четверг, 27 октября 2016 г.

площадь Тверская Застава

Расположение:

Площадь находится в Тверском районе (ЦАО). 

Она разделяет 1-ю Тверскую-Ямскую улицу и Ленинградский проспект. К площади примыкают улицы: 1-я Тверская-Ямская, 1-я Брестская, 2-я Брестская, Грузинский Вал, Бутырский Вал, Лесная, а также Ленинградский проспект.

История:

Вообще-то, как она называлась в советское время (с 1932 года) площадь Белорусского вокзала, так она в народе и сейчас обычно называется. И это совершенно легко объяснимо. На этой площади находится Белорусский вокзал и он же является ее главной достопримечательностью. Но, конечно, если разделять идею о возвращении всем улицам их изначального исторического названия, то тогда, безусловно, это площадь Тверская Застава, – и это название вернули площади в 1990 году.

Но всем ли сегодня понятно, что такое Тверская Застава и где она находится? На второй вопрос ответить легко – нигде, ее уже давно здесь нет. А вот первый вопрос требует объяснения. Дело в том, что в 18 веке в Москве был создан Камер-Коллежский вал (это была земляная насыпь в виде кольца вокруг Москвы, проходившая за Садовым кольцом. Периметр кольца составлял 37 км), ставший таможенной, а в начале XIX века и административной границей Москвы. И вот на дорогах, которые пересекали вал, были устроены заставы (то есть застава – это был пограничный КПП, где полицейские проверяли у въезжающих в город документы, смотрели за ввозимыми товарами, следили за порядком). Одной из них стала Тверская застава, расположенная на дороге, ведущей в Тверь и Санкт-Петербург. К ее въездным воротам в виде 2 обелисков со шлагбаумом и помещениями для охраны примыкают Грузинский вал и Бутырский вал. К середине 19 века заставы ликвидировали, а затем и насыпи вала сравняли с землей. В помещениях для охраны (кордегардиях) стали жить дворники, полицейские, продавцы, врачи, а вокруг расположились сапожники.

В 19 веке на площади были установлены Триумфальные ворота, чтобы через них торжественно проходили русские солдаты после победы над врагами, а народ их торжественно встречал. Здесь же стояли дешевые доходные дома с лавками, трактирами и мастерскими на первых этажах (сейчас на их место пришли банки, рестораны, магазины – в этом смысле по сути с тех пор мало что тут изменилось); на площади был трамвайный круг, откуда трамваи ездили до Петровского путевого дворца… В 1930-х годах при реконструкции площади Триумфальные ворота и помещения бывших пропускных пунктов заставы снесли за ненадобностью и соответственно переименовали площадь – в площадь Белорусского вокзала, потому что от заставы тут ничего уже не осталось.

И, конечно, прежде всего, обратимся к Белорусскому вокзалу. Он очень длинный, состоит из нескольких подъездов и пролетов и занимает фактически всю площадь (от метро Белорусская Замоскворецкой линии до метро Белорусская-кольцевая). Открыли вокзал 19 сентября 1870 года, и сначала он назывался Смоленским. В 1910–1912 годах его заново перестроили – и с тех пор он имеет современный вид. В 1922 году вокзал стал Белорусско-Балтийским, а в 1936 году – Белорусским вокзалом. Отсюда отходят как пригородные электрички – вплоть до станции Гагарин Смоленской области, так и скорые поезда дальнего следования до разных городов Белоруссии, стран Прибалтики и т. д., а также аэроэкспрессы и поезда «Ласточка» (до Смоленска). Вокзал постоянно реконструируют, как и площадь перед ним. Он выкрашен в нарядный салатовый цвет. Здесь всегда много народа и шумно.

Наземный вестибюль станции метро «Белорусская» Кольцевой линии на этой площади возведен в 1952 году, а станции метро «Белорусская» Замоскворецкой линии – в 1938 году. От вокзала – метро тут «рукой подать» (что кольцевая, что радиальная станция). Станция метро «Белорусская»-радиальная (Замоскворецкой линии) имеет один наземный вестибюль, встроенный в крыло Белорусского вокзала. Снаружи вестибюль облицован чёрным гранитом. Парные колонны покрыты белым мрамором. Основной вход на станцию расположен со стороны площади Тверская Застава. Станция имеет и второй вход со стороны Ленинградского проспекта — небольшой мостик соединяет проспект с дверями на 2-м этаже вокзального здания, откуда лестница ведет в кассовый зал. Для эскалатора в полу станции было проделано эллиптическое отверстие, ограждённое небольшим барьером. Благодаря этому при подъёме на эскалаторе пассажирам открывается широкий вид вестибюля.

Станция «Белорусская» Кольцевой линии была открыта позже «замоскворецкой» – в 1952 году. Переход на Замоскворецкую линию открылся сразу же после открытия станции.  До 1997 года у станции был один вестибюль (западный). Восточный вестибюль был открыт в 1997 году на Лесной улице: он очень прост и мало отличается от подобных вестибюлей многих других станций. А вот старый западный вестибюль, как раз выходящий на площадь и к вокзалу выглядит куда интереснее: это – массивное квадратное трехэтажное здание. Перед фасадом на площади Тверская Застава располагается портал с высокими арками между пилонами-простенками. По фасаду находятся арки входа и выхода с застекленным сводчатым верхом под золочеными металлическими решетками. Между дверными арками – ступенчатый фонтан. Барельефы по фризу вестибюля изображают торжество советского народа-победителя.

С 1904 по 1912 год был построен Тверской путепровод (мост) около площади через Белорусскую железную дорогу, по которому проходит Ленинградский проспект. В 1946 году он был капитально реконструирован. Мост стилизован под морской причал, декорированный башенками-маяками.

В начале 20 века на территории, примыкающей к площади со стороны Бутырского вала, был построен старообрядческий храм свт. Николая Чудотворца у Тверской заставы, хорошо видимый от Белорусского вокзала. Но поскольку он находится на улице Бутырский Вал, то о нем рассказано в очерке про эту улицу.

Площадь Тверской заставы образовалась на Тверской улице в 1742 году на пересечении с Камер-Коллежским валом. И сегодня об этой линии укреплений Москвы напоминают названия улиц Бутырский вал и Грузинский вал, уходящих от площади.
До 19 века здесь была огромная слобода ямщиков. Курные избы и дворы ямщиков с огородами и хозяйством занимали всю местность вдоль Тверских-Ямских улиц, Миусской площади и Большой Садовой.
Раньше на площади находился шлагбаум. В 1829-1834 гг. году здесь были сооружены Триумфальные ворота в честь победы русского народа над Наполеоном. Площадь получила название – площадь Новых Триумфальных ворот. Проездные ворота со шлагбаумом и двумя кордегардиями для гвардейцев были выполнены по проекту архитектора Осипа Бове и простояли на площади до 1935 года. Они были разобраны и воссозданы в 1960-х гг. на Кутузовском проспекте.

В конце 19 века на площади был построен Брестский вокзал (ставший потом Белорусским). Вокзал связал Москву с Вильнюсом, Минском, Варшавой, Берлином, Стокгольмом.

В 1928 г. на площади встречали А. Горького, возвратившегося в Москву из Италии.

С 1932 по 1990 гг. площадь носила название площадь Белорусского вокзала.

Площадь была несколько раз реконструирована, при последней переделке исчез сквер, разбитый в 1951 году. В сквере стоял памятник писателю М. Горькому, по эскизу И.Д. Шадра выполненный В.И. Мухиной, Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой.

Сегодня площадь окончательно превратилась в автодорожную развязку с вечной пробкой на перекрестке.

Отсюда несколько раз в день отходят экскурсионные автобусы, на которых за 2 аса можно совершить обзорную экскурсию по главным московским достопримечательностям, узнать и увидеть много нового.

В 2017 году на площадь снова провели трамвайные пути с Лесной улицы – здесь будет конечная остановка и разворотный трамвайный круг.


В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

М метро «Белорусская» (Замоскворецкая линия; открыта 11 сентября 1938 года ; названа по Белорусскому вокзалу, который рядом с ней находится; как обычно принято в московском метро, станцию назвали с окончанием на -ая; глубокая (глубина 33 метра); вход-выход на станции один (на площадь Тверская Застава, к Ленинградскому проспекту и к Белорусскому вокзалу) и осуществляется по эскалаторам, есть наземный павильон (встроен в северо-восточное крыло Белорусского вокзала); станция — пересадочная: пересадка на одноименную станцию Кольцевой линии происходит по лестнице в центре зала; станция — пилонная и пилоны покрыты розовым мрамором и офикальцитом, в глухих проходах — мрамором «давалу», а сверху — лепнина в виде белорусского  орнамента; путевые стены облицованы белым мрамором (изначально и до недавнего времени — обычной голубой керамической плиткой); пол выложен черным и белым мрамором; освещается станция люстрами и бронзовыми торшерами в нишах пилонов; скамеек для отдыха мало и находятся они только в начале и конце станционной платформы (у табло); никакой темы  у станции нет; в глухом торце — бюст В. Ленина).

М метро «Белорусская» (Кольцевая линия;  открыта 30 января 1952 года ; названа по Белорусскому вокзалу, к которому она выводит; выход в город происходит с двух сторон станции по эскалаторам — через наземный вестибюль — на площадь Тверская Застава и улицу Грузинский Вал с одной стороны, и остекленный навес (внутри подземный вестибюль украшен майоликовым панно «Лица мира» — на улицы Лесную и Бутырский Вал — с другой стороны; станция — пересадочная: из центра зала осуществляется пересадка на одноименную станцию Замоскворецкой линии; станция — глубокая (глубина — 42 метра); станция — пилонная и пилоны облицованы светлым мрамором; путевые стены отделаны белой керамической плиткой; пол покрыт керамической плиткой серого, белого и красного цветов; станция освещается светильниками на пилонах, выполненными в виде ваз из стекла и мрамора; скамеек много; тема станции — хозяйство и культура Белоруссии: декоративный узор на полу повторяет темы традиционной белорусской вышивки; потолок украшен лепным орнаментом и 12 мозаичных панно, отображающих жизнь белорусского народа; в переходе на Замоскворецкую линию — скульптурная группа «Белорусские партизаны»).

Открыта в составе участка "Курская" - "Белорусская".
Архитекторы: И. Таранов, Н. Быкова. Архитекторы западного вестибюля: И. Таранов, Ю. Черепанов
Художественное оформление станции посвящено теме рассвета хозяйства и культуры Белоруссии. Цоколи пилонов облицованы светлым мрамором. На пилонах вазы-светильники из мрамора и стекла. Своды потолка декорированы рельефным орнаментом и, впервые примененными в сооружениях метрополитена, 12 мраморно-мозаичными панно на тему рассвета хозяйства и культуры Советской Белоруссии (по эскизам художника Г. Опрышко, мастера мраморного завода Метростроя С. Волков, И. Морозов). Путевые стены облицованы белой керамической плиткой. Пол выложен мелкими керамическими плитками серого, белого и красного цветов и воспроизводит рисунки белорусской народной вышивки.

До 1997 года восточную торцевую стену центрального зала украшала скульптурная группа «Советская Белоруссия» (скульптор М. Манизер). При строительстве второго выхода со станции скульптурная группа была утрачена. Западный наземный вестибюль станции находится у Белорусского вокзала, на углу Грузинского вала и площади Тверской заставы. Барельефы по фризу вестибюля выполнили скульпторы С. Рабинович и И. Слоним в мастерской С. Орлова.

Восточный вестибюль открыт 25 августа 1997 году на Лесной улице и украшен майоликовым панно португальского художника Graça Morais.

Три лестницы из центрального зала и переход с эскалаторами ведут на одноименную станцию Замоскворецкой линии. В переходе установлена монументальная композиция «Белорусские партизаны» (скульпторы С. Орлов, С. Рабинович и И. Слоним). Арки лестничных спусков на станцию отделаны художником Г. Опрышко.


• Памятник писателю Максиму Горькому.

Первоначально установлен в 1951 г., где в 1928 и в последующих годах встречали Горького, вернувшегося из Италии. Авторы памятника - Шадр, Мухина, Зеленская, Иванова (делали 15 лет). Бронзовый на высоком гранитном постаменте. Пожилой, но сильный человек в распахнутом пальто, опирается рукой со шляпой на трость, волнение от встречи с Москвой и москвичами. В 2005 г. в связи с планами реконструкции площади памятник перенесли в парк "Музеон", где он находился до 2017 г. В 2017 г. возвращен сюда, а вокруг него создано свободное пространство из плитки и газонов с небольшими деревьями; по внешнему периметру - трамвайное кольцо.




• Белорусский вокзал (в здании вокзала есть православная часовня Смоленской иконы Божией Матери; вход – свободный для всех). 
«Вставай, страна огромная Вставай на смертный бой. Песня – гимн Священная война. Музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача. Впервые исполнена Краснознамённым ансамблем красноармейской песни и пляски СССР на площади Белорусского вокзала перед войсками, отправляющимися на фронт 26 июня 1941 года».
Расположен на площади между Тверской улицей и Ленинградским проспектом.
Белорусский вокзал является терминалом станции Москва-Пассажирская-Смоленская. Обслуживает Белорусскую железную дорогу, связывающую Москву с западными регионами Российской Федерации, Белоруссией, Литвой и государствами Центральной и Восточной Европы. Он обслуживает поезда дальнего следования западного и юго-западного направлений, а также один поезд северо-восточного направления (идущий по Савеловской ветке на Рыбинск). С вокзала отходят поезда в Минск и другие города Белоруссии, в Калининград и в города Европы (Берлин, Варшава, Прага, Базель, Братислава, Вена, Мюнхен, Париж, Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Ницца). Внутрироссийские направления – Смоленск и Рыбинск.
История Белорусского вокзала началась во второй половине 19 века. Тогда от Тверской заставы начали прокладывать железнодорожное полотно в направлении Смоленска, а затем в Брест и Варшаву. Эта железная дорога называлась Московско-Смоленской.
Все работы по исследованию местности, по которой предполагалось проложить дорогу, проводились на средства Смоленского земства. Установление железнодорожной связи было выгодно и смоленским промышленникам, и самим москвичам, поэтому средства на постройку собрали без труда. В 1867 году решением Московской Городской Думы под строительство железной дороги были бесплатно выделены участки пустовавшей земли, а в 1868 году император Александр II выдал разрешение приступить к строительству новой железной дороги в направлении Смоленска. Общее ее направление также было разработано, оставалось определиться только с местом для вокзала.
Самым подходящим участком для строительства станции и вокзала была Тверская застава. Во-первых, она находилась недалеко от Москвы, во-вторых, земли здесь пустовали и не приносили дохода в городскую казну, поэтому издержки на отчуждение частных земель и снос имеющихся построек обошлись в сравнительно небольшую сумму – 50 тысяч рублей.
Единственным препятствием мог послужить тот факт, что железнодорожные пути должны были проходить через место конских скачек. Коннозаводчики обратились с прошением о переносе лини железной дороги к генерал-губернатору Москвы князю В. Долгорукову. Но, несмотря на то, что он сам являлся председателем "Императорского Московского Скакового общества", план железной дороги остался неизменным.
В конце апреля 1869 года было начато строительство Смоленского вокзала. Возглавил все работы по возведению самого вокзального здания и подсобных помещений статский советник Немчинов – крупный предприниматель и хозяин нескольких кирпичных заводов. Его фамилию носит сегодня станция Немчиновка, построенная по просьбе братьев Немчиновых, которые основали дачный поселок в пригороде.
Одновременно из Смоленска в направлении Москвы также строилась однопутная железная дорога, и 9 августа 1870 года от Смоленска до Гжатска (сейчас Гагарин) прошли первые рабочие составы. В это время на московском участке рельсы были проложены до станции Бородино, и нужно было успеть протянуть пути до Гжатска к 25 августа – на эту дату была назначена приемная комиссия. Подвижной состав для Смоленской железной дороги заказывали в Европе. Почти параллельно с окончанием прокладки путей завершалось строительство вокзала.
19 сентября 1870 года состоялось открытие Московско-Смоленской железной дороги. Смоленский вокзал в Москве стал шестым по счету и вторым по величине. В газетах о нем написали: "Станция представляет собой довольно красивое здание". 
Затем железную дорогу от Смоленска продлили до Бреста и в 1871 году вокзал переименовали в Брестский.
Для снабжения дороги в Москве был построен газовый завод, в ведении дороги находились железнодорожные мастерские в Москве и Минске.
В 1870—96 гг. дорога принадлежала АО Московско-Брестской железной дороги (образовано при слиянии Московско-Смоленской и Смоленско-Брестской железной дороги). После выкупа в казну дорога находилась в ведении МПС.
Весной 1896 года на Брестский вокзал в Москву должна была прибыть царская семья – предстояла коронация Николая II. В связи с этим событием архитектору Льву Кекушеву поручили в короткий срок построить Императорский павильон. В результате в правом крыле вокзала вырос удивительной красоты деревянный терем. Строение было выполнено в псевдорусской манере, и всех, кто видел его изнутри, оно восхищало богатством декора, что неудивительно – средств на него не пожалели.
Стены и потолки павильона обшили тиком стального цвета, фризы и потолок покрыли золочеными росписями, специально из Франции привезли мебель. Общая площадь терема была разделена на три части: по центру располагалась приемная, а по обе стороны от нее – крытые стеклянные галереи. Дальше крытые, но уже не застекленные галереи тянулись до платформы. Крыльцо сверху украшало рельефное изображение государственного герба. Рядом возвышался флагшток для императорского штандарта. От вокзальной площади до павильона в день встречи императорской семьи простелили бархатный ковер. В последующие годы Императорский павильон использовали для торжественных встреч высокопоставленных лиц. А в 1908 году во время строительства современного здания вокзала терем разобрали.
Со временем пассажирский поток увеличивался, и старое здание Брестского вокзала стало тесным. В 1890-е годы железная дорога стала двухпутной, а платформа была предусмотрена только одна. Помещения для пассажиров, особенно это касается третьего класса, не вмещали даже людей с одного поезда. 
В 1898 году начальник железной дороги Д. Кригер подал несколько прошений в управление МПС с просьбой о выделении средств на расширение вокзала к этому времени дорога стала казенной). Но только в 1907 году начались работы по реконструкции Брестского вокзала.
Новое здание вокзала проектировал архитектор И. Струков. Также участие в строительстве принимал новый начальник железной дороги, военный инженер генерал Ф. Мец. Вокзал состоял из двух корпусов, приставленных друг к другу под тупым углом. Угловая половина была двухэтажной. Она отводилась под царские нужды и называлась Царский угол.
Весной 1910 года было закончено правое крыло вокзала. Теперь здесь было 4 платформы. Крайняя – предназначалась для императора. 25 мая 1910 года состоялось открытие первой очереди, а в феврале 1912 года закончили и освятили левое крыло Брестского вокзала. По площади новый вокзал был в 3 раза больше старого. На реконструкцию было потрачено около миллиона рублей, но траты себя оправдали. Новое здание было построено в неоклассической манере с элементами ампира и ложной готики. На главном фасаде красовались картуши в виде щитов с эмблемами железной дороги. Над четырьмя входами в пассажирские залы размещались башенки с флагштоками. И внешние фасады, и внутренняя отделка вызывали восхищение, кассы и телеграф были оборудованы по последнему слову техники. Здесь впервые в Москве появились аппараты, которые распечатывали железнодорожные билеты. Особого внимания заслуживало то, что здание построено из бетона и железа, а это значительно снижало пожароопасность.
Открытие нового вокзала совпало с празднованием столетия победы в войне с Наполеоном, и 4 мая 1912 года в память об императоре Александре, при котором Россия одержала эту великую победу, Московско-Брестская железная дорога была переименована в Александровскую, а вокзал – в Александровский. С тех пор на вагонах в качестве украшения появились рельефные вензеля императора Александра. Поскольку такое украшение было достаточно дорогим, то с течением времени вензеля стали рисовать краской.
Когда разразилась первая мировая война, Брестский вокзал вошел в число первых прифронтовых. С его платформ уходили эшелоны с солдатами и припасами на запад, а оттуда возвращались с ранеными, для которых прямо на вокзале открывали пункты питания. По дороге перевозились и поступали на Белорусский вокзал боеприпасы, продовольственные грузы, воинские эшелоны, беженцы; велись работы по прокладке запасных путей на участке Москва — Минск; построены дополнительные ветки в Москве к эвакуационным пунктам у николаевских казарм на Хорошевском шоссе и к авиационным мастерским на Ходынском поле; уложены дополнительные обгонные пути на 29 промежуточных станциях.
Когда в 1922 году Александровскую и Московско-Балтийскую железные дороги объединили в одну Московско-Белорусско-Балтийскую, то вокзал стал называться Белорусско-Балтийским.
Белорусский вокзал и железная дорога связаны с историко-культурными событиями в жизни страны и Москвы. Здесь весной 1928 г. москвичи встречали М. Горького, в 1937 г. — лётчиков В. Чкалова и М. Громова, в 1938 г. — исследователей Северного полюса во главе с И. Папаниным. 
Во время очередной реорганизации железных дорог, проходившей в 1936 году, вокзал получил свое нынешнее название.
В 1941 г. на привокзальной площади проходили проводы на фронт частей народного ополчения, в 1945 г. на Белорусский вокзал прибыли первые эшелоны солдат, возвратившихся из Берлина.
В правом крыле вокзала в 1938 г. начала действовать станция метро «Белорусская» (Замоскворецкой линии). 

В 1976 г. построено новое здание вокзала (в дополнение к существующему) и произведена частичная реконструкция старого вокзала. 

В 2007-2009 годах вокзал был снова реконструирован. Работы проводила компания Аэроэкспресс. Целью реконструкции было установление железнодорожного сообщения вокзала и аэропорта Шереметьево. Аэровокзал площадью 600 квадратных метров разместился на четвертом этаже Белорусского вокзала. Здесь пассажиры могут пройти регистрацию на внутренние рейсы, оформить и сдать багаж. Железнодорожные экспрессы с Белорусского вокзала по пути к станции Аэропорт Шереметьево делают остановку на Савеловском вокзале.

Белорусский вокзал отличается сложной схемой планировочной организации внутреннего пространства вокзального здания; в декоре фасадов эклектично соединены элементы многих «исторических» стилей.

Ежедневно Белорусский вокзал принимает 30 тыс. пассажиров (1995).

Железнодорожный вокзал новой, Московско-смоленской железной дороги, появился на площади Тверской заставы в 1870 году. Он получил название Смоленский и стал в Москве шестым по счету. После продления железнодорожной ветки до Бреста вокзал стал называться Брестским. После реконструкции 1912 года вокзал сменил название на Александровский, в 1922 году был переименован в Белорусско-Балтийский и только в 1936 году стал Белорусским.
Современное здание вокзала начали строить в 1908 году, по проекту арх. И. Струкова. Новый вокзал был в 3 раза больше прежнего, полностью из железа и бетона в целях пожарной безопасности. Здание в стиле неоклассицизма с элементами ложной готики и ампира выглядело очень пышно. Фасад здания был украшен щитами с железнодорожными эмблемами. Над входами в пассажирские залы возвышались четыре изящные башенки с флагштоками.
Два корпуса здания стояли под тупым углом. Угловая, тогда еще одноэтажная, часть здания была отведена под царские покои и так и называлась — «Царский угол». В кассах установили аппараты для выдачи железнодорожных билетов — первые в столице. Вокзальный телеграф был оборудован по последнему слову техники.
Белорусский вокзал много раз перестраивался, но и после всех реконструкций удалось сохранить его исторический облик с величественным фасадом, лепниной и орнаментом. Сегодня на Белорусском вокзале действует 6 платформ, 2 здания для пассажиров, подземный тоннель соединяет привокзальную площадь, пригородные платформы и Ленинградский проспект. Вокзал обслуживает полторы тысячи человек в час.

Современная площадь Тверской заставы возникла в 1742 году вместе со строительством Камер-Коллежского вала. Ещё в 16 веке здесь существовала Тверская Ямская слобода и проходил оживлённый Тверской тракт, позднее ставший называться Петербургским.
15 декабря 1868 года император Александр II утвердил концессию на строительство Московско-Смоленской железной дороги, проект которой подготовили Московское и Смоленское земства. Московская станция назначалась по левую сторону Петербургского шоссе, против Петровского парка. В 1869 г. Городской Думой был поднят вопрос о переносе станции ближе к городу. Созданная комиссия постановила строить её у Тверской заставы.
В апреле 1869 года началось строительство вокзала, названного Смоленским и ставшего шестым по счёту и вторым по размерам в Москве. Ответственным за строительство был крупный предприниматель, владелец кирпичных заводов статский советник Немчинов, давший имя современной платформе «Немчиновка».
Движение по дороге было открыто 19 сентября 1870 г.
В ноябре 1871 года, железная дорога была продлена до Бреста. Линия Москва – Брест стала самой протяженной в стране (1100 км). Вокзал стал называться Брестским.
К началу 1890-х годов вокзал с трудом вмещал пассажиров одного поезда. Но приступить к реконструкции удалось лишь в 1907 году.
Автором проекта нового Брестского вокзала был архитектор И. Струков. В год открытия нового Брестского вокзала Россия праздновала столетие войны с Наполеоном. В честь императора Александра I, при котором была одержана победа в Отечественной войне 1812 года, 4 мая 1912 г. Московско-Брестская железная дорога и вокзал стали называться Александровскими.
В построенным по двум сторонам площади фасаде вокзала И. Струков объединил традиционные детали крупных железнодорожных станций: фланкированную башнями огромную арку входа, купольные павильоны. Интерьеры вокзала тяготели к классическим мотивам дворцов эпохи Александра I. Вместе с вокзалом был построен Тверской путепровод.
В августе 1922 г. Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. А с мая 1936 г. вокзал получил свое теперешнее имя – Белорусский. С этим именем он вошел в историю Великой Отечественной войны. 26 июня 1941 года впервые на площади перед вокзалом была исполнена песня «Священная война».

Фото:



Проезд:

Метро «Белорусская».


Видео:




Состояние на 21.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий