воскресенье, 23 октября 2016 г.

Новинский бульвар

Расположение:

Бульвар проходит по районам Арбат и Пресненский (ЦАО) от Смоленской площади до Кудринской площади. Часть Садового кольца. 

Пересекает улицу Новый Арбат. 

Рядом – метро «Смоленская» (у начала бульвара)

Недалеко – метро «Баррикадная» (у конца бульвара).

Описание:

Бульвар с двухсторонним движением автотранспорта (по восемь полос в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 900 метров.

История:

В районе современного Новинского бульвара в 17 в. находилась часть села Кудрино. 

Название — по Новинскому монастырю, владевшему в 15-18 вв. землями в районе этой улицы, первоначально улица именовалась Новинским валом (срыт в 1820-х гг.). 

Здесь в 18 — первой половине 19 вв. устраивалось Подновинское гулянье. 

Застраивалась дворянскими усадьбами, дворами чиновников и торговцев. 

В д. 17/1 прошли детство и юность А. Грибоедова (мемориальная доска). 

В д. 27 с начала 19 в. жил С. Жихарев, которого навещал А. Пушкин. 

Дом 13, принадлежавший отцу декабриста Е. Оболенского, был местом заседаний Московской управы «Северного общества». 

В особняке, в глубине д. 7, в 1843 г. жил композитор А. Алябьев. 

В 19 в. был создан Новинский бульвар, обсаженный липами. 

В 1910—22 в д. 25 жил Ф. Шаляпин (мемориальная доска, бюст Шаляпина). 

В 1913 г. архитектором А. Таманяном был построен дом для князя С. Щербатова (ныне д. 11). 

В 1937—38 гг. улица реконструирована и расширена, бульвар ликвидирован. 

В 1928—30 сооружён д. 25, корпус Б (жилой дом Наркомфина; архитекторы М. Гинзбург и И. Милинис), в 1939 г. — д. 10 — 14 (архитекторы Л. Талалай и А. Дзержкович), в 1941—52 гг. — д. 21—23 (посольство США; архитектор Е. Стамо), в 1951—57 гг. — д. 18 (архитекторы М. Посохин и А. Мндоянц), в котором жил художник П. Кончаловский (мемориальная доска). 

На пересечении улицы с Новым Арбатом в 1961 г. построен транспортный тоннель. 

Вблизи — метро «Смоленская», «Баррикадная», «Краснопресненская».


Первоначально улица называлась Новинский Вал (Новинский вал составлял часть бывшего Земляного вала).

Бульвар назван в 1860-х годах по распространенному в народе названию находившегося в этой местности Введенского Богородицкого монастыря – Новинский (его главная церковь просуществовала до 1933 года; стояла на углу Новинского переулка и Нового Арбата). Новины — домотканные холстины, отдаваемые в монастырь женщинами многочисленных монастырских деревень (в 16 в. упоминается монастырская Новинская слобода), но наиболее вероятно, что монастырь получил название по ближнему селению Новинки, известному с 15 века (новинки, новина «впервые распаханная земля»).

В 18 веке земли слобод перешли в руки землевладельцев-дворян, а монастырские земли за Земляным Валом — в руки чиновников и купцов. В течение 19 века бульвар оставался аристократическим районом.


В доме № 19—21 (не сохранился) останавливался в 1828 и 1834 гг. М. Глинка у своего товарища по пансиону Н. Мельгунова. Про М. Глинку см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_289.html.

В 1860-х годах здесь был разбит бульвар, и улица получила современное название. Бульвар просуществовал до 1937 года, когда его ликвидировали во время реконструкции Садового кольца.

В начале 1860-х гг. здесь был разбит бульвар, улица получила современное название. Бульвар назван в 1860-х годах по распространенному в народе названию находившегося в этой местности Введенского Богородицкого монастыря – Новинский (его главная церковь просуществовала до 1933 года; стояла на углу Новинского переулка и Нового Арбата). Новины — домотканные холстины, отдаваемые в монастырь женщинами многочисленных монастырских деревень (в 16 в. упоминается монастырская Новинская слобода), но наиболее вероятно, что монастырь получил название по ближнему селению Новинки, известному с 15 века (новинки, новина «впервые распаханная земля»).

В 18 веке земли слобод перешли в руки землевладельцев-дворян, а монастырские земли за Земляным Валом — в руки чиновников и купцов. В течение 19 века бульвар оставался аристократическим районом.

В 1860-х годах здесь был разбит бульвар, и улица получила современное название. Бульвар просуществовал до 1937 года, когда его ликвидировали во время реконструкции Садового кольца. Тогда же в улицу влилась бывшая площадь Смоленского Рынка. 


Название бульвара обусловлено тем, что на этом месте в 17—19 вв. проходили народные гуляния, называвшиеся новинскими или под Новинским.

В 1940-1994 годах — улица Чайковского (в честь русского композитора Петра Чайковского (1840-1893), который в 1872-1873 годах жил рядом с бульваром — на Кудринской площади.

Нежилые объекты: 

• Бизнес-центр «Новинский» (№ 3, стр. 1).

• Московская городская лингвистическая гимназия № 1513 (№ 3, стр. 2). Приём во все классы осуществляется на конкурсной основе с учётом интеллектуальных способностей детей и их мотивации к обучению. В старшем звене гимназии осуществляется профильное обучение.

До постановки здания на капитальный ремонт в 1988 году, это здание занимала 637-я школа, которая ныне находится по адресу: Брянская ул., 10.

• Офисы (№ 5, стр. 1).

• Офисно-торговый центр Lotte Plaza с универсамом «Азбука вкуса» (№ 8; с 2007 года). 21 этаж. 

Международный центр науки и знаний там должен был быть построен в советские годы и его каркас стоял на этом месте в 80-е годы.

• Гостиничный комплекс Lotte 5* (№ 8, стр. 2). 2010 год постройки.

• Бывший доходный дом князя С. Щербатова (№ 11-13, начало 20 века). 

Выстроен для князя С. Щербатова в 1911—13 гг. в стиле неоклассицизма А. Таманяном, при участии скульпторов А. Кудинова, В. Кузнецова, художника И. Нивинского; представляет собой оригинальную попытку соединить собственно доходный дом и особняк владельца. 

Здание с парадным двором, в глубине которого располагается главный корпус, и флигелями, выходящими на линию улицы, повторяет в укрупнённом масштабе композицию типичной московской городской усадьбы в стиле ампир. Фасады флигелей монументально и строго оформлены четырьмя пилястрами большого ордера с антаблементом, выше которого помещено полукруглое окно. 

В главном пятиэтажном корпусе верхний ярус занимает особняк владельца, наружная декоративная отделка которого выделяется богатой пластикой и изяществом; колоннада коринфского ордера, выступающие по её сторонам портики и скруглённые углы подчёркивают относительную архитектурную самостоятельность этой части здания, придавая одновременно выразительность всему решению главного фасада.

• Офисы (№ 11а). Трёхэтажное кирпичное строение. Бывшая усадьба Оболенских.

• Офисы (№ 11а, стр. 2). 2 этажа.

• Офисы (№ 13, стр. 4). 

Раньше в этом здании была школа № 99.

• Офисы (№ 13, стр. 8). 1 этаж. 

• Бывший дом А. Грибоедова (№ 17). 

Об А. Грибоедове см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_417.html.

Особняк, в котором как утверждает мемориальная доска, родился и вырос Александр Грибоедов имеет отношение к Грибоедову больше как новодел, чем подлинник: подлинный особняк снесли, чтобы отстроить его заново по старым чертежам. Произошло это еще в начале 1970-х годов — любимая нынешними московскими властями традиция «воссоздания исторических памятников» имеет давнюю историю. 

А в 1930-е гг., когда особняк был еще подлинным, возле него планировалось установить памятник Грибоедову. Об этом свидетельствует Борис Маркус: «Где-то в середине тридцатых годов на бульваре напротив „Дома Грибоедова“ установили огромный гранитный валун. Мне, мальчишке, он тогда показался очень большим. Неотесанный, грубый, с широким основанием и сужающийся кверху. На передней стороне этого валуна чуть выше середки отшлифовали неровную по краям полоску, в которую вписали глубоко врезанными буквами подпись-автограф Грибоедова. И ничего больше. На памятник это не похоже, но я уже слышал, что камень потому и поставили на это место, что именно здесь со временем будет сооружен настоящий памятник с фигурой самого Грибоедова». Но в результате памятник автору «Горя от ума» поставили в другом месте — на Чистопрудном бульваре.

Дом, в котором родился и вырос Грибоедов, сгорел в 1812 году. 

Этот дом построили и владели им совсем другие люди.

• Офисы (№ 18б). 

• Посольство США (№ 19-23; с 1953 года). 

Посольство США в России располагается в этом здании с 1953 года, до этого – многоквартирный дом.

• Школа № 1234: начальные классы (№ 20, стр. 1). с углублённым изучением английского языка. 4 этажа.

• Центр института Сервантеса в Москве (№ 20, стр. 1, 2).

• Офисы (№ 20а, стр. 3–6).

• Офисы (№ 20а, стр. 7).

• Офисы (№ 20а, стр. 8).

• Офисы (№ 20а, стр. 9).

• Бывший доходный дом У. Сарухановой (№ 22, начало 20 века).

Трёхэтажное неоклассическое асимметричное здание. В правой части над крышей выступает треугольный фронтон с полуциркульным окном. Слева вверху — три окна с мелкими переплётами, разделённые между собой изящными колонками с ионическими капителями.

В 2016 году рабочие отбойными молотками разрушили все 3 балкона на этом здании.

Памятник поэту Иосифу Бродскому был открыт 31 мая 2011 года на Новинском бульваре. Это работа скульптора Георгия Франгуляна и архитектора Сергея Скуратова. Примечательно, что скульптор работал над памятником 7 лет и создал его на собственные средства, - "Памятник Бродскому - мой личный подарок городу. Все полностью: и постамент, и гранит, и скульптура", - говорил скульптор. 

Интересна и реализация проекта - памятник стоит напротив американского посольства, и объемная часть изображения Бродского обращена в сторону посольства. Известно, что Бродский подвергался гонениям со стороны советского правительства и 04 июня 1972 года был вынужден покинуть СССР и избрать эмиграцию, вначале Бродский прожил некоторое время в Европе, а далее улетел в США, где жил и плодотворно работал до самой смерти. То есть в подобном изображении можно увидеть намек на то, что соотечественники в массе своей не признали поэта, а в других странах он получил признание, популярность и почитание его таланта. И группы людей вокруг силуэта Бродского плоские и безликие, словно скульптор выражает свою боль за судьбу поэта, что современники-соотечественники были слепы и жестоки в своей расправе над Бродским.

• Дом-музей Федора Шаляпина (№ 25 с несколькими строениями; с 1988 года; Ф. Шаляпин здесь жил с 1910 года; бывший дом купчихи К. Баженовой; у Шаляпина бывали С. Рахманинов, Л. Собинов, М. Горький, И. Бунин, К. Коровин, К. Станиславский и др.; памятник Ф. Шаляпину). «В этом доме с 1910 по 1922 год жил и работал великий русский артист Федор Иванович Шаляпин». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_937.html.

Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце 18 века, перестраивался на новый европейский лад: в нем появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, в котором появилась беседка с видом на Москву-реку, липовая аллея, уютные скамейки, кусты жасмина, сирени, красивые клумбы с яркими цветами. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, в котором хорошо жилось и взрослым, и детям – а их у Федора было пятеро.

Ступенькам особняка были знакомы шаги С. Рахманинова, Л. Собинова, М. Горького, И. Бунина, К. Коровина, К. Станиславского. Но в 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. 

В 1978 году он был передан ГЦММК им. М. Глинки для создания музея Ф. Шаляпина. 

Понадобилось 8 лет ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин. 

Теперь к бульвару вновь обращен светло-палевый фасад, на зеленой крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

С 1988 года особняк зажил в новом качестве, превратившись в дом-музей Ф. Шаляпина.

Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей. Белый зал, Зеленая гостиная, столовая, кабинет, бильярдная – жизнь протекала в этих комнатах по заведенному порядку. Напряженный график гастролей не нарушал ее. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал свои бенефисы, в Зеленой гостиной ставили спектакли актеры маленькой студии имени Шаляпина. В кабинете Федор любил читать, сейчас тут можно найти его любимые книги – Пушкин, Шекспир, Сервантес, Тургенев. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена.

Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. Предметы мебели, рояль Bechtein, напольные часы, венчальные свечи Федора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши. В доме много картин. Свои полотна Шаляпину дарили В. Серов, К. Коровин, В. Поленов, М. Нестеров, М. Врубель. Большую коллекцию своих работ подарил музею сын певца Борис Шаляпин.

В трех залах второго этажа экспонируется выставка «Шаляпин известный и неизвестный», где посетители впервые увидели большое собрание шаляпинских реликвий, которые ранее не выставлялись.

Зал «Маска и душа» посвящен выступлениям Шаляпина в частной опере С. Мамонтова и на императорской сцене. Здесь представлены театральные костюмы Шаляпина в ролях Бориса Годунова, Ивана Грозного, Дон Кихота.

В зале «Кумир» особый интерес вызывают траурная брошь, изготовленная к печальной дате – кончине певца, и почетные ордена, полученные Ф. Шаляпиным в разных странах.

Сегодня в Белом зале регулярно проводятся концерты известных и молодых исполнителей, абонементные встречи «Юбилеи в шаляпинском доме», «Романсовые вечера», «Дебюты в доме Шаляпина», детские рождественские елки и другие праздники. На аудиоконцертах звучит голос великого певца. Работают сменные выставки, клуб любителей документального кино «Шаляпин и культура Серебряного века», проводятся тематические и обзорные экскурсии. 

Режим работы: с 11.00 до 19.00, кроме понедельника, вторника. Последний день месяца - санитарный день. Входная плата: взрослые - 50 руб., для пенсионеров, студентов - 25 руб., инвалиды 1, 2 групп - бесплатно.
Памятник Ф. Шаляпину установлен рядом с домом, когда-то принадлежавшем знаменитому певцу. Автор скульптуры Вадим Церковников. 
Фёдор Шаляпин – оперный бас, пел в Большом и Мариинском театрах, но большинство ролей впервые исполнил на сцене Московской частной русской оперы Мамонтова. Среди его лучших партий Борис ("Борис Годунов" М.П.Мусоргского), Мефистофель ("Фауст" Гуно и "Мефистофель" Арриго Бойто), Мельник ("Русалка" А.С. Драгомыжского), Иван Грозный ("Псковитянка" Н.А.Римского-Корсакова), Сусанин ("Иван Сусанин" М.И.Глинки). Исполнял также русские народные песни и романсы. 
Во время Первой мировой войны в своем особняке на Новинском бульваре Шаляпин открыл госпиталь, в котором пел перед солдатами. Именно здесь возникла "Шаляпинская студия", из которой вышли многие знаменитости: О.Андровская, Р.Симонов, М.Астангов.   
• Инженерно-геологический отдел Мособлгеотреста (№ 25-27, стр. 8 и 10).

• Управление судебного департамента в г. Москве (№ 28/35, стр. 1а).

• Торгово-деловой центр «Новинский пассаж» (№ 31; с 2004 года).

Жилые дома: 

5 этажей (№ 1/2, 1855 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – сбербанк, аптека и пр.

7 этажей (№ 7, 1941 год постройки). Кирпичный. Сталинский ампир. На 1-м этаже – Кафе «Хлеб насущный», Кафе-кулинария «Кулинариум», продукты и пр. 

С 1840 г. в находившемся здесь ранее доме № 7 жены в Подновинском предместье жил композитор А. Алябьев.

4 этажа (№ 10, стр. 1, 1931 год постройки). Кирпичный.

7-10 этажей (№ 12, 1937 год постройки). Кирпичный. Сталинский ампир. На 1-м этаже – продукты, рыбный ресторан «Катти Сарк» и пр. 

Бывший дом Морфлота – квартиры получали офицеры военно-морского флота, полярники и т.д.

6 этажей (№ 13, стр. 1, конец 19 века). Кирпичный.

5 этажей (№ 13, стр. 6, начало 20 века). 

Изначально построен как трёхэтажный доходный дом. 

Надстроен в 1941 г. 

В этом доме провёл последние годы жизни поэт Семён Гудзенко (1922-1953). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_458.html.

2 этажа (№ 13, стр. 7). Дом Ильи Глазунова. 

Здесь раньше был небольшой трёхэтажный дом при церкви. 

На его месте Глазунов в 1990-х годах построил себе обнесенный стеной особняк.

8 этажей (№ 14, 1937 год постройки, «дом полярников» – для участников полярной экспедиции О. Шмидта). Кирпичный. На 1-м этаже – сбербанк. 

Или 1-й дом полярников (2-й находится на Никитском бульваре). 

Построен в качестве награды для участников полярной экспедиции О. Ю. Шмидта (челюскинцев).

14 этажей (№ 15, 1966 год постройки). Панельный. ЖСК «МИД».

6 этажей (№ 16а, 1932 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 16, стр. 4, начало 20 века).
10 этажей (№ 18, стр. 1, 1953 год постройки; здесь прожил последние годы жизни художник Петр Кончаловский (1876-1956)). Кирпичный. Сталинский ампир. На 1-м этаже – детский сад № 729, аптека, одежда и пр. «В этом доме с 1954 по 1959 год жил академик архитектуры Каро Семенович Алабян». «В этом доме жил и работал народный художник РСФСР Петр Петрович Кончаловский». «Народный архитектор СССР Иосиф Игнатьевич Ловейко жил в этом доме с 1953 по 1996 год». «Народная артистка Российской Федерации Людмила Целиковская жила в этом доме с 1954 по 1992 год». «Герой Советского Союза легендарный разведчик, генерал-полковник Хаджи-Умар Джиорович Мамсуров жил в этом доме с 1958 г. по 1968 г.».

О Мамсурове см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_529.html. О Кончаловском см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_815.html. О Ловейко см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_327.html. О Целиковской см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_628.html.

6 этажей (№ 18, к. 2; начало 20 века).

5 этажей (№ 18а, начало 20 века, бывший доходный дом Плевако). Дом в стилистике северного модерна, построенный московским архитектором с польскими корнями Петром Микини для московского адвоката Федора Плевако. Наибольший интерес представляют майоликовые панно Абрамцевского гончарного завода. Среди них есть и работы М. Врубеля.

8 этажей (№ 25, к. 1, 1930 год постройки; бывший дом-коммуна Народного комиссариата финансов; конструктивизм).

Самый знаменитый эксперимент в области конструктивистского жилья — жилой дом Наркомата финансов РСФСР на Новинском бульваре. Этот дом был экспериментальным домом так называемого «переходного типа» от традиционного квартирного жилья к дому-коммуне. Подобных домов по проекту Моисея Гинзбурга и его команды архитекторов было выстроено всего шесть :по одному в Екатеринбурге и Саратове и четыре в Москве — на Новинском и Гоголевском бульварах, в Ростокине и Петровском парке. До нашего времени дошли не все. Наиболее интересные — сам дом Наркомфина и жилой комплекс на Гоголевском, где жили многие архитекторы их спроектировавшие.
В 1928 году Моисей Гинзбург руководил Сектором типизации Стройкома - командой состоящей из архитекторов и инженеров, которая бралась за разработку типовой экономичной жилой ячейки. Позднее к ней присоединился и известный социолог Михаил Охитович. Ячеек на самом деле было придумано несколько, но самой известной из них стала ячейка типа F. Это была небольшая квартира на одного или двух человек, устроенная в нескольких уровнях. Для экономии площадей в доме один коридор должен был обслуживать три этажа. В этих и других ячейках (в доме Наркомфина это 2F и K и несколько нестандартных квартир) помещения были разделены на две части, с низкими и высокими потолками В ячейках F — высота потолков 2,25м и 3,5м, а в ячейках типа K- 2,5м и 4,8 м. С высокими потолками делались общие комнаты-гостиные, а с низкими - санузлы, кухни и спальни.
Двери из коридоров в квартиры расположены попарно, одна ведет вниз — другая вверх, прихожие у них на одном уровне, гостиные и лестницы друг над другом, а спальни одна под коридором, другая — над ним.
Площадь ячейки F 33-34 кв.м., но за счет многоярусной компоновки кубатура соответствует квартире в полтора раза большей. Квартиры выходят на обе стороны здания, что обеспечивает им сквозное проветривание, а благодаря горизонтальным ленточным окнам, они отлично освещены.
Один из пионеров железобетона, инженер Прохоров разработал уникальную конструкцию здания с применением множества экспериментальных материалов. Железобетонный каркас и несущие стены из блоков находятся внутри здания, там же размещены водостоки и вентиляционные вытяжки. Снаружи мы видим только легкие ненесущие стены и ленточные окна со сдвижным рамами. Именно техническое состояние ненесущих стен так ужасает, но к счастью, устойчивости дома ничем не грозит)
К 1932 году заселяют первый из нескольких запланированных Моисеем Гинзбургом, Игнатием Милинисом и инженером Сергеем Прохоровым жилых корпусов, соединенных крытым мостиком-переходом с коммунальным корпусом, где были спроектированы столовая, библиотека и прочие бытовые и общественные помещения. Большая часть крыши дома была общественной террасой, а меньшую занимал двухэтажный пентхаус самого Милютина. Жителей сорока квартир никто не заставлял сразу переходить к обобществлению быта, как в домах-коммунах. В в квартирах-ячейках было все необходимое: компактное кухонное оборудование, души и ванные. Но предлагалось, что общественные пространства помогут им перейти к новому образу жизни.
После войны первый этаж дома, стоявшего на столбах, застроили, В 1978 году дом должен был быть расселен, однако до сих пор в нем прописаны жильцы около десяти квартир, а часть других сдается в аренду, в основном студентам.

Дом Наркомфина — яркий пример архитектуры конструктивизма, попытка воплощения в жизнь идеи «обобществления быта». Это был один из шести экспериментальных домов-комунн, построенных в Москве в 1920–30 годы. Авторами проекта были архитекторы М. Я. Гинзбург и И. Ф. Милинис.
Дом для работников Народного комиссариата финансов СССР был построен в 1928–1930 годы, на территории двух садов бывших усадеб. Здание представляет собой висячую конструкцию, опирающуюся на колонны. Это было сделано для гарантии устойчивости при оползнях и колебаниях почвы, ведь под домом течет подземная река.
«Коммунальный» дом был рассчитан на 50 семей, живущих в изолированных квартирах нескольких типов. Некоторые из них — двухъярусные, с гостиной, спальнями, запланированной открытой террасой и цветником на крыше.
Жилой корпус дома — 6-этажный, длиной 85 метров и высотой 17 метров. Первый этаж состоит из круглых столбов, позволивших сохранить территорию парка. По второму и пятому этажам тянутся широкие коридоры с горизонтальными лентами окон. Корпус общественного обслуживания — четырехэтажный кубический объем.
В итоге идеи «общинного быта» не прижились, вторая очередь коммунального корпуса не была достроена. После войны квартиры «уплотнили», и дом превратился в классическую «коммуналку».
В конце 1980-х годов свободное пространство между колоннами первого этажа застроили, сильно исказив облик здания. В 1987 году дом Наркомфина признали памятником архитектуры регионального значения. В настоящий момент готовится проект реконструкции дома.

Памятник архитектуры конструктивизма. 

Выстроен в 1928—30 гг. по проекту М. Гинзбурга и И. Милиниса, стал экспериментальным зданием, в котором разрабатывались новые принципы организации жилой среды и быта, состоявшие, в отличие от предшествовавшего экспериментального типа домов-коммун, в более гибком сочетании индивидуальных потребностей и коллективных форм жизни. 

Жилой дом Наркомфина включает шестиэтажный жилой дом и соединённый с ним переходом на уровне второго этажа корпус, в котором размещались детский сад и столовая. Планировка жилого корпуса отличается жёсткой рациональностью и в то же время стремлением сделать внутреннее пространство квартир, предназначенных для семейного заселения, выразительным и удобным для отдыха. Вдоль сквозных коридоров на втором и пятом этажах располагаются двухэтажные квартиры, в планировке которых сочетались невысокие помещения кухни в нижнем ярусе и спален наверху с высоким единым помещением общей комнаты, дававшей доступ необходимому количеству света и воздуха. 

В наружном облике здания, отличающегося жёстким геометризмом форм, обыгрываются выразительные возможности каркасной конструкции — вытянутый стройный объём жилого корпуса поднят над землёй на круглых столбах, благодаря чему пространство первого этажа остаётся открытым, чёткие горизонтальные членения создаются рядами ленточных окон, а в цельном объёме общественного корпуса использовано сплошное остекление.

Первоначально — жилой дом-коммуна Народного комиссариата финансов. 
Построен в 1928–1930 гг. по проекту архитекторов М. Гинзбурга и И. Милиниса и по заказу наркома финансов РСФСР Н. Милютина.
Количество квартир: 52.

Памятник советского конструктивизма. Один из первых в СССР и в Москве домов-коммун.

Впервые в практике строительства применено расположение особняка на крыше (пентхаус).

Дом состоит из двух корпусов: жилого и коммунального. Жилой представляет собой 6-этажное здание длиной 85 м и высотой 17 м. Первый этаж, высотой 2,5 м, состоит из круглых столбов — элементов каркаса. Остальные этажи жилые. На втором и третьем этажах располагались семейные квартиры (90 м²), с четвертого по шестой этаж — малометражки (37 м²). Кроме того, в торцах дома были расположены особые, большие квартиры с двумя жилыми комнатами, столовой, передней, ванной, уборной и собственной кухней. А в надстройке на уровне седьмого этажа — несколько комнат типа общежития с общим санузлом, а также апартаменты самого наркома Милютина.

Коммунальный корпус — почти кубическое по форме четырёхэтажное здание, нижняя часть которого предназначалась под спортивный центр, верхняя — для столовой, помещений для отдыха и библиотеки. Также конструкция дома предполагала открытые пространства для отдыха на свежем воздухе. Для этого использовались лоджия второго этажа и крыши обоих корпусов, где располагались террасы с шезлонгами и цветниками.

Придуманный авторами проекта счастливый уклад новой жизни продлился в доме всего несколько лет. 

В конце 1930-х гг. многие жильцы — чиновники Наркомфина — были репрессированы. 

Практически все трёхкомнатные семейные квартиры превратились в коммуналки. 

А в коммунальном корпусе открыли сначала типографию, потом — конструкторское бюро. 

Само здание было серьёзно перестроено. Например, в жилом корпусе были застроены колонны первого этажа, а к западному фасаду добавили лифтовую шахту. В коммунальном корпусе появился пятый этаж и две бытовые пристройки. 

Помещения корпусов подверглись многочисленным перепланировкам.

Историческая внутренняя среда дома — дверные и оконные блоки, перила и ограждения, светильники, инженерное оборудование и т.д. — была почти полностью уничтожена. 

С момента постройки в здании не проводился ни капитальный ремонт, ни реставрация. 

В результате трижды, в 2002, 2004 и 2006 гг. дом вносился Всемирным фондом памятников в список 100 объектов мировой архитектуры, которым угрожает наибольшая опасность.

Одновременно с этим домом в Москве строились студенческий дом-коммуна, жилой дом-коммуна на Гоголевском бул. и общежитие-коммуна в Ростокино.

В настоящее время (август 2017 г.) идёт демонтаж поздних пристроек и подготовка объекта к реставрационным работам.

Рядом находится бывшая прачечная этого дома (№ 25, стр. 7).

В 2018 г. началась реставрация прачечной Дома Наркомфина. В 2019 году это легендарное здание в центре столицы обретет свой исторический облик, сообщил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Сейчас в постройке по адресу: Новинский бульвар, д. 25/27, стр. 12 идут противоаварийные работы. Специалисты укрепляют несущие конструкции.
Дом Наркомфина, один из сохранившихся в Москве памятников конструктивизма, возводили с 1928 по 1932 год по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. Самой поздней постройкой стала прачечная. Она отделена от жилого и коммунального корпусов небольшим парком.
«Жилой дом на Новинском бульваре задумывался как дом переходного типа. Это должен был быть переход от старого принципа расселения к совместному быту. Архитекторы запланировали множество общих пространств: столовую с кухней, библиотеку, гараж, детский сад и прачечную. Но мечты разбились о реальность – люди предпочитали личное общественному. Прачечная обслуживала жильцов лишь в первые годы, после чего здание перестали использовать по назначению и передали ЖЭКу», – сказал А. Емельянов, передает портал mos.ru. 
Двухэтажная прачечная с подвалом имеет прямоугольную форму. Второй этаж частично нависает над первым. По задумке архитекторов, такой прием визуально объединял ее с жилым корпусом.
Изначально в подвале размещалась котельная, на первом этаже – прачечная и сушильня, на втором – жилые комнаты с коридором и уборной.
В южной части здания на первом этаже находилась терраса, откуда на второй вела открытая лестница, расположенная сбоку на фасаде дома.
Внешний облик здания воссоздадут по проекту 1928-1932 годов. Фасады выкрасят в белый цвет, как и остальные строения Дома Наркомфина.
В середине прошлого века все стены ансамбля сделали желтыми, однако во время исследования объекта под слоем краски специалисты обнаружили оригинальный авторский белый цвет.
Служебный корпус прачечной – выявленный объект культурного наследия, а основное жилое здание – объект культурного наследия регионального значения.
Все работы ведутся по согласованному с Департаментом культурного наследия проекту. После реставрации в жилом корпусе снова появятся квартиры, а в коммунальном корпусе и прачечной разместятся кафе и другие общественные площадки.
«На протяжении последних десятилетий здание находилось в запустении – оно не эксплуатировалось и не отапливалось. В итоге корпус прачечной пришел в аварийное состояние. Специалистам предстоит воссоздать лестницу с деревянными перилами, деревянные раздвижные окна, двери, металлические ручки и задвижки, деревянный пол на первом этаже. Образцами послужат исторические аналоги, сохранившиеся в жилом корпусе», – пояснил А. Емельянов.
Здание неоднократно перестраивали, его внешний вид и внутренняя планировка существенно изменились и перестали соответствовать авторскому замыслу. Например, внутри отсутствовала лестница, соединяющая подвал с первым этажом, а открытая лестница и терраса были застроены.
Прачечную уже освободили от пристроек, которыми она обросла в 1940-1990-х годах, старую крышу демонтировали. Сейчас специалисты укрепляют несущие конструкции, фундамент и грунт под ним при помощи инъекций цементного раствора.
Лестницу с деревянными перилами внутри здания из подвала на первый этаж восстановят по историческим чертежам, а с первого на второй этаж обустроят новую, более пологую – в соответствии с нормами пожарной безопасности.
Открытую лестницу тоже отреставрируют. Также специалисты реконструируют системы вентиляции, отопления и водоснабжения.
Фасады здания очистили от старого штукатурного слоя. Сейчас удаляют разрушившиеся блоки, из которых сложены стены, и восполняют эти участки блоками, аналогичными по размеру, типу и форме. Затем их отштукатурят, покрасят в белый цвет и покроют специальным составом, который защитит их от негативного воздействия окружающей среды.
Реставрация Дома Наркомфина началась в 2017-м. В апреле этого года реставраторы вернули первому этажу жилого корпуса первоначальный вид – демонтировали перегородки, закрывавшие бетонные колонны в три ряда, на которых стоит дом. 
В ходе реставрации также восстановят планировки квартир, коридоров, вестибюля и бывших общественных помещений — библиотеки, столовой и других.
На финальном этапе специалисты проведут отделочные работы и благоустроят территорию вокруг комплекса.
Жилой корпус Дома Наркомфина представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 метров и высотой 17 метров. В торцах расположены лестничные клетки, всего две на всю длину. Первый этаж высотой 2,5 метра состоит из круглых столбов – элементов каркаса здания.
В столице за последние семь лет восстановили более тысячи памятников архитектуры. Среди них – здание скоропечатни Левинсона, дом-коммуна архитектора Ивана Николаева, памятники Александру Пушкину и Максиму Горькому, здание Киевского вокзала. 
В этом году завершилась реставрация фасадов еще одного памятника конструктивизма –  дома-паровоза, или дома с трубой, на Новой Басманной улице. 
Сходство с локомотивом зданию придает девятиэтажная башня, напоминающая паровозную трубу. Она появилась на углу здания в середине 1930-х, сам дом был построен еще во второй половине XVIII века.
Кроме того, закончена комплексная реставрация дома, где жила и работала Вера Мухина, советский скульптор. Специалисты привели в порядок внутренние помещения и фасады здания. В оформлении дома присутствуют как классические элементы, так и детали, характерные для стиля конструктивизма.

Обновленный облик приобрело и здание Галереи Александра Шилова. Кирпичный особняк, возведенный в 1829 году, признан одним из образцов московской эклектики.

7 этажей (№ 25, к. 10, 1934 год постройки). Кирпичный. 

Бывший дом работников СНК РСФСР.
6 этажей (№ 28/35, стр. 1, 1952 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – одежда, цветы и пр. «Писательница и поэтесса Наталия Петровна Кончаловская жила в этом доме с 1951 по 1988 год». См. о ней: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_512.html.

6 этажей (№ 28/35, стр. 1а, 1949 год постройки, бывший дом работников Гидрометеослужбы; здесь жили: геофизик В. Шулейкин, кинорежиссер Всеволод Пудовкин, актер и режиссер Владимир Грамматиков, писатель Сергей Михалков с детьми Андреем и Никитой). На 1-м этаже – Кофейня «Шоколадница», Фотоателье «Мастер-фото» и пр. Памятная доска "Новинский бульвар". «С.Михалков жил в этом доме с 1951 по 2009». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_189.html.

Нумерация зданий не полностью строгая.

Достопримечательности: 

Дом-музей Федора Шаляпина (№ 25).

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Смоленская» пешком и на троллейбусах №№ Б, 10, 79 (проезжают весь бульвар).


Видео:




Состояние на 31.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий