вторник, 27 сентября 2016 г.

Болотная набережная

Расположение:

Набережная проходит по району Якиманка (ЦАО) от западной стрелки острова между Водоотводным каналом и рекой Москвой до Малого Каменного моста и улицы Серафимовича. 

Проходит вдоль левого берега Водоотводного канала.

Описание:

На набережной осуществляется одностороннее движение по одной полосе в сторону западной стрелки острова и Берсеневской набережной. Тротуары – с 2-х сторон. Набережная ограждена низкой декоративной оградой. Озеленение слабое. Длина – около 1 км.

История:

Набережная ведет свою историю от прокладки Водоотводного канала в 1780-е годы. 

Водоотводный канал был проложен в 1783—86 гг. вдоль центральной излучины Москвы-реки, на месте бывшего Болота (отходит от реки выше Большого Каменного моста и сливается с ней в районе Шлюзовой набережной). 

Строительство Водоотводного канала в 1783 г. вызвано повреждением в половодье опор Большого Каменного моста. Для их восстановления река была отведена каналом (отсюда название). Длина канала 4 км, ширина от 30 до 50 м, глубина около 2 м. Во время половодий канал «разгружает» главное русло реки. Через Водоотводный канал построено 8 мостов, в том числе 2 пешеходных. Русло канала проходит по заболоченной низине, бывшей когда-то староречьем. 

С постройкой Бабьегородской плотины Водоотводный канал стал судоходным. 

После сооружения Якиманской, Кадашевской, Овчинниковской, Шлюзовой, Болотной и Садовнической набережных берега Водоотводного канала были укреплены бетонными стенками, облицованы гранитными плитами.
Набережная названа с конца 18 века от слова Болото (известно с 14 века), обозначавшего часть низкого берега Москвы-реки, затопляемую (до сооружения Водоотводного канала) во время весенних паводков и после сильных дождей. Эта часть Замоскворечья именовалась в древности также Великий Луг (древнерусское большой).

Западная часть набережной в 19 веке превратилась в промышленную зону. Восточная часть набережной, между Болотной площадью и Балчугом, была застроена крупными зданиями, среди которых выделяется Кокоревское подворье, занимавшее целый квартал между рекой и каналом, и дом дешевых квартир на углу Фалеевского переулка.

В 1990-х годах были снесены здания, примыкающие к Москворецким мостам – на их месте по сей день пустыри и маловыразительное здание «Царева Сада».


В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Фотостудия White photo (№ 1, стр. 1). 

На узком мысу, образованном рекой Москвой и Водоотводным каналом, виден красивый дом со шпилем. В 1867 году здесь возник Императорский Московский речной яхт-клуб. Инициативная группа, в соответствии с порядком утверждения клубов, подала прошение о желании создать «в Москве речной яхт-клуб по примеру С.- Петербургского». Проект устава рассмотрели на заседании Комитета Министров и затем представили на утверждение Государя Императора. Это событие, знаменательное для Московского речного клуба, состоялось 6 июля 1867 года. Именно с этого момента и началась его официальная история. Первым командором клуба был избран московский гражданский губернатор И. С. Фонвизин, а вице-командором - Я. В. Пуаре.

Первоначально на стрелке реки и канала была оборудована плавучая пристань яхт-клуба. Помимо этого клуб арендовал казённый сарай там же, на Стрелке, для зимнего хранения инвентаря. Позже была арендована дача «Студенец» и здание на Пречистенке (дом № 7) для проведения общих собраний членов клуба.

В 1870-е годы клуб выстроил на Стрелке деревянный павильон, устроил новую пристань и эллинг для судов.

Наконец, в 1892 году, в ознаменование двадцатипятилетия Московского речного яхт-клуба, было принято решение о строительстве каменного здания на Стрелке. Для этого у города был арендован «участок городской земли Якиманской части 1 участка на стрелке... мерою 142,9 кв. саж. сроком с 1 июля 1892 г. по 1 июля 1928 г. за плату 100 рублей 03 коп. в год под постройки». Строительство началось на следующий год по проекту техника архитектуры К. Г. Треймана.

Московский яхт-клуб ориентировался на развитие гребного спорта. В уставе клуба было также закреплено, что члены клуба обязаны заниматься изучением «всякого рода гимнастических упражнений, развивающих физические силы, как-то: плавания, морской гимнастики, катанья на буэре и коньках, стрельбы в цель, фехтования и т.п.».

Несмотря на это, далеко не все посетители и члены клуба горели желанием изучать гимнастические упражнения и кататься на «буэре». При клубе имелся отличный ресторан и многие приезжали сюда вкусно поесть и полюбоваться прекрасным видом на реку.

Здесь же находилась и неплохая библиотека. Клуб занимался издательской деятельностью.

После революции вся недвижимость клуба и весь спортивный инвентарь были национализированы. Яхт-клуб стал называться гребной базой «Стрелка». И, по-прежнему, это место оставалось одним из самых модных в Москве. Хотя первое время здание яхт-клуба стало отчасти жилым. В нескольких комнатах поселились известные гребцы. С годами, особенно в послевоенное время, яхт-клуб превращался всё больше в детский клуб, а после постройки гребного канала в Крылатском и вовсе потерял свое спортивное значение. Само здание было частично перестроено во второй половине ХХ века.

В настоящее время здание клуба, стоящее на охране, как объект культурного наследия регионального значения, отреставрировано, но территория огорожена забором, прохода к нему нет.

Бывшая гребная база «Стрелка», основанная в 1867 г., и детская спортивная школа, ставшая некоммерческим структурным подразделением ОАО МКФ «Красный Октябрь» в 1989 г.

В этом домике когда-то располагался Московский Императорский яхт-клуб любителей гребного и парусного спорта. Первоначально там занимались только гребным спортом. 

К 1911 г. в яхт-клубе состояли 124 активных члена и насчитывалось около 40 гребных и парусных судов. Помимо увлечения греблей и парусом руководство яхт-клуба активно популяризировало плавание, стрельбу, фехтование, катание на буерах, лыжах и коньках. Императорский московский речной яхт-клуб имел, помимо основного здания, лесную станцию с особым театральным фойе на Воробьевых горах, каток на Петровке, лыжную станцию на Б. Царицынской, около дома Бармина, а также хорошо оснащенные мастерские по ремонту и изготовлению гребных судов.

В половодье на Москве-реке яхт-клуб ежегодно устраивал спасательные станции. Командором яхт-клуба и основным меценатом в 1915 г. был известный предприниматель, владелец огромной водочной и коньячной империи, пожалуй самой крупной в России того времени, — Сергей Шустов, директор товарищества «Н.Л. Шустов с сыновьями». Его бренд «Коньяк Шустова» до сих пор, спустя столетие, известен россиянам. Сам Сергей был увлеченным и талантливым гребцом, чемпионом России, выигравшим первый кубок на «Первенстве России», учрежденном в 1892 г. 22 гребными клубами России. Впоследствии он еще несколько раз становился победителем в гребных гонках одиночек в 1893 и 1896 гг.

В советское время тут были оборудованы специальные закольцованные гребные бассейны. Два для академистов (примерно на 8 чел.) и два для байдарочников/каноистов (примерно на 16 чел.). Это было очень круто, т.к. на механических тренажерах невозможно было сымитировать "чувство воды" и приходилось терять много времени в начале сезона, чтобы "прикататься". На воду мы выходили здесь же. 
На набережной прям напротив домиков был плавный ступенчатый спуск прям к воде. Ну и плот небольшой понтонный тоже был. Пока нормальные реки и водоемы были подо льдом мы уже рассекали. Правда было очень страшно. В случае переворота вылезти на берег было невозможно, он же каменный, и приходилось надеяться, что тренер успеет быстрее, чем тебе сведет ноги. Усугублялось это тем, что под ближайшими мостами (Патриаршим и Малым Каменным) под водой остались старые деревянные видимо сваи. В мутной воде на глубине 10-20 см их практически не видно, а веслом зацепить вполне реально. Что иногда и происходило. Тогда нас стали отправлять в сторону Большого Крымского моста, но все-равно если что, в мокрой весенней одежде и обуви при нуле градусов далеко не поплаваешь, а до берега там довольно далеко (у Патриаршего можно хоть еще минут 5-10 за камушки поскрестись). Поэтому после пары реально стрёмных инцидентов данную практику довольно быстро прекратили.

К сожалению, сейчас этой базы не существует - последние её лодки в прогнившем состоянии были сложены на грузовик для дальнейшей утилизации. Домик, ранее принадлежавшей базе теперь отреставрирован под гостевые нужды. В частности, использовался для проживания Йоко-Оно во время её визита в Москву.

Памятник Петру Первому.

Бронзовая фигура первого русского царя «бороздит» Москву-реку с 1997 года. Он пришвартовался на искусственном острове, который находится на разделении Москвы-реки и водоотводного канала. Скульптура была создана Зурабом Церетели по заказу Правительства Москвы в честь 300-летия российского флота. Сразу же после установки бронзового царя, в общественных кругах возникли споры и отторжение изваяния: многие архитекторы, деятели культуры и даже обычные москвичи считали памятник уродливым из-за его непропорциональности, да и его месторасположение казалось им неподходящим. Предпринималось множество попыток по уничтожению или демонтажу скульптуры, но ни одна из них, к счастью, не увенчалась успехом и теперь каждый может насладиться видом на самый обсуждаемый и вызвавший бурю эмоций памятник с набережной Музеона - парка искусств.

Самый высокий в России памятник — высотой 98 метров — находится на искусственном острове у разделения Москвы-реки и Обводного канала и изображает первого российского императора Петра I, стоящего за штурвалом корабля.

Установлен памятник в 1997 году, в дни празднования 850-летия столицы. Автор работы — скульптор З. З. Церетели. В документах этот монумент именуется памятником «В ознаменование 300-летия российского флота», хотя установлен на год позже юбилея.

Несущий каркас памятника выполнен из нержавеющей стали и облицован бронзой самого высокого качества. Свиток в руках Петра I и Андреевские кресты на флагах покрыты позолотой. Флаги представляют собой флюгеры. Вокруг острова устроены фонтаны, создающими иллюзию, что корабль плывет, рассекая волны. Ночью памятник освещается эффектной подсветкой. При проектировании монумента проводились аэродинамические испытания. Внутри памятника устроена лестница для технического обслуживания сооружения.
Специалисты отмечают ряд допущенных скульптором исторических неточностей в изображении корабельных снастей, костюме императора. Пожалуй, ни одни памятник в Москве не вызывал столько споров по поводу своей художественной ценности и неудачного расположения в городском пространстве. Несколько раз поднимался вопрос о демонтаже скульптуры, переносе в другое место или другой город. скульптуры. После попытки взрыва монумента к нему был закрыт доступ для публики.

• Центр фотографии им. братьев Люмьер, Бар Rolling Stone (№ 3, стр. 1).

Центр фотографии имени братьев Люмьер открылся 2 марта 2010 года на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и включает в себя три выставочных зала, галерею коллекционной фотографии, книжный магазин PhotoBookPoster, библиотеку и кафе.

Все экспозиции посвящены советскому, российскому и зарубежному фотографическому искусству ХХ и ХХI века. 
Арт-площадка занимает более 1 000 кв. метров старого особняка на Болотной набережной и предназначена для работы с профессиональными фотографами, фотографическими коллекциями и фотовыставками. Три просторных выставочных зала позволяют экспонировать более 400 фотографий. На территории Центра работает открытая библиотека, где представлена лучшая литература по фотографии за последние 80 лет. Книжный магазин PhotoBookPoster предлагает широкий и постоянно обновляющийся ассортимент книг по искусству и истории фотографии, а также открыток, фотопостеров и журналов. 

Кроме регулярного проведения фотографических выставок, Центр занимается обучением, исследовательской деятельностью, проводит собственную издательскую программу и формирует базу для создания российского «Музея фотографии».

РЕЖИМ РАБОТЫ
вторник—пятница: 12:00—21:00; 
суббота—воскресенье: 12:00—22:00; 
понедельник: выходной.

• Студия MEL Space (№ 5, стр. 1).

• Фотостудия Forma photo place (№ 7, стр. 3). В стиле Loft. Площадь съемочного павильона в 120 кв. м при высоте потолков 5 м позволяет проводить фото- и видеосъемки любых жанров и уровней сложности. 

Бывший отдел главного механика фабрики.

• Отель «Красная Стрела» (№ 7, стр. 4). Есть бизнес-центр, возможно проживание с животными, ресторан.

• Ночные клубы ICON и RED (№ 9, стр. 1). 

Раньше это был холодильный цех «Красного Октября».

• Ресторан Shakti Terrace (№ 11).

• Недействующая ГЭС-2 (№ 15, к. 1; 1908 год постройки; бывшая электрическая станция городского трамвая). 

В 1895 году Городская Дума признала, что электрические трамваи, безусловно, нужны, но при этом они «должны составлять особое городское предприятие, а устройство их и экономическая деятельность должны производиться за счет и мерами городского общественного самоуправления». Пришлось выкупать имущество частных конно-железных дорог – предтеч трамвая. Процедура выкупа затянулась аж до 1908 года, но уже в 1899 году в Москве появился первый трамвай.

За 1898 год «Общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» построило первую, фактически опытную, линию трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка. В феврале 1899 года комиссия городской думы во главе с обер-полицмейстером Д. Ф. Треповым провела испытания нового транспорта. Трамвай разгоняли до немыслимой скорости... 25 верст в час (около 26 км), резко тормозили, испытывали оборудование во всех режимах. И 6 апреля 1899 года состоялось торжественное открытие: после молебна первый трамвай отправился в рабочий рейс к Петровскому парку.

Первое время ток подавался с Раушской электростанции, принадлежавшей «Обществу электрического освещения 1886 года», но было принято решение построить казённую электростанцию, тем более что сеть трамвайных путей стремительно разрасталась. Место для станции выбиралось очень тщательно. Первоначально выбор пал на Симонову слободу. Но окончательное решение оказалось в пользу Верхних Садовников. Очень уж удобное место! Москва-река, Водоотводный канал, а значит удобный подвоз топлива; в избытке вода, требовавшаяся в большом количестве котлам будущей станции. Тем более, недалеко от Театральной площади, на которую в то время пала основная нагрузка всей московской трамвайной сети, а, следовательно, существенная экономия расхода кабеля. Лучшее место и представить сложно.

Пришлось только отрезать часть земли у Винно-Соляного двора, именно там, на берегу Водоотводного канала, или Канавы, как чаще называли его москвичи, и была заложена 25 сентября 1904 года Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог.

Строительство велось по проекту архитектора В. Н. Башкирова при участии знаменитого инженера В. Г. Шухова. Общая проектируемая мощность станции составляла не менее 15 тысяч киловатт. Пока станцию строили, ток для трамваев производила построенная неподалёку временная станция, впоследствии разобранная. Пуск первой очереди станции произошёл в торжественной обстановке, в присутствии городского головы Н. И. Гучкова 2 февраля 1907 года. В огромной котельной ЦЭС заработали восемь водотрубных паровых котлов «Фицнер-Гампер», в машинном зале — два паровых турбогенератора «Броун-Бовери».

К этому времени почти треть всей производимой в Москве электроэнергии потребляло трамвайное хозяйство.

Архитектуру станции попытались композиционно увязать с храмом Христа Спасителя и Кремлём. Венчали её четыре высокие (64 м каждая) кирпичные трубы. Украшением являлась красивая башенка с часами, напоминающая Спасскую башню Кремля.

К сожалению, в последующие годы шатёр башни и часы были утрачены. Кирпичные трубы заменены на металлические.

Станция действует и поныне. Она принадлежит ОАО «Мосэнерго» и носит официальное название МГЭС-2, «Трамвайная».

С появлением электричества на смену медлительным конкам пришел «электрический» транспорт. Первый московский трамвай был пущен в марте 1899 г. от Бутырской заставы до Петровского парка. 

Специально для энергоснабжения трамвайных линий 15 февраля 1907 г. была введена электростанция «Трамвайная», мощностью 6 МВт, построенная около Малого Каменного моста на водоотводном канале.

Центральная электрическая станция Московских городских железных дорог была заложена 25 сентября 1904 года на части территории Винно-Соляного двора, на берегу Канавы (Водоотводного канала).

Строительство велось по проекту архитектора В. Башкирова при участии знаменитого инженера В. Шухова. Пока станцию строили, ток для трамваев производила построенная здесь же неподалёку временная станция, впоследствии разобранная. 

Пуск первой очереди станции произошёл в торжественной обстановке, в присутствии городского головы Н. Гучкова 2 февраля 1907 года.

В котельной ЦЭС заработали восемь водотрубных паровых котлов «Фицнер-Гампер», в машинном зале — два паровых турбогенератора «Броун-Бовери». Архитектуру станции попытались композиционно увязать с Кремлём. Венчали её четыре высокие (64 м. каждая) кирпичные трубы. Украшением являлась красивая башенка с часами, напоминающая Спасскую башню Кремля.

В последующие годы шатёр башни и часы были утрачены. Трубы заменены.

1 июня 1956 года произошло объединение МГЭС-2 и МГЭС-1 в одно предприятие: ГЭС-1 им. П. Смидовича. ГЭС-2 обеспечивала теплом центральные районы столицы и покрывала частичный дефицит мощности в электрических сетях этих районов. Топливом для электростанции служил природный газ.

В 2015 станция была полностью выведена из эксплуатации.

В настоящее время в связи с реорганизацией территории (проект «Золотой остров») ГЭС-2 планируется сохранить и разместить в её залах музей современного искусства, общедоступную библиотеку, книжный магазин, кафе, выставочные залы и аудитории на 350 мест для проведения разных мероприятий. 

В 2016-2017 годах ГЭС сломали.

• Тяговая подстанция № 4 «Мосгортранса» (№ 15, к. 5). Построена в 1957 году. Питает близлежащие троллейбусные линии.

• Электрическая подстанция «Берсеневская» (№ 15, стр. 10, 11). Построена на месте снесенных зданий "Мосэнерго" и ее заводов ОЗАП и ГЭС-2. Открыта 8 июля 2016 года.

• Причал Болотная площадь (отправляются прогулочные катера по замкнутому экскурсионному маршруту – по Обводному каналу и основному руслу Москвы-реки вокруг Болотного острова).

Жилых домов нет.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Полянка», «Белорусская», «Тульская» на троллейбусе № 1 до остановки «Кинотеатр Ударник» (на улице Серафимовича) и пешком через улицу Серафимовича. Общественный транспорт по набережной не проезжает.


Видео:




Состояние на 3.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий