воскресенье, 18 сентября 2016 г.

Армянский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Кривоколенного переулка до пересечения улиц Маросейка, Покровка и Старосадского переулка.

Зоны:

Жилая, посольская, учебные, медицинские, офисные, культурные, социальные и торговые организации (в зданиях 18 – 1-й половины 20 веков).

Описание:

Переулок с односторонним движением по одной полосе в сторону Кривоколенного переулка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 400 метров.

История:

Переулок назван в 18 веке, потому что здесь с 16 века жили армяне и стояла армянская церковь. 

В 17–18 веках переулок также назывался Артамоновым и Артамоновским (по находившемуся в нем владению крупного государственного деятеля, одного из создателей русского театра, боярина Артамона Матвеева), Никольским и Столповым (по стоявшей здесь церкви Николы в Столпах).

Строения Армянского переулка сохранились во время страшного пожара 1812 года во многом благодаря слаженным действиям армянской диаспоры.

При проведении работ в Армянском переулке нашли многочисленные предметы 17–19 веков у посольства Армении.

Среди находок фрагменты керамической и стеклянной посуды, печные изразцы, ювелирные изделия религиозного и светского характера. Есть несколько мужских перстней из металла и медного сплава. На щитках перстней-печаток - рельефные изображения с геральдической символикой и растительными мотивами.

Нежилые объекты:

• Посольство Армении (№ 2). 1816-1823 годы постройки.
Армянский переулок не просто так носит свое название – домами в этой местности с 18 века владел богатый купец армянин Лазарь Лазарян, которому в 1774 г. императрица Екатерина II пожаловала потомственное дворянство. Впрочем есть сведения, что армяне селились в этом районе ещё с 16 века. Лазарь Лазарян был из Персии, в России он занялся шелковым и бумажным производством, в чем преуспел. Позже он занялся горным производством. Вскоре, будучи одним из самых богатых купцов Москвы, он сменил фамилию на Лазарев и в 1758 году приобрел усадьбу в Столповском, ныне Армянском, переулке.

Возможно, часть усадьбы Лазаревых изначально принадлежала семье Милославских, с чем связаны недавно открытые реставраторами палаты в правой части усадьбы. Невероятное по своей красоте здание с килевидными завершениями наличников, разорванными фронтонами и лоджией в центре, должно было принадлежать обеспеченной семье в 17 в. По мнению историков, усадьба Милославских смотрела как раз в соседний Кривоколенный переулок, и поэтому могла бы стать частью будущей усадьбы Лазаревых.

В начале 18 века усадьба переходила из рук в руки, сначала от Вахрамея Миллера, «железных заводов держателя», к князьям Несвицким, потом к Салтыковым, и только в 19 веке владение стало частью нынешнего армянского посольства.

В 1758 г. Л. Лазаревым (отцом И. Лазарева) приобретена усадьба с двухэтажными каменными зданиями, включёнными в структуру главного дома и флигелей при строительстве нового комплекса зданий в стиле классицизм на рубеже 18—19 вв. Семья Лазаревых купила каменные здания, находящиеся на этой территории, у Захария Шеримана, шелкового промышленника. Сыновья Лазаря устроили здесь армянское учебное заведение, жалуя ему крупную сумму денег. Перестройка имеющихся домов и строительство основного здания началось в 1813 году. Все здания, находящиеся здесь, не сгорели во время нашествия французов в 1812 г. Тогда с большим трудом удалось спасти Армянский переулок: по рассказам, помог мамелюк Рустам, служивший в охране Наполеона – он спас эту территорию от сожжения и разгрома. Кроме усадьбы от пожара были спасены Армянская церковь и флигели армянской Крестовоздвиженской церкви, находившейся напротив, которые сохранились до настоящего времени. Ещё Екатерина II дозволила строить армянские церкви в Петербурге и Москве, «на таком основании, как и Католические церкви состоят». По одним сведениям, армянская Воздвиженская церковь была построена в 1779 году, а по другим – в 1781 году. При обновлении церкви в 1829 году ее украсил скульптурами Витали. Считалось, что армянские церкви не могли использовать колокольный звон, поэтому только в 1866 году стало возможно построить здесь колокольню при церкви. В 1938 году церковь была разобрана, и на её месте выстроили типовое здание школы, но при этом флигели церкви сохранились до нашего времени.
Художественную целостность и единство ансамбль приобрёл при его реконструкции в стиле ампир, когда главный дом в глубине парадного двора и боковые флигеля по линии улицы получили строгую и изящную ордерную декорацию (автор проекта неизвестен, строительство в 1815—23 гг. вёл Т. Простаков, при участии крепостного архитектора Лазаревых И. Подьячева). Центр главного здания украшает шестиколонный ионический портик, на центральной оси ансамбля поставлены монументальные белокаменные пилоны въездных ворот (первоначально увенчанные фигурами лежащих львов) и ампирный памятник-обелиск Лазаревым (1822, до 1914 находился в саду усадьбы). В 1840-х гг. боковые флигеля были соединены с домом переходами (арх. А. Григорьев). В 1828 г. Х. Лазарев приобрёл соседнее владение с палатами кон. 17 в. и флигелями сер. 18 в., в 1850 г. перестроенными в формах ампира (архитектор П. Григорьев) и присоединёнными к северному флигелю в качестве Типографского корпуса. 

В 1815 году в усадьбе Лазаревых было открыто училище как частное училище на средства и во владениях семьи Лазаревых, которые по уставу стали его попечителями (учредителем считается Еким (Овагим) Лазарев – 1743—1826). В 1822 году во дворе установили обелиск в честь владельцев дома и основателей училища. К 1840-м годам флигели усадьбы были соединены с основным зданием переходами для удобства учащихся. В 1835 году училище Лазаревых получило статус гимназии (в 1841 г. открыто отделение для детей армянского духовенства, в 1843 г. — казённокоштное, которое готовило административных чиновников для Закавказья; принимались армянские юноши из бедных семей и сироты), а в 1848 году стало Лазаревским институтом восточных языков. Лазаревский институт восточных языков – учебное заведение, центр армянской культуры в России. Его полная программа сочетала российское среднее и высшее образование с изучением армянской и восточных культур. В институт принимали мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет. Плата за обучение составляла 50 руб. в год. Для неимущих студентов существовало 5 правительственных стипендий, а для студентов-армян — более крупные стипендии. Для посторонних слушателей (без различия звания и образовательного ценза) были учреждены вечерние курсы восточных языков. ЛИВЯ состоял из гимназических (6 лет обучения) и лицейских (3 года) классов. Лицейские в середине 19 в. преобразованы в специальные классы с преподаванием по программе восточного факультета Петербургского университета; ЛИВЯ, таким образом, приобрёл значение и одного из востоковедческих центров России. По уставу 1872 г. институт перешёл в ведение Министерства народного просвещения. Учащиеся делились на пансионеров (большинство), полупансионеров и приходящих учеников. Уставы института поощряли самостоятельность учащихся в освоении знаний, состязательность в занятиях. Юноши изучали основы логики, истории религии, психологии. В гимназический курс были включены математика, физика, ботаника, география, риторика, наука государственного хозяйства, статистика, история, обучение гимнастике и танцам. После принятия устава 1848 г. началось углубленное и целенаправленное штудирование востоковедческих дисциплин. По собственному выбору лазаревец изучал арабский, персидский или турецкий; грузинский, армянский или азербайджанский – один из трех – избирали соответственно национальности уроженцы Закавказья. В учебном заведении преподавали А. Аламдарян и др. деятели армянской науки, педагоги Московского университета А. Веселовский, В. Миллер, Г. Кананов, А. Крымский и др. ЛИВЯ имел хорошо оборудованные кабинеты, коллекции (археологическую, нумизматическую, минералогическую и др.) и библиотеку, пополнявшиеся дарами выпускников и преподавателей. При институте была типография, печатавшая на армянском языке книги и журнал «Юсисапайл» (издатели — профессора ЛИВЯ С. Назарянц и М. Налбандян); её книги на русском языке знакомили читателей с армянской культурой. Здесь учились писатель Иван Тургенев, режиссер Станиславский, государственный деятель Лорис-Меликов, армянские поэты В. Терян, С. Шахазиз и др., создатель арменоведческой школы М. Эмин и др. Среди выпускников ЛИВЯ: востоковеды Б. Миллер, В. Гордлевский, филологи Н. Ашмарин, Н. Дмитриев, Р. Якобсон, Д. Ушаков и др. Ин-т посещали коронованные особы, государственные деятели, ученые, писатели, художники. Лазаревский институт успешно выполнял триединую задачу, объединив в себе образование и воспитание, высшую школу и науку. В результате из его стен вышли выдающиеся востоковеды, знаменитые педагоги, переводчики, дипломаты, видные государственные и общественные деятели, писатели.
В 1905 г. в Лазаревском институте находился революционный склад оружия, обнаруженный только в ноябре 1906 года во время обыска после покушения на московского градоначальника Рейнбота. В 1918 г. институт закрыли, и в главном здании на короткое время открылась театральная студия под руководством Е. Вахтангова, где работал его ученик Рубен Симонов. 4 марта 1919 г. декретом Совнаркома РСФСР вместо ЛИВЯ был создан Армянский институт. 7 сентября 1920 г. В. Ленин подписал декрет Совнаркома об организации института живых восточных языков. В 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление о слиянии Петроградского института живых восточных языков с восточным отделением университета в одно высшее учебное заведение – институт востоковедения. Одновременно Президиум ВЦИК постановил переименовать бывший ЛИВЯ в дом культуры советской Армении и передать его в распоряжение рабоче-крестьянского правительства Армении.

В 1953 году его закрыли, и сюда въехал институт востоковедения Академии наук СССР, работавший здесь до 1976 года.

С 1977 г. по этому адресу разместилось постоянное представительство Армянской ССР.

В 1970—80-х гг. ансамбль реставрирован. В главном доме сохранилась отделка интерьеров, частично переделанная в 1840-х и 1890-х гг., в том числе оформление центрального зала парадной анфилады с парными ионическими колоннами и кариатидами. Восстановлен облик палат конца 17 в., с характерным для того времени нарядным декором; на торцевой части, выходящей в переулок и зрительно связанной с ансамблем усадьбы, сохранён ампирный декор. Уцелела первоначальная планировка палат, с просторными помещениями, сгруппированными вокруг трёх сеней и коридора; в нижнем этаже, перекрытом в основном сомкнутыми сводами, находились, как полагают, не только хозяйственные, но и конторские помещения.

В 1987 г. в постпредстве был открыт музей истории Лазаревского института.

С 1991 года – посольство Армении и армянская воскресная школа. В здании ЛИВЯ, принадлежащем посольству Армении, открыт музей русско-армянских связей, демонстрируются документы, археологические находки, связанные с историей строительства и реставрации ансамбля.

Обелиск в память Лазаревых — 1850 год постройки. 

– Руины Малого типографского корпуса (№ 2, стр. 1). Относятся к Лазаревскому институту (посольство Армении). Разрушенное двухэтажное здание 17–19 вв. 

Сохранились только стены.

– Бывший конюшенный двор и конюшни в составе архитектурного комплекса дома Лазаревых, 1816-1823 гг. (№ 2, стр. 4). 

Ныне – гараж посольства Армении.

– Домик охраны посольства Армении. 

До 1986 года – жилой дом с коммунальными квартирами, на 1-м этаже располагалась мастерская скульпторов.

• Музей «Огни Москвы» (№ 3-5, стр. 1; строение 17 века; белокаменные палаты принадлежали боярам Милославским; в начале 18 века палаты перешли к Протопоповым, а затем их купил капитан лейб-гвардии Преображенского полка А. Щепотьев; в 19 веке здание использовалось армянской Крестовоздвиженской церковью, в 1930-х годах там было платочно-набивное заведение «Энергия» и литография А. Иванова по производству карамельной бумаги; в 1970-х — 1980-х годах здание передали на баланс предприятия «Мосгорсвет»; в 1980 году на 2-м этаже палат открылась выставка, приуроченная к 250-летию уличного освещения Москвы, а в 1984 году после реконструкции здания и прилегающей территории начал работу музей «Огни Москвы» при предприятии «Мосгорсвет»; сейчас музей — самостоятельная организация).

В декабре 1980 года на первом этаже здания открылась выставка, посвященная 250-летию уличного освещения Москвы, на основе которой был образован музей "Огни Москвы". Открыт в 1984 г. после реконструкции здания и прилегающей территории, при предприятии «Мосгорсвет».

Расположен в каменных палатах стольника царя Алексея Михайловича И. Протопопова. Создан сотрудниками Мосгорсвета, прослеживает историю развития освещения в Москве с конца царствования Бориса Годунова. В 4-х залах на стендах и в альбомах 500 фотографий, оригиналы и копии архивных документов и 200 натуральных образцов уличных фонарей — первых «светцов» (свечных), «конопляных» (с фитилём в конопляном масле), спиртовых, керосиновых, газовых, газокалильных, электрических, ртутных, натриевых. Несколько экспонатов дают представление о том, как обслуживались уличные фонари московскими фонарщиками, а также о современном пульте управления, зажигающем по вечерам более 250 тыс. «огней Москвы». В фондах музея хранятся архивные и печатные материалы по светотехнике, истории освещения и электрочасофикации, фотографии и чертежи разного рода осветительных приборов, изобразительные материалы по истории Москвы.

В экспозиции представлены разнообразные источники света: светецы, масляные, керосиновые, газовые фонари и лампы, современные электрические светильники, а также большое количество фотографий с видами столицы. C помощью пульта ДУ посетители могут зажечь старые фонари и почувствовать себя запоздавшими пешеходами на московских улицах прошлых столетий. Материалы музея дают сведения по москвоведению, истории, физике. В музее проводятся экскурсии, интерактивные программы, мастер-классы. Школьников младших и средних классов мы приглашаем на интерактивные программы "В гостях у старого уличного фонаря", "Добывание огня", "Что такое свет?". Также можно принять участие в мастер-классе по росписи свечей или заказать праздничную программу "Как на Ваши именины". Дети с 3 до 6 лет могут принять участие в новогодней сказке "Елочка для ежика" или "Старый уличный фонарь".
Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2008 г. – проект "СВЕТлое детство. Музейная программа для детей с интеллектуальными нарушениями", 2009 г. – проект "Свет. Действующие лица...", 2012 г. – проект "Фонари Москвы", 2014 г. – проект "Копилка светлых идей".

• Отель "Флигель" (№ 3-5, стр. 2-3). 

Бывшие дома причта Армянской церкви Воздвижения Креста. 

В 1733-47 гг. участком владело семейство купца Ф. Мыльникова. Затем он принадлежал Ф. Калушкину. 

В 1780-х гг. участок приобрело семейство Лазаревых и построило на нем армянскую церковь. По их заказу архитектор Ю. Фельтен в 1781 г. построил и эти дома-близнецы, которые Лазаревы передали церкви. В них жили преподаватели Лазаревского института. 

Некоторое время назад тут был центр традиционного акушерства и семейной медицины. 

Реконструирован в 2010-х годах.

• Психоневрологический диспансер: филиал № 4 больницы № 3 им. В. Гиляровского (№ 3-5, стр. 4).



2015 год

• Коррекционная школа (№ 3-5, стр. 9). Филиал школы № 2124 «Центр развития и коррекции» для детей с нарушением речи и развития интеллекта. 

На этом месте раньше была Армянская церковь.

• Подразделение (офис) «Мосгорсвета» (№ 3, стр. 11). 

На этом месте стояла церковь Воздвижения Креста.

• Офисы (№ 4). На стене: «Здесь в июне 1941 г. был сформирован истребительный батальон Куйбышевского района г. Москвы, который в октябре вошел в состав 5 полка Московских рабочих 4 Московской Коммунистической стрелковой дивизии, ставшей впоследствии 155 Краснознаменной Станиславской дивизией» и «Живым и павшим воинам Московского народного ополчения. Ваш ратный подвиг будет вечно жить в наших сердцах. 1941-1945 гг.».

Бывший дом причта храма святого Николая Чудотворца, что у Столпа с церковной лавкой, построенного в 17 в. — в нём располагалась церковная лавка.

Прихожанином храма был Артамон Матвеев, к которому на чай приходил царь Алексей Михайлович, а одним из главных дел жизни Матвеева стало объединение России и Украины в 1654 г. Среди представителей прочих дворянских родов, посещавших храм, был приближённый царя Фёдора Алексеевича Иван Милославский.

В 1935 году по приказу ВЦИК церковь Николы на Столпах снесли и построили школу.

• Подразделение Высшей школы экономики (№ 4, стр. 2). На стене: «Слава защитникам Родины – народному ополчению Москвы. 6 - 12.VII - 1941 г. В нашей школе формировался 2 - ой полк 4 дивизии народного ополчения Куйбышевского района Москвы, переименованной за боевые отличия в 84 - ю Краснознаменную гвардейскую Карачевскую ордена Суворова дивизию» и «В этом доме провел детство и юность Ф. И. Тютчев 1810-1822 гг.».

Четырёхэтажное здание, построенное в 1938 году.

Здание построено на месте церкви Николая Чудотворца в Столпах, разрушенной в 1938 году.

В советское время – школа.

Потом – Педагогический колледж «Маросейка» МГПУ. 

Летом 2014 года педагогический колледж № 7 присоединён к Московскому городскому педагогическому университету. 

• Офисы (№ 5).

Бывший дом Лазаревых.

Затем здесь жили преподаватели Лазаревского института.

• Российский детский фонд и церковь великомученика Димитрия Солунского в Горихвостовском доме призрения (№ 11).

В основе существующего главного дома – старые палаты, построенные в 17 в., а возможно и раньше. От палат сохранился белокаменный подвал со сводчатыми помещениями – по всей видимости, изначально это был подклет (нижний этаж) дома, в то время как второй этаж был деревянным. Позже второй этаж был сделан каменным.
Палаты в Армянском переулке связывают с именем боярина Ивана Милославского, который, как считается, владел этой усадьбой во 2-й пол. 17 в. Он принадлежал к древнему и знатному дворянскому роду Милославских, который возвысился после того, как царь Алексей Михайлович взял себе в жены Марию Милославскую. Иван Милославский сделал карьеру в правление царя Федора Алексеевича, когда стал одним из самых влиятельных людей при дворе. Он руководил многими приказами, в том числе Приказом Большого дворца, Иноземным приказом, Стрелецким приказом и Приказом Большой казны. Был известен как хитрый и опасный человек, выступил теневым вдохновителем стрелецкого бунта 1682 года, когда противостояние между родами Милославских и Нарышкиных (семья второй жены царя Алексея Михайловича) вылилось в кровопролитие. Правда о его роли в стрелецком бунте стало известно уже после его смерти (он умер в 1685 году), во время следствия по второму стрелецкому бунту 1698 года.

В 18 веке усадьба несколько раз меняла владельцев – принадлежала князьям Волконским, графам Дмитриевым-Мамоновым, дворянам Глебовым. В 1790 году перешла в руки князя Ивана Гагарина, который принадлежал к древнему и прославленному княжескому роду Гагариных. Сам он был капитаном флота, участвовал в Чесменском сражении; выйдя в отставку, поселился в Москве, близко сошелся со многими масонами, в том числе с известным издателем и просветителем Николаем Новиковым, состоял членом одной из московских масонских лож. При Гагарине усадебный дом был перестроен и приобрел нынешний классический облик; автором проекта выступил архитектор Матвей Казаков. Он расширил дом за счет пристроек и надстроил его третьим этажом, практически не затронув основное ядро здания – старые палаты, создававшиеся на протяжении 17–18 вв. Казаковым была сохранена основная композиция дома с 2 ризалитами на главном фасаде. Между ризалитами он устроил не портик, как можно было бы предполагать, а балкон на колоннах, придав усадебному дому скромный, но вместе с тем изысканный облик. Столь же просто и изящно были оформлены и интерьеры дома.

В 1810 году наследники князя Гагарина продали усадьбу семье Тютчевых – родителям Федора Тютчева, в будущем – поэта, который провел здесь свои детские и юношеские годы (прожил в родительском доме до 1822 г.). Мать Тютчева незадолго продала большое владение в Хитровском пер. и переехала со всей семьей сюда. Усадьба не пострадала от пожара в 1812 году – по преданию, Армянский переулок и окрестности уцелели от огня благодаря заступничеству телохранителя Наполеона мамелюка Рустама, армянина по происхождению, солдаты которого охраняли местные усадьбы во время пожара.
Сюда приезжал наставник Ф. Тютчева, тоже поэт, издатель журнала, переводчик С. Раич. В этом доме неоднократно бывали будущие декабристы Д. Завалишин и И. Якушкин (его здесь арестовали в 1826 г.), которые состояли в родстве с Тютчевыми. В 1831 году Тютчевы продали усадьбу Московскому попечительству о бедных духовного звания, которое устроило здесь богадельню, названную Горихвостовской – по имени одного из благотворителей; она просуществовала до 1920-х гг., но называлась уже домом соцобеспечения имени Н. Некрасова
В советские годы здесь размещали разные учреждения, дом не перестраивался и сохранил почти в первоначальном виде свой исторический облик. Сейчас здесь располагается Российский детский фонд.

Иногда в здании совершаются церковные службы.
– Памятник Федору Тютчеву открыт 5 декабря 2003 года к празднованию 200-летнего юбилея поэта. Скульптор Ю. Иванов. Бронзовый бюст расположен на гранитной колонне с квадратным основанием, внизу колонны на картуше памятная надпись «Федору Тютчеву». 

• Гостиница «Полесье» (№ 6; бывший дом Грачевых; конец 19 века).

• Офисы (№ 9). Бывший дом Константинова. 1875 год постройки.

В 18 в. здесь находилась усадьба Артамона Матвеева. В 1873 году владелица участка Елизавета Лазарева-Абамалек уступила его купцу Абраму Морозову, который перепродал его купцу К. Торопову. Ксенофонт стал заказчиком строительства этого здания высотой в 3 этажа, фасады которого были обращены сразу в 3 переулка (Сверчков, Армянский и Архангельский). 

Дом построили в 1875 году по проекту арх. Августа Вебера. В доме, помимо меблированных квартир, имелись и большие подвальные помещения, которые, как и в соседнем 7-м доме, сдавались под винные склады компании «Бекман и Ко». 

В 1914 году собственниками числились братья Константиновы: Василий, Иван и Павел. По их фамилии владение получило название «Дом Константинова». 

В октябрьские дни 1917 года в здании разместился штаб революционеров-печатников. Потом представители московских типографий стали основными жителями устроенных здесь коммунальных квартир. В 1924 году они основали здесь «Клуб имени Ивана Федорова-Печатника», а здание стали называть «Дом Печатника». После революции здесь оставались и прежние жильцы, правда, им пришлось потесниться. Сюда же поселили семью Высоцких – бывших владельцев крупнейшей в России чаеторговой фирмы и обладателей «дома-замка» в переулке Огородная Слобода. 

В 1930-х годах прошла первая реконструкция здания, после чего дом подрос на 2 этажа + чердак. 

Следующее переустройство пришлось уже на 1970-е годы, когда строение передали под государственные учреждения.

Возможно, здесь жил писатель Ю. Нагибин. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/02/blog-post_46.html.

Жилые дома:

4 этажа (№ 1/8, стр. 1). 

Четырехэтажный угловой доходный дом был построен в начале ХХ века на месте старой усадьбы, главный дом которой стоял по Кривоколенному переулку, а в Армянский переулок выходил усадебный сад.

Усадьба, имевшая традиционный классический облик, была построена, по всей видимости, еще до пожара 1812 г. В 1782 г. владение, в качестве приданого, перешло к графу Александру Санти (1751–1806). В 1830-х годах ею владели Иван и Екатерина Тютчевы, родители поэта Федора Тютчева, которые переехали сюда из большой усадьбы на другом конце Армянского переулка (нынешний дом 11, именно там прошли детские и юношеские годы поэта). Здесь они жили до ноября 1840 года.

В 1856 г. усадьбу приобрели Михаил Катков и Павел Леонтьев – общественные деятели середины 19 века, издатели популярного журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости». В Армянском переулке располагалась редакция их журнала и газеты, а также типография, где они печатались. В редакции у Каткова и Леонтьева часто бывали писатели М. Салтыков-Щедрин, С. Аксаков, И. Гончаров.

В конце 1870-х годов усадьба перешла к семье учителя музыки Карла Микини, которая владела ей до 1917 г. В начале ХХ века наследники Микини решили построить на месте старой усадьбы доходный дом. В 1901 году была выстроена часть дома вдоль Армянского переулка, автором проекта выступил арх. Владимир Властов. В 1905 году один из владельцев усадьбы, архитектор (гражданский инженер) Петр Микини построил вторую часть дома по Кривоколенному переулку, объединив оба строения эффектным угловым эркером с балконом в верхней части, увенчанным башенкой.
Фасады здания, немного различающиеся по своему декору, украшены изящной лепниной, которой оформлены наличники окон, двери в парадные и проездные арки, а также эркеры и простенки между окон. Обращает на себя внимание нарядный металлический козырек над подъездом со стороны Армянского переулка, выполненный в стиле модерн, с двумя кронштейнами оригинального рисунка. Квартиры в доме 4-5-комнатные, во многих из них сохранилась потолочная лепнина, созданная по авторским рисункам, паркет, встроенная мебель. До наших дней дошло также первоначальное оформление парадных и лестниц.

В доме жил сам владелец и строитель дома Петр Микини, инженер путей сообщения и гражданский инженер, а также его брат и совладелец дома инженер-техник Виктор Микини. Остальные квартиры в доме сдавались внаем; на первом этаже, в угловой части, располагался магазин. В 1908-1911 годах одну из квартир в доме снимал философ, публицист и общественный деятель Николай Бердяев.

В советские годы большинство квартир в доме были превращены в коммунальные (часть их сохраняет такой статус до сих пор).

5 этажей (№ 7; 1899 год постройки; бывший доходный дом; в стиле московского модерна; заказчицей была княгиня Е. Абамелек-Лазарева; часть квартир построенного дома сдавалась внаем: деньги передавались на содержание, находившейся рядом Армянской церкви; в части квартир долгое время жили преподаватели Лазаревского института).

На месте дома 7 и соседнего дома 9 в 17 в. располагалась усадьба А. Матвеева. 

В начале 19 в. дом Матвеева с садом и прудом приобрело семейство Лазаревых. 

В 1873 г. участок разделили. Один участок, на котором сейчас стоит дом 9, продали. А на втором в 1899 г. был построен существующий доходный дом. Модерн. Несмотря на обилие декора здание, благодаря профессионализму архитектора, оставляет впечатление легкости. Заказчицей была княгиня Е. Абамелек-Лазарева, автор проекта – арх. Александр Иванов, действительный член императорской академии художеств. Часть квартир построенного дома сдавалась внаем: деньги передавались на содержание, находившейся рядом Армянской церкви. В части квартир долгое время жили преподаватели Лазаревского института.

Достопримечательности:

Музей «Огни Москвы» (№ 3/5, стр. 1).

Здания 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.


Велодорожек нет, для велодвижения проезд плохо приспособлен, но проехать можно или по правому краю проезжей части, или по тротуарам. Движение здесь обычно не очень интенсивное, а пешеходов бывает много только в "часы пик".

Мест для отдыха практически нет (если только во дворах жилых домов).

Для пеших прогулок переулок неудобен (рядом проезжая часть, довольно много народа, узкий тротуар, нет мест отдыха).

Фотосъемка (без интерьеров) разрешена везде.

Промышленных предприятий нет.

Жилищного строительства не ведется.

Памятная дата:

Проезд:


От метро «Китай-Город» на троллейбусах №№ 25 и 45 до остановки «Армянский переулок» (на улице Полянка) и пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на: 1.5.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий