среда, 19 октября 2016 г.

улица Кузнецкий Мост

Расположение:

Улица проходит по Мещанскому и Тверскому районам (ЦАО) от улицы Большая Дмитровка до улицы Большая Лубянка. 

Метро «Кузнецкий Мост» (середина улицы).

Описание:

Пешеходная улица – движение автотранспорта запрещено, но на участке от улицы Рождественка до улицы Большая Лубянка – одностороннее движение автотранспорта по 2 полосам в сторону улицы Большая Лубянка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение отсутствует. По центру улицы – ряд фонарей «под старину». Длина – около 950 метров.

История:

В 1514—17 гг. на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки построена церковь Введения в Псковичах (архитектор Алевиз Фрязин Новый; снесена в 1924 г.). 

В 17 в. земли слободы стали переходить к знати. 

В 1754—57 гг. С. Яковлев построил по проекту архитектора Д. Ухтомского каменный мост (ширина около 12 м, длина около 120 м). 

Во второй половине 18 в. на Кузнецком мосту появились магазины, принадлежавшие иностранцам (главным образом французам); в 1812 г. они охранялись солдатами Наполеона I и не пострадали от пожара. 

В 1816—20 р. Неглинная была заключена в трубу, мост частично разобран и засыпан (его белокаменная кладка обнаружена во время строительных работ в 1986 г.). 

В бывший Кузнецкий переулок выходили торец главного здания усадьбы Н. Мясоедова (д. 1/8, середина 18 — начало 19 вв.), а также боковой флигель парадного двора, корпус конюшенного двора и корпус, примыкающий к главному дому (1830-е гг.), построенному после продажи усадьбы её тогдашним владельцем Ф. Толстым Московской конторе Императорских театров. 

В домах жили чиновники конторы и артисты (в 1920-х гг. — Н. Обухова, И. Козловский). 

Участки № 2 и 4 занимала усадьба князей Щербатовых, в 1863 г. её приобрели купцы Солодовниковы, перестроившие главный дом (№ 2) и открывшие в одном из корпусов магазин «Au bon marche» («Дёшево»). Второй дом усадьбы находился во дворе доходного д. 4. Участок № 5 на углу с улицей Петровкой принадлежал А. Анненковой, матери декабриста И. Анненкова (дом снесён при реконструкции Петровки в 1947; на его месте устроен сквер). Владение № 6 в 1791—1918 гг. принадлежало Хомяковым, застроившим его в конце 19 — начале 20 вв. доходными домами (д. 6, правая часть с парикмахерской «Базиль», 1902—03, архитекторы М. Геппенер, И. Иванов-Шиц). Тогда же появился доходный дом М. Сокол (д. 3, архитектор И. Машков, панно — художник Н. Сапунов). 

Наличие большого числа магазинов и недостаток места по фронту улицы обусловили использование здесь зданий типа пассажа — узкого торгового помещения, обращённого к улице торцом (д. 12, пассаж чаеторговца К. Попова, 1877, архитектор А. Резанов). 

К концу 19 в. магазины значительно потеснили помещения иного назначения: ресторан Т. Яра (открыт в 1826, его не раз посещал А. Пушкин) и сменивший его отель Будье уступили место магазину «Ville de Lyon» (д. 9, 1820-е гг., неоднократно перестраивался; в 1880 в правой части открыт магазин Д. Шанкса; с 1961 г. — магазин «Светлана»). 

В д. 20 (1780-е гг., неоднократно перестраивался), стоящем на бывшем участке Д. Салтыковой («Салтычихи»), в середине 19 в. разместился книжный магазин Готье, затем магазин музыкальных инструментов Циммермана. 

Большинство домов на Кузнецком мосту выстроены заново во второй половине 19 — начале 20 вв.: доходный дом Московского купеческого общества с магазинами К. Фаберже и др. (д. 10/8, 1888 — 1892, архитектор А. Каминский); магазин-галерея владельца чугунолитейного и механического заводов Сан-Галли (д. 11, 1883, реконструирован в 1965 г.), с 1916 г. кафе «Питтореск», затем «Красный петух» (здесь бывали В. Брюсов, В. Маяковский, В. Мейерхольд), с 1965 г. выставочный зал, ныне выставочный центр «Московская галерея»; доходный дом П. Третьякова и С. Третьякова с художественным магазином Дацциаро (д. 13, архитектор А. Каминский); дом торговой фирмы меховщика А. Михайлова — «Магазин сибирских и американских меховых товаров» (д. 14, 1901—03, архитектор А. Эрихсон) с меховой фабрикой во дворе дома; торговые помещения Джангаровых с книжным магазином издательства Вольф (д. 18, 1893, архитектор Б. Фрейденберг); магазин «Мюр и Мерилиз» (д. 19; 1886, В. Коссов, 1896, архитектор Р. Клейн). 

К началу 20 в. на Кузнецком мосту обосновались крупные банки: д. 13 арендовался банком «Лионский кредит» (ныне в здании — Прокуратура Российской Федерации); д. 15 (1898, архитектор С.С. Эйбушитц) построен для Международного торгового банка; д. 16 (1900—08, архитектор А. Эрихсон; 1914—16, архитекторы братья Веснины) — банк и торговый дом «И.В. Юнкер». 

В 1905—07 гг. сооружён Доходный дом Первого Российского страхового общества (д. 21/5, архитекторы Л. Бенуа, А. Гунст), здесь в 1918—52 гг. находился Наркомат, затем Министерство иностранных дел СССР. 

После сноса в 1924 г. Введенской церкви на Кузнецком мосту образовалась небольшая площадь Воровского с автостоянкой и памятником В. Воровскому (1924, скульптор М. Кац); мраморный постамент для бронзовой фигуры изготовлен из камня, присланного итальянскими рабочими. 

Правую сторону Кузнецкого моста на углу с улицей Лубянкой завершает одно из зданий КГБ СССР (1982, руководители — архитекторы Б. Палуй, Г. Макаревич), ныне Федеральная служба безопасности Российской Федерации. 

Большинство зданий на Кузнецком мосту сохранили свои функции и даже специализацию магазинов до сегодняшнего дня. 

После 1991 г. на Кузнецком мосту появились магазины иностранных фирм, салон Фаберже, ряд крупных коммерческих банков.

Улица названа в 18 веке по Кузнецкому мосту через р. Неглинная, который был построен в 1770-х годах Семеном Яковлевым на месте Поганого брода через эту речку. 

Кузнецкий мост был скрыт покрытием улицы после заключения реки в 1819 году в подземный коллектор. 

Название моста и первоначальное название улицы (Кузнецкая) происходят от слободы кузнецов при Пушечном дворе, построенном в конце 15 века.

В 17-18 веках часть нынешней улицы от Рождественки до Большой Лубянки называлась Введенской (по церкви Введения Пресвятой Богородицы (снесена в 1925 году).

В первой половине 19 века здесь находилась мастерская архитектора С. Кампиони. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_40.html.

В 1922 году в состав улицы был включен Кузнецкий переулок, бывший ее продолжением от Петровки до Большой Дмитровки.

До революции 1917 года здесь располагалось множество модных магазинов и лавочек, Кузнецкий мост был центром притяжения для московских аристократов.

После Октябрьской революции большинство магазинов на улице были закрыты, а в их помещениях разместились различные учреждения и организации.

В 1920-х годах на Кузнецком Мосту открылись многочисленные издательства и книжные магазины: «Большая советская энциклопедия», «Московский рабочий» и др.

В послевоенное время одной из главных достопримечательностей Кузнецкого Моста, продолжившей его модную славу, стал Общесоюзный дом моделей (№ 14), который проводил здесь показы одежды, создавал коллекции для всех швейных фабрик СССР, шил одежду для советской элиты.

С середины 20 века на улице работают Театр оперетты, Московский дом художника, Государственная публичная научно-техническая библиотека и Государственная театральная библиотека.

В 1986 году в ходе прокладки теплотрассы к зданию МХАТа был случайно найден Кузнецкий мост, при этом в ходе работ частично пострадали его конструкции. Мост был археологически расчищен, проведена его архитектурная фиксация, а разрушенные устои древнего сооружения были восстановлены. Однако в связи с тем, что котлован мешал движению транспорта, мост было решено вновь законсервировать, засыпав песком. На углу Кузнецкого Моста и Неглинной улицы возле нового корпуса ЦУМа в настоящее время можно увидеть невысокую металлическую пирамиду-отдушину, ведущую к законсервированным конструкциям Кузнецкого моста.


В старину на левом крутом берегу реки Неглинки возле Государева Пушечного двора располагалась слобода кузнецов – Кузнецкая слобода. Через речку устроили мост, получивший соответственное название – Кузнецкий. Долгие годы был он деревянным. Не раз смывало его половодьем, но восстанавливали его вновь и вновь. А в середине XVIII века по проекту известнейшего московского архитектора князя Д. В. Ухтомского построили мост белокаменный, трёхпролётный, шириной 12 м и длиной 120 м. Подъезды к мосту стали московской улицей, получившей то же название.
В 1817-1819 годах реку Неглинку заключили в подземную трубу. Но мост сносить не стали. Только разобрали перила, а остальную часть засыпали землёй и песком. Временами его раскапывают при проведении строительных работ, как это было в 1986 и в 2003 годах. При этом были проведены его фиксация и архитектурная консервация. По мнению специалистов, техническое состояние моста допускает его реставрацию и последующую музеефикацию.
Так что никуда не делся Кузнецкий мост. Он у нас под ногами.
С конца XVIII века Кузнецкий мост становится главной торговой улицей Москвы. Здесь открывается множество модных лавок, в основном французских.
Помните грибоедовские строки:
«А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы…»
Если Александр Сергеевич Грибоедов воспел в стихах весь Кузнецкий мост, то другой Александр Сергеевич – Пушкин – с любовью вспоминал ресторан, на этом мосту находившийся.
«...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?...»
Конечно, не только знаменитым рестораном и модными лавками известен Кузнецкий мост. Здесь же находилась и городская усадьба «мучительницы и душегубицы» Дарьи Салтыковой, Салтычихи (на месте современного владения № 22).
Вскоре после революции улица Кузнецкий мост удлинилась. В её состав был включён Кузнецкий переулок. И теперь она начинается не как ранее – от Петровки, а от Большой Дмитровки. На этом отрезке перед самой Петровкой улица расширяется, образуя треугольник. Когда-то на этом месте стоял деревянный дом Алексея Степановича Хомякова. Во второй половине XIX века здесь находилась очень популярная среди актёрской братии гостиница «Щербаки» с одноимённом рестораном. Описание этого заведения оставил В. А. Гиляровский. В самом конце столетия дом сгорел. Городские власти разрешение на строительство нового дома не дали. Было принято решение о приобретении этого участка для спрямления и расширения улицы. Цена, предложенная владельцам, была изрядно занижена. Эпопея покупки этого участка в 55,5 кв. сажен длилась около 10 лет. А сам участок, на котором Хомяковы устроили газон и посадили несколько кустов, получил название «Хомяковой рощи».
Из утрат Кузнецкого моста в ХХ столетии необходимо вспомнить особняк Анненковых на углу с Петровкой, как раз рядом с «Хомяковой рощей», снесённый в 1946 году. И Солодовниковский пассаж, разрушенный в годы войны во время одного из вражеских авианалётов. На его месте сейчас газон перед входом в новое здание ЦУМа, построенное уже в 2000-е годы.

Но, несмотря на утраты, на Кузнецком мосту сохранилось немало прекрасных архитектурных памятников.


В настоящее время Кузнецкий мост на отрезке от Большой Дмитровки до Рождественки вошел в состав пешеходной туристической зоны.


После реконструкции в 2015 году Кузнецкий мост изменился до неузнаваемости. Участок улицы от Рождественки до Камергерского переулка стал полностью пешеходным. Сейчас здесь общественная зона с клумбами, скамейками и новыми винтажными фонарями. Если раньше тот же Кузнецкий мост был под завязку забит машинами, а людям приходилось выбирать между тем, чтобы тесниться на занятом автомобилями тротуаре или выходить на проезжую часть, то теперь большая часть улицы предназначена исключительно для пешеходов.

Новую пешеходную зону замостили плиткой, поставили на ней скамейки и клумбы, а вместо навесного освещения установили винтажные фонари. Кроме того, улицу по доброй традиции очистили от рекламы и кричащих вывесок. Повезло и старинным зданиям Кузнецкого моста. После реконструкции их привели в порядок: какие-то отреставрировали, какие-то украсили стрит-артом, остальные просто отмыли от скопившейся за долгие годы грязи и копоти.

Особенно приятно стало на участке Кузнецкого моста между Петровкой и Неглинной улицей. Здесь образовалась небольшая площадь, которая сразу стала излюбленным местом отдыха москвичей. Кроме уже упомянутых скамеек и клумб тут есть еще и столики, которые выставляют на улицу местные кафе. По вечерам тут кипит жизнь. Люди отдыхают на выходе из заведений, слушая выступающих рядом уличных музыкантов.

Примечателен еще и переход через Неглинную улицу. Изначально после реконструкции здесь расширили проезжую часть. Автомобилисты сразу стали использовать новое пространство как парковку. Чтобы перейти на другую сторону, пешеходам долгое время приходилось пробираться сквозь брошенные на переходе машины. Для решения проблемы здесь даже ставили инспектора ГАИ, но и ему не удалось кардинально изменить ситуацию. Все решилось само собой, когда вместе с реконструкцией Неглинной улицы переход был полностью переделан. Проезжую часть в этом месте сузили, цикл светофора сделали более комфортным для пешеходов, а сам переход выложили плиткой и приподняли.

Нежилые объекты:

М метро «Кузнецкий мост» (дом № 22; Таганско-Краснопресненская линия; открыта 17 декабря 1925 года ; названа по одноименной улице, на которую она выводит; глубокая (глубина — 40 метров); выход в город с этой станции только один — он ведет к улицам Кузнецкий мост и Рождественка (рядом — Пушечная улица) и имеет вид большого наземного остекленного павильона; а с другой стороны станции производится пересадка (по эскалатору) на станцию «Лубянка» Сокольнической линии; подъем и спуск на станцию осуществляется по эскалаторам; станция — колонная и колонны облицованы разноцветного мрамором (в целом светлой гаммы), а путевые стены — белым мрамором с декоративными алюминиевыми вставками; пол выложен серым и черным гранитом; скамеек мало и расположены они в начале и конце платформы; тема станции выражена неявно и связана с ее названием: квадратные колонны расширяются навстречу друг другу и образуют аркады, поддерживающие высокие своды станции — и эти аркады напоминают старый арочный каменный мост через речку Неглинную, которая протекала через улицу Кузнецкий Мост, а пол напоминает брусчатку Кузнечного Моста; на стенах — 6 как будто выкованных панно на кузнечную тему; в наземном павильоне — ковано-сварные миниатюры, а металлическая осветительная конструкция, которая огибает павильон, напоминает или подкову с шипами или мост с опорами и фермами).

• Федеральное агентство морского и речного транспорта Минтранса РФ (№ 6/3; бывший доходный дом А. Хомякова с магазином «Мюр и Мерилиз», 1900 год постройки).

Про А. Хомякова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_72.html.

• Московский дом художника (№ 11; владение, на котором находится дом, в начале 18 века состояло из нескольких участков, принадлежащих купцу И. Свешникову, канцеляристу Артиллерийского приказа Г. Алексееву, майору А. Толстому, а также московскому губернатору, камергеру Б. Юсупову. К концу 1730-х годов участки были объединены и их владельцем стал кабинет-министр А. Волынский. После перехода усадьбы в собственность графа И. Воронцова на Кузнецком Мосту были построены торговые лавки, вошедшие в состав современного здания. Разросшееся владение графа занимало по обе стороны реки почти два квартала, а главный каменный дом выходил на Рождественку. Воронцов владел усадьбой в 1744-89 годах. После смерти И. Воронцова, усадьба перешла его сыну Артемию, а в 1793 году часть владения, на которой находится современное здание, была продана вдове полковника И. Бекетовой. Предположительно на этом месте находилась книжная лавка типографии ее сына П. Бекетова, получившая широкую известность как своеобразный клуб московских «книжных» людей. После Бекетовых, владение было разделено и уже участком № 11 владели московский купец французского происхождения О. Вильфор, а за ним — дочь московского купца 1-й гильдии Ф. Мелли. В 1815 году участок приобрел литератор, отставной тверской губернатор, вице-президент Медико-хирургической Академии Н. Всеволжский. В доме Всеволжских арендовали помещения оптик С. Кони, дантист И. Кони, спичечная фабрика Г. Гамелина. В середине 1840-х годах участок перешел детям типографа и издателя А. Семена — колежному секретарю А. Семену и его сестре М. Гларнер, у которых в конце 1840-х годов его приобрел хозяин магазина обоев Ф. Дабо. В 1850-х годах здесь располагались: магазин и оптическая мастерская П. Комарова; оптический и механический магазины Ф. Зегера, торговавший изделиями из металла «Прусский магазин» Кригера и Кача, магазин парижских перчаток фирмы «Братья Бауссонад». В 1876 году владение приобрел купец Б. Халатов, а в 1880 году оно перешло к владельцу чугонолитейного производства, гласному Петербургской городской думы, почетному члену Совета торговли и мануфактур Ф. Сан-Галли. В 1883 году по его заказу архитектор А. Мартынов соединил два существовавших ранее одноэтажных каменных строения остекленным чугунным сводом и приспособил их для выставочных залов изделий Сан-Галли и для других магазинов. В пассаже Сан-Галли размещались магазин фарфора графа Иоганна Гарраха, оружейный магазин торгового дома «Э. Бернгард и К°», ювелирный «Пале-рояль», художественных произведений И. Дациаро, роялей К. Шредера. В 1915 году пассаж Сан-Галли попал в число принадлежавших иностранцам магазинов, пострадавших в ходе немецких погромов. Летом 1917 года здание было приобретено московским предпринимателем, известным булочником Н. Филипповым, который разместил здесь большую булочную и кафе «Питтореск». В оформлении кафе приняли участие многие известные художники: стены по эскизам Г. Якулова на темы стихотворения А. Блока «Незнакомка» были расписаны художниками Л. Бруни, А. Осмеркиным, Н. Удальцовой, потолок расписывал В. Татлин, дизайн необычных светильников из гнутой жести разрабатывал А. Родченко. В кафе была устроена эстрада, на которой выступали В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский, в марте 1918 года В. Мейерхольдом здесь была поставлена «Незнакомка» А. Блока. К осени 1918 года кафе перешло в ведение театрального отдела Наркомпроса и получило новое название «Красный петух». Кафе, ставшее своеобразным клубом работников искусств, посещали В. Маяковский, А. Луначарский, В. Мейерхольд, В. Брюсов и др. «Красный петух» просуществовал недолго и был закрыт в 1919 году. В годы НЭПа здание вновь на недолгое время стало торговым. В конце 1920-х годов здесь размещалась Контора Центрального промышленного района Табачного синдиката и издательство «Московский рабочий». С 1930 году здание используется для проведения художественных выставок: до 1953 года здесь размещался Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства «Всекохудожник», а после его ликвидации и по нынешний день — Московский дом художника. В годы Великой Отечественной войны художники писали в этом здании «Окна ТАСС». В 1965 году здание было капитально перестроено и заново оформлено в «современном стиле»: вместо двух выставочных залов теперь стало пять; современный Московский дом художника объединил в своих стенах помещения для выставок и ярмарок, вегетарианский ресторан «Джаганнат», салон подарков, художественный салон для дизайнеров).


Бывшие торговые помещения, принадлежавшие в конце XVIII века графу И. И. Воронцову, сын которого стал впоследствии крестным отцом А. С. Пушкина. Как раз здесь и открылись первые модные французские лавки, принесшие на долгие годы Кузнецкому мосту славу самой «французской» улицы Москвы. 
Столетие спустя, в 1883 году, старинные постройки были соединены остеклённым чугунным сводом по проекту архитектора А. А.  Мартынова, и здесь разместился пассаж металлургического завода графа Франца Сан-Галли, производившего художественное литьё, строительные детали и отопительное оборудование для помещений. Ещё раз здание было перестроено в 1896 году. 
Вскоре после начала Первой мировой войны магазин был разорён во время антинемецких погромов в мае 1915 года и закрыт. 
На его месте знаменитый булочник Н. Д. Филиппов решил открыть кафе «Питтореск». В отделке интерьеров кафе принимали участие многие молодые художники: Георгий (Жорж) Якулов, В. Татлин, А. Осьмёркин, Н. Удальцов, Л. Бруни, А. Родченко. Основной сюжет росписи стен и потолка был взят из «Незнакомки» А. Блока. 
Открылось кафе уже после революции, в январе 1918 года. Время было голодное и холодное. Помещение не отапливалось, в буфете имелись только простокваша в стаканах да пирожки из мороженой картошки. Тем не менее, в заведении, которое Якулов прозвал «мировым вокзалом искусства», выступали Владимир Маяковский и Давид Бурлюк, а Всеволод Мейерхольд ставил здесь блоковскую «Незнакомку». 
К осени 1918 года кафе перешло в ведение театрального отдела Наркомпроса и было переименовано в «Красный петух». В нём бывали Сергей Есенин и Николай Клюев, Валерий Брюсов и нарком Луначарский. Ещё через год кафе закрылось, и помещение снова стало торговым. Некоторое время в части здания располагалось издательство «Московский рабочий». 
А с 1930 года в доме открылся выставочный зал «Всекохудожник», в 1953 году превратившийся в Московский дом художника. В годы Великой Отечественной войны здесь создавались знаменитые агитационные плакаты «Окна ТАСС». 
В 2001 году благодаря проведённым реставрационным работам, пассажу, серьёзно перестроенному в 1960-е годы, был возвращён дореволюционный вид. 
В настоящее время в здании, являющимся объектом культурного наследия и по-прежнему принадлежащим Московскому дому художника, располагаются художественные салоны, магазины подарков, здесь проводятся различные выставки и ярмарки, проходят благотворительные акции.

• Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ; № 12/3, стр. 1; конец 19 века; бывший пассаж К. Попова и Джамгаровых; в здании разместились многочисленные магазины: меховых изделий С. Белкина, ювелирный магазин И. Фульда, юридических книг А. Скорова, фотография А. Эйхенвальда. В июле 1882 года в пассаже Попова открылась первая в Москве телефонная станция на 800 номеров, для чего на крыше здания была построена деревянная башня, откуда во все стороны расходились провода. В 1885 году здесь же была устроена первая в городе световая реклама — слово «ПАССАЖЪ», выложенное из электрических лампочек, после чего Кузнецкий Мост стали называть «самой блестящей улицей Москвы». В 1894 году в одном из помещений Пассажа открылось «Русское фотографическое общество», на заседаниях которого выступали Н. Жуковский, Н. Умов, К. Тимирязев, Н. Зелинский. В 1883 году по проекту архитектора И. Червенко в здании был устроен сквозной проход на Пушечную улицу, превративший Пассаж в популярную пешеходную артерию. Здесь неоднократно устраивались выставки картин И. Айвазовского, Н. Ярошенко и других живописцев. В начале 1890-х годов в Пассаже размещалась редакция иллюстрированного журнала «Царь-колокол». В 1899 году К. Попов продал здание Банкирскому дому братьев Джамгаровых, устроившему в нем банк. Помимо банка в пассаже Джамгаровых находилась кондитерская и небольшая кофейня товарищества «Сиу и Ко», которое первым в России освоило производство шоколада. Кондитерская и кофейня были оформлены лучшими русскими мастерами в стиле модерн по заказанным в Париже рисункам. Здесь же находился магазин Общества распространения полезных книг, два нотных магазина, редакция журнала «Русское обозрение», магазины ремесленных изделий и игрушек, ювелирных вещей и драгоценных камней. После революции здание занимали различные учреждения: Госстрах СССР, трест «Электроимпорт» с бюро фирмы Siemens, райсовет Городского района, курсы усовершенствования врачей Министерства здравоохранения, несколько научных медицинских обществ. С 1958 года в доме работает Государственная публичная научно-техническая библиотека, насчитывающая в своих фондах свыше 10 млн. томов книг и многие др. организации).

В XVII веке здесь, неподалёку от берега реки Неглинки находилось владение стольника И. М. Вердеревского с двумя домами по улице. В середине XVIII столетия оно принадлежало графу П. Б. Шереметеву, а к началу XIX века перешло к генерал-майору и Георгиевскому кавалеру Е. И. Бланкеннагелю. Егор Иванович Бланкеннагель в екатерининские времена возглавлял работы по пропуску реки по Неглинному каналу и входил в «Комиссию производимых в пользу города Москвы водяных работ».

В пожар 1812 года каменный дом Бланкеннагеля уцелел от огня, а спустя год, после смерти хозяина, перешёл к его падчерице Александре Васильевне, вышедшей замуж за известного учёного, инженера и общественного деятеля Василия Назаровича Каразина.

С 1831 года в здании размещалось отделение старейшего банкирского Санкт-петербургского дома И. В. Юнкера. В 1870-е годы «И. В. Юнкер» приобрёл соседний дом № 16 по Кузнецкому мосту и переехал туда. Помимо этого здесь же долгие годы находился один из художественных магазинов известной фирмы Дациаро.

В 1873 году бывший каразинский дом купил чаеторговец, купец Константин Семёнович Попов, первым заложивший чайные плантации на Кавказе. Спустя четыре года, Попов полностью перестраивает старый дом и возводит по проекту академика архитектуры Александра Ивановича Резанова основательное четырёхэтажное здание в эклектическом стиле, щедро украшенное лепниной в духе итальянского ренессанса и барокко. Непосредственно руководит строительными работами архитектор С. В. Дмитриев. Кстати, в те же годы Резанов строит для Попова и особняк на Смоленском бульваре (позже перестроенный для М. К. Морозовой).

В доме на Кузнецком мосту, получившем название «Пассаж Попова», разместился целый ряд магазинов известных фирм, а также фотографический салон А. А. Эйхенвальда. Помимо торговых, в пассаже были устроены и демонстрационные залы, в которых регулярно проходили художественные выставки, а также выставки декоративных тропических растений. Верхние этажи дома были заняты жилыми квартирами.

Пассаж Попова оказался у истоков «телефонизации» Москвы. Именно тут 13 июля (1 июля по старому стилю) 1882 года компанией телефонов Александра Белла была устроена первая московская ручная телефонная станция на 800 номеров.

В 1899 году новыми владельцами дома № 12 стали банкиры - братья Иван, Исаак, Николай и Афанасий Исааковичи Джамгаровы. К тому времени им уже принадлежал ещё один дом на Кузнецком мосту, на углу с Рождественкой. Пассаж стал называться «Пассаж братьев Джамгаровых».

В начале XX века на первом этаже находилась кофейня и кондитерская торгового дома «Сиу С. и К°», интерьеры которой были выполнены в стиле Арт Нуво.

После революции в доме размещались различные государственные учреждения, а также несколько научных медицинских обществ.

Сейчас, уже долгое время, в стенах бывшего пассажа Попова – Джамгаровых располагается Государственная публичная научно-техническая библиотека России.

• Бутик одежды Podium (№ 14; начало 20 века; вплоть до революции в здании размещался «Магазин сибирских и американских меховых товаров» А. Михайлова. В середине 1940-х годов в здании разместился созданный под руководством модельера Н. Ламановой Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО), позднее получивший название Дом моделей «Кузнецкий мост». Здесь же размещалась редакция выходящего четыре раза в год «Журнала мод». В ОДМО работал модельер В. Зайцев. Дом моделей исполнял и индивидуальные заказы многих известных актеров и политиков).

В XVII веке на месте нынешних владений №№ 12 и 14 по Кузнецкому мосту располагался двор стольника И. М. Ведеревского. Позже хозяева менялись. В начале XIX века владение принадлежало купцу Францу Гутту, а потом его вдове Елизавете. В марте 1813 года газета «Московские ведомости» извещала, что «Елисавета Гутт, по возвращении своём в Москву, живущая на Кузнецком мосту, в собственном доме, в западном флигеле войдя на двор, продолжает делать разные дамские уборы. Претерпев также разорение при нашествии неприятеля, она покорнейше просит господ должников об уплате ей долгов в непродолжительном времени».

В середине XIX столетия участок был приобретён Севером Алексеевичем Ермоловым, сыном знаменитого полководца А. П. Ермолова.

А в 1880-е годы его покупает первогильдейский купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов. Начав свою карьеру «мальчиком» при магазине, Михайлов со временем стал владельцем одной из крупнейших в России меховых фирм, основателем Сибирского торгового дома по продаже меховых товаров.

Вскоре он возводит во дворе своего владения на Кузнецком мосту четырехэтажное здание фабрики меховых изделий по проекту архитектора В. В. Баркова.

В 1901-1903 годах на месте старого двухэтажного, выходящего на улицу дома, известным московским зодчим А. Э. Эрихсоном был построен современный дом. Нижний этаж получил отделку полированным темно-красным гранитом с колоннами тосканского ордера из чёрного лабрадорита и бронзовыми деталями. Второй и третий этажи оформлены лепниной в стиле декоративного модерна. Обращают на себя внимание изящные решётки балконов второго и четвёртого этажей.

Интерьеры торгового зала были оформлены художником В. А. Фаворским.

В 1906-1907 годах здание было надстроено дополнительным пятым этажом по проекту всё того же зодчего.

Позже Эрихсон перестраивал и доходный дом А. М. Михайлова на Большой Дмитровке – хорошо известный в Москве «египетский» дом.

Умер А. М. Михайлов в 1916 году, а через полтора года его фирма была национализирована. Меховая фабрика на Кузнецком мосту продолжала долгое время работать и в советские годы. А михайловский меховой холодильник на Большой Дмитровке (во дворе дома № 11) действует до сих пор.

В здании на Кузнецком мосту в середине 1940-х годов разместился знаменитый Общесоюзный дом моделей одежды. Дом моделей создавал коллекции одежды для многих швейных фабрик СССР. Помимо этого здесь выполнялись индивидуальные заказы на пошив одежды. Среди клиентов дома моделей были известные политики, артисты. В частности, здесь себе шил костюмы Л. И. Брежнев. В 1950-е годы здание частично перестраивалось.

В 2002 году Дом моделей «Кузнецкий мост» был закрыт. Сейчас здесь располагается крупный магазин по продаже одежды премиум-класса.

• Федеральная служба судебных приставов (№ 16; начало 20 века; бывший банк и торговый дом «И. В. Юнкер и Ко»; в 1931 году в этом здании состоялась встреча посетившего Россию Бернарда Шоу с советскими писателями. В советское время в здании находились: Главлегмаш, Московская областная контора Госбанка, городское отделение Госстраха, издательство ОГИЗ, Центральный комитет Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Банк внешней торговли. В 1980-е годы в здании работала Московская городская контора Стройбанка. В 1990 году здание занял Внешторгбанк, головной офис которого находился здесь до середины 2000-х годов).

В старину здесь на левом берегу давно спрятанной в подземный коллектор реки Неглинки располагалась Кузнецкая слобода. В XVIII веке на месте современного дома № 16 находились дворы кузнеца Григория Мосягина, пушечного ученика Ивана Артемьева.

В последней трети того же столетия владение переходит к московским иностранцам. Сперва к некоему Тардье, позже - к «французской нации вдове» Маргарите Роже. Еще позже здесь появляются магазин и фабрика игральных карт француженки Обер-Шальме – главной поставщицы французских мод и нарядов для московской знати.

После пожара 1812 года часть владения была приобретена купчихой Христианой Беккерс. Впоследствии владение перешло к её наследникам. В магазине братьев Беккерс, славившемся художественными товарами отменного качества, в 1839 году стали принимать заказы на «машину, изобретенную г-ном Даггером в Париже, посредством коей неумеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью». В витрине магазина москвичи смогли увидеть первые дагерротипные снимки с видами Москвы.

В 1859 году в доме Беккерсов разместилась Музыкальная издательская фирма Александра Гутхеля, ставшая к концу XIX столетия одной из крупнейших в дореволюционной России, с магазином музыкальных инструментов.

В конце 1870-х годов владение было приобретено торговым домом «И. В. Юнкер» (с 1916 года - «Московский Промышленный банк»). В 1876 году архитектор Пётр Сантинович Кампиони строит здесь новое здание, в котором торговый дом «И. В. Юнкер» и разместился.

В 1900 году дом был полностью перестроен по проекту известного московского зодчего Адольфа Эрнестовича Эрихсона. Фасады были решены в формах раннего московского модерна. Ещё одна перестройка была осуществлена по проекту того же архитектора в 1908 году.

Наконец, в 1913-1916 годах здание было перестроено ещё раз по проекту архитектора Василия Ивановича Ерамишанцева, при участии братьев Весниных. На смену модерну Эрихсона пришла неоклассика. При взгляде на фасад обращает на себя внимание глубокая арка входа с выразительной скульптурной головой Меркурия в верхней её части. По мнению известного историка архитектуры М. В. Нащокиной здание - одна из лучших построек московской неоклассики.

После 1917 года в доме разместились московская контора Госбанка, издательство ОГИЗ и ряд других издательств. Позже, долгое время до 1990-х годов, здесь располагался Банк внешней торговли.

В настоящее время здание занято Федеральной службой судебных приставов РФ.

• Пассаж «Кузнецкий мост» (№ 19; конец 19 века, филиал универсальной торговой фирмы «Мюр и Мерилиз», частым покупателем которого был А. Чехов. Помещения магазина сдавались Гагариными также модным магазинам купца Менне, мадам Дабо, французского фабриканта-перчаточника Буасонада. Здесь находилось «Депо обоев» с изделиями под атлас, бархат, золото, шторами, художественными ширмами для каминов. Многие годы здесь размещался магазин А. Кони с оптическими, физическими и хирургическими приборами и инструментами. В дворовом флигеле работали ателье фотографов-художников: Тиле, Опица, Рихтера («Мебиус»), литография и типография Бахмана. В феврале 1900 года в фотоателье «Мебиус» побывал В. Ленин. В 1920-х годах в здании работало издательство «Земля и фабрика» (ЗИФ), выпускавшее оригинальную беллетристику русских авторов и классиков зарубежной литературы. Издательство выпускало также журналы «30 дней», «Всемирный следопыт», «Вокруг света». В это же время в доме размещался кооперативный магазин для работников ОГПУ, жил артист эстрады В. Яхонтов. Позднее на первом этаже здания работал гастроном. В настоящее время первый этаж здания занимают пассаж «Кузнецкий Мост», магазины и бутики. Здесь размещается также Московский Международный Центр содействия приватизации и предпринимательству, другие учреждения и организации.).


В 1742 г. владение принадлежало И.И. Вельяминову-Зернову — представителю старинного боярского рода. При нем на участке были возведены каменные палаты, позже вошедшие в объем современного здания. В 1780-е гг. владельцем стал генерал-аншеф князь В.М. Долгоруков-Крымский, а позже — его зять князь Г.Г. Гагарин — художник, вице-президент Императорского Археологического общества и Императорской Академии художеств. С тех пор и до революции Гагарины и оставались хозяевами этого владения.
Здание пострадало в пожаре 1812 г. и через пять лет было перестроено. В то время это был усадебный комплекс, состоящий из главного дома в глубине двора и двух флигелей, соединенных чугунной оградой с воротами по красной линии Кузнецкого.
В усадьбе располагались, в основном, торговые заведения: например, знаменитый магазин Е. Наливкиной с «Кабинетом для чтения» — читальным залом, где регулярно проводились книжные выставки; книжный магазин с библиотекой для чтения А. Ланга. В 1843 г. здесь, по инициативе фабриканта и будущего городского головы Е.Ф. Гучкова, открылся «Магазин русских изделий» — первый магазин отечественных товаров на «французском» Кузнецком мосту. Позже в левом флигеле усадьбы открылся еще один подобный магазин «Русский базар» («Базар изделий русских фабрик»). В середине XIX в. оба флигеля были соединены с главным домом застекленными галереями: так было создано единое торговое пространство, получившее неофициальное название «Пассаж Гагарина» — с магазинами купцов Поповых, Гучковых, Сапожниковых, А. Кони, мадам Дабо и мн. др.
А в 1886 г. усадьба была перестроена по проекту В. Коссова. Вскоре здесь был открыт филиал знаменитого универмага «Мюр и Мерилиз», который торговал тут галантереей, канцелярией, посудой. Через десять лет, по пожеланиям владельцев «Мюр и Мерилиз», была осуществлена еще одна перестройка — теперь уже под руководством известного московского архитектора Р. Клейна, включившего главный дом и оба флигеля в единый архитектурный объем. Фасад здания получил богатый лепной декор, включающий в себя фигуры грифонов и кадуцей — жезл бога торговли Меркурия. В центре фасада обращает на себя внимание гигантское двухэтажное окно, в верхней части арки которого расположен горельеф, изображающий нос лодки с якорем.
Помимо отделов «Мюр и Мерилиза», в гагаринском пассаже располагался ряд фотосалонов, в т. ч. известное в Москве фотоателье А. Рихтера (Ю. Мебиуса), основанное еще в 1850 г.
После революции в здание въехало издательство «Земля и фабрика», а также кооперативный магазин для работников ОГПУ. В верхних этажах были устроены коммунальные квартиры.
В послевоенные годы здесь был открыт гастроном № 41. Любопытной особенностью его планировки был П-образный зал с двумя входами со стороны Кузнецкого, между которыми находился подъезд с лестницей, которая вела на верхние этажи.
Торговые функции сохранились у дома и в наши дни. Сейчас здесь пассаж «Кузнецкий Мост» с многочисленными магазинами.

• Архитектурно-проектный институт «Моспроект-3» (№ 3; начало 20 века, бывший доходный дом М. Сокол). Один из наиболее выразительных по своему облику многоквартирных жилых домов начала XX в., выполненных в стиле модерн. Выстроен в 1903 архитектором И.П. Машковым по заказу М.В. Сокол. В композиции и полихромной майоликовой отделке фасада проявилась ориентация на декоративное убранство гостиницы «Метрополь». Контрастом к строгому ритму фасадных пилонов выступают подвижные и пластичные формы аттика в верхней части здания, украшенного декоративным майоликовым панно с морским пейзажем (художник Н.Н. Сапунов). Изысканным разнообразием отличаются ритмично распределённые по фасаду отдельные мотивы декора: майоликовые вставки между окнами, сложные оконные рамы, витые металлические консоли балконов.

• офис компании «Аэрофлот» (№ 3, стр. 1; начало 20 века).

• бизнес-центр «Кузнецкий Мост, 4» и книжный магазин «Дом педагогической книги» — отдел «На Кузнецком» (№ 4/3; «Кузнецкий пассаж», комплекс бывших доходных домов В. Засецкой, конец 19 века).

• Картографический магазин и другие магазины (№ 10/9; 18-19 века; бывшая гостиница француза Транкиля Ярда с рестораном французской кухни «Яр», который неоднократно посещал А. Пушкин, а 27 января 1831 года он вместе с Е. Баратынским, П. Вяземским и Н. Языковым поминал здесь скончавшегося поэта А. Дельвига; обед у Ярда упоминается в «Былом и думах» А. Герцена. В этом же ресторане происходят отдельные эпизоды повести Л. Толстого «Юность» и рассказа И. Тургенева «Несчастная». В гостинице Ярда останавливались декабрист П. Голицын, поэты Н. Сатин и Н. Огарев. С последними здесь в 1846 году встречались Т. Грановский и А. Герцен. После Ярда в доме работала гостиница Будье с рестораном при ней, также известным своей французской кухней. С 1838 года домом владел портной И. Сатиас, затем Рудаков. В это же время здесь располагались магазины и лавки. В конце 1850-х годов владение перешло корнету В. Будакову. В 1865 году здесь открылся книжный магазин с библиотекой для чтения издателя М. Вольфа. В середине 1870-х годов владение перешло братьям Павлу Михайловичу и Сергею Михайловичу Третьяковым. В доходном доме Третьяковых размещались магазины. Основное здание в советское время занимали Стромсиндикат, Всесоюзный кооперативный банк (Всекобанк), Промбанк, Академия коммунального хозяйства имени К. Памфилова, редакция журнала «Театр». В 1961 году в правой части здания открылся филиал ЦУМа — магазин «Светлана»).

Во второй половине XVIII в. это было обширное владение графа И.И. Воронцова, простиравшееся от Рождественки до Петровки и от Кузнецкого моста до нынешнего Сандуновского переулка. На плане 1793 г. на углу Кузнецкого моста и проезда вдоль Неглинного канала (нынешняя Неглинная улица) показаны одноэтажные деревянные лавки и каменное здание выше по Кузнецкому мосту. На рубеже XVIII-XIX веков на месте лавок возводится каменное двухэтажное здание, несколько позже надстроенное третьим этажом и объединенное с ранее имевшимся строением (современный дом № 10/9 по Неглинной улице).

В 1820-е годы в доме, принадлежавшем к тому времени сенатскому канцеляристу Людвигу Шавану, находился модный магазин Демонси с большим выбором французских «мериносов», то есть тканей из шерсти тонкорунных овец, «большой ширины всех цветов для платья, копотов», соломенных шляп, разноцветных лент. Здесь же можно было приобрести французские вина и нюхательный табак.

Помните прекрасный фильм В.Я. Мотыля «Звезда пленительного счастья» и блестящего кавалергарда Анненкова в исполнении Игоря Костолевского? Иван Анненков – персонаж исторический. Жил он на Петровке. А познакомился со своей будущей женой, молодой француженкой Полиной Гебль, как раз в модном магазине Демонси, где та служила приказчицей.

А кто не слышал о легендарном ресторане «Яръ»!

В 1826 г. газета «Московские ведомости» вышла с объявлением об открытии «ресторации с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой «ресторации» с гостиницей был француз Транкиль Ярд, открывший свое заведение на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме Людвига Шавана. Про «умеренные цены» писалось, конечно, исключительно рекламы ради, но светская публика, быстро переиначив и фамилию француза и название ресторации просто в «Яр», ресторан полюбила. Здесь уместно вспомнить пушкинские строки:

«...Долго ль мне в тоске голодной

Пост невольный соблюдать

И телятиной холодной

Трюфли Яра вспоминать?...»

Трюфли этого самого «Яра» и вспоминал поэт.

Ресторан прожил в доме на Неглинной до 1848 г., когда переехал в увеселительный сад «Эрмитаж» на Божедомку. А еще через три года он открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе, где находился до самой революции.

Во второй половине XIX века владение принадлежало знаменитым купцам – братьям Третьяковым, а позже их наследникам.

В советское время в доме № 10 располагались коммунальные квартиры, а на первом этаже – химчистка «Снежинка» и магазин «Консервы». Здание неплохо сохранилось до наших дней, утратив, правда, в 1980-е годы угловой балкон верхнего этажа.

Часть бывшего обширного владения Волынских, затем Воронцовых, Бекетовых. В нач. XIX в. сторона владения, выходящая на Кузнецкий Мост, была разделена на три части и продана разным владельцам, одним из которых являлся купец О. Шарп. С 1812 г. по кон. 1830-х гг. домом владел сенатский канцелярист Л. Шаван, который в 1823 г. перестроил каменное двухэтажное здание, сохранив угловую скруглённую часть. В 1826 г. в доме Шавана француз Транкиль Ярд (Яр) открыл гостиницу и известный ресторан французской кухни «Яр».

Ресторан неоднократно посещал А.С. Пушкин, а 27 января 1831 г. он вместе с Е.А. Баратынским, П.А. Вяземским и Н.М. Языковым поминал здесь скончавшегося поэта А.А. Дельвига. Пушкин посвятил ресторану «Яр» строчки одного из своих стихотворений: „Долго ль мне в тоске голодной пост невольный соблюдать и телятиной холодной трюфли Яра поминать?” Обед у Ярда упоминается в «Былом и думах» А.И. Герцена. В этом же ресторане происходят отдельные эпизоды повести Л.Н. Толстого «Юность» и рассказа И.С. Тургенева «Несчастная». В гостинице Ярда останавливались декабрист П.А. Голицын, поэты Н.М. Сатин и Н. П. Огарёв. С последними здесь в 1846 г. встречались Т.Н. Грановский и А.И. Герцен.

В 1830-х гг. Ярд перевёл свой ресторан сначала на Петровку, 5 (дом не сохранился), а позднее в Петровский парк на Петербургском шоссе. После Ярда в доме работала гостиница Будье с рестораном при ней, также известным своей французской кухней. С 1838 г. домом владел портной И. Сатиас, затем Рудаков. В это же время здесь располагались магазины и лавки: популярный французский магазин платьев и тканей «Город Лион», лавка придворного парфюмера Л. Бунса, книжная лавка с библиотекой И.И. Готье, которую посещал Л.Н. Толстой. Одних только портновских фирм в доме было шесть — Лебур, Жорж Франк, Латрель, Мегрон, Болюс, Мари Арманд и Le Montagne. В магазине Le Montagne, принадлежащем французу Демонси, работала П. Гёбль, ставшая позднее женой декабриста И.А. Анненкова.

В кон. 1850-х гг. владение перешло корнету В.А. Будакову. Во 2-й пол. XIX в. двухэтажное здание неоднократно перестраивалось и по частям было надстроено третьим этажом. В 1865 г. здесь открылся книжный магазин с библиотекой для чтения издателя М.О. Вольфа. В сер. 1870-х гг. владение перешло братьям Павлу Михайловичу и Сергею Михайловичу Третьяковым, при которых в 1875 г. по проекту архитектора А.С. Каминского к дому был пристроен трёхэтажный корпус по Неглинной ул., а в 1878 г. тем же Каминским доходное здание было полностью перестроено. В результате дом приобрёл современный вид, с двумя выходящими на Неглинную и Кузнецкий Мост лицевыми корпусами. Для органичного соединения двух корпусов архитектор применил приём оформления фасада срезанным углом. Уличные фасады доходного дома декорированы в традициях классической архитектуры с её ордерными формами. Основным акцентом фасада по Кузнецкому Мосту является ризалит, подчёркнутый композицией из расположенных слоями (раскрепованных) массивных столбов.

В доходном доме Третьяковых размещались магазины: нот и музыкальных инструментов П.И. Юргенсона, учебных пособий Брокманз, фарфора «Товарищества Братьев Корниловых», музыкальных инструментов фирмы «Братья Р. и А. Дидерикс», книжный магазин А.С. Суворина; «Светописное дагеротипное заведение», фотоателье «Шерер, Набгольц и Ко», редакция московского журнала «Фотографическое обозрение». Правый двухэтажный флигель был построен в 1882 г., и в нём разместился модный магазин Д. Шанкса. В начале Первой мировой войны во флигеле работала кондитерская «Альберт», славившаяся своими бисквитами. В советское время флигель занимал предшественник Москомимущества — отдел нежилых помещений Мосгорисполкома.

Основное здание в советское время занимали Стромсиндикат, Всесоюзный кооперативный банк (Всекобанк), Промбанк, Академия коммунального хозяйства имени К.Д. Памфилова, редакция журнала «Театр». В витринах работающего на первом этаже магазина «Консервы» в годы войны выставляли антифашистские плакаты — «Окна ТАСС». Начиная с 1950-х гг. на углу здания несколько десятилетий работала химчистка «Снежинка», в настоящее время в её помещениях находится отделение «Альфа-банка». В 1961 г. в правой части здания открылся филиал ЦУМа — магазин «Светлана». В 2000-х гг. на этом же месте работал магазин сети «Арбат-Престиж». В 2007 г. название магазина было изменено на Svetlana, и в нём открылись бутики Alexander McQueen, Lanvin и Stella McCartney, однако в 2009 г. нерентабельные бутики были закрыты, и на их месте разместился магазин марки Zara. До 2010 г. в доме работал небольшой картографический магазин «Атлас».

• посольство Молдовы, дом иностранной книги и др. организации (№ 18/7; бывшие доходные дома Джамгаровых; конец 19 — начало 20 веков, здесь был большой книжный магазин известного издательства «Товарищество М.О. Вольф», после революции получивший название «Книжная лавка писателей». В начале 20 века здесь размещалось «Славянское вспомогательное общество в Москве», которое видело своей целью духовно-культурное сближение славян. В Общество входили книгоиздатель и просветитель И. Сытин, писатель и журналист В. Гиляровский. В другой части доходного здания Джамгаровых размещались многочисленные магазины: торговавший обоями Торговый дом «Н. Жарков и М. Соколов», меховых товаров М. Рогаткина-Ежикова, обувной Генриха Вейса, магазин мануфактуры «Селект», салон венской мебели Якова и Иосифа Кон и др. В конце 1920-х годов в доме находилась контора организации по распространению печати «Международная книга», затем магазин книг на иностранных языках. В доме также работал книжный «Золотой магазин», долгое время сохранявший первоначальное оформление интерьеров двух залов. Однако в 1990-е годы исторические интерьеры были уничтожены при размещении здесь магазинов «Смоленские бриллианты» и «Мужской магазин». До сегодняшних дней в здании продолжает работать «Книжная лавка писателей». В 1980 году, когда магазин собирались перенести в другое место, писательская общественность настояла на том, чтобы оставить его на прежнем месте. Здесь также размещается магазин «Дом иностранной книги», в котором представлена учебная и художественная литература на иностранных языках. С 1950-х годов в доме размещалось представительство Молдавской ССР, сейчас часть здания занимает посольство Молдовы в России).

В XVII веке на месте современного дома № 18 располагалось владение дьяка Никиты Полунина. К середине XVIII столетия участок перешёл к надворному советнику А. Н. Оболдуеву, а позже – к его наследникам.

С 1825 и до 1880-х годов владение принадлежало семье купца Василия Соколова. Каменный двухэтажный дом, стоявший на его дворе, перестраивался в 1870-е годы.

А в 1893 году известный московский архитектор Борис Викторович Фрейденберг уже для новых хозяев – банкиров братьев Джамгаровых – строит ныне существующее трёхэтажное здание в эклектическом стиле, украшенное «барочным» металлическим куполом с флюгером на мачте. Окна дома оформлены львиными масками со спускающимися листьями аканта, простенки между окнами заполнены изящными лепными виньетками.

Помещения сдавались Джамгаровыми под различные магазины и конторы. Здесь, в частности, находился меховой магазин торгового дома М. И. Рогаткина-Ёжикова. А также «Славянское вспомогательное общество в Москве», целями которого были «укрепление духовно-культурного сближения славян и нравственная и материальная поддержка журнала “Славянский век”». В числе учредителей этого общества были известные московские предприниматели: Н. К. Голофтеев, А. К. Ечкин, Г. Н. Боев, И. Д. Сытин, Л. А. Карзинкин и другие. Секретарём был В. А. Гиляровский.

Угловой с Рождественкой объём здания был полностью перестроен в 1907 году по проекту архитектора Адольфа Эрнестовича Эрихсона в стиле модерн. В результате, две части дома выглядят, как совершенно разные постройки, которые легко принять за два отдельных здания.

В настоящее время центральная часть дома Джамгаровых занята посольством Республики Молдова. В других помещениях расположились различные кафе и магазины, среди которых обращает на себя внимание «Дом иностранной книги» - один из старейших московских книжных магазинов, а также «Книжная лавка писателей».

• Выставочный зал Московского Союза художников (№ 20/6/9; бывший дом Собакиных; 17-18 века, в 1825 году участок Собакиных перешел С. Всеволжскому. Здесь находились магазин и мастерская Ф. Бильрота с отделом детских механических игрушек, магазин М. Тверитиновой, торговавший «умыванием для чистоты лица», помадой и порошком от моли, принимал больных зубной врач Шлезингер; в подвале дома находился винный погреб П. Буаселя. В доме Демидова работал универсальный магазин «Мадам Бутлер». В 1835 году участок вместе с соседним, Салтыковых, перешел к генерал-майору А. Черткову, а через два года к купцу В. Суровщикову. Здесь разместились французская библиотека и книжный магазин Готье и Монигетти, музыкальный магазин Ю. Грессера, магазин скульптурных изделий И. Вилуана, а также магазин книгоиздателя А. Семена, которого посещал поэт А. Пушкин. Книжный магазин Готье упоминается в «Анне Карениной». В дворовом флигеле находились литографии Бахмана, Дрегера, Шерера, Набгольца, Шейдта и других. К концу 1840-х годов вся территория находилась во владении А. Торлецкого и его сына. В это время здесь работали: популярный книжный магазин переводных книг по естественным наукам А. Глазунова, «Магазин чаев братьев К. и С. Поповых», чайный магазин Н. Корещенко «Китай», «Московский магазин» О. Ливенштейна, торговавший широким ассортиментом модной дамской одежды. С середины 19 века здесь находились магазин стальных предметов купца Смирнова, «Кузнецкая аптека» провизора М. Гефтера, готовивший для поступления в гимназии пансион Бартоле, контора редакции «Газеты А. Гатцука». В 1867 году в доме жил литературный критик Д. Писарев. В 1884 году из пассажа Попова (№ 12) сюда была переведена телефонная станция. В 1888 году владение приобрел русский терапевт Г. Захарьин. В доме Захарьина размещались магазин торгового дома «К. Мейер и Ко», музыкальные магазины Циммермана, «Гутхейль А.» и «Герман и Гроссман», книжные К. Тихомирова, П. Челягина, швейных машин «Зингер», магазин «Фабрики мебели Я. и И. Кон» и другие торговые предприятия. Незадолго до смерти магазин Циммермана посетил Лев Толстой, чтобы послушать фортепьянную музыку, записанную с помощью одного из самых совершенных аппаратов того времени «Миньон». В годы НЭПа в здании размещались контора и лавка издательства «Недра», выпускавшего сочинения многих известных писателей. С «Недрами» сотрудничал М. Булгаков, который часто бывал в этом здании. В 1920-е годах в доме разместилась «Русская филармония», основанная для проведения концертов и театрально-музыкальных мероприятий. Здесь же находились Государственная капелла под управлением композитора и педагога П. Чеснокова. В более позднее время в доме размещался Выставочный зал Союза художников СССР, продуктовый магазин № 33, магазин «Марки», представительства некоторых иностранных фирм. В декабре 1975 года во дворе владения, на месте бывших палат Собакиных, была открыта станция метро «Кузнецкий Мост». В 1997-2006 годах в здании размещался бутик марки Valentino. В настоящее время на первом этаже дома находится магазин «Кузнецкий Мост, 20», интерьер которого создан архитектурным бюро А. Бродского. При устройстве магазина, фасаду здания был нанесен сильный ущерб. В доме также размещается издательство «Радиотехника», выпускающее многочисленные журналы и книги).

• Универсальный центр (№ 21/5) Фонд культуры «Екатерина», Бутик Вerluti, Ресторан «Главпивторг», Кофейня «Секреты и булочки» и пр. На стене: мемориальная доска в память ополченцев Народного комиссариата иностранных дел «Победа будет за нами. Памяти сотрудников Народного комиссариата иностранных дел СССР, вступивших здесь 5 июля 1941 года в Народное ополчение, чтобы преградить врагу путь к Москве. Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой...». «Советский государственный деятель, дипломат Лев Михайлович Карахан работал в Народном комиссариате иностранных дел СССР с 1917 по 1937 год». 

Бывшее здание Народного комиссариата иностранных дел СССР, ранее – доходный дом Первого Российского страхового общества.

С 1918 г. и до постройки в 1952 г. высотного здания на Смоленской-Сенной площади здесь размещался Народный комиссариат по иностранным делам (с 1946 г. – Министерство иностранных дел СССР).

В нач. 18 в. несколько больших участков на углу Введенской ул. (современного Кузнецкого Моста) и Сретенки (современной Большой Лубянки) принадлежало князьям Голицыным: вначале Д. Г. Голицыну, а затем его сыну Алексею и внуку Николаю. Обширный двор Голицыных включал в себя двухэтажные каменные палаты и деревянные строения вокруг. В 1819 г. владение перешло В. В. Варгину – богатому меценату и коммерсанту, монопольному поставщику заказов для российской армии. В его доме бывали поэт А. Ф. Мерзляков, братья Н. и К. Полевые. Н. В. Гоголь называл В. Варгина «умным купцом в Москве». В 1830 г. Варгин попал в опалу у военного министра А. И. Татищева, был заключён под стражу, а над его имениями установлена опека, которая была снята только в 1858 г.

После кончины Варгина в 1859 г. владение перешло наследникам, в числе которых были М. И. Лясковская, жена профессора химии Московского университета Н. Э. Лясковского, и её брат Н. И. Варгин, сотрудник Общества сельского хозяйства. С середины XIX в. в двухэтажном здании, фасадом выходившем на Кузнецкий Мост, размещались многочисленные магазины: полотняной фабрики Мертваг, ювелирный Овчинникова, книжный рижского купца В. Дейбнера, антикварных и редких вещей А. А  Бо, первой в России фабрики гнутой буковой мебели Войцехова. В нач. 1900-х гг. здесь жил художник-график И. Н. Павлов, получивший известность оригинальными станковыми ксилографиями и линогравюрами с изображениями архитектуры старой Москвы.

В 1880-х гг. во владении Варгиных-Лясковских разместилось учреждённое Н. С. Мордвиновым и Л. И  Штиглицем Первое Российское страховое общество от огня, которое в 1903 г. приобрело весь обширный участок за крупную по тем временам сумму   1 млн 6 тыс. 518 руб. 56 коп. По заказу Страхового общества в 1905–1907 гг. архитекторами Л  Н. Бенуа и А. И. Гунстом был построен большой шестиэтажный доходный дом в свободном неоклассическом стиле, выходящий фасадами на Большую Лубянку и Кузнецкий Мост.

План здания определён тем, что во время его постройки на углу Кузнецкого Моста и Большой Лубянки стоял храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм. После строительства по периметру церкви доходного дома Первого Российского страхового общества, на этом месте образовался проезд Первого Российского страхового общества.

В 1910-х гг. в доме размещалась фотография К. А. Фишера, арендовал помещение Первый русский автомобильный клуб Москвы, председателем которого был князь Ф Ф. Юсупов. С 1918 г. и до постройки в 1952 г. высотного здания на Смоленской-Сенной площади здесь размещался Народный комиссариат по иностранным делам (с 1946 г. — Министерство иностранных дел СССР). В 1934 г. в здании открылся Институт по подготовке дипломатических и консульских работников. На доме установлена мемориальная доска в память о Г. В. Чичерине, бывшим в 1918–1930 гг. Наркомом иностранных дел, который жил и работал здесь с 1921 по 1930 годы. В доме в разное время жили: оперная певица и педагог Т. С. Любатович, историк-востоковед А. Ф. Миллер, актриса Р. Зелёная. 

После переезда МИДа на Смоленскую-Сенную пл. в доме размещался Московский городской совнархоз, а также Министерства СССР: юстиции; промышленности продовольственных товаров; рыбной промышленности; автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

В небольшом парадном дворе доходного дома 11 мая 1924 г. был установлен бронзовый памятник революционеру и одному из первых советских дипломатов В. В. Воровскому, сооружённый по проекту скульптора М.И. Каца и установленный на этом месте в годовщину гибели В. В. Воровского. Под предлогом переноса памятника Воровскому в мае 1924 г. была начата кампания по сносу церковного здания. В октябре 1924 г. отрядом безработных была сломана колокольня, а в следующем году снесено и само здание Введенской церкви. Освободившийся угол между Кузнецким Мостом, Большой Лубянкой и Фуркасовским пер. получил название пл. Воровского, однако памятник в её центр так и не был перенесен. В настоящее время доходный дом Первого Российского страхового общества выходит фасадами на площадь, большую часть которой занимает автомобильная стоянка.


На Лубянской площади со стороны ее пересечения с улицей Кузнецкий мост в доме 21/5 сразу за церковью Введения, впоследствии снесенной, располагался Народный Комиссариат Иностранных дел (НКИД) СССР, образованный в 1923 году. Он занял бывший доходный дом, до 1917 года принадлежавший Первому Российскому страховому обществу и построенный в 1905-1907 годах архитекторами Л.Н. Бенуа и А.И. Гунстом. 

В начале XVIII века несколько больших участков на углу Введенской улицы (современного Кузнецкого Моста) и Сретенки (современной Большой Лубянки) принадлежали князьям Голицыным. Их обширный двор включал в себя двухэтажные каменные палаты и деревянные строения вокруг. В 1819-м владение перешло к богачу В.В. Варгину, монопольному поставщику заказов для российской армии. В его доме бывали поэт А.Ф. Мерзляков, братья Н.А. и К.А. Полевые. 

В 1830 г. Варгин попал в опалу у военного министра А.И. Татищева, над его имениями установлена опека, которая была снята только в 1858 году, за год до смерти Василия Васильевича. Впоследствии владение перешло наследникам, в числе которых были М.И. Лясковская, жена профессора химии Московского университета Н.Э. Лясковского, и ее брат Н.И. Варгин, сотрудник Общества сельского хозяйства. 

С середины XIX века в двухэтажном здании, фасадом выходившем на Кузнецкий мост, размещались многочисленные магазины: полотняной фабрики Мертваг, ювелирный Овчинникова, книжный рижского купца В. Дейбнера, антикварных и редких вещей А.А. Бо, первой в России фабрики гнутой буковой мебели Войцехова. 

В начале 1900-х здесь жил художник-график И.Н. Павлов, получивший известность оригинальными станковыми ксилографиями и линогравюрами с изображениями архитектуры старой Москвы. В 1880-х здесь разместилось учрежденное Н.С. Мордвиновым и Л.И. Штиглицем Первое Российское страховое общество от огня, которое в 1903 году приобрело весь обширный участок за 1 млн 6 тыс. 518 руб. 56 коп и, спустя два года, выстроило большой шестиэтажный доходный дом в неоклассическом стиле. 

В 1910-х в доме размещались фотография К.А. Фишера и Первый русский автомобильный клуб Москвы, с 1918 года до 1952-го - Народный комиссариат по иностранным делам (позднее МИД). Сюда осенью и зимой 1924/1925 года приходил в читальню Наркоминдела Б. Пастернак, работавший над составлением ленинианы. Материальное положение его семьи, в которой незадолго до этого родился сын, было очень тяжелым. Мысль о необходимости искать работу для постоянного заработка не оставляла Пастернака: «Без регулярного заработка мне слишком бы неспокойно жилось в обстановке, построенной сплошь, сверху донизу, по периферии всего государства в расчете на то, что все в нем служат…». С устройством на работу Пастернаку помог друг Я.З. Черняк. Он участвовал в составлении библиографии по Ленину, которую готовил к изданию под ред. Г. Владиславлева Институт Ленина при ЦК ВКП (б), организованный в 1923 г.  Черняк уговорил тогда Пастернака взять на себя просмотр иностранной прессы о Ленине. 

Своей сестре Жозефине Пастернак так рассказывал о своей работе: «…Мне приходится читать целыми комплектами лучшие из журналов, выходящие на трех языках. Ты даже не представляешь себе, как их много. Там подчас попадаются любопытные вещи. Я врежу себе, на них задерживаясь, так как я подряжен сдельно и вырабатываю пропорционально количеству и скорости требуемых от меня находок». 

Ведомственная библиотека с читальней Наркоминдела помещалась в кв.12. В 1934 году в здании открылся Институт по подготовке дипломатических и консульских работников. На доме установлена мемориальная доска в память о Г.В. Чичерине (наркоме иностранных дел в 1918-1930 годах). После переезда МИДа на Смоленскую-Сенную в высотное здание, здесь размещался Московский городской совнархоз, а также различные министерства. 

• Приемная ФСБ России (№ 22).

— Бывший доходный дом И. Воронцовой — И. Евдокимова — З. Шориной (№ 7/6/9; 18-19 века; помимо гостиниц в здании арендовали помещения многочисленные магазины: книжные Е. Наливкиной и Готье, эстампов Биргера, художественный магазин Б. Аванцио, «Т.Э.Т.А. Американский дом бриллиантов», магазин Павла Буре, модные магазины Лямина, Шарпатье, Годон, Рисс, «А-ла Тоалет», «Парижский магазин» и другие. В магазине Аванцио Ф. Шаляпин и С. Мамонтов обнаружили гравюру немецкого художника В. Кульбаха «Мефистофель», которая помогла Шаляпину в поисках образа исполняемой роли и с которой был пошит костюм Мефистофеля. Находившуюся здесь парикмахерскую «Теодор» часто посещал А. Чехов. С 1880-х годов до 1901 года в здании размещался книжный магазин издательства «Посредник» И. Сытина, в котором можно было приобрести книги по доступным ценам и издаваемый им журнал «Вокруг света». В годы НЭПа здесь открылось издательство «Московский рабочий», выпускавшее газету «Пионерская правда», журналы «Барабан», «Октябрь», «Роман-газета». Осенью 1927 года начинающий писатель М. Шолохов сдал в редакцию «Октября» рукопись романа «Тихий Дон», после чего журнал начал публиковать по частям первые две книги эпопеи. Торговое предназначение дома сохранялось и после революции: здесь находился «Образцовый магазин кулинарных изделий и полуфабрикатов», обувной магазин; бывшие помещения парикмахерской «Теодор» занял книжный магазин «Красная Москва», а в магазине Лямина разместилась сначала Ленинградодежда, а затем Торгсин. В 1920-х годах в доме работал магазин «Новая Москва», который посещали В. Маяковский, А. Новиков-Прибой, М. Булгаков, Мате Залка, И. Уткин и другие литераторы. В 1930-х годах часть дома занимали квартиры; в настоящее время в здании размещаются многочисленные магазины и бутики).

Участок на берегу реки Неглинки, между нынешней Неглинной улицей и Петровкой в середине XVIII века принадлежал М. А. Долгоруковой. Позже он перешёл к Марии Артемьевне Волынской, дочери А. П. Волынского, вышедшей замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова. Воронцовым в то время принадлежало огромное владение между Рождественской и Петровкой, поделённое к концу столетия на ряд более мелких участков.

Тогда же, в конце XVIII века, на парапете Кузнецкого моста между проездом Неглинного канала и Петровкой французским купцом Дюкло был построен дом в классическом стиле с высокой террасой, предохранявшей от разлива реки. Позже здание перешло к семье купца Столбкова. После пожара 1812 года дом перестраивался. Вид здания, украшенного по фасаду восьмиколонным коринфским портиком, увенчанным фронтоном, запечатлён на известной литографии О. Кадоля 1834 года. А ещё несколько лет спустя террасу, ставшую к тому времени ненужной - Неглинка давно уже была спрятана в подземный коллектор, - разобрали.

В доме долгие годы располагалась гостиница, неоднократно менявшая свои названия: «Лейпциг», «Шора», «Россия», «Франция». Содержателем «Франции» был известный ресторатор и антрепренёр Жан Морель, создатель увеселительного сада «Эрмитаж» на Божедомке, а позже открывший вместе с Люсьеном Оливье и Яковом Пеговым знаменитый ресторан «Эрмитаж» на Трубной площади. В гостинице в разные годы останавливались Л. Н. Толстой, композиторы А. К. Глазунов и М. А. Балакирев. На первом этаже располагались магазины. В том числе книжный И. Д. Сытина, часовой П. К. Буре, табачный В. М. Бостанджогло. Здесь же располагалась и парикмахерская «Теодор», в которой частенько стригся А. П. Чехов.

В 1881 году здание было перестроено по проекту архитектора А. Е. Вебера. Как раз тогда появились высокие центральный и боковые аттики с обильной лепниной и фигурками младенцев-путти, благодаря которым дом часто называют «домом с путти». Здание частично перестраивалось ещё два раза: в 1893 году - архитекторами С. В. Дмитриевым и В. П. Гавриловым, и в 1914-1916 годах - по проекту зодчих Л. А. Веснина и С. И. Титова.

В начале ХХ века «дом с путти» принадлежал капитанше Зинаиде Ивановне Шориной, а перед революцией находился в совместной собственности В. С. Шориной, Е. С. Каркузаки, Н. С. Куроедовой, А. С. и П. С. Тургеневых.

В годы НЭПа здесь открылось издательство «Московский рабочий». Именно сюда осенью 1927 года М. А. Шолохов принёс рукопись романа «Тихий Дон», после чего журнал «Октябрь» начал публиковать по частям первые две книги знаменитой эпопеи. В 1930-е годы в доме располагался один из магазинов Торгсин.

— Бывшие палаты Тверского подворья (№ 17, стр. 2; 17 век, бывшая резиденция тверских архиепископов; другие здания ансамбля Тверского подворья были снесены в 1990-х годах и вместо них был построен новый офисный центр).

Современное владение № 17 с XVII в. принадлежало Тверскому подворью — здесь находилась резиденция тверских архиереев. Уже в «Переписи московских дворов» 1620 г. можно найти упоминание о том, что подле «Рождественской» на улице, соответствующей современному Кузнецкому мосту, располагается двор тверского «архиепископа Пафнутия». Тогда же, в XVII в., на участке Тверского подворья были построены каменные, прямоугольные в плане, палаты. В конце столетия к северо-западному углу здания был пристроен дополнительный двухэтажный каменный объем со сводами. Вероятно, в это же время была возведена и каменная церковь Святого Арсения, епископа Тверского, разобранная около 1770 г.
Со временем территория подворья застраивалась, в том числе, и каменными зданиями с торговыми лавками на первых этажах по красной линии Кузнецкого моста. В результате старинные палаты оказались во дворе образовавшегося квартала. В 1830-е гг. палаты были полностью перестроены в соответствии с новой архитектурной модой, с фасадов был срублен декор, выполненный из профильного большемерного кирпича.
Часть строений подворья сдавалась в аренду. Здесь находились жилые помещения и магазины. В 1770-е в одной из квартир жила семья Франца Морелли — учителя танцев Московского Университета, ставшего впоследствии балетмейстером Большого Петровского театра М. Медокса. 
В 1810–1820 гг. здесь располагалась мастерская известного скульптора Сантина Кампиони по производству мраморных и бронзовых художественных скульптур. Имя скульптора хорошо известно в Москве. Его работы украшают многие замечательные здания столицы: дом Благородного собрания на Охотном Ряду (в советские годы — Дом Союзов), дом графа Разумовского на Гороховом поле, Голицынскую (ныне — Первую Градскую) больницу, дворцы Останкина и Архангельского.
Уже в наши дни, в 1996 г., большая часть строений Тверского подворья, в том числе, и выходящих на улицу Кузнецкий мост, была снесена, и на их месте был возведен офисно-торговый комплекс.
Из всего ансамбля сохранились только палаты XVII в. Тогда же была проведена их научная реставрация с воссозданием декоративного убранства фасадов.

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Здания 17 – начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Кузнецкий Мост» пешком. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 17.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий