среда, 8 апреля 2020 г.

Кончаловский Петр

Кончаловский Петр (1876, Славянск, ныне Донецкая область Украины, – 1956, Москва), живописец, действительный член Академии художеств СССР (1947). Из семьи книгоиздателя П.П. Кончаловского, брат М.П. Кончаловского; в доме своего отца познакомился с В.А. Серовым, К.А. Коровиным, М.А. Врубелем, В.И. Суриковым, на дочери которого женился в 1902. Учился в академии Жюлиана в Париже (1897–98) и петербургской Академии художеств (1898–1907). Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (1918–21) и Вхутеине (1926–29). Один из основателей «Бубнового валета», совместно с И.И. Машковым организовал «Студию рисования и живописи Петра Кончаловского и Ильи Машкова». Творчески перерабатывая красочный стиль памятников городского народного искусства (вывески, лубка и т.д.), Кончаловский придавал своим произведениям нарочитую грубоватую яркость и выразительность («Портрет Г.Б. Якулова», 1910, ГТГ), в натюрмортах стремился передать при помощи цвета особую материальную весомость предметов («Сухие краски», 1912, ГТГ). В конце 1910-х гг. стал более полно и органично отражать непосредственные впечатления от действительности, много работал на натуре, в том числе в Подмосковье, обратился к пейзажной живописи, в которой очень естественно запечатлел напряженную динамическую жизнь природы, красочное многообразие ее различных состояний («Абрамцево. Дубовая роща осенью», 1921, ГТГ). С 1922 член группы «Бытие», с середины 1920-х гг. – общества «Московские живописцы». С конца 1920-х гг. Кончаловский часто пишет виды Москвы, с особой душевной теплотой изображает живописный облик уютных московских улиц и уголков старого города в их неразрывном единстве с повседневной городской жизнью («Патриаршие пруды. Хоккей», «Патриаршие пруды. Поливка катка», оба – 1929; «Гранатный переулок. Кидают снег», «Дворик дома Самариных на Спиридоновке», 1931), мастерски передает характерную именно для московских построек материальную осязательность, тонкие цветовые нюансы освещения («Спиридоновка», «Большая Садовая. Розовый дом», 1931, «Садовая. Зимнее утро», 1933; все – в ГТГ), неповторимое красочное своеобразие исторических памятников Москвы («Коломенское. После дождя», 1930, «Василий Блаженный», 1932; все работы – в собрании семьи художника). Кончаловский создал целый ряд портретов, полных индивидуальной жизненной выразительности, духовной экспрессии, творческого подъема, порой – глубокого внутреннего драматизма: пианиста В.В. Софроницкого за роялем (1932), С.С. Прокофьева (1934), В.Э. Мейерхольда (1938), хирурга А.А. Вишневского (1951, собрание семьи художника). Тонкое понимание красоты и богатства материального мира характерны для многочисленных натюрмортов Кончаловского («Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948, оба – в ГТГ). Кончаловский был видным мастером театральных декораций: в 1912–14 для «Оперы С.И. Зимина» оформил оперы «Дон Жуан» В.А. Моцарта, «Купец Калашников» А.Г. Рубинштейна, «Дни нашей жизни» А.С. Глуховцева (в двух последних активно использовал виды Москвы), в 1922 – «Периколу» Ж. Оффенбаха в оперной студии МХАТа, в 1932 – пьесы К. Гольдони «Четыре деспота» на музыку В. Феррари в филиале Большого театра и «Хозяйка гостиницы» во МХАТе, в 1944–45 – оперу «Кармен» Ж. Бизе в Большом театре. Оставил значительное графическое наследие (рис. «Китайгородская стена в Москве», 1926, собрание семьи художника). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где жил Кончаловский (Новинский бульвар, 18), – мемориальная доска.

Полнокровным, жизнеутверждающим восприятием мира проникнуто творчество П. Кончаловского. Стремясь показать цветовое богатство и неповторимое своеобразие натуры, художник находил в своих натюрмортах и пейзажах разные краски для усыпанных плодами подмосковных яблонь и суровых скал Дагестана, для памятников Италии и древнего Новгорода, для дубовых рощ Абрамцева и заснеженных московских улиц. Природа всегда привлекала внимание художника. В его тематических произведениях мы видим и студеное зимнее утро («Пушкин», 1932 г.), и яркое кавказское солнце («Лермонтов», 1943 г.), и голубые зимние сумерки («Где здесь сдают кровь?», 1942 г.). Личная дружба связывала Кончаловского с видными деятелями культуры наших дней, многие из них были частыми гостями в его мастерской. В богатой портретной галерее, созданной художником, мы видим писателей А. А. Фадеева и П. А. Павленко, драматурга К. А. Тренева и поэта С. Я. Маршака, композитора С. С. Прокофьева и пианиста В. В. Софроницкого, режиссера В. Э. Мейерхольда и летчика А. Б. Юмашева. Долгое время Кончаловский жил на Б. Садовой ул.  в доме № 10 (здание во дворе). Его последние годы прошли в доме № 18 на ул.  Чайковского (сейчас ул. Саврасова).

Комментариев нет:

Отправить комментарий