суббота, 22 октября 2016 г.

Манежная площадь

Расположение:

Площадь находится в Тверском районе (ЦАО) между площадью Революции, Моховой и Манежной улицами и Александровским садом. 

Рядом – Кремль, Красная площадь, метро «Охотный ряд».

Описание:

Движение автотранспорта по площади запрещено. Озеленение слабое.

История:

Создана в 1932—37 гг., названа в 1937 г. по зданию Манежа, фасад которого оформил южную сторону площади. 

С другой стороны на Манежную площадь выходит фасад гостиницы «Москва». 

Боковые стороны площади ограничены Александровским садом, фасадом Исторического музея и застройкой улицы Охотный ряд. 

На месте Манежной площади в 16 в. находился Моисеевский женский монастырь (снесён в 1789 г.) с кладбищем. 

В начале 18 в. к монастырю по указу Петра I перенесли лавки Охотного ряда, где торговали птицей и дичью. 

После сноса в 1798 г. части лавок здесь образовалась небольшая Моисеевская площадь. 

Остальную часть территории между Манежем, Моховой, Манежной и Тверской улицами в 19 в. занимали торговые строения, между которыми пролегали два переулка — Лоскутный и Обжорный. 

В 1932—38 гг. эта застройка была уничтожена, Моисеевская площадь вошла в новую Манежную площадь. 

В 1967 г. на площади установили закладной камень памятника в честь 50-летия Октябрьской революции (снят), в 1995 г. перед зданием Исторического музея поставлен памятник Г. Жукову (скульптор В. Клыков). 

В 1992 г. началась реконструкция Манежной площади с устройством обширного многофункционального подземного пространства; в процессе реконструкции проведены археологические раскопки площади. В хронологическом горизонте 12-14 вв. на 6—7-метровой глубине обнаружены напластования домонгольского времени, что позволяет предполагать наличие в 12 в. ранее неизвестного посада за р. Неглинной (в Занеглименье). В ходе раскопок обнаружены сложные археологические комплексы: белокаменный Воскресенский мост 16-17 вв., деревоземляная конструкция плотины-дамбы в зоне моста, Моисеевский монастырь. Мост соединял Воскресенские ворота Китай-города с Тверской дорогой; обнаружена белокаменная кладка участков его основания (начало 17 в.), выявлены фрагменты моста 1741 г. (архитектор П. Гейден). Слой середины 17 — начала 18 вв. сохранил следы слободы стрелецкого Стремянного полка. 

В 1996 г. вдоль ограды Александровского сада открыто искусственное русло (имитация водотока р. Неглинной), декорированное балюстрадами и скульптурными группами на темы русских сказок (скульптор З. Церетели).
Моисеевский монастырь женский (17-18 вв.), в центре Москвы, в северо-западной части современной Манежной площади. 
С 1600 г. известна деревянная церковь Моисея Боговидца (пророка Моисея), рядом с которой были основаны три богадельни. 
Время сооружения каменной церкви неизвестно. 
Монастырь возник не позднее 1676. В 1690 построено каменное здание келий. 
В начале 18 в. в монастыре было 100 монахинь. 
В 1706 г. окружён каменной оградой. 
В 1737 г. строения пострадали от пожара. 
В 1765 г. упразднён. 
Захоронения на кладбище прекращены после эпидемии чумы 1771 г. 
В 1787 г. здания храма и богаделен разобраны, на месте Моисеевского монастыря устроена Моисеевская площадь. 
В 1883 г. в память 5-летней годовщины освобождения болгар от турецкого ига на площади построена часовня Александра Невского (архитектор Д. Чичагов; снесена в 1922 г.).
Во время историко-археологических исследований Манежной площади велись раскопки культурного слоя Моисеевского монастыря (март — май 1995, руководитель А. Векслер). Обнаружен белокаменный фундамент церкви Моисея Боговидца (середина 17 в.). Ниже монастырского комплекса открыты бревенчатые погреба, подклети, колодцы (15 — первой половины 16 вв.). Раскопан некрополь Моисеевского монастыря, включавший более 600 захоронений (из них 25 мумифицированы). Тела умерших лежали в деревянных долблёных колодах и гробах-ящиках, один костяк завёрнут в бересту. Обнаружено 28 надгробий из белого известняка, 2 — из сланца. Найдены: нательные кресты из металла, дерева и янтаря; стеклянные и металлические сосуды (слезницы) для хранения миро; чётки, воздухи, облачения (куколи, аналавы). Уникальные ткани, расшитые шёлком, сохранили первозданный цвет. Останки перезахоронены на кладбище в Ракитках.

Площадь образовалась в 1932-1938 годах, когда целый квартал домов между гостиницей «Москва» и Манежем был снесен. Соединив Воскресенскую, Моисеевскую и старую Манежную площади, огромное пространство получило название площадь 50-летия Октября.
В XVII веке на углу Тверской и Моховой улиц располагался женский Моисеевский монастырь. На месте упраздненного монастыря в 1883 г. была построена часовня во имя Александра Невского. Часовня, подобно Плевненской, являлась памятником воинам, погибшим в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., и, к сожалению, она стала первым религиозным строением в бесконечной череде церквей, часовен и монастырей, которые советская власть снесла в угоду новой политике.
В XVIII веке квартал был прорезан сетью маленьких переулков. В XVI веке поблизости находился Опричный двор Ивана Грозного, куда он поселил Стремянной стрелецкий полк. Позднее здесь образовались Мясной, Обжорный, Шубный, Лоскутный ряды – огромный, грязный толкучий рынок с кабаками.
В XIX веке это уже район с плотной жилой застройкой. Толкучий рынок переведен в Китай-город на Старую и Новую площади, а здесь торговали сукном, шубами. Район был застроен амбарами, торговыми лавками и домами с дешевыми меблированными квартирами, в которых жили московские студенты.
В 1930-х годах, руководствуясь Генеральным планом реконструкции Москвы, утвержденным в 1935 г., весь квартал был снесен. Тогда же Москва потеряла одну из интереснейших гостиниц старой Москвы – «Лоскутную», в которой любили останавливаться А.П. Чехов, Л. Андреев, Ф.М. Достоевский, И. Куприн. Подолгу жили П. Боборыкин и И. Бунин.

С 1940-го до 1990 года площадь была пустой. По первоначальному плану на ней было задумано воздвигнуть несколько монументов, однако на деле площадь стала огромной парковкой для туристических автобусов. В начале 1990-х Манежная стала местом проведения митингов. Многотысячные собрания людей, выступавших против советской власти, собирались под стенами Кремля.

В 1993 году площадь решили застроить. По проекту М.М. 
Посохина и З.К. Церетели на Манежной и под ней появились многоэтажный подземный магазин и наземная зона отдыха, полностью изменившие облик и значение площади.
Сегодня это место прогулок москвичей и гостей столицы. Вдоль границы Манежной площади и Александровского сада проложено русло речки, вдоль нее установлены скульптуры З.К. Церетели. Центр площади венчает купол с установленной на нем скульптурой Георгия Победоносца.

На основе многочисленных находок обнаруженных под Манежной площадью, был организован Археологический музей. В музее можно видеть остатки Воскресенского моста через Неглинную, клады, фрагменты деревянной мостовой.


В 1995 г. у Исторического музея была открыта статуя полководца Г.К. Жукова, работы скульптора В.М. Клыкова.


Площадь названа в 1937 году по выходящему на площадь зданию Манежа.

В состав площади вошли бывшие Моисеевсая площадь, Обжорный переулок, Лоскутные переулок и тупик, а также прилегающие части Большой Никитской, Манежной, Моховой и Тверской улиц.

В 1967–1991 годах – площадь Пятидесятилетия Октября (в честь 50-летия Октябрьской социалистической революции 1917 года).

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Центральный выставочный зал «Манеж» (1817 год постройки, в 1917 – 1957 годах – правительственный гараж; затем – выставочный за; значительно пострадал от пожара в 2004 года, капитально реконструирован в 2005 году; выставки, встречи и мастер-классы, лекции; музей дизайна).
В XVII – XVIII веках на месте будущего Манежа находилась площадь, где торговали дровами, сеном и мхом, которым конопатили деревянные стены домов (с тех времен и существует название Моховой улицы). Пожар 1812 года уничтожил деревянную застройку улицы, но уже к 1817 году большая часть зданий была выстроена заново. В этом же году 30 ноября, ко дню парада войск - по случаю пятилетней годовщины разгрома армии Наполеона императором Александром I, и открылся Манеж.
Построенное в рекордные сроки (всего за шесть месяцев!), здание Манежа представляло собой уникальную постройку не только по своим размерам (166,1Х44,7 м – самое крупное строение в России на протяжении полутора веков), но и по планировке. Первоначально Манеж предназначался для проведения смотров, учений и парадов, по проекту, в нем должны были легко помещаться до 2 тысяч солдат. Начальник Главного управления путей сообщения и публичных зданий генерал-инженер А. А. Бетанкур разработал проект и поручил его строительство Л. Л. Карбонье. Тот, в свою очередь, представил императору еще два проекта, но Александр утвердил первый – «бетанкуровский», исполнявший главное его условие: Манеж не должен был иметь внутри ни одной подпирающей потолок колонны. Августин Бетанкур разработал для перекрытия здания не имеющую мировых аналогов безопорную конструкцию из деревянных ферм.
Уже через год стропила дали осадку и были поправлены Луи Карбонье, а в 1824-м и вовсе сделаны заново инженером-поручиком А. Я. Кашперовым. Но это не помешало славе о русском Манеже разнестись по всей Европе. Иностранные инженеры приезжали изучать систему его перекрытий.
В 1824 году А. Бетанкур умирает. А в 1825-м принимается решение украсить Манеж скульптурами. Декором фасада занимается главный архитектор «Фасаднической части» Комиссии для строения Москвы Осип Бове; и после окончания работ Манеж прочно занял свое место в списке шедевров мировой архитектуры.
Было бы странно использовать столь престижную площадку в самом центре города исключительно для военных смотров. Поэтому почти сразу Манеж стал выступать в роли Центрального выставочного зала, помещения для народных гуляний, благотворительных вечеров и концертов. В 1867 году, когда в Москву приехал со своим концертом Гектор Берлиоз, ему для выступления определили именно Манеж, а не Большой театр.
В Манеже выступали клоуны, цыганские оркестры, терские казаки, фокусники, проводились популярные в то время благотворительные лотереи.
В 1899 году в Манеже прошел карнавал клуба циклистов (велосипедистов) под названием «Москва». Искусству управления велосипедом обучали здесь же. Среди учеников был и престарелый Лев Толстой, которому обучение давалось крайне нелегко, сказывались годы. Однако сам Лев Николаевич считал, что виновата в его неуспехах одна дама, тоже из новичков. Он переживал: «У нее шляпа с перьями, и стоит мне взглянуть, как они колышутся, я чувствую – мой велосипед неотвратимо направляется к ней. Дама издает пронзительные крики и пытается от меня удрать, но - тщетно. Если я не успеваю соскочить с велосипеда, я неизбежно на нее налетаю и опрокидываю ее. Со мной это случалось уже несколько раз. Теперь я стараюсь посещать манеж в часы, когда, я надеюсь, ее там нет».
Перед 1917 годом в Манеж городские власти загоняли бунтующих студентов из расположенного на другой стороне Моховой столичного университета. После революции в здании разместился правительственный гараж. В 1940-м деревянные фермы в Манеже заменили металлическими, но они вскоре на 1,5 метра прогнулись; c тех пор периодически ставили временные опоры. Интересно, что чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой на полуметровую высоту. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. В войну 1941 - 1945 годов всю махорку выкурили, но конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. А на чердаке еще долго стоял густой запах табака.
В 1957 году Манеж переоборудовали под Центральный Выставочный зал, здесь проходили Всесоюзные художественные выставки. А в 1962 году открылась знаменитая городская выставка «XXX лет МОСХА», к которой была присоединена экспозиция студии профессора Э. М. Белютина «Новая реальность». Знаменита она на весь мир скандалом, учиненным Н.С. Хрущевым, после его знакомства с работами студийцев. «На два года на лесозаготовки!», «Все запретить!», «ПидАрасы!» - таковы, говорят, были эмоциональные оценки Хрущева. Только в 1990 году в Манеже открылась выставка «Новой реальности» под многозначительным названием: «От Манежа до Манежа». 400 участников, около тысячи произведений - имена Белютина и художников «Новой реальности» стали своего рода международным брендом.
14 марта 2004 года, примерно в 21.20, по неизвестной причине, вспыхнул чердак здания, огонь моментально охватил всю его огромную кровлю. В тушении участвовало до 100 пожарных расчетов, двое пожарных погибли. Однако гордость Манежа - уникальные деревянные конструкции Бетанкура - сгорели полностью…
Ровно через год, к 18 апреля – Дню исторического и культурного наследия Москвы -новый Манеж был торжественно открыт снова. Площадь здания увеличилась почти вдвое, появились эскалаторы, подземный этаж. В подземной части разместились выставочный зал с галереями, вестибюль с гардеробом, инженерно-технические и подсобные помещения. В основной части - главный выставочный зал, административные помещения, конференц-зал, кафе и ресторан.


Здание Большого Манежа было построено по приказу Александра I в течение восьми месяцев в 1817 году по случаю пятилетия победы в войне 1812 года. Постройка производилась по проекту инженера Августина Бетанкура особым штатом инженеров и архитекторов, подведомственных главному инспектору гидравлических и земляных работ в Москве генерал-майору Льву Карбонье. Здание называлось тогда «экзерциргауз» (дом для военных упражнений). 

Нельзя сказать, что дело со строительством шло гладко. Идея, предложенная Бетанкуром и осуществленная Карбонье, подразумевала уникальный технологический принцип: единственную в своем роде деревянную конструкцию стропил, перекрывавшую без промежуточных опор пространство в 44,86 м. Однако с наступлением жары в конце июля 1818 года две стропильные фермы Манежа дали трещины. Их исправили, но через год в жару снова случилось повреждение в стропилах. По высочайшему распоряжению Александра I с сентября 1823-го по май 1824-го фермы были перестроены, а их количество увеличилось с 30 до 45-ти. В августе 1824 года к кровле Манежа был пришит потолок. Чудо техники времен ампира – результат совместного действия многих архитекторов. Идеи А. Бетанкура и Л. Карбонье доводили до ума честные и скромные профессионалы, о которых история почти умалчивает: полковник Р.Р. Бауса, инженер-поручик А.Я. Кашперов и другие. Главный архитектор Комиссии для строений знаменитый московский зодчий Осип Бове в 1825 году отделал Манеж лепными и штукатурными украшениями. С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты и народные гулянья. После революции в Манеже был правительственный гараж, а во времена Никиты Хрущева (с 1957 года) в здании открылся Центральный выставочный зал. Интересный факт рассказал исследователь Сергей Петров, много лет изучавший конструкцию Манежа в должности начальника Главного управления охраны памятников СССР. Оказывается, чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой. На полметра. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. Несмотря на то, что саму махорку выкурили в войну 1941–1945 гг., все конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. Но и тогда на чердаке еще стоял густой запах табака. 

Занятно, что случай с махоркой в Манеже тянет за собой красивый шлейф культурных ассоциаций. Ассоциации касаются, прежде всего, истории отечественной архитектуры. Вот ведь – махорка! Произнося это, сегодня уже почти экзотическое, слово, как тут не вспомнить символ преобразований современной Москвы – ЦПКиО имени Максима Горького, на территории которого в 1923 году разместилась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка – ВСХВ. И ее символом для последующих поколений стал выстроенный молодым архитектором Константином Мельниковым павильон «Махорка» – один из первых образцов авангардного формотворчества. 

Центральный выставочный зал «Манеж» находится в центре столицы, между Манежной и Сапожниковой площадями, неподалеку от Александровского сада. Это одноэтажное здание длиной около 180 метров, выполненное в стиле классицизма. Манеж отличается уникальным внутренним пространством: оно полностью открыто и просматриваемо и поэтому прекрасно подходит для выставок, экспозиций и общественных мероприятий.
Здание Манежа построено в 1817 году, в честь пятилетия победы в Отечественной войне. Оно выполняло роль экзерциргауза — дома для военных упражнений. Инженером проекта выступил Августин Бетанкур. В основу проекта была положена оригинальная по тем временам конструкция: 30 стропил, перекрывавшие без промежуточных опор пространство в 45 метров. Однако на практике прочность стропил оказалась недостаточной, они лопались от жары. Позднее их количество увеличили до 45-ти.
После революции Манеж какое-то время был правительственным гаражом. В 1825 году его облагородили лепными и штукатурными украшениями под руководством архитектора Осипа Бове. Тогда же было принято необычное решение: чтобы уберечь доверенные конструкции от грызунов и насекомых, чердак здания на полметра был засыпан табаком. Кстати, в годы Великой Отечественной войны весь этот табак скурили.
А с 1831 года Манеж становится площадкой для концертов, выставок и народных гуляний. Центральный выставочный зал открылся в Манеже в 1957 году.
В 2004 году в здании произошел сильный пожар, поэтому его пришлось перестроить. Автор проекта восстановления — архитектор П. Ю. Андреев. После перестройки в здании были изменены интерьеры и некоторые детали экстерьера.

На площади есть газоны, цветники, купола торгового комплекса «Охотный ряд»; фонтан «Часы мира» (стеклянный купол фонтана с названиями городов медленно вращается и за сутки он делает полный оборот; можно узнать не только текущее местное время, но и определить время с точностью до пяти минут в крупных городах мира); 3 фонтана «Купола» (струи воды омывают прозрачные купола). 
Выстроен в 1817 г., к 5-летию победы над Наполеоном. Строительство продолжалось 6 месяцев и было окончено ко дню парада войск в присутствии императора Александра I. Проект разработан инженером А. Бетанкуром, работами руководили инженеры А. Карбонье и А. Кашперов. 
Для перекрытия здания (шириной 45 м) была разработана уникальная безопорная конструкция из деревянных ферм (в 1940 г. заменена металлической), которая уже в 1823—24 гг. потребовала усовершенствования из-за начавшихся осадок, связанных со спешностью стройки. 
Одновременно архитектором О. Бове был разработан проект фасадного декора. 
Осуществлённый в 1825 г., он придал сооружению современный вид. 
Цельность облика постройки обусловлена лаконизмом и единообразием крупных архитектурных деталей. Мерный ритм протяжённых фасадов (свыше 166 м) создаётся аркадой оконных проёмов, разделённых трёхчетвертными тосканскими колоннами, и тяжёлым антаблементом, включающим рельефные вставки. 
Первоначально по оси фасада, обращённого к Александровскому саду, была помещена входная полуротонда (утрачена). Высокая двускатная кровля зрительно облегчена часто поставленными слуховыми окнами и гладкими, без декора, фронтонами в торцах здания. 
Весьма значительная градостроительная роль Манежа, оформляющего две улицы, ещё более возросла с образованием огромного пространства Манежной площади.
Первоначально предназначавшийся для проведения военных смотров, парадов и учений (вмещал пехотный полк — свыше 2 тыс. солдат), Манеж с 1831 г. использовался и для проведения выставок (в том числе Политехнической выставки 1872 г.), народных гуляний, концертов. В 1867 здесь состоялся грандиозный концерт, собравший 12 тыс. зрителей; оркестром и хором (около 700 человек) дирижировали Г. Берлиоз и Н. Рубинштейн. 

После 1917 г. в здании размещался правительственный гараж. 

В 1957 г. переоборудован под Центральный выставочный зал.

В 17-18 веках на месте будущего Манежа находилась площадь, где торговали дровами, сеном и мхом, которым конопатили деревянные стены домов (с тех времён и существует название Моховой улицы). 

Пожар 1812 года уничтожил деревянную застройку улицы, но уже к 1817 году большая часть зданий была выстроена заново. В этом же году 30 ноября, ко дню парада войск – по случаю пятилетней годовщины разгрома армии Наполеона императором Александром I, и открылся Манеж.

Построенное в рекордные сроки (всего за шесть месяцев!) здание Манежа представляло собой уникальную постройку не только по своим размерам (166,1х44,7 м – самое крупное строение в России на протяжении полутора веков), но и по планировке. 
Первоначально Манеж предназначался для проведения смотров, учений и парадов, по проекту, в нем должны были легко помещаться до 2 тысяч солдат. Начальник Главного управления путей сообщения и публичных зданий генерал-инженер А. Бетанкур разработал проект и поручил его строительство Л. Карбонье. Тот, в свою очередь, представил императору еще два проекта, но Александр утвердил первый – «бетанкуровский», исполнявший главное его условие: Манеж не должен был иметь внутри ни одной подпирающей потолок колонны. Августин Бетанкур разработал для перекрытия здания не имеющую мировых аналогов безопорную конструкцию из деревянных ферм.

Уже через год стропила дали осадку и были поправлены Луи Карбонье, а в 1824-м и вовсе сделаны заново инженером-поручиком А. Кашперовым. Но это не помешало славе о русском Манеже разнестись по всей Европе. Иностранные инженеры приезжали изучать систему его перекрытий.

В 1824 году А. Бетанкур умирает. А в 1825 г. принимается решение украсить Манеж скульптурами. Декором фасада занимается главный архитектор «Фасаднической части» Комиссии для строения Москвы Осип Бове; и после окончания работ Манеж прочно занял свое место в списке шедевров мировой архитектуры.

Было бы странно использовать столь престижную площадку в самом центре города исключительно для военных смотров. Поэтому почти сразу Манеж стал выступать в роли Центрального выставочного зала, помещения для народных гуляний, благотворительных вечеров и концертов. 

В 1867 году, когда в Москву приехал со своим концертом Гектор Берлиоз, ему для выступления определили именно Манеж, а не Большой театр.

В Манеже выступали клоуны, цыганские оркестры, терские казаки, фокусники, проводились популярные в то время благотворительные лотереи.

В 1899 году в Манеже прошел карнавал клуба циклистов (велосипедистов) под названием «Москва». Искусству управления велосипедом обучали здесь же. Среди учеников был и престарелый Лев Толстой, которому обучение давалось крайне нелегко, сказывались годы. Однако сам Лев Николаевич считал, что виновата в его неуспехах одна дама, тоже из новичков. Он переживал: «У неё шляпа с перьями, и стоит мне взглянуть, как они колышутся, я чувствую – мой велосипед неотвратимо направляется к ней. Дама издаёт пронзительные крики и пытается от меня удрать, но – тщетно. Если я не успеваю соскочить с велосипеда, я неизбежно на неё налетаю и опрокидываю её. Со мной это случалось уже несколько раз. Теперь я стараюсь посещать манеж в часы, когда, я надеюсь, её там нет».

Перед 1917 годом в Манеж городские власти загоняли бунтующих студентов из расположенного на другой стороне Моховой столичного университета. После революции в здании разместился правительственный гараж. 

В 1940 г. деревянные фермы в Манеже заменили металлическими, но они вскоре на 1,5 метра прогнулись; c тех пор периодически ставили временные опоры. Интересно, что для сохранения деревянных конструкций, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой на полуметровую высоту. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. 

В войну 1941—1945 годов всю махорку выкурили, но конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. А на чердаке еще долго стоял густой запах табака.

В 1957 году Манеж переоборудовали под Центральный Выставочный зал, здесь проходили Всесоюзные художественные выставки. 

А в 1962 году открылась знаменитая городская выставка «XXX лет МОСХА», к которой была присоединена экспозиция студии профессора Э. М. Белютина «Новая реальность». Знаменита она на весь мир скандалом, учиненным Н. С. Хрущёвым, после его знакомства с работами студийцев. «На два года на лесозаготовки!», «Всё запретить!», «Пид...сы!» – таковы, говорят, были эмоциональные оценки Хрущёва. 

Только в 1990 году в Манеже открылась выставка «Новой реальности» под многозначительным названием: «От Манежа до Манежа». 400 участников, около тысячи произведений – имена Белютина и художников «Новой реальности» стали своего рода международным брендом.

14 марта 2004 года, в день выборов президента РФ, примерно в 21.20, по неизвестной причине, вспыхнул чердак здания. Пожару была присвоена пятая (высшая) категория сложности. Пожар уничтожил большую часть произведений 92 российских театральных художников, собранных в Манеже в рамках выставки «Итоги сезона». Огнем была уничтожена кровля, неповрежденными остались только одни массивные наружные стены. В тушении участвовало до 100 пожарных расчётов, двое пожарных погибли. Однако гордость Манежа – уникальные деревянные конструкции Бетанкура – сгорели полностью.

Ровно через год, к 18 апреля – Дню исторического и культурного наследия Москвы – новый Манеж был открыт снова. Площадь здания увеличилась почти вдвое, появились эскалаторы, подземный этаж. В подземной части разместились выставочный зал с галереями, вестибюль с гардеробом, инженерно-технические и подсобные помещения. В основной части – главный выставочный зал, административные помещения, конференц-зал, кафе и ресторан.

Сегодня в новом здании Манежа проходят выставки актуального искусства, проводят встречи и мастер-классы, читают лекции.

Режим работы: понедельник-вторник, пятница-воскресенье 11.00–19.00, четверг 13.00–21.00.

14.3.2004 года в 21 ч. пожар в Манеже. Oчаг возгорания возник в верхней части здания, где находятся деревянные балки и дерпевянные стропила. Oгонь за 15 минут раскинулся на тысячу квадратных метров. Пожар в Манеже был потушен в 2 ч. ночи.

Это уже не памятник! Это просто здание, которое построили в 2005 году и которое не имеет исторической ценности. Возраст здания можно вести только от 2005 года и более никак. Оригинал утрачен навсегда.

Музей археологии (№ 1а). Музей расположен в подземном павильоне на глубине 7 метров в историческом центре столицы, непосредственно на месте крупномасштабных археологических раскопок, проводившихся на Манежной площади в 1993–1996 годах. Основу экспозиции Музея составляют обнаруженные в ходе раскопок устои Воскресенского моста ХVI–ХVII вв., который в прошлом соединял два берега реки Неглинной.

– Музей археологии Москвы открыт в 1997 году. Он расположен в подземном павильоне на глубине 7 метров в историческом центре столицы, непосредственно на месте крупномасштабных археологических исследований, проводившихся на Манежной площади в 1993 – 1997 годах. Основу экспозиции Музея составляют обнаруженные в ходе раскопок устои Воскресенского моста 16-17 вв., который в прошлом соединял два берега реки Неглинной. Раскопки, в режиме охранных работ, были организованы Центром археологических исследований г. Москвы. В толще культурных напластований (мощностью до 6-8 м.) были обнаружены детские игрушки, печные изразцы, медные и серебряные монеты, оружие, разнообразные бытовые предметы. Археологам удалось раскрыть фундаменты каменной застройки 18-19 вв., выявить булыжные и деревянные мостовые, коло дезные срубы и другие сооружения. Это позволило реконструировать планировку и застройку древнего Занеглименья, выявить следы ремесленного производства, воссоз дать быт населения этого района средневековой Москвы. В результате совместных усилий археологов Центра, архитекторов-реставраторов ма стерской № 11 института "Моспроект-2" и сотрудников Музея истории Москвы на месте сохранившихся устоев Воскресенского моста был создан первый в России подземный музей археологии. Воскресенский мост через реку Неглинную – одно из самых крупных сооружений, обнаруженных археологами. 
Первоначально на этом месте была деревянная переправа, от которой начиналась Тверская дорога на северо-запад России. Во времена правления Бориса Годунова через реку Неглинную возвели каменный мост, пер вый в Москве. Его изображение сохранилось на планах Москвы 17 в. 

В 1740 году на месте обветшавшего моста был построен белокаменный мост (архитектор П. Гейден). Мост, длиной более ста метров и шириной около тридцати, имел пять арок, из них лишь одна была проточной - самая правая арка, е сли смотреть на мост с галереи музея. 

Хорошая сохранность сооружения объясняется тем, что в 1817-1819 годы, в ходе реконструкции Москвы после пожара, река Неглинная была заключена в подземный коллектор, а Воскресенский мост засыпан. 

Увидеть, как выглядел Воскресенский мост в начале 19 века можно на макете в экспозиции Музея.

Мнение: весь музей занимает пару залов, где находятся раскопанные в 95-году брёвна от изб и остатки старых каменных фундаментов от бывшего неглинского моста. Вдоль стен стоят стенды с находками, в основном - мусор. Очень много обломков от курительных трубок, которые, очевидно, разбрасывались, как "бычки" от сигарет в наши дни. Весь "музей" осматривается за пять минут и на смену интересу приходит разочарование. Сама идея - сохранить раскопы и -действительно интересные- остатки моста в подземном павильоне (как это сделано, кстати, со стеной Китай города на одноименной станции метро) очень хорошая. Но доступ следовало сделать туда свободным или брать за посещение символическую плату (рублей десять, не больше, чтоб оплачивать труд уборщиц). А то, что они там устроили, очень хорошо иллюстрирует менталитет наших чиновников, для которых главное - любым способом отовсюду состричь свой "клочок шерсти". А посему, лучше сходите в Исторический музей по соседству. Толку по-любому больше будет, даже если вы там уже не раз были.

• Торгово-развлекательный подземный комплекс «Охотный ряд» (работает с 1997 года). 

Кому пришла идея «Охотного Ряда» на Манежной площади?
Лужков: Хочу назвать имя Бориса Улькина, архитектора, проявившего себя в Ташкенте. Он предложил рядом с Кремлем построить торгово-развлекательный подземный комплекс, первый в Москве. Я его поддержал, показал проект Ельцину, он с радостью его утвердил по своеобразной причине. Тогда на Манежной площади все время митинговали коммунисты, и тут вдруг я — с деловым, а не политическим проектом. Проект строительства возглавлял академик архитектуры М. Посохин и заслуженный архитектор России Д. Лукаев. Художник – З. Церетели.

Введён в эксплуатацию в 1997 г. 

Площадь – 63 тыс. м², торговый центр состоит из четырех уровней и уходит вниз под землю на глубину 18 м – это один из самых крупных торгово-развлекательных центров в Европе. 

Всё дорого и пафосно. Потребленчество.

Мнение: основная идея сооружения этого центра, возникшая в умах Ельцинской эпохи - сделать Манежную площадь непроезжей для широких колонн танков и тяжёлой техники в целях как предотвращения массовых военных парадов, ассоциировавшихся у масс населения с коммунистическим режимом, так и для сокращения шансов у конкурентов атаковать Кремль с помощью той же бронетехники (штурмы Белого Дома были у всех ещё свежи в памяти). Теперь же по Манежке никакой танк не проедет - провалится. Это также была одна из причин восстановления красивых ворот между Историческим музеем и Музеем Ленина, а также часовни на углу Никольской (в 30-е их снесли по прямо противоположной причине - на возражение, что уничтожение ворот и часовни испортит эстетику Красной Площади, Тов. Ворошилов возразил: "А моя эстетика требует, чтобы танки входили на Красную площадь пятью колоннами!"). По сути, ворота и часовня теперь выполняют функцию больших бетонных блоков вдоль северокорейских шоссе: в случае чего, их обломками можно быстро завалить проезд.

Гостиница «Москва» относится к улице Охотный Ряд.

• Паб «Альбион» (№ 1, стр. 2). Английский паб. 

Островок настоящей Англии можно теперь встретить в самом центре Москвы, на Манежной площади. Бар «Альбион», хорошо известный москвичам и гостям столицы, недавно пережил второе рождение и стал еще больше похож на старый добрый английский паб. В Москве немного найдется мест с такой неповторимой атмосферой – рекламные постеры и афиши, фигурка далматинца, английские флажки, стильные черно-белые фотографии «Ливерпульской четверки» и других известных исполнителей, развешанные а нашем пабе, добротная барная стойка с переливающимися бутылками, насухо вытертыми рюмками и пивными краниками... 

«Альбион-паб» – это сочетание британского аристократизма и демократичности. И это сказывается во всем: сюда можно просто зайти выпить пинту английского сидра и эля, можно устроить себе обед с классическим «фиш энд чипс» и традиционными десертами или шумную дружескую вечеринку в атмосфере настоящего английского паба.

В «Альбионе» приятно сидеть небольшой компанией, раскинувшись на широких деревянных лавках, как в пабе где-нибудь в сельской Англии, устраивать романтические свидания за маленькими столиками, или проводить деловые переговоры в специальном уголке, на креслах около серванта, уставленного английскими фарфором – и чувствовать себя настоящим джентльменом. Что может быть приятнее, чем, сидя за барной стойкой, слушать нестареющие мелодии «The Beatles», блюз и джаз, смотреть старое черно-белое кино и время от времени бросать взгляд на древние кремлевские стены?

• Фонтан «Гейзер и Навес». 

Комплекс фонтанов «Гейзер», «Завеса», «Водопад». Фонтанная группа из трёх сооружений: «Гейзер», «Завеса» и «Водопад». Центром композиции является скульптура «Времена года». Главный фонтан на Манежной площади - называется «Гейзер», потому что струи его выстреливают, подобно гейзеру. Четыре веселых коня носят название «Четыре времени года», а за ними, прямо над дорожкой бьет фонтан «Завеса», создавая нечто подобное крыше из струй воды. В холодные или ветреные дни лучше держаться от него подальше! А вот в теплое время года там слышен смех – люди, знающие об этом фонтане, стараются провести под струями своих знакомых. В неком подобии русла реки Неглинки находятся скульптуры разных героев сказок– от Ивана-царевича с огромной жабой (в будущем Василисой Прекрасной) до спящей девы-русалки. Дно выложено мозаикой.

• Фонтан «Река Неглинная». Самое большое водное сооружение на Манежной пл. Состоит из двух фонтанов, русла, двух пешеходных мостиков и многочисленных скульптур работы З. Церетели. К реке Неглинной объекты не имеют никакого отношения — подача воды осуществляется из городской водопроводной сети «Мосводоканал». И даже сама Неглинная сейчас течет в другом месте. Но раньше она текла именно там.

• Фонтан «Часы Мира». Фонтан является главным куполом подземного торгового комплекса «Охотный ряд». 

Стеклянный купол фонтана с названиями городов медленно вращается, за сутки он делает полный оборот. Он сам по себе является часами, с довольно затейливым циферблатом. Если разобраться, то можно определить время с точностью до пяти минут в крупных городах мира — отсюда и название фонтана.

• Фундамент часовни св. Александра Невского. Фундамент не воссозданной (на месте снесенной) часовни св. Александра Невского. 

Её планировали восстановить во время реконструкции Манежной площади в конце 1990-х гг., но проект так и не был осуществлён; часовня работы Церетели по-прежнему стоит во дворе Государственного музея современного искусства.

С тех пор год от года на фундамент устанавливаются различные металлоконструкции. Так, в 2010 г. появился праздничный стенд, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, а с 7 февраля 2013 г. по 18 марта 2014 г. здесь стояли электронные часы, ведущие обратный отсчёт до открытия зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи (зимой 2010-11 гг. схожие часы находились рядом с ледяным катком у ГУМа). В новогодний период иногда ставится наряженная ель.

• Памятник маршалу Г. Жукову (с 1995 года).
Авторы памятника — скульптор В. Клыков и архитектор Ю. Григорьев.
Памятник маршалу Георгию Жукову был установлен 8 мая 1995 года — в честь празднования 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Жуков Георгий Константинович — выдающийся полководец, кавалер двух орденов «Победа», Четырежды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза, «Маршал Победы». После войны занимал пост Главкома сухопутных войск. Два года был первым заместителем министра обороны. С февраля 1955 года по октябрь 1957 года – министр обороны СССР. Имя маршала Г. Жукова присвоено Военной командной академии противовоздушной обороны, улицам в Москве, Санкт-Петербурге, в других городах. В ознаменование выдающихся заслуг Маршала Советского Союза Жукова Г.К. в годы Великой Отечественной войны, признавая его роль в строительстве вооружённых сил страны, в укрепление её обороноспособности, Указом Президента РФ от 9 мая 1994 года № 930 учреждены орден Жукова и медаль Жукова. 

"Маршал Победы" изображен верхом на коне, который топчет копытами штандарты нацистской Германии. Интересным фактом стало то, что Сталин приказал Жукову принимать парад на белом коне, что стало уникальным случаем в истории советских конных парадов. В Манеже Министерства обороны коня белой масти, подходящего для Георгия Константиновича, не нашлось, отыскали его в кавалерийском полку КГБ. Это был жеребец по кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но все-таки по утрам приезжал тренироваться в Манеж.

Жилые домов нет.

Достопримечательности:

Центральный выставочный зал «Манеж».

Проезд:

Метро «Охотный ряд».


Видео:




Состояние на 28.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий