, затем его переделали в продуктовый магазин "Дикси".
• Заброшенный бывший московский приборный завод (№ 33). 

Основан в 1940 г. 

До 1967 года назывался московский завод «Автоэлектропровод». 

Закрыт в 2004 году.

• Клуб-ресторан «Паша» (№ 33, к. 3).

• Останкинский районный суд и Останкинская межрайонная прокуратура (№ 35).

• Торговый центр «Рапира» (№ 53). 2002 год постройки.

• Торговый центр «ВДНХ» с универсамом «Лента» (№ 55). 199 год постройки. 

Раньше здесь было трамвайное кольцо.

• Лаборатория коррозии и блуждающих токов «Мосгортранса» (№ 55а).

• Универсальный центр (№ 57). 2000 год постройки.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 4 и 5 этажей (1950-е – 1960-е годы постройки); 7 этажей (№ 26, 1999 год постройки).

5 этажей (№ 13/1). 1965 год постройки. Кирпичный.

4 этажа (№ 14/7). 1955 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 19). 1960 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 21). 1958 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 21а). 1963 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№№ 25 и 25а). 1962 год постройки. Кирпичные.

7 этажей (№ 26). 1999 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 37/41). 1961 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 37/39). 1961 год постройки. Кирпичный.


5 этажей (№ 41/9). 1963 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – фото, ателье, салон красоты и пр.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности и зоны отдыха:

Парк и музей-усадьба «Останкино» (18 век; усадьба закрыта на реконструкцию до 2016 года, а парк открыт для посещения).
Музей-усадьба Останкино находится на территории бывшей подмосковной усадьбы графов Шереметевых. В 1740-е П. Б. Шереметев, самый богатый тогда человек в России, начал строительство усадьбы Кусково, но не забывал и про Останкино. Здесь был разбит большой регулярный парк и выстроен деревянный одноэтажный зал для балов и приемов. Его сын, Н. П. Шереметьев, увлекавшийся театральным искусством, в 1790 году решает возвести в Останкино новое здание театра. Автором проекта архитектор Франческо Кампорези. Первый этап строительства завершился вместе с окончанием отделочных работ в июле 1795 года: к этому времени были возведены здание театра, проходные галереи и павильоны. Праздничное открытие дворца отметили премьерной постановкой.
В 1796 году с южной стороны дворца была пристроена анфилада парадных залов, нижнее фойе перестроили в Эстампную галерею, графская ложа была переделана в Картинную галерею. В 1797 были сделаны пристройки ко дворцу со стороны парка.
В 1856 году перед коронацией Александра II, в Останкино была устроена временная резиденция нового императора. После реформы 1861 г. усадебные земли отдали под строительство дач, а дворец в конце XIX века был открыт для осмотра посетителям.
В 1918 г. усадьба Останкино получила статус государственного музея. В настоящее время усадьба закрыта на реконструкцию, для посещения открыт только парк. До наших дней сохранилась церковь Живоначальной Троицы, основное здание дворца-театра и примыкающее с севера пространство Увеселительного сада с частично уцелевшей первоначальной планировкой конца XVIII века. Также был восстановлен кухонный флигель.


Останкинский дворец (№ 5, стр. 1) построен графом Николаем Шереметевым в 1798 году. Выстроен дворец целиком из дерева, но оштукатуренные стены его кажутся каменными; с 1918 года – музей с подлинными интерьерами 18 века), Останкинский пруд; музей, парк (в 1932–1991 годах — Центральный парк культуры и отдыха им. Ф. Дзержинского на территории дворцово-паркового ансамбля «Останкино» конца 18 – начала 19 веков – липы в возрасте 150–200 лет, пруды и дубрава, возраст отдельных деревьев в которой достигает 250 лет, эстрада, танцевальная веранда, стадион, аттракционы для взрослых и детей, детские площадки, конюшня, различные предприятия общественного питания), сад и администрация (Бывшие хозяйственный флигель и кухня, конец 18 века).

Останкинский дворец
В ансамбль усадьбы Останкино входят деревянный дворец, церковь Троицы второй половины XVII века и часть когда-то большого парка.
Строительство Останкинского дворца связано с деятельностью хозяина усадьбы – Николая Петровича Шереметева. Он наследовал владение в 1787 году, после кончины отца, и создал в усадьбе Дворец искусств.
Строительство дворца началось с театральной коробки в 1792 году и продолжалось до 1798 года. Н. П. Шереметев сам руководил всеми работами. Он приглашал архитекторов, давал им задания, требовал быстрого и точного исполнения проектов от своих крепостных мастеров. И немедленно начинал переделки и улучшения уже построенного или только что переделанного. Стройка была окружена глухим забором, никто не знал, что задумал хозяин. Над зданием работали И. Е. Старов, В. Ф. Бренна, Ф. Кампорези, Д. Кваренги, П. И. Аргунов и другие.
Сцена театра была оснащена лучшей в то время машинерией. Она могла быстро трансформироваться в «воксал», зал с двумя рядами колонн, готовый к проведению бала. Именно в таком виде сохраняется театральный зал сейчас. Останкинский театр и концертный Египетский павильон славятся великолепной акустикой. Она достигнута архитектурой залов и материалом дворца – деревом. Театральный зал окружён парадными гостиными, служившими для отдыха и прогулок гостей Н. П. Шереметева в антрактах и по окончании спектакля. Дворец наполнен произведениями искусства, сделанными в России или привезёнными из-за границы.
Спектакли во дворце начались в 1795 году и закончились в 1797 году двумя праздниками в часть Павла I и С.-А. Понятовского. Служба при дворе требовала присутствия Н. П. Шереметева в Петербурге. После кончины в 1803 году любимой супруги, в прошлом крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, труппа была распущена.
В 1812 году неподалеку от дворца квартировал корпус маршала Нея, сам дворец был разграблен войсками французской армии.
В 1856 году во дворце ненадолго остановился приехавший в Москву на коронацию император Александр II. Для него были заново отделаны комнаты первого этажа. Ныне подлинная отделка комнат Александра II заменена на новую, воспроизводящую старые интерьеры.
В начале ХХ века Останкинский дворец стал музеем, впоследствии названным Музеем творчества крепостных. В здании нет современного отопления.
В летнее время в исторических интерьерах проходят концерты классической музыки.

Останкино давно стало частью Москвы, а когда-то путь к этому селу был непрост. Два-три века назад, когда границей Москвы была Сухарева башня (называвшаяся Сретенскими воротами), в Останкино надо было ехать лесом, затем миновать село Алексеевское и Татьянин лес, в котором скрывались многочисленные разбойничьи шайки.

В 1743 году дочь и наследница состояния князя В. Черкасского вышла замуж за П. Шереметева. Немало земель досталось ей в приданое, было в их числе и Останкино.

В 18 веке Петр Шереметев начал строить в своем останкинском поместье «увеселительный дом» и сад с прудами. После смерти жены и дочери он оставил службу, переехал из Петербурга и остался в Москве, завел в своем Останкинском дворце хоровую капеллу из крепостных крестьян, оркестр и актерскую группу. Дворец был задуман им как летняя резиденция и театр, поэтому он был выстроен из дерева (что обеспечивало хорошую акустику) и оштукатурен.

Останкинский дворец или Дворец искусств считается главной постройкой в усадебном комплексе Останкино. Это памятник архитектуры 18 века, сохранивший до наших дней театральную сцену со зрительным залом и гримерными.
Посетители дворца могут увидеть подлинные интерьеры конца 18 — начала 19 века, скульптуры, живописные и графические картины, как выдающихся художников, так и неизвестных, предметы из фарфора и другого материала. Летом жителей и гостей столицы приглашают на концерты классической музыки и театральные представления.
Строительство дворца было начато в 1792 году, а закончено спустя шесть лет. Автором проекта выступил владелец усадьбы граф Николай Шереметев. Он был настолько увлечен театром, что решил сделать летнюю резиденцию с театральной сценой. Возведение ее велось в строжайшем секрете за забором. О том, что задумал владелец, знали лишь приближенные и зодчие.
Здание представляет собой двухэтажное сооружение в стиле раннего классицизма. Главный вход украшен портиком с шестью колоннами, а фасад со стороны парка — лоджией с десятью колоннами. Центральная часть строения — театр — соединяется с Египетским и Итальянским павильонами с помощью крытых галерей. Сооружение окрашено в «цвет нимфы во время зари».
Дворец использовался только летом для приема важных гостей и театральных представлений. В центральной части дома на втором этаже располагается театр со сценой и зрительным залом. Он был оборудован специальным устройством, которое позволяло быстро менять декорации между действиями в спектакле, а также добавлять шумовые эффекты. Здесь ставились разные произведения, как русских, так и зарубежных авторов. В репертуаре имелись комедии, трагедии, драмы, опера и балет. Зал выстроен в форме подковы, за счет чего обеспечивается хорошая видимость спектакля в каком бы месте не находился зритель.
Отличается своей роскошью и остальная часть дворца. Многочисленные гостиные и павильоны служили зоной отдыха во время антрактов и перед спектаклями. Большая часть их интерьера создана из дерева, но за счет искусного выполнения кажется, что перед нами мрамор, золото, бронза и другие материалы. Поражало здание и разнообразием света. На то время здесь были собраны все виды осветительных приборов: хрустальные люстры, канделябры, бра, золоченные напольные торшеры и другое. Причем, они выполнены на заказ для Николая Шереметева.
В 1812 году усадьба была разграблена французскими войсками, затем часть убранства удалось восстановить. Шереметевы редко бывали в Останкино, поэтому здание часто пустовало. Дворец посещал Александр Второй, для него заново отделали комнаты первого этажа. Здесь, по словам ученых, он подписал указ об отмене крепостного права. В начале 20 века дворец был признан музеем.

Увлечение отца передалось и его сыну Николаю, который навсегда закрепил за Останкиным славу несравненного уголка муз, искусства и красоты. Он был камер-юнкером при императорском дворе и товарищем детства будущего императора Павла I. Но, не чувствуя склонности к военной службе, в 1777 году он добился отставки, переехал в Москву, служил директором Дворянского банка в Межевом департаменте, а свободное время посвящал музыке и театру. За 20 лет он превратил любительскую капеллу и труппу в практически профессиональный театр. Н. Шереметев начал коренное переустройство Останкинского дворца, решив создать в нем театральный комплекс. За 6 лет было возведено около 60 различных построек — от служебных помещений до беседок, в том числе, Восточный павильон, предназначенный для банкетов и концертов, который был построен в римском стиле, и статуя в нем стояла античная, однако назывался он Египетским, потому что изразцовые печи павильона украшали изваяния фантастических сфинксов, а также Западный павильон — Итальянский — приемный зал и галерея скульптуры, поэтому был украшен бюстами и мраморными фигурами работы итальянских и французских скульпторов.

Центром дворца (и всей останкинской усадьбы) был игральный зал, снабженный совершенными по тем временам механизмами, способными за короткое время поменять театральные декорации; были устроены сценические эффекты. Летом 1795 года открылся Останкинский театр. Для театра будущих актеров отбирали из детей крепостных; пению, танцам, сценическому искусству и языкам их учили русские и иностранные специалисты. В этом театре были на спектаклях русские императоры, а также немецкие, австрийские и польские королевские особы.

В октябре 1801 года здесь был дан последний прием, посвященный вступлению на престол императора Александра I. Англичанин А. Пейдж писал: «По фантастичности своей дворец напоим нам одну из арабских ночей. В отношении блеска и великолепия он превзошел все, что может дать самое богатое воображение человека или что только могла нарисовать самая смелая фантазия художника».

Центральным помещением верхнего этажа является самый высокий во дворце Голубой зал. Крепостные резчики, позолотчики, столяры-краснодеревщики выполняли золочение на дверях, паркет и резьбу на стенах. Художественное оформление Голубого зала осуществлялось под руководством крепостного художника П. Аргунова. Большие декоративные вазы в нишах и на подзеркальных столиках, стержни люстр из голубого и синего стекла гармонируют с цветом стен и мебели, обитых голубым штофом и атласом. Медальоны с барельефами Петра I и Екатерины II имеют тоже голубой цвет. В 1812 году обивка стен Голубого зала была похищена при нашествии Наполеона, но уже в 1850-е годы ее заново восстановили. Многоцветная роспись потолка Голубого зала сделана итальянским художником Д. Фернари по мотивам античных помпейских росписей, и с 1796 года она сохраняется.

После революции Останкинскому дворцу была выдана охранная грамота, а 1 мая 1919 года он был открыт для всенародного обозрения.

В Картинной галерее собраны копии произведений западноевропейских художников.

Кроме выставленных картин, в галерее с 18 века сохранилось убранство, в частности, 4 стола с малахитовыми крышками. 
Останкинский дворец-музей создан в 1918 г. в усадьбе Останкино. Первоначально Останкино было вотчиной дьяка Посольского приказа В. Щелкалова, при котором были посажены рощи, вырыт пруд и возведены постройки, уничтоженные в начале 17 в., в эпоху Смуты. В 17 — начале 18 вв. им владели князья Черкасские, при которых была построена церковь Троицы в Останкине (1678—92). В 1743—1917 гг. – усадьба графов Шереметевых. 
Дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма был создан в 1790-х гг. Главное двухэтажное здание дворца выстроено в 1791—98 гг. крепостными зодчими П. Аргуновым, А. Мироновым и Г. Дикушиным с использованием проектов Ф. Кампорези, К. Бланка и Е. Назарова. 
Первоначально был возведён театральный зал, к которому позже пристроили павильоны с проходными галереями и ряд залов, использовавшихся для размещения коллекции картин. Деревянное, оштукатуренное здание дворца приобрело торжественный и величественный облик; монументальный фасад главного корпуса украшен по центру шестиколонным коринфским портиком, а по сторонам — четырёхколонными ионическими. Более камерные и лаконичные фасады боковых флигелей также получили трёхчастное членение. Строгость форм и ясность объёмов, гладь чётко организованных поверхностей оттеняют тонкий и изящный скульптурный декор, лепные фризы, композиция в тимпане фронтона, а также тщательно проработанные архитектурные детали, профили, карнизы, лёгкая балюстрада, идущая по краю нижнего цокольного этажа, на который поставлены портики главного корпуса. Дворец увенчан плоским куполом на широком, прорезанном круглыми окнами барабане, со стороны парка его фасад оформляют 10-колонная лоджия и тройные венецианские окна. Проходные галереи на фасадах украшены нишами со скульптурой, вазами, орнаментальными барельефными вставками, пластически разнообразящими монолитную гладь стен. Примыкающие к главному корпусу дворца «Египетский» и «Итальянский» павильоны (по проекту В. Бренны) отличаются компактностью и чёткостью объёмов, изяществом скульптурного и архитектурного декора, связаны с пространством прилегающей части парка. Лепные рельефы фасадов выполнены Ф. Гордеевым и Г. Замараевым.
В интерьере центральное место занимает большой театральный зал, бывший одновременно банкетным и бальным залом. Он отличается благородной простотой пропорций, величественностью и нарядностью отделки, в прямоугольной своей части окружён по сторонам колоннадами, в полукруглой имеет бельэтаж с колоннами (хитроумные технические приспособления для сцены, позволявшие быстро оборудовать зал для спектаклей, выполнены Ф. Пряхиным). Интерьеры дворца украшены декоративными расписными плафонами, белой лепниной потолков и карнизов, скульптурными барельефами. Стены обиты тканями, широко использованы золочёная деревянная резьба (мастер И. Мочалин, мастерская П. Споля), наборные паркеты из дорогих пород дерева (мастер Ф. Пряхин); мебель, хрустальные люстры и жирандоли, а также канделябры, фарфор, часы и вазы из бронзы, стекла и мрамора (все — конец 18 в.). Парадная анфилада эффектно замыкается просторными залами боковых павильонов — просто и изящно оформленным концертным залом в «Египетском» павильоне, пышным и роскошным помещением банкетного зала в «Итальянском». В Картинной галерее дворца собраны произведения западноевропейской живописи 17—18 вв., а также портреты работы И., Н. и Я. Аргуновых. Во дворце находятся копии с античных статуй работы итальянских мастеров 18 в., а также скульптурные произведения А. Кановы, Ф. Гордеева и Э. Фальконе.
В труппе Останкинского театра играли крепостные актрисы П. Жемчугова, Т. Шлыкова и др.

Дворец-театр построен в 1792-1798 гг. Архитекторы (консультанты) Ф. Кампорези, Д. Кваренги, В. Баженов, Е. Назаров. Работы выполняли крепостные архитекторы П. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин и др. Автор барельефов на фасадах дворца скульптор Ф. Гордеев.
П. И. Аргунов (1768-1806), был даровитым зодчим. С 1793 г. он руководил строительством дворца-театра в Останкине. Многие детали внутреннего убранства дворца выполнены по его проектам и чертежам. В трудных условиях работал крепостной архитектор. Не считаясь с тяжелой болезнью П. И. Аргунова, Н. П. Шереметев предписывает, чтобы младшие архитекторы ходили к нему за указаниями, «ибо ему сделано от меня аккуратное наставление». Шереметев не останавливался даже перед жестокими мерами воздействия. Об этом свидетельствует сделанное им 21 октября 1799 г. предписание «собственной моей канцелярии»: «покуда не отделается вся в покоях моих работа, в скатертной стола Аргунову не иметь». После окончания работ в Останкине Аргунова перевели в Петербург. Здесь в круг его обязанностей входило даже наблюдение за «гуляльщиками» в домовом саду графа, «чтоб они фруктов, вишень, смородины и малины не рвали». Замечательному таланту Аргунова не суждено было развиться в полной мере. Строитель Останкина скончался в возрасте 38 лет.

Усадьба Останкино – уникальный по сохранности памятник русской архитектуры 18 века. Ансамбль усадьбы складывался на протяжении нескольких столетий. Первые сведения об Останкине относятся к середине 16 века. Самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников – церковь Троицы конца 17 века с девятиярусным резным иконостасом.
Существующий ныне дворец-театр построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени графом Николаем Петровичем Шереметевым в последнее десятилетие 18 века. Он наследовал владение в 1787 году, после кончины отца. Строительство длилось с 1792 по 1798 г. Выстроен дворец целиком из дерева, но оштукатуренные стены его кажутся каменными.
Принципиальный поворот в судьбе Останкина связан с решением Н. П. Шереметева строить в Останкине театр. В отличие от большинства представителей просвещенного российского дворянства того времени, склонность к модной тогда забаве – театру, у Н. Шереметева превратилась из увлечения в дело всей его жизни. Имея прекрасно подготовленную труппу с обширным репертуаром и несколько театральных помещений, Шереметев задумал уникальный для России проект летней увеселительной резиденции. Сцена театра была оснащена лучшей в то время машинерией. Она могла быстро трансформироваться в «воксал», зал с двумя рядами колонн, готовый к проведению бала. 

Спектакли во дворце начались в 1795 году и закончились в 1797 году двумя праздниками в честь Павла I и С.-А. Понятовского. Служба при дворе требовала присутствия Н. Шереметева в Петербурге. После кончины в 1803 году любимой супруги, в прошлом крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, труппа была распущена.

В 1812 году неподалёку от дворца квартировал корпус маршала Нея, сам дворец был разграблен войсками французской армии.

В 1856 году во дворце ненадолго остановился приехавший в Москву на коронацию император Александр II. Для него были заново отделаны комнаты первого этажа. Ныне подлинная отделка комнат Александра II заменена на новую, воспроизводящую старые интерьеры.

В начале ХХ века Останкинский дворец стал музеем, впоследствии названным Музеем творчества крепостных. В здании нет современного отопления.

В настоящее время Останкино – единственный в России театр 18 века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Великолепные акустические свойства этого театра, о которых специально заботились архитекторы и строители, делают его лучшим по акустике залом Москвы.

С февраля 2013 года усадьба закрыта на реконструкцию, для посещения доступен только парк усадьбы (вход платный). 

– Дирекция музея-усадьбы и парка «Останкино» (№ 5, стр. 3). 
Бывшие хозяйственный флигель и кухня, построенные в 1790-е гг., арх. Г. Дикушин. 
Воссоздан по старым чертежам в 1981 году.
– Парк «Останкино» (№ 5). Первые сведения об Останкине относится ко 2-й пол. 16 в. Переменив несколько владельцев, Останкино в 1617 г. перешло к князьям Черкасским, при которых здесь были заново отстроены боярский двор и деревянная церковь.

В 1678–1689 гг. в Останкино была сооружена каменная церковь, сохранившаяся до наших дней: большой пятикупольный храм с двумя приделами, сложенный из кирпича и украшенный белокаменным орнаментом.

В 1743 г. Останкино перешло к графам Шереметевым. Наивысшего расцвета имение достигло при Н. Шереметеве, большом любителе театра и музыки, затеявшем в 1791–1799 гг. строительство великолепного дворца-театра.

В 1793 г. наряду с перестройкой здания дворца производится перепланировка парка под руководством крепостного архитектора А. Миронова. Парк площадью 11 га, охватывающий дворец со всех сторон, назывался увеселительным садом и состоял из парадного двора, регулярного парка, английского сада и партера.

Парадный двор между южным фасадом дворца и большим прудом, предназначенным для увеселительных катаний, представлял собой площадь прямоугольной формы, обнесенную красивой решёткой с воротами, прежде украшенными конной скульптурой, теперь — кентаврами.

Регулярный парк в северной части массива состоял из двух больших прямоугольных участков, пересечённых восемью аллеями-лучами.

Английский сад, расположенный между дворцом и регулярным парком, делился главной осью усадьбы на западную и восточную части. Композиционным центром западной части служил Большой кедр, восточной — искусственный холм Парнас с беседкой-храмом. Партер перед домом включал крытые дороги и газон, украшенный скульптурой.

Если увеселительный сад дошёл до нас, сохранив основные планировочные элементы XVIII в., то созданный позднее его в 1795–1800 гг. так называемый прибавочный английский парк претерпел серьёзные изменения. Парк был разбит к северу от дворца в духе пейзажных парков конца XVIII в., имел вид естественной рощи и славился своими тенистыми аллеями и прудами. Работы в парке велись под руководством английского садовода Р. Манерса.
Парк «Останкино» (в 1932–1991 гг. – Центральный парк культуры и отдыха им. Ф. Дзержинского) площадью 65 га организован в 1932 г. на территории дворцово-паркового ансамбля «Останкино» конца 18 – начала 19 вв.
Парк усадьбы - одно из красивейших мест в Останкинском районе. Его площадь составляет 11 гектаров. Это пейзажный уголок с обилием скульптур и архитектурных форм.
Москвичи здесь любят прогуливаться в солнечную погоду, отмечать дни рождения и свадьбы. В центре парка можно установить шатер и устроить праздник на природе.
Раньше весь парк усадьбы назывался Увеселительным садом. В его состав входили французский парк, насыпная гора «Парнас», кедровая роща и «Собственный садик» Шереметева. В саду росли дубы, липы, клены, береза и различные кустарники. Многие из этих деревьев сохранились до наших дней.
Во время прогулок гости могли любоваться различными скульптурами и остановиться в открытой галерее и двух беседках. Одна из них до сих пор находится на насыпной горке «Парнас», а вторая «Беседка - храм» располагается на оси одной из аллей парка. В середине 18 века здесь находился увеселительный павильон - «воксал».
В 19 века, как и усадьба, парк начал приходить в упадок. По свидетельствам современников, к 30-м годам 20 века от него осталась лишь малая часть - сад, примыкающий к дворцу.
Часть парка удалось привести в порядок во второй половине 20 века. Сейчас она доступна для прогулок. Наибольший интерес представляют знаменитая Останкинская дубрава - широколиственный лес, и воссозданная кедровая роща.
В парке имеются эстрада, танцевальная веранда, стадион, аттракционы для взрослых и детей, детские площадки, конюшня, различные предприятия общественного питания.
До наших дней сохранились памятники архитектуры: церковь Троицы (1678–1692, архитектор П. Потехин), дворец-театр (1791–1798 гг., крепостные архитекторы А. Миронов, П. Аргунов, Г. Дикушин, П. Бизяев, по переработанному ими проекту Ф. Кампорези, начало 19 в.), регулярный парк с липами в возрасте 150–200 лет, парк с прудами и уникальной дубравой, возраст отдельных деревьев в которой достигает 250 лет, ограда перед дворцом начала 19 в.
Памятник «Врата Победы».
Материалы: бронза, гранит
Архитектурное решение памятника напоминает стилизованное изображение ворот и ряда арок. На фасадах находятся бронзовые вставки с барельефами, изображающими марширующих и атакующих солдат. На плите перед памят-ником установлена табличка: «Не проходи. Остановись. Ты сердцем подвига коснись. Навек запомни эти плиты. Навек запомни тех, кто пал за нас с тобой в бою убитый».
– Останкинский сквер (рядом с музеем-усадьбой «Останкино», плиточные пешеходные дорожки, скамейки, деревья и кустарники, детская игровая площадка, искусственное освещение, ограда).

– Православный храм Троицы Живоначальной в Останкине (№ 7, стр. 2; Северо-восточное викариатство, Троицкое благочиние. Патриаршее подворье. Состоит из верхнего и нижнего храмов. Престол нижнего храма – святителя Николая Чудотворца. Главный престол верхнего храма – Живоначальной Троицы; приделы: преподобного Александра Свирского и Тихвинской иконы Божией Матери. История: построен в 1683 г. на деньги князя М. Черкасского в его усадьбе; перестроен в 19 в. Колокольня – 19 в. В 1935 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем был выставочный зал музея «Останкино»). Снова открыт в 1991 г. Идет строительство крестильного храма святителя Николая Чудотворца. Арх-ра: стиль – «русское узорочье»; состоит из основного двухэтажного объема на подклете с 5 главами (на вытянутых барабанах), трапезной и колокольни. Южное крыльцо – шатровое. Декор: кокошники. Интерьер: главный иконостас – 17 в., росписи – 17–19 вв. Святыни: чтимые иконы Троицы ветхозаветной (17 в.), Черниговской Божией Матери. Духовенство: настоятель – епископ Сергей Солнечногорский, Чашин; другие клирики: священники Владимир Мишкорез, Дмитрий Мышев, Александр Чурочкин, Кирилл Шевцов и Евгений Суслов; дьяконы Михаил Бану и Александр Назаров. Богослужение: ежедневно утром в 8.30 (по воскресеньям 2 литургии – в 6.30 и в 10.00), вечером – в 17.00 (по воскресеньям – с акафистами Живоначальной Троице, Тихвинской иконе и др.). Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; паломнические поездки; молодежный центр; детская телестудия «Экипаж»; помощь Мытищинской школе-интернату. Сайт есть, но информации на нем мало, а большая ее часть вообще к храму не относится).


Владение, первоначально носившее название «Осташково», известно с середины XVI века. После 1585 года здесь появилась первая деревянная Троицкая церковь, разрушенная в Смутное время. В 1625–27 годах князья Черкасские построили новую деревянную церковь. В 1692 году князь М.Я. Черкасский возвел каменную церковь во имя Троицы Живоначальной которая с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней.
По одной из версий, зодчим церкви был крепостной П. Потехин. Троицкий храм является выдающимся памятником русской архитектуры второй половины XVII века и примером наибольшего использования узорочья и изразцов в убранстве фасадов. Структура церкви оригинальна: у нее нет трапезной, к четверику примыкает лишь коридор, на который ведет три крыльца. Приделы не только внешне выглядят как самостоятельные церкви, пристроенные к основному храму, но и внутри отделены от него стенами. В ширинки на фасадах крылец вставлены белокаменные резные детали и разноцветные глазурованные изразцы. Наличники окон богато декорированы резными деталями. Особой гордостью церкви был пышный иконостас в стилистике нарышкинского барокко.
Главный престол был освящен в честь Троицы, южный придел – во имя святого Александра Свирского, северный – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Последний служил домовой церковью князей Черкасских, соединяясь переходом с их домом. В 1918 году в подклете церкви был освящен нижний храм во имя святого Николая Чудотворца, а в 1920 при нем появился придел Серафима Саровского.
Традиционная шатровая колокольня не раз перестраивалась. Нынешний облик она приобрела в 1877 году, когда храм обновлялся по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова. Над южным крыльцом церкви тогда появился небольшой декоративный шатрик с двумя рядами кокошников.
Богослужения в Троицкой церкви продолжались до 1933 года, после чего ее передали музею-усадьбе «Останкино». Это спасло здание от уничтожения и искажения. В 1980-х годах здесь проходили концерты духовной музыки. Уникальное убранство храма пострадало: от иконостаса сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.
С 1991 года были возобновлены богослужения. Несколько лет при церкви находилось подворье Оптиной пустыни. Сегодня это приходской храм.


Церковь Живоначальной Троицы считается первым сооружением в Останкино. Это одна из построек конца 17 века, фасады которой сплошь закрыты декором.
Каменный храм был построен в 1677-1692 годах взамен деревянной церкви. Тогда усадьба принадлежала Михаилу Черкасскому, который с согласия Патриарха Иоакима, приказал возвести святыню из камня. Расположение ее было изменено, так как на старом месте прошла массовая гибель людей в результате эпидемии.
Храм представляет собой четверик на высоком подклете. Автором проекта, по одной из версий, выступил крепостной архитектор Павел Потехин. Главная особенность здания — отсутствие трапезной. К центральной части ведет коридор, соединенный с тремя крыльцами. Четверик венчают пять глав с крестами. Святыня со всех сторон украшена стройными рядами кокошников, лепниной и резьбой. Некоторые рисунки изображают цветы, фантастических птиц и животных.
Главный предел был освящен в честь Троицы, южный — во имя святого Александра Свирского, северный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Внутри располагался девятиярусный иконостас 17 века. До наших дней от него осталась лишь нижняя часть. Храм считался домашней церковью семейства Черкасских, а потом Шереметьевых.
Колокольня церкви несколько раз перестраивалась, но свой нынешний облик она приобрела в 1877 году. В 1919 году нижний предел был освящен в честь Николая Чудотворца. Спустя несколько лет святыню закрыли, часть икон и церковной утвари вывезли. В здании размещались служебные помещения музея Останкино.
Богослужения возобновились здесь лишь в начале 90-х годов 20 века. При храме работает воскресная школа, Молодежный центр и действует творческое объединение «Экипаж».


Храм построен рядом с одноимённой деревянной церковью на средства князя М. Черкасского в 1677-1683 гг. крепостным каменных дел мастером П. Потехиным. 

Церковь выполнена в стиле «русского узорочья». 

Это здание вошло в историю искусства как оригинальное произведение русского зодчества последней четверти 17 в. Церковь поражает не только своей сложной композицией объёмов, но и разнообразием декоративных форм: стены декорированы поясами-карнизами, архивольтами арок и кокошников, украшенных цветными изразцами. 

Храм был освящён 3 июня 1692 г. 

В 1877-1880 гг. церковь была капитально отреставрирована архитекторами А. Серебряковым и Н. Султановым на средства А. Шереметева. Пристроена колокольня с шатровым завершением. Обновлен центральный резной девятиярусный иконостас 1692 г. 

В 1922 г. советскими властями изъято свыше 4 пудов серебряных церковных украшений и утвари. 

В 1935 г. храм был закрыт и передан в ведение музея «Останкино». 

После реставрации церкви в 1991 г. главный престол был освящён Патриархом Алексием II.

Останкинский или Дворцовый пруд — это искусственный водоем почти в самом центре столицы. Общая площадь его составляет 5, 2 гектара, а глубина — 2, 5 метра. Это одно из популярных мест отдыха у москвичей.
Пруд был разбит в начале 17 века в пойме Останкинского ручья. Он использовался в декоративных и увеселительных целях. В жаркие дни около него прогуливались владельцы и гости усадьбы. На нем стояли лодки, и можно было прокататься в них. За прудом закреплено еще одно название — Актерин. При Шереметьеве существовал крепостной театр, и бывали случаи самоубийств актрис в водоеме.
Питание пруда происходит за счет грунтовых вод, поэтому глубина водоема постоянно держится на уровне 2-х — 2, 5 метров.
С 1980 года в пруду нельзя купаться, и он используется в декоративных целях. Здесь можно покататься на лодке и покормить уток. Также в летнее время в водоеме проходят парусные регаты.


Останкинский сквер (рядом с музеем-усадьбой «Останкино», плиточные пешеходные дорожки, скамейки, деревья и кустарники, детская игровая площадка, искусственное освещение, ограда).

Православный храм Троицы Живоначальной в Останкине (№ 7, стр. 2).

Мемориальный дом-музей академика С. Королева (№ 28).

Проезд:

От метро «ВДНХ» пешком через 1-й Поперечный, Продольный и Останкинский проезды и на автобусах №№ 76 и 803 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 2.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий